Дебиторская задолженность по налогам в казенном учреждении

Обновлено: 15.05.2024

По результатам проверки ФСС в казенном учреждении не приняты к возмещению расходы по больничным листам как излишне выплаченные суммы. Эти расходы заявлены в балансе как дебиторская задолженность на начало года и подлежат перечислению в доход бюджета. Дебиторская задолженность в учете числилась на начало года на счете 30302. Учреждение не является администратором кассовых поступлений. Денежные средства от сотрудников изначально поступают на лицевой счет получателя бюджетных средств, далее учреждение перечисляет их на лицевой счет администратора. Сотрудники учреждения добровольно по квитанциям внесли излишне полученные суммы на лицевой счет учреждения. Образовавшаяся сумма после внесения на лицевой счет перечислена в доход бюджета как дебиторская задолженность прошлых лет.

Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Обоснование вывода

По результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством суммы излишне начисленных работнику выплат по листку нетрудоспособности не принимаются к зачету территориальным органом ФСС.

Порядок отражения операций по корректировке начислений и выплат, необходимость которых обусловлена непринятием к зачету выплаченных сумм пособий, положениями Инструкции № 157н и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н) не установлен. Бухгалтерские записи в такой ситуации казенному учреждению необходимо определить в рамках учетной политики в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н.

По общему правилу операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря (п. 1 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ). Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (п. 4 ст. 242 БК РФ).

При этом бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ).

Соответственно, любые суммы, поступающие казенному учреждению в рамках расчетов, вытекающих из расходных операций прошлых лет, независимо от причины возврата не могут быть использованы при исполнении бюджетной сметы текущего финансового года и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета (письмо Минфина России от 08.10.2012 № 02-13-06/4131).

По мнению автора, для отражения рассматриваемой хозяйственной операции может применяться следующая схема корреспонденций счетов:

1. Дебет КРБ 1 30302 831 Кредит КРБ 1 30486 731;

Дебет КРБ 1 30486 837 Кредит КРБ 1 30213 737

Дебет гКБК 1 40228 266 Кредит КРБ 1 30266 737

2. Дебет КРБ 1 30213 837 Кредит КРБ 1 30486 737;

Дебет КРБ 1 30486 831 Кредит КРБ 1 30301 731

Дебет КРБ 1 30266 837 Кредит КРБ 1 30486 737;

Дебет КРБ 1 30486 831 Кредит КРБ 1 30301 731

3. Дебет КРБ 1 30213 837 Кредит КРБ 1 30486 737;

Дебет КРБ 1 30486 837 Кредит КДБ 1 20936 667

Дебет КРБ 1 302 66 837 Кредит КРБ 1 304 86 737;

Дебет КРБ 1 304 86 837 Кредит КДБ 1 209 36 667

4. Дебет КРБ 1 30405 213 Кредит КДБ 1 20936 667

– отражено внесение сотрудником на лицевой счет получателя бюджетных средств переплаты в сумме не принятых к зачету ФСС;

Дебет КРБ 1 30405 266 Кредит КДБ 1 20936 667

– отражено внесение сотрудником на лицевой счет получателя бюджетных средств переплаты в сумме излишне оплаченных пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя.

5. Дебет КДБ 1 30404 136 Кредит КДБ 1 30305 731

– на основании Извещения (ф. 0504805) в учете казенного учреждения отражена передача администратору информации о планируемых к поступлению в доход бюджета суммах.

6. Дебет КДБ 1 30305 831 Кредит КРБ 1 30405 213

– отражено перечисление с лицевого счета получателя бюджетных средств дебиторской задолженности по расходам прошлых лет в доход бюджета в части расходов, не принятых ФСС к зачету;

Дебет КДБ 1 30305 831 Кредит КРБ 1 30405 266

– отражено перечисление с лицевого счета получателя бюджетных средств дебиторской задолженности по расходам прошлых лет в доход бюджета в части расходов, излишне начисленных по оплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя.

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769)

Согласно нормам п. 69 Инструкции № 33н[1] периодичность составления формы 0503769 – 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным. Соответствующий финансовый орган (учредитель) вправе установить дополнительную периодичность представления бухгалтерской отчетности (п. 8 Инструкции № 33н). Например, учредитель может определить в отношении своих подведомственных учреждений обязанность подавать форму 0503769 ежемесячно. При составлении этой отчетности в 2021 году и за 2021 год следует учитывать изменения, внесенные в п. 69 Инструкции № 33н приказами Минфина РФ от 30.11.2020 № 292н, от 11.06.2021 № 81н, а также принимать во внимание разъяснения Минфина и Федерального казначейства, изложенные в письмах № 02‑06‑07/21091, № 07‑04‑05/02-6050 от 23.03.2021, № 02‑06‑07/23866, № 07‑04‑05/02-6944 от 31.03.2021 и др. В статье разберем порядок заполнения данной формы.

Общие правила формирования сведений.

Форма включает в себя два раздела, особенности заполнения которых рассмотрим ниже.

Номера счетов, отражающих показатели расчетов (дебиторской или кредиторской задолженности), доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов в части остатков на начало, конец отчетного периода и (или) конец аналогичного периода прошлого финансового года и (или) оборотов по увеличению (уменьшению) задолженности, которые сформированы в отчетном периоде:

– по дебиторской задолженности – счета 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 10 000, 0 210 05 000, 0 303 00 000;

– по кредиторской задолженности – счета 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 02 000, 0 304 03 000, 0 304 06 000, 0 205 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 10 000, 0 401 41 000, 0 401 49 000, 0 401 60 000.

Показатели по счетам 0 401 41 000, 0 401 49 000 приводятся в случае их применения в соответствии с положениями учетной политики и требованиями по раскрытию в бухгалтерской отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской отчетности (абз. 1 п. 69 Инструкции № 33н).

В разрядах 5 – 14 номера счета проставляются нули, за исключением отражения объектов бухгалтерского учета, возникающих при осуществлении операций с целевыми средствами, предоставляемыми в рамках реализации национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета (Письмо № 02‑06‑07/21091, № 07‑04‑05/02-6050).

Указывается общая сумма задолженности, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, отражаемая на соответствующих счетах бухгалтерского учета по состоянию на начало года и конец отчетного периода

Отражается информация об изменении размера задолженности в отчетном периоде:

– обороты расчетов по соответствующим подстатьям статей 560 и 660 КОСГУ счетов 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 10 000, 0 210 05 000;

– обороты расчетов по соответствующим подстатьям статей 730 и 830 КОСГУ счетов 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 02 000, 0 304 03 000, 0 304 06 000.

Данные по счетам, предназначенным для отражения ошибок прошлых лет (счета 0 304 66 000, 0 304 76 000, 0 304 86 000, 0 304 96 000, 0 401 16 000, 0 401 17 000, 0 401 18 000, 0 401 19 000, 0 401 26 000, 0 401 27 000, 0 401 28 000, 0 401 29 000), а также показатели изменения дебиторской и кредиторской задолженности, сформированные в корреспонденции со счетами, предназначенными для отражения ошибок прошлых лет (при исправлении ошибок прошлых лет, выявленных в отчетном периоде), в этих графах не приводятся (абз. 7 п. 69 Инструкции № 33н)

Отражаются данные о задолженности, срок исполнения которой превышает
12 месяцев с отчетной даты. Информация о такой задолженности содержится в сведениях (ф. 0503769), составляемых только на 1 января года, следующего за отчетным (абз. 19 п. 69 Инструкции № 33н)

Отражается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности по соответствующему коду синтетического счета бухгалтерского учета по состоянию на конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, учитываемых по соответствующему коду аналитического счета бухгалтерского учета по состоянию на конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года

Указываются данные о не исполненных на начало года, конец отчетного периода и конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года обязательствах, по которым срок исполнения уже наступил (обязательствах, не исполненных в установленные сроки, подтвержденных по результатам проведения инвентаризации кредиторами), просроченной дебиторской задолженности.

Не относятся к просроченной задолженности и в этих графах не отражаются:

– дебиторская задолженность по счетам 0 205 00 000, 0 209 00 000 в объеме показателей ожидаемых доходов, числящихся по соответствующим аналитическим счетам счета 0 401 40 000, а также счетов 0 401 41 000 и 0 401 49 000, в случае их применения согласно положениям учетной политики и требованиями по раскрытию в бухгалтерской отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской отчетности (абз. 23 п. 69 Инструкции № 33н);

– кредиторская задолженность по счетам 0 302 24 000, 0 302 29 000 в объеме остаточной стоимости права пользования нефинансовыми активами на отчетную дату

2 – 4, 9 – 11 и 12 – 14

Указываются причины образования просроченной кредиторской (дебиторской) задолженности учреждения. В этих графах следует отражать код, содержащийся в п. 69 Инструкции № 33н и соответствующий причине ее образования. Например, код 01 означает, что причиной задолженности стало банкротство контрагента (поставщика, исполнителя работ, услуг); код 03 показывает, что задолженность образовалась в результате нарушения контрагентами сроков выполнения работ, невыполнения работ по договору в установленный срок.

Здесь же отметим, что за учредителем сохранено право вводить дополнительный перечень кодов и наименований причин, повлиявших на образование просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности, формируемый учредителем, финансовым органом

По состоянию на 01.01.2021 у бюджетного учреждения имеется дебиторская задолженность по счету 2 205 31 564 в сумме 4 800 руб., образовавшаяся за фактически оказанные, но неоплаченные услуги. В отчетном периоде по счету 2 205 31 000 были совершены следующие операции:

Как произвести списание дебиторской задолженности по доходам и расходам?

Ответ:

  • до изменения имущественного положения должника;
  • до поступления денежных средств в погашение задолженности неплатёжеспособных дебиторов;
  • до исполнения (прекращения) задолженности иным способом, не противоречащим законодательству.

При поступлении средств в погашение задолженности, учитываемой на счёте 04, суммы списываются с забалансового учёта и принимаются к учёту на соответствующие балансовые счета учёта расчётов по поступлениям.

Сомнительная задолженность списывается со счёта 04 на основании решения о признании задолженности безнадёжной к взысканию:

  • в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности.

При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженность, списанная с балансового учёта и признанная безнадёжной к взысканию, к забалансовому учёту 04 не принимается.

Согласно п. 21.2 Инструкции № 157н, п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н при ведении бюджетными и автономными учреждениями бухгалтерского учёта хозяйственные операции отражаются на счетах, содержащих в структуре номера счёта:

  • в разрядах 1 – 4 – код раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, кроме отражения объектов бухгалтерского учёта, возникающих в деятельности с целевыми средствами в рамках реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), а также, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учёта;
  • в разрядах 15 – 17 – аналитический код вида поступлений – доходов, иных поступлений или аналитический код вида выбытий – расходов, иных выплат, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов);
  • в разрядах 24 – 26 – код КОСГУ.

В разрядах 15 — 17 (КПС) номера счёта 205 00 бюджетные (автономные) учреждения указывают статью аналитической группы подвида доходов бюджета. По счёту 0 401 10 173 следует указывать такой же КПС, что у счёта 205 00.

Аналитический учёт по счёту 04 ведётся в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам), с указанием полного наименования, а также иных реквизитов для определения задолженности (дебитора) в целях её возможного взыскания. Аналитический учёт по счёту ведётся в разрезе видов поступлений (выплат) (источников финансового обеспечения), контрагентов, кодов классификации доходов бюджетов, уникальных идентификаторов начислений (УИН), правовых оснований (п. 340 Инструкции № 157н). Следовательно, дебиторская задолженность, списанная на забалансовый учёт, отражается по тем же кодам видов доходов (расходов) и КОСГУ, по которым была учтена ранее на балансе.

Для учёта сомнительной задолженности неплатёжеспособных дебиторов предназначен забалансовый счёт 04 (п. 339 Инструкции № 157н). Аналитический учёт по счету 04 должен вестись в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам), с указанием полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного взыскания.

Аналитический учёт по счёту 04 ведётся в разрезе видов поступлений (выплат) (источников финансового обеспечения), контрагентов, кодов классификации доходов бюджетов, уникальных идентификаторов начислений (УИН), правовых оснований (п. 340 Инструкции № 157н).

Под видами поступлений (выплат) понимаются как статьи, подстатьи КОСГУ (сноска 1 приложения 1 к Приказу Минфина России от 16.12.2010 № 174н, сноска 1 приложения 1 к Приказу Минфина России от 23.12.2010 № 183н), так и аналитическая группа подвида доходов бюджетов, вид расходов, аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов (п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н).

Из п. 340 Инструкции № 157н можно сделать вывод, что дебиторская задолженность, списанная на забалансовый учёт, будет отражена по тем же кодам видов доходов (расходов) и КЭК, по которым была учтена ранее на балансе. Это позволит при наступлении определённых условий восстановить задолженность на балансе.

Таким образом, задолженность, списанная со счёта 206 34, может учитываться на забалансовом счёте 04 по КПС счёта 206 34 и подстатье статьи 340 КОСГУ. Инструкцией № 157н прямо не предусмотрен учёт задолженности на счёте 04 в разрезе классификации расходов бюджета. Однако, на наш взгляд, такой возможен, поскольку в случае изменения имущественного положения должника задолженность восстанавливается на баланс по тем же кодам, по которым учитывалась ранее.


На балансовых счетах учитываются только активы (п.п. 36, 37, 47 Стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н). Понятие "актив" применяется и в отношении обязательств – дебиторской и кредиторской задолженности.

Близится годовая отчетность, для составления которой нужно провести инвентаризацию. При инвентаризации обязательств учреждениям следует выявить задолженность, не соответствующую понятию "актив" – нереальную к взысканию (безнадежную), сомнительную задолженность. Критерии и порядок списания такой задолженности рассмотрим в статье.

Критерии и порядок списания нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной задолженности

Дебиторская задолженность может списываться с балансового учета по двум основаниям (письма Минфина России от 17.04.2019 № 02-07-10/27662, от 25.10.2019 № 02-07-10/82363, от 06.03.2020 № 02-06-10/17162, от 25.06.2020 № 02-07-05/54811):

  1. Если задолженность признана сомнительной;
  2. Если задолженность признана безнадежной к взысканию.

Сомнительная задолженность – это сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (п. 11 Стандарта "Доходы", утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н).

Задолженность признается сомнительной при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала.

К числу оснований для признания задолженности сомнительной (не соответствующей "активу") относится отсутствие уверенности по поступлению в обозримом будущем (не менее трех лет начиная с года, в котором составляется отчетность) средств в погашение дебиторской задолженности.

Сомнительная задолженность списывается с балансового учета и принимается к учету на забаланс. На забалансе сомнительная задолженность учитывается до момента признания нереальной (безнадежной) к взысканию.

Нереальная (безнадежная) к взысканию задолженность – это сумма признанного дохода, по которому прекращено обязательство по оплате задолженности, право на взыскание задолженности, существует неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала.

Основания для признания задолженности нереальной (безнадежной) к взысканию перечислены в ст. 47.2 БК РФ, п. 7 Стандарта "Событие после отчетной даты", утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н.

К ним относятся:

  • смерть физического лица - должника или объявление умершим;
  • признание должника банкротом;
  • ликвидация организации - должника в части задолженности по платежам, не погашенным по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности погашения учредителями (участниками) указанной организации;
  • принятие судом акта, в соответствии с которым учреждение утрачивает возможность взыскания с должника задолженности в связи с истечением срока взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности;
  • вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

Состав документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности, содержится в пп. "в" п. 3 порядка, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 № 393.

Нереальная (безнадежная) к взысканию задолженность при списании с баланса к забалансовому учету не принимается (п. 339 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Признание задолженности нереальной (безнадежной) также является основанием для списания сумм с забалансового счета.

Решение о списании нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 339 Инструкции № 157н). Порядок и документальное оформление указанной процедуры устанавливается в учетной политике (письмо Минфина России от 18.02.2014 № 02-06-10/6776).

При списании задолженности с учета могут оформляться:

  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности;
  • документы, подтверждающие неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала;
  • решение комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов;
  • письменное обоснование решения о списании задолженности;
  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании задолженности;
  • бухгалтерская справка (ф. 0504833).

Бухгалтерские записи для списания нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной задолженности

Списание нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной дебиторской задолженности (по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, предоставленным займам, ссудам) относится на подстатью 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" КОСГУ (п. 9.7.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н).

Еще по теме: Стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки": методические рекомендации по применению с 01.01.2019 года

Нереальная (безнадежная) к взысканию, сомнительная дебиторская задолженность по расходам (по произведенным авансовым платежам, по государственным и муниципальным гарантиям, по которым не возникают эквивалентные требования со стороны гаранта к должнику) списывается на подстатью 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" КОСГУ (п. 10.7.3 Порядка № 209н).

Операции отражаются в соответствии с п.п. 78, 80, 82, 84 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (для казенных учреждений), п.п. 94, 98, 102, 106, 152 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (для бюджетных учреждений), п.п. 97, 101, 105, 109, 180 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (для автономных учреждений).

Бухгалтерские записи отражаются в корреспонденции со счетами 040110173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами", 040120273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами". В 1 – 17 разрядах счетов указывается такой же код, как и у корреспондирующего с ними счета расчетов.

Сомнительная задолженность, списанная с балансового учета, учитывается на забалансовом счете 04 (п. 339 Инструкции № 157н).

Пример 1. Бюджетное общеобразовательное учреждение оказывает платные образовательные услуги. В учете числится сомнительная дебиторская задолженность за обучение детей, которые окончили школу. Комиссия учреждения решила списать задолженность с балансового учета на забаланс для наблюдения за возможностью взыскания.

Дебет КДБ 2 401 10 173 Кредит КДБ 2 205 31 667 – списана сомнительная задолженность с балансового учета;

Увеличение забалансового счета 04 – принята задолженность на забаланс.

Пример 2. В бюджетном общеобразовательном учреждении числится дебиторская задолженность по предварительной оплате за материалы. Контрагент признан неплатежеспособным. Комиссия учреждения решила списать сомнительную задолженность с балансового учета на забаланс для наблюдения за возможностью взыскания.

Дебет КРБ 2 401 20 273 Кредит КРБ 2 206 34 664 – списана сомнительная задолженность с балансового учета;

Увеличение забалансового счета 04 – принята задолженность на забаланс.

Бухгалтерские записи для восстановления задолженности

При поступлении средств в погашение сомнительной задолженности, суммы списываются с забалансового учета и принимаются к учету на соответствующие балансовые счета учета расчетов. В балансовом учете отражаются проводки, "обратные" тем проводкам, которые применялись при списании дебиторской задолженности с баланса (письмо Минфина России от 11.02.2016 № 02-07-10/7306).

Пример. Комиссия учреждения решила списать сомнительную дебиторскую задолженность по предварительной оплате за материалы с балансового учета на забаланс для наблюдения за возможностью взыскания. Имущественное положение должника изменилось и средства в погашение дебиторской задолженности поступили на лицевой счет.

Уменьшение забалансового счета 04 – списана задолженность с забалансового учета;

Дебет КРБ 2 206 34 564 Кредит КРБ 2 401 20 273 – принята задолженность на баланс.

Отражение в программе 1С:БГУ 8

В программе 1С:БГУ 8, ред. 2.0 нет специализированного документа для списания нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной дебиторской задолженности. Поэтому операции отражаются с помощью Операции (бухгалтерской) (рис. 1, 2).


Рис. 1


Рис. 2

Бюджетный учет в казенных учреждениях — это упорядоченная система сбора, обработки и хранения всей информации в денежном выражении, которая касается любого имущества, обязательства и их движения. КУ имеют ряд отличительных особенностей от других экономических субъектов. Они кроются в способах организации и ведения бухучета.

Правовое регулирование

Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентируют:

  • Закон №402-ФЗ в части ключевых вопросов организации бухучета;
  • Инструкция №157н и Инструкция 162н в бюджетном учете в 2021 году для казенных учреждений;
  • Инструкция №132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • Инструкция №191н в части состава и порядка формирования отчетности в казенных организациях;
  • Порядок №209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральные стандарты БУ, регламентирующие отраслевые методы учета;
  • методические рекомендации, письма и пояснения Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

В основную систему нормативного регулирования бухучета относят региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

Новое в бюджетном учете в 2021 году

В 2021 году учет, отчетность и налогообложение казенного учреждения ведется с обязательным применением новых ФСБУ:

Стандарты применяйте в учете с 01.01.2021, а в отчетности — начиная с отчетности 2021 года.

В 2020 ввели такие ФСБУ:

  • в справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503130) добавили новые счета;
  • для Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169) установили новые требования к заполнению КОСГУ 560, 660, 730, 830;
  • в Сведения об изменении остатков баланса (форма 0503173) включили новый раздел.

Новые стандарты бухучета с 2021 года

С 2021 года все выплаты персоналу делятся на две группы:

  • текущие — заработная плата;
  • отложенные — отпускные.

Порядок оценки и бухучета выплат персоналу зависит от группы. Текущие учитывают в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные — в составе резерва, на счете 0 401 60 000.

С января 2021 года права пользования нематериальными активами отражаются на новых подстатьях КОСГУ:

  • неисключительные права с определенным сроком полезного использования — 352, 452;
  • неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — 353, 453.

Другие изменения

Чиновники скорректировали практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Минфин опубликовал новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №85н от 06.06.2019 в редакции Приказа №267н от 16.11.2020. Общая структура КБК сохранена, но изменения есть, и их довольно много.

Нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. При учете применяется новая редакция Приказа №209н. Добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.

В Инструкцию 162н внесены изменения Приказом №246н от 28.10.2020. Скорректированная таблица плана счетов казенного учреждения на 2021 год выглядит следующим образом:

Основные средства — недвижимое имущество учреждения

Увеличение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения

Основные средства — иное движимое имущество учреждения

Земля — недвижимое имущество учреждения

Амортизация недвижимого имущества учреждения

Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений) — недвижимого имущества учреждения

Денежные средства учреждения

Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства

Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства

Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства

Денежные средства учреждения в кредитной организации

Расчеты по долговым обязательствам в рублях

Расчеты по принятым обязательствам

Расчеты по заработной плате

Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда

Расчеты по работам, услугам

Санкционирование расходов в бюджетном учете

Бухгалтерские проводки по санкционированию расходов казенных организаций следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Актуальные проводки по санкционированию в казенном учреждении с примерами 2021 года:

Сумма обязательств, принятых по контракту, заключенному по итогам осуществления конкурентных способов определения поставщиков, исполнителей, подрядчиков

Операция в иных случаях принятия обязательств

Суммы, принятые учреждением за счет ранее сформированных отложенных обязательств

Отчетность казенного учреждения в 2021 году

Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.

Форма пояснительной записки (ф. 0503160) состоит из пяти разделов:

  1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
  2. Результаты деятельности субъекта БО.
  3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
  4. Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
  5. Прочие вопросы деятельности субъекта БО.

Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.

Распорядитель бюджетных средств вправе установить дополнительные отчетные формы, детализированную информацию и отраслевые требования по формированию пояснительной записки. Требования доводят до казенщиков отдельным распорядительным актом.

Пояснительная записка

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Читайте также: