Договор аутсорсинга на предоставление персонала налогообложение

Обновлено: 07.07.2024

Не перепутайте аутсорсинг с аутстаффингом

Бывает, компании, которые хотят заключить договор аутсорсинга, прописывают в нём условия, характерные для аутстаффинга. А это разные вещи.

В первом случае вы заказываете выполнение конкретных функций, во втором — по сути, берёте чужих сотрудников в лизинг.

При этом с 1 января 2016 года аутстаффинг, подпадающий под определение заёмного труда (статья 56.1 Трудового кодекса), в России запрещён. Заключение такого договора чревато административной ответственностью за нарушение трудового законодательства.

Как избежать ошибки: В договоре следует чётко сформулировать его предмет — например, можно указать, что аутсорсинговая компания обязуется оказывать услуги по юридическому, финансово-бухгалтерскому сопровождению деятельности заказчика услуг. В этом случае у контролирующих органов не будет повода в чём-то вас подозревать.

Трудовой кодекс предусматривает ряд исключений. Аутстаффинг возможен для личного обслуживания и оказания помощи по ведению домашнего хозяйства (речь о найме сиделок, кухарок, водителей), замещения временно отсутствующего штатного сотрудника, за которым сохраняется место работы (например, в случае ухода собственного сотрудника в декретный отпуск), а также на временных (не более девяти месяцев) работах, связанных с расширением производства.

Согласно статье 341.2 Трудового кодекса в качестве внешних сотрудников ещё можно привлекать студентов-очников, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также лиц, освобождённых из исправительных учреждений.

При аутсорсинге договор регулирует порядок предоставления внешней компанией определённых услуг. Обычно в таких договорах не прописаны конкретные сотрудники, которым предстоит работать. Это второстепенный вопрос для аутсорсинга. При аутстаффинге, напротив, указание на конкретного работника является важным условием соглашения.

Чётко прописывайте предмет договора и объём оказываемых услуг

Если предмет договора и объём оказываемых услуг определены неполно или нечётко, заказчик рискует: договор может быть признан незаключённым или аутсорсер может не выполнить обязательств, которые кажутся сами собой разумеющимися. Например, если в договоре аутсорсинга на оказание юридических услуг будет указано, что заказчик вправе получать консультации подрядчика в сфере гражданского и трудового законодательства, то исполнитель не будет обязан консультировать в уголовной сфере.

Нечёткое определение предмета договора может привести к налоговым проблемам для заказчика. Одним из рисков, связанных с заключением договора аутсорсинга, является непризнание расходов на данные услуги в целях налогообложения прибыли. В соответствии со статьёй 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, понесённые налогоплательщиком.

Как избежать ошибки: Как можно шире и конкретнее обозначьте предмет договора аутсорсинга и точнее опишите оказываемые услуги как в договоре, так и в акте сдачи-приёмки оказанных услуг. Чем лучше вы это сделаете, тем больше шансов, что налоговая признает ваши расходы на аутсорсинг обоснованными.

Обеспечьте конфиденциальность передаваемой информации

Несмотря на то что информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется законом, следует детально оговорить условия о конфиденциальности в договоре. Ведь в случае утечки информации (в особенности финансовых показателей компании, информации о новом продукте или новой технологии) под удар попадает сам бизнес заказчика.

Как избежать ошибки: В договоре должен быть определён перечень информации, составляющей коммерческую тайну, порядок обращения с ней, контроль за соблюдением этого порядка, а также порядок учёта лиц, получивших к ней доступ. Там же нужно предусмотреть санкции (возмещение понесённых убытков, выплата неустойки) за случаи разглашения конфиденциальной информации. Ответственность за разглашение должна сохраняться после того, как услуги будут выполнены.

На практике оказалось эффективным включать в договор положение о неустойке как основном виде ответственности за нарушение конфиденциальности. Преимущество неустойки состоит в том, что её легко взыскать при наличии одного факта разглашения конфиденциальной информации. При этом не нужно обосновывать реальный размер причинённого ущерба (в отличие от убытков).

Прописывайте сроки сдачи работ и порядок отчётности аутсорсера

Аутсорсинг обычно длится долго, а передаваемая функция часто предполагает целый комплекс работ, нужных для достижения результата. Некоторые недобросовестные подрядчики всеми способами пытаются избежать отчётности по промежуточным этапам, затягивая или даже саботируя предоставление информации.

Если аутсорсер причинил вам ущерб, он должен его компенсировать

Кому бы заказчик ни передал свои функции, ответственность перед контрагентами и государством несёт он сам. Особенно это актуально при передаче на аутсорсинг бухгалтерских функций. Например, если компания несвоевременно подала налоговую декларацию или неправильно начислила сумму налога, ответственность будет нести сам налогоплательщик.

Как избежать ошибки: Пропишите в договоре условие о том, что все убытки по вине аутсорсера должны быть им же компенсированы. Логично в договоре прописать размер неустойки (её размер должен быть разумным, учитывающим возможные риски, связанные с деятельностью привлечённого персонала). Если размер реального ущерба превысит сумму неустойки, то заказчик сможет взыскать убытки в большем размере.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

В каждой компании потребностям нанимателя в получении высококачественных трудовых ресурсов противостоит задача минимизации всех видов затрат и рисков, связанных с качеством и стоимостью труда. Увеличение стоимости труда не всегда влечет за собой пропорциональное повышение производительности, поэтому руководство компаний заинтересовано в новых эффективных решениях проблемы, одним из которых может стать аутсорсинг.

Понятие термина

Термин подразумевает под собой исполнение нанятым агентством ряда функций или бизнес-задач, которые не включены в основную деятельность заказчика, но необходимы для обеспечения полноценного функционирования предприятия.

В широком понимании словом обозначают аренду функций организации.

Предприятие покупает услугу у стороннего исполнителя, выполняющего для него непрофильные задачи, такие как обслуживание компьютерных систем, уборка помещений, бухгалтерия, юриспруденция, маркетинговые исследования.

По отношению к персоналу понятие означает аренду труда определенных лиц, в ходе которой некоторые функции предприятия передаются для выполнения сотруднику, который не числится в штате работодателя и не связан с ним прямым договором.

Причины и преимущества кадрового аутсорсинга

Необходимость использования аутсорсинга персонала может быть следствием ряда причин, связанных с лимитом на увеличение штатов (переводящим деятельность из малого в средний бизнес), сезонным характером работ, отпусками сотрудников, оптимизацией административной нагрузки.

Аутсорсинг применительно к персоналу компании служит для повышения качества выполняемых работ и управляемости сотрудников, понижая риск некорректного поведения в ходе осуществления двойного контроля.

Преимущества, получаемые руководством компании в результате аутсорсинга, можно поделить на несколько видов:

  1. Административные выгоды, в числе которых:
    • уменьшение расходов на кадровое делопроизводство и анализ профессиональных качеств принимаемых сотрудников до оформления трудового контракта;
    • отсутствие сложностей с профсоюзными организациями;
    • оперативное регулирование исполнителей (количество, состав) на отдельных объектах и отсутствие вынужденного простоя.
  2. Экономические в виде:
    • возможности сохранения (получения) статуса малого предприятия;
    • использования упрощённой системы налогового учета и льгот по налогообложению;
    • перераспределения бюджетных статей, связанных с расходами;
    • сокращения затрат на выплату компенсаций;
    • возможности сосредоточения ресурсов на основном бизнесе, повышения за счет этого инвестиционной привлекательности предприятия и увеличения показателей выработки на одну штатную единицу;
    • оптимизации административных трат на сотрудников, привлечения специалистов для организации максимально эффективной деятельности или определенного процесса.
  3. Правовые в виде:
    • снятия части юридической ответственности за работников, а также социального блока;
    • отсутствия формальных обязательств перед работниками;
    • отсутствия судебных и иных разбирательств по трудовым спорам;
    • помощи в поиске сотрудников на вакантные должности;
    • получения профессиональных консультаций по налоговым и трудовым вопросам.

Аутсорсинг персонала удобен как крупным, так и мелким предприятиям. Разница лишь в объеме перераспределяемых функций и конечных целях.

Недостатки

Возможные недостатки аутсорсинга:

  • сотрудники таких компаний могут иметь низкие профессиональные качества, и выяснить это удастся только в процессе работы;
  • существует риск утечки важной информации, которая может составлять коммерческую тайну;
  • риск шаблонного выполнения работы и неправильного понимания того, что нужно каждой конкретной компании;
  • сотрудников-аутсорсеров сложнее контролировать.

Крупные предприятия выводят в отдельный сектор аналогичные работы, не связанные с основным бизнесом и касающиеся подбора штата и документооборота по кадрам, расчетов (заработной платы, бюджетных отчислений), обучения, развития.

К сведению! Если основной целью компании является освобождение от рутинных процедур и экономия рабочего времени, то наиболее подходящим будет аутсорсинг документооборота (кадрового) и расчетов.

При намерении внедрить стабильное обучение работников поможет специальная программа по развитию, включающая семинары, тренинги и иные командообразующие мероприятия. Для проведения независимой оценки и подготовки адаптированной мотивационной системы потребуется привлечение консалтинговой компании.

К примеру, процедура подбора персонала представляет собой постоянный и трудозатратный процесс, предусматривающий поиск кадров для замены при текущем выбытии и эксклюзивный подбор топ-персонала. Эта работа может быть отдана специализированной структуре (за абонентскую оплату), а сотрудники кадровой структуры смогут усилить деятельность по своему ключевому направлению – работе со штатными сотрудниками.

Таким же способом можно оптимизировать штат бухгалтерии и разгрузить бухгалтеров от рутинных работ, передав расчеты по заработной плате, компенсациям или льготам сотрудников аутсорсинговой организации.

Важно! К выбору аутсорсера следует подходить серьезно. Если исполнитель внезапно откажется от сотрудничества по разным причинам (банкротство, недобросовестность), компании-заказчику придется срочно искать иных партнеров, вводить их в ситуацию либо самостоятельно исполнять функции, прежде переданные на аутсорсинг. В последнем случае отсутствие необходимых навыков и знаний может привести к временному снижению контроля над некоторыми бизнес-процессами и ухудшению качества работ.

До обращения к услугам внешней компании следует провести сравнительный анализ преимуществ и недостатков деятельности за счет внутренних ресурсов и привлеченных исполнителей, а также изучить рынок предложений по аутсорсингу персонала.

Оформление договора

Регулирование взаимоотношений на рынке аренды труда выполняется на основе специального договора аутсорсинга. Правовое регулирование отношений подобного типа отсутствует, тем не менее процедура подготовки и оформления контракта требует тщательной подготовки.

При составлении документа с максимальной детализацией должны отражаться:

  • квалификационные требования к персоналу;
  • временные рамки по предоставлению и замене работников;
  • процедуры вхождения и выхода из проекта, непосредственно исполнения трудовых функций;
  • ответственность стороны-исполнителя за качество труда предоставленных сотрудников;
  • соблюдение приватности (коммерческой тайны), неразглашение конфиденциальных сведений;
  • штрафные санкции (к примеру, при досрочном расторжении соглашения).

Положения, касающиеся вознаграждения за результаты деятельности, должны формулироваться с учетом НК РФ (раздел V). Нужно указывать стоимость услуг исполнителя в денежном выражении, включая пункт о НДС. Изменение размера платы при изменении объема услуг фиксируется дополнительным соглашением к договору.

В ст. 779 и 781 ГК РФ указывается на обязательное отражение в договорах обязанности исполнителя по оказанию услуг по заявке заказчика (в детализированном виде) и обязанности заказчика по оплате услуг исполнителя.

В тексте договора должна использоваться терминология Налогового и Гражданского Кодексов РФ. В качестве основы при заключении сделки рекомендуется использовать договора по возмездному оказанию услуг, требования к которым изложены в ГК РФ (ст. 39, ст. 779).

Резюмируем

Благодаря договору аутсорсинга заказчик получает возможность сосредоточить внимание, ресурсы и деятельность на эффективном выполнении главных задач, передав выполнение второстепенных работ работнику компании-исполнителя. Результатом оптимальной организации деятельности выступают уменьшение издержек и увеличение рентабельности деятельности предприятия.

В некоторых случаях нанимателю для выполнения определенной работы гораздо выгоднее и проще привлечь сторонних работников, чем вводить в штат своей организации дополнительных сотрудников. При этом рациональное использование трудовых ресурсов в значительной степени способствует повышению эффективности работы действующих организаций, а предоставление персонала представляет собой один из самых известных способов оптимизации налогообложения.

В статье автор рассматривает особенности форм предоставления персонала, необходимость выбора нужной формы в той или иной ситуации, регулирование отношений сторон при предоставлении персонала, а также рекомендует, как именно следует отразить в договоре эти услуги, чтобы налоговые органы не смогли предъявить претензии.

Формы предоставления персонала

Основная цель руководителя и финансовой службы любой организации — сокращение издержек. Как правило, значительная часть расходов приходится на выплаты работникам предприятия. К таким расходам можно отнести отчисления в фонд заработной платы труда, обязательные страховые взносы по страхованию и т.д.

Важным инструментом, позволяющим оптимизировать и более точно спланировать затраты организации в такой части расходов, является предоставление персонала.

В настоящее время на белорусских предприятиях начинает применяться использование заемного труда внештатных работников. В зависимости от технологии управления персоналом различают:

Все вышеуказанные понятия основаны на отношениях трех сторон:

— организации-провайдера со штатом сотрудников для последующего их предоставления организации-заказчику (в большинстве случаев такими организациями являются кадровые агентства);

— самих работников, оформленных в организации-провайдере, но выполняющих должностные обязанности у нанимателя основной организации-заказчика.

Схематически эти отношения можно изобразить следующим образом:


Чем следует регулировать отношения лизинга персонала, аутстаффинга и аутсорсинга

На данный момент законодательство не содержит нормативных документов, прямо регулирующих подобные отношения. ГК не предусматривает такой вид договора, как договор о предоставлении персонала. В то же время гражданское законодательство предоставляет свободу в заключении договора и право сторонам заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор) .

Тем более, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законодательством, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены им, но в силу основных начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности .

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из договоров и иных сделок хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему .

По своей сути предоставление персонала можно отнести к возмездному оказанию услуг . При этом по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги .

Вместе с тем сторонами трудового договора являются наниматель и работник, а трудовой договор представляет собой соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату . Следовательно, между нанимателем организации-заказчика и предоставленными работниками трудовой договор не может быть заключен по той причине, что эти работники не состоят в штате организации-заказчика.

Следует отметить, что в НК содержатся понятия:

Основные отличия лизинга персонала, аутстаффинга и аутсорсинга

Разница между лизингом персонала, аутстаффингом и аутсорсингом существует, и для того, чтобы не ошибиться в выборе оптимизации своих доходов и расходов, а главное — исключить трения с налоговой инспекцией, нужно четко понимать, в чем различие между подобными услугами, предоставляемыми специализированными организациями.

Каким должен быть договор об аутсорсинге

Есть ряд нюансов, которые нужно соблюдать при оформлении договора на аутсорсинг. Базируется он на общих правилах о договоре взаимного оказания услуг согласно 39 главе ГК РФ. В договоре такого типа обязательно должен присутствовать перечень оказываемых услуг, сроки предоставления информации и результатов работы, ответственность как заказчика, так и исполнителя, а также условия расторжения текущего договора.

Стоит рассмотреть подробнее каждый из этих пунктов:

Перечень оказываемых услуг. В договоре должны быть максимально полно описаны все процессы, так или иначе связанные с теми функциями, которые компания передает на аутсорсинг. Сюда вписывают все задачи, возлагаемые на исполнителя. Если же во время работы компании потребуются дополнительные услуги, которых не было в договоре, то их оплата будет производиться отдельно. Если же заранее все продумать максимально точно, то можно сэкономить и вложить в договор еще на этапе его создания всё необходимое. Это обеспечит возможность масштабирования бизнеса в полном объеме, без ограничений.
Всё должно быть указано в договоре максимально конкретно, так как общие и двоякие формулировки не дадут возможности использовать новый инструмент максимально эффективно.
При этом, дополнительные условия никогда не поздно добавить в договор — делается это отдельным соглашением, которое подшивается к основному договору;

Сроки предоставления информации. Для того, чтобы компании и поставщику услуг избежать конфликтов, в договоре должны быть четко прописаны сроки предоставления услуг и информации. Проработанные и зафиксированные сроки должны быть для обеих сторон — если возникнут сложные ситуации, можно опираться на договор для их разрешения. Бывают разные ситуации и для того, чтобы сотрудничество было максимально эффективным, этот вопрос нужно тщательно продумать еще до заключения договора;

Ответственность сторон. Тоже важный пункт в договоре. Если стороны в момент заключения договора недостаточно хорошо продумали и согласовали зоны своей ответственности, то в случае сложных ситуаций доказать чью-либо вину будет непросто. Зоны ответственности должны быть определены как для заказчика, так и для исполнителя. Первый должен вовремя предоставлять нужную информацию, а второй — вовремя ее обрабатывать;

Условия расторжения договора. Как правило, такой договор заключают на срок от нескольких месяцев до нескольких лет (срок сильно зависит от поставленных задач). Желательно указать в договоре возможность его последующей пролонгации (продления автоматически) по истечению срока действия. Отказаться от договора может как заказчик, так и исполнитель, в одностороннем порядке. Естественно, оплатив все расходы или затраты. При этом, крайне желательно подробно продумать условия расторжения договора, чтобы это не затянулось на долгое время и проходило именно в том формате, в котором это будет уместно.

То есть, можно обобщить все рекомендации одной общей — при заключении договора на аутсорсинг нужно тщательно продумать все нюансы, непременно конкретизировать все пункты и быть максимально объективным.

Аутсорсинг и запрет на аутстаффинг

Поскольку в РФ с 01.01.2016 аутстаффинг запрещен (заемный труд), то очень важно не путать два этих понятия. Во-первых, полный запрет лизинга персонала не осуществлен до сих пор — по-большей части это коснулось лишь недобросовестных компаний, которые таким образом пытались экономить на официальных льготах и выплатах своим работникам. Во-вторых, аутсорсинг не является по сути заемным трудом — сотрудник не работает постоянно на территории предприятия заказчика, а предоставляем ему услугу (чаще всего — удаленную). Можно сказать, что аутсорсинг и аутстаффинг — это две совершенно разные модели. В-третьих, даже в договоре на аутсорсинг отсутствует какой-либо график работы, условия этой работы и другие требования по подбору персонала.

Например, при аутсорсинге компания-наниматель платит не за штатного или стороннего бухгалтера по факту, а оплачивает услугу юридического сопровождения своих дел. А сколько человек и кто именно из них будет заниматься этим сопровождением — в договоре не указывается.

Немаловажное различие между аутсорсингом и аутстаффингом — границы ответственности. При найме заемных рабочих компания не получает той ответственности, которая была бы в обратном случае. Рабочий делает свою работу и не несет ответственности за результат. А при аутсорсинге компания получает именно результат — исполнитель ответственен не за сам процесс, а за его финишный результат. Таким образом, закон 116-ФЗ никак не затрагивает аутсорсинг и при составлении договора это нужно понимать и учитывать. При грамотно составленном договоре аутсорсинг нельзя будет квалифицировать как заемный труд, так как условия работы слишком разные.


Что представляет собой аутсорсинг

Аутсорсинг появился несколько лет назад и сейчас получает всё большее и большее распространение.

Аутсорсинговым компаниям доверяют, как правило, непроизводственные или же разовые, непериодические виды работ. К таковым могут относиться, например:

  • юридические услуги,
  • бухгалтерские услуги,
  • клининговые услуги,
  • логистика,
  • услуги питания и пр.

Кто может прибегать к аутсорсинговым услугам? Это выгодно прежде всего малому и среднему бизнесу, но и крупный бизнес может выводить часть обслуживающих функций за рамки компании.

В чем смысл аутсорсинга, почему он набирает популярность? Прежде всего, это рациональное использование собственных финансов, иными словами, экономия. Содержание первоклассного специалиста, будь то айтишник, бухгалтер или юрист, в штате компании на постоянной основе не всем по карману.

Иногда требуются разовые услуги профессионалов, ради которых держать полную штатную единицу также нерационально.

Далее рассмотрим все плюсы и минусы аутсорсинга на примере ведения бухгалтерии.

Способы получения бухгалтерских услуг

Организация не может работать без бухгалтера, даже применяя самую простую систему налогообложения, так как от ведения бухгалтерского учета фирмы не освобождены. Да и индивидуальным предпринимателям лучше работать в паре с бухгалтером, так как хоть они и не обязаны вести бухгалтерский учет, но ведение управленческого учета будет прекрасным подспорьем в бизнесе, а налоговое законодательство в нашей стране очень изменчиво.

Таким образом, бухгалтер — незаменимый друг бизнеса.

Как бизнес может получать бухгалтерские услуги:

  • штатный бухгалтер (удаленный, на неполную ставку, на полную ставку),
  • бухгалтер-фрилансер,
  • аутсорсинговая компания.

Рассмотрим, плюсы и минусы аутсорсинга бухгалтерских услуг по сравнению со штатным бухгалтером. При этом бухгалтер-фрилансер будет сочетать в себе черты как штатного бухгалтера, так и компании-аутсорсера.

Что выбрать, решает в конечном счете собственник бизнеса. При этом он может сочетать штатного бухгалтера и аутсорсера. Например, один будет заниматься первичкой, внесением в программу начальных данных, а другой составлять отчеты и работать с налоговой.

Основные отличия аутсорсера от штатного сотрудника

Основное отличие штатного работника от стороннего — это вид заключенного договора. Это же и является основным преимуществом аутсорсинга бухгалтерских услуг.

Со штатным сотрудником, работающим на ставке или даже удаленно, заключается трудовой договор. Отношения с таким работником регулируются Трудовым кодексом РФ.

С аутсорсером, будь это бухгалтер-фрилансер или же компания, заключается гражданско-правовой договор. И эти отношения регулируются Гражданским кодексом РФ.

Приведем сравнительную таблицу, основываясь на нормах законодательства. Из нее становятся очевидными преимущества аутсорсинга бухгалтерских услуг перед штатным бухгалтером:


И это не полный список различающихся параметров. Сюда же можно отнести более простую процедуру разрыва гражданско-правовых отношений по сравнению с трудовыми, а также тот факт, что ответственность исполнителя проще прописывается в гражданско-правовом договоре, чем в трудовом.

Ну и основное отличие — необходимость начисления взносов и исчисления НДФЛ с зарплаты штатника. Бухгалтер-фрилансер, как правило, является ИП или самозанятым, поэтому все взносы и налоги исчисляет самостоятельно. На выплаты, которые фирма переводит компании-аутсорсеру, никакие дополнительные суммы также не начисляются.

Покажем на примере:


Как видим, штатный работник обойдется фирме дороже примерно на 40%.

Минусы аутсорсинга

Обобщим еще раз плюсы аутсорсинга:

  • дешевле штатного бухгалтера;
  • более гибкие договорные условия;
  • отсутствие временных провалов в работе (отпуск или больничный штатного бухгалтера);
  • возможность оперативно реагировать на изменения в бизнес-процессах за счет опыта работы в различных сферах и наличия нескольких специалистов.

Однако существуют и проблемы бухгалтерского аутсорсинга, о которых нельзя не упомянуть:

  • В больших аутсорсинговых компаниях за вашей фирмой закрепят специалиста, но в случае его увольнения, отпуска или болезни ваши дела будет вести другой сотрудник, который сразу не вникнет в тонкости именно вашего бизнеса, что может негативно сказаться на учете.
  • Аутсорсеры обычно работают с предоставленной первичкой. Названивать вашим поставщикам с напоминанием о необходимости срочно прислать документы не входит в их обязанности.
  • Услуги аутсорсера прописаны в договоре. За многие дополнительные услуги, которые штатник выполняет по должностной инструкции, аутсорсер будет брать отдельную плату.
  • Многие бизнесмены любят видеть и напрямую контролировать рабочий процесс, что в условиях аутсорсинга проблематично.
  • На штатного бухгалтера есть больше рычагов воздействия (например, в виде премии), что является несомненным плюсом для собственника бизнеса.
  • Третьи лица имеют доступ к коммерческой тайне предприятия, да и ко всем несовершенствам учета и налоговым огрехам.
  • Могут возникнуть проблемы с передачей бухгалтерской базы при расторжении договора.
  • Ведение дел вашей фирмы передается от специалиста к специалисту, поэтому постоянного контактного лица может и не быть, что затрудняет процесс сотрудничества.

Кто отвечает за ведение учета на фирме? Ответ есть в нашей статье.

Бухгалтер-фрилансер

Отдельно следует упомянуть бухгалтеров-фрилансеров, которые, как было сказано выше, объединяют в себе черты штатного бухгалтера и аутсорсера, то есть их плюсы и минусы.

Фрилансер обладает плюсами аутсорсеров. Никаких дополнительных трат на него не производится: ни взносов, ни налогов, ни затрат на оборудование рабочего места и обучение.

Вместе с тем он имеет минусы штатного сотрудника: может заболеть или уехать отдыхать. Платить за это не придется, но бухгалтер на это время может выпасть из рабочего процесса. Впрочем, бухгалтеры-фрилансеры, имея свободный график, зачастую относятся к своим выходным достаточно гибко и выходят на связь даже во время отдыха.

При этом фрилансер обладает и плюсами штатного работника. Это определенный человек, который ведет бухгалтерию, разбирается именно в вашей специфике и подберет оптимальный именно для вас вариант учета и налогообложения.

Что касается непрофессионализма и обычной человеческой непорядочности, ее можно встретить и у штатного работника, и в аутсорсинговой фирме, и у бухгалтера-фрилансера.

Чтобы максимально обезопасить себя от неприятностей, необходимо корректно составить гражданско-правовой договор с аутсорсером. Вы можете бесплатно скачать возможный вариант договора оказания бухгалтерских услуг, кликнув по картинке ниже:

Итоги

Аутсорсинг — передача части необходимой работы сторонним организациям. Большое распространение получает аутсорсинг юридических, бухгалтерских, ИТ-услуг. Основные плюсы аутсорсинга — экономия и возможность работать с высококвалифицированными специалистами, на содержание которых в штате нет средств. Но есть и минусы: обезличенность работы, риск раскрытия коммерческой тайны третьими лицами, невозможность непосредственно контролировать процесс.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: