Джон локк о налогах

Обновлено: 28.06.2024

Джон Локк, английский философ и врач, считается одним из самых влиятельных мыслителей эпохи Просвещения, работа которого внесла большой вклад в развитие понятий общественного договора и естественных прав.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

Объясните концепцию общественного договора Локка.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Теория общественного договора

Теория или модель, которая обычно утверждает, что люди дали явное или молчаливое согласие отказаться от некоторых своих свобод и подчиниться власти правителя или магистрата (, или решению большинства) в обмен на защиту своих прав.

Два трактата об управлении

Труд по политической философии, анонимно опубликованный в 1689 году Джоном Локком. Первый раздел атакует патриархализм в форме опровержения предложения за предложением патриархата Роберта Филмера, в то время как второй излагает идеи Локка о более цивилизованном обществе, основанном на теории естественных прав и договоров.

Теория, которая утверждает, что знание приходит только или в первую очередь из чувственного опыта. Фундаментальной частью научного метода является то, что все гипотезы и теории должны проверяться на основе наблюдений за миром природы, а не опираться исключительно на априорные рассуждения, интуицию или откровение.

Естественные права

Права, не зависят от законов, обычаев или верований какой-либо конкретной культуры или правительства и поэтому являются универсальными и неотчуждаемыми (т.е. права, которые не могут быть отменены или ограничены человеческими законами).

Участок Ржаного Дома

План 1683 года по убийству короля Англии Карла II и его брата (и наследника престола) Джеймса, герцога Йоркского. Историки по-разному оценивают степень окончательной проработки деталей заговора.

Джон Локк: Введение

Локк родился в 1632 году в Рингтоне, Сомерсет, примерно в 12 милях от Бристоля, и вырос в соседнем городе Пенсфорд. В 1647 году его отправили в престижную Вестминстерскую школу в Лондоне, а после завершения обучения в 1652 году он был принят в Крайст-Черч в Оксфорде. Хотя Локк был способным учеником, он был раздражен учебной программой того времени. Он нашел труды современных философов, таких как Рене Декарт, более интересными, чем классический материал, преподаваемый в университете. Через друга Локк познакомился с медициной и экспериментальной философией, занимались в других университетах и ​​в Королевском обществе, членом которого он в конечном итоге стал.

В 1667 году он переехал в Лондон, чтобы работать личным врачом и возобновить свои медицинские исследования. Он также служил секретарем Совета по торговле и плантациям и секретарем лордов-собственников Каролины, что помогло сформировать его идеи о международной торговле и экономике.

В Нидерландах у него было время вернуться к писательству, хотя большая часть публикаций Локка приходилась на его возвращение из ссылки в 1688 году. Он умер в 1704 году. Локк никогда не был женат и не имел детей. Хотя есть мало свидетельств того, что он был непосредственно вовлечен в эту схему. В Нидерландах у него было время вернуться к писательству, хотя большая часть публикаций Локка приходилась на его возвращение из ссылки в 1688 году. Он умер в 1704 году. Локк никогда не был женат и не имел детей.

Два трактата об управлении

Два трактата о правительстве , наиболее важный и влиятельный труд Локка по политической теории, был впервые опубликован анонимно в 1689 году. Он разделен на Первый трактат и Второй трактат . Первый трактат ориентирован на опровержении сэра Роберта Филмер, в частности, который утверждал, что гражданское общество было основано на божественно санкционированный патриархальности. Локк продолжает аргументы Филмера, оспаривая его доказательства из Священного Писания и высмеивая их как бессмысленные, пока не приходит к выводу, что никакое правительство не может быть оправдано апелляцией к божественному праву королей.

Политическая теория Локка была основана на теории общественного договора. В отличие от Гоббса Локк считал, что человеческая природа отличается разумом и терпимостью. Подобно Гоббсу, он предполагал, что единственного права на защиту в естественном состоянии недостаточно, поэтому люди создали гражданское общество для разрешения конфликтов гражданским путем с помощью правительства в состоянии общества. Однако Локк никогда не называет Гоббса по имени и, возможно, вместо этого отвечал другим писателям того времени.

Он также выступал за разделение властей между правительствами и считал, что революция - это не только право, но и обязанность при некоторых обстоятельствах. Эти идеи окажут глубокое влияние на Декларацию независимости и Конституцию Соединенных Штатов. Однако Локк не требовал республики.

Естественные Права

Конституция Каролины и взгляды на рабство

Работы Локка часто связывались с либерализмом, демократией и основанием Соединенных Штатов как первой современной демократической республики. Однако историки также отмечают, что Локк был крупным инвестором в английскую работорговлю через Королевскую африканскую компанию. Кроме того, он участвовал в разработке Основных конституций Каролины., который установил феодальную аристократию и дал господину абсолютную власть над своими рабами.

Из-за его оппозиции аристократии и рабству в его основных произведениях некоторые историки обвиняют Локка в лицемерии и расизме и указывают, что его идея свободы предназначена только для европейцев или даже европейского класса капиталистов. Среди ученых продолжаются споры о несоответствии между философскими аргументами Локка и его личным участием в работорговле и рабстве в североамериканских колониях, а также о том, действительно ли его труды служат оправданием рабства.

Содержание

  • 1 Жизнь и работа
  • 2 Идеи
    • 2.1 Теории религиозной терпимости
    • 2.2 Рабство
    • 2.3 Теория стоимости и собственности
    • 2.4 Политическая теория
      • 2.4.1 Пределы накопления
      • 2.5.1 Денежные мысли
      • 3.1 Философия от религии
      • 4.1 Основные посмертные рукописи
      • 6.1 Примечания
      • 6.2 Цитаты
      • 6.3 Источники
      • 7.1 Работы
      • 7.2 Ресурсы

      Жизнь и работа

      Локк родился 29 августа 1632 года в небольшом коттедже с соломенной крышей у церкви в Рингтоне , графство Сомерсет, примерно в 12 милях от Бристоля . Он крестился в тот же день, поскольку оба его родителя были пуританами . Отец Локка, также по имени Джон, был адвокатом , который служил клерку в мировые судьи в Chew Magna [17] и в качестве капитана кавалерии для Парламентских сил во время ранней части английского гражданской войны . Его матерью была Агнес Кин. Вскоре после рождения Локка, семья переехала на рынок города в Pensford, примерно в семи милях к югу от Бристоля, где Локк вырос в сельском доме эпохи Тюдоров в Беллутоне .

      В 1647 году Локка отправили в престижную Вестминстерскую школу в Лондоне под покровительством Александра Пофема , члена парламента и бывшего командира Джона-старшего. После окончания учебы там, он был принят в Церковь Христа , Оксфорд , осень 1652 года в возрасте 20 лет декана колледжа в то время был Джон Оуэн , вице-канцлер университета. Хотя Локк был способным студентом, его раздражала программа бакалавриата того времени. Он нашел работы современных философов, таких как Рене Декарт , более интересными, чем классический материал, преподаваемый в университете. Через своего друга Ричарда Лоуэра, которого он знал по Вестминстерской школе, Локк познакомился с медициной и экспериментальной философией, которой занимались в других университетах и ​​в Королевском обществе , членом которого он в конце концов стал.

      Локк получил степень бакалавра в феврале 1656 г. и степень магистра в июне 1658 г. [7] Он получил степень бакалавра медицины в феврале 1675 г. [18] , активно изучив этот предмет во время своего пребывания в Оксфорде и, помимо Нижнего, работал с такими известными учеными и мыслителями, как Роберт Бойл , Томас Уиллис и Роберт Гук . В 1666 году он встретил Энтони Эшли Купера, лорда Эшли , который приехал в Оксфорд в поисках лечения от инфекции печени . Эшли был впечатлен Локком и убедил его стать частью его свиты.

      Медицинские знания Локка подверглись испытанию, когда инфекция печени Эшли стала опасной для жизни. Локк согласовал рекомендации нескольких врачей и, вероятно, сыграл важную роль в том, чтобы убедить Эшли перенести операцию (тогда она сама по себе была опасна для жизни) по удалению кисты. Эшли выжила и преуспела, считая, что Локк спас ему жизнь.

      За это время Локк служил секретарем Совета торговли и Плантации и секретарь Lords Собственников из Каролины , которые помогли сформировать свои идеи по вопросам международной торговли и экономики.

      Близкая подруга Локка, леди Мешам, пригласила его к себе в Отес, загородный дом Мешамов в Эссексе. Хотя его пребывание там было отмечено переменным здоровьем из-за приступов астмы , он, тем не менее, стал интеллектуальным героем вигов. В этот период он обсуждал вопросы с такими фигурами, как Джон Драйден и Исаак Ньютон .

      Он умер 28 октября 1704 года и похоронен на кладбище в деревне Хай-Лейвер , [22] к востоку от Харлоу в Эссексе, где он жил в доме сэра Фрэнсиса Мэшема с 1691 года. Локк никогда не был женат и не имел детей.

      События, которые произошли при жизни Локка, включают Английское восстановление , Великую чуму в Лондоне и Великий лондонский пожар . Он не совсем видел Акт об унии 1707 года , хотя троны Англии и Шотландии удерживались в личном союзе на протяжении всей его жизни. Конституционная монархия и парламентская демократия находились в зачаточном состоянии во времена Локка.

      Бэкон , Локк и Ньютон . Я считаю их тремя величайшими людьми, которые когда-либо жили, без каких-либо исключений, и как заложивших основу тех надстроек, которые возникли в физических и моральных науках.

      Теория ассоциации Локка сильно повлияла на предмет современной психологии . В то время признание Локком двух типов идей, простых и сложных - и, что более важно, их взаимодействия через ассоциативность - вдохновило других философов, таких как Дэвид Хьюм и Джордж Беркли , пересмотреть и расширить эту теорию и применить ее, чтобы объяснить, как люди получают знания в физическом мире. [31]

      Теории религиозной толерантности

      Что касается его позиции в отношении религиозной терпимости, Локк находился под влиянием баптистских теологов, таких как Джон Смит и Томас Хелвис , которые в начале 17 века опубликовали трактаты, требующие свободы совести . [33] [34] [35] [36] Баптистский теолог Роджер Уильямс основал колонию Род-Айленд в 1636 году, где он сочетал демократическую конституцию с неограниченной религиозной свободой. Его трактат, Мрачная тенденция преследования по совести(1644), который широко читался в метрополии, был страстным призывом к абсолютной религиозной свободе и полному отделению церкви от государства . [37] Свобода совести имела высокий приоритет теологический, философский и политическую повестку дня, как и Мартин Лютер отказался отречься от своих убеждений перед в Сейме в Священной Римской империи в Вормсе в 1521 году, если он не будет опровергнут в Библии . [38]

      Рабство

      Теория стоимости и собственности

      Идеи зарождающегося либерализма нашли свое последовательное обоснование и защиту в философско-правовом учении Джона Локка (1632—1704).

      В учении Локка идеи естественного права и договорного происхождения государства интерпретируются в духе утверждения неотчуждаемых прав и свобод личности, разделения властей и правовой организации государственной власти, господства права в общественной и политической жизни.

      В естественном (догосударственном) состоянии, согласно Локку, господствует естественный закон, закон природы. Это состояние в его трактовке существенно отличается от гоббсовской картины войны всех против всех. Закон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, "требует мира и безопасности для всего человечества"[726]. И человек в соответствии с требованиями разума также и в естественном состоянии, преследуя свои интересы и отстаивая свое — свою жизнь, свободу и собственность, — стремится не навредить другому.

      В духе традиционного естественноправового требования "воздавать каждому свое, его собственное, ему принадлежащее" Локк обозначает совокупность основных прав человека как право собст- венности (т. е. право на свое, собственное). Так, он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать "свою собственность, т. е. свою жизнь, свободу и имущество"[727].

      Естественное состояние, по Локку, отмечено "полной свободой в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью" и таким "равенством, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого"[728].

      Защита закона природы и проведение его требований в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого человека наказывать нарушителей этого закона и охранять невинных. Однако, отмечает Локк, этих неорганизованных индивидуальных средств и форм защиты недостаточно для обеспечения спокойной и безопасной жизни, надежно гарантированной неприкосновенности собственности и т. д.

      Разумное преодоление недостатков естественного состояния и ведет, по Локку, к общественному договору об учреждении политической власти и государства, причем "великой и главной целью объединения людей в государство и передачи себя под власть правительства"[729] является обеспечение за каждым человеком его естественных прав на собственность — жизнь, свободу и имущество. Самозащита каждым человеком своих естественных прав и требований закона природы при переходе от естественного состояния к государству заменяется публичной защитой прав и свобод личности политической властью.

      Однако по договору об учреждении государства люди не отказываются от своих основных естественных прав, да и сам закон природы (как закон разума) продолжает действовать и в государственном состоянии, определяя тем самым цели, характер и пределы полномочий и деятельности политической власти.

      Чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превратилась в абсолютную и деспотическую силу, сосредоточенную в руках одного лица или органа, необходимо соответствующее разделение властей (на законодательную, исполнительную и федеративную). Причем законодательная власть, обладающая исключительным правом издавать обязательные для всех законы, является, по Локку, верховной, а остальные власти подчинены ей. Особенно настойчиво он подчеркивает недопустимость и опасность сосредоточения в одном органе законодательной и исполнительной (куда включается и судебная) властей.

      Существенным моментом локковской договорной концепции государства является "доктрина законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти"[730]. Законность подобного сопротивления, включая право народа на восстание против деспотической власти, коренится в суверенных правомочиях народа — учредителя государства. И после заключения договора народ остается судьей, решающим, правильно ли учрежденные и уполномоченные им власти выполняют возложенные на них договорные обязательства или стали нарушать договор.

      Общественный договор, по Локку, заключается не раз навсегда, без права последующего народного контроля за его соблюдением со стороны властей, права корректирования условий этого договора и даже полного разрыва его в случае вырождения политической власти в абсолютизм и деспотизм. Договорные отношения; людей с государством — постоянно обновляющийся процесс, протекающий на основе отстаиваемого Локком принципа согласия, который он противопоставляет феодальным представлениям о прирожденном подданстве — безусловной и не зависящей от самого человека его как бы природной связанности с данной властью.

      Локк подчеркивает, что человек не рождается подданным того или иного правительства и страны. Лишь став совершеннолетним, он как свободный человек выбирает, под властью какого правительства он хочет находиться и членом какого государства он хочет стать. "Только согласие свободных людей, родившихся под властью какого-либо правительства, — замечает Локк, — делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей, поэтому люди не замечают этого и считают, что этого вообще не происходит или что это не обязательно, и заключают, что они по природе являются подданными точно так же, как они являются людьми"[731].

      В учении Локка, таким образом, речь идет не только о договорном происхождении государства, но и о договорно обусловленном характере его сущности и деятельности, а также о договорной форме установления гражданства применительно к каждому отдельному человеку. Такая концепция договорных отношений между народом в целом и индивидами, с одной стороны, и государством! в целом и отдельными государственными властями, с другой, предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон, а не одностороннее абсолютное право государства и бесправие подданных, как это имеет место в гоббсовской интерпретации договорной теории учреждения государства.

      Философско-правовое учение Локка пронизано идеей неотчуждаемости и неотменяемости основных естественных прав и свобод человека в гражданском состоянии. Абсолютную монархию и любую иную разновидность абсолютной власти, которые неизбежно предполагают изначальное бесправие подданных и октроированный характер предоставляемых им по усмотрению самих властей ограниченных прав, Локк вообще не считает формой гражданского правления и государственного устройства. По его оценке, абсолютная, деспотическая власть, ввергающая людей в рабство, хуже естественного состояния с его, пускай и недостаточно гарантированными, но в принципе равными правами и свободами всех.

      Проблема свободы отдельного человека и подданных в целом занимает ключевое место во всем учении Локка. Причем Локк не просто декларирует желательность такой свободы, но и стремится теоретически обосновать ее необходимость и конструктивно конкретизировать пути и формы ее обеспечения в своих концепциях неотчуждаемых естественных прав, общественного договора об учреждении государства, индивидуального согласия на членство в данном государстве, целях и пределах государственных полномочий, разделения властей, правомерности сопротивления незаконным действиям властей и т. д.

      Философско-правовое обоснование Локком всего этого комплекса идей и представлений опирается на развиваемую им юридическую концепцию правопонимания. Большое достоинство учения Локка состоит в уяснении необходимой внутренней связи между свободой и правом, свободой и законом (естественным и гражданским). Отвергая понимание свободы как произвольного усмотрения и несвязанности никаким законом, Локк связывает свободу с законом (природы и государства) и рамками законности, наделяя тем самым понятия закона и законности необходимой юридико-содер-жательной характеристикой.

      Локк отвергает представления о свободе и законе как противоположных, несовместимых и взаимоисключающих явлениях, обоснованию чего много усилий посвятил Гоббс. Критикуя подобные представления, Локк замечает: "Несмотря на всевозможные лжетолкования, целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Ведь во всех состояниях живых существ, способных иметь законы, там, где нет законов, там нет и свободы"[732].

      Закон как выражение свободы как раз и демонстрирует правовую природу и правовой характер закона в локковской его трактовке.

      Свои представления о свободе и законе в государственном состоянии Локк формулирует следующим образом: "Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это — свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека"[733].

      Гарантированность свободы в государственном состоянии, по Локку, обеспечивается наличием определенного и общего для всех гражданского закона, компетентного и беспристрастного правосудия и, наконец, властной публичной силы, способной претворять в жизнь справедливые судебные решения.

      Законы, издаваемые в государстве верховной (законодательной) властью, должны, согласно учению Локка, соответствовать велениям естественного закона (закона природы), предусмотренным им прирожденным и неотчуждаемым правам и свободам человека. Такое соответствие гражданского закона закону природному, учет в первом требований второго, выступает в качестве критерия верности и справедливости устанавливаемого в государстве закона.

      Отсюда вытекают ряд требований к самому законодателю, которые очерчивают границы его компетенции. "Закон природы, — подчеркивает Локк, — выступает для всех людей, для законодателей в такой же степени, как и для других. Те законы, которые они создают для направления действий других людей, должны, так же как и их собственные действия и действия других людей, соответствовать закону природы, т. е. божьей воле, проявлением которой он является"[734].

      Общеобязательность гражданского закона, в том числе и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон, согласно Локку, выражает "волю общества"[735]. Должностные лица (вплоть до короля), действуя в качестве официальных представителей общества, обладают лишь той волей и властью, которая представлена в законе. Когда же деятельность короля определяется его личной волей, она перестает быть представительством общественной воли, превращается в действия частного лица и теряет свой обязательный характер, поскольку "члены общества обязаны повиноваться только воле общества"[736].

      Ни для одного человека, подчеркивает Локк, не может быть сделано исключение из законов данного общества. При этом он верно отмечает, что подобное исключение поставило бы то или иное частное лицо, а тем более носителя государственной власти в естественное состояние, в состояние войны против народа, тогда как все остальные продолжают руководствоваться правилами гражданского состояния. Эти рассуждения Локка направлены против учения Гоббса, по которому государственная власть носит надзакон-ный характер и по существу обладает по отношению к подданным естественными правами ("правом войны").

      Законодательная власть является верховной среди других государственных властей, по отношению же к обществу в целом она "представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действовать ради определенной цели"[737]. Когда же законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию, народ вправе использовать остающуюся у него "верховную власть отстранять или изменять состав законодательного органа"[738]. Здесь, как и в праве народа на восстание, отчетливо проявляется отстаиваемая Локком идея неотчуждаемости народного суверенитета, получившая у Руссо свою дальнейшую разработку и развитие.

      Во всех формах правления, подчеркивает Локк, полномочия, данные обществом, а также закон бога и природы установили для законодательной власти определенные пределы. Так, в силу неотчуждаемости естественных прав человека законодатель не может лишать человека без его согласия его собственности. По смыслу общественного договора, предусматривающего, в частности, такую гарантию против деспотизма, как разделение властей, законодательная власть "не может передавать право издавать законы в чьи-либо другие руки", "не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей"[739].

      "Постоянные законы", о которых говорит Локк, играют роль исходного и основного (по существу — конституционного) правового источника для текущего законодательства. И обязанность законодателя руководствоваться в своей деятельности положениями этих постоянных законов" является существенной юридической гарантией обосновываемой Локком законности вообще, законности в законодательной деятельности в особенности.

      В целом Локк, в отличие от сторонников ограниченной законности, законности лишь против подданных (Гоббс и его приверженцы), последовательно развивает и защищает концепцию всеобщей и полной законности, требования которой распространяются без исключения на всех —как на подданных, так и на государственные власти.

      Резюмируя смысл подхода Локка к проблеме соотношения права и закона, можно сказать, что в его учении формально-правовые характеристики гражданского закона (т. е. позитивного права) опираются на его содержательно-правовые характеристики и являются их конкретизацией. Основной (идеальный) замысел Локка состоит в достижении того, чтобы гражданский закон воплотил в себе требования естественного закона, придав им необходимую определенность и обеспечив их публично-властной защитой. Локк, Следовательно, стремится обеспечить действие закона природы и неотчуждаемых прав и свобод человека опосредованно — именно через гражданские законы. В случае такого соответствия естественного и гражданского законов мы имеем дело с искомой (идеальной) конструкцией правового закона.

      Там же, где нет такого соответствия гражданского закона закону естественному, непрекращающееся никогда действие последнего также и в гражданском состоянии носит уже непосредственный характер, определяя деспотичность (несправедливость, неправомерность и незаконность) произвольных (противоречащих естественному закону и общественному договору) официальных законов и правомерность сопротивления незаконным действиям государственных властей, вплоть до народного восстания и учреждения новой формы правления.

      В своей философии права и государства Локк выразил и обосновал основные положения юридического мировоззрения новой эпохи. Его идеи оказали большое влияние на последующую политическую и правовую теорию и практику и прежде всего — на французских просветителей (Монтескье, Вольтера, Руссо и др.) и деятелей американской революции (Джефферсона, Мэдисона, Франклина и др.). Его учение сыграло и продолжает играть существенную роль в развитии и реализации идей правовой государственности, разделении властей, неотчуждаемых прав и свобод человека.

      3. Д. Локк и торжество свободы

      [3)] Петти, сэр Дадли Норс, Локк

      Локк Опыт о человеческом разумении[446]Введение1. Исследование о разумении, приятное и полезное. Так как разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему все то превосходство и господство, которое он имеет над ними, то он, без сомнения, является

      Локк за 90 минут

      Локк за 90 минут пер. с англ. П. Ю. Зиновьева

      Джон Локк

      Джон Локк 1632–1704Трактат о гражданском правлении1690Новый взгляд на абсолютизмДжон Локк — одна из крупнейших фигур в истории философии. В его работах затрагиваются проблемы из самых разных областей знания (науки, политики, воспитания). Еще и сегодня его влияние на

      1. Локк

      1. Локк Если мы будем рассматривать проблему познания, принимая во внимание, что для сознания понятие обладает предметной реальностью, то опыт, разумеется, должен быть признан неким необходимым моментом целостного познания. Но тот характер, который принимает эта мысль у

      Глава 12. Локк — просвещение и равенство

      Глава 12. Локк — просвещение и равенство Жизнь. Джон Локк (John Locke, 1632–1704) родился в пуританской семье юриста, сторонника парламента. У него рано обнаружилось критическое отношение к схоластической философии и одновременно выявился интерес к естественным наукам, особенно

      4. Локк

      4. Локк Идеи зарождающегося либерализма нашли свое последовательное обоснование и защиту в философско-правовом учении Джона Локка (1632—1704).В учении Локка идеи естественного права и договорного происхождения государства интерпретируются в духе утверждения

      Локк Ну, о Мальбранше я вкратце хотел лишь сказать; основную часть нашего времени мы уделим сегодня рассуждению о Локке (1632–1704). Я говорил уже, что Локк относится — по условной классификации — к так называемому психологическому картезианству. Он ухватился за ту часть

      Дж. Локк

      Дж. Локк Своеобразное положение в истории английской эстетики XVII в. занимает Дж. Локк. Он ничего не написал по эстетике, а те очень немногочисленные высказывания об искусстве, которые имеются в его сочинениях, свидетельствуют об известном предубеждении Локка к «живости

      6. Дж. Локк

      6. Дж. Локк Английский философ Джон Локк (1632–1704) был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Вместе с тем Локк писал: «Мы можем знать достоверно, что Бог есть. Хотя Бог не дал

      ДЖОН ЛОКК (1632–1704)

      Джон Локк (англ. John Locke ; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

      Содержание

      Биография

      Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката.

      1668 год — Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 году — членом его Совета. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.

      1672 и 1679 — Локк получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. Но карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения здоровья Локк находился во Франции.

      В 1683 году Локк вслед за Шефтсбери эмигрирует в Голландию. В 1688—1689 годах наступила развязка, положившая конец скитаниям Локка. Совершилась Славная революция, Вильгельм III Оранский был провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 г., находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и оказывал на него большое идейное влияние; в начале 1689 г. он возвращается на родину.

      28 октября 1704 года умер от астмы в загородном доме своей подруги леди Дэмерис Мэшем.

      Философия

      На философию Локка чрезвычайно сильное влияние оказал Декарт; учение Декарта о знании лежит в основе всех гносеологических взглядов Локка. Достоверное знание, учил Декарт, состоит в усмотрении разумом ясных и очевидных отношений между ясными и раздельными идеями; где разум через сравнение идей не усматривает таких отношений, там может быть только мнение, а не знание; достоверные истины получаются разумом непосредственно или через вывод из других истин, почему знание бывает интуитивным и дедуктивным; дедукция совершается не через силлогизм, а через приведение сравниваемых идей к такому пункту, посредством которого отношение между ними становится очевидным; дедуктивное знание, слагающееся из интуиции, вполне достоверно, но так как оно в то же время зависит в некоторых отношениях и от памяти, то оно менее надежно, чем интуитивное знание. Во всем этом Локк вполне соглашается с Декартом; он принимает Декартово положение, что самая достоверная истина — это интуитивная истина нашего собственного существования [1] .

      Итак, Локк расходится с Декартом лишь в том, что признает вместо прирожденных потенций отдельных идей общие законы, приводящие разум к открытию достоверных истин, и затем не видит резкого различия между отвлечёнными и конкретными идеями. Если Декарт и Локк говорят о знании, по-видимому, различным языком, то причина этого заключается не в различии их воззрений, а в различии целей. Локк желал обратить внимание людей на опыт, а Декарта занимал более априорный элемент в человеческом знании [1] .

      Наконец, следует признать ещё и третье влияние на Локка, а именно влияние Ньютона. Итак, в Локке нельзя видеть самостоятельного и оригинального мыслителя; при всех крупных достоинствах его книги в ней есть некоторая двойственность и незаконченность, происходящая от того, что он находился под влиянием столь различных мыслителей; оттого-то и критика Локка во многих случаях (например, критика идеи субстанции и причинности) останавливается на полпути [1] .

      Общие принципы мировоззрения Локка сводились к следующему. Вечный, бесконечный, премудрый и благой Бог создал ограниченный по пространству и времени мир; мир отражает в себе бесконечные свойства Бога и представляет собой бесконечное разнообразие. В природе отдельных предметов и индивидуумов замечается величайшая постепенность; от самых несовершенных они переходят незаметным образом к наисовершеннейшему существу. Все эти существа находятся в взаимодействии; мир есть стройный космос, в котором каждое существо действует согласно своей природе и имеет свое определенное назначение. Назначение человека — познание и прославление Бога и благодаря этому — блаженство в этом и в ином мире [1] .

      Педагогические идеи

      Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой [1] .

      Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

      • Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
      • Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.
      • Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.
      • Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.
      • Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

      Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

      Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы, нравственность, главнейшие части гражданского права, риторика, логика, натурфилософия, физика — вот что должен знать образованный человек. К этому следует присоединить знание какого-либо ремесла [3] [1] .

      Локк указывал на недостатки современной ему педагогической системы: например, он восставал против латинских речей и стихов, которые должны были сочинять ученики. Обучение должно быть наглядным, вещным, ясным, без школьной терминологии. Но Локк — не враг классических языков; он только противник системы их преподавания, практиковавшейся в его время. Вследствие некоторой сухости, свойственной Локку вообще, он не уделяет поэзии большого места в рекомендуемой им системе воспитания [1] .

      Политические идеи

      • Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
      • Естественное право — право на частную собственность; право на свободу передвижения, на свободный труд и на его результаты.
      • Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.
      • Локк — теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону).
      • Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.
      • Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.
      • Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

      Основы правового государства

      1. Издавать законы, определяющие размер наказаний за различные преступления, то есть власть законодательную;
      2. Наказывать преступления, совершаемые членами союза, то есть власть исполнительную;
      3. Наказывать обиды, наносимые союзу внешними врагами, то есть право войны и мира [1] .

      Всё это, однако, даётся государству единственно для охранения достояния граждан. Законодательную власть Локк считает верховною, ибо она повелевает остальным. Она священна и неприкосновенна в руках тех лиц, кому вручена обществом, но не безгранична:

      1. Она не имеет абсолютной, произвольной власти над жизнью и имуществом граждан. Это следует из того, что она облечена лишь теми правами, которые перенесены на неё каждым членом общества, а в естественном состоянии никто не имеет произвольной власти ни над собственной жизнью, ни над жизнью и имуществом других. Прирожденные человеку права ограничиваются тем, что необходимо для охранения себя и других; большего никто не может дать государственной власти.
      2. Законодатель не может действовать путем частных и произвольных решений; он должен управлять единственно на основании постоянных законов, для всех одинаковых. Произвольная власть совершенно несовместна с существом гражданского общества, не только в монархии, но и при всяком другом образе правления.
      3. Верховная власть не имеет права взять у кого бы то ни было часть его собственности без его согласия, так как люди соединяются в общества для охранения собственности, а последняя была бы в худшем состоянии, нежели прежде, если бы правительство могло распоряжаться ею произвольно. Поэтому правительство не имеет и права взимать подати без согласия большинства народа или его представителей.
      4. Законодатель не может передавать свою власть в чужие руки; это право принадлежит одному только народу. Так как законодательство не требует постоянной деятельности, то в благоустроенных государствах оно вверяется собранию лиц, которые, сходясь, издают законы и затем, расходясь, подчиняются собственным своим постановлениям [1] .

      Локк считается основателем теории конституционализма, насколько она обусловливается различием и разделением властей законодательной и исполнительной [1] .

      Государство и религия

      В проекте, написанном в 1688 году, Локк представил свой идеал истинной христианской общины, не смущаемой никакими мирскими отношениями и спорами об исповеданиях. И здесь он также принимает за основание религии откровение, но ставит непременной обязанностью терпимость ко всякому отступающему мнению. Способ богослужения предоставляется на выбор каждого. Исключение из изложенных взглядов Локк делает для католиков и атеистов. Католиков он не терпел за то, что они имеют своего главу в Риме и потому, как государство в государстве, опасны для общественного спокойствия и свободы. С атеистами он не мог примириться потому, что твердо держался понятия об откровении, отрицаемого теми, кто отрицает Бога [1] .

      Библиография

      Важнейшие сочинения

      • Письма о веротерпимости (A Letter Concerning Toleration) (1689).
      • Опыт о человеческом разумении (Essay Concerning Human Understanding) (1690).
      • Второй трактат о гражданском правлении (The Second Treatise of Civil Government) (1690).
      • Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education) (1693).

      Интересные факты

      Литература

      Примечания

      1. 1234567891011121314151617Локк // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
      2. ↑ Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. — М., 1998.
      3. ↑ Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С.71.
      4. ↑ История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под редакцией А. И. Пискунова. — М., 2001.

      Ссылки

      • Персоналии по алфавиту
      • Родившиеся 29 августа
      • Родившиеся в 1632 году
      • Умершие 28 октября
      • Умершие в 1704 году
      • Философы по алфавиту
      • Философы Великобритании
      • Философы XVII века
      • Философы XVIII века
      • Британский эмпиризм
      • Выпускники Оксфордского университета

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Локк, Джон" в других словарях:

      Локк Джон — Джон Локк Джон Локк Дата и место рождения: 29 августа, 1632 (Рингтон, Сомэрсет, Англия) Дата и место смерти: 28 октября, 1704 ( … Википедия

      Локк Джон — (Locke) (1632 1704), английский философ, создатель идейно политической доктрины либерализма. Преподавал в Оксфорде, был секретарем Т. Сиденгама и переводчиком его медицинских трудов, с 1667 домашний врач, затем секретарь лорда Эшли (графа… … Энциклопедический словарь

      ЛОКК ДЖОН — (Locke, John) (1632–1704) Английский философ, признаваемый всеми одним из основоположников Просвещения (Enlightenment) и главной фигурой в развитии либерализма (liberalism). В 1658 г. Локк стал стипендиатом (занимающимся исследовательской… … Политология. Словарь.

      Локк, Джон — Джон Локк. ЛОКК (Locke) Джон (1632 1704), английский философ, создатель идейно политической доктрины либерализма. В “Опыте о человеческом разуме” (1690) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Локк, Джон — (1632 1704) английский философ и политик, родоначальник либерализма. Возражая против учения Т. Гоббса об абсолютном, неограниченном характере государственной власти, Локк доказывал, что основной обязанностью государства, возникшего на основе… … Политология. Словарь.

      Локк Джон — (1632–1704) английский философ. В истории психологической мысли занял важное место, противопоставив рационализму и априоризму Декарта учение о происхождении всех идей из опыта (эмпиризм). В локковском понимании в опыте объединялись как… … Большая психологическая энциклопедия

      Локк Джон — (1632 1704) английский философ, психолог, педагог, создатель основ эмпирической психологии. Развивал положение о происхождении всего психологического содержания из индивидуального опыта. В соответствии с этим выдвинул тезис о том … Психологический словарь

      ЛОКК Джон — (Locke, John) ДЖОН ЛОКК (1632 1704), английский философ, иногда называемый интеллектуальным вождем 18 в. и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества … Энциклопедия Кольера

      Локк Джон — Локк (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон, ≈ 28.10.1704, Отс), английский философ просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого… … Большая советская энциклопедия

      Читайте также: