Что значит штраф помещен в архив

Обновлено: 18.05.2024

Случается, что органы власти присылают людям штрафы по ошибке.

Например, вы получаете повестку в суд или требование от судебных приставов погасить задолженность, потому что якобы не уплатили вовремя административный штраф. Непонятно, что случилось: вы либо вовремя платили все штрафы в прошлом, либо вообще не получали о них уведомлений. Но вам все равно грозит или уже выписан штраф в двойном размере.

Расскажу, в каких случаях появляются такие штрафы, дам несколько примеров и объясню, что делать, если вы столкнулись с подобным.

Откуда берутся двойные штрафы

В кодексе об административных правонарушениях предусмотрены санкции для тех, кто уклоняется от исполнения административного наказания. Если не уплатить штраф в положенный срок, за это можно получить новый — в двукратном размере неуплаченного штрафа, но не менее 1000 Р . Другие наказания жестче — административный арест на срок до 15 суток либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Вот как это работает. Если прошло 60 дней с даты, когда старое постановление о штрафе вступило в силу, а в государственных базах данных нет информации о его уплате, уполномоченный орган власти — например, сотрудник ГИБДД или МАДИ и АМПП в Москве — составляет протокол об этом и передает дело в суд. Далее на основании части 1 статьи 20.25 КоАП судья выписывает штраф в двойном размере или применяет другое наказание, предусмотренное статьей.

Поэтому если вы получите непонятный штраф в размере 10 000 Р , вспомните, штрафовали ли вас несколько месяцев назад на 5000 Р . Вы могли давно уплатить первоначальный штраф и забыть о нем. Или, напротив, могли даже не знать, что вас оштрафовали, — так тоже бывает.

Курс о больших делах

Что делать, если пришел двойной штраф

В случае с двойным штрафом возможны два варианта развития событий: повестка в суд или письмо от судебных приставов.

Если пришла повестка в суд. Дела о двойных штрафах рассматривает мировой судья, и в повестке должно быть указано место и время рассмотрения дела.

Можно пойти в суд в назначенную дату и отстаивать свои интересы без подготовки. Но лучше заранее позвонить в судебный участок и договориться с помощником или секретарем судьи о времени, когда сможете лично ознакомиться с материалами дела. Это позволит посмотреть и сфотографировать все материалы дела, из которых станет понятно, какой старый штраф вы якобы не уплатили. Можно подготовить доказательства, привлечь юриста, составить письменные возражения, чтобы в заседании приобщить все это к материалам дела.

В результате ко дню судебного заседания уже будет готова полноценная правовая позиция, которая, возможно, защитит от двойного штрафа.

В этом случае нужно подавать жалобу на постановление мирового судьи, чтобы отменить его. Для этого нужно узнать свой участок мирового судьи. Это можно сделать по адресу местожительства на сайте суда. Например, в Москве — на сайте единого информационного пространства мировых судей. По фамилии можно попробовать найти текст постановления.

Срок на обжалование — 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Вручение — это лично в руки под подпись, например в суде, а получение — по почте.

Если срок пропущен, к жалобе необходимо приложить ходатайство о восстановлении срока. Причиной может быть то, что ни повестка в суд, ни судебное постановление о двойном штрафе не приходили. Суд, скорее всего, сочтет эти причины уважительными и рассмотрит жалобу по существу.

При обжаловании можно использовать те же аргументы для отмены двойного штрафа, что и при рассмотрении дела мировым судьей. Это может быть отсутствие извещения о первоначальном штрафе или уплата этого штрафа в срок.

Теперь покажу на примерах, когда может возникнуть двойной штраф и как можно его оспорить.

Спустя более чем полгода, в апреле, Елене пришло оповещение с сайта госуслуг о том, что у нее есть задолженность, которой занимаются судебные приставы, — 15 000 Р .

Оказалось, что информация об уплате штрафа не отобразилась в государственных информационных системах. В декабре, то есть через три месяца после нарушения, в отношении Елены составили протокол о неуплате, а в феврале мировой судья вынес постановление о назначении штрафа в двукратном размере. Итого Елена должна 15 000 Р : 5000 Р + 10 000 Р . За все это время не было ни одного почтового извещения.

С первым штрафом Елена разобралась сама — просто принесла приставу квитанцию об уплате 5000 Р . А вот перспективы двойного штрафа тревожили ее сильнее, ведь все сроки обжалования были пропущены.

Юристы подсказали, что от двойного штрафа тоже можно избавиться: Елене никто не вручал постановление, и она не получала его почтой — женщина ознакомилась с документом на сайте суда в день, когда на госуслугах появилось уведомление от приставов. С этой даты 10 дней еще не прошло, поэтому нужно было срочно писать жалобу.

В результате суд восстановил срок обжалования и отменил двойной штраф, потому что Елена вовремя уплатила первый. Приставы к этому времени не успели списать задолженность, поэтому женщине не пришлось возвращать свои деньги.

Вывод из ситуации. Даже если вы считаете, что все сроки пропущены, но правда на вашей стороне, надо как можно скорее обращаться в суд и восстанавливать срок обжалования.

Что случилось. Андрей всегда оплачивал парковку через приложение в телефоне. Так было и в очередной раз, когда он приехал на работу. Андрей припарковался 2 февраля 2021 года в 10:45 и в суматохе оплатил парковку только через 20 минут — в 11:05.

Через три месяца, в мае, на сайте госуслуг Андрей получил уведомление о задолженности 5000 Р , которую уже передали приставам. Он сразу понял свою февральскую ошибку и погасил долг 14 мая.

Кроме того, ему пришло извещение от мирового судьи о том, что скоро состоится заседание по вопросу неуплаты штрафа в срок, то есть по части 1 статьи 20.25 КоАП.

Андрей штраф уплатил 14 мая, и 25 мая ему пришло уведомление о погашении задолженности от судебных приставов на сайте госуслуг

Андрею вместе с юристом пришлось доказывать, что он действительно не знал о штрафе и не мог уплатить его в срок. Выяснилось, что постановление о штрафе приходило по почте, но водитель и правда не получал извещений, а вернулось отправителю оно лишь 12 марта.

Постановление вступило в законную силу по истечении 10 суток после даты возвращения отправителю — то есть только 23 марта.

Андрей уплатил штраф 14 мая, то есть он уложился в 60 дней с 23 марта и обвинений быть не может. Тем не менее дело дошло до суда. На сайте правительства Москвы говорилось, что штраф вступил в силу 1 марта, то есть или чиновники неправильно рассчитали процессуальные сроки, или же в государственных базах данных информация о вступлении постановления в силу появилась раньше положенного времени.

Вывод из ситуации. Если согласны со штрафом, постановление о котором получили явно с опозданием, уплачивайте его сразу — это может сыграть вам на руку. Если считаете, что штраф по почте не приходил, отстаивайте свою правоту в суде.

Скриншот сайта правительства Москвы с информацией о штрафе. Дата вступления постановления в силу неправильная: если водитель не получал извещения, 10 суток отсчитывается с даты возвращения постановления уполномоченному органу — АМПП

Мировой судья установил, что постановление о штрафе вернулось АМПП 12 марта. Из-за этого оно вступило в силу только 23 марта, что в итоге помогло избежать двойного штрафа

Что случилось. Я получил по почте штраф за неоплаченную парковку. Однако я знал, что правил не нарушал, в связи с чем обжаловал штраф руководителю парковочного учреждения.

Однако сотрудники АМПП — Администратора московского парковочного пространства — видимо, были не в курсе разбирательства и считали, что я должен уплатить штраф. Чиновники выждали положенные 60 дней, составили протокол за неуплату штрафа в срок и передали его мировому судье по моему месту жительства. Судья принял протокол и вызвал меня на рассмотрение дела.

Я не сразу смог убедить судью, что первоначальный штраф до сих пор не вступил в силу, так как находится на обжаловании. Позиция судьи была такая: если штраф отменят, то он не будет выносить постановление по части 1 статьи 20.25 КоАП. Если же не отменят, придется платить вдвойне.

Такой подход противозаконен: даже если бы первоначальный штраф в итоге признали обоснованным, он бы вступил в силу лишь после принятия соответствующего решения Московским городским судом. И только с этой даты стали бы отсчитываться 60 дней.

В итоге первоначальный штраф отменили, а вслед за ним отменили и удвоенный штраф за несуществующую просрочку платежа.

Вывод из ситуации. Пока первый штраф обжалуется, двойного штрафа быть не может.

Чтобы отменить первоначальный штраф, пришлось обжаловать решение по жалобе на постановление АМПП. Из-за этого процесс растянулся на несколько месяцев, зато в итоге судья Московского городского суда отменил штраф и прекратил производство по делу

Что в итоге

Как видно из примеров, ошибочные двойные штрафы обычно выносят из-за несинхронной работы государственных информационных систем. Одно ведомство еще не успело совершить необходимые процессуальные действия, а другое уже считает, что срок оплаты прошел. Иногда проблема в платежных системах, которые некорректно передают информацию государству.

Во всех случаях совет один: если вы не пропускали срок уплаты штрафа, зная о нем, обжалуйте двойные штрафы в вышестоящем суде. Шансы отменить их высоки.

Написать жалобу самостоятельно несложно — порой достаточно всего одной страницы текста. Однако иногда чтобы восстановить пропущенный срок обжалования, необходимо ссылаться на конкретные нормы права и разбираться в методике расчета сроков. Для этого может потребоваться юрист.

Услуги юриста могут стоить столько же или больше, чем сумма штрафа. Однако с недавнего времени появилась возможность взыскивать расходы на юриста с государства в случае отмены незаконных постановлений — раньше в области административных правонарушений это не работало. Но это совсем другая история, пока только набирающая обороты.

Какие документы можно уничтожить?


Год завершения в делопроизводстве

Срок хранения

Сразу выделить документы на уничтожение невозможно. Сначала необходимо провести экспертизу ценности. При этом срок хранения станет определяющим, но не единственным критерием отбора. Документ с истекшим сроком хранения может пригодиться в дальнейшей работе. Не исключено, что он может представлять научную, даже историческую ценность. Установить это, а значит, и продлить срок хранения, может только экспертиза ценности (ЭЦ), которую проводит экспертная комиссия (ЭК).

Экспертная комиссия: состав и функции

ЭК появляется в организации сразу после того, как руководство принимает решение создать архив. Секретарем ЭК всегда является архивариус, а председателем – либо топ-менеджер, которому подчиняются делопроизводители (например, административный директор), или, как в нашем примере, директор по общим вопросам. Если такового не обнаружится – сам генеральный директор, который подписывает приказ о создании комиссии (Пример 1 ). Этим же приказом можно утвердить положение о новом коллегиальном органе и запросить план его работы. Если дата создания ЭК в приказе не указана, считается, что комиссия работает с даты подписания приказа.


1 Не приводится.


Делопроизводитель или архивариус хорошо знают документы управления, но в архиве организации есть еще огромный пласт документов кадрового делопроизводства, бухгалтерской и налоговой отчетности, документов, сопровождающих профильную деятельность организации. Поскольку это самостоятельные системы документации, оценить их могут только специалисты. Для этого и создается экспертная комиссия – собрание компетентных (каждый в своей области) должностных лиц.

Основная функция ЭК в организации, которая не является источником комплектования государственного (муниципального) архива, – организовать ежегодный отбор дел для хранения и уничтожения.

В организациях, которые являются источниками комплектования государственного архива, функционал ЭК шире: комиссия активно взаимодействует с экспертно-проверочной комиссией архивного учреждения, представляет им на согласование проекты номенклатур дел, архивные описи, вносит предложения по изменению сроков хранения документов.

Независимо от сферы деятельности компании, в ЭК необходимо включить:

• начальника отдела кадров;

• начальника юридического отдела;

• должностное лицо по профилю деятельности компании (начальника производства, начальника строительства, главного технолога и т.д.), задача которого – оценить документы по основной деятельности организации.



Каждое заседание ЭК оформляется протоколом (Пример 2).


Если экспертиза ценности проводится впервые

Первая экспертиза ценности – мероприятие всегда масштабное. Необходимо просмотреть все документы, которые скопились за годы существования организации. Экспертная комиссия при этом должна действовать последовательно.

■ Шаг 1: выделяем документы, для которых будет проводиться экспертиза ценности.

На этом этапе экспертизы члены ЭК не участвуют. Это зона ответственности архивариуса (делопроизводителя, секретаря) и работников структурных подразделений компании. Они отделяют документы, завершенные делопроизводством до начала текущего года, от тех, которые пока в работе.

■ Шаг 2: разделяем документы по годам. Этот этап актуален при первой ЭЦ, когда просмотреть предстоит абсолютно все, что завершено делопроизводством.

Первое, с чего начинают наводить порядок, – разделяют документы по годам. Возможно, работники, которые отвечали за эти документы, делали это ранее. Если нет – придется заниматься этим сейчас. Ответственными по-прежнему являются архивариус и работники подразделений, членов ЭК привлекать пока рано.


■ Шаг 4: оформляем результаты экспертизы. Результаты экспертизы ценности фиксируются, во-первых, в описи дел и документов, а во-вторых – в акте о выделении документов к уничтожению.

■ Шаг 5: согласовываем и утверждаем описи и акты. После того, как документы, которые фиксируют результаты прошедшей экспертизы ценности, будут составлены, проводится заседание экспертной комиссии. На нем члены ЭК согласуют описи и акт, после чего их утверждает генеральный директор.

■ Шаг 6: оформляем документы на хранение и уничтожение. Те дела и документы, которые остаются в организации, оформляются на хранение. Для тех, которые решено уничтожить, организуется процесс утилизации.


Процесс уничтожения документов

Уничтожение документов обычно производят одним из двух способов: путем сжигания либо измельчения. Последнее – только при условии, что документы восстановить будет невозможно. Нельзя отправлять документы на ближайшую мусорную свалку, рвать на части или использовать в качестве черновиков.

Как правило, для уничтожения документов привлекают специальные организации. Чаще всего эти организации в качестве способа уничтожения предлагают измельчение, причем образовавшиеся отходы тут же могут принять как макулатуру, вернув тем самым часть стоимости своих услуг. По желанию заказчика процесс уничтожения исполнитель может снять на видео. При уничтожении документов также могут присутствовать представители организации-заказчика.

С организацией, которая занимается уничтожением документов, оформляется стандартный договор возмездного оказания услуг. Типовую форму договора подрядчик предложит еще на стадии переговоров. Все, что требуется от архивариуса – проследить, чтобы в договоре присутствовал пункт о том, что исполнитель обязуется обеспечить конфиденциальность уничтожаемых документов, поскольку среди них могут быть дела, которые содержат персональные данные, коммерческую или другие виды тайн. Чтобы не тратить время на сортировку секретных и несекретных документов, от которых вскоре останется только стружка, подрядчики обеспечивают конфиденциальность по умолчанию.

Уничтожить документы можно и своими силами, если позволяют производственные мощности, например, в цехах предприятия работает печь или промышленный шреддер. Попытка избавиться от документов при помощи обыкновенного кабинетного шреддера обречена на провал, если объем бумаг превышает одну папку.

Акт об уничтожении документов

Уничтожение дел от момента отбора до отправки в шредер оформляется одним документом – актом о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению. Форма утверждена Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях в приложении № 21 (Пример 3).



Как видно из примера, акт об уничтожении документов условно состоит из двух частей. Первая представляет собой перечень дел и документов, выделенных для уничтожения, вторая – информирует о том, как именно были уничтожены документы.

Пройдемся по акту и рассмотрим основные правила заполнения его унифицированной формы.

Первая часть акта: правила оформления

1. Наименование организации может быть как полным, так и кратким. Главное, чтобы наименование, заявленное в акте, соответствовало уставу организации.

2. Акты об уничтожении документов необходимо регистрировать, как и другие документы. Акту присваивают порядковый номер по соответствующей регистрационной форме. Дата акта должна соответствовать дате его утверждения.

3. Акт утверждает генеральный директор.

4. Документы отбирают на уничтожение на основании нормативно-правовых актов, устанавливающих сроки хранения. И это не только Перечень 2010. Мы поместили в пример отраслевой документ, содержащий сроки хранения, чтобы показать, как выглядят в акте несколько таких документов.

5. Информацию об уничтожаемых документах сводят в таблицу.

• Каждой записи в таблице присваивают порядковый номер.

• В третьей графе указывают годы, за которые уничтожаются документы.

• Опись, как уже говорилось, – основной учетный документ архива. Если уничтожаемые документы были внесены в описи, в четвертой графе указывают ее номер, в пятой – порядковые номера уничтожаемых единиц хранения по этой описи (см. запись № 1). Документы с пятилетними и меньшими сроками хранения не описывают, поэтому в этих графах ставят прочерки (см. запись № 2). Если это первое уничтожение документов в организации, и описи пока не составлены, то обе графы (четвертую и пятую) можно убрать из таблицы – вносить в них пока нечего.

• Количество уничтожаемых единиц хранения указывают по каждому делу.

6. Далее подводят итог: цифрами и прописью пишут общее количество уничтожаемых единиц хранения, суммарно бумажных и электронных носителей.

7. Первую часть акта подписывает работник, ответственный за архив, и представляет на согласование экспертной комиссии. Затем оформляется виза со ссылкой на протокол заседания ЭК, в котором зафиксировано согласование.

Акт об уничтожении документов целесообразно представить на утверждение генеральному директору именно сейчас, несмотря на то, что вторая часть акта пока пустует. Руководитель должен знать, какие документы вскоре будут уничтожены. Тем более именно он принимает решение об уничтожении и фиксирует это в грифе утверждения. Уничтожение документов – процесс необратимый. Вернуть бумаги после того, как их отдадут на переработку, невозможно.

Вторая часть акта: особенности оформления

В этой части указывается, как именно и на основании чего уничтожены документы. Форма акта об уничтожении, утвержденная Правилами 2015, подразумевает, что уничтожением занимается подрядная организация. Поэтому во второй части указывается вес документов (их будут принимать по весу, а не по штукам единиц хранения), регистрационные данные договора, метод уничтожения.

Если организация уничтожает документы сама, запись будет выглядеть так, как показано в Примере 4.


Обратите внимание: документы уничтожались в присутствии должностных лиц – членов ЭК. В этом случае отдельный акт составлять не нужно, но и уничтожить бумаги безнадзорно тоже нельзя.


Обратите внимание: в описях, в отличие от акта об уничтожении, каждая единица хранения представлена отдельно. По отдельности они получают и пометки. Если уничтожали документы, которых не было в описях, или при составлении акта были исключены 4 и 5 графы таблицы, отметка в описи не проставляют.

Если экспертной комиссии нет

Случается, что ЭК в организации отсутствует. По разным причинам: должностные лица (потенциальные участники) не видят необходимости создавать этот коллегиальный орган, и им удалось убедить в этом директора, либо сам руководитель не считает это нужным. Тем не менее, секретарь получает задание организовать уничтожение накопившихся документов.


Таким образом, в отсутствие ЭК секретарь, выполняя задание по уничтожению документов, действует точно по описанному выше алгоритму, но в акте об уничтожении на месте визы согласования указывает данные не протокола, а всех должностных лиц, с которыми согласует акт. Без согласования уничтожать документы нельзя. Впрочем, даже если руководители нужных вам отделов негативно относятся к архивному делу, скрепя сердце они просмотрят выделенные для уничтожения документы. Потому что прекрасно знают, какие документы из тех, что находятся под их контролем, должны храниться в организации, а значит, не должны быть уничтожены. А об ответственности за нарушение требований законодательства о хранении документов им любезно сообщит секретарь.

Резюме

1. Уничтожению подлежат документы:

а) со сроком хранения, истекшим к 1 января текущего года;

б) прошедшие оценку экспертной комиссии.

2. По результатам экспертизы ценности выделяются документы для дальнейшего хранения и для уничтожения. Оформляются соответственно архивные описи и акт о выделении к уничтожению архивных документов, которые не подлежат хранению.

3. Организация может уничтожить документы своими силами (если позволяют производственные мощности) или обратиться к специалисту-подрядчику.

4. Акт об уничтожении документов состоит из двух частей. В первой приводится список уничтожаемых документов (ее должен утвердить генеральный директор). Во второй проставляются отметки об уничтожении и внесении соответствующих изменений в учетные документы архива.

5. В отсутствие ЭК секретарь не должен брать на себя ответственность и организовывать уничтожение самостоятельно. С каждым потенциальным членом комиссии следует общаться отдельно, а в остальном действовать так же, как если бы ЭК существовала.

Как защитить авторские права на фотографии в 2021 году: практическое руководство от юриста

Никогда раньше фотосъемка не была такой простой и увлекательной. Почувствовать себя настоящим фотографом вполне может не только обладатель фотокамеры, но даже обычного смартфона. Но и угроза незаконного использования фотоснимков тоже не была ранее такой значительной. Интернет стал площадкой, где не принято спрашивать разрешения у владельцев контента на его использование.

Что делать, если вы внезапно нашли свое фото на сайте или в чужом блоге? Что грозит нарушителю, который без разрешения использует чужие фотоснимки? И как защитить свои фотографии авторским правом? На эти вопросы журналисту ФАН ответила юрист Евгения Галкина.

Как защитить авторские права на фотографии в 2021 году: практическое руководство от юриста

Авторские права фотографа на фотографии

Вы можете фотографировать ради удовольствия или заниматься этим профессионально. Независимо от цели создания фотоснимков, каждый сделанный кадр, по закону, признается произведением в области искусства. А значит, каждая фотография является объектом авторских прав — целой отрасли современного права, которое рассматривает вопросы создания произведений, их использования и ответственности третьих лиц, которые применяют чужие произведения незаконно.

В нашей стране права авторов закреплены Гражданским кодексом. Согласно его положениям, авторское право на фотографию возникает в момент ее создания. Фото может быть опубликовано автором, то есть размещено в открытых источниках: на сайте, в СМИ, личном блоге. А может храниться где-то в архиве, в компьютере или вовсе остаться лишь на негативе. Но даже если оно не стало достоянием общественности, его все равно защищает закон: использовать фото без согласия автора никто не может.

Это требование распространяется абсолютно на все снимки: четкие и не очень, профессиональные и любительские, кадры с изображением пейзажей или селфи, сделанные на камеру мобильного телефона. Законом не разделяет фотоснимки в зависимости от их художественных достоинств.

Фотографов защищает законодательство об авторских правах

Нарушение авторских прав на фотографии

Так как создатель фотографии является и ее владельцем, использовать снимок без его разрешения запрещено. Нельзя просто скопировать чье-то фото с сайта в интернете и разместить в своем блоге или на странице периодического издания. Нельзя отсканировать понравившийся снимок и выложить в Сеть. Публикация чужой работы по собственному усмотрению в любых источниках и ее другое использование незаконны.

Незаконным признается копирование не только фотографии целиком, но и ее части, даже небольшого элемента. И по закону об авторских правах на фотографии, это правило действует в течение всей жизни фотографа и еще 50 лет после его смерти. А если автор обнаружит, что его работа в своих целях использована третьими лицами, он может привлечь их к ответственности — гражданской и даже уголовной.

Если ущерб значительный, нарушителя можно привлечь и к уголовной ответственности. Она закреплена статьей 146 УК РФ. По этой статье можно взыскать с ответчика до 200 тыс. рублей, а также привлечь его к:

• принудительным работам до 480 часов;
• исправительным работам до 1 года;
• аресту.

Если суд посчитает, что фотографии незаконно использовались в коммерческих целях, перевозились, перепродавались, наказание может оказаться еще более суровым. Ответчика могут привлечь к принудительным работам до двух лет, а могут и посадить — тоже на два года.

Как защитить авторские права на фотографии в 2021 году: практическое руководство от юриста

Как доказать авторское право на фотографию

Если речь идет о передаче заказчику фотографий в электронном виде, не отдавайте ему исходные файлы, только копии, а также файлы в формате RAW. В настойках фотокамеры нужно прописать свои данные: имя и фамилию, страну, адрес сайта. Эти данные будут отображаться в характеристиках каждого снимка, сделанного на вашу камеру.

Также перед размещением фото в сети можно распечатать его. В ходе экспертизы потом удастся доказать, что распечатанный вариант появился раньше, чем копия в интернете. Распечатанную копию можно заверить у нотариуса, что также будет служить подтверждением правоты фотографа.

При обращении в суд фотоснимки, которые стали предметом спора, необходимо пометить значком копирайта и распечатать. Суду также следует представить другие доказательства, например, исходные файлы в формате RAW, применяемом профессиональными фотографами, а также распечатанные и заверенные нотариусом копии страниц сайта или периодического издания, где были незаконно опубликованы материалы.

Кстати, требовать компенсацию от ответчика можно за каждое фото в отдельности, поэтому сумма возмещения может оказаться значительной. При ее определении суд будет учитывать ее соразмерность тем негативным последствиям, которые ответчик принес истцу, нарушив его авторское право.

Все статьи Выездная диагностика Выбор автомобиля Как избежать обмана Поиск вариантов Покупка б/у авто: Оформление сделки Общение с продавцом Что делать после покупки Как оценить авто Покупка б/у авто в салоне Техническая проверка Покупка б/у авто: с чего начать Советы по покупке

Запрет на регистрационные действия заключается в лишении хозяина возможности реализовывать свои права на имущество, а также эксплуатировать его. Инициатором запрета всегда выступают судебные приставы. А о граничение является мерой, побуждающей владельца автомобиля устранить нарушение, за которое был наложен запрет, или выполнить взятые на себя обязательства.

Содержание

Как снять запрет на регистрационные действия

Ежегодно в РФ выносится несколько миллионов постановлений об аресте, запрете и ограничениях в отношении автомобилей. Оказаться в такой ситуации может любой владелец транспорта. В отдельной статье мы писали о том, что значит арест машины и чем может грозить покупка арестованного авто. Сегодня поговорим о прочих карательных санкциях.

Все об ограничениях на автомобиль

Какие запреты и ограничения могут применяться в отношении транспортных средств

  • запрет или ограничения регистрационных действий;
  • запрет на прохождение техосмотра:

Такая карательная мера часто применялась несколько лет назад, ведь проходить ТО автовладельцам приходится гораздо чаще, чем регистрировать машину, а значит, заставить должника уплатить по счетам можно было гораздо быстрее. Однако запрет на прохождение ТО лишал собственника машины права приобрести полис ОСАГО. Владельцы авто массово подавали иски о незаконности действий судебных приставов и выигрывали дела. Это заставило сотрудников ФССП практически отказаться от применения этой меры.

Наиболее распространенные сегодня карательные меры — это запрет или ограничение госрегистрации.

Что значит запрет на регистрационные действия

В отличие от ареста, который подразумевает невозможность совершать с имуществом абсолютно любые действия, запрет — это санкция, препятствующая реализовать конкретные действия с собственностью, в частности, с машиной.

Что означает ограничение на регистрацию автомобиля

Суть ограничения заключается в лишении хозяина возможности реализовать свои права на имущество. Например, если машина заложена, арендована или арестована.

Кто и за что может ограничить или запретить госрегистрацию

Кто и за что может ограничить или запретить гос. регистрацию авто

  • постановлением суда (за неуплату налоговых сборов, несвоевременную оплату штрафов ГИБДД, долги перед коммунальными или кредитными организациями, а также при разделе имущества);
  • органами следствия (если авто в розыске);
  • ГИБДД (при обнаружении у машины внешних несоответствий с характеристиками, указанными в техпаспорте);
  • органами соцзащиты;
  • представителями таможни (при нарушениях правил ввоза или указании недостоверной информации о транспортном средстве);
  • прочими органами, наделенными необходимыми полномочиями.

Чем грозит покупка авто с ограничениями

Машина с судебным запретом на регистрационные действия не сможет пройти процедуру регистрации в ГИБДД. Новому владельцу на это отводится десять дней с момента приобретения автомобиля. Иначе, согласно статье 19.22 КоАП Российской Федерации, владельцу грозит штраф в размере от полутора до двух тысяч рублей.

Как снять ограничения на автомобиль

В ситуации, когда недобросовестный хозяин не сообщил вам перед покупкой о существующем запрете, эксперты советуют узнать, что стало причиной карательных санкций и какой госорган инициировал их наложение. Ксерокопию постановления должны выдать в МРЭО.

Далее все зависит от указанной в документе даты. Если вы приобрели автомобиль раньше, чем было наложено взыскание на предыдущего хозяина, необходимо написать в ФСПП заявление с просьбой снять ограничение и представить бумаги, которые послужат подтверждением вашего права собственности (ДКП). Во многих случаях для снятия запрета этого бывает достаточно. Правда, гарантировать то, что это произойдет сию же минуту, никто не может. От незадачливых покупателей можно услышать немало историй как со счастливым, так и с печальным концом: у кого-то на снятие ограничений уходит день, а у кого-то – не один месяц или даже годы. В любом случае, если представители ФССП игнорируют ваши обращения, обращайтесь за помощью в суд.

avto

Если ДКП (договор купли-продажи) не составлялся, можно:

  • погасить задолженность самому (хорошо, если речь идет о двух-трех тысячах рублей, а если о десятках или даже сотнях тысяч?);
  • попробовать отыскать бывшего собственника авто и потребовать от него погасить долги, которые стали причиной запрета или ограничений — вариант скорее из области фантастики, так как найти прежнего хозяина, особенно если он этого не хочет или машина покупалась в другом регионе страны, бывает очень сложно (и не факт, что он согласится платить по счетам).

Бывают ситуации, когда лучшим выходом станет подача иска о расторжении ДКП и возврате уплаченной продавцу суммы. Например, в ситуации, если выяснится, что ограничение на машину наложено по причине его нахождения в залоге. Основанием для обращения в судебные органы станет статья 450 ГК РФ, которая предусматривает возможность расторжения ДКП, если одной из сторон серьезно нарушены правила договора.

Проверка машины на запрет регистрационных действий

Для проверки в ГИБДД понадобится указать регистрационные данные машины: номер, марку, модель, VIN и т. д. Чтобы проверить автотранспорт в службе судебных приставов, нужно знать паспортные данные продавца автомобиля. Именно по ним будет производиться поиск задолженностей перед различными государственными и коммерческими структурами.

В отчете, помимо информации об ограничениях, также будут представлены сведения о бывших владельцах, наложенных штрафах, ДТП, в которых участвовал автомобиль, и другая полезная информация.

Перед заключением договора купли-продажи также советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, имеются ли у владельца долги, проблемы с законом, действителен ли его паспорт и проч.

проверка владельца авто

Также сервис проверки владельца авто показывает наличие исполнительных производств в отношении продавца, которое может привести к ограничениям ГИБДД. Может быть ситуация, при которой судебные приставы направили документы на арест автомобиля в ГИБДД, но на момент сделки автоинспекция не успела получить эти документы или внести данные об ограничениях в базу. Покупатель берет юридически чистый автомобиль, а на следующий день у ТС появляются запреты. Пока старый собственник не погасит долги, новый владелец не сможет зарегистрировать машину в ГИБДД. По ссылке вы сможете посмотреть пример отчета.

Если ни у машины, ни у ее владельца нет проблем и вы соберетесь брать авто в кредит, выберите предложение банка с самой низкой процентной ставкой, а после сделки оформите полис ОСАГО без визита в офис с выгодой до 3 000 рублей.

Читайте также: