Что означает статус не сверился в ндс

Обновлено: 24.04.2024

Налоговики разработали новую методику, которую они активно стали использовать, чтобы определять выгодоприобретателей в цепочках поставщиков и покупателей, если в этих цепочках присутствует разрыв по НДС.

Сегодня мы поговорим о системе баллов из этой методички. И если внутри этой цепочки есть разрыв по НДС, и вы наберете максимальное количество баллов, то велика вероятность, что вас посчитают выгодоприобретателем этого разрыва НДС. Даже если этот разрыв произошел не в первом звене, а во втором, третьем, четвертом или даже пятом – такова методика.

По каким критериям налоговики будут оценивать роль компании в схемах

Критерий №1: внеоборотные активы (по бухгалтерской отчетности за два года).

Если величина этого критерия больше 5 млн рублей, то вы получите 10 баллов. Подчеркиваю, максимальный балл будет означать, что вы как раз и являетесь выгодоприобретателем этих разрывов. Если у вас внеоборотных активов от 100 000 до 1 млн рублей, то вы получите 5 баллов. Если меньше внеоборотных активов 100 000 рублей будет, то 0 баллов.

Критерий №2: доля вычетов в общей сумме исчисленного в НД по НДС.

Если у вас доля вычетов меньше 90%, то вы получаете максимальный балл – 10. Если доля вычетов 90-95%, то вы получаете 5 баллов, а если более 95% – 0 баллов.

Вы скажете, что это абсурд и тут нет никакой логики. Но кое-какая логика тут есть. О ней чуть дальше.

Критерий №3: среднесписочная численность работников (за два года).

Если у вас в компании работает больше 30 человек, то вы получите 10 баллов. Если у вас от 10 до 30 человек в штате, то вы получите 5 баллов. А если меньше 10 человек – 0 баллов.

Критерий №4: ежемесячная оплата труда (за два года).

Если у вас легальная зарплата по ведомости больше 35 000 рублей, то вы получаете 10 баллов, от 15 000 до 35 000 рублей, то вас ждут 5 баллов, а если меньше 15 000 рублей, то вы получаете 0 баллов.

Критерий №5: объекты в собственности (здания, земельные участки, транспорт).

Если эти объекты есть в собственности вашей компании, то вы сразу получаете 15 баллов, если нет – 0 баллов.

Критерий №6: государственные контракты.

Если у вас были госконтракты на сумму больше 1 млн рублей, то вам начислят 10 баллов. А если у вас не было госконтрактов, то – 0 баллов.

Критерий №7: контролируемые сделки.

Если у вас были контролируемые сделки и вы о них написали в уведомлении, вы получаете 20 баллов, не было в уведомлении – 0 баллов.

Критерий №8: выездные налоговые проверки.

Если у вас были выездные налоговые проверки, вы получаете 10 баллов, не было – 0 баллов.

И так далее и тому подобное. То есть существует система плюсования и минусования баллов. То есть вам сначала баллы начислят, а потом могут и вычесть.

За что могут вычесть баллы:

  • если вы указали, что у вас присутствует недостоверность адреса регистрации вашей компании – минус 5 баллов;
  • если присутствует недостоверность в отношении учредителя – минус 10 баллов;
  • если присутствует недостоверность сведений в отношении директора – минус 20 баллов;
  • если у вас нет открытых счетов – минус 5 баллов;
  • если у вас было возмещение НДС на сумму больше 1 млн рублей – минус 10 баллов.

Таким образом, все мы будем разделены на категории. У кого-то будет много баллов, а у кого-то будет 0 баллов в этой цепочке. Так вот, тот у кого 0 баллов, он будет считаться обнальной конторой. А тот, у кого много баллов, будет считаться выгодоприобретателем внутри цепочки.

Соответственно, выгодоприобретателем будет назначен тот, у кого больше 50 баллов. Предполагаемыми выгодоприобретателями будут назначены те, у кого от 20 до 49 баллов, а техническими звеньями/обнальными конторами будут назначаться те, у кого меньше 20 баллов.

Как работает эта система

Дальше это должно быть одобрено управлением ФНС России, которое курирует налоговую инспекцию, куда была сдана плохая декларация. С этими выводами должна будет также согласиться инспекция, так называемых выгодоприобретателей, и их начальство.

Парочка примеров из моей практики

Я знаю уже много клиентов, которые рассказывали мне свои горести в моем кабинете. Они уже попали под этот статус выгодоприобретателя. Приведу конкретный пример, я его уже как-то упоминал. Один клиент говорит, что его пригласили и предложили ему доплатить 56 млн рублей. И он их доплатил, потому что испугался, что если бы они пошли дальше, вдруг бы они увидели еще что-то. А после наших подсчетов, мы выяснили, что с него смогли бы взыскать максимум 17 млн рублей.

Или другой случай, там речь шла о 42 млн рублей. Тут я просто смеялся в голос. Я, когда сделал интервью клиенту, узнал, что он просто отдал 42 млн рублей и все. У него были стопроцентные доказательства факта реальности поставок. Документы все были в порядке. Его тупо напугали. Ладно, деньги девать некуда, хорошо.

Вывод

Вот так работает эта система уже сейчас. В прошлом году она проходила тестирование, и с июня по декабрь бизнесмены добровольно, по данным главы ФНС России, отдали 158 млрд рублей. Сколько сотен миллиардов бизнесмены отдадут добровольно в этом году, я даже не знаю. Дождемся окончания года.

Мой вывод очень простой: посмотрите дату моего ближайшего семинара и научитесь не отдавать эти безумные миллионы и миллиарды. Стоимость семинара точно меньше 56 млн рублей, которые отдал бизнесмен. Это я вам приводил реальные примеры по результатам моей работы с бизнесменами. Это точно дешевле, чем попасть под все эти восхитительные критерии, которые налоговики для вас разработали.

Спасибо и удачи в делах.

Мы против обналички и незаконных схем снижения налогов.

Мы за легальное ведение бизнеса и призываем всех бизнесменов работать в соответствии с законами Российской Федерации.

Владимир Туров


ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

Ведущий налоговый юрист, эксперт по сопровождению налоговых проверок и судебному представительству в спорах

Далее в статье для удобства рассматриваемые вызовы в налоговый орган для побуждения налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств названы нами обобщено — комиссиями по НДС.

Хотя на практике они сейчас называются налоговыми органами по-разному:

Как построена работа комиссий по НДС

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган, как правило, составляет протокол комиссии (рабочей группы), где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это срок в пределах двух недель с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Вместе с тем нормы статьи 31 НК РФ дают налоговому органу право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

При этом зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой (в том числе с тематической, когда налоговым органом проверяется лишь один какой-либо налог, как правило НДС, за определенный налоговый период) с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию по НДС

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель по доверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с налоговым юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки и ее исполнения именно спорным контрагентом (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Читайте также: