Чтобы получить развернутую информацию о налогообложении и бухучете у арендатора при аренде

Обновлено: 04.05.2024

Организация арендует помещение у физлица (не ИП). В договоре аренды указано, что физлицо само платит налоги.

Вопросы

Какие налоги должна платить организация?

Является ли организация налоговым агентом по НДФЛ, если в договоре указано, что физлицо само платит налоги.

Нужно ли отбивать чек ККТ при перечислении арендной платы с р/с организации на карту физлица?

Ответ специалиста

При решении вопроса о том, облагать или нет НДФЛ выплаты по договорам аренды у физлица, нужно выяснить, является ли физлицо-арендодатель ИП. Если да, то он сам уплачивает НДФЛ (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 227 НК РФ). Если нет, то вы должны удержать налог, поскольку у физлица появляется доход в виде арендных платежей, которые вы ему выплачиваете (пп. 4 п. 1 ст. 208, п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).

Порядок расчета и уплаты НДФЛ с арендных платежей в целом такой же, как и с выплат по ГПД на выполнение работ (оказание услуг). При расчете налога нужно учитывать особенности по вычетам:

• физлицу-резиденту можно предоставить только стандартные вычеты (п. 3 ст. 210, ст. 218, п. 1 ст. 224 НК РФ). Предоставляется стандартный вычет арендодателю в общем порядке, но только за те месяцы, в которых были выплаты по договору аренды (Письмо Минфина России от 08.08.2013 N 03-04-05/32053).

Имущественные, социальные и профессиональные вычеты физлицу-арендодателю не предоставляются. Имущественные и социальные вычеты предоставляют только работодатели (п. 2 ст. 219, п. 8 ст. 220 НК РФ), а право на профессиональный вычет имеют лишь физлица, которые получают доходы по договорам на выполнение работ, оказание услуг, авторские вознаграждения, а также самозанятые физлица (ИП, адвокаты и проч.) (ст. 221 НК РФ);

• нерезидентам РФ вычеты не полагаются (п. 4 ст. 210, п. 3 ст. 224 НК РФ).

В отчетности суммы выплаченных арендных платежей нужно отражать в справке 2-НДФЛ и в расчете 6-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Готовое решение: Как облагаются НДФЛ выплаты по гражданско-правовым договорам (КонсультантПлюс, 2019)

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.11.2015 N Ф10-4243/2015 по делу N А35-8151/2014

Суд установил следующее. Организация арендовала у физлиц имущество. С сумм арендной платы НДФЛ она не удерживала и не перечисляла его в бюджет. В договоры аренды было включено условие о том, что арендатор не является налоговым агентом и обязанность по уплате НДФЛ лежит на арендодателе.

Суд указал, что обязанность налогового агента не может быть изменена соглашением сторон. Она установлена законодательно. Кроме того, пп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ применяется только тогда, когда организация не является налоговым агентом в силу закона. В данном случае общество является налоговым агентом в отношении сумм, выплачиваемых физическим лицам - арендодателям.

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам

При осуществлении организацией (индивидуальным предпринимателем) выплаты денежных средств физическому лицу в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера, в том числе договору аренды, применение контрольно-кассовой техники и выдача кассового чека не производятся.

Статья 1.1, пункт 2 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ".

Из выше сказанного следует вывод, что организация обязана самостоятельно исчислить и удержать НДФЛ с дохода физ. лица по договору аренды недвижимости, не смотря на то что в договоре прописано иное.

В то же время в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228 Кодекса физические лица, получившие вознаграждения от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, исчисление, декларирование и уплату налога в соответствии со статьей 228 Кодекса производят самостоятельно исходя из сумм полученных вознаграждений.

ККТ при выплате дохода физ. лицу по договору аренду недвижимости не применяется.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 октября 2019 г. N 03-01-15/80368

Существует несколько вариантов уплаты налогов от сдачи квартиры в аренду: НДФЛ (налог на доходы физических лиц), так называемая упрощёнка для ИП (индивидуальных предпринимателей), ПСН (патентная система налогообложения) и самозанятость.

Налоговая нагрузка в каждом случае своя. Ниже разложим все детали и нюансы этих вариантов, чтобы было понятно, какой из них и в каких случаях будет наиболее выгоден арендодателю. Но сначала разберёмся, вообще, нужно ли платить налоги при сдаче квартиры в аренду, чем чреват отказ от таких выплат и какие преимущества даёт собственнику жилья легальная сдача квартиры.

Сдаю квартиру – плачу налоги: почему лучше сдавать легально

По российским законам почти со всех своих доходов граждане должны платить налоги в бюджет: с доходов от работы физической или интеллектуальной, использования своего имущества другими людьми и даже от выигрышей в лотерею. Нужно ли платить налог, если сдаешь квартиру? Да, ведь владельцы жилья получают доход, подлежащий налогообложению, сдавая свою недвижимость в наём.

    именно так на самом деле называется сдача жилых помещений за плату. А аренда в юридической практике применяется к нежилым помещениям, но этот термин привычнее, и в разговорном языке его используют чаще всего. Однако в документах речь будет идти именно о найме, надо просто это знать.

А что, если не платить налог со сдачи квартиры? Если налоговой станет известно, что собственник сдаёт квартиру, но не платит налоги, его могут обязать выплатить всю задолженность по НДФЛ (13% от арендного дохода) за последние три года, а также штраф – 20% от суммы долга.

Если задолженность не будет погашена, налоговая вправе взыскать долги в судебном порядке. По решению суда средства могут быть списаны с банковских счетов владельца жилья, а на саму квартиру может быть наложен арест.

Конечно, прежде чем запустить процесс взыскания долгов и штрафов, налоговая должна каким-то образом узнать о том, что квартира сдаётся, и провести расследование. Первичную информацию налоговикам способен передать, например, участковый. Он, в свою очередь, может узнать о сдающейся квартире от соседей или управляющей компании и обратиться за разъяснениями к арендаторам и собственнику.

В ходе собственной проверки налоговая служба вправе запросить в банках выписки со счетов владельца – если обнаружится, что тот ежемесячно получает фиксированную сумму от одних и тех же лиц, то это вызовет дополнительные вопросы.

Преимущества официальной сдачи жилья в аренду

Сдавать жильё легально стоит не только потому, что отказ от уплаты налогов грозит штрафами, судебной волокитой и другими неприятными хлопотами. Такой подход к использованию своего имущества способен уберечь владельца и от других проблем.

Официальный договор – это юридический документ. Он помогает сторонам, заключившим его, отстаивать свои права в суде. При возникновении проблем с арендаторами владелец жилья спокойно обращается в суд, не боясь, что информация о сдаче квартиры дойдёт до налоговой и ему придётся платить штраф. В данном случае договор аренды и налог – понятия взаимосвязанные. При нелегальной сдаче жилья очень немногие собственники решаются обращаться в судебные инстанции.

Договор устанавливает чёткие правила для нанимателей, которые они обязаны соблюдать. Владелец может прописать в договоре всё что угодно. Ниже мы расскажем подробнее, как составить договор и что в нём можно указать. Но если коротко, то это, например, штрафные санкции за несвоевременную оплату проживания и коммунальных услуг. Также часто указывают круг лиц, которые будут иметь право проживать в сдаваемой квартире (и это исключает ситуации, когда оказывается, что вместо двух человек в квартиру заселилось десять). Наконец, можно прописать состояние квартиры и находящегося в ней имущества на момент сдачи и необходимость привести жильё в порядок при выезде. Все условия, закреплённые договором, будут иметь юридическую силу.

Ещё один несомненный плюс легальной сдачи квартиры – получение безналичных платежей от квартирантов. Если владелец не платит налог на сдаваемую квартиру, то ежемесячные поступления на карту одной и той же суммы от одних и тех же лиц рано или поздно вызовут подозрения сначала у банка (и счёт могут заблокировать), а затем и у налоговой службы. В обоих случаях придётся объясняться. Если же собственник действует по закону, то объяснить эти денежные поступления ему будет нетрудно. При этом не придётся каждый месяц лично встречаться с квартирантами, чтобы получить деньги и составить очередную расписку, – средства собственник получит на карту, и платёж будет подтверждён.

Наконец, ещё одно преимущество – владелец может застраховать свою квартиру на случай бытовых неприятностей. Если прорвёт трубу и случится потоп, то ремонт в сдаваемой квартире и квартире пострадавших соседей оплатит страховая компания. Если жильё застраховано, но страховая компания выяснит, что оно неофициально сдавалось посторонним людям, в выплате компенсации могут отказать.

Сервис Аренда от Яндекс.Недвижимости берёт на себя всё. Собственник заключает договор и сразу начинает получать деньги, а Аренда ищет и проверяет жильцов. Ни дня простоя: в среднем жильцы находятся за 10 дней, а сервис возмещает до 1 месяца поиска арендаторов. Кликайте на блок, чтобы узнать подробнее о Яндекс.Аренде.

Как сдать квартиру официально: коротко о договоре

Вообще договор аренды – тема для отдельной статьи. Но, говоря о легальной сдаче жилья и уплате налогов, вкратце рассказать о том, как составить официальный договор, – необходимо.

В договоре можно прописать абсолютно все нюансы будущих взаимоотношений владельца жилья с арендаторами.

Вот самые важные пункты:

  • Информация о сторонах договора. Документ должен содержать паспортные данные лиц, заключающих договор, и их контакты (адрес и телефон, желательно также указать контакты доверенных лиц на экстренный случай).
  • Информация о квартире. Необходимо указать адрес, количество комнат и площадь (как в выписке из ЕГРН).
  • Условия использования депозита. Нужно описать, в каких случаях владелец оставляет депозит себе (чтобы покрыть нанесённый ущерб), а в каких он будет возвращён арендаторам при выезде. Часто депозит используют как плату за последний месяц проживания, чтобы не возвращать эту сумму жильцам. Но это неправильная тактика. Ведь если именно в последний месяц арендаторы, например, испортят мебель, то нечем будет компенсировать расходы.
  • Условия внесения платы за проживание. Важно указать, в какой срок должна выплачиваться ежемесячная плата (например, не позднее определённого числа месяца). При желании можно прописать санкции за несвоевременную оплату (например, денежный штраф в случае просрочки). Можно так же указать, как будут вноситься платежи: наличными или на карту.
  • Условия оплаты ЖКХ и ремонта. Необходимо зафиксировать, кто из сторон за что платит: как будут вноситься коммунальные платежи, кто будет оплачивать ремонт в квартире и что будет в этот ремонт входить.
  • Штраф за нарушение договора. Его можно предусмотреть на случай, если одна из сторон решит расторгнуть договор и не предупредит об этом заблаговременно (этот срок тоже лучше прописать).
  • Акт приёма-передачи квартиры. Это отдельная бумага – приложение к основному договору. В акте нужно указать состояние квартиры (наличие ремонта, исправность бытовой техники и сантехники и т.п.) на момент сдачи (можно дополнить фотографиями), составить перечень находящихся в квартире вещей.
  • Другие пункты. В договоре лучше прописать всё, что стороны считают важным: обозначить круг лиц, которые могут проживать в квартире, указать частоту визитов собственника, оговорить необходимость уборки при выезде жильцов.

Налог на сдачу квартиры в аренду в 2021 году

Теперь вернёмся к налогам. Итак, какой налог с аренды жилья платит собственник? И как платить налог со сдачи квартиры? Как мы уже сказали, есть несколько вариантов.

Вариант 1. НДФЛ при сдаче квартиры в аренду

НДФЛ – налог на доходы физических лиц. Если владелец как физическое лицо получает доход от сдачи квартиры, значит, он должен будет платить налог в бюджет. Налог с аренды квартиры физического лица в 2021 году, как и прежде, составляет 13% от ежемесячной арендной платы. Только выплачивается этот налог не ежемесячно, а один раз в год. Владелец должен будет самостоятельно подать декларацию 3-НДФЛ в налоговую до 30 апреля. Налоги выплачиваются за предыдущий год. То есть если квартира сдавалась в 2021 году, то уплатить НДФЛ нужно будет уже в 2022 году.

Насколько выгодно платить такой налог на аренду? Допустим, владелец сдаёт свою двухкомнатную квартиру в Москве за 40 тыс. рублей в месяц. Его годовой доход без учёта залога (это депозит в размере месячной платы, обеспечительная сумма на случай порчи имущества арендаторами) составляет 480 тыс. рублей. Рассчитываем НДФЛ: за год собственник должен будет заплатить 62,4 тыс. рублей налогов от сдачи квартиры. То есть сразу придётся отдать примерно полтора месячных платежа, полученных от арендаторов. Это довольно приличная сумма. А ведь есть ещё расходы на коммунальные услуги, которые частично тоже оплачивает владелец, налог на имущество (саму квартиру) и вероятные затраты на мелкий ремонт.

Плюс НДФЛ в том, что с него можно получить налоговый вычет за последние три года, но с обязательным назначением. Это значит, что налоговый вычет при сдаче квартиры в аренду можно будет потратить на образование, лечение или покупку жилья.

Можно выбрать другой способ уплаты налога, в котором ставка ниже. Но им могут воспользоваться только индивидуальные предприниматели, поэтому необходимо будет зарегистрировать ИП. Для индивидуальных предпринимателей действует упрощённая система налогообложения (УСН), если по этой системе выбрать начисление налога на доход, то ставка налога составит 6% (а не 13% как в случае с НДФЛ).

Налог по УСН выплачивается ежеквартально, то есть четыре раза в год. А декларацию нужно подавать так же – до 30 апреля года, следующего за отчётным.

Вариант 3. Патентная система налогообложения

Патентная система налогообложения (ПСН) – это тоже вариант для индивидуальных предпринимателей. Владелец квартиры может зарегистрироваться как ИП и приобрести патент на коммерческую деятельность на срок от 6 месяцев до 1 года. Патентная система охватывает не все виды предпринимательства, но аренда жилья как раз входит в список разрешённых. Ставка по этому налогу составляет 6%, как и в случае с УСН. Но налог рассчитывается не от фактического, а от планируемого дохода предпринимателя. А предполагаемый доход зависит от рода деятельности и географии и определяется властями региона, где ведётся деятельность (здесь можно уточнить ожидаемый доход по ПСН в Москве). Стоимость патента тоже зависит от местоположения объекта и его площади, его можно рассчитать здесь.

Вариант 4. Самозанятость

Налог при сдаче жилья физлицом может быть ещё меньше. Владелец квартиры, который сдаёт её в аренду, может стать самозанятым. Самозанятость (официально она называется налогом на профессиональный доход, или НПД) – это относительно новый налоговый режим, который действует в России с 1 января 2019 года. Сначала проект в качестве эксперимента был введён только в четырёх регионах – в Москве и Московской области, в Калужской области и Татарстане, а с 1 июля 2020 года он работает уже во всей стране. Пока планируется, что действовать этот налоговый режим будет до 31 декабря 2028 года.

Рассчитан режим НПД на физических лиц, которые работают на себя и чей годовой доход не превышает 2,4 млн рублей. Для режима самозанятости подходят не все виды деятельности, но как раз сдача в аренду недвижимости – разрешена. При этом сдавать нужно именно жильё, а аренда офисов и других нежилых помещений (в том числе и апартаментов, которые юридически не являются жильём) в список разрешённых видов деятельности для самозанятых не попадает.

Но у НПД есть ещё одно преимущество: для самозанятых предусмотрен налоговый вычет – 10 тыс. рублей. Налоговый вычет при сдаче квартиры в аренду – тот же самый. Эту сумму нельзя одномоментно получить на руки – из неё гасится часть налога путем снижения налоговой ставки. То есть налог будет начисляться по ставке 3% вместо 4%, если квартира сдаётся физлицам. Если жильё снимает юрлицо, то ставка при использовании налогового вычета составит 4% вместо 6%. Налог при сдаче квартиры будет начисляться по сниженным ставкам до того момента, как вычет полностью исчерпается, а затем ставки вернутся к начальным цифрам.

Самозанятость, как мы уже говорили, подходит тем, чем доход не превышает 2,4 млн рублей. Если речь о дорогом жилье, то этот лимит может быть превышен, а это значит, что такой налоговый режим для этого владельца не годится.

Какой способ уплаты налога выгоднее

НДФЛ (13%) – 62,4 тыс. рублей налогов в год.

УСН (6%) – 30,6 тыс. рублей налогов в год.

ПСН (6%) – 76,9 тыс. рублей налогов в год.

Самозанятость (4%) – 19,2 тыс. рублей налогов в год.

Придётся ли платить НДФЛ от продажи квартиры, которая сдавалась легально

Многие собственники, которые не афишируют факт сдачи своих квартир и не спешат регистрировать ИП, боятся не только налогов. Они опасаются, что при последующей продаже сдаваемой квартиры их ждут дополнительные (и немалые) расходы.

Действительно, ещё недавно владелец квартиры в статусе ИП, который сдавал эту жилплощадь в аренду, не мог её впоследствии продать как физическое лицо. Если квартира ранее использовалась в предпринимательских целях, то нужно было заплатить НДФЛ со всей полученной от продажи суммы.

Однако в законодательстве появились изменения, позволяющие избежать оплаты НДФЛ при продаже жилья, которое сдавалось в аренду. Теперь налоговой важен не факт сдачи жилья и статус владельца, а срок, в течение которого квартира находится в собственности. Допустим, продавец был собственником квартиры (если она не единственная) более пяти лет – тогда НДФЛ от продажи жилья не начисляется. Если это единственное жильё в собственности, то продать без НДФЛ можно через три года. Также через три года без налога разрешается продать жильё после приватизации или полученное в наследство, а также в дар от родственников.

Перечисление аванса поставщику отражается документом Списание с расчетного счета вид операции Оплата поставщику в разделе Банк и касса — Банковские выписки .


Проводки по документу


Документ формирует проводку:

Если арендодатель выставил авансовый счет-фактуру на предварительную оплату, то Организация может воспользоваться правом на вычет по НДС.

Перечисление обеспечительного платежа арендодателю

Нормативное регулирование

В НУ выдача обеспечительного платежа является способом обеспечения исполнения обязательств и не учитывается в качестве расхода при расчете налога на прибыль (п. 32 ст. 270 НК РФ, ст. 381.1 ГК РФ, Письмо Минфина РФ от 31.05.2016 N 03-03-06/1/31325).

Исчисление НДС по обеспечительному платежу не регламентировано НК РФ. Выставление авансового счета-фактуры зависит от правовой квалификации обеспечительного платежа в соответствии с условиями договора, поскольку денежное обеспечение может выполнять две функции: обеспечительную и платежную.

Если, согласно условиям договора аренды, обеспечение выступает:

  • Предоплатой по договору аренды, то арендатору выставляется счет-фактура, и НДС при перечислении обеспечительного платежа может быть принят к вычету (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ, п. 12 ст. 171 НК РФ, письмо Минфина РФ от 16.08.2016 N 03-07-11/47861). Причем некоторыми судами выражается мнение, что налоговая база по НДС возникает не в момент получения обеспечительного платежа, а в момент его зачета (Постановление ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 N А12-22792/2013).
  • Исключительно гарантией исполнения обязательств (если предусмотрен возврат платежа), то в налоговую базу по НДС такой обеспечительный платеж не включают (Определение Верховного Суда РФ от 11.11.2014 N 306-КГ14-2064, Постановление ФАС Московского округа от 14.10.2011 по делу N А40-151888/10-129-621, Постановление ФАС Московского округа от 09.10.2013 по делу N А40-136933/12-140-978).

Учет в 1С

Для корректного учета обеспечительного платежа желательно разграничить суммы арендной платы и обеспечительного платежа. В 1С технически это можно осуществить, оформив оплату отдельными документами Списание с расчетного счета по разным элементам справочника Договоры .


Перечисление обеспечительного платежа отражается документом Списание с расчетного счета вид операции Оплата поставщику в разделе Банк и касса — Банковские выписки .


В документе указывается:


Проводки по документу

Документ формирует проводку:

Если арендодатель выставил авансовый счет-фактуру на обеспечительный платеж, то Организация должна определить сама, — может ли она воспользоваться правом на вычет по НДС (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ, п. 12 ст. 171 НК РФ, Письмо Минфина от 16.08.2016 N 03-07-11/47861).

Учет выданного обеспечительного платежа за балансом

Для этого необходимо сформировать документ Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции — Операции, введенные вручную .


Принятие к учету арендованного имущества

  • обязательно — с отчетности за 2022 год;
  • досрочно — по решению организации.
  • выкупается арендатором по окончании договора, и отсутствует возможность выкупа по цене значительно ниже справедливой (рыночной) стоимости;
  • передается в субаренду.
  • срок договора аренды — 12 месяцев и менее;
  • рыночная стоимость нового, аналогичного арендованному, объекта — не более 300 тыс. руб.
  • организация имеет право применять упрощенные способы ведения БУ.

В программе поддерживается два варианта учета у арендатора (с релиза 3.0.93):

  • документом Поступление (акты, накладные, УПД) с видом операции Услуги аренды ( Способ учета — Расходы (простая аренда)) — арендные платежи включаются в расходы в прежнем порядке (для случаев, когда ФСБУ 25/2018 применяется в упрощенном виде (п. 11 ФСБУ 25/2018));
  • с признанием права пользования активом (далее — ППА) по новому алгоритму.

В нашем примере Организация использует упрощенный способ.

Для того чтобы отразить за балансом арендованное ОС, введите его в справочник Основные средства. При этом поля Принято к учету , Снято с учета , Организация , Местонахождение , МОЛ — не заполняются, т. к. ОС на баланс не принимается.


Принятие на забалансовый учет арендованного имущества оформляется документом Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции — Операции, введенные вручную .


  • Дебет — 001;
    • Субконто 1 — арендодатель, выбирается из справочника Контрагенты;
    • Субконто 2 — арендованное имущество;

    Если в договоре или в акте приемки-передачи не указана стоимость арендуемого имущества, и она не согласована в дополнительном соглашении, то рекомендуется установить в учетной политике способ определения стоимости арендованного имущества (п. 7 ПБУ 1/2008), например, исходя из его рыночной стоимости.

    Отражение в учете услуг по аренде


    В документе укажите:

    • Акт № от — номер и дата акта оказания услуг на аренду.
    • договор и акт приемки-передачи имущества (Письмо Минфина от 15.06.2015 N 03-07-11/34410);
    • договор и платежные документы, подтверждающие факт уплаты аренды (Письмо Минфина от 26.08.2014 N 03-07-09/42594).
    • Способ учета — Расходы (простая аренда) Выбор способа учета появляется, если используется функциональностьПрава пользования предметами аренды;

    По ссылке Счета учета :

    Проводки по документу


    Документ формирует проводки:

    • Дт 60.01 Кт 60.02 — зачет аванса;
    • Дт 26 Кт 60.01 — учет затрат на аренду;
    • Дт 19.04 Кт 60.01 — принятие к учету НДС.

    Если ранее НДС по авансовому счету-фактуре был принят к вычету, то при зачете аванса необходимо его восстановить.

    Декларация по налогу на прибыль

    В Декларации по налогу на прибыль общехозяйственные затраты в косвенных расходах отразятся только после того, как будет проведено Закрытие счетов 20, 23, 25, 26 в процедуре Закрытие месяца .

    Для регистрации входящего счета-фактуры от арендодателя необходимо указать его номер и дату внизу формы документа Поступление (акт, накладная, УПД) и нажать кнопку Зарегистрировать .


    Если в документе установлен флажок Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения , то при его проведении будут сделаны проводки по принятию НДС к вычету.

    Проводки по документу


    Документ формирует проводку:

    Отчет Книга покупок можно сформировать из раздела Отчеты — Книга покупок . PDF

    Декларация по НДС

    В декларации по НДС сумма вычета НДС отражается:

    Перечисление оплаты арендодателю


    Погашение задолженности перед арендодателем оформляется документом Списание с расчетного счета вид операции Оплата поставщику в разделе Банк и касса — Банковские выписки .


    В документе указывается:

    • Сумма — сумма оплаты, согласно выписке банка.

    Проводки по документу

    Документ формирует проводки:

    • Дт 60.01 Кт 51 — погашение задолженности по арендной плате.

    Контроль

    Проверить расчеты с арендодателем в разрезе договоров можно с помощью анализа взаиморасчетов в отчете Анализ субконто в разрезе Контрагентов и Договоров.


    Из отчета видно, что по договору аренды № 40А от 01.03.2018 отсутствует конечное сальдо на 05.04.2021, следовательно, расчеты по арендной плате за март выполнены полностью в срок.

    Конечное сальдо по договору аренды № 40ОП по счету 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами составляет 156 000 руб., что соответствует сумме обеспечительного платежа, выданного по договору аренды.

    Иного сальдо на 05 апреля 2021 по другим счетам расчетов и договорам нет, следовательно, взаиморасчеты в разрезе контрагента и договоров отражены в 1С верно.

    См. также:

    Помогла статья?

    Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

    Похожие публикации

      У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.В программе 1С:Бухгалтерия 8.3 ПРОФ реализованы возможности по досрочному применению.У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.

    Карточка публикации

    (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)

    Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
    Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
    Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

    Вы можете задать еще вопросов

    Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

    Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
    регламентом БухЭксперт8.ру >>

    Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

    Изменения в 2021-2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

    Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

    Первоочередные дела по годовой отчетности 2021 в 1С:Бухгалтерия

    Практический переход на ФСБУ 25 в 1С - Часть 1

    Поздравляю с Днем Рождения!
    Желаю дальнейшего развития! Здоровья и успехов всей команде Бухэксперта8.
    Я очень рада, что для нас, бухгалтеров, наконец-то появился НАСТОЯЩИЙ помощник и друг.

    Все ближе дата обязательного перехода на ФСБУ 25/2018. Учитывая разъяснения Минфина, переходить на него придется довольно большому числу участников рынка долгосрочной аренды и лизинга. В этой статье разберем особенности учета неоперационной аренды и лизинга у получателя таких услуг по ФСБУ 25/2018. Расчеты по приведенной стоимости для арендатора и лизингополучателя по ФСБУ 25/2018 с 2022 года для бухгалтерского учета аренды (лизинга) на примере и с формулами Excel.

    Общие принципы учета по ФСБУ 25/2018

    Получатель лизинга или услуг по аренде должен применять в учете те же базовые принципы, что и тот, кто предоставляет объект в лизинг или аренду.

    Подробно о том, зачем нужно отражение по дисконтированной стоимости, мы рассказали в первых разделах статьи: “ФСБУ 25/2018: расчеты по приведенной стоимости у арендодателя и лизингодателя с 2022 года и как удобнее считать в Excel“.

    Рекомендуем арендаторам тоже ознакомиться.

    Здесь же мы только сформулируем кратко, что должен показать пользователю отчетности по ФСБУ арендатор или лизингополучатель.

    В отчетности нужно раскрыть, что взять объект в лизинг или аренду для арендатора выгоднее, чем взять кредит и купить такой же объект.

    Из этого вытекают и все нюансы расчетов по ФСБУ 25/2018 для арендаторов и лизингополучателей.

    Как определить ставку дисконтирования арендатору

    Поскольку арендатор (далее будем понимать в широком смысле – как арендатора и по финансовой аренде, он же лизингополучатель) отталкивается от альтернативного варианта – взять кредит и купить аналог вместо аренды или лизинга – то и в качестве ставки дисконтирования ему достаточно взять ставку по банковским кредитам. Только следует помнить, что кредиты надо выбирать сопоставимые по сумме и сроку пользования объектом аренды (лизинга).

    Если подобные привлеченные кредиты уже есть на момент заключения договора аренды – ставку надо брать по ним. Если своих кредитов нет – нужно взять те, которые можно было бы взять (например, в банках, в которых размещены счета, или в банках, которые специализируются на выдаче таких кредитов). О таких вариантах написано в п. 15 ФСБУ 25/2018.

    Как посчитать первоначальную оценку обязательства по аренде

    Обязательство по аренде у арендатора (лизингополучателя) представляет собой кредиторскую задолженность по уплате лизинговых платежей в будущем.

    Для арендатора должно соблюдаться равенство:

    ПОО = ПСЛП = СС предмета – Авансы (выплаченные) – НЛС

    • ПСЛП – приведенная стоимость будущих лизинговых платежей;
    • СС предмета – справедливая стоимость предмета аренды (стоимость покупки лизингодателем при лизинге);
    • НЛС – негарантированная ликвидационная стоимость

    НЛС в договорах лизинга практически не задействуется, поэтому ее можно принять равной нулю.

    Таким образом, первоначальную величину обязательства по лизингу можно рассчитать прямым путем (без дисконтирования будущих платежей) по формуле (п. 3 и 6 Рекомендации Р-65/2015-КпР “Ставка дисконтирования”):

    ПОО = Стоимость приобретения предмета лизингодателем – Авансы

    Напомним, что все значения фигурируют без НДС.

    Если переход права собственности на предмет аренды не предусмотрен или неизвестна негарантированная ликвидационная стоимость, обязательство по аренде вычисляют как приведенную стоимость будущих лизинговых платежей.

    ПОО = Н / (1 + r) + Н / (1 + r) 2 + … + Н / (1 + r) t

    • П – приведенная стоимость лизинговых платежей;
    • Н – номинальная величина одного лизингового платежа без НДС;
    • r – ставка дисконтирования за период;
    • t – количество периодов до последнего платежа.

    По сути предлагается каждый лизинговый платеж отдельно дисконтировать и сложить результаты.

    Пример

    Пусть заключен договор лизинга, по которому 01.01.2022 передан предмет. Лизингополучатель платит ежеквартально, в начале квартала. Для упрощения расчетов примем, что выкупной стоимости отдельно нет. По завершении договора предмет лизинга остается у лизингополучателя.

    Лизингодатель купил предмет за 1 млн руб.

    Лизингополучатель платит ежеквартально, до 5-го числа первого месяца квартала – 105 000 рублей.

    Срок договора – 3 года.

    (этот пример – зеркальный приведенному в статье про расчеты для лизингополучателя, на которую дана ссылка выше)

    Пусть ставка банков 11,5% годовых. Для дисконтирования ежеквартальных платежей ее нужно сделать ставкой для квартала:

    Далее вносим формулы в таблицу платежей в Excel.

    Сумма, получившаяся по всем дисконтированным платежам, – это и есть первоначальная оценка обязательства по аренде.

    Есть возможность не вычислять ее по каждому платежу, а воспользоваться формулой ЧПС.

    Обратите внимание, как вносить значения: первые 3 ячейки – первые 3 значения из списка, а далее можно вносить суммой, выделяя нужный диапазон.

    Получившийся по ЧПС результат – тот же, что и при обсчете каждого платежа в отдельности.

    Таким же образом можно обсчитать по ЧПС стоимость обязательства на любую конкретную дату, учитывая в формуле платежи, которые еще не уплатили.

    Из расчетов легко вычислить и процентный расход, подлежащий учету у арендатора.

    Арендатор дисконтирует по ставке банка. Арендодатель – по своей внутренней норме доходности, заложенной в договор.

    У арендодателя сумма процентного дохода по примеру – 260 000 рублей.

    Именно так получают данные для сравнения. В нашем примере фактическая стоимость предмета у лизингодателя – 1 000 000, а для лизингополучателя после дисконтирования предмет стоит на 1 053 012 (есть переплата 53 012). Что как раз и покажет пользователю, что сделка для лизингополучателя невыгодна. И рациональнее было бы взять кредит у банка и купить аналогичный предмет.

    Расчет величины права пользования активом

    Получатель арендованного (лизингового) имущества объектом ОС его не признает. Вместо этого, по ФСБУ 25/2018 ему надо в активах в противовес обязательству по аренде признать право пользования активом (ППА).

    ППА при этом тоже учитывают на счете 01 (отдельном субсчете) по фактической стоимости, которую формируют на счете 08.

    В ППА включают (п. 13 ФСБУ 25/2018):

    • ПОО (его мы уже научились определять);
    • авансы по договору, перечисленные до даты получения предмета договора включительно;
    • расходы, связанные с поступлением предмета и приведением его в состояние, пригодное для использования;
    • оценочное обязательство в связи с предстоящими расходами на демонтаж предмета лизинга, его перемещение, восстановление окружающей среды, если возникновение такого обязательства обусловлено получением лизингового имущества.

    Проще говоря, берем ПОО, корректируем на величину денег, которые к моменту передачи предмета уже уплачены, добавляем расходы, которые уже понесли или можем понести в будущем в связи с этим предметом. Получаем ППА для признания.

    Подводим итоги

    Арендатору для вычислений по ФСБУ 25/2018 достаточно знать банковскую ставку по кредиту, который он мог бы взять для покупки аналогичного объекта, и видеть условия договора.

    Дисконтирует арендатор только поток своих будущих платежей по аренде. Для этого ему наиболее подходит формула ЧПС в Excel.

    Читайте также: