Декларация соответствия бухгалтерский и налоговый учет

Обновлено: 18.05.2024

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема.

Днем представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг считается день ее приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

4.1. Налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;

2) физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

3) в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;

4) в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

5) в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

6) обстоятельства, предусмотренные пунктом 5.3 статьи 174 либо пунктом 7 статьи 431 настоящего Кодекса.

4.2. При установлении хотя бы одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 - 4 и 6 пункта 4.1 настоящей статьи, налоговый орган в срок не позднее пяти дней со дня установления такого обстоятельства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обязан уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной.

Форма и формат уведомления о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), либо подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.

Формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронной форме и порядок его направления по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;

6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главами 21, 23, 30 настоящего Кодекса;

7) сведений о среднесписочной численности работников, подлежащих включению в расчет по страховым взносам.

8. Утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ.

9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Налоговая декларация – это заявление налогоплательщика, которое может иметь письменную или электронную форму, и должно содержать сведения обо всех аспектах, способных быть основанием для определения и уплаты налога.


Р.Г. Бережнов,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

В организации проводится сертификация качества продукции, которую мы изготавливаем. Сертификат будет рассчитан на долгий период с контрагентом на продукцию, которую мы будем производить не один раз. Проводим сертификацию добровольно.

Договор на сертификацию у нас подписан поэтапным способом: после выполнения этапа его закрывают документами.

Как принимать расходы в Б/У и Н/У?

ОТВЕТ

В рассматриваемой ситуации расходы на сертификацию продукции можно учесть единовременно, после окончания всех работ по сертификации и получения положительного результата. С целью сближения налогового и бухгалтерского учета такой способ учета можно применить как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

ОБОСНОВАНИЕ

Расходы на сертификацию продукции (работ, услуг) учитывайте в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (без учета НДС, подлежащего вычету) (пп. 2 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 170 НК РФ). Расходы признайте на дату составления документа, подтверждающего оказание услуг по сертификации (например, акта сдачи-приемки выполненных работ) (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письма Минфина России от 29.07.2019 N 03-03-06/1/56593, от 08.06.2017 N 03-03-06/1/35781, ФНС России от 25.03.2019 N СД-4-3/5272).

В бухгалтерском учете признавать затраты на сертификацию можно одним из трех способов, закрепленным в учетной политике:

  1. признать в расходах по обычным видам деятельности единовременно на дату оформления документа, подтверждающего оказание услуг по сертификации (п. п. 5, 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации");
  2. предварительно учесть в расходах будущих периодов (РБП) и признавать в составе расходов по обычным видам деятельности в течение срока действия сертификата в порядке, установленном организацией (например, равномерно) (п. 65 Положения N 34н, Письмо Минфина России от 12.01.2012 N 07-02-06/5, п. п. 5, 19 ПБУ 10/99);
  3. учесть сертификат в качестве НМА и включить затраты на его получение в состав расходов по обычным видам деятельности через начисление амортизации (п. 11 Толкования Р113 "Исключительные права как критерий признания нематериальных активов", принятого Комитетом БМЦ по толкованиям 09.09.2011, утвержденного в итоговой редакции 26.12.2011, п. 23 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", п. п. 5, 8 ПБУ 10/99). Этот вариант учета возможен только в случае, если сертификат соответствия удовлетворяет условиям, предусмотренным п. 3 ПБУ 14/2007.

В целях сближения бухгалтерского учета с налоговым учетом рекомендуем признать затраты на сертификацию продукции (работ, услуг) единовременно. К тому же такой способ больше соответствует требованиям осмотрительности и рациональности, которые должна обеспечивать учетная политика.

В налоговом учете при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, которые повлекли излишнюю уплату налога, вы можете пересчитать ее, а также сумму налога (абз. 2, 3 п. 1 ст. 54 НК РФ):

  • за налоговый (отчетный) период, в котором совершена ошибка;
  • за налоговый (отчетный) период, в котором она выявлена.

Минфин России подтверждает, что налогоплательщик вправе произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), послужившие причиной возникновения переплаты (Письма от 04.08.2017 N 03-03-06/2/50113, от 01.09.2014 N 03-11-06/1/43546).


Р.Г. Бережнов,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Бухучет, налогообложение, ФСБУ, отчетность за 2021 год

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

Web-студия Интер

Данный Федеральный закон регулирует правоотношения со следующими объектами технического регулирования:

  • продукцией;
  • процессами производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • работами, услугами.

Требования, предъявляемые к регулируемым объектам, разделены на обязательные требования и требования, применяемые на добровольной основе.

Обязательные требования распространяются на продукцию и процессы, связанные с ее жизненным циклом от производства до утилизации.

Добровольные требования распространяются на продукцию, процессы выполнения ра­бот и оказания услуг.

Требования к регулируемым объектам устанавливаются техническими регламентами, положениями стандартов, сводами правил или условиями договоров.

Технический регламент — это документ, принятый международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, и устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Стандарт ~ это документ, устанавливающий характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Свод правил — это документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и/или описание процессов производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который приме­няется на добровольной основе.

Документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реа­лизации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров называется подтверждением соответствия.

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

  • обязательной сертификации;
  • принятия декларации о соответствии.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Перечень объектов, подлежащих обязатель­ной сертификации, установлен постановлением Правительства РФ.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора между заявителем и органом по сертификации.

Заявитель — это физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соот­ветствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертифи­ката соответствия, получает сертификат соответствия.

Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате на основании договора с заявителем. Стоимость работ по обязательному подтверждению соответствия продукции определяется независимо от страны и/или места происхождения продукции, а также лиц, которые являются заявителями.

Сертификация — это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандар­тов, сводов правил или условиям договоров.

Соответствие продукции всем установленным требованиям подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым органом по сертификации.

Сертификат соответствия — это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.

Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Декларирование соответствия — это форма подтверждения соответствия продук­ции требованиям технических регламентов.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, дока­зательств, полученных с участием органа по сертификации и/или аккредитованной испыта­тельной лаборатории (далее — третья сторона).

Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к не достижению целей подтверждения соответствия.

Декларация о соответствии — это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Оформленная заявителем декларация о соответствии подлежит регистрации в едином реестре деклараций о соответствии в течение трех дней.

Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.

Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую си­лу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и ус­луги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и/или индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями.

Для целей бухгалтерского учета расходы на обязательную сертификацию продукции, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны относятся к расходам по обычным видам деятельности и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической их оплаты.

Как правило, сертификаты соответствия и декларации о соответствии выдаются на определенный срок (полгода, год, два года и т. д.) и поэтому расходы на сертификацию продукции предварительно следует отражать в составе расходов будущих периодов.

В дальнейшем учтенные на счете 97 расходы на сертификацию в течение периода, к которому они относятся, ежемесячно равными долями списываются на затраты произ­водства в порядке, установленном организацией в своей учетной политике (равномерно, пропорционально объему продукции и т. д.).

Документами, подтверждающими расходы на сертификацию, являются договоры с ор­ганами по сертификации, счета-фактуры, выписки банка и платежные поручения.

Указанная сумма НДС может быть предъявлена в полной сумме к налоговому вычету на основании счетов-фактур, выставленных органами сертификации, после принятия ра­бот по сертификации к бухгалтерскому учету.

НДС для целей налогового учета расходы на обязательную сертификацию собственной продукции, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны относят­ся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции, и включают­ся е состав расходов текущего периода в течение срока, на который выдан сертификат соответствия или декларация о соответствии.

В бухгалтерском учете оплату расходов на обязательную сертификацию и их списание можно отразить следующими проводками:

В ИФНС по месту учёта сдают бухгалтерскую и налоговую отчётность. В чём различия между ними? Есть ли ещё какая-то связь между этими двумя формами отчётности? Давайте разбираться.

Налоговая отчётность

Под сдачей налоговой отчётности подразумеваются подготовка и передача в налоговый орган документов, содержащих сведения об уплате и исчислении налогов. Налоговую отчётность сдают организации и индивидуальные предприниматели. К ней принято относить налоговую декларацию и расчёт авансового платежа.

Состав налоговой отчётности зависит от системы налогообложения, которую применяет ИП или ООО, а также от конкретных видов деятельности. Например, плательщики транспортного налога обязаны отчитываться по нему в соответствующей декларации.

Рассмотрим перечень отчётной документации, которую сдают налогоплательщики, в зависимости от применяемого спецрежима.

На общей системе налогообложения (ОСНО) предприятия и ИП платят подоходный налог (ООО — налог на прибыль, ИП — налог на доход физических лиц) и НДС, поэтому приходится сдавать несколько деклараций.

Отчётность по налогу на доход физических лиц сдаётся по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истёкшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ). Срок сдачи декларации по налогу на прибыль зависит от того, с какой периодичностью ООО платит налог. Если это происходит ежеквартально, организация сдаёт промежуточные декларации. Срок сдачи — не позднее 28 числа месяца, который следует за отчётным кварталом (п. 3 ст. 289 НК РФ). Если налог рассчитывается по результатам фактической прибыли, декларацию сдают ежемесячно, не позднее 28 числа месяца, следующего за отчётным.

Годовую отчётность юридические лица обязаны сдавать не позднее 28 марта года, который наступил после отчётного (п. 4 ст. 289 НК РФ). При этом нет разницы, с какой периодичностью уплачивается налог.

Декларация по НДС сдаётся ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом (ст. 5 174 НК РФ)

ИП и ООО, которые применяют УСН, сдают только один вид декларации — по единому налогу, который они платят в соответствии со своей системой налогообложения. Срок, установленный для сдачи отчётности по УСН — не позднее 31 марта года (для юрлиц) или до 30 апреля (для ИП) года, который наступает за отчётным. Сроки для ИП и ООО на УСН установлены в п. 1 ст. 346.23 НК РФ.

До 31 марта ежегодно должны также отчитываться и плательщики ЕСХН. Если предприятие больше не работает сфере сельского хозяйства, сдать декларацию нужно не позднее 25 числа месяца, следующего после прекращения сельскохозяйственной деятельностью.

Если налогоплательщик применяет ПСН, отчитываться в налоговый орган не нужно. Налоговая декларация на патентной системе не сдаётся, поскольку сумма налога к уплате известна заранее. Расходы тоже не учитываются.

Отчётность по сотрудникам

Кроме отчётной документации, состав которой зависит от применяемого спецрежима, есть ещё один вид отчётности, которую юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны сдавать в налоговую. Это отчётность по сотрудникам.

В число отчётных документов по сотрудникам входят:

  1. Расчёт по страховым взносам (РСВ) — отчёт по страховым взносам на пенсионное, социальное и медицинское страхование, сдаётся всеми организациями и ИП с работниками. Срок сдачи — не позднее 30 числа месяца, наступающего за отчётным. Если у предприятия или ИП более 25 человек в штате, сдавать отчёт нужно только в электронном виде.
  2. Ежегодные данные о среднесписочной численности сотрудников. Этот документ необходимо представлять в налоговый орган раз в год не позднее 20 января следующего года.
  3. Расчёт по форме 6-НДФЛ. В отчёте отражаются данные о выплатах работникам и сумме НДФЛ, исчисленной из этих выплат. Сдаётся поквартально. Срок — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчётным периодом. Отражение данных о доходах физлиц, которое ранее осуществлялось в отчёте по форме 2-НДФЛ, с 1 января 2021 года перенесено в приложение 1 к расчёту 6-НДФЛ. Это приложение работодатели должны заполнять только в годовом отчёте 6-НДФЛ, который сдаётся до 1 апреля следующего года.

Специализированная налоговая отчётность

Помимо декларации по доходу, в ФНС сдают отчёты по:

  • налогу на имущество;
  • земельному налогу;
  • налогу на транспорт;
  • водному налогу;
  • налогу на добычу ископаемых;
  • налогу на игорный бизнес;
  • подакцизному налогу.

Отчитываться в налоговый орган необходимо также при работе с биоресурсами и объектами животного и водного мира.

Бухгалтерская отчётность

Бухгалтерская отчётность — документы, в которых содержится информация об итогах хозяйственной деятельности предприятия за отчётный период. Отражение этих сведений осуществляется в рамках бухгалтерского (финансового) учёта.

Вести бухгалтерский (финансовый) обязаны все предприятия, вне зависимости от того, какую систему налогообложения они применяют и есть ли у них штат наёмных работников. В соответствии со ст. 23 НК РФ и Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, организации должны сдавать бухгалтерскую отчётность.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ, индивидуальные предприниматели вправе не вести бухгалтерский (финансовый) учёт. Однако есть условие — бухучёт можно не вести лишь в том случае, если ИП ведёт учёт доходов, расходов и иных объектов налогообложения. Таким образом, несмотря на то, что ИП не обязаны вести бухучёт, им нужно вести Книгу Учёта доходов и расходов. Сдавать в налоговую её не нужно. Но инспектор может запросить КУДиР при проверке.

Бухгалтерская отчётность организаций может отличаться, но в общем порядке все ООО подают бухгалтерский баланс и следующие отчётные документы:

  • о финансовых результатах,
  • о движении денежных средств,
  • об изменении капитала,
  • о целевом использовании полученных средств.

Кроме того, в форме таблиц или в текстовом виде сдаются пояснения.

Предприятия, принадлежащие к категории малых, могут сдавать бухгалтерскую отчётность в упрощённой форме. К таким организациям относятся ООО с ежегодной выручкой, не превышающей 800 млн рублей, и штатом сотрудников менее 100 человек. Упрощённый вид бухгалтерской отчётности включает в себя лишь бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах.

Ранее бухгалтерская отчётность сдавалась в два ведомства: в ФНС и Росстат. Теперь компании отчитываются только в налоговую. Статистический отчёт сдавать больше не нужно. Однако есть исключения. В число организаций, которые обязаны сдавать статистическую отчётность, входят:

  • компании, отчётность которых содержит государственную тайну;
  • другие предприятия в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Срок, установленный для ежегодной сдачи бухотчётности — до 31 марта года, который наступает за отчётным.

Заключение

Как видно, ключевым отличием двух видов отчётности является разница в объекте отчёта: если в налоговой отчётности отражены сведения об уплате и исчислении налогов, то в бухгалтерской — о финансовых и имущественных показателях хозяйствующего субъекта.

Однако при всех отличиях оба вида отчётности одинаково сдают в налоговый орган как в бумажном, так и в электронном виде.

Читайте также: