Досрочное прекращение налогового мониторинга

Обновлено: 28.03.2024

С 01.07.2021 вступили в действие новые правила подготовки и проведения контрольно-надзорных мероприятий — этим словосочетанием обозначаются не только проверки, но и профилактические процедуры, проводимые контролерами. Кого станут чаще проверять, а кого вообще не включат в план проверок? Откуда бизнесу узнать о предстоящих проверках и сколько по новым правилам они продлятся? Как теперь следует обжаловать итоги проверок? Как проверят малый бизнес и что нового в налоговых проверках с 01.07.2021? Ответы — в нашем материале.

Кого станут проверять чаще

В законе прописано, что при планировании проверок контролеры должны применять риск-ориентированный подход: чем выше риски в отношении объекта контроля, тем чаще проверки.

Риск причинения вреда (ущерба) — это вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.

Риски подразделяются на шесть категорий:

Степень риска Частота проведения контрольных мероприятий
Чрезвычайно высокий Не менее одного, но не более двух мероприятий в год
Высокий/значительный Не менее одного мероприятия в четыре года и не более двух мероприятий в два года
Средний/умеренный Не менее одного мероприятия в шесть лет и не более одного мероприятия в три года
Низкий Мероприятия не проводятся

Получается, что проверяющие будут приходить с проверками чаще к тем бизнесменам, в результате деятельности которых возникают негативные последствия для интересов общества. При минимальной вероятности наступления таких последствий проверки назначаться и проводиться не будут.

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля и порядок их выявления утверждаются госорганами власти на каждом уровне: федеральном, региональном и муниципальном. К примеру, индикаторы риска при осуществлении пожарного надзора перечислены в Приказе МЧС от 07.06.2021 № 364.

С какой проверкой могут прийти контролеры

По новым правилам проверяющие вправе прийти к бизнесмену с проверками, список которых закреплен в специальном нормативном акте — в положении или законе о конкретном виде контроля.

Проверки могут быть двух видов: проходящие при непосредственном взаимодействии контролируемого лица и контролера, и проводимые без такого взаимодействия.

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

К примеру, Роспотребнадзор при проверках в сфере защиты прав потребителей вправе применять все указанные способы (п. 22 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей, утв. Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 1005). А трудовые инспекторы могут применять только такие способы, как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки (п. 35 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства от 21.07.2021 № 1230).

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование.

С 01.07.2021 у проверяющих органов появились не только новые способы контроля, но и новые задачи (об этом далее).

Как узнать о проверке

Узнать о предстоящей проверке можно в едином электронном реестре КНМ (контрольно-надзорных мероприятий), который ведет генеральная прокуратура. Новый реестр концентрирует все сведения о проверках: каким ведомством и в какие сроки проводились, какие решения по итогам приняты, как их исполнили, кого и как наказали.

Подробнее о реестре рассказываем здесь.

Кроме того, контролеры обязаны уведомить бизнесмена о проверке или ином контрольном (надзорном) мероприятии (за исключением таких мероприятий, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль и инспекционный визит).

В некоторых случаях информация о проверке попадает в реестр непосредственно после проведения контрольного мероприятия. Например, при выездном обследовании, переросшем в контрольную закупку.

Сроки проверок

По остальным контрольным (надзорным) мероприятиям сроки определяются исходя из периода времени, который обычно нужен для проведения экспертиз, изъятия проб или проведения закупки.

Профилактика нарушений — основной приоритет

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Специальные режимы контроля

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Если бизнесмен заключил с контролерами соглашение о мониторинге и организовал процесс получения проверяющими необходимых данных, он освобождается от плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении соблюдения обязательных требований, являющихся предметом такого мониторинга.

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

При таком контрольном спецрежиме бизнесмены обязаны предоставлять инспекторам беспрепятственный доступ к объектам постоянного контроля, документам и информационным ресурсам, технологическим средствам, используемым на таких объектах.

На проверку — только с QR-кодом

Такой код формируется единым реестром КНП, обеспечивающим переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись единого реестра о проверке или профилактическом мероприятии, в рамках которого составлен документ (п. 21 Постановления Правительства от 16.04.2021 № 604).

Если проверяющие не предъявили бизнесмену решение о проведении проверки с QR-кодом или коммерсант не нашел конкретную проверку в едином реестре КНМ (если по закону она должна там быть), он вправе вообще не пускать контролеров на свою территорию. Если же проверяющие все же провели несанкционированное контрольное мероприятие, такая проверка не будет признаваться законной и ее итоги будет легко оспорить.

Сведения о каждой проверке в реестре КНМ отражается под отдельным уникальным номером, по которому коммерсант может сразу ознакомиться с предметом проверки и иными сведениями, размещенными в паспорте проверки.

Электронный паспорт проверки

В реестре проверок на каждое контрольно-надзорное мероприятие, будь то проверка или профилактическая процедура, оформляется отдельный электронный паспорт (паспорт КНМ).

В паспорте КНМ отражается набор сведений о проверке:

Это открытые данные, с которыми может ознакомиться любой желающий, задав в поисковой строке, к примеру, название организации или ее ИНН:

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Сведения о решении по итогам проверки и принятых мерах доступны только тому, кого проверяли. Получить их можно воспользовавшись учетной записью на портале Госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе.

Произвол проверяющих свели к минимуму

Самовольничать во время проверок инспекторам теперь тоже затруднительно. Предмет контрольно-надзорного мероприятия отражается в паспорте КНМ, поэтому коммерсанту он известен заранее. К примеру, в паспорте проверки трудовой инспекцией в качестве предмета проверки указываются статьи ТК РФ, соблюдение норм и положений которых будут проверяться:

Новое в проверках с 1 июля 2021 года: обзор изменений

Обжалование результатов проверок

По новым правилам при обжаловании результатов проверок необходимо соблюдать досудебный порядок обжалования. Он действует для 59 видов контроля, перечисленных в Постановлении Правительства от 28.04.2021 № 663.

Жалобу должны рассмотреть в срок не более 20 рабочих дней с даты ее регистрации. Этот срок может продлеваться, но не более чем на 20 рабочих дней.

Текст жалобы в рамках досудебного обжалования, ее статус и результат рассмотрения включат в реестр КНМ. При судебном обжаловании в реестре появится информация о результатах, если решения контролеров будут изменены или отменены (Постановление Правительства от 16.04.2021 № 604).

Проверки малого бизнеса

В 2021 году действует мораторий на проверки малого бизнеса, который продлили до конца 2022 года (Постановление Правительства от 08.09.2021 № 1520). Плановые проверки этой категории бизнесменов вообще не будут включаться в план контрольно-надзорных мероприятий на будущий год.

Но не все бизнесмены из реестра малого и среднего бизнеса освобождаются от контрольно-надзорных мероприятий. Контролерам по-прежнему позволено планово посещать бизнесменов в четырех случаях:

  • в отношении проверок лиц деятельность (объекты) которых отнесены к категориям высокого риска (классам опасности), а также, в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (надзора);
  • если менее 3 лет назад в отношении субъекта МСП была завершена проверка, по результатам которой вынесено вступившее в силу постановление об административном наказании за совершение грубого нарушения, в том числе о дисквалификации или приостановке деятельности, приостановлении действия или аннулирования лицензии;
  • если проверка проводится с целью соблюдения лицензиатами лицензионных требований;
  • при проведении плановых проверок внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и в рамках федерального госконтроля в области использования атомной энергии.

Налоговые проверки по новым правилам

С 01.07.2021 по обновленным правилам налоговики проводят камеральные и выездные проверки в период налогового мониторинга.Теперь камеральная проверка проводится в единственном случае — если первичная или уточненная декларация представлена менее чем за три месяца до досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ).

А выездную проверку назначат в следующих ситуациях:

  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • при невыполнении налогоплательщиком мотивированного мнения ИФНС;
  • в рамках контроля над ИФНС, проводившей мониторинг;
  • если представлена уточненная декларация за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате, увеличена сумма убытка или сумма НДС и акциза к уменьшению (п. 4 ст. 1 Закона № 470-ФЗ).

У инспекторов появилось больше полномочий. С 01.07.2021 они вправе (п. 6 и п.7 ст. 1 Закона № 470-ФЗ):

  • проводить смотр в рамках налогового мониторинга декларации по НДС с суммой к возмещению, если выявят в ней несоответствия и противоречия;
  • истребовать документы и информацию у контрагентов и иных лиц, которые располагают данными об организации, участвующей в налоговом мониторинге.

Напомним, что налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой компания добровольно предоставляет налоговикам онлайн доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета, а те в свою очередь вместо камеральных и выездных проверок контролируют расчет налогов в режиме реального времени и сообщает налогоплательщику об ошибках.

Что такое налоговый мониторинг и как он проводится в 2021 году

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2021 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. В статье расскажем, в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.

  • Что такое налоговый мониторинг
  • Участники налогового мониторинга
  • Плюсы и минусы налогового мониторинга
  • Как стать участником мониторинга
  • Период мониторинга
  • Как проходит мониторинг
  • Выводы

Что такое налоговый мониторинг

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы стать участником мониторинга с 2022 года, можно подать заявление до 1 июля 2021 года. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, требования планируют снизить, соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

Критерии участия Действующие критерии Планируемые изменения
Общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, начисленных в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление не менее 300 миллионов рублей не менее 100 миллионов рублей
Суммарный объем полученных доходов по данным годовой отчётности за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление не менее 3 миллиардов рублей не менее 1 миллиардов рублей
Совокупная стоимость активов по данным отчётности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление не менее 3 миллиардов рублей не менее 1 миллиардов рублей
Обязательное условие для участия соответствие всем трём критериям одновременно соответствие хотя бы одному критерию

Условия участия в налоговом мониторинге

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать налоговикам все свои карты:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • налоговики не будут проводить камеральные и выездные проверки в период действия налогового мониторинга. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом.
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать, что налоговики нашли ошибки и противоречия, и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с налоговиками и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут. За исключением случаев, когда налоговики составляли мотивированное мнение на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года.

То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Как проходит мониторинг

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

Налоговики имеют право:

  • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.

Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.

Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции.

Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.

Выводы

Налоговый мониторинг — новая форма контроля, которая пока доступна только крупному бизнесу, но в скором времени может распространиться и на средний. Налоговики имеют доступ к базе организации, практически в режиме онлайн отслеживают правильность учёта в компании и сообщают о недочётах. Так у организации есть возможность сразу внести корректировки и избежать дальнейших штрафов, споров и судебных разбирательств. Выездные и камеральные проверки участников мониторинга за некоторыми исключениями не проводят. Участие в мониторинге добровольное.

13 августа 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован Проект Федерального Закона (далее – Проект) о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга.

Предложенные изменения вступают в силу в течение месяца со дня официального опубликования Закона, при этом отдельные пункты предлагаемых изменений начнут действовать с 1 января 2024 года.

Основные изменения и дополнения, предусмотренные Проектом:
  • Критерий совокупной суммы налогов, необходимой для вступления в налоговый мониторинг, снижается до 100 млн. руб. а также дополняется перечень налогов, включаемых в расчет этой суммы;
  • Уточняется порядок взаимодействия ФНС России и организации – участника налогового мониторинга в части составления мотивированных мнений по инициативе налогового органа;
  • Уточняются основания и порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок в отношении организаций, перешедших на налоговый мониторинг;
  • Дополнен порядок истребования документов у организаций – участников налогового мониторинга в рамках ст.93.1 НК РФ;
  • Дополнены статьи НК РФ в части использования заявительного порядка возмещения налогов (НДС, акцизы) в режиме налогового мониторинга;
  • Уточнены основания и порядок досрочного прекращения, а также продления срока и периода налогового мониторинга;
  • Дополнены требования к информационным системам, доступ к которым представляется налоговому органу, а также к содержанию Регламента информационного взаимодействия (далее – РИВ) и Учетной политики организации.

Далее в настоящем информационном бюллетене мы приводим краткий обзор основных предлагаемых изменений согласно Проекту.

1. Суммовые критерии вступления в режим налогового мониторинга и перечень налогов, квалифицируемых для целей перехода в мониторинг

Проектом предложено существенное снижение суммовых критериев, выполнение которых необходимо для вступления в налоговый мониторинг:

  • Сумма подлежащих уплате налогов (взносов) за год, предшествующий году подачи заявления на переход в мониторинг, должна составлять не менее 100 млн. руб. (сейчас 300 млн. руб.);
  • Объём доходов и стоимости активов за год (на 31 декабря), предшествующий году подачи заявления о переходе на налоговый мониторинг, должны составлять не менее 1 млрд. руб. (сейчас 3 млрд. руб.).

Также в расчет суммы налогов Проект дополнительно включаются суммы НДФЛ и страховых взносов (сейчас только налог на прибыль, НДС, НДПИ и акцизы).

Проектом предлагается закрепить отсутствие обязанности по выполнению суммовых критериев для перехода на налоговый мониторинг для организаций, входящих в КГН, а также для организаций, уже перешедших на режим налогового мониторинга.

При этом период проведения налогового мониторинга предлагается продлевать автоматически без необходимости подачи организацией соответствующего заявления.

2. Мотивированное мнение налогового органа

Проектом предложено изменение порядка составления мотивированного мнения по инициативе налогового органа.

Мотивированное мнение составляется инспекцией, при условии, что с учётом представленных пояснений имеет место факт некорректной уплаты налогов (сборов, взносов).

Также предлагается перенести крайний срок составления мотивированных мнений по инициативе налогового органа с 1 июля на 1 октября года, следующего за периодом проведения мониторинга.

3. Камеральные и выездные налоговые проверки

В отношении организации, перешедшей на режим налогового мониторинга, Проектом предлагается установить в качестве единственного основания проведения камеральной налоговой проверки - досрочное прекращение налогового мониторинга в срок менее чем через три месяца с момента представления налоговой декларации (расчета) за период проведения мониторинга.

В отношении выездных налоговых проверок предлагаются следующие уточнения:

  • Проведение выездной налоговой проверки по причине невыполнения мотивированного мнения налогового органа предлагается только в случае, если такое мнение не было исполнено организацией в срок до 1 декабря года, следующего за периодом проведения мониторинга. В таком случае выездная налоговая проверка может быть назначена в течение 2 месяцев со дня истечения указанного срока.
  • Проведение выездной налоговой проверки по причине подачи уточненной налоговой декларации (расчета) возможно только при уменьшении суммы налога к уплате, либо увеличения суммы убытка в случаях, когда такая декларация была представлена в календарном году, за который мониторинг не проводится.

4. Истребование документов и информации в рамках ст.93.1 НК РФ

Согласно Проекту, налоговый орган, осуществляющий налоговый мониторинг в отношении организации, при получении поручения налогового органа об истребовании документов в рамках проверки по ст.93.1 НК РФ имеет право использовать данные, к которым предоставлен доступ или которые были ранее направлены организацией в рамках взаимодействия с ФНС России в форме налогового мониторинга.

Допускается также предоставление скан-образов истребуемых документов, составленных на бумажном носителе, через телекоммуникационные каналы связи или посредством представления доступа в информационные системы организации. Такие документы должны быть заверены усиленной квалификационной подписью организации или ее представителя.

5. Заявительный порядок возмещения НДС и акцизов

Проект закрепляет право организаций, перешедших на режим налогового мониторинга, использовать заявительный порядок возмещения НДС и акцизов. При этом проверка корректности и правомерности предъявления сумм налогов и акцизов к возмещению будет осуществляться без проведения камеральной налоговой проверки.

Для использования этого права предполагается предоставить организации возможность подачи заявления на возмещение налога через информационные системы взаимодействия с налоговыми органами в режиме мониторинга в течение двух месяцев со дня подачи декларации.

В случае излишнего возмещения налога для организаций, перешедших на режим налогового мониторинга, проценты на излишнюю сумму будут начисляться в размере процентной ставки, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Для остальных налогоплательщиков для расчета процентов на сумму излишнего возмещения налогов продолжит использоваться двукратный размер ставки рефинансирования ЦБ РФ.

6. Продление периода и срока налогового мониторинга

Проект также вводит условия для продления срока налогового мониторинга:

  • В случае предоставления уточненной налоговой декларации (расчёта) менее чем за три месяца до окончания срока проведения мониторинга, предусмотрено продление срока налогового мониторинга на 3 месяца;
  • В случае предоставления уточненной налоговой декларации (расчёта) с суммой НДС (акциза) к возмещению менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения мониторинга, предусмотрено продление срока налогового мониторинга на 6 месяцев.

В случаях, когда организация находится на налоговом мониторинге более одного периода, проверка уточненной налоговой декларации за период проведения налогового мониторинга, срок которого истек, будет осуществляться в периоде, срок которого не завершен. При этом организация будет обязана представлять доступ к документам (информации) на весь период проведения налогового мониторинга, а также в течение трех следующих лет со дня окончания указанного срока.

7. Досрочное прекращение налогового мониторинга

Проектом предлагается добавление основания для досрочного прекращения налогового мониторинга - систематическое (два и более раза) несвоевременное представление налоговому органу документов (информации, пояснений), в действующей редакции основанием является только систематическое непредставление таких документов.

При этом предлагается изменить процедуру досрочного прекращения налогового мониторинга:

8. Требования к РИВ и Учетной политике, а также информационным системам организаций

Проектом вносятся дополнения форме и формату РИВ и документов, направляемых налоговому органу, срокам их представления в налоговый орган, а также к информационным системам организации и порядку представления доступа к ним.

ФНС России получает право регламентировать перечисленные выше требования.

Проект дополняет требования к содержанию учетной политики организации, переходящей на режим налогового мониторинга: Учетная политика должна содержать сведения о регистрах бухгалтерского и налогового учета, а также информацию о порядке отражения организацией доходов, расходов, объектов налогообложения и налоговой базы в этих регистрах.

Подводя итоги

Проект находится на стадии публичных обсуждений (срок окончания обсуждений - 9 сентября 2020 г.) и окончательная редакция ещё может измениться.

Однако уже сейчас можно обратить внимание, что Проект включает в себя как новые требования к организациям, документам, информационным системам, так и новые возможности для компаний, переходящих на режим налогового мониторинга.

Также Проект более детально описывает порядок осуществления процедур, связанных с взаимодействием налогового органа и организаций в форме налогового мониторинга. При этом часть изменений можно будет оценить только после принятия предусмотренных Проектом документов на уровне ФНС России.

Снижение суммовых критериев, выполнение которых необходимо для вступления в налоговый мониторинг, позволит значительно расширить практику перехода на налоговый мониторинг.

Проект повлияет как на действующих участников налогового мониторинга, которым будет полезно оценить эффект изменений на их текущее взаимодействие с налоговым органом, а также начать готовиться к новым требованиям, так и для компаний, которые только рассматривают возможность перехода на налоговый мониторинг – им мы рекомендуем учесть предлагаемые изменения при принятии решения.

Налоговый мониторинг: Возможности EY

Мы принимаем активное участие в развитии режима Налогового мониторинга в России, включая участие в подготовке законопроекта и содействие пилотным компаниям в реализации налогового мониторинга в соответствии с лучшими международными практиками.

Компания EY будет рада оказать российским налогоплательщикам содействие в подготовке к вступлению в режим Налогового мониторинга.

Авторы:
Иван Родионов
Руслан Гурьев
Анастасия Шеслер

Читайте также: