Договор аренды персонала налоговые последствия

Обновлено: 22.04.2024

Автор
Ольга Бондаренко
аттестованный аудитор и консультант по налогам и сборам, член научно-экспертного и учебно-методического советов Палаты налоговых консультантов России, бизнес-тренер МВА, к. ю. н., доцент

В сложной экономической ситуации многие организации серьёзно задумываются над оптимизацией своих расходов. Несомненно, что для осуществления практически любой деятельности необходимо то или иное имущество. Однако, очевидно, что в большинстве случаев расходы по содержанию имущества намного ощутимее, чем при его аренде. Поэтому аренда достаточно активно внедряется в повседневную деятельность многих организаций.

Конечно, про нюансы арендных отношений можно рассказывать долго, анализируя оплошности, которые допускают коллеги, создавая не только конфликтные отношения с контрагентами, но и провоцируя налоговые риски.

Вот, например, некоторые из них, которые могут послужить основаниями для признания договора незаключённым должным образом, ничтожным или повлечь иные потери.

На что важно в первую очередь обратить внимание

— Договор необходимо заключать в письменной форме

Если хотя бы одной из сторон договора аренды является организация (п. 1 ст. 609 ГК РФ) – договор должен быть заключён исключительно в письменной форме.

— Без обязательной регистрации не обойтись

Если организация сдаёт в аренду недвижимое имущество на год и более, то такой договор подлежит обязательной государственной регистрации (п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651 ГК, п. 3 письма Президиума ВАС от 11.01.2002 № 66) и считается заключённым только с момента регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

— Не забудь про существенные условия

Каждый договор аренды должен содержать существенные условия. Таковым для всех договоров аренды является предмет договора (п. 3 ст. 607 ГК РФ), а для договоров аренды недвижимости ещё и условие об арендной плате (п. 1 ст. 654 ГК РФ). Если такой информации в договоре не будет или будет определена не чётко, то соответствующие условия считаются не согласованными и договор аренды признается не заключенным (ст. 607 ГК РФ).

— Как быть с необособленными объектами

Много спорных моментов было и в отношении предоставления в пользование не обособленных объектов, как предписывает ст. 607 ГК РФ, а конструктивных элементов тех или иных объектов, например, крыши или стены здания. И только благодаря разъяснениям ВАС РФ такие сделки признали не противоречащими законодательству, но порекомендовали именовать их более корректно – не как договор аренды, а именовать соглашением о возмездном оказании услуг (п. 1 письма ВАС от 11.01.2002 № 66).

— Арендную плату можно изменять

Много вопросов вызывают и условия о возможности изменения арендной платы. В одностороннем порядке по требованию арендодателя размер арендной платы может быть изменён не чаще одного раза в год. По договору лизинга (финансовой аренды) размер лизинговых платежей можно пересматривать раз в три месяца (п. 2 ст. 28 Закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ). По соглашению сторон договора размер арендной платы может меняться с любой периодичностью (в т. ч. чаще, чем один раз в год) (п. 21 постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 № 73). Важно также знать, что нельзя потребовать от арендатора внести арендную плату более чем за два срока подряд (п. 4-5 ст. 614 ГК).

— Ремонт по закону и договору

Допускаются и оплошности в договорных отношениях в отношении проведения ремонта арендуемого имущества. По умолчанию капитальный ремонт обязан проводить арендодатель. Арендатор проводит лишь текущий ремонт арендуемого имущества. Однако стороны имеют право в договорных отношениях распределить эти обязанности иным образом, как посчитают нужным. Важно, что как текущий, так и капитальный ремонт транспортных средств без экипажа оплачивает исключительно арендатор (ст. 644 ГК РФ).

— Неотделимые улучшения нынче в моде

Неотделимые улучшения арендованного имущества принадлежат арендодателю. Если они были проведены арендатором с согласия арендодателя, то последний компенсирует их (если другого не предусмотрено договором). В противном случае расходы арендатора возмещению не подлежат (исключение – аренда предприятия – ст. 662 ГК РФ).

— Кто сдал имущество в аренду – тот и платит налоги

Кстати, обратите внимание, что арендодатель должен самостоятельно уплачивать налоги в бюджет с полученного дохода от сдачи имущества в аренду (п.п. 4 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 209 НК РФ, письмо Минфина России от 27.08.2015 № 03-04-05/49369). То есть, арендатор не имеет права выполнять функции налогового агента в отношении налогов подлежащих уплате лично арендодателем.

— Не забудьте о цене имущества, передаваемого в аренду

При передаче или получения имущества в аренду позаботьтесь и о том, чтобы в передаточном акте стояла реальная стоимость передаваемого имущества. Достаточно часто стороны игнорируют этот важный момент – не указывая стоимость вообще, или указывают балансовую, которая не всегда соответствует реальной стоимости имущества, так как обязательность переоценки имущества во многих случаях отсутствует и на сегодняшний день. На практике встречается масса случаев, когда имущество переданное (взятое) в аренду было уничтожено и ни экспертным путём, ни каким иным не представлялось возможным уже по факту случившегося определить реальную стоимость утраченного имущества, чтобы обоснованно и аргументировано говорить о возникших убытках.

— Проверьте, имеет ли соответствующие права арендодатель

Распорядиться имуществом, в том числе и сдать его в аренду, может только собственник. Однако в лице арендодателя может выступать не только собственник, а любое уполномоченное им лицо или лицо имеющее такое право по закону (ст. 608 ГК РФ). Будьте крайне внимательны, когда берёте имущество в аренду. Проверьте документы и убедитесь, что распоряжается имуществом лицо, имеющее на это право.

Компания может нанять сотрудников, проживающих не только в другом городе, но даже в другой стране. В такой ситуации работодатель может самостоятельно обеспечить этих сотрудников квартирой для временного проживания.

Приобретение служебной квартиры

Иногда компании для обеспечения иногородних сотрудников жильем приобретают служебные квартиры. Такой подход имеет два существенных недостатка:

  1. организация, становясь собственником квартиры, должна учитывать этот объект как основное средство и, соответственно, платить с него налог на имущество. В данной ситуации возникает налоговая нагрузка работодателя;
  2. компания не сможет без налоговых рисков учесть стоимость купленного жилья при определении налога на прибыль. Как считает Минфин, служебная квартира — это не амортизируемое имущество, которое используется для извлечения дохода. Соответственно, по ней не учитываются амортизационные отчисления при налогообложении (Письма Минфина от 24.11.2014 г. № 03-03-06/2/59534, от 24.01.2019 г. №03-03-06/1/3843). Получается в данной ситуации работодатель несет существенные затраты в размере стоимости приобретаемой недвижимости, которые не вправе учесть при исчислении налога на прибыль.

Из-за этих недостатков предпочтительнее вариант с арендой жилого помещения. Причем работодатель может сам арендовать квартиру или же компенсировать работнику соответствующие арендные платежи.

Аренда квартиры для работника

Таким вариантом может быть ситуация, когда работодатель самостоятельно арендует квартиру иногороднему сотруднику. Арендные платежи компания имеет право отнести на прочие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) или на расходы на оплату труда (п. 25 ст. 255 НК РФ).

Однако чиновники полагают, что списание арендных расходов по служебному жилью в составе прочих расходов невозможно, т.к. порядок учета этих затрат установлен ст. 255 НК РФ (Письмо Минфина от 30.09.2013 г. № 03-03-06/1/40369, Письмо ФНС от 28.02.2018 г. № ГД-4-11/3931@). Соответственно, официальная позиция чиновников такова, что учесть эти затраты можно только в размере не более 20% от начисленной за месяц зарплаты.

Чиновники ориентируются на ст. 131 ТК РФ, на основании которой установлено ограничение — зарплата в натуральной форме должна быть не больше 20% от общего размера зарплаты. Этот момент касается как предоставления жилья работникам, так и компенсации им затрат на проживание. Но есть существенная разница — в первом случае арендный договор заключает сам работодатель и оплачивает аренду, а во втором — договор заключает сотрудник и платит арендные платежи, а работодатель только возмещает расходы.

Данный порядок, по мнению чиновников, должен применяться и тогда, когда речь идет об аренде жилой недвижимости не только для иногородних, но и иностранных сотрудников.

По п. 4 ст. 255 НК РФ стоимость бесплатно предоставленных сотрудникам коммунальных услуг, питания, продуктов, бесплатного жилья или их компенсация включаются в расходы на оплату труда. При этом сторона, приглашающая иностранного работника, должна принять на себя обязательство по обеспечению его жильем (п. 3 Положения, регламентированного Постановлением Правительства от 24.03.2003 г. № 167).

Поэтому чиновники полагают, что на работодателя, пригласившего иностранного сотрудника, возлагается обязанность только по предоставлению, но не по оплате жилья. Соответственно, затраты на аренду жилой недвижимости для иностранцев можно списать в расходы только в размере установленного ограничения — 20% (Письма Минфина от 02.05.2012 г. № 03-03-06/1/216, от 19.03.2013 г. № 03-03-06/1/8392).

Однако такую позицию не разделяют судебные органы и соглашаются с налогоплательщиками. Ситуация спорная, но при судебном разбирательстве работодатель, включающий в расходы всю величину арендных платежей, имеет все шансы отстоять свою позицию. Когда работодатель не горит желанием конфликтовать с ИФНС и разбираться с ней в суде, он может относить на расходы платежи по аренде в пределах установленного ограничения в 20%.

Другой вариант — сотрудник самостоятельно арендует жилье и оплачивает его, а работодатель только возмещает ему понесенные расходы. В этой ситуации учет расходов производится аналогично первому варианту — учитывать затраты при налогообложении можно в пределах установленного ограничения в размере 20%. Судебная практика по данному вопросу также аналогична, как и при варианте, когда работодатель сам арендует жилье и относит понесенные затраты в расходы при налогообложении.

НДФЛ и страхвзносы

При предоставлении жилья сотруднику нужно учесть особенности по НДФЛ и страховым взносам.

Согласно мнению чиновников, оплата работодателем аренды жилья для своих работников, а также компенсация понесенных ими расходов по найму жилья подлежат обложению НДФЛ и страхвзносами (Письма Минфина от 12.02.2019 г. № 03-04-06/8405, от 19.03.2021 г. № 03-15-06/19723, Письмо ФНС от 10.01.2017 г. № БС-4-11/123@).

Но в такой ситуации можно поспорить, поскольку оплата жилья работникам непосредственно связана с выполнением ими трудовых обязанностей и носит компенсационный характер. Таким образом, арендные платежи не нужно включать в налогооблагаемую базу по НДФЛ.

Суд согласен с такой позицией, сославшись на ст. 169 ТК РФ (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.09.2013 г. № А19-2330/2013). В статье указано, что работодатель должен возместить сотруднику затраты по обустройству на новом месте жительства при переезде на работу в иную местность. Судебные органы признали, что оплата за проживание работника — это обустройство на новом месте, и при этом учел, что данный порядок определялся именно в трудовом договоре. На тот момент действовал п. 3 ст. 217 НК РФ, освобождавший от НДФЛ компенсационные выплаты. Поэтому суд согласился с мнением налогоплательщика.

Имеется и другое решение суда — Постановление ФАС Уральского округа от 08.06.2012 г. № Ф09-3304/12. В этой ситуации суд посчитал, что арендные платежи выплачены для выполнения иногородним сотрудником трудовых обязанностей. Без этого работник просто не смог бы выполнять свою работу, поскольку жил бы в другом месте. В связи с этим аренда жилья произведена прежде всего в интересах компании, а потому у сотрудника не возникло никакого дохода.

Важно! Если компания готова разбирать конфликты с ИФНС в суде, она вполне может не начислять НДФЛ и страхвзносы с арендной платы за жилье для проживания иногороднего сотрудника.

В некоторых случаях нанимателю для выполнения определенной работы гораздо выгоднее и проще привлечь сторонних работников, чем вводить в штат своей организации дополнительных сотрудников. При этом рациональное использование трудовых ресурсов в значительной степени способствует повышению эффективности работы действующих организаций, а предоставление персонала представляет собой один из самых известных способов оптимизации налогообложения.

В статье автор рассматривает особенности форм предоставления персонала, необходимость выбора нужной формы в той или иной ситуации, регулирование отношений сторон при предоставлении персонала, а также рекомендует, как именно следует отразить в договоре эти услуги, чтобы налоговые органы не смогли предъявить претензии.

Формы предоставления персонала

Основная цель руководителя и финансовой службы любой организации — сокращение издержек. Как правило, значительная часть расходов приходится на выплаты работникам предприятия. К таким расходам можно отнести отчисления в фонд заработной платы труда, обязательные страховые взносы по страхованию и т.д.

Важным инструментом, позволяющим оптимизировать и более точно спланировать затраты организации в такой части расходов, является предоставление персонала.

В настоящее время на белорусских предприятиях начинает применяться использование заемного труда внештатных работников. В зависимости от технологии управления персоналом различают:

Все вышеуказанные понятия основаны на отношениях трех сторон:

— организации-провайдера со штатом сотрудников для последующего их предоставления организации-заказчику (в большинстве случаев такими организациями являются кадровые агентства);

— самих работников, оформленных в организации-провайдере, но выполняющих должностные обязанности у нанимателя основной организации-заказчика.

Схематически эти отношения можно изобразить следующим образом:


Чем следует регулировать отношения лизинга персонала, аутстаффинга и аутсорсинга

На данный момент законодательство не содержит нормативных документов, прямо регулирующих подобные отношения. ГК не предусматривает такой вид договора, как договор о предоставлении персонала. В то же время гражданское законодательство предоставляет свободу в заключении договора и право сторонам заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор) .

Тем более, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законодательством, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены им, но в силу основных начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности .

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из договоров и иных сделок хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему .

По своей сути предоставление персонала можно отнести к возмездному оказанию услуг . При этом по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги .

Вместе с тем сторонами трудового договора являются наниматель и работник, а трудовой договор представляет собой соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату . Следовательно, между нанимателем организации-заказчика и предоставленными работниками трудовой договор не может быть заключен по той причине, что эти работники не состоят в штате организации-заказчика.

Следует отметить, что в НК содержатся понятия:

Основные отличия лизинга персонала, аутстаффинга и аутсорсинга

Разница между лизингом персонала, аутстаффингом и аутсорсингом существует, и для того, чтобы не ошибиться в выборе оптимизации своих доходов и расходов, а главное — исключить трения с налоговой инспекцией, нужно четко понимать, в чем различие между подобными услугами, предоставляемыми специализированными организациями.


Компенсация за аренду жилья сотруднику в части налогообложения оказывается вопросом, решаемым не всегда однозначно. Рассмотрим возможные варианты такой компенсации и их налоговые последствия.

Варианты выплат за аренду жилья

Случаи, когда работодатель берет на себя оплату расходов по аренде жилья для своих сотрудников, достаточно распространены. При этом ситуаций, которые по нормам законодательства прямо обязывают работодателя к оплате расходов на жилье, не так много. Носят такие выплаты название компенсаций. Но чаще работодатель принимает на себя подобные обязанности добровольно, и именно они вызывают наибольшее количество вопросов.

Налогообложение этих выплат может зависеть от разных факторов:

  • наличия документального подтверждения;
  • оценки вида расхода для целей налогообложения;
  • способа осуществления выплат.

Налогообложение такого рода расходов мы рассмотрим в 2 аспектах:

  • принятие для включения в базу по прибыли;
  • облагаемый НДФЛ и страховыми взносами доход сотрудника.

В отношении НДС вычет по таким расходам возможен (п. 7 ст. 171 НК РФ), но для него требуется наличие счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ) и отнесение осуществленных затрат к деятельности, ведущейся с НДС (п. 1 ст. 170 НК РФ).

Работодатель может оплачивать аренду жилья для сотрудника, заключив договор с арендодателем напрямую, или компенсировать расходы работника. Как правильно оформить документы в обоих случаях, рассказал В. И. Неклюдов - инспектор по труду Нижегородской области. Изучите мнение чиновника, получив пробный бесплатный доступ к системе КонсультантПлюс.

Компенсации по командировкам

Однозначно решается вопрос по оплате проживания в составе командировочных выплат. ТК РФ (ст. 168) вменяет работодателю в обязанность возмещение таких расходов, и они в полной их сумме учтутся в базе по прибыли (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). В том числе, если на это есть соответствующее решение работодателя, допускается принятие расходов на проживание в местности, откуда работник может каждый день возвращаться к основному месту жительства (письмо Минфина РФ от 10.10.2016 № 03-04-06/58957).

  • 700 руб. по поездке, осуществленной по территории РФ;
  • 2500 руб. по загранкомандировке.

А вот в части страховых взносов аналогичной оговорки ни п. 2 ст. 422 НК РФ, ни п. 2 ст. 20.2 закона 125-ФЗ не содержат. То есть при отсутствии подтверждающих расходы документов под обложение страховыми взносами попадет полная сумма компенсации расходов на проживание, оплаченных за время командировки.

Одним из вариантов предоставления жилья командированному (при частых поездках в одно и то же место) является наем работодателем жилья, которое сотрудник занимает во время пребывания в командировке. Учесть в базе по прибыли такие расходы работодатель вправе (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ), но только за те периоды, когда в арендованном жилье проживал командированный работник (письмо УФНС России по г. Москве от 24.05.2012 № 16-15/045924@). Причем в состав принимаемых расходов на таких же условиях можно включить и коммунальные платежи (письмо Минфина РФ от 05.12.2011 № 03-03-06/1/802).

Компенсационные выплаты при работе в разъездах

Аналогичная норма, обязывающая компенсировать расходы на проживание, в ТК РФ предусмотрена и в части работы разъездного характера (ст. 168.1). Расценивать такую компенсацию следует не как относящуюся к командировкам (ст. 166 ТК РФ), а как выплату, учитывающую выполнение работы в особых условиях.

Осуществляться такая выплата может 2 способами:

  • как надбавка к зарплате — в этом случае размеры ее работодатель устанавливает самостоятельно, она полностью принимается в уменьшение базы по прибыли (п. 3 ст. 255 НК РФ) и как часть зарплаты подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами;
  • по фактическим затратам работника, подтвержденным документально — в этом варианте она расценивается как компенсация расходов, вызванных необходимостью исполнения должностных обязанностей, полностью учитывается при определении базы по прибыли (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) и не попадает под налог на доходы физлиц и страховые взносы (п. 3 ст. 217, подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 20.2 закона 125-ФЗ).

Выбор способа компенсации закрепляется во внутреннем нормативном акте.

Компенсация по переезду для работы в другой местности

Еще одним видом компенсации, предусмотренным ТК РФ (ст. 169), является оплата расходов, вызванных сменой работником места проживания из-за смены работы. Расходы эти делятся на 2 вида:

  • на собственно переезд;
  • на связанные с обустройством на месте новой работы.

Среди них расходы на проживание прямо не поименованы, то есть уже в самом перечне есть неопределенность в возможности отнесения к ним платы за проживание работника. И именно ее использует Минфин России (письма от 14.06.2016 № 03-03-06/1/34531, от 19.09.2014 № 03-04-06/46997) для обоснования неотнесения затрат на оплату проживания для иногороднего работника к расходам, связанным с его обустройством.

Вместе с тем суды достаточно часто признают расходы, осуществляемые работодателем на жилье для работника из другого региона, относящимися к разряду выплат, имеющих компенсационный характер (определение ВС РФ от 25.03.2015 № 309-КГ15-602, постановления Арбитражных судов Московского округа от 13.10.2016 по делу № А40-221105/2015, Западно-Сибирского округа от 21.06.2016 по делу № А67-7145/2015).

Таким образом, соотнесение расходов, связанных с оплатой проживания работника, с расходами, относящимися к его обустройству на месте новой работы, с большой долей вероятности вызовет споры с проверяющими.

Как учесть аренду квартиры для иногороднего сотрудника, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Условия и варианты добровольной оплаты проживания работника

Решение работодателя о добровольно принимаемых им на себя обязательствах по оплате расходов на проживание закрепляется во внутреннем нормативном документе (коллективном или трудовом договоре).

Видами подобной оплаты могут быть:

  • Заселение работника в жилье, арендованное работодателем для этих целей.
  • Возмещение работнику расходов на проживание по жилью, арендуемому им самим, которое возможно в 2 вариантах:
    • оплата необходимых сумм непосредственно арендодателю;
    • выдача сумм, уплачиваемых в качестве арендной платы, работнику.

    В любом из этих вариантов работник получает доход. Причем в случае расчетов работодателя непосредственно с арендодателем (т. е. без участия работника) этот доход расценивается как выплаченный работнику в натуральной (неденежной) форме (письма Минфина РФ от 29.12.2016 № 03-04-05/79264, от 14.09.2016 № 03-04-06/53726).

    Налоги при добровольной оплате расходов на проживание работника

    Доход, выданный работнику (в т. ч. иностранному) в виде арендной платы, независимо от того, каким образом осуществляется эта оплата (путем передачи денег работодателем непосредственно арендодателю или выплаты соответствующей суммы самому работнику), будет облагаться (письмо Минфина России от 07.04.2017 № 03-04-09/21137):

    • налогом на доходы физлиц (п. 1 ст. 210 НК РФ);
    • страховыми взносами (п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

    В ситуации, когда договор аренды заключает сам работодатель, ему придется осуществлять удержание НДФЛ и с того дохода, который будет выплачиваться арендодателю-физлицу, не являющемуся ИП (п. 4 ст. 226 НК РФ).

    Для целей принятия в базу по налогу на прибыль расходы по оплате жилья могут быть учтены как:

    Об особенностях учета расходов по оплате труда в числе снижающих базу по прибыли читайте здесь.

    Для последнего варианта в ситуациях, когда работодатель сам рассчитывается с арендодателем (т. е. работник получает доход в натуральной форме), приобретает значение величина доли платы за проживание в общей сумме начисляемой работнику за месяц зарплаты. Превышение этой долей величины 20% приведет к нарушению ограничения, устанавливаемого ст. 131 ТК РФ для выплаты зарплаты в неденежной форме.

    Итоги

    Необходимость оплаты работнику расходов на проживание для работодателя может быть как обязательной, так и добровольной. Но при этом и в том, и в другом случае учет таких расходов в базе по прибыли и налогообложение их в качестве доходов работников может иметь варианты в зависимости от ряда факторов. Среди таких факторов наиболее существенными оказываются оценка расходов для целей обложения налогами и взносами, способ осуществления выплат, наличие документального подтверждения.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Читайте также: