Что такое налоговая конкуренция юрисдикций

Обновлено: 17.05.2024

В последнее время намечается тенденция расширения антиоффшорных санкций за пределы отдельных стран, то есть всерьез можно говорить о глобализации этого процесса. На самом деле, он направлен не на конкретные оффшорные зоны, а скорее на последствия необдуманного и чрезмерного использования оффшорных инструментов.

Популярные оффшоры как бы соревнуются друг с другом в том, кто предложит предпринимателям более выгодные условия для регистрации предприятий. Таким образом, наступает налоговая конкуренция. И чем дальше, тем больше компаний используют оффшоры для мелких объектов налогообложения, чего раньше не наблюдалось. Как следствие, наносится серьезный вред экономикам различных стран, а оффшорные зоны переходят на роль иждевенцев, которые пользуются благами мировой экономики, но сами делают в нее очень незначительный вклад (как и клиенты оффшорных зон – они не платят налоги в резидентной стране, но пользуются ее социальными благами).

Есть и другая сторона, противоположная – для большинства стран, которые относятся к популярным оффшорам, такой способ заработка является чуть ли не единственно доступным, так как какими-либо национальными ресурсами они не располагают или располагают, но в мизерном количестве. Таким образом, им ничего не остается, как создавать благоприятные условия для привлечения желающих зарегистрировать у них свою компанию.

Если рассматривать налоговое противостояние с точки зрения локационной конкуренции, то объяснить целесообразность существования оффшорных зон гораздо проще. С их помощью небольшие государства, в которых не развито производство или добыча каких-либо материальных ресурсов, скажем так, поправляют свое финансовое положение. И обвинения в налоговом демпинге со стороны более развитых стран будут выглядеть в этом случае не очень уместными.

Несколько десятилетий назад на мировой арене появился инструмент противостояния нечестной налоговой конкуренции. Это Организация экономического сотрудничества и развития, или ОЭСР. В нее входят более тридцати государств, практически все из них являются достаточно развитыми в экономическом плане. Они выработали принципы и правила, а также сформулировали критерии, по которым оценивается добросовестность налоговой конкуренции. Соответственно, были созданы и средства борьбы с ней.

Сегодня признаки недобросовестной конкуренции в налоговой сфере выглядят следующим образом:

- отсутствие налогов или минимальные (чисто формальные) ставки налогообложения;
- закрытость налоговой информации, запрет на обмен нею с налоговыми и другими контролирующими органами;
- низкая прозрачность законодательной системы применимо к системе налогообложения;
- отсутствие подтверждений правдивости финансовых транзакций.

Кстати, ОЭСР не имеет прав и полномочий самостоятельно вести борьбу с теми, кто нарушает правила налоговой конкуренции, заниматься этим могут лишь точечно сами государства-участники данного объединения.

Влияние ОЭСР может выражаться в следующем:

- подготовка рекомендаций по внесению изменений в законодательство государства-нарушителя;
- подготовка рекомендаций по изменению международных договоров (например, внесение правок в соглашение об избежании двойного налогообложения о некоторых исключениях для стран-участниц ОЭСР);
- подготовка рекомендаций по дальнейшему международному сотрудничеству с другими странами.

Большинство правительств оффшорных зон лояльно отнеслось к подобной инициативе и было готово к ведению переговоров. Некоторые оффшоры через какое-то время были исключены из списка налоговых гаваней, хотя фактически продолжали ими оставаться. Другие же, в противовес, активизировались в борьбе с требованиями, выдвигаемыми ОЭСР. К ним относятся, в первую очередь, развивающиеся страны из Карибского бассейна. Не поддержали инициативу организации и в США, поэтому первой приходится вести довольно сложные переговоры и если вмешиваться в деятельность государств, то очень аккуратно.


Россия с ее интеллектуальным потенциалом, традициями научных исследований и профессионального общения имеет уникальную возможность не только исследовать международную практику трансграничного налогообложения и отстаивать свои интересы, но и разрабатывать теорию и практические решения, востребованные на глобальном уровне. Первое издание книги Владимира Гидирима стало серьезным камнем в отечественном фундаменте знаний для дальнейшего развития национальной теории международного налогообложения, она открыла новый этап в изучении теории международного налогообложения и налогового права в нашей стране. Углубление понимания международного налогообложения в России, расширение предметов исследования стало основой для появления новых серьезных отечественных публикаций по международному налогообложению, для формирования более последовательной национальной налоговой политики в вопросах трансграничного налогообложения и для отстаивания экономических интересов страны на международном уровне стало толчком для выхода второго издания книги.

Оглавление

  • О налоговой конкуренции государств как основе международного налогового планирования
  • Понимание международного налогообложения в России: новый этап
  • Предисловие Д. М. Щекина
  • Предисловие автора
  • Выражение благодарности
  • Введение
  • Глава 1. Основы современного корпоративного налогообложения
  • Глава 2. Международное налоговое право

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы международного корпоративного налогообложения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

О налоговой конкуренции государств как основе международного налогового планирования

Ровно двадцать лет назад мы с коллегами написали простенькую компьютерную программу, которая высчитывала самый низконалоговый путь дохода из одной страны в другую через цепочку холдинговых компаний. Она опиралась на данные о ставках налогов у источника по местному законодательству стран и существующих договоров об избежании двойного налогообложения, а также на доступные национальные данные. По наивности мы думали, что программа будет актуальна лет пять, а потом возможность искусственно пропускать доход через удобные в налоговом отношении страны сойдёт на нет. Так получилось, что этой программой мы пользуемся до сих пор, хотя и приходится каждый год добавлять туда новые параметры. И сейчас нам кажется, что эта программа будет работать вечно.

Международное налоговое планирование возможно в первую очередь благодаря различию в положениях национальных налоговых систем, о чем мой хороший друг Владимир Гидирим написал эту объемную книгу. Однако это лишь часть картины. Если копнуть глубже, то экономить на налогах при совершении трансграничных деловых операций можно прежде всего потому, что сами государства соревнуются в предоставлении иностранным налогоплательщикам наиболее выгодных условий. Привлечение свободного капитала всегда было предметом жесткой глобальной конкуренции. Любая нормальная экономика хочет обеспечить себе постоянный приток иностранных денег. Страны соревнуются за такие деньги всеми доступными способами. Один из инструментов конкуренции — заманивание нерезидентных инвесторов низкими налоговыми ставками или вовсе безналоговыми возможностями. Я имею в виду совсем не офшоры: основная налоговая конкуренция идет не между высоконалоговыми странами и оффшорами, как это может показаться на первый взгляд.

Например, не для всех очевидно, но факт, что в США до сих пор есть возможность элементарно структурировать глобальные инвестиции через местные компании и не платить вообще никаких налогов. Излюбленные формы для глобального инвестирования — компании с ограниченной ответственностью (LLC–Limited Liability Company) с партнерами-нерезидентами и трасты. Великобритания не отстает — там можно создавать ограниченные партнерства (LLP — Limited Liability Partnership), прозрачные для налогов, и законно не платить с доходов вообще ничего, при этом пользуясь всеми благами британской правовой инфраструктуры. Канада предоставляет нерезидентам возможность использовать свои структуры для глобальных инвестиций (LP с партнерами-нерезидентами не платят канадских налогов) по той же модели. Помимо этого там можно создавать трасты в пользу нерезидентов. Отметилась в этом бизнесе и Новая Зеландия: трасты в пользу нерезидентов там не подлежат местному налогообложению.

Сейчас модно уличать различные политические силы в двойных стандартах. Международное налоговое планирование — это цитадель двойных стандартов, это игра, в которой налогоплательщик маневрирует между желаниями государств, с одной стороны обложить его налогом, а с другой — привлечь его инвестиции. То есть мы видим, что несмотря на мероприятия BEPS и в целом продолжающееся ужесточение антиуклонительных норм, международная налоговая конкуренция идет полным ходом, и никто даже и не говорит о том, что международное налоговое планирование становится невозможным.

Что необходимо знать и понимать в текущей ситуации практикующим специалистам и что именно изменилось за последние 20 лет? Ответ короткий — международные налоговые правила чрезвычайно усложнились и простые решения по типу офшора на БВО с дочерней компанией на Кипре для владения в России акциями и получения дивидендов — все это больше не работает. Необходимо постоянная, долгая и скрупулёзная работа по изучению новых налоговых правил различных стран со значительным интеллектуальным наполнением этой работы. На мой взгляд, книга Владимира является серьезным источником информации в этой области.

Добросовестная налоговая конкуренция, в которой участвует данная страна, предполагает, что в данном государстве отсутствуют существенные различия в режимах обложения доходов, получаемых на ее территории нерезидентами, и доходов резидентов.

При этом гарантирована отчетность всех без исключения налогоплательщиков перед национальной налоговой администрацией, а также соблюдается фискальная прозрачность проводимых хозяйственных операций.

Добросовестная налоговая конкуренция предполагает конкуренцию между налоговыми системами различных стран по уровню налоговых ставок, а также по методам расчета налогооблагаемого дохода (применение допустимых вычетов и скидок с валового дохода). В последнем случае высокий уровень налоговых ставок не обязательно означает повышенные налоговые платежи, поскольку величина выплачиваемых налогов зависит от размера налоговой базы, которую можно существенно сократить применением гарантированных вычетов п скидок с валового дохода. К числу наиболее распространенных вычетов и скидок при подсчете налоговой базы можно отнести: амортизационные отчисления (т.н. налоговую амортизацию), перенос убытков деятельности на прошлый или будущий периоды, переоценку стоимости активов с учетом инфляции, вычет разнообразных издержек ведения коммерческой деятельности, возможность использования кредита как механизма снижения налоговых платежей.

В условиях добросовестной налоговой конкуренции первоочередное внимание уделяется таким важнейшим для мобильных факторов производства (особенно для финансового капитала) налогам, как: налог на прибыль компаний; налог на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов, роялти; налог на финансовые операции (операции с цепными бумагами). Достаточно чувствительными для физических лиц в условиях глобализации системы мирохозяйственных связей оказываются и индивидуальные подоходные налоги.

Предполагается, что снижение налогового бремени до оптимально допустимого уровня станет главным стимулом активизации хозяйственной деятельности отечественных физических и юридических лиц, а также привлечет в национальную экономику дополнительные капиталы из-за рубежа (из стран, где уровень налогов выше). Ho для добросовестности такой конкуренции необходимо не делать различий между налогообложением иностранных инвесторов и отечественных физических и юридических лиц, не допускать применения системы налоговых преференций для предприятий специфического рода деятельности, депрессивных регионов или отраслей экономики или же для отдельных категорий граждан. Тем не менее, каждая страна, опирающаяся на свой налоговый суверенитет, вправе оставаться налогово-привлекательной на основании оказываемого каждому конкретному налогоплательщику определенного набора общественных благ и услуг.

Между тем даже добросовестная налоговая конкуренция способна подорвать основы социальной системы современных государств, которая стала основным залогом стабильности развития рыночного хозяйства в XX в. С точки зрения роли налогов как социальных регуляторов экономических процессов международная налоговая конкуренция предполагает выбор между высоким уровнем налогообложения (среди задач которого - достойный уровень социальной защиты населения, наличие развитой социальной инфраструктуры) и низким уровнем налогов с соответствующим низким уровнем качества национальной системы социального обеспечения. И в данной связи рост безработицы в странах ЕС также является одним из последствий обострившейся международной налоговой конкуренции, поскольку жители стран с высоким уровнем безработицы (к числу которых относятся крупнейшие экономики Евросоюза,такие как Германия, Франция, Италия54) не готовы расстаться с высокими стандартами системы социального обеспечения, в то время как предприниматели для минимизации налогов и трудовых издержек предпочитают создавать новые рабочие места в государствах с пониженным уровнем налогов и социальных сборов.

Если основным результатом международной налоговой конкуренции считать рост глобальных посленалоговых доходов хозяйствующих субъектов (из-за сокращения налоговых платежей в странах ведения бизнеса вследствие процессов международной налоговой конкуренции), то страны, конкурируя между собой за право быть наиболее благоприятной налоговой юрисдикцией, несут при этом ощутимые финансовые потерн. Причем преимущества в привлечении капиталов и налогооблагаемых доходов в границы своей фискальной юрисдикции любая страна, участвующая в международной налоговой конкуренции, может получить только за счет ущерба, нанесенного снижением налоговых ставок и сужением налоговой базы другим участникам процесса. Кроме того, в долгосрочной перспективе каждая из конкурирующих стран рискует подорвать свою национальную налоговую базу.

В теориях международного налогообложения положительные и отрицательные результаты действия международной налоговой конкуренции были многократно подтверждены с использованием экономико-математических моделей.'2 Для наглядной иллюстрации утверждений о позитивных и негативных последствиях международной налоговой конкуренции мы используем собственный пример (см. пример 9.1).

Содержание

Суть обвинений



Примьер-министр Соединённого Королевства Джеймс Гордон Браун обвинил офшорные юрисдикции в начавшемся в 2008 году мировом финансовом кризисе [1] и потребовал от британских офшорных территорий увеличить налоговую прозрачность и ослабить банковскую тайну. [2]

Глобализация экономики привела к радикальному возрастанию влияния налоговой системы каждой страны на налоговые системы других стран. Современный финансовый капитал приобрел невиданную ранее мобильность и способен с легкостью перемещаться из одной страны в другую, направляясь туда, где для него созданы наиболее выгодные условия. Вследствие этого одним из важнейших факторов конкуренции между странами за привлечение капитала стали величина средней ставки налогообложения и объём налоговых льгот, породив такое явление как налоговая конкуренция.

Суть возражений на обвинения



Промышленно развитые страны не обращают внимание ещё и на тот факт, что офшорные юрисдикции служат прежде всего для аккумулирования капиталов, инвестируются же они в те же оншорные развитые западные страны.



Признаки недобросовестной налоговой конкуренции

Признаки, при наличии которых налоговая политика государства может быть отнесена к категории недобросовестной налоговой конкуренции сформулированы в докладе ОЭСР 1998 года. За последующие годы они подверглись некоторому пересмотру в сторону смягчения, в результате чего сегодня к этим признакам относятся следующие:

  • нулевые или номинальные ставки налогообложения,
  • строгая секретность и отсутствие обмена информацией с налоговыми и иными органами других государств,
  • недостаточная прозрачность в действиях государственных органов по применению нормативно-правовых актов;
  • отсутствие требования действительности транзакций, то есть наличие возможностей по проведению операций, не создающих добавленной стоимости в юрисдикции регистрации компании, осуществляющей эти транзакции.

Методы противодействия недобросовестной налоговой конкуренции

ОЭСР не имеет самостоятельных полномочий на применение каких либо санкций к виновным в недобросовестной налоговой конкуренции странам, единственным методом воздействия, доступным ОЭСР остаётся предоставление странам-участницам ОЭСР рекомендаций по противодействию недобросовестной налоговой конкуренции. Эти рекомендации делятся на три основных вида:

  • Рекомендации относительно формирования национального законодательства стран-участниц ОЭСР.
  • Рекомендации относительно международных налоговых договоров, в частности, о включении в соглашения об избежании двойного налогообложения, положений по обмену информацией и взаимодействию налоговых органов, а также положений, исключающих использование договора офшорными компаниями; отказ от заключения договоров со странами, обвиняемыми в недобросовестной налоговой конкуренции, и др.
  • Рекомендации относительно развития международного сотрудничества.



Генеральный секретарь ОЭСР Хосе Анхель Гурриа, последовательный сторонник повышения налогов, заявил, что по итогам Лондонского саммита G-20 наметилось больше подвижек в области международного налогообложения, чем за последние 15 лет. [3]

Реакция на политику противодействия



Президент США Джордж Буш-младший скептически оценил инициативы ОЭСР по вмешательству во внутреннюю налоговую политику офшорных государств. [4]



Премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер не понимает по какому принципу составлялись списки ОЭСР [3] и предлагает включить в список офшоров США [5]



Читайте также: