Эцп для налоговой такском

Обновлено: 04.07.2024

12 октября 2021

Сертификаты, которые выдал Контур, будут работать до конца срока своего действия

Сертификаты электронной подписи, выданные вам при подключении к Экстерну, будут работать до конца срока своего действия, в том числе в 2022 году.

Менять действующую подпись Контура на электронную подпись ФНС к 1 января 2022 года необязательно. Получить подпись ФНС вы сможете, когда срок действия электронной подписи Контура закончится.

Согласно разъяснениям Минцифры, до конца срока своего действия будут работать сертификаты электронной подписи, выпущенные удостоверяющими центрами, которые аккредитованы по новым правилам 63-ФЗ. УЦ СКБ Контур и УЦ Сертум-Про получили такую аккредитацию, информация об этом опубликована на сайте Минцифры.

Что изменится

С 1 июля 2021 года

ФНС начала бесплатно выпускать сертификаты юрлиц и ИП. Это некопируемый сертификат на руководителя организации. При этом территориальные налоговые органы в пилотном режиме выдают сертификаты в большинстве регионов страны уже с конца апреля.

Узнайте, как получить сертификат для руководителя в УЦ ФНС, в пошаговой инструкции.

С 1 января 2022 года

С 1 января 2022 года вы можете выбрать один из вариантов, как работать:

  1. Продолжать работать в Экстерне с электронной подписью, которую вы получили в Контуре, до конца срока ее действия.
  2. Получить новую электронную подпись согласно изменениям 63-ФЗ.

Руководители юридических лиц и ИП смогут сделать это в удостоверяющем центре ФНС России (далее — УЦ ФНС) или доверенных удостоверяющих центрах. Банки — в удостоверяющем центре Центробанка, госструктуры — в удостоверяющем центре казначейства.

Как настроить сертификат УЦ ФНС

Если вы планируете работать в Экстерне с сертификатом УЦ ФНС, вам потребуется дополнительно приобрести:

  1. Носитель, чтобы записать на него сертификат и ключи электронной подписи.
  • Если у вас есть Рутокен Лайт, выданный ранее при подключении к Экстерну, то сертификат УЦ ФНС можно записать на него. Общий размер Рутокен Лайт — 64 Кб, на него можно записать до 15 контейнеров с сертификатами.
  • Подойдут носители: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ и другие, которые соответствуют требованиям ФСБ или ФСТЭК. Сертификат соответствия ФСТЭК России для ключевого носителя, который необходим для получения сертификата в УЦ ФНС, можно запросить в вашем сервисном центре.
  • Обратите внимание, в некоторых регионах в инспекциях просят пустой токен. В таком случае скопируйте все контейнеры с сертификатами и ключами на любой другой носитель или компьютер, чтобы в дальнейшем вы смогли расшифровать свою отчетность или включить в Экстерне режим хранения расшифрованных документов.
  • Если токена нет, его нужно приобрести, обратившись в ваш сервисный центр.
  1. Лицензия СКЗИ КриптоПро CSP.
    Лицензия нужна на каждое рабочее место, с которого в вашей организации будут работать с сертификатом УЦ ФНС. В Контуре можно купить лицензию КриптоПро на 12 месяцев или бессрочную.

Как использовать сертификат физлица и сертификат УЦ ФНС для входа в Экстерн

  • Если вы будете заходить в Экстерн с помощью сертификата физлица, вам нужно заранее указать телефон или логин и пароль для входа. Первый раз вы зайдете по ним, а дальше сможете входить по сертификату как обычно.

Как выбрать сертификат для подписи

Ниже расскажем, как подписывать отчетность в контролирующие органы сертификатом руководителя, выданным УЦ ФНС, или сертификатом физлица.

Отчетность в ФНС, Росстат

Чтобы отчитываться в ФНС и Росстат, вам нужно будет выбрать сертификат руководителя, выданный УЦ ФНС, или сертификат физлица в реквизитах плательщика как сертификат для подписи (инструкция).

Отчетность в ПФР

Чтобы отправлять отчетность в ПФР, вам, как и раньше, нужно будет сначала передать в ПФР регистрационные данные с информацией о сертификате (инструкция). При этом вы сможете выбрать в списке сертификат руководителя, выданный УЦ ФНС, или сертификат физлица.

При отправке отчета СЗВ-ТД, а также документов ЗПЭД и УПУП сертификат нужно выбрать перед отправкой — в выборе сертификатов появятся сертификаты физлица и сертификаты УЦ ФНС.

Если вы сдаете в ПФР только отчеты СЗВ-ТД, регистрационную информацию можно не отправлять.

Отчетность в ФСС

При отправке отчетности вы сможете выбрать сертификат руководителя, выданный УЦ ФНС, или сертификат физлица в списке.

Если сотрудник будет отправлять документы с сертификатом физлица, ему необходимо, как и прежде, сначала зарегистрироваться на портале ФСС и передать в ФСС бумажную доверенность старого образца (инструкция).

Многопользовательский режим работы в Экстерне

Раньше, чтобы добавить пользователя в Экстерн, требовалось купить рабочее место и сертификат. В июле появилась возможность добавлять в Экстерн пользователей, не выпуская на них сертификат в процессе покупки, если у них уже будет сертификат физлица. Дело в том, что теперь при переходе в разные организации у сотрудника может оставаться на руках один и тот же сертификат физлица.

Как добавить в Экстерн нового пользователя (с сертификатом или без):

  • Сотрудник с правами администратора в Экстерне заполняет приглашение, где указывает e-mail нового пользователя, и высылает его.
  • Новый пользователь может принять приглашение, сразу же войти в Экстерн и при желании привязать свой сертификат для входа. И затем сможет входить либо по сертификату, либо по логину-паролю.

Таким образом, дополнительные пользователи смогут входить в Экстерн удобным способом: с сертификатом, по логину-паролю или указав код из СМС.

Электронные доверенности

С 1 января 2022 года сотрудники организаций, у которых закончится действие их сертификата сотрудника, будут получать сертификаты физлиц. В таком сертификате не указывается организация, только Ф.И.О. сотрудника. Чтобы представлять организацию и подписывать от ее имени документы, сотруднику нужна будет электронная доверенность. Мы готовим решение, которое позволит использовать ее в сервисах Контура. Первой системой, с которой можно будет взаимодействовать по электронной доверенности, будет ФНС.

Электронные доверенности для отчетности в ФНС

Электронная доверенность подтверждает, что физлицо имеет полномочия сдавать за организацию какие-либо документы в ФНС. Она должна быть подписана действующим сертификатом руководителя, выданным УЦ ФНС или аккредитованным удостоверяющим центром, например УЦ Контура.

Электронная доверенность заменит текущую бумажную доверенность с подписью руководителя.

Формат электронной доверенности представителя налогоплательщика для отправки документов в ФНС прописан в проекте приказа. Однако вся новая схема работы — с переходом на сертификаты физлиц и электронные доверенности — станет обязательной с 1 января или позднее — точная дата пока официально не утверждена. При этом, если у вас на руках в 2022 году будет действующий сертификат Контура, вы сможете продолжить использовать его до конца срока действия.


Затем будут варианты:

Руководитель сможет выдать права на отправку отчетности в конкретную ИФНС, а не во все сразу, но по умолчанию Экстерн будет считать, что доверенность действует во всех ИФНС.

Здесь может быть две ситуации.


Если от ФНС пришел отказ, вы сможете посмотреть причину отказа и переоформить доверенность.

Как отозвать электронную доверенность

Электронную доверенность нужно отозвать, например, если физлицо уже не работает в обслуживающей бухгалтерии и не должно иметь полномочий подписывать документы за организацию.

Отзыв электронной доверенности — формализованный документ, который надо подписать сертификатом руководителя, выданным УЦ ФНС. Формат отзыва доверенности пока не утвержден.

Наши рекомендации

Смотрите вебинар о последних изменениях

Подробно обо всех изменениях и нюансах работы с новыми сертификатами мы рассказали на вебинаре 24 июня. Смотрите запись по ссылке.

Внимание! В соответствии с пунктом 3 статьи 80 и с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость через сервис ФНС не принимаются. Также, согласно пункту 10 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации расчеты по страховым взносам через настоящий сервис не принимаются.








После формирования декларации или загрузки существующей, необходимо ее выгрузить для формирования транспортного контейнера. Для выгрузки документа нужно правым кликом мыши кликнуть на отчет. При этом если помечен документ или группа документов, то будут выгружены помеченные документы. Если нет помеченных документов, то будет выгружен документ, на котором установлен курсор.


Откроется список отмеченных для выгрузки документов:


Откроется окно со служебной информацией:



Если заполнены все необходимые поля, отчетность будет выгружена.


Для подписания отчетности будет запрошен пароль на контейнер:




Для регистрации необходимо ввести Логин, Пароль, Подтверждение пароля и E-mail :





После выбора файла сертификата откроется окно со сведениями об организации, в котором необходимо будет заполнить пустые поля (КПП и Код налогового органа):




После обновления страницы изменится статус регистрации сертификата, и в данных организации отобразится присвоенный идентификатор:


Внимание! В соответствии с пунктом 3 статьи 80 и с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость через сервис ФНС не принимаются. Также, согласно пункту 10 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации расчеты по страховым взносам через настоящий сервис не принимаются.


Далее необходимо установить Сертификат открытого ключа подписи МИ ФНС России по ЦОД, корневой сертификат ФНС России и список отозванных сертификатов.

Для установки сертификата открытого ключа подписи МИ ФНС России по ЦОД нужно его сохранить и запустить установку двойным кликом мыши.






Сертификат открытого ключа подписи МИ ФНС России по ЦОД установлен.









Корневой сертификат установлен.



На четвертом шаге проверки будет предложение выбрать цифровой сертификат.



В открывшемся окне:




После передачи файла произойдет автоматический переход на страницу проверки статуса обработки:




Безлимитная отчётность во все подразделения госорганов

ФНС

ФНС

ПФР

ПФР

ФСС

Росстат

РОССТАТ

Выберите тариф для сервиса электронной отчётности в госорганы

Для ИП УСН

Удобный

2145 р/год

ЧТО ВХОДИТ В ТАРИФ:
Программа/сервис Онлайн-спринтер
ФНС, ПФР
Электронная подпись (ЭП) в тарифе + бесплатная замена
Лицензия КриптоПро CSP на 1 год
Комфортный. Спецрежим

4080 р/год

ЧТО ВХОДИТ В ТАРИФ:
Программа/сервис Онлайн-спринтер
ФНС, ПФР, ФСС
Электронная подпись (ЭП)В тарифе + бесплатная замена
Лицензия КриптоПро CSP на 1 год
Электронный документооборот с партнёрами 600 исходящих документов

Проверка контрагентов. 1 лицензия Базовая С

Солидный. Спецрежим

6120 р/год

ЧТО ВХОДИТ В ТАРИФ:
Программа/сервис Онлайн-спринтер
ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, ЦБ РФ, РПН
Электронная подпись (ЭП)В тарифе + бесплатная замена
Лицензия КриптоПро CSP на 1 год
Электронный документооборот с партнёрами 1200 исходящих документов
Проверка контрагентов 5 лицензий Базовая С

Для ИП ОСНО

Удобный

2145 р/год

ЧТО ВХОДИТ В ТАРИФ:
Программа/сервис Онлайн-спринтер
ФНС, ПФР
Электронная подпись (ЭП) в тарифе + бесплатная замена
Лицензия КриптоПро CSP на 1 год
Комфортный

6290 р/год

ЧТО ВХОДИТ В ТАРИФ:
Программа/сервис Онлайн-спринтер
ФНС, ПФР, ФСС
Электронная подпись (ЭП)В тарифе + бесплатная замена
Лицензия КриптоПро CSP на 1 год
Электронный документооборот с партнёрами 600 исходящих документов

Проверка контрагентов. 1 лицензия Базовая С

Солидный

9775 р/год

ЧТО ВХОДИТ В ТАРИФ:
Программа/сервис Онлайн-спринтер
ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, ЦБ РФ, РПН
Электронная подпись (ЭП)В тарифе + бесплатная замена
Лицензия КриптоПро CSP на 1 год
Электронный документооборот с партнёрами 1200 исходящих документов
5 лицензий Базовая С

Для ЮЛ УСН

Удобный

3120 р/год

ЧТО ВХОДИТ В ТАРИФ:
Программа/сервис Онлайн-спринтер
ФНС, ПФР
Электронная подпись (ЭП) в тарифе + бесплатная замена
Лицензия КриптоПро CSP на 1 год
Комфортный. Спецрежим

7140 р/год

ЧТО ВХОДИТ В ТАРИФ:
Программа/сервис Онлайн-спринтер
ФНС, ПФР, ФСС
Электронная подпись (ЭП)В тарифе + бесплатная замена
Лицензия КриптоПро CSP на 1 год
Электронный документооборот с партнёрами 600 исходящих документов

Проверка контрагентов. 1 лицензия Базовая С

Солидный. Спецрежим

11305 р/год

ЧТО ВХОДИТ В ТАРИФ:
Программа/сервис Онлайн-спринтер
ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, ЦБ РФ, РПН
Электронная подпись (ЭП)В тарифе + бесплатная замена
Лицензия КриптоПро CSP на 1 год
Электронный документооборот с партнёрами 1200 исходящих документов
5 лицензий Базовая С

Для ЮЛ ОСНО

Удобный

5265 р/год

ЧТО ВХОДИТ В ТАРИФ:
Программа/сервис Онлайн-спринтер
ФНС, ПФР
Электронная подпись (ЭП) в тарифе + бесплатная замена
Лицензия КриптоПро CSP на 1 год
Комфортный

10455 р/год

ЧТО ВХОДИТ В ТАРИФ:
Программа/сервис Онлайн-спринтер
ФНС, ПФР, ФСС
Электронная подпись (ЭП)В тарифе + бесплатная замена
Лицензия КриптоПро CSP на 1 год
Электронный документооборот с партнёрами 600 исходящих документов

Проверка контрагентов. 1 лицензия Базовая С

Солидный

16830 р/год

ЧТО ВХОДИТ В ТАРИФ:
Программа/сервис Онлайн-спринтер
ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, ЦБ РФ, РПН
Электронная подпись (ЭП)В тарифе + бесплатная замена
Лицензия КриптоПро CSP на 1 год
Электронный документооборот с партнёрами 1200 исходящих документов
5 лицензий Базовая С

Выберите ключи электронной подписи в соответствии с областью применения

Электронные торги

Сертификаты ключей электронной подписи для участия в электронных торгах на различных площадках:

Госзакупки по 44-ФЗ и Оборонзаказ

Закупочные процедуры по 223-ФЗ

Торги по реализации имущества банкротов

Иные торги без специализированных требований к сертификатам (уточняйте на торговых площадках)

Электронные торги. Универсальный

7500 р

Область применения
Электронные торги. Базовый

3500 р

Электронная подпись для работы на торговых площадках и в сервисах госорганов, не имеющих индивидуальных требований
Область применения
Электронные торги. B2B-Center

6000 р

Область применения
Национальное достояние

10000 р

Область применения
Электронные торги. Фабрикант

7500 р

Биржа СПбМТСБ

7500 р

Область применения
Электронные торги. Казахстан

7500 р

Область применения

Госуслуги и отчетность

Квалифицированные сертификаты ключей электронной подписи:

Для взаимодействия с системами Центрального Банка, Таможни, Росреестра, Рособрнадзора и другими

Для взаимодействия с порталами Госуслуги, Маркировка, ЕГАИС и т.д.

Для получения патентов, банковских гарантий, отправки отчетности в контролирующие органы

Эльба

В связи с изменениями в законодательстве с 1 января 2022 года усиленную квалифицированную электронную подпись для организаций, индивидуальных предпринимателей и нотариусов будет выдавать только Федеральная налоговая служба (ФНС) России.

С 1 июля 2021 года до 1 января 2022 года - переходный период. В этот период ФНС начинает изготовление и выдачу квалифицированной электронной подписи. Однако, пока она налаживают процесс, некоторые коммерческие удостоверяющие центры (УЦ), все-таки, имеют право выдавать такие электронные подписи (их количество всего около 10 штук на всю Россию!).

Полезная информация о выдаче квалифицированной электронной подписи ФНС России.

Информация о деятельности ФНС в области изготовления и выдачи усиленной квалифицированной электронной подписи раскидана по многим источникам. Мы постарались собрать в одном месте минимальное количество максимально полезной информации.

Деятельность Удостоверяющего центра ФНС России регламентируется Порядком, утвержденным Приказом ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@ и Регламентом, утвержденным Приказом ФНС России от 05.07.2021 N ЕД-7-24_636@ ,

Некоторые публикации на официальном сайте ФНС по этой теме:

Порядок получения электронной подписи в УЦ ФНС России

В общих чертах порядок получения электронной подписи выглядит следующим образом:

Заявитель (организация, индивидуальный предприниматель или нотариус) должны подать заявление на получение квалифицированной электронной подписи.

Заявление подается в личном кабинете Физического лица (руководителя организации, индивидуального предпринимателя, нотариуса) на официальном сайте ФНС России.

Как подать заявление и проверить его статус - можете ознакомиться в нашей статье .

Если подача заявления покажется сложной - можете обратиться в нашу платную техническую поддержку . Мы поможем сформировать заявление и подготовим Вас к получению электронной подписи в ФНС.

В случае положительного ответа на заявление необходимо записаться на получение квалифицированной электронной подписи.

Запись на прием также производится в личном кабинете налогоплательщика - физического лица. Записаться и получить квалифицированную электронную подпись можно в любой инспекции. Пример записи на получение - на нашем сайте .

Посетить налоговую инспекцию (по предварительной записи) для получения квалифицированной электронной подписи. На получение должен явиться сам Заявитель лично (доверенным лицам услуга оказана не будет!).

На получение необходимо предоставить:

  • Распечатанное и подписанное заявление на изготовление квалифицированной электронной подписи (формируется на Шаге 1);
  • Оригинал документа, удостоверяющего личность (паспорт или иной документ, установленный Регламентом и законом);
  • Печать организации или индивидуального предпринимателя (если Вы работаете с печатью);
  • Сертифицированный ФСТЭК или ФСБ защищенный носитель. Например, Рутокен Лайт или Рутокен ЭЦП ;
  • Копию сертификата ФСТЭК или ФСБ на ваш защищенный носитель (можно скачать с сайта производителя, но некоторые инспекции требуют заверенную копию);
  • Рекомендуем предоставить копию сертификата соответствия или приложение на ваш защищенный носитель, где прописан его серийный номер (некоторые инспекции его запрашивают, но их выдают только с новыми носителями);
  • Рекомендуем иметь при себе оригинал СНИЛС;
  • Рекомендуем иметь при себе выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (некоторые инспекции ее запрашивают)

Получение электронной подписи

Заявитель лично посещает налоговую инспекцию, где ему записывают квалифицированную подпись на защищенный носитель.

При получении оформляется ряд документов, установленных Регламентом. Процесс выдачи электронной подписи может фиксироваться на фото или видеоаппаратуру.

Обычно, процесс получения занимает 20-40 минут.

Что нужно для работы электронной подписи, полученной в ФНС?

Для работы электронной подписи, полученной в ФНС, необходимо произвести настройку компьютера.

Настройка компьютера производится исходя из условий:

  • какими средствами изготовлена ваша электронная подпись;
  • где планируется применять электронную подпись (для какой бизнес задачи? на какой ресурсе? в какой информационной системе?).

ФНС изготавливает электронную подпись при помощи нескольких средств:

  • при помощи программных средств электронной подписи ( КриптоПРО CSP, Vipnet CSP и пр.);
  • при помощи аппаратных средств криптографии (Рутокен ЭЦП 2.0, JaCarta, и др.).

Основная масса подписей, выданных в июле 2021 года изготавливалась средствами программы КриптоПро CSP , как будет далее - пока не знаем.

В зависимости от средств, которыми была изготовлена электронная подпись, будет отличаться её настройка ( отличается очень сильно! ).

В печатной форме сертификата, который Вы получите в ФНС определите, какими средствами изготовлена подпись (поле "Средство электронной подписи владельца").

Для настройки вашей подписи под конкретные бизнес задачи рекомендуем использовать инструкции тех информационных систем, где будете работать с подпись.

Обращаем ваше внимание! Некоторые средства электронной подписи (например, КриптоПро CSP ) необходимо приобрести для работы с электронной подписью!

Если Вы не можете справится с настройкой вашей электронной подписи, полученной в ФНС России - можете обратиться в нашу платную техническую поддержку . Обычно настройку мы производим удаленно, по времени эта процедура занимает примерно 15 минут. Настройки, которые мы производим являются "универсальными" и подходят для 99% областей применения вашей электронной подписи.

Читайте также: