Допускается ли прекращение права собственности за неуплату земельного налога

Обновлено: 25.05.2024

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Задайте вопрос юристу:

Кодексы РФ

Популярные материалы

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 44 ЗК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ЗК РФ

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

Законы Российской Федерации по ЗК РФ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

"О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

"О государственной регистрации недвижимости"

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по ЗК РФ

"Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками"

"Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации"

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ЗК РФ

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных"

"Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

"О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Земельный кодекс Российской Федерации""

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 44 ЗК РФ

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Самочкина Анатолия Николаевича положениями статьи 11.2, пунктов 1 и 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации"

"О земельном налоге" (вместе с Минфина РФ от 26.08.2008 N 03-05-04-02/49, от 02.06.2008 N 03-05-04-02/36)

(утв. Роскомземом 10.01.1992)

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ЗК РФ

"О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2021 года по вопросам налогообложения"

"В 2022 году заработает новая ГИС "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru"

"О налогообложении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и принадлежащих коммерческим организациям, включая банки" (вместе с "Письмом" Минфина России от 15.01.2020 N 03-05-06-02/1158, "Письмом" ФНС России от 24.08.2021 N БС-4-21/11880@ "О налогообложении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, принадлежащего коммерческой организации")

Большое количество граждан нашей страны, в свое время получили земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения. Теперь их волнует вопрос: обязательно ли переоформлять земельные участки?

Обладание земельным участком на праве собственности предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения земельным участком, все иные права на землю предполагают некоторые ограничения в осуществлении этих прав. Земельные участки, предоставленные в пожизненное наследуемое владение, находятся в чьей-либо собственности - государства или муниципального образования. В соответствии со ст. 265 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором.

Тем не менее, само право собственности на такие участки земли, отданные в пожизненное наследуемое владение, принадлежало муниципальному образованию или государству. Владельцы земли, обладающие правом пожизненно наследуемого владения на свои участки, не могли совершать любые юридические действия и операции с такой землей. Им было запрещено продавать, обменивать, дарить или совершать другие правовые сделки с землей, находящейся в их наследуемом владении.

По сегодняшнему земельному законодательству гражданам уже не предоставляются участки земли на правах пожизненно наследуемого землевладения. Между тем, у лиц, получивших землю в пожизненно наследуемое владение еще до введения новых норм земельного права, то есть до вступления в действие российского Земельного кодекса, это право сохранилось до сих пор. Так же сохранилась и возможность граждан передавать полученные участки земли по наследству. Современное земельное законодательство Российской Федерации нацелено на постепенную ликвидацию из земельных правоотношений права пожизненного наследуемого владения.

В чем особенность пожизненного наследуемого владения землей?

Пожизненное наследуемое владение участком земли – это своеобразное право собственности на землю, имеющее определенные ограничения. Наличие у гражданина свидетельства, подтверждающего его право пожизненного наследуемого землевладения на участок земли, значительно облегчает возможность дальнейшего оформления право собственности на такие участки.

Если же, право собственности не оформлено надлежащим образом, допускается только владение и пользование участком земли. Распоряжаться землей, правообладатель пожизненного наследуемого владения земельного участка не имеет права, за исключением передачи такого права на соответствующий участок по наследству. В последнем случае осуществляется государственная регистрация переходящих прав по наследству на основании регистрационного свидетельства о праве гражданина-наследника на наследство.

Землевладелец подобных участков земли вправе также возводить на них здания, сооружения либо создавать на участке иное недвижимое имущество с последующей регистрацией возникших прав собственности на эти возведенные объекты. В целом, порядок использования участков земли правообладателем аналогичен правовому порядку пользования участками, предоставленными в постоянное пользование. Следует отметить, что обладателями права пожизненно наследуемого владения могут выступать, согласно закону, только физические лица.

Оформление в собственность

Всего двух основных правоустанавливающих документов достаточно, чтобы оформить в собственность земельный участок, полученный гражданином на праве пожизненно наследуемого владения.

Во-первых, нужно предоставить свидетельство на право пожизненного наследуемого владения участком земли. Выдается свидетельство администрацией того муниципалитета, где расположен участок земли. Либо свидетельство, удостоверяющее названное право на землю, выданное гражданину Департаментом по земельным и имущественным отношениям, по месту территориального расположения данного участка земли.

Во-вторых, нужен в обязательном порядке Кадастровый паспорт на соответствующий земельный участок.

Является ли предметом наследования сама земля?

Согласно 1181 статье Гражданского кодекса, принадлежащие наследодателю права пожизненного наследуемого владения участками земли входят в состав наследства и, соответственно, наследуется на общих основаниях, определенных гражданским законодательством. На принятие наследства, составной частью которого является вышеназванное право, какого-то специального разрешения не нужно.

Чтобы зарегистрировать переходящее право землевладения, нужно иметь соответствующее свидетельство, официально зарегистрировавшее право на наследство. Такое регистрационное свидетельство наследник вправе получить, подав заявление нотариусу или другому компетентному лицу, имеющему по закону право совершать нотариальные действия, по месту открытия наследства.

Названное регистрационное свидетельство может быть получено спустя шесть месяцев после открытия наследства, в состав которого входило право пожизненно наследуемого владения землей. В гражданском кодексе предусмотрены случаи, когда такое свидетельство выдается заявителям ранее истечения указанного шестимесячного срока. Например, если отсутствуют иные наследники, помимо тех, кто обратился к нотариусу за свидетельством (при наличии у заявителя необходимого документального подтверждения).

В каких случаях прекращается право пожизненного наследуемого владения землей?

Возможны три основания для прекращения пожизненного наследуемого владения землей:

- оформление участка в собственность;

- отказ владельца земли от соответствующего права на участок, то есть по добровольному волеизъявлению обладателя прав;

- принудительные административные меры, принятые в соответствии с 54 статьей Земельного Кодекса РФ полномочным органом вследствие ненадлежащего использования владельцем участка земли (к примеру, нецелевое использование или существенное ухудшение экологии при владении землей сельскохозяйственного назначения, или систематическая неуплата землевладельцем земельного налога, или другие нарушения). Для прекращения у землевладельца прав в названном случае требуется соответствующие судебное решение.

Граждане, обладающие участками земли в пожизненном наследуемом владении, могут приобрести их в собственность, оформив необходимую документацию. Каждый такой землевладелец вправе однократно бесплатно оформить собственность на названный участок. При этом взимание с него каких-то дополнительных денежных сумм кроме сборов, установленных российским федеральным законодательством, не допускается.

Оформление в собственность граждан участков земли, ранее выделенных им в бессрочное пользование, пожизненно наследуемое владение, не ограничивается каким-либо временным сроком. Отсюда следует, что гражданин, выступающий владельцем участка земли на основании указанного права, может в любой момент оформить собственность и зарегистрировать свои права на землю в регистрирующем органе, находящемся в том районе, где территориально расположен участок земли. Если же правообладатель не желает заниматься оформлением своей собственности на землю, то он может продолжать бессрочно использовать участок и передавать его в наследство. Регистрационные свидетельства, удостоверяющие права на участок, которые были выданы землевладельцу до 2001 года, то есть еще до вступления в силу российского Земельного кодекса, являются действительными.

Земельный кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 57 предусматривает, что возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, подлежат убытки, причиненные, в частности, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5). В соответствии с пунктом 5 статьи 57 порядок возмещения таких убытков устанавливается Правительством Российской Федерации.

Являясь собственником земельного участка с установленным на момент его приобретения видом разрешенного использования “для индивидуального жилищного строительства” и попавшего в границы объекта охраны (культурного наследия, ООПТ, водоохранных, санитарный и иных) возникает право на компенсацию владельцу такого земельного участка. О порядке и реализации такого права, подвергнутого анализу Конституционного суда и пойдет речь в настоящей статье.

Конституционный Суд в Постановлении от 5 марта 2020 года по делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С.Бутримовой установил, что вследствие принятия указанных постановлений значительно ограничено право собственности на земельные участки в зависимости от их расположения на территории и в охранной зоне объекта культурного наследия, зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоне охраняемого природного ландшафта.

Далее по тексту основные позиции Постановления КС. В результате, вид разрешенного использования, принадлежащего собственнику земельного участка изменен на “земельные участки (территории) общего пользования”, а его кадастровая стоимость снизилась до 1 рубля.

Посчитав, что этим собственнику земельного участка могли быть причинены убытки, подлежащие взысканию на основании оспариваемых положений, было направлено исковое заявление в Тверской районный суд города Москвы к Министерству финансов Российской Федерации.

По мнению собственника земельного участка, подпункты 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации противоречат Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 2, 8, 19, 34, 35, 55 и 56, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют ограничивать права собственника земельного участка в результате установления зон охраны объекта культурного наследия без возмещения причиненных этим убытков.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел подпункты 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования на их основании решается вопрос о возмещении убытков в случае ограничения прав собственника земельного участка правомерными действиями органа государственной власти или органа местного самоуправления в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях (постановления от 16 июля 2008 года № 9-П, от 31 января 2011 года № 1-П, от 31 октября 2019 года № 32-П и др.), что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере.

Право частной собственности не является абсолютным, его ограничения могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, как это вытекает из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с иными ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2). При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности. Вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между интересами общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно признаваемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению.

Выраженный в статье 35 Конституции Российской Федерации общепризнанный в цивилизованных государствах принцип неприкосновенности собственности, являющийся одним из основополагающих аспектов верховенства права, призван гарантировать неприкосновенность права собственности во всех его составляющих, таких как владение, пользование и распоряжение имуществом, и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения собственникам и иным правообладателям возможности свободно использовать принадлежащее им имущество, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения имущественных прав.

Фундаментальные правовые начала собственности и свободы экономической деятельности, как они определены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, лежат в основе любого законодательного регулирования в сфере отношений собственности, включая определение оснований и порядка возникновения, изменения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, установление объема их защиты и правомерных ограничений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года № 3-П и от 16 июля 2008 года № 9-П).

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, специальным случаем ограничения права частной собственности на землю выступает принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд, сопровождаемое равноценной компенсацией потерь, причиненных таким изъятием (определения от 2 октября 2019 года № 2619-О, № 2620-О и др.).

Данное ограничение порождает для лица наиболее существенные последствия, поскольку в результате оно утрачивает всю совокупность правомочий, принадлежащих собственнику, ввиду прекращения его права на изымаемый участок. В то же время статья 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, закрепляя недопустимость принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения, предполагает – во взаимосвязи с ее статьями 17, 19 (части 1 и 2), 34 и 55 (часть 3) – необходимость предоставления лицу возмещения не только в случае обусловленного государственными нуждами прекращения права частной собственности, но и при таком административно-регулятивном воздействии в публичных интересах со стороны органов власти (в частности, путем принятия подзаконного нормативного акта, ограничившего право собственности по сравнению с тем, как его содержание определено в законе), которое предусматривает умаление содержания права собственности этого лица (в том числе по сравнению с правом собственности на аналогичные объекты, принадлежащие другим лицам, на которых не распространяется действие принятого подзаконного акта), уменьшение стоимости имущества, снижение его потребительских свойств либо усечение допустимых способов его использования.

Тем самым ограничение права частной собственности, осуществленное органами власти как мера сохранения памятников истории и культуры, т.е. в публичных интересах, и повлекшее утрату, полную или частичную, возможности владеть, пользоваться вещью и распоряжаться правом на нее, требует достижения и поддержания баланса личных и общих интересов при неукоснительном соблюдении конституционно обоснованных принципов справедливости, разумности и соразмерности.

Эффективной гарантией этого выступает установление надлежащих юридических процедур ограничения права собственности, непосредственно обеспечивающих такой баланс.

Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации конституционных гарантий защиты права собственности закрепляет в качестве одного из принципов земельного законодательства необходимость сочетания интересов общества и законных интересов граждан, когда регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении каждому гарантий на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1).

Развивая приведенное положение, данный Кодекс в статье 57, также направленной на обеспечение баланса частных и публичных интересов, предусматривает механизм возмещения убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости.

Статья же 571, введенная в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ и определяющая особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, является по своему содержанию частным случаем нормы, закрепленной в статье 57 данного Кодекса, что подтверждается и переходными положениями к этому Федеральному закону: если причиненный вред не был возмещен до указанной в нем даты в рамках статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в ранее действовавшей редакции, такой вред должен возмещаться в соответствии со статьями 57 и 571 данного Кодекса в редакции этого Федерального закона с учетом особенностей, им предусмотренных. Федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации случаи возмещения убытков в полном объеме, включая упущенную выгоду, отнеся к таковым, помимо прочего, ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5).

Положения этой статьи, призваны, как того требует Конституция Российской Федерации, гарантировать соблюдение баланса частных и публичных интересов, в том числе при снижении потребительских свойств земельного участка или его рыночной стоимости по причине ограничения прав собственников.

На Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению порядка, в котором соответствующее возмещение должно осуществляться. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 7 мая 2003 года № 262 “Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц”.

Специалист в области процессуального права

Структурирование купли-продажи акций (доли)

Структурирование купли-продажи акций (доли)

Бизнес-медиация

Комментарии (3)

Когда возникают обязанности по уплате земельного налога?

Плательщиками земельного налога согласно п. 1 ст. 388 НК РФ признаются лица (юридические и физические), обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В связи с тем, что указанные права на земельный участок на основании п. 1 ст. 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации, плательщиком земельного налога по общему правилу является лицо, которое в ЕГРН поименовано в качестве лица, обладающего правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на данный участок.

Следовательно, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть с момента внесения соответствующей записи в реестр. Прекращается такая обязанность, в свою очередь, со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на участок.

Принцип единства судьбы объекта недвижимости и судьбы земельного участка

Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и судьбы прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу ст. 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с п. 1 ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом (п. 2 названной статьи).

Итак, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Это правило заложено в п. 1 ст. 35 ЗК РФ. Аналогичные правила действуют и при отчуждении отдельных помещений, расположенных в здании. Но есть нюансы, о которых следует упомянуть.

Если при отчуждении помещений в здании выдел земельного участка, влекущий создание нового объекта гражданских прав, осуществить нельзя, совместно с помещениями в здании индивидуально определенный земельный участок продан быть не может в связи с невозможностью его образования, в таких случаях в силу п. 4 ст. 244 ГК РФ земельный участок поступает в общую долевую собственность продавца и покупателя.

Поэтому право собственности на долю в праве на земельный участок возникает у покупателя помещений в силу закона с момента государственной регистрации перехода к нему права собственности на помещения в здании. Это следует из совокупности норм ст. 131, п. 2 ст. 223, п. 4 ст. 244 ГК РФ.

Таким образом, при отчуждении собственником здания и земельного участка, на котором оно расположено, отдельных помещений в этом здании у покупателя помещений и продавца возникает режим общей долевой собственности на земельный участок (п. 4 ст. 244 ГК РФ, п. 41 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64). Соответственно, продавец и покупатель должны нести солидарную обязанность по уплате земельного налога (каждый пропорционально размеру выделенной доли). Но это в том случае, если права на доли земельного участка продавцом и покупателем оформлены должным образом (с учетом требований закона). Если же покупатель по каким-то причинам затягивает процесс регистрации, все бремя по уплате земельного налога несет продавец – до тех пор, пока в реестр не будут внесены изменения.

О праве продавца взыскать неосновательное обогащение

По общему правилу из п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Иными словами, закон позволяет продавцу по правилам о неосновательном обогащении возместить свои расходы на уплату земельного налога за покупателя. Если после возникновения долевой собственности земельный налог был полностью уплачен продавцом, он вправе требовать возмещения своих расходов на уплату земельного налога по правилам о неосновательном обогащении. Соответственно, покупатель помещения в здании, расположенном на земельном участке, права на которое в целом в силу закона закреплены за продавцом, обязан компенсировать продавцу затраты, связанные с уплатой земельного налога в части, приходящейся на долю покупателя.

Вопросы налогообложения

Между тем сумма компенсации расходов продавца недвижимости по уплате земельного налога, взыскиваемая с покупателя на основании п. 1 ст. 1102 ГК РФ, едва ли может быть квалифицирована в качестве налогового платежа. А прямо такие затраты в п. 1 ст. 346 НК РФ, содержащей перечень разрешенных к налоговому учету расходов, не поименованы.

или АПК РФ, который регулирует осуществление правосудия в арбитражных судах при рассмотрении дел по экономическим спорам и другим спорам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью;

или ГПК РФ, который регламентирует порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, разрешающих дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В главе 9 АПК РФ и гл. 7 ГПК РФ приведены перечни затрат, которые стороны могут нести в связи с рассмотрением спора в судебном порядке. В обоих кодексах судебные расходы разделены на государственную пошлину и судебные издержки.

В статье 101 АПК РФ и ст. 88 ГПК РФ приведены перечни возможных судебных издержек. Причем каждая из названных статей по-своему определяет состав судебных издержек. Есть и сходство, и различия. Более того, эти перечни судебных издержек являются открытыми, что указывает на возможность признания таковыми расходов, не включенных в перечни. Разумеется, с учетом рекомендаций, приведенных в Постановлении Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1.

Наряду с приобретением права собственности не менее важным является и факт его лишения. В нашей статье мы подробно расскажем вам о законодательных нормах, которые регулируют прекращения права собственности на участок земли.

О том, как возникает право собственности на участок земли, об основаниях для прекращения и о самом порядке.

Законодательство


Земельный кодекс России регламентирует основной порядок, специфику и особенности прекращения права собственности на участок земли в государстве.

порядок уплаты земельного налога

Согласно 35-й статье Конституции, право собственности в РФ охраняется и защищено законом, а любое прекращение права собственности возможно лишь на основании решения судебной инстанции. При этом законом допускается отчуждение имущества: как принудительное, так и добровольное, как с последующей выплатой компенсации, так и без нее.

  • В Земельном кодексе Российской Федерации прекращениям прав собственности посвящена целая седьмая глава.
  • Так, 44-я статья регламентирует основания для прекращения права собственности на участок земли в России.
  • Следующая статья – 45-я, описывает основания для прекращения права наследования или бессрочного использования земли.
  • Статья 49 рассказывает о случаях, когда допустимо выкупать земельные участки для государственных или региональных нужд.
  • 50-я статья описывает процесс конфискации земли, а 51-я реквизиции.
  • Статья 52 и 53 описывает как порядок отчуждения и отказа от права собственности, так и условия, которые должны присутствовать.
  • 55-я статья регламентирует изъятие земли для муниципальных или государственных нужд.

Статья 209 Гражданского кодекса дает лицу полное право распоряжаться своим имуществом на свое усмотрение, если его действия и желания не противоречат законным нормам.


Так 209-й статьей допускается и отчуждать собственное имущество в пользу других лиц, а также продавать, передавать и т.д.

Когда право собственности может возникнуть

Право собственности на земельный участок может возникнуть благодаря самым разнообразным юридическим основаниям. Чаще всего право собственности возникает благодаря проведению определенной сделки и подписанию договора.

документы для получения льгот на землю

Это может быть договор купли-продажи, мены или дарения, а также вступления в наследство.

Гражданский и Земельный кодексы также допускают возможность возникновения права собственности на участок земли благодаря решению судебной инстанции. В таком случае основанием для возникновения права собственности будет являться решение российского суда.

Право собственности может быть приобретено благодаря вынесению решения федеральными или муниципальными властями. Не редко юридическое или физическое лицо сначала арендует земельный участок у государства, использует его согласно целевому назначению, а потом через некоторое время просто выкупает за определенную сумму финансовых средств.


Нередко право собственности может возникнуть благодаря вступлению в наследство. В Российской Федерации наследовать землю могут как физические, так и юридические лица.

Самым редким случаем приобретения права собственности у нас в стране является вступление в силу приобретательной давности. Так, если вы не являетесь собственником земли, но на протяжении всех пятнадцати лет ухаживаете за участком и поддерживаете его в хорошем состоянии, вы имеете полное право заявить о переходе права собственности к вам исходя из приобретательной давности.

Основания для прекращения права собственности на земельные участки

Все основания для прекращения права собственности на участки земли в России описаны в законодательстве страны. Чаще всего право собственности прекращается в следующих случаях:

Отказ от права собственности на землю

Федеральное законодательство страны предусматривает и право отказа от частной собственности. Если ранее при отказе от собственного участка, земельный участок приобретал статус бесхозного недвижимого имущества, а сам момент прекращения права собственности точно не указывался, то с 2008 года ситуация несколько изменилась.


Вступил в силу новый порядок отказа от права собственности на земли.

Сегодня для того, чтобы отказаться от участка земли, нужно, чтобы собственник участка земли подал заявление в соответствующий орган федеральных властей – Росреестр.

Прекращение права собственности происходит с момента регистрации собственником имущества этого желания в Росреестре.

Помните, что отказаться можно только от тех участков земли, которые находятся непосредственно в вашей частной собственности.

Отчуждение земельного участка в пользу других лиц

структура ситуационного плана

Исходя из норм Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод, что каждый гражданин вправе самостоятельно распоряжаться собственным имуществом, исходя из своих личных побуждений и желаний. Основной закон страны также разрешает распоряжаться землей не единолично, а в паре с другими лицами, не теряя при этом права собственности.

Согласно Земельному кодексу распоряжение земельным участком происходит собственником земли в свободном ключе, если его действия не нарушают законодательство. В свою очередь Гражданский кодекс дает лицу полное право на свое усмотрение совершать с землей различные сделки, которые не противоречат законным нормам, в том числе – отчуждать в пользу других.


Отчуждение земли в пользу других лиц происходит на основании совершения сделки в рамках установленных законодательством правил.

Но не забывайте о том, что нужно учитывать также ограничения в обороте определенных земельных участков, специализацию и категорию.

Принудительное отчуждение земли у собственника в пользу государства

расчет налога

Конституция Российской Федерации регламентирует, что лишить права собственности в стране можно лишь через решение суда. При этом все основания для лишения права собственности на землю в РФ исчерпывающе описаны в Гражданском кодексе.

Так, землю у гражданина или организации могут изъять в следующих случаях:

Если на землю были наложены обременения

Если собственник земли взял кредит, а в залог оставил свой участок земли, банк вправе заявить в суде о требовании взыскать долг с гражданина при помощи отчуждения у него земельного участка, который находится в его собственности.

Когда землю унаследовало иностранное лицо

Согласно законодательству, иностранные лица и организации не могут владеть в Российской Федерации участками земли, а лишь арендовать. В случае если иностранное лицо получило земельный участок в наследство – он должен быть отчужден.


Компетентный орган сначала потребует сделать это добровольно, а в случае отказа – обратиться в суд.

Судебная инстанция будет вынуждена затребовать принудительное отчуждение земли у иностранца, согласно законодательным нормам.

Земля может быть реквизирована, конфискована или национализированной

льготы людям пенсионного возраста

В определенных случаях землю могут через суд реквизировать, конфисковать или национализировать. Чаще всего, это касается только особо важных участков земли (например, для обороны или как культурное наследие).

  • Если доля не может быть выделена в натуре, она может быть отчуждена в пользу другого лица с уплатой компенсации.
  • Земля может быть выкуплена государством у частного лица для государственных нужд.
  • Если участок земли использовался с нарушениями норм законодательства, то государство может изъять его при помощи решения суда.

Принудительное изъятие (реквизиция или выкуп) земли у собственника происходит согласно четко прописанным правилам.

введение новых законов

Так, изымать участок земли могут в следующих случаях:

  1. Если государство выполняет международное обязательство.
  2. Когда отсутствуют другие варианты, но нужно разместить объект государственного или муниципального значения.
  3. Иные случаи, которые предусмотрены федеральным или муниципальным законодательством.

Принудительное изъятие земли происходит на основе выкупа земельного участка у собственника недвижимости. Основанием для выкупа служит решение российского суда.


Равноценное возмещение – выкуп участка земли согласно его выкупной цене, в которую включена рыночная цена, а также цена находящегося на участке земли другого недвижимого имущества и убытки, которые понесет собственник имущества из-за выкупа земли.

составление заявления

Также закон предусматривает возмещение собственнику убытков понесенных из-за обязательств перед другими лицами или из-за упущенной выгоды.

Существует некоторый риск, что убытки и затраты с момента изъятия и до момента окончательного решения суда о выкупной цене участка, будут возложены на собственника земли. Это касается расширения и реконструкции зданий, которые находятся на изъятом участке.


Если собственник не согласен с конечной выкупной ценой, которая установлена в решении соответствующего органа, то он вправе обратится в суд для оспаривания этой суммы.

Земельный кодекс также допускает и изъятие земли у собственника из-за чрезвычайных обстоятельств. Например, стихийного бедствия, серьезной аварии или катастрофы, эпидемии и т.д. В таком случае участок изымается временно для определенных целей: защиты интересов граждан, общества или государства.

оформление налоговых документов

Собственнику выдают свидетельство о реквизиции земли, где четко прописаны причины и обстоятельства. После возвращения ему будут возмещены все убытки, которые он понес.

Если такой участок земли нельзя вернуть, то государство или муниципальные власти возмещают ему рыночную стоимость за землю или могут предоставить равноценный участок в обмен на изъятый.

Если обстоятельства были исчерпаны, а участок земли не был возвращен собственнику, он может требовать в судебном порядке вернуть ему недвижимое имущество и компенсировать убытки.

Наша статья про межевание дачных участков поможет вам в этом деле!

Узнайте про то, как подарить долю земельного участка в нашем экспертном материале.

Порядок прекращения права собственности на землю

Земельный участок может быть изъят с компенсацией (последующей выплатой выкупной цены собственнику) или без компенсации.

отправка документов

Компенсацию выплачивают в большинстве случаев. Если участок земли изымается для государственных или муниципальных нужд, в следствии возникновения чрезвычайных обстоятельств (например, техногенная катастрофа или эпидемия), в случае выполнения международных обязательств и т.д.

  1. Вынесение решения об изъятия земли у собственника компетентным муниципальным или федеральным органом властей.
  2. Анализ ситуации и вынесение решения о выкупной цене земли.
  3. Уведомление собственника участка земли о причинах и обстоятельствах изъятия, а также о возмещении убытков и цены участка.
  4. Изъятие земли у собственника.
  5. Выплата соответствующей и соразмерной компенсации за имущество.


Если собственник согласен на изъятие участка, то начинается процедура отчуждения и выкупа, если не согласен – судебные тяжбы.

Муниципальные или федеральные власти могут подать в суд на собственника земли, если тот отказался одобрить решение властей.

В свою очередь собственник сам может подать иск в суд для того, чтобы оспорить выкупную цену земли, которую озвучила инспекция.

нотариальное заверение

Изъятие земли в случае отказа будет происходить только после окончания судебных тяжб и вынесения решения судом. А вот споры о выкупной цене могут тянуться очень долго, если стороны к согласию не пришли, то решение может выносить даже арбитражный суд исходя из множества различных факторов, которые влияют на цену недвижимого имущества.

Важно помнить, что согласно законодательству, выкуп участка может произойти только спустя год, как собственник участка получил уведомление властей.

Крайне редко земля изымается у собственников без последующей выплаты компенсации. Такое возможно в случае непредвиденных объективных обстоятельств. Например, если земля находится на острове и из-за размытия происходит потеря определенной части недвижимого имущества.


В таком случае земля переходит из одной категории в другую.

оформление документов на земельный участок

Подобное произошло на одном из российских островов, где из-за размывания почвы было утеряно десятки метров земли сельскохозяйственного назначения. В последствии, земля была перенесена в водный фонд. Также возможно изъятие земли из-за совершения серьезного преступления, банкротства и т.д.

  • Уполномоченный орган местных или федеральных властей принимает решение исходя из обстоятельств.
  • Орган обязан уведомить собственника земли об изъятии его имущества согласно ходатайству об изъятии.
  • Если собственник участка земли отказывается одобрить решение – дело передают в суд для последующих судебных разбирательств. Суд анализирует ситуацию и выносит свое решение.
  • Вступление в силу решения и изъятие земли у собственника.

Если выкуп земли происходит только с согласия собственника участка, то принудительное изъятие может происходить и без его согласия. В зависимости от обстоятельств изъятия земли.

Таким образом, прекращение права собственности может произойти по самым различным обстоятельствам, от добровольного отказа до чрезвычайной ситуации. В большинстве случае изъятие участка (как с последующей выплатой компенсации, так и без) можно оспорить через суд, если вы не согласны с решением муниципальных или федеральных властей.

Читайте также: