Что такое вотирование налогов

Обновлено: 28.03.2024

История появления налогообложения насчитывает несколько тысяч лет и ведет отсчет с появления первых государств, а изменения государственных устройств приводило к изменениям в налоговой системе.

Понятие системы налогообложения и налога

В каждом отдельном государстве действует своя налоговая система. Она необходима для финансирования таких государственных учреждений, деятельность которых направлена на обслуживание нужд государства и его жителей (бюджетные учреждения) и они не получают прибыли от своей деятельности. За счет налогов производится выплата различных пособий.

Регулирует систему налогообложения Налоговый кодекс Российской Федерации, все принятые законы и подзаконные акты должны полностью соответствовать кодексу. Основные принципы системы налогообложения в РФ были заложена в 1992 году, после распада СССР.

Налог — это принудительно взимаемая плата в установленном размере с физических или юридических лиц в пользу государства.

Для чего нужны налоги Государству

Отчисление различных налогов в пользу государства необходимо для финансирования системы здравоохранения, культуры, образование, оборону, социальную поддержку, содержание различных аппаратов управления. Для создания действенных государственных институтов необходим постоянный поток денежных средств.

За счет налоговых сборов население России получает бесплатную медицинскую помощь, отремонтированные дороги, школы, детские сады, также строятся социальные учреждения, например, детские дома, государство выплачивает пособие по безработице, адресную помощь, финансирует программы молодым семьям на приобретение жилья, материнский капитал и т.д.
Систематически уплачивая налоги население выступает соинвесторами своей благоустроенной жизни.

Система налогообложения и налогов в Российской Федерации

Сейчас в России существует шесть систем для целей налогообложения, которые применяются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в разрезе каждой системы юридическое лицо обязано производить уплату различных взносов:
— Общая система обложения налогами или ОСНО (НДФЛ — налог на прибыль или налог на доходы физических лиц для ИП, а также НДС, транспортный, земельный, налог на имущество, при его наличии и прочие);
— Упрощенная система или УСН (уплачивается один из налогов: на доходы или доходы уменьшенные на расходы, НДС и налог на имущество не взимается, действует для субъектов среднего и малого бизнеса);
— ЕНВД или единый налог на вмененный доход (предметом дегрессии является предполагаемый доход, рассчитывается по вещественным показателям, земельный налог не уплачивается);
— ЕСХН или единый сельскохозяйственный налог (предметом налогообложения является доход уменьшенный на расход, налогом облагается имущество, используемое для сельскохозяйственного производства не взимается);
— Патентная система налогообложения (действует для Индивидуальных предпринимателей, уплачивается как фиксированная плата на определенные виды деятельности, заменяет налоги, НДС, НДФЛ, налог на имущество).
— С 2019 года введен профессиональный налог для самозанятых граждан (действует для физических лиц не имеющих работодателя и сотрудников в штате).

Для юрлиц существует такие налоги, как акциз, налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Юридические лица обязаны за каждого своего работника делать следующие отчисления:
— страховой взнос в Пенсионный фонд в размере 16%,
— накопительную часть пенсии в Пенсионный фонд 6%,
— на ОМС (обязательное медицинское страхование) 2,9%,
— в ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования) 5,1%.

Работодатель обязан удерживать и уплачивать НДФЛ в размере 13%, тем не менее, в Российской Федерации установлен один из самых минимальных подоходных налогов в мире. Помимо НДФЛ, на граждан возложено бремя по уплате земельного, транспортного налога и налога на имущество.

Различают сборы по бюджету поступления:
— региональный (налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций, транспортный налог);
— местный (земельный налог, налог на недвижимость, налог на имущество физических лиц, торговые сборы).

Чем больше отчислений в тот или иной бюджет, тем больше будет потрачено на нужды области или города.

Многие жители страны не хотят производить налоговые взносы, считая их размеры грабительскими, но при этом требуют качественного медицинского обслуживания и благоустроенности своей жизни, совершенно не понимая, что одно зависит от другого, чем больше отчислений налогов, тем лучше и качественней наша жизнь.


Единый налоговый платёж для организаций и предпринимателей планируется сделать обязательным с 2023 года — Госдума приняла законопроект во втором чтении. Документ разбирает Борис Луцет, который ведет авторский канал в Телеграме про налоговую политику.

Краткий обзор изменений, принятых ко второму чтению, представлен ниже.

Что меняется для физических лиц

Поправки в статью 45 НК РФ предполагают изменение даты, с которой обязанность по уплате налога считаются исполненными. В действующей редакции это день принятия налоговым органом решения о зачете ЕНП в счет уплаты налогов. В соответствии с законопроектом обязанность будет считаться исполненной по аналогии с обычными налоговыми платежами — с даты предъявления банку поручения на перечисление ЕНП либо внесение наличных денежных средств в банк, кассу местной администрации, почтовое отделение или МФЦ. При этом существуют два важных условия:

— дата исполнения обязанности по уплате не может быть ранее установленного срока уплаты налога;

— налог будет считаться уплаченным в указанные даты лишь после принятия налоговым органом решения о зачете соответствующей суммы ЕНП.

В пункт 1 статьи 45.1 вносится изменение, в соответствии с которым в отношении НДФЛ может уплачиваться посредством единого налогового платежа во всех случаях, предусмотренных статьёй 228 НК РФ. На сегодняшний день такая возможность предоставлена лишь в отношении сумм налога, уплачиваемых на основании уведомления налогового органа (проценты во вкладам и доходы свыше 5 млн.рублей). После вступления закона в силу это можно будет делать и в отношении иных указанных в статье 228 доходов, например от продажи недвижимости.

Соответствующие изменения вносятся и в пункт 5 указанной статьи, уточняя порядок принятия налоговым органом решения о зачёте ЕНП. Нужно отметить, что сам срок не изменяется и остаётся равен 10 дням, но помимо уведомления добавляется также декларация по НДФЛ, а также уведомления по иным налогам.

Новое для организаций и ИП

Порядок уплаты ЕНП организациями и индивидуальными предпринимателями устанавливается новой статей 45.2 НК РФ. При этом ЕНП в соответствии с законопроектом является добровольным и может применяться с 1 июля по 31 декабря 2022 года.

Важно отметить, что возможность уплаты посредством ЕНП установлена не только в отношении налогов, сборов, страховых взносов, пеней и процентов, но и штрафов. Выбора в отношении видов подлежащих оплате по новой схеме платежей налогоплательщику не предоставлено.

Пункт 2 статьи 45.2 распространяет дейcтвие ЕНП на налоговых агентов, однако из положений законопроекта нельзя сделать однозначный вывод о том, можно\нужно ли будет участвовать в отношениях по уплате ЕНП отдельно в качестве налогоплательщика и налогового агента. Вероятно, в дальнейшем появятся разъяснения по данному вопросу. Пункт 4 статьи 45.2 описывает две данные категории отдельно, но уведомление о подлежащих уплате суммах подается по одной форме, поэтому предварительно можно предположить, что переход на ЕНП может быть осуществлен только в отношении всех обязанностей в совокупности — и налогоплательщика и налогового агента.

Пунктом 3 статьи 45.2 предусмотрены ключевые условия для перехода на использование ЕНП. Первым из них является подача заявления в срок с 1 апреля по 30 апреля 2022 года. Второе — проведение совместной сверки с налоговым органом, по которой не имеется разногласий. сроков проведения такой сверки не установлено. Однако имеется условие о том, что заявление должно быть подано не позднее одного месяца со дня её осуществления.

Пунктом 4 статьи 45.2 вводится обязанность для налогоплательщиков и налоговых агентов предоставлять уведомления об исчисленых\перечисленных суммах. Помимо упомянутого отдельного описания обязанностей налоговых агентов хотелось бы обратить внимание как минимум ещё на одну особенность в отношении них. Дело в том, что уведомление требуется представить только в отношении перечисленного НДФЛ. Таким образом остаётся открытым вопрос о возможности\необходимости применять режим ЕНП к суммам налога на прибыль и НДС, которые также могут быть удержаны налоговым агентом. Ну и конечно возникает вопрос о том, что налоговый агент может уплатить в виде ЕНП, если в уведомлении он указывает уже перечисленные суммы самого налога. Представляется, что данная норма будет в дальнейшем дорабатываться. Отдельно хотелось бы отметить, что предусмотренные данным пунктом документы являются дополнительными, каких-либо послаблений в налоговой отчётности законопроектом не предполагается.

По аналогии с физическими лицам и перечисление ЕНП может быть сделано за организацию\ИП иным лицом, которое не вправе затем требовать возврата данных сумм (пункт 5 статьи 45.2).

Установлена также последовательность зачёта (пункты 6 и 7 статьи 45.2) и порядок возврата сумм ЕНП (пункт 8 статьи 45.2), который аналогичен порядку для физических лиц.

В статьи 58, 60, 129.12 и 133 НК РФ вносятся технические уточнения с целью распространить их действие на ЕНП организаций\ИП, а в статьи 78 и 79 уточнения в части возможности производить зачёт излишне уплаченных\взысканных сумм в счёт налогов, сборов, страховых взносов — эти нормы не изменились в сравнении с первым чтением.

Статьёй 2 законопроекта помимо сроков вступления в силу (1 января 2022 года) устанавливаются также особенности утверждения ФНС необходимых документов. Точнее даже не особенности, а возможность вместо их утверждения просто рекомендовать соответствующие формы. Видимо предполагается, что к 1 апреля 2022 года служба не успеет их утвердить и просто рекомендовать будет легче.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


А. В. Нестерович
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

С 1 января 2019 года вступила в действие статья 45.1 Налогового кодекса РФ. У некоторых экспертов и граждан сложилось мнение, что введение этой статьи предполагает полный перевод уплаты имущественных налогов физических лиц и НДФЛ на добровольную основу.

Единый налоговый платеж физических лиц – что это?

С 1 января 2019 года вступила в действие статья 45.1 Налогового кодекса РФ, которая вводит понятие единого налогового платежа физических лиц.

Предлагаю разобраться, что же такое единый налоговый платеж, а также развеять мифы, которые уже сложились вокруг данного нововведения.

На сегодняшний день согласно положениям статьи 45.1 НК РФ единый налоговый платеж физического лица — это денежные средства, которые гражданин добровольно перечисляет в бюджетную систему Российской Федерации с помощью одного платежного документа для уплаты налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов.

Идея единого налогового платежа была заложена законодательным органом еще при объединении имущественных налогов в части установления единого срока уплаты.

Все мы знаем, что в настоящее время срок уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц установлен как единая дата, в силу последних изменений это 1 декабря. Кроме того, физические лица получают единое налоговое уведомление о начисленных имущественных налогах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@.

Рассмотрим особенности уплаты и зачета единого налогового платежа физических лиц

В общем случае единый налоговый платеж физического лица перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства физического лица либо по месту пребывания, если отсутствует место жительства в России. При отсутствии у физического лица и того и другого платеж перечисляется по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих текущих платежей либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням. Причем здесь важно отметить, что зачет осуществляется в счет предстоящих платежей последовательно начиная с меньшей суммы налога. В случае отсутствия недоимки по налогам, зачет осуществляется последовательно начиная с задолженности по пеням с меньшей суммой, а в случае отсутствия задолженности по пеням - начиная с задолженности по процентам с меньшей суммой.

По результатам проведенного зачета налоговый орган сообщает налогоплательщику (физическому лицу) о принятом решении - о зачете суммы единого налогового платежа физического лица - в течение пяти дней со дня наступления установленного срока уплаты соответствующих налогов.

С 2020 года в статью 45.1 НК РФ вносятся изменения. Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон, дополняющий положения Налогового кодекса РФ статьей 45.1, в частности, перечень налогов, учитываемых в едином налоговом платеже, дополнен налогом на доходы физических лиц, уплачиваемым в случае представления налоговым агентом сведений о невозможности удержания НДФЛ.

Развенчиваем мифы, сложившиеся вокруг единого налогового платежа

В средствах массовой информации началось бурное обсуждение нововведения как уже действующего с января 2019 года, так и запланированного на 2020 год.

У некоторых экспертов и граждан сложилось мнение, что введение в Налоговый кодекс РФ статьи 45.1 предполагает полный перевод уплаты имущественных налогов физических лиц и НДФЛ на добровольную основу. И эксперты охотно делятся рекомендациями, как заявить в налоговую инспекцию об отсутствии доброй воли на уплату налогов и, соответственно, полного отказа от уплаты имущественных налогов и НДФЛ.

Как бы ни хотелось принять эту радостную новость в качестве щедрого подарка, но придется развеять миф и взглянуть на нововведение с точки зрения практики применения законодательства о налогах. Нормы Налогового кодекса РФ взаимосвязаны между собой. Первая часть НК РФ устанавливает общие понятия и требования, которые полностью применимы для второй части НК РФ. Толковать одну часть без учета другой некорректно и непрофессионально.

Итого: единый налоговый платеж позволяет упростить физлицам процедуру уплаты имущественных налогов, но никак не отменяет обязанность по уплате. А также ЕНП позволит исключить ситуации несвоевременной уплаты налогов в связи с опозданием доставки квитанций на момент наступления срока уплаты.

Иными словами, физическое лицо по всему своему имуществу сможет заплатить имущественные налоги одной суммой без заполнения реквизитов по каждому платежу. А с нового года к уже установленному перечню добавляется НДФЛ, который в силу каких-либо причин не смог удержать налоговый агент. Причем здесь важно отметить, что о ежемесячных удержаниях по НДФЛ с заработной платы в новой редакции статьи 45.1 НК РФ речь не идет.

В информации, выпущенной ФНС России, руководство службы подчеркнуло, что использование единого налогового платежа значительно сократит время, затрачиваемое на оформление платежных документов, а также минимизирует ошибки граждан при заполнении нескольких платежных документов.


Налоговое бремя, обременение подразумевают под собой определенную нагрузку, тяжесть. На кого она ложится и что собой представляет, разберемся в данной статье.

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2020 - 2021 годах

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 - 2022 гг. намечено значительное количество мер налогового регулирования, направленных на стимулирование инвестиционной и инновационной активности налогоплательщиков.

Но в 2020 году условия реализации экономической и налоговой политики сильно изменились. Правительству пришлось принимать беспрецендентные в послевоенной истории меры, направленные на сдерживание быстрораспространяющейся по территории РФ пандемии новой коронавирусной инфекции. Предпринятые действия привели к сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках.

В связи с этим экономическая политика в 2020 году, в первую очередь, ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

Об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, рассказал Минфин. О планируемых нововведениях вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновников.

Итоги

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: