Будут ли начисляться пени по налогам в период коронавируса

Обновлено: 06.05.2024

Соответствие норм данного Постановления действующему законодательству вызывает сомнения и вот почему.

1. В абзаце 3 пункта 1 Постановления установлено, что при определении размера убытков, предусмотренных статьей 10 Закона об участии в долевом строительстве, не учитываются убытки причиненные в период со дня вступления в силу Постановления до 1 января 2021 г. Тем самым данное постановление нарушает базовый принцип гражданского права.

ГК РФ в статье 15 предусматривает возможность требовать полного возмещения убытков, причиненных лицу, чье право нарушено, а статья 393 ГК РФ устанавливает ответственность за неисполнение обязательств.

Указанные нормы устанавливают один из основополагающих принципов частного права – принцип полного возмещения убытков на случай нарушения субъективного гражданского права. Как указал КС РФ, принцип полного возмещения убытков развивает основные начала российского права – обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебную защиту (ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ст. 45, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, п. 1 ст. 1 ГК РФ) (Постановление КС РФ от 5 марта 2019 г. № 14-П).

Обязанность по возмещению убытков является охранительным обязательством. Запрет на взыскание убытков фактически означает отказ в защите права, что противоречит статье 45 Конституции РФ. Тем самым не обеспечивается ключевая идея частного права на справедливость, которая требует восстановление нарушенного права.

Запрет на взыскание убытков уничтожает превенцию правонарушений. Ничто не может остановить застройщика к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательств по договору участия в долевом строительстве. До января 2021 года застройщик, например, может передавать квартиру участнику долевого строительства без отделки, которая была предусмотрена договором, и не нести за это никакой ответственности. При этом убытки будут переложены на потребителя, который в отношении с застройщиком является более слабой стороной договора, что еще больше подрывает веру в справедливость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 400 ГК РФ по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).

Тем самым, закон при взыскании убытков может ограничить количественные характеристики убытков, но не качественные – полностью освободив нарушителя от их возмещения: например, возможность взыскания только реального ущерба, но не упущенной выгоды. Либо освобождение от ответственности в случае отсутствия вины. Полный же отказ от возмещения убытков за виновное причинение вреда при нарушении обязательств является юридическим нонсенсом!

В нарушение основных принципов и норм гражданского права абзац 3 пункта 1 риски несения неблагоприятных последствий, вследствие неисполнения обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве, парадоксальным образом переносит с более сильной стороны договора (застройщика) на более слабую (потребителя).

2.1. По тем же политико-правовым основаниям что и невозможность полного отказа во взыскании убытков, – не возможен и отказ от взыскания неустойки при виновном нарушении договора участия в долевом строительстве застройщиком.

Когда Постановление вводит запрет взыскания неустойки на период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на соответствующей территории нахождения строящегося объекта долевого строительства (абзац 5 пункта 1 Постановления), это представляется вполне приемлемым. Но кода запрет распространяет свое действие за пределами срока указанных режимов, какого-либо достойного внимания аргумента сложно подобрать. При этом ограничение на взыскание неустойки никак не дифференцирует застройщиков: освобождаются от ответственности и застройщики которые находятся в плохом финансовом состоянии в результате последствий принятия противопандемических мероприятий, и те застройщики которым финансовое положение позволяет исполнить обязательства по договору надлежащим образом.

2.2. В абзаце 6 пункте 1 Постановления указано, что проценты, подлежащие уплате участнику долевого строительства в соответствии с частями 2 и 6 статьи 9 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" за период со дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г., не начисляются.

Данная норма противоречит действующему законодательству.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее – Закон об участии в долевом строительстве) установлено, что Правительство Российской Федерации в 2020 году вправе принимать решения, предусматривающие установление особенностей применения неустойки (штрафы, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве.

Действующий ГК РФ предусматривает два вида процентов: (а) проценты как мера ответственности за нарушение обязательств (статьи 330, 395 ГК РФ) и (б) проценты за период пользования денежными средствами (статья 317.1 ГК РФ).

Согласно части 2 статьи 9 Закона об участии в долевом строительстве застройщик в случае расторжения договора по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, в течение двадцати рабочих дней со дня расторжения договора или в случае расторжения договора по основаниям, предусмотренным частью 1.1 настоящей статьи, в течение десяти рабочих дней со дня расторжения договора обязан возвратить участнику долевого строительства денежные средства, уплаченные им в счет цены договора, а также уплатить проценты на эту сумму за пользование указанными денежными средствами в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства по возврату денежных средств, уплаченных участником долевого строительства. Указанные проценты начисляются со дня внесения участником долевого строительства денежных средств или части денежных средств в счет цены договора до дня их возврата застройщиком участнику долевого строительства.

Тем самым, проценты установленные данной нормой не являются мерой ответственности, а являются платой за пользование денежными средствами, предусмотренными статьей 317.1 ГК РФ (законные проценты).

Спорные положения Постановления о запрете взыскания с застройщика платы за пользование денежными средствами фактически говорят о том, что потребитель как более слабая сторона договора должен бесплатно прокредитовать более сильную сторону договора. При этом законодательство введённое для поддержки предпринимателей в связи с пандемией коронавируса, например, не снимает обязанности с застройщика платить за пользование кредитными деньгами банков, что нельзя как-то логически объяснить.

Таким образом, абзац 6 пункта 1 Постановления в части отмены начисления процентов за пользования денежными средствами по договору участия в долевом строительстве за период со дня вступления его в силу до 1 января 2021 г. противоречит ГК РФ.

3. В абзаце 7 пункта 1 Постановления установлено, что в отношении уплаты неустойки (пени), процентов, возмещения убытков, предусмотренных настоящим пунктом, требования о которых были предъявлены к исполнению застройщику до даты вступления в силу настоящего постановления, предоставляется отсрочка до 1 января 2021 г.

Из буквального прочтения названной нормы можно сделать вывод, что отсрочка исполнения решения суда наступает автоматически со дня вступления в силу Постановления без соблюдения порядка предоставления отсрочки исполнения решения суда в соответствии со статьями 203 ГПК РФ, 324 АПК РФ, 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Частью 2 статьи 13 ГПК РФ и частью 1 статьи 16 АПК установлен принцип обязательности судебных постановлений для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан которые подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, в случае если судом вынесено решение о взыскании неустойки на будущее время (на день фактического исполнения решения суда), такое решение подлежит неукоснительному исполнению. При этом отсрочить или изменить способ исполнения решения суда может только сам суд. Органы законодательной и исполнительной власти не обладают полномочиями изменять судебные акты или напрямую отменять их действие.

Ближайшим аналогом освобождения от гражданско-правовой ответственности может является освобождение от уголовной ответственности. Так, в случае издания акта об амнистии, приговоры судов автоматически не изменяются, как не меняется способ и порядок отбывания наказания. Лица органов уголовно-исполнительной системы не полномочны напрямую применять акт об амнистии. Применение акта об амнистии осуществляется судом к осужденному в порядке исполнения приговора с учетом положений пункта 15 статьи 397 и статьи 399 УПК РФ.

Между тем ни ГПК РФ, ни АПК РФ не предусматривают пересмотра постановлений в связи с изданием акта освобождения от гражданско-правовой ответственности, из чего можно сделать вывод, что абзац 7 пункта 1 Постановления применяется напрямую судебным приставом-исполнителем. Однако данная возможность противоречит принципу обязательности судебных постановлений и допускает вторжение исполнительной власти в компетенцию судебной, что, помимо сказанного, нарушает принцип разделения властей и независимости суда.


Где говорится, что в период пандемии можно не платить пени по налогам и ФСС.

Сообщаю Вам следующее:

Полагаем, что в ближайшее время не будут принудительно взыскиваться долги по налогам и взносам. В любом случае ФНС России запретила налоговым органам взыскивать задолженность до 1 июля 2020 г.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Готовое решение КонсультантПлюс, 22.06.2020

Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)

Для поддержки бизнеса принято много мер, которые рассчитаны как на 2020 г., так и на более долгий срок.

Оперативные меры приняло Правительство РФ. Они позволят многим организациям и ИП освободиться на время от проверок, позже заплатить налоги и страховые взносы, сдать отчетность и др.

Больше всего мер предусмотрено для малого и среднего бизнеса, занятого в отраслях, наиболее пострадавших от COVID-19. Но есть и послабления для всех.

Некоторые меры также могут вводить органы власти регионов РФ.

К долгосрочным мерам можно отнести введение с 1 апреля 2020 г. пониженных тарифов по взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ для среднего и малого бизнеса.

Отдельные налоговые послабления предусмотрены для медицинских организаций и их сотрудников.

  1. Оперативные меры поддержки для всех

К таким можно отнести принятые на 2020 г. меры, которыми могут воспользоваться все плательщики независимо от отрасли, где они работают (п. п. 3 — 5 ст. 4, п. 2.1 ст. 286 НК РФ, ст. 2 Закона N 125-ФЗ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ, п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

Для таких плательщиков:

    сроки подачи налоговых деклараций и расчетов, а также бухгалтерской отчетности; сроки представления документов и пояснений по требованиям налоговых инспекций и ФСС РФ;
  • продлены сроки подачи заявлений о налоговом мониторинге за 2021 г.;
  • введен мораторий на проведение выездных проверок и проверок по сделкам между взаимозависимыми лицами;
  • введен мораторий на приостановление операций по счетам;
  • больше компаний могут вносить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль. Это связано с увеличением с 15 млн до 25 млн руб. лимита среднеквартальной суммы доходов от реализации, определяемого за предыдущие четыре квартала (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Например, если во II, III и IV кварталах 2019 г. и I квартале 2020 г. ваши доходы от реализации не превысили в среднем 25 млн руб. за каждый квартал, вы переходите на уплату только квартальных авансовых платежей. Поэтому вам не надо указывать в декларации за I квартал 2020 г. ежемесячные авансовые платежи на II квартал. Если вы их отразили, вы можете подать уточненную декларацию за I квартал 2020 г., исключив из нее эти платежи. В частности, в подразделе 1.2 разд. 1 этой декларации нужно поставить нули в строках 120 — 140 и 220 — 240 (Письмо ФНС России от 13.05.2020 N СД-4-3/7843@);

  • предусмотрена возможность перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в течение отчетного (налогового) периода на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли до окончания 2020 г.;
  • установлена возможность не учитывать для целей налогообложения доход от списания задолженности по кредитам (включая проценты по ним), полученным на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости. Такой доход не учитывается, если кредит получен в 2020 г. и кредитной организации предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке (п. 62.2 ст. 217, пп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • инспекции и ФСС РФ временно не будут штрафовать по ст. 126 НК РФ и ст. 26.31 Закона N 125-ФЗ за не представленные вовремя документы и сведения;
  • инспекции и ФСС РФ пока не будут принудительно взыскивать с вас задолженность по налогам (взносам, пеням и штрафам). Предельные сроки направления требований об уплате и вынесения решений о взыскании им продлили на шесть месяцев.

Некоторые меры также могут вводиться на региональном (местном) уровне. В частности, возможны следующие меры (Информация ФНС России):

  • продление в 2020 г. сроков уплаты налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов (авансовых платежей по ним) по сравнению со сроками, предусмотренными Правительством РФ;
  • оказание компаниям и ИП — собственникам недвижимости, предоставившим отсрочку по аренде, мер поддержки по уплате налогов на имущество организаций, имущество физических лиц и земельного налога по данной недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка;
  • дополнительные налоговые льготы по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество организаций, в том числе собственникам недвижимости, снизившим арендную плату и предоставившим отсрочку оплаты аренды.

Например, некоторые регионы предоставили дополнительные льготы по транспортному налогу индивидуальным предпринимателям. Для получения льготы обращаться в инспекцию необязательно — она предоставляется автоматически на основании информации, которая есть у налогового органа. В то же время ИП может и сам обратиться в инспекцию с заявлением о предоставлении льготы (Информация ФНС России).

1.7. Освобождение от штрафов за не представленные в срок документы и сведения

Если в период с 1 марта по 30 июня 2020 г. вы нарушите срок представления документов или сведений, ответственность по которым предусмотрена ст. 126 НК РФ и ст. 26.31 Закона N 125-ФЗ, то штрафовать вас за это не будут (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

Например, штрафа не будет, если в этот период вы нарушите сроки подачи документов по требованию налоговой инспекции или ФСС РФ (п. 4 ст. 93, п. 6 ст. 93.1 НК РФ, п. 1 ст. 19, п. 8 ст. 26.18 Закона N 125-ФЗ).

За непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках ответственность по ст. 129.4 НК РФ применяется как обычно. Временная отмена или снижение штрафа за данное нарушение не предусмотрены (см. Письмо Минфина России от 27.04.2020 N 03-03-06/3/34068).

1.8. Приостановление взыскания налогов, страховых взносов, а также пеней и штрафов

Налоговым органам и ФСС РФ продлили сроки направления требований об уплате налогов (сборов, страховых взносов, пеней и штрафов), а также сроки принятия решений об их взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

Поэтому полагаем, что в ближайшее время они не будут принудительно взыскивать с вас долги по налогам и взносам.

В любом случае ФНС России запретила налоговым органам взыскивать задолженность до 1 июля 2020 г. Исключение сделано для ситуаций, когда возможны сокрытие активов и (или) иные действия налогоплательщика, препятствующие взысканию. Кроме того, приостановление не применяется в отношении лиц, которые отказались от моратория на возбуждение дел о банкротстве в соответствии со ст. 9.1 Закона о банкротстве. В указанных исключительных случаях инспекция может взыскать задолженность в этот период, согласовав действия с руководителем вышестоящего налогового органа (Письмо ФНС России от 26.05.2020 N ЕД-20-8/71@).

  1. Меры поддержки по страховым взносам

Одной из мер является введение пониженных тарифов по взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ для организаций, которые относятся к субъектам малого и среднего бизнеса (п. 9 ст. 2, ст. ст. 4 — 6, ч. 2, 6 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ).

По общему правилу эта мера применяется начиная с исчисления страховых взносов за апрель 2020 г. Некоторым категориям плательщиков предоставлено еще большее послабление. Страховые взносы с выплат физлицам за апрель, май, июнь 2020 г. они рассчитывают по нулевым тарифам (ст. 3 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ). Если у таких плательщиков есть статус СМСП, с выплат за июль 2020 г. и последующие месяцы они исчисляют страховые взносы по пониженным тарифам, предусмотренным п. 9 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ.

По уплате страховых взносов действуют и другие меры поддержки:

Также для плательщиков страховых взносов предусмотрены оперативные меры поддержки, такие как продление срока подачи расчета по взносам на ОПМ, ОМС и по ВНиМ за I квартал 2020 г.

предельные сроки направления требования об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов и принятие решения о взыскании страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов увеличиваются на 6 месяцев;

предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличиваются на 6 месяцев;


С целью поддержки предпринимательства Правительство разработало ряд экстренных мер, направленных на снижение для компаний экономической нагрузки, в том числе налоговой. Льготы для бизнеса в связи с коронавирусом призваны смягчить ухудшающееся положение организаций и ИП. Новые законы уже опубликованы и вступили в силу. Расскажем о том, кто ими сможет воспользоваться.

Кому предоставили льготы по налогам в связи с коронавирусом

Большинство налоговых льгот в связи с коронавирусом предоставлены предприятиям и ИП малого и среднего бизнеса, занимающимся деятельностью в отраслях, которые признаны особенно пострадавшими. Некоторые изменения в законодательстве, например, о приостановлении налоговых проверок, относятся ко всем хозсубъектам.

Отсрочка по уплате налогов

Рассрочки и отсрочки по налоговым платежам были разрешены налоговым законодательством и раньше (ст. 64 НК РФ), но автоматически они не предоставлялись. Каждый случай рассматривался отдельно, и получить одобрение было довольно сложно. ИП и компании, в том числе крупный бизнес, вправе и в настоящее время запросить отсрочку или рассрочку по ст. 64 НК РФ. Возможно, что из-за сложившейся ситуации получить ее будет проще.

Налоговые льготы из-за коронавируса, введенные постановлением Правительства РФ № 409 от 02.04.2020 г., позволят воспользоваться отсрочками при уплате обязательных платежей тем ИП и организациям, основная деятельность которых относится к ]]> наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям ]]> , при условии, что они включены в Реестр малых и средних предприятий (МСП) по состоянию на 01.03.2020г. Никаких заявлений при этом подавать не надо.

Кому и на какой срок автоматически отодвинули сроки уплаты налогов – смотрите в таблице.

Таблица 1. Сроки уплаты налогов

Налог

Срок продления

Для кого действует перенос срока уплаты

Налог на прибыль организаций за 2019 год

ИП и компании, относящиеся к микропредприятиям, малым и средним предприятиям, включенные в Реестр МСП по состоянию на 01.03.2020 г., деятельность которых относится к отраслям, наиболее пострадавшим от коронавируса (согласно коду ОКВЭД по основной деятельности, указанному в ЕГРЮЛ/ЕГРИП на 01.03.2020г.)

Единый сельхозналог за 2019 год

Единый налог при УСН за 2019 год

НДФЛ, уплачиваемый ИП за себя (п. 6 ст. 227 НК РФ) за 2019 год

Все налоги (за исключением НДС, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) и авансовые платежи по налогам за:

  • март и I квартал 2020 г.
  • за апрель - июнь, за II квартал и первое полугодие 2020 г.

Налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения, срок уплаты которого приходится на II квартал 2020 г.

Авансовые платежи (если установлены законами субъектов РФ) по транспортному налогу, налогу на имущество организаций, земельному налогу за:

  • не позднее 30 октября 2020 г.
  • не позднее 30 декабря 2020 г.

Продлять сроки уплаты по НДС, налогу на самозанятых (НПД), НДФЛ, уплачиваемому за физлиц, Правительство не стало.

Новые правила предоставления налоговой отсрочки пострадавшим и крупным компаниям

Постановлением № 409 от 02.04.2020 также введены особые Правила по налоговым отсрочкам, заявление по которым может быть подано не позже 1 декабря 2020г. К кому они относятся:

  • компании, в том числе ИП, работающие в отраслях, наиболее пострадавших от пандемии (принадлежность к отрасли определяется по основному коду ОКВЭД);
  • стратегические организации;
  • системообразующие и градообразующие предприятия.

Отсрочка может предоставляться по налогам (кроме НДПИ и акцизов) и страховым взносам, по которым срок уплаты наступил в 2020 году. Пени за период отсрочки не начисляются.

Условия получения предполагают наличие хотя бы одного из показателей:

При расчете снижения размера дохода учитывают показатели за квартал, который предшествует кварталу подачи заявления об отсрочке, и сравнивают с аналогичным периодом 2019 года

Для компаний, созданных в 2019 г.:

  • сравниваются показатели периода, за который запрашивается отсрочка, с двумя предшествующими кварталами;
  • убыток определяют по декларации за предыдущий квартал;
  • снижение облагаемых операций по нулевой ставке НДС учитывается, если общий объем таких сделок более 50%.

Отсрочка представляется с учетом положений ст. 61-64 НК РФ об отсрочке в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, и может быть предоставлена на срок от 3-х месяцев до 1 года, в зависимости от уровня снижения доходов.

Льготы по страховым взносам

С 1 апреля 2020 г. при начислении страховых взносов с суммы ежемесячного заработка свыше МРОТ снижаются страховые тарифы - с 30 до 15 %. На доход в рамках МРОТ взносы исчисляют по общему тарифу 30% (закон № 102-ФЗ от 01.04.2020). Эта мера распространяется на всех страхователей.

Льготы малому бизнесу в связи с коронавирусом коснулись и уплаты страховых взносов.

Микропредприятиям, включенным в Реестр МСП и относящимся к наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям, предоставлена отсрочка по уплате страховых взносов. Сроки перечисления страхвзносов зависят от периода их начисления.

Новые сроки уплаты отражены в таблице

Таблица 2. Сроки уплаты страховых взносов

Плательщики

Период начисления взносов

На какой срок предоставляется отсрочка уплаты

Микропредприятия, включенные в Реестр МСП по состоянию на 01.03.2020 г., деятельность которых относится к отраслям, наиболее пострадавшим от коронавируса (согласно коду ОКВЭД по основной деятельности, указанному в ЕГРЮЛ/ЕГРИП на 01.03.2020г.), в т.ч.:

март 2020 - май 2020

июнь 2020 – июль 2020

Арендные платежи

Сначала льготы по аренде из-за коронавируса были предоставлены только субъектам малого и среднего бизнеса, арендующим федеральное имущество (в некоторых регионах – арендаторам государственного и муниципального имущества). Уплату платежей можно было перенести на 2021 г. на основании заключенного допсоглашения.

Льготы вовремя коронавируса арендаторам

Касаются новые льготы всех арендаторов, деятельность которых относится к сферам, наиболее пострадавшим от пандемии (за исключением аренды жилых помещений). Что предусматривается:

  • обязанность арендодателя заключить допсоглашение об отсрочке арендной платы в течение 30 дней после обращения к нему арендатора;
  • если в связи с режимом повышенной готовности или ЧС арендатор не может использовать помещение по назначению, он вправе попросить о снижении размера арендной платы;
  • 100%-ная отсрочка по платежам во время действия в регионе режима повышенной готовности или ЧС;
  • после завершения такого режима – 50%-ная отсрочка до 01.10.2020 г.;
  • штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами в период отсрочки не начисляются;
  • погашать задолженность нужно будет в период с 01.01.2021 до 01.01.2023 равномерными платежами, не превышающими 50%-ный размер арендной платы, не чаще 1 раза в месяц.

Коммунальные платежи, если арендодатель не освобождается от них при ЧС, вносятся в полном объеме, отсрочка на них не распространяется.

Льготы арендодателям в связи с коронавирусом

Так как постановление рекомендует местным органам власти установить льготы по налогам из-за коронавируса арендодателям, заключившим допсоглашения об отсрочке, велика вероятность, что в ближайшее время власти субъектов примут соответствующие нормативные акты. Снижение каких налогов предусматривается:

  • на имущество организаций;
  • на имущество физлиц;
  • земельный налог.

В постановлении сказано и о возможности снижения арендной платы за землю на период предоставления отсрочки.

Налоговые проверки

Налоговые льготы бизнесу из-за коронавируса коснулись правил проведения проверок. Что предусматривается Постановлением № 409 от 02.04.2020:

  • включительно до 31.05.2020 отменяется назначение выездных налоговых проверок и проверки между взаимозависимыми лицами;
  • уже назначенные проверки приостанавливаются до 31.05.2020 включительно;
  • приостанавливаются проверки в отношении соблюдения требований валютного законодательства, за исключением тех, по которым до 01.06.2020 истекает срок давности.

Также налоговики до 31 мая включительно не будут блокировать расчетные счета.

Штрафы и пени

Правительство предоставило льготы из-за коронавируса по штрафам и пеням.

Новые правила п. 7 Постановления № 409 предусматривают:

Кроме указанных льгот, из-за коронавируса были перенесены и сроки подачи большинства деклараций и отчетов.

В регионах могут быть приняты свои, дополнительные меры поддержки. Кому из налогоплательщиков и на какой срок они предоставлены – следует уточнять, обратившись к нормативным актам субъекта РФ.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Федеральная налоговая служба подготовила ответы на часто задаваемые вопросы в связи с приостановкой взыскания задолженности предприятий малого и среднего бизнеса до 1 мая 2020 года. Такую меру поддержки поручил реализовать президент в своем обращении 25 марта.

1. На кого распространяется особый порядок рассмотрения заявлений налогоплательщиков о получении отсрочки (рассрочки) взыскания налогов?

Такой порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

- относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;

осуществляющих свою деятельность в отраслях туризма и авиаперевозок, а также в сферах физической культуры и спорта, искусства, культуры и кинематографии.

На предпринимателей, работающих в особых отраслях:

- туристической (списки налогоплательщиков предоставляются Минэкономразвития РФ и Ростуризмом);

- отрасли авиаперевозок (списки предоставляются Росавицией);

- физической культуры и спорта (Минспорта РФ);

- сферы искусства, культуры и кинематографии (списки предоставляются Минкультуры РФ);

2. Что делать, если меня нет в размещенных списках налогоплательщиков или я не отношусь к соответствующему виду экономической деятельности, но я считаю себя осуществляющим длительность в соответствующем виде отрасли?

Обратиться в соответствующее министерство, предоставляющее списки налогоплательщиков или видов экономической деятельности.

3. Каким образом будет осуществляться отсрочка взыскания налоговых платежей в отношении налогоплательщиков, относящихся к отрасли авиаперевозок, туризма, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, искусства, культуры и кинематографии и в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства?

Суть отсрочки взыскания состоит в том, что меры взыскания до 1 мая 2020 года принимаются в предельные сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов направляется в пределах трех месяцев с момента просрочки платежа.

Решение о взыскании долга за счет денежных средств с банковских счетов принимается в течение двух месяцев после наступления срока исполнения требования.

4. Где должен быть указан вид экономической деятельности, по которому осуществляется приостановления взыскания? Что, если он не основной?

Для определения основного вида экономической деятельности, принадлежность к которому влечет применение приостановления взыскания до 1 мая, используются сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП. Иные виды деятельности, не указанные в качестве основных, не учитываются.

5. Нужно ли подавать заявление для приостановки мер взыскания?

Нет, не нужно. Налоговый орган самостоятельно откладывает применение соответствующих мер.

6. Будут ли отозваны уже принятые меры взыскания и приостановки по счетам?

Нет. Приостановление мер взыскания предусмотрено с 25 марта 2020 года.

7. Президент 25 марта 2020 года в обращении к гражданам России сообщил о необходимости предоставить отсрочку по всем налогам, за исключением НДС, на ближайшие шесть месяцев компаниям малого и среднего бизнеса. А для микропредприятий, кроме такой отсрочки по налогам, дать еще и отсрочку по страховым взносам в социальные фонды. Как и когда будет представляться отсрочка?

Для реализации возможности получения отсрочки на шесть месяцев ведется работа по изменению законодательства. После принятия необходимых изменений будет определен порядок получения отсрочки.

9. Будут ли начисляться пени на сумму накопленной задолженности за период действия приостановления взыскания в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, объявленного 25 марта 2020 года?

Вопрос о возможности начисления пеней в период приостановки мер взыскания в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и налогоплательщиков особых отраслей будет решен при изменении законодательства во исполнение поручений президента при определении порядка получения 6-месячной отсрочки погашения долгов и поддержки пострадавших отраслей.

10. Можно ли получить отсрочку или рассрочку на уплату налоговых платежей в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса в особом (льготном) режиме, если я отношусь к пострадавшим отраслям или субъектам малого или среднего предпринимательства?

Вопрос о дополнительных основаниях получения отсрочки или рассрочки и особого порядка ее предоставления будет решен при изменении законодательства во исполнение поручений президента при определении порядка получения 6-месячной отсрочки погашения долгов и поддержки пострадавших отраслей.

В настоящее время законодательство не позволяет предоставлять отсрочку или рассрочку в порядке, отличающемся от общих правил, установленных Налоговым кодексом.

Читайте также: