Бухгалтерский и налоговый учет макулатуры

Обновлено: 16.05.2024

Многие организации сталкиваются с накоплением у себя макулатуры – деловой и бухгалтерской документации, черновиков, календарей, картонных папок и иных бумажно-картонных изделий. Что делать со всем этим? Выбрасывать? Самый лучший вариант – это реализация макулатуры! Но как-же оформить сдачу макулатуры в бухгалтерском учете?

Что такое макулатура?

Чтобы понять, как оформить сдачу макулатуры в бухгалтерском учете, необходимо уточнить, что собой представляет данный актив. И наиболее исчерпывающее ему определение дано в Налоговом Кодексе РФ, в п.2 пп.31 его статьи 149. Так, для целей налогообложения НДС к макулатуре относят бумажные и картонные производственные отходы и отходы потребления, а также забракованные и не подлежащие переработке картон, бумагу, деловые бумаги (включая документы, у которых истек срок хранения) и разнообразную типографскую продукцию.

Исходя из этого определения, главным критерием отнесения бумажно-картонных изделий к макулатуре считается невозможность дальнейшего их применения по прямому назначению в силу:

  • наличия брака, обнаруженного в ходе выпуска продукции и не подлежащего исправлению;
  • потери потребительских качеств в процессе хранения или применения;
  • истечения срока, в течение которого бумаги имеют учетную и иную ценность.

Макулатура - документы, с истекшим сроком годности

Макулатура – документы, с истекшим сроком годности

Любой из этих критериев позволяет предприятию перевести бумажно-картонную продукцию в разряд макулатуры и сдать ее в пункт приема. Однако тут возникает сразу же множество вопросов, один из которых – нужна ли лицензия предприятию для сдачи его собственной макулатуры?

Нужна ли предприятию лицензия, чтобы продавать макулатуру?

При этом лицензировать необходимо деятельность, которая связана со сбором, перевозкой, переработкой, с утилизацией, обезвреживанием и хранением указанных отходов. Лицензия получается на конкретный класс опасности отходов и на конкретный вид деятельности. Например, на обработку, или на сбор и обработку, и т.д. Это означает, что тот вид деятельности или тот вид отходов, который не зафиксирован в лицензии, не может быть без нее реализован.

  • к 1-му классу относятся отходы – чрезвычайно опасные;
  • ко 2-му классу – отходы – опасные;
  • к 3-му классу – отходы, характеризуемые, как умеренно опасные;
  • к 4-му классу относят отходы, степень влияния которых на окружающую среду не велика. Поэтому они признаются малоопасными;
  • к 5-му классу опасности причисляют те виды отходов, которые практически безопасны.

Обычно макулатуру относят к отходам либо IV-го, либо V-го класса опасности, поскольку она не вся обладает токсичными свойствами. А это означает, что для обращения макулатуры, если у нее будет признан IV-й класс опасности, лицензия обязательно потребуется (на основании п.1 пп.30 ст.12 закона No99-ФЗ).

Однако, разрешение необходимо только в том случае, если организация приобретает макулатуру для дальнейшей ее перепродажи, или принимает ее для хранения и т.д. Тогда бухгалтерский учет макулатуры у такого предприятия будет организован:

А вот если предприятие продает макулатуру, которая появилась у него в ходе производственного процесса или в процессе потребления (например, в виде документов, у которых срок хранения истек), то в этом случае лицензии не требуется. Более того, учет макулатуры в бухгалтерском учете фирмы в данной ситуации будет строиться по принципу возвратных отходов.

Такой вот контейнер под макулатуру стоит на одном предприятии

Такой вот контейнер под макулатуру стоит на одном предприятии

Как отразить бухгалтерском учете продажу собственной макулатуры?

Что такое возвратные отходы:

что такое возвратные отходы

Бухгалтерский учет макулатуры в случае ее продажи следует отразить в порядке, аналогичном учету продажи материалов. Однако тут есть небольшое исключение: в соответствии с пунктом 111 Методических указаний стоимость возвратных отходов уменьшает стоимость отпущенных в производство материалов.

Видео – Подводные камни при выпуске возвратных отходов в 1С:ERP

Иными словами первичный учет макулатуры в бухгалтерском учете предприятия будет отражен таким образом:

Оценка макулатуры, по которой она отражается в этой проводке, зависит от того, продается макулатура или поступает в производство. Если на реализацию, то для учета лучше использовать возможную цену продажи. Исходя из решения о продаже, дальнейший учет макулатуры и проводки строятся на основании возникновения внереализационных (прочих) доходов и расходов:

В итоге может возникнуть разница между двумя этими оценками в виде дохода организации от продажи макулатуры или, наоборот, в виде убытка.

Стоит отметить, что проводка по начислению налога НДС с 01 октября 2016 года не делается на основании внесенных изменений в статью 149 Налогового Кодекса РФ. Так, теперь в п.2 пп.31 данной статьи в числе освобожденных (не подлежащих) от обложения налогом НДС операций стоит реализация макулатуры, а также ее использование для собственных нужд. Указанное освобождение действует до конца 2018 года, и отказаться от данной льготы нельзя!

В данной статье поименованы те обязательные реквизиты для документов, которые необходимы, чтобы операцию признать документально оформленной. Образцы разработанных документов изначально должны быть утверждены предприятием в его учетной политике. Но, как правило, организации при продаже своей макулатуры используют форму ТОРГ-12, которая утверждена Госкомстатом РФ в Постановлении No132 от 25.12.98 года и действует по сей день, хотя и не является больше обязательной к применению.

Читайте также: