Бухгалтерский учет при усн в рб

Обновлено: 02.05.2024

Ведение бухгалтерии – первое, о чем стоит задуматься при планировании собственного дела. Все по-разному относятся к этому: кто-то считает, что для ИП это не нужно, а кто-то подходит со всей ответственностью. В статье мы покажем, что это важно и несложно.

Как ИП вести бухгалтерию самостоятельно: пошаговая инструкция в 2021 году

Два года назад Елена уволилась из салона красоты и начала работать на себя. У нее была собственная клиентская база, а увеличить ее помогла реклама в соцсетях.

Муж предложил ей оформить ИП, но Елена всегда боялась вопроса ведения бухгалтерии – она ничего об этом не знала. На что нужно обратить внимание прежде всего?

Для начала внесем ясность: правы и те, кто считает, что предпринимателям не нужна бухгалтерия, и те, кто думает, что нужна.

Елена посчитала, что это звучит не так сложно. Но все же ей хотелось разобраться в вопросе до конца. Ведь не зря вокруг этого ведется столько обсуждений.

Специалисты рекомендуют определиться с ведением финансов сразу после того, как вы решили открыть свой бизнес.

Аргументы в пользу такого решения:

  • своевременный выбор формы налогообложения помогает сделать выплаты максимально комфортными;
  • вы заранее усвоите схемы учета и не пропустите сроки уплаты налогов;
  • у вас не будет проблем с налоговыми службами, ведь за просрочки грозят штрафы, а это негативно скажется на имидже предпринимателя;
  • после регистрации ИП дается всего лишь 30 дней, чтобы перейти на упрощенное налогообложение (в противном случае вас автоматически поставят на общую систему, а для начинающего предпринимателя это намного сложнее).

Совет от банка:

Бухгалтерский учет – это не прихоть бюрократов. Смотрите на него как на способ объективной оценки вашего бизнеса. Учет покажет реальную прибыль и поможет выбрать направление развития для улучшения работы.

Главный вопрос, который волнует всех начинающих предпринимателей: с чего начать?

  1. Выберите способ ведения бухгалтерии.
  1. Определились со способом? Прекрасно. Теперь решите, какая форма налогообложения вам подходит.

Существует два варианта: упрощенная форма налогообложения (УСН) и общая форма налогообложения (ОСНО). Изучите правила ведения каждой из них, организацию отчетности, сроки и главные отличия.

  1. Наберитесь знаний, изучите основы ведения бухгалтерии.

Прозвучит банально, но при отсутствии знаний и опыта постарайтесь узнать о бухгалтерском учете самостоятельно. Ресурсов, которые помогут познать основы учета, на самом деле больше, чем вы думаете. Расспросите знакомых, прочитайте нашу статью, и даже это уже даст вам общие сведения и поможет не бояться самостоятельной бухгалтерии.

Вы работаете на себя и хотите развить собственное дело? Для таких целей можно оформить кредит для самозанятых. Вы получите деньги на развитие бизнеса быстро и без лишних формальностей. Переходите по ссылке и узнайте, сколько вам одобрят прямо сейчас.

Если что-то не понятно, то сразу спрашивайте. Многие онлайн-бухгалтерии предоставляют бесплатные консультации

Ведение бухгалтерии ИП на ОСНО

Пошаговое руководство о выборе способа учета показалось Елене не таким сложным. Но она сразу задумалась: что такое УСН и ОСНО? Чем они отличаются?

ОСНО – общая система налогообложения. Ее смысл заложен в названии, т.е. система является главной формой налогообложения в России. Она не обладает никакими ограничениями и распространяется на все виды предпринимательской деятельности. Это значит, что после регистрации ИП вас автоматически припишут именно к ОСНО, если вы не подали заявление на переход на специальную систему.

Совет от банка:

Сразу после регистрации ИП или в течение 30 дней перейдите на упрощенную систему отчетности. Если у вас нет опыта, то общая покажется слишком сложной для самостоятельного ведения.

Можно посвятить целую статью рассказу об общей системе уплаты налогов, но сейчас обратим внимание только на ее функциональную роль в деятельности ИП.

Предприниматели на ОСНО платят три вида налогов:

  • НДФЛ в размере 13% по итогам года;
  • НДС 20% ежеквартально;
  • Налог на имущество, земельный или транспортный: зависит от того, чем вы пользуетесь для ведения дела.

Почему предприниматели ведут учет бухгалтерии по общей системе:

  • ИП не знал о существовании специальных систем или не подал вовремя заявление на переход;
  • Предприниматель изначально не соответствует требованиям льготной формы уплаты налогов или перестал соответствовать в ходе деятельности;
  • Есть необходимость платить НДС.

Можно ли добровольно перейти на общую систему? А в каких случаях предпринимателя могут заставить?

Все зависит от дохода бизнеса и контрагентов, с которыми вы сотрудничаете.

Например, в пункте 3 говорится, что если вы решили самостоятельно перейти на общую систему уплаты налогов, то сначала вы дожидаетесь окончания текущего налогового периода, а затем уже переходите на иной режим.

Если же ваши доходы за отчетный период превысили 200 млн рублей, либо в течение года ваших сотрудников стало больше 30 человек, то вы обязаны перевести организацию на общий режим налогообложения. Об этом подробнее говорится в пункте 4 ст. 346.13.

Иногда роль в предпочтении ОСНО могут сыграть ваши подрядчики и контрагенты. Компании зачастую предпочитают сотрудничать с организациями, которые выплачивают НДС, поэтому предприниматели меняют систему налогообложения ради развития и приобретения партнеров.

Совет от банка:

Вам могут сказать, что уведомлять о переходе на общую систему никого не нужно. Но это не так. Режим ОСНО действует для всех предпринимателей РФ, но закон требует сообщить об изменении системы налогообложения в налоговый орган. Для этого напишите заявление и отправьте в налоговую службу не позднее 15 января того года, в котором планируете перейти на новую систему.

Ведение бухгалтерии ИП на УСН

Елена поняла, что ее бизнес еще слишком мал, и она не готова платить налоги на общих основаниях. И из-за отсутствия опыта не справится с бумажной работой. Поэтому она решила узнать о специальных системах, которые призваны упростить уплату налогов.

УСН – это упрощенная система налогообложения, и она не зря так называется. Все сводится к подаче лишь одного документа за целый год – налоговой декларации.

Этот режим очень удобен тем, что обеспечивает небольшую финансовую нагрузку, а также избавляет от волокиты. Предприниматель освобождается от всего, что было перечислено выше: НДФЛ, НДС и налог на транспорт/землю/имущество.

Совет от банка:

Хотя от ИП на УСН требуется всего лишь сдавать налоговую декларацию, вести учет доходов и расходов все равно нужно. Подается отчетность по адресу проживания предпринимателя.

Есть два варианта упрощенной системы, которые можно выбрать:

Доходы Доходы минус расходы
Учитываются только доходы, с которых удерживается 6% налогов. В зависимости от региона может отличаться и составлять от 1% до 6%. В расчет берется разница между доходами и расходами за отчетный период. Удерживается налог 15%, но в зависимости от регионов может меняться от 5% до 15%.
Выгодно только для тех, у кого расходы небольшие, т.к. они просто не учитываются. Доход производится за весь расчетный год, а вот оплата происходит раз в квартал в качестве авансов. Это помогает разгрузить уплату налогов, а поступление платежей происходит равномерно. Выгодно в том случае, если расходы составляют больше половины от суммы доходов. Оплата также осуществляется поквартально. Главное – собирать все документы, которые подтверждают факт расходов: чеки, выписки и т.д.

Кому не подходит упрощенная система:

  • банки и другие финансовые организации (инвестиционные фонды, страховые, ломбарды и т.д.);
  • организации, у которых есть филиалы;
  • организации, деятельность которых связана с азартными играми;
  • нотариусы с частной практикой;
  • организации с численностью сотрудников более 100 человек.

Сроки сдачи отчетности ИП в 2021 году

Важно помнить, что для упрощенной и общей систем разные сроки подачи и виды документов для отчетности:

УСН:

  • 1 квартал: авансовый платеж 25.04;
  • 2 квартал: 25.07;
  • 3 квартал: 25.10;
  • сдача декларации и налог за весь период: не позднее 30.04.

ОСНО:

  • 1 квартал: декларация НДС 25.04, налог – 25.06;
  • 2 квартал: НДС – 25.07, налог – 25.09, аванс по НДФЛ – 15.07;
  • 3 квартал: НДС – 25.10, налог – 25.12, НДФЛ – 15.10;
  • 4 квартал: НДС – 25.01, налог – 25.03, декларация НДФЛ – 30.04, налог по итогам года – 15.07.

Если у вас есть сотрудники, независимо от налоговой системы, не забудьте подать следующие отчеты:

Сдача отчетности онлайн

С развитием интернета сдача отчетности заметно упростилась. Для ИП есть множество сервисов, которые не только помогут составить документы, но и сами отправят их в нужный налоговый орган.

В чем плюсы онлайн-сервисов:

Заполняйте отчетность там, где вам комфортно. Для этого даже не обязательно пользоваться одним и тем же компьютером: вы можете подключиться с любого устройства.

Онлайн-бухгалтерия напомнит о сроках сдачи отчетности и избавит вас от переживаний. Если сделать определенные предварительные настройки, служба будет отправлять документы автоматически . Даже если вы отправите документ за пять минут до окончания срока, это не будет считаться опозданием.

ПФР, ФСС, ФНС, РОССТАТ и многие другие службы доступны в сервисах онлайн-отчетности.

Если у вас есть вопросы по оформлению документов, то всегда можно проконсультироваться с техническим специалистом. Сервис свяжется с вами и по собственной инициативе, если возникнут какие-то вопросы или проблемы.

Онлайн-бухгалтерия – альтернативный вариант привычному бумажному способу подачи отчетности. Прекрасно подойдет и для новичков, которые только учатся заполнять свою первую декларацию, и для опытных предпринимателей, которые ценят свое время.

Инструменты для ведения бухгалтерии для ИП

Елене очень понравилась идея вести бухгалтерию онлайн. Это и правда удобно, особенно когда с утра до вечера она занята клиентами. Но какой сервис выбрать?

Существует множество вариантов, которые позволяют вести отчетность онлайн и самостоятельно:

Это лишь несколько примеров из множества предложений на рынке. Какой из них выбрать – решать вам.

Изучите тарифы, акции с условием бесплатного периода использования (где-то они могут достигать года), закажите пробную отчетность, почитайте истории других ИП о тех или иных сервисах, узнайте, можно ли подключиться к системе со смартфона. Возможно, вы смените один или два сервиса, но в конце концов найдете удобный для себя.

Диркова Е. Ю.

Упрощенные формы бухгалтерской отчетности, ведение учета без применения двойной записи, применение кассового метода признания доходов и расходов — это только часть способов, которые позволят упростить ведение бухучета при УСН. Расскажем, какими еще официальными способами для этого можно воспользоваться

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

В этой статье сосредоточим внимание на малых предприятиях, являющихся коммерческими организациями. Многие из них применяют упрощенную систему налогообложения. Но каких-либо послаблений по бухучету в связи с применением спецрежима не предусмотрено.

Законодатель позволяет руководителю малого предприятия взять ведение бухгалтерского учета на себя (п. 3 ст. 7 Закона 402-ФЗ). Но почему такое организационное решение расценивают как льготу — для автора остается загадкой.

На деле учет все равно ведет бухгалтер, а закрепление такой обязанности за руководителем влечет нарушение трудовых прав счетного работника и поддерживает практику теневых зарплат.

Формы бухгалтерской отчетности при УСН

Для применения упрощенных форм специального решения компании принимать не нужно (п. 6 Приказа № 66н). А вот если компания намерена применять общеустановленные формы — это должно быть предусмотрено ее учетной политикой.

Обязательные формы отчетности — бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Формально от составления приложений к этим формам малые предприятия не освобождены. Однако в приложениях приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения компании или финансовых результатов ее деятельности. Оштрафовать вас за отсутствие приложений невозможно.

Прилагать к отчетности справку, подтверждающую, что ваша компания соответствует критериям субъекта малого предпринимательства, не требуется.

К сожалению, простота этих форм обманчива. Дело в том, что в экземпляре, представляемом в орган государственной статистики, необходимо по каждой строке указать код из перечня, относящегося к общеустановленным формам. В упрощенных формах применены укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации). В результате код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя (п. 5 Приказа № 66н).

Отчетные показатели можно приводить в миллионах рублей. Такой выбор избавит вас от необходимости детализации, если она вызывает у вас затруднения.

Простая запись в учете

Микропредприятия — это малые предприятия со средней численностью работников за предшествующий календарный год до 15 человек.

Для простой записи фактов хозяйственной жизни по методу начисления вы можете использовать систему регистров бухгалтерского учета, представленную в Рекомендациях для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (разработаны ИПБ России, одобрены к применению 17.09.2013 на заседании Экспертной группы Минфина России). Этот документ размещен на интернет-сайте ИПБ России.

Регистры ИПБ России все же подразумевают применение двойной записи, поскольку требуют отражения каждой суммы в двух графах (в подробности мы вдаваться не будем, примеры заполнения регистров даны в Рекомендациях).

Кассовый метод при УСН

Обратите внимание: речь идет исключительно об элементах отчета о финансовых результатах. А формирование активов и признание обязательств ведется в общеустановленном порядке (по методу начисления). Так что кассовый подход влияния на баланс не оказывает.

Расходы для целей бухучета нужно скорректировать так:

  1. Увеличить на стоимость информационных услуг (+ 3 000 руб.).
  2. Уменьшить на стоимость приобретения основного средства (– 60 000 руб.).
  3. Увеличить на сумму амортизации основного средства (предположим, она составила 5 000 руб. = 60 000 руб.: 60 мес. х 5 мес.).

В итоге чистая прибыль в бухгалтерском учете окажется равной 102 000 руб. (50 000 – 3 000 + 60 000 – 5 000).

Учтите, что кассовый метод применяется исключительно к доходам и расходам, которые отражаются в отчете о финансовых результатах. Активы и обязательства формируются в общеустановленном порядке.

Единственный регистр бухгалтерского учета

Минфин России в Письме от 26.02.2014 № 07-01-06/8136 разъяснил, что для ведения бухгалтерского учета малые предприятия вправе использовать Книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности. Ее форма приведена в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н. Чиновники уверяют, что Книгу (журнал) можно вести без применения двойной записи, а отсутствие двойной записи не препятствует составлению бухгалтерской отчетности микропредприятия.

  1. в целях бухгалтерского учета — Книги (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности;
  2. в целях налогового учета — Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Как составить бухгалтерский баланс при УСН?

Нужно исходить из того, что баланс характеризует финансовое положение компании, которое определяется соотношением ее активов и обязательств. Активы и обязательства — обобщенные объекты бухгалтерского учета, названные в Законе 402-ФЗ (ст. 5). Критерии их признания представлены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997).

Обычно говорят, что в отсутствие сформированных показателей на счетах бухгалтерского учета баланс составляют путем инвентаризации. И действительно: при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 2 ст. 11 Закона 402-ФЗ). Так что инвентаризацию можно выполнить и в условиях применения простой записи. Тогда инвентаризационная комиссия составит реестры объектов по группам, в частности: основные средства, незавершенное производство, материалы, заемные средства (долгосрочные или краткосрочные), кредиторская задолженность (по расчетам, не связанным с кредитами и займами).

Но подчеркнем: инвентаризационный способ составления баланса правомерен лишь в условиях налаженной системы внутреннего контроля.

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в балансе по стоимости сырья и материалов (п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

Как выплатить дивиденды при УСН?

Упрощение бухучета — это миф

В действительности применение упрощенных подходов требует не только специальной подготовки, но и способности к формированию профессиональных суждений. При всем этом не нужно забывать о необходимости иметь качественные первичные документы, удостоверяющие расходы компании. Иначе не избежать проблем при налоговых проверках.

Множество нюансов имеет начисление взносов на обязательное социальное страхование работников.

Для малых предприятий не снижены и требования к ведению кадрового учета.

В результате трудно представить, как все это может выполнить руководитель компании, принявший решение обойтись без бухгалтера. Ведь перед ним и без того стоит тяжелая задача — обеспечить стабильность доходов от предпринимательской деятельности в непростых экономических условиях.

Читайте также: