Договор аутсорсинга направлен на минимизацию налоговых платежей

Обновлено: 17.06.2024

С каждым годом в бизнесе набирает обороты популярность привлечения сторонних консультантов в самых различных сферах- от юриспруденции и бухгалтерского учета до консалтинга в сфере экологии.

Множество предпринимателей пользуются консультационными услугами, преимущества которых для бизнеса очевидны: от экономии времени до получения гарантированного результата от сотрудничества исходя из сложившейся практики и уникальных наработок консультанотов.

Как правило, услуги консультантов недешевы, поэтому для отражения их в составе расходов для цели исчисления налогов необходимо внимательно относиться к оформлению документов, а также обоснованию необходимости привлечения сторонних специалистов.

Расходы на юридические, консультационные, бухгалтерские и иные аналогичные услуги могут быть учтены для целей налогообложения при условии их соответствия критериям, установленным п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с п.1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы экономически необоснованны, нецелесообразны.

Основаниями для подобных выводов налогового органа является наличие общедоступных сведений в отчете об оказании услуг, наличие аналогичных служб у налогоплательщика (например, предоставление юридических услуг компании, у которой есть собственная юридическая служба), оказание консультационных услуг по типу абонентского обслуживания по фиксированной сумме; отсутствие в приказе об учетной политике положения о передаче ведения бухгалтерского учета сторонней организации.

Расходы документально не подтверждены или по ним невозможно четко идентифицировать оказанные услуги.

В этом случае налоговики не принимают расходы в связи с тем, что не была представлена документы не соответствуют требованиям налогового и бухгалтерского законодательства, из содержания договора, акта приема-сдачи , отчетов нельзя однозначно определить какие услуги оказаны, в документах нет достаточной информации об объеме, характере и результатах оказанных услуг; в документах нет расчета стоимости оказанных услуг; не представлена программа и расписание семинаров, списка обучающихся, табелей учета рабочего времени (в

случае предоставления услуг по обучению)

Расходы направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Подобный вывод широко используется налоговыми органами на практике вследствие того, что произведенные затраты не связаны со спецификой деятельности, осуществлены не для получения дохода налогоплательщиком, существует взаимозависимость между получателем и исполнителем услуг.

Для снижения рисков непринятия расходов к налоговому учету налогоплательщик должен заранее позаботиться о грамотном оформлении документов и подготовке аргументированного обоснования необходимости привлечения консультантов.

Пути снижения налоговых рисков:

1. Наличие (то есть своевременное составление) соответствующих требованиям законодательства РФ документов, подтверждающих оказание услуг: договора, задания к договору (и/или сметы, или плана), акта сдачи-приемки, отчета, платежных поручений и др.

2. Подробное описание в документах, кем, кому, когда, в какие сроки оказываются услуги, перечень и стоимость (подтвержденная расчетом) услуг.

3. Исключение из договора на оказание услуг запрета на использование общедоступной информации.

4. Четкое отражение в акте сдачи-приемки услуг факта оказания услуги, а также связи предоставления такой услуги с деятельностью налогоплательщика. Точное и подробное указание в акте сдачи-приемки услуг по долгосрочным договорам содержания оказанных услуг, что позволит безошибочно идентифицировать их, а также подтвердить их оказание, оплату и принятие к учету.

5. Отражение в отчетах (и/или пояснениях, и/или анализах) связи между оказанными услугами и достигнутыми результатами (экономическим эффектом).

6. Обязательное оформление по услугам, оказанным в устной форме, отчета, в котором подробно описан перечень обсужденных и разъясненных вопросов.

7. Оказание услуг не лично руководителю, а организации. Расходы на услуги фактически оказанные руководителю не относятся к производственной деятельности, поэтому не могут включаться в расходы организации.

8. Следует избегать дублирования функций работников налогоплательщика и функций привлекаемых специалистов.

9. Подтверждение (документальное) факта отсутствия по объективным причинам возможности осуществления должностных функций сотрудниками налогоплательщика. Такими объективными причинами могут быть:

- нахождение штатных сотрудников в отпусках, командировках, на больничных;

- наличие вакантных мест в штате налогоплательщика;

-несоразмерность количества штатных сотрудников объему работы налогоплательщика;

- отсутствие у штатных сотрудников соответствующего образования;

- отсутствие у штатных сотрудников опыта работы;

-специфичность проблемы, требующей специальных познаний (узкой квалификации);

- занятие привлекаемого специалиста профильным видом деятельности.

Таким образом, минимизировать претензии налоговых органов позволяет правильное оформление и учет документов, подтверждающих оказание услуг.

Бухгалтерские услуги в цивилизованном мире становятся все более популярны и востребованы. Названий у этой услуги несколько. Развитие российской экономики в последнее десятилетия также вызывает устойчивую тенденцию роста спроса на бухгалтерские услуги, которые оказывают специализированные бухгалтерские компании. Такой вид услуг принято называть бухгалтерским аутсорсингом, т.е. передачей всего либо части объема работ бухгалтерии стороннему исполнителю, который может сделать этот объем работ на более высоком профессиональном уровне, дешевле и быстрее.

Ведение бухгалтерского учета позволяет потребителю услуги обходиться без содержания собственной бухгалтерии, заключив договор с организацией, которая оказывает бухгалтерские услуги. Обращаясь к ним, клиент получает услуги высокого качества при невысокой стоимости, возможность сосредоточиться на управлении своим бизнесом , предоставив бухгалтерское обслуживание свой фирмы компании, которая специализируется на предоставлении услуг бухгалтерского учета. Аутсорсинговые компании имеют возможность конкурировать с бухгалтерами-индивидуальными предпринимателями и штатными службами малого предприятия за счет эффекта масштаба. За счет ведения бухгалтерского учета многих организаций, аутсорсинговая фирма снижает условно-постоянные расходы на каждого клиента, таким образом получая возможность ценовой конкуренции.


Услуги бухгалтерского учета аутсорсинговых компаний состоят из:
1. бухгалтерского обслуживания и бухгалтерского сопровождения;
2. восстановления бухгалтерского учета;
3. подготовки бухгалтерской отчетности и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды.


На данный момент способ ведения учета специализированной организацией (аутсорсером) все чаще используется на территории РФ коммерческими организациями. Руководители и собственники компаний стали доверять ведение бухгалтерии специализированным фирмам, имеющим штат высококвалифицированных специалистов, что по своей сути является гарантией качества оказания услуг.
При обращении к бухгалтерской компании клиент не только получает высококвалифицированные услуги, но и экономит свое время и средства на подбор и содержание собственной бухгалтерской службы. В данной работе будет сделана попытка определить обоснованность использования специализированной бухгалтерской организации для передачи функции ведения бухгалтерского учета или отдельных его участков. Для начала определим преимущества и недостатки использования бухгалтерских услуг на аутсорсинге.

1. Преимущества и недостатки передачи бухгалтерского учета на аутсорсинг

  1. Экономия на расходах, так как отпадает необходимость в следующих статьях расходов: аренда помещения для отдела бухгалтерии, покупка основных средств и материальных ценностей, связанных с организацией рабочего места отдела бухгалтерии или главного бухгалтера, фонд заработной платы отдела бухгалтерского учета или главного бухгалтера, налоги, возникающие с фонда заработной платы, зачет НДС, подлежащий к вычету по услугам бухгалтерской компании, покупка и содержание в актуальном состоянии специализированных программных продуктов (1С Предприятие, Консультант плюс, Гарант и др.), расходы, связанные с повышением профессионального уровня главного бухгалтера, посредством посещения различных семинаров и курсов повышения квалификации.
  2. Ежедневное обслуживание клиента, так как, обращаясь в компанию-аутсорсер, вы получаете не одного главного бухгалтера, а целый штат высококвалифицированных специалистов, которые работают как единый отлаженный механизм
  3. Отсутствие вопросов, связанных с текучестью и загруженностью бухгалтерских кадров, и сбоев в работе отдела бухгалтерии из-за несвоевременной неукомплектации отдела бухгалтерского учета
  4. Директор и топ-менеджеры предприятия могут полностью сконцентрироваться на основном бизнесе и не тратить время на решение бухгалтерских и налоговых проблем, за которые отвечает аутсорсинговая компания
  5. Компания-аутсорсер осуществляет профессиональную обработку документации профильными специалистами, что минимизирует риск штрафных санкций со стороны налоговых органов
  6. В ходе бухгалтерского обслуживания предприятию обеспечивается юридическая, консультационная и техническая помощь по любым вопросам, связанным с бухгалтерским учетом, а также бесплатная информация об изменениях в налоговом и бухгалтерском законодательстве
  7. Компания-аутсорсер всегда проконсультирует по налоговым последствиям сделок и их оформлению
  8. Компания-аутсорсер несет ответственность за несвоевременную сдачу отчетности (если заказчик вовремя предоставил все необходимые документы для ее подготовки);
  9. Обеспечение конфиденциальности при расчете заработной платы и других платежей
  1. Существует возможность потери конфиденциальности данных. Вследствие наличия данного риска, необходимо заключать с компанией-аутсорсером соглашение о конфиденциальности или предусмотреть данные пункты в договоре на аутсорсинг..
  2. Снижается оперативность в учете, которая становится особенно важна, когда масштабы малого предприятия увеличиваются.
  3. Не любая аутсорсинговая компания владеет спецификой бизнеса клиента.
  4. Сомнительно, чтобы аутсорсинговая фирма дополнительно бесплатно давала полезные советы по оптимизации бизнеса, бухгалтерского учета, налогообложению, в то время как квалифицированный штатный бухгалтер по поручению руководителя может оказать и такую помощь.



На российском рынке в основном востребованы услуги для предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса, но в мировой практике нередки примеры передачи некоторых учетных функций бухгалтерским компаниям и в крупных корпорациях. В настоящее время бухгалтерский аутсорсинг применяется, чтобы получить качественные услуги бухгалтерского учета без собственной бухгалтерии.


Поэтому возникает вопрос о целесообразности для небольших предприятий или индивидуальных предпринимателей содержать собственную бухгалтерию. Предприятие или фирма, заключив договор с аутсорсинговой компанией на услуги бухгалтерского учета или на бухгалтерское обслуживание, уже не несет затраты о которых шла речь выше. Заказчик включает услуги бухгалтерского учета в себестоимость своей продукции, тем самым уменьшая свою налогооблагаемую базу. Таким же образом уменьшается налогооблагаемая база при применении упрощенной системы налогооблажения. Вся ответственность за начисленные налоги и правильность того, как организован бухучет, несет юридическое лицо (аутсорсинговая компания), которая оказывает услуги.


Профессионализм бухгалтеров аутсорсинговых компаниях, которые оказывают качественные бухгалтерские услуги, выше квалификации бухгалтеров, которых нанимают предприятия среднего и малого бизнеса, чтобы вести свой бухучет. Это позволяет избежать многих подводных камней в хитросплетениях российского законодательства о бухгалтерском и налоговом учете. Поэтому предпринимателям целесообразно ориентироваться на квалифицированные услуги бухгалтерского учета, которые предоставляют аутсорсинговые компании. Преимущества такого сотрудничества принесут положительные результаты.

Чтобы бухгалтерские услуги для предпринимателей и предприятий реализовались в полной мере, продемонстрировав все свои преимущества, надо тщательно подходить к выбору аутсорсинговой компании, которой можно поручить ведение бухгалтерского учета, поскольку качество предоставляемой услуги, уровень обслуживания и бухучет ещё не у всех аутсорсинговых компаний на достаточно высоком уровне.
Чаще всего к услугам аутсорсинга бухгалтерского учета прибегают зарубежные фирмы, либо организации с иностранным капиталом. Однако и отечественные компании в последние годы оценили аутсорсинг бухгалтерских функций. Этот подход дает возможность минимизации налоговых рисков, а также помогает снизить затраты времени менеджмента, избежать зависимости от собственного персонала в управлении бухгалтерией.


Тем не менее, передача бухгалтерии на аутсорсинг требует определенных усилий, связанных с коммуникацией клиента и провайдера услуг. Компания-клиент должна назначить менеджера проекта, ввести проектное управление для мониторинга статуса проекта и так далее, чтобы провайдер своевременно получал необходимую информацию. Менеджер проекта будет той инстанцией, к которой будут обращаться сторонние специалисты для прояснения и уточнений, в частности - в том случае, если возникнут противоречия между данными анализа документов и результатами интервьюирования основных участников процесса.

Заключение


Однако вывод может быть только один: каждая фирма хотела бы, чтобы ее учет велся квалифицированным специалистом, и не важно, занимает он должность в самой компании или привлекается со стороны. Впрочем, несмотря на все трудности, сфера услуг аутсорсинга в России претерпевает неуклонный рост. Кроме того, увеличение числа организаций-заказчиков свидетельствует о намерениях отечественных фирм отказаться от разделения бухгалтерии на теневую и официальную. Ведь ведение бухгалтерии является очень сложным и разносторонним процессом, не ограничивающимся всего лишь написанием отчетов. Бухгалтер должен отличаться значительным багажом знаний из различных областей, кроме бухгалтерии – экономики, юриспруденции и так далее.

Только такой бухгалтер способен предоставлять качественное и грамотное бухгалтерское сопровождение. И максимально грамотно и правильно организованное оказание бухгалтерских услуг является в свою очередь залогом успешного и процветающего бизнеса. При этом правильное оказание бухгалтерских услуг дает возможность избежать очень многих проблем, в особенности, с проверяющими органами, а также оптимизировать налоговые расходы.

Не перепутайте аутсорсинг с аутстаффингом

Бывает, компании, которые хотят заключить договор аутсорсинга, прописывают в нём условия, характерные для аутстаффинга. А это разные вещи.

В первом случае вы заказываете выполнение конкретных функций, во втором — по сути, берёте чужих сотрудников в лизинг.

При этом с 1 января 2016 года аутстаффинг, подпадающий под определение заёмного труда (статья 56.1 Трудового кодекса), в России запрещён. Заключение такого договора чревато административной ответственностью за нарушение трудового законодательства.

Как избежать ошибки: В договоре следует чётко сформулировать его предмет — например, можно указать, что аутсорсинговая компания обязуется оказывать услуги по юридическому, финансово-бухгалтерскому сопровождению деятельности заказчика услуг. В этом случае у контролирующих органов не будет повода в чём-то вас подозревать.

Трудовой кодекс предусматривает ряд исключений. Аутстаффинг возможен для личного обслуживания и оказания помощи по ведению домашнего хозяйства (речь о найме сиделок, кухарок, водителей), замещения временно отсутствующего штатного сотрудника, за которым сохраняется место работы (например, в случае ухода собственного сотрудника в декретный отпуск), а также на временных (не более девяти месяцев) работах, связанных с расширением производства.

Согласно статье 341.2 Трудового кодекса в качестве внешних сотрудников ещё можно привлекать студентов-очников, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также лиц, освобождённых из исправительных учреждений.

При аутсорсинге договор регулирует порядок предоставления внешней компанией определённых услуг. Обычно в таких договорах не прописаны конкретные сотрудники, которым предстоит работать. Это второстепенный вопрос для аутсорсинга. При аутстаффинге, напротив, указание на конкретного работника является важным условием соглашения.

Чётко прописывайте предмет договора и объём оказываемых услуг

Если предмет договора и объём оказываемых услуг определены неполно или нечётко, заказчик рискует: договор может быть признан незаключённым или аутсорсер может не выполнить обязательств, которые кажутся сами собой разумеющимися. Например, если в договоре аутсорсинга на оказание юридических услуг будет указано, что заказчик вправе получать консультации подрядчика в сфере гражданского и трудового законодательства, то исполнитель не будет обязан консультировать в уголовной сфере.

Нечёткое определение предмета договора может привести к налоговым проблемам для заказчика. Одним из рисков, связанных с заключением договора аутсорсинга, является непризнание расходов на данные услуги в целях налогообложения прибыли. В соответствии со статьёй 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, понесённые налогоплательщиком.

Как избежать ошибки: Как можно шире и конкретнее обозначьте предмет договора аутсорсинга и точнее опишите оказываемые услуги как в договоре, так и в акте сдачи-приёмки оказанных услуг. Чем лучше вы это сделаете, тем больше шансов, что налоговая признает ваши расходы на аутсорсинг обоснованными.

Обеспечьте конфиденциальность передаваемой информации

Несмотря на то что информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется законом, следует детально оговорить условия о конфиденциальности в договоре. Ведь в случае утечки информации (в особенности финансовых показателей компании, информации о новом продукте или новой технологии) под удар попадает сам бизнес заказчика.

Как избежать ошибки: В договоре должен быть определён перечень информации, составляющей коммерческую тайну, порядок обращения с ней, контроль за соблюдением этого порядка, а также порядок учёта лиц, получивших к ней доступ. Там же нужно предусмотреть санкции (возмещение понесённых убытков, выплата неустойки) за случаи разглашения конфиденциальной информации. Ответственность за разглашение должна сохраняться после того, как услуги будут выполнены.

На практике оказалось эффективным включать в договор положение о неустойке как основном виде ответственности за нарушение конфиденциальности. Преимущество неустойки состоит в том, что её легко взыскать при наличии одного факта разглашения конфиденциальной информации. При этом не нужно обосновывать реальный размер причинённого ущерба (в отличие от убытков).

Прописывайте сроки сдачи работ и порядок отчётности аутсорсера

Аутсорсинг обычно длится долго, а передаваемая функция часто предполагает целый комплекс работ, нужных для достижения результата. Некоторые недобросовестные подрядчики всеми способами пытаются избежать отчётности по промежуточным этапам, затягивая или даже саботируя предоставление информации.

Если аутсорсер причинил вам ущерб, он должен его компенсировать

Кому бы заказчик ни передал свои функции, ответственность перед контрагентами и государством несёт он сам. Особенно это актуально при передаче на аутсорсинг бухгалтерских функций. Например, если компания несвоевременно подала налоговую декларацию или неправильно начислила сумму налога, ответственность будет нести сам налогоплательщик.

Как избежать ошибки: Пропишите в договоре условие о том, что все убытки по вине аутсорсера должны быть им же компенсированы. Логично в договоре прописать размер неустойки (её размер должен быть разумным, учитывающим возможные риски, связанные с деятельностью привлечённого персонала). Если размер реального ущерба превысит сумму неустойки, то заказчик сможет взыскать убытки в большем размере.

Индивидуальный предприниматель применяет УСН, оказывает услуги юридическому лицу по производству кондитерских изделий из давальческого сырья. При этом услуги оказываются как силами своих работников, так и силами работников, предоставленных другой организацией, т.е. применяется аутсорсинг.

Включаются ли затраты по аутсорсингу в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по УСН?

Учитывается ли численность персонала, предоставленного другой организацией по договору аутсорсинга, при расчете предела среднесписочной численности, позволяющего применять УСН?

Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, заключив договор на предоставление персонала, не сможет учесть понесенные расходы по этому договору в целях налогообложения.

В то же время для определения среднесписочной численности в целях определения права на применение УСН работники, работающие по договору предоставления персонала, не учитываются.

Обоснование вывода.

Гражданский кодекс РФ не дает определения договора аутсорсинга. Однако ГК РФ, в частности п.п. 1 и 2 ст. 421 ГК РФ, предусматривает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

В рассматриваемой ситуации, как Вы пояснили, речь идет о заключении договора, согласно которому организация предоставляет индивидуальному предпринимателю, применяющему упрощенную систему налогообложения, работников определенных специальностей.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в ст. 346.16 НК РФ. Перечень этих расходов ограничен.

Как правило, в случае, когда какие-либо расходы прямо не указаны в перечне, установленном ст. 346.16 НК РФ, то принимать их в целях налогообложения нельзя. Расходы на оплату услуг по предоставлению персонала не поименованы в ст. 346.16 НК РФ.

В то же время некоторые расходы в перечне обозначены единым понятием, позволяющим включить в себя различные затраты, определяемые в каждом конкретном случае. К таким расходам относятся материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом в п. 2 ст. 346.16 НК РФ указано, что при применении упрощенной системы налогообложения материальные затраты принимаются в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ. В свою очередь, ст. 254 НК РФ содержит свой перечень расходов, в котором значатся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. Ни ст. 346.16, ни ст. 254 НК РФ не содержит прямого указания на то, что к материальным расходам относятся затраты по договору на оказание услуг по предоставлению персонала. В то же время в НК РФ прямо установлено, что затраты на услуги по предоставлению работников в целях главы 25 НК РФ учитываются в составе прочих расходов (пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Учитывая сказанное, приходим к выводу, что расходы на оплату услуг по предоставлению персонала не могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения. Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа в от 16.11.2006 N Ф04-7556/2006(28356-А46-29), от 23.01.2007 N Ф04-8833/2006(29967-А46-27).

Нельзя рассматриваемые затраты учесть и в составе расходов на оплату труда. На это указывает Минфин России в письме от 28.11.2006 N 03-11-04/3/511.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, заключив договор на предоставление персонала, не сможет учесть понесенные расходы по этому договору в целях налогообложения.

Обратите внимание! Судьи в указанном выше постановлении от 23.01.2007 N Ф04-8833/2006(29967-А46-27) пришли к выводу, что непосредственно в качестве материальных затрат (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ) услуги по предоставлению персонала не предусмотрены. Их отнесение к данному виду затрат можно признать обоснованным только в том случае, если налогоплательщик представит доказательства того, что их оказание сторонней организацией непосредственно относится к производственной деятельности налогоплательщика или является стадией осуществляемой им деятельности, или иным способом связано с его производственной деятельностью.

Как на практике должно выглядеть такое доказательство, сказать сложно. В то же время из этой формулировки мы усматриваем, что услуги производственного характера должны быть выполнены все же сторонней организацией, а не ее сотрудниками, предоставленными по договору аутсорсинга. Иными словами, мы полагаем, что договор со сторонней организацией должен быть заключен не на предоставление персонала, а на "приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями" (прямая формулировка пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

По нашему мнению, эти выводы подтверждены и в упомянутом выше постановлении от 16.11.2006 N Ф04-7556/2006(28356-А46-29). Так, судьи отказали в признании расходов на оплату договора аутсорсинга при применении УСН, поскольку суть оказанных предпринимателю услуг заключалась в предоставлении персонала, а не в непосредственном выполнении конкретных операций по производству (изготовлению) продукции.

Таким образом, в качестве материальных расходов при применении УСН могут быть признаны расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполненных сторонней организацией или ИП (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), но не расходы на предоставление персонала.

Согласно пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Порядок расчета среднесписочной численности установлен приказом Федеральной службы государственной статистики от 12.11.2008 N 278 (далее - Приказ N 278).

Согласно указанному порядку расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора (п. 81 Приказа N 278). В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации (п. 82 Приказа N 278).

В соответствии с пп. "к" п. 82 Приказа N 278 в списочную численность включаются только те работники, временно направленные на работу из других организаций, за которыми не сохраняется заработная плата по месту основной работы.

Таким образом, из буквального прочтения правил следует, что списочная численность (а следовательно, и среднесписочная) определяется на основании учета только тех работников, которые приняты на работу и им начисляется заработная плата.

Учитывая это, приходим к выводу, что если работники выполняют работу не по трудовым договорам, а по договору предоставления персонала, индивидуальный предприниматель не выплачивает им заработную плату, то они не участвуют в расчете среднесписочной численности для целей определения права на применение УСН.

В то же время налогоплательщику следует иметь в виду, что если по совокупности обстоятельств налоговые органы расценят заключение договора на предоставление персонала как попытку налогоплательщика создать условия для сохранения возможности применения упрощенной системы налогообложения с целью уменьшения размера налоговой обязанности, то они могут принять решение о неправомерности применения упрощенной системы налогообложения и доначислить налоги, уплачиваемые по общей системе налогообложения. При наличии соответствующей доказательной базы у налоговых органов суд может принять решение в их пользу (постановление Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 N 17643/08, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 N 03АП-4489/2010).

Читайте также: