Для каких налогоплательщиков расчет нб по земельному налогу производится на основании егрн

Обновлено: 27.04.2024

Приобретая земельный участок, Вы должны помнить, что вместе с правами собственника Вы приобретаете и определенные обязанности.

Одной из таких обязанностей является уплата земельного налога в соответствии с действующим Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

1. Земельный налог: кто должен оплачивать и какие земельные участки не облагаются земельным налогом?

Земельный налог, так же как и налог на имущество физических лиц, является местным налогом (ст. 15 Налогового кодекса РФ; далее - НК РФ), т.е. он платится в бюджет муниципального образования или города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения земельного участка.

Налогоплательщиками налога являются организации и физические лица, владеющие земельными участками на праве:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог не платится организациями и физическими лицами в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

Земельным налогом не облагаются:

    земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

Характеристика земельного участка как изъятого из оборота определяется исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности, указанный в перечне (ч. 4 ст. 27 ЗК РФ).

Несмотря на то, что данные пункты совпадают по содержанию с пд. 2 и 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить его отнесение к категории земель лесного фонда либо нахождение на нем особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.

2. Как рассчитывается земельный налог?

2.1. Формула для расчёта земельного налога

Расчет налога на землю осуществляется по формуле исходя из следующих составляющих:

  • налоговой базы;
  • размера доли в праве;
  • периода владения земельным участком;
  • налоговой ставки;
  • наличие либо отсутствие льгот.

Формула для расчета земельного налога выглядит следующим образом:

Земельный налог = Нб * Д * Нст * Кв,

  • Нб – налоговая база (кадастровая стоимость);
  • Д – размер доли в праве на земельный участок;
  • Нст – налоговая ставка;
  • Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Эта стандартная формула расчета земельного налога не учитывает льготы. Для льготной категории населения сумма будет уменьшена на размер предоставленной льготы.

Рассчитать земельный налог Вам помогут наши специалисты. Для этого Вам достаточно заказать на нашем сайте "ПАСПОРТ ОБЪЕКТА".

Проверить правильность расчета земельного налога можно, воспользовавшись электронным сервисом на сайте ФНС России.

2.2. Налоговая база для расчёта земельного налога

Налоговая база является одним из ключевых понятий системы налогообложения и обязательным элементом при расчете любого налога.

Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).

С 1 января 2019 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).

Данные о кадастровой стоимости налоговые органы получают от органов Росреестра.

2.3. Налоговые ставки для расчёта земельного налога

Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

  • 0,3 % в отношении земельных участков:
    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
    • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
    • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

    2.4. Льготы по земельному налогу

    Для некоторых групп граждан и юридических лиц законодательно определен ряд льгот по земельному налогу. Их можно условно разделить на 3 вида, первые два из которых регулируются федеральным законодательством:

    • освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан и организаций (ст. 395 НК РФ);
    • уменьшение налоговой базы (суммы, с которой исчисляется налог) для отдельных категорий граждан (п. 5 ст. 391 НК РФ);
    • льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ).

    1-ий вид льгот применяется в отношении налогоплательщиков полностью освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии со ст. 395 НК РФ.

    Например, от уплаты земельного налога на федеральном уровне освобождены:

    • организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ);
    • религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ);
    • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

    2-й вид льгот применяется в форме налогового вычета для следующих категорий налогоплательщиков:

    Начиная с 2017 г., уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) осуществляется на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

    • физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
    • физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

    Положениями указанного закона установлено, что начиная с налогового периода 2018 года к числу льготников, имеющих право на такой налоговый вычет, отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

    К 3-ему виду относятся дополнительные льготы, которые могут быть установлены на местном уровне.

    Для получения льготы, в том числе в виде налогового вычета, необходимо представить заявление в налоговый орган по своему выбору. По желанию можно приложить к заявлению документы, подтверждающие право на льготу.

    Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.

    3. Сроки уплаты земельного налога

    Срок уплаты земельного налога устанавливают местные органы власти (п. 1 ст. 397 НК РФ).

    Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Кроме этого, местные власти могут установить требование, о необходимости внесения часть суммы в течение отчётного периода (авансовые платежи).

    Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.

    Налогоплательщиками-физическими лицами земельный налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 397 НК РФ).

    Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

    4. Можно ли рассчитывать на пересчет налога в случае изменения кадастровой стоимости участка?

    С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ статья 391 НК РФ, посвященная порядку определения налоговой базы для целей исчисления земельного налога (в том числе и порядку пересчета налога при изменении кадастровой стоимости участка), дополнена пунктом 1.1.

    При этом по общему правилу изменение кадастровой стоимости, указанной в ЕГРН, не влечет за собой перерасчет налога, исходя из новой кадастровой стоимости за год, в котором произошло указанное изменение, а также за предыдущие периоды (абз. 1 п. 1.1 ст. 391, п. 1 ст. 393 НК РФ).

    Из этого правила есть исключения:

      1-ый случай: изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик (например, в связи с изменением площади или категории земельного участка).

    • исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости;
    • уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
    • уменьшения кадастровой стоимости в связи с пересмотром кадастровой стоимости (по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда) в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

    В указанных случаях изменение стоимости учитывается начиная с даты начала применения недостоверных сведений (абз. 3 п. 1.1 ст. 391 НК РФ), т. е. излишне уплаченный налог за предыдущие годы может быть зачтён в счёт будущих платежей или возвращен налогоплательщику по его письменному заявлению.

    При этом сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда и внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости (абз. 4 п. 1.1. ст. 391 НК РФ), т.е. в данном случае законодательством также установлена возможность возврата или зачета излишне уплаченного налога за предыдущие годы .

    В законе предусмотрена возможность вернуть или зачесть земельный налог только за 3 года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи перерасчетом.

    Перерасчет земельного налога не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).

    В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе ­ мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    Законодательные (представительные) органы муниципальных об ­ разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер ­ бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ ­ ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало ­ гоплательщиков.

    Налогоплательщиками земельного налога признаются организа ­ ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово ­ ру аренды.

    Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас ­ положенные в пределах муниципального образования (городов феде ­ рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото ­ рого введен земельный налог.

    Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

    Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Индивидуальные пред ­ приниматели в отноше ­ нии участков, исполь ­ зуемых ими в пред ­ принимательской дея ­ тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно ­ го наследуемого владения.

    Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

    Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од ­ ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

    • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол ­ ных кавалеров ордена Славы;
    • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин ­ валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю ­ чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
    • инвалидов с детства;
    • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
    • иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

    Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

    в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под ­ тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

    Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на ­ логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

    Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого ­ плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча ­ стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

    Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на ­ логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

    Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав ­ ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

    Налоговым периодом признается календарный год.

    Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны ­ ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

    При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

    Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани ­ ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

    • отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или зем ­ лям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселе ­ ниях и используемых для сельскохозяйственного производства;

    • занятые жилым фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земель ­ ный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства;

    • приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства

    Прочие земельные участки

    Муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) могут устанавливать дифференцирован ­ ные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

    Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по налогу:

    Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей

    Исчисляют сумму налога (суммы авансовых платежей)

    Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности

    Сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляются налоговыми органами

    Исчисление сумм авансовых платежей производится по истечении отчетного периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как со ­ ответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, уменьшенная на суммы уплаченных авансовых платежей.

    Представительный орган муниципального образования (законода ­ тельные (представительные) органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут предусмотреть для отдельных ка ­ тегорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

    Организации и индивидуальные предприниматели налог и авансо ­ вые платежи по налогу уплачивают в порядке и сроки, установленные представительным органом муниципального образования (законода ­ тельным (представительным) органом городов федерального значе ­ ния Москвы и Санкт-Петербурга). При этом сроки уплаты авансовых платежей не могут быть установлены ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а срок уплаты налога — ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на осно ­ вании уведомлений налоговых органов.

    Отчетность представляется в налоговые органы только организа ­ циями и индивидуальными предпринимателями.

    Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода пред ­ ставляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позд ­ нее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным пе ­ риодом.

    Налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Формы налогового расчета и налоговой декларации и порядки их заполнения утверждены приказом Минфина России.

    Приобретая земельный участок, Вы должны помнить, что вместе с правами собственника Вы приобретаете и определенные обязанности.

    Одной из таких обязанностей является уплата земельного налога в соответствии с действующим Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

    1. Земельный налог: кто должен оплачивать и какие земельные участки не облагаются земельным налогом?

    Земельный налог, так же как и налог на имущество физических лиц, является местным налогом (ст. 15 Налогового кодекса РФ; далее - НК РФ), т.е. он платится в бюджет муниципального образования или города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения земельного участка.

    Налогоплательщиками налога являются организации и физические лица, владеющие земельными участками на праве:

    • собственности;
    • постоянного (бессрочного) пользования;
    • пожизненного наследуемого владения.

    Земельный налог не платится организациями и физическими лицами в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

    Земельным налогом не облагаются:

      земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

    Характеристика земельного участка как изъятого из оборота определяется исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности, указанный в перечне (ч. 4 ст. 27 ЗК РФ).

    Несмотря на то, что данные пункты совпадают по содержанию с пд. 2 и 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить его отнесение к категории земель лесного фонда либо нахождение на нем особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.

    2. Как рассчитывается земельный налог?

    2.1. Формула для расчёта земельного налога

    Расчет налога на землю осуществляется по формуле исходя из следующих составляющих:

    • налоговой базы;
    • размера доли в праве;
    • периода владения земельным участком;
    • налоговой ставки;
    • наличие либо отсутствие льгот.

    Формула для расчета земельного налога выглядит следующим образом:

    Земельный налог = Нб * Д * Нст * Кв,

    • Нб – налоговая база (кадастровая стоимость);
    • Д – размер доли в праве на земельный участок;
    • Нст – налоговая ставка;
    • Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

    Эта стандартная формула расчета земельного налога не учитывает льготы. Для льготной категории населения сумма будет уменьшена на размер предоставленной льготы.

    Рассчитать земельный налог Вам помогут наши специалисты. Для этого Вам достаточно заказать на нашем сайте "ПАСПОРТ ОБЪЕКТА".

    Проверить правильность расчета земельного налога можно, воспользовавшись электронным сервисом на сайте ФНС России.

    2.2. Налоговая база для расчёта земельного налога

    Налоговая база является одним из ключевых понятий системы налогообложения и обязательным элементом при расчете любого налога.

    Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить.

    Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).

    С 1 января 2019 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

    Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).

    Данные о кадастровой стоимости налоговые органы получают от органов Росреестра.

    2.3. Налоговые ставки для расчёта земельного налога

    Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

    • 0,3 % в отношении земельных участков:
      • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
      • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
      • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
      • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

      2.4. Льготы по земельному налогу

      Для некоторых групп граждан и юридических лиц законодательно определен ряд льгот по земельному налогу. Их можно условно разделить на 3 вида, первые два из которых регулируются федеральным законодательством:

      • освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан и организаций (ст. 395 НК РФ);
      • уменьшение налоговой базы (суммы, с которой исчисляется налог) для отдельных категорий граждан (п. 5 ст. 391 НК РФ);
      • льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ).

      1-ий вид льгот применяется в отношении налогоплательщиков полностью освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии со ст. 395 НК РФ.

      Например, от уплаты земельного налога на федеральном уровне освобождены:

      • организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ);
      • религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ);
      • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

      2-й вид льгот применяется в форме налогового вычета для следующих категорий налогоплательщиков:

      Начиная с 2017 г., уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) осуществляется на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

      • физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
      • физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

      Положениями указанного закона установлено, что начиная с налогового периода 2018 года к числу льготников, имеющих право на такой налоговый вычет, отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.

      К 3-ему виду относятся дополнительные льготы, которые могут быть установлены на местном уровне.

      Для получения льготы, в том числе в виде налогового вычета, необходимо представить заявление в налоговый орган по своему выбору. По желанию можно приложить к заявлению документы, подтверждающие право на льготу.

      Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.

      3. Сроки уплаты земельного налога

      Срок уплаты земельного налога устанавливают местные органы власти (п. 1 ст. 397 НК РФ).

      Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

      Кроме этого, местные власти могут установить требование, о необходимости внесения часть суммы в течение отчётного периода (авансовые платежи).

      Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.

      Налогоплательщиками-физическими лицами земельный налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 397 НК РФ).

      Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

      4. Можно ли рассчитывать на пересчет налога в случае изменения кадастровой стоимости участка?

      С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ статья 391 НК РФ, посвященная порядку определения налоговой базы для целей исчисления земельного налога (в том числе и порядку пересчета налога при изменении кадастровой стоимости участка), дополнена пунктом 1.1.

      При этом по общему правилу изменение кадастровой стоимости, указанной в ЕГРН, не влечет за собой перерасчет налога, исходя из новой кадастровой стоимости за год, в котором произошло указанное изменение, а также за предыдущие периоды (абз. 1 п. 1.1 ст. 391, п. 1 ст. 393 НК РФ).

      Из этого правила есть исключения:

        1-ый случай: изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик (например, в связи с изменением площади или категории земельного участка).

      • исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости;
      • уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
      • уменьшения кадастровой стоимости в связи с пересмотром кадастровой стоимости (по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда) в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

      В указанных случаях изменение стоимости учитывается начиная с даты начала применения недостоверных сведений (абз. 3 п. 1.1 ст. 391 НК РФ), т. е. излишне уплаченный налог за предыдущие годы может быть зачтён в счёт будущих платежей или возвращен налогоплательщику по его письменному заявлению.

      При этом сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда и внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости (абз. 4 п. 1.1. ст. 391 НК РФ), т.е. в данном случае законодательством также установлена возможность возврата или зачета излишне уплаченного налога за предыдущие годы .

      В законе предусмотрена возможность вернуть или зачесть земельный налог только за 3 года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи перерасчетом.

      Перерасчет земельного налога не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).

      В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе ­ мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

      Законодательные (представительные) органы муниципальных об ­ разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер ­ бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ ­ ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало ­ гоплательщиков.

      Налогоплательщиками земельного налога признаются организа ­ ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

      Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово ­ ру аренды.

      Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас ­ положенные в пределах муниципального образования (городов феде ­ рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото ­ рого введен земельный налог.

      Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

      Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

      Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

      Индивидуальные пред ­ приниматели в отноше ­ нии участков, исполь ­ зуемых ими в пред ­ принимательской дея ­ тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно ­ го наследуемого владения.

      Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

      Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од ­ ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

      • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол ­ ных кавалеров ордена Славы;
      • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин ­ валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю ­ чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
      • инвалидов с детства;
      • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
      • иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.

      Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

      в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под ­ тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

      Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на ­ логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

      Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого ­ плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча ­ стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

      Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на ­ логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

      Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав ­ ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

      Налоговым периодом признается календарный год.

      Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны ­ ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

      При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

      Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани ­ ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

      • отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или зем ­ лям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселе ­ ниях и используемых для сельскохозяйственного производства;

      • занятые жилым фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земель ­ ный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства;

      • приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства

      Прочие земельные участки

      Муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) могут устанавливать дифференцирован ­ ные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

      Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по налогу:

      Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей

      Исчисляют сумму налога (суммы авансовых платежей)

      Индивидуальные предприниматели в отношении участков, используемых ими в предпринимательской деятельности

      Сумма налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляются налоговыми органами

      Исчисление сумм авансовых платежей производится по истечении отчетного периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

      Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется как со ­ ответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, уменьшенная на суммы уплаченных авансовых платежей.

      Представительный орган муниципального образования (законода ­ тельные (представительные) органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут предусмотреть для отдельных ка ­ тегорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

      Организации и индивидуальные предприниматели налог и авансо ­ вые платежи по налогу уплачивают в порядке и сроки, установленные представительным органом муниципального образования (законода ­ тельным (представительным) органом городов федерального значе ­ ния Москвы и Санкт-Петербурга). При этом сроки уплаты авансовых платежей не могут быть установлены ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а срок уплаты налога — ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физические лица уплачивают налог и авансовые платежи на осно ­ вании уведомлений налоговых органов.

      Отчетность представляется в налоговые органы только организа ­ циями и индивидуальными предпринимателями.

      Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода пред ­ ставляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позд ­ нее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным пе ­ риодом.

      Налоговые декларации по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

      Формы налогового расчета и налоговой декларации и порядки их заполнения утверждены приказом Минфина России.

      Читайте также: