Банковская и налоговая система

Обновлено: 17.04.2024

Общая характеристика подхода к налогообложению банков

Банковский сектор в силу аккумулируемых им средств и объема совершаемых операций играет значительную роль в налоговой системе Российской Федерации. Существование рыночной экономики во много м определяется наличием жизнеспособного банковского сектора. Учреждениям банков предоставлен определенный статус в системе налогового администрирования. Также банки являются в большинстве своем крупнейшими налогоплательщиками, обеспечивающими существенный объем налоговых платежей.

Налоговое законодательство не предусматривает каких-либо особых налогов, уплачиваемых только кредитными организациями. Кредитные организации признаются налогоплательщиками наряду с иными хозяйствующими субъектами.

Однако в силу специфики банковских услуг налоговое законодательство в ряде случаев предусматривает отличные положения по исчислению отдельных налогов для банковской сферы.

Особый порядок исчисления налога на прибыль организации в банковской сфере

В целях исчисления налога на прибыль доходы банка регулируются в общем порядке статьями 249-250 Налогового кодекса российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Роль имущественного налога в налоговой системе РФ (для физических лиц) подробнее и в особом порядке статьей 290 налогообложению подлежат следующие виды доходов банков:

  • проценты, полученные банком от размещение средств и предоставления кредитов;
  • доходы в форме платы за расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка, в том числе комиссионные вознаграждения;
  • доходы от инкассации;
  • доходы по операциям с иностранной валютой в наличной и безналичной формах;
  • доходы от операций с драгоценными металлами и камнями, определяемые как разность продажных цен и учетной стоимости;
  • доходы от предоставления банковских гарантий, поручительств и авалей в денежной форме;
  • положительная разница суммы средств, полученных при прекращении или уступке права требования и его учетной стоимостью;
  • доходы от депозитарных операций;
  • доходы от сдачи в аренду помещений и сейфов, используемых с целью хранения ценностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Из состава налогооблагаемых доходов банков исключаются: положительная переоценка иностранной валюты, внесенной в качестве вклада в уставный капитал банка, полученные по договорам страхования смерти или инвалидности заемщика платежи.

Расходы банка в целях налогообложения прибыли определяются в общем порядке в соответствии со статьями 254-269 Налогового кодекса Российской Федерации, в особом порядке – в соответствии со статьей 291.

Так, в состав расходов, связанных с осуществлением банковской деятельности, включаются процентные расходы по привлеченным средствам банка (в том числе депозитным счетам клиентов); долговым обязательствам банка (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты и прочее); кредитам, полученным от других банков; приобретенным кредитам рефинансирования; депозитам, вкладам и займам в драгоценных металлах; иным обязательствам.

Особый порядок определения расходов банка в целях налогообложения предусмотрен в отношении расходов на формирование резервов на возможные потери по ссудам. Порядок отчислений в такие резервы определяется Центральным банком России, в целях налогообложения установлен ряд ограничений по принятию указанных отчислений в состав расходов. Так, не признаются расходами отчислений в резервы по стандартной задолженности банков и векселям, кроме опротестованных просроченных векселей третьих лиц.

Расходы на формирование резервов относятся к внереализационным, суммы неиспользованных резервов могут переноситься на следующие налоговые периоды с корректировкой вновь создаваемых резервов на их величину.

Также в расходы банка включаются комиссии за корреспондентские услуги, расходы по операциям с иностранной валютой, драгоценными металлами и камнями (разность продажной и учетной стоимости), расходы, связанные с хранением, транспортировкой, контролем качества драгоценных камней и металлов, с переводом пенсий, пособий, расходы по платежно-расчетным средствам, их изготовлению и внедрению, расходы на инкассацию, ремонт и реставрацию средств инкассации (сумки, мешки, иной инвентарь), арендные платежи за брокерские места, транспортные средства для инкассации, по форфейтинговым и факторинговым операциям, на страхование вкладов физических лиц и иные банковские расходы.

Из состава налогооблагаемых расходов банка исключается отрицательная переоценка иностранной валюты, полученной в качестве вклада в уставный капитал банка.

Особенности исчисления банками налога на добавленную стоимость

Часть банковских операций освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость согласно положениям статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не облагаются налогом на добавленную стоимость:

Также от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены банковские операции, не требующие наличия лицензии Центрального банка России, и операции организаций, осуществляющих различные виды поддержки (информационная, техническая) участников расчетов.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 22 03 2018

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Определение налога и сбора. Функции налогов: фискальная, регулирующая, контрольная. Планирование и прогнозирование налоговых платежей. Сущность налогов. Основные принципы налогообложения. Роль налогов в регулировании экономики.

Налоговая политика в условиях рыночной экономики. Налоговый кодекс Российской Федерации и основные направления совершенствования налогообложения. Налоговые льготы. Объект налогообложения и налоговая база. Налоговый период.

Состав и структура налоговой системы Российской Федерации и ее эволюция.

Основные виды налогов: прямые, косвенные.

Классификация налогов по уровням государственного управления: федеральные, региональные и местные.

Распределение налогов между федеральными, региональными и местными бюджетами. Налоги закрепленные и регулирующие.

Налогообложение юридических и физических лиц. Права и обязанности налогоплательщиков. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.

Виды санкций за нарушение налогового законодательства. Налоговый кодекс Российской Федерации о новых формах взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Контроль кредитных организаций за соблюдением клиентами налогового законодательства.

Обязанности и функции кредитных организаций как самостоятельных налогоплательщиков. Виды налогов, уплачиваемых кредитными организациями.

Роль и функции кредитных организаций как налоговых агентов.

Ответственность кредитных организаций за совершение налоговых правонарушений.

Тема 2. Особенности уплаты налога на прибыль кредитными организациями

Методика определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль кредитными организациями. Доходы и расходы, формирующие финансовые результаты деятельности банков, и их влияние на налоги банков. Расходы, включаемые в себестоимость оказываемых банками услуг, и иные расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль. Методика исчисления налога на прибыль коммерческого банка.

Состав доходов, включаемых в облагаемый оборот. Необлагаемые доходы по налогу на прибыль.

Ставка налога на прибыль кредитных организаций. Льготы по налогу на прибыль, условия их применения.

Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль кредитной организации.

Тема 3. Особенности уплаты кредитными организациями налога на добавленную стоимость (НДС)

Методика определения объекта обложения и налоговой базы по НДС.

Перечень банковских операций, освобождаемых от уплаты налога на добавленную стоимость. Ставка налога, сроки уплаты в бюджет.

Методика исчисления и уплаты НДС кредитными организациями.

Тема 4. Налог на имущество кредитных организаций

Методика определения налоговой базы при исчислении налога на имущество кредитных организаций.

Ставки налога, порядок и сроки уплаты его в бюджет.

Тема 5. Прочие виды налогов и сборов, уплачиваемых кредитными организациями

Методика определения транспортного налога. Ставка, порядок уплаты. Методика определения налоговой базы при исчислении земельного налога. Ставка налога, порядок его уплаты, льготы.

Методика исчисления налога на операции с ценными бумагами. Методика определения налогообложения доходов по ценным бумагам. Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по ценным бумагам.

Налог на рекламу. Порядок исчисления и уплаты. Ставка налога. Льготы по налогу.

Тема 6. Единый социальный налог

Порядок уплаты кредитными организациями единого социального налога. Ставка налога. Перечень выплат, на которые не начисляется ЕСН.

Тема 7. Налог на доходы с физических лиц

Методика определения налоговой базы при исчислении налога на доходы с физических лиц. Ставка налога и порядок его уплаты. Система вычетов. Порядок декларирования доходов граждан.

Особенности заполнения декларации о доходах физических лиц.

Особенности обложения доходов физических лиц, полученных в виде материальной выгоды.

Тема 8. Контрольная работа налоговых органов

Виды, формы и направления контрольной работы налоговых органов.

Задачи камеральной проверки.

Регламент выездных проверок, методика их ведения.

Оформление результатов выездных проверок.

Порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Общая характеристика подхода к налогообложению банков

Банковский сектор в силу аккумулируемых им средств и объема совершаемых операций играет значительную роль в налоговой системе Российской Федерации. Существование рыночной экономики во много м определяется наличием жизнеспособного банковского сектора. Учреждениям банков предоставлен определенный статус в системе налогового администрирования. Также банки являются в большинстве своем крупнейшими налогоплательщиками, обеспечивающими существенный объем налоговых платежей.

Налоговое законодательство не предусматривает каких-либо особых налогов, уплачиваемых только кредитными организациями. Кредитные организации признаются налогоплательщиками наряду с иными хозяйствующими субъектами.

Однако в силу специфики банковских услуг налоговое законодательство в ряде случаев предусматривает отличные положения по исчислению отдельных налогов для банковской сферы.

Особый порядок исчисления налога на прибыль организации в банковской сфере

В целях исчисления налога на прибыль доходы банка регулируются в общем порядке статьями 249-250 Налогового кодекса российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Роль имущественного налога в налоговой системе РФ (для физических лиц) подробнее и в особом порядке статьей 290 налогообложению подлежат следующие виды доходов банков:

  • проценты, полученные банком от размещение средств и предоставления кредитов;
  • доходы в форме платы за расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка, в том числе комиссионные вознаграждения;
  • доходы от инкассации;
  • доходы по операциям с иностранной валютой в наличной и безналичной формах;
  • доходы от операций с драгоценными металлами и камнями, определяемые как разность продажных цен и учетной стоимости;
  • доходы от предоставления банковских гарантий, поручительств и авалей в денежной форме;
  • положительная разница суммы средств, полученных при прекращении или уступке права требования и его учетной стоимостью;
  • доходы от депозитарных операций;
  • доходы от сдачи в аренду помещений и сейфов, используемых с целью хранения ценностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Из состава налогооблагаемых доходов банков исключаются: положительная переоценка иностранной валюты, внесенной в качестве вклада в уставный капитал банка, полученные по договорам страхования смерти или инвалидности заемщика платежи.

Расходы банка в целях налогообложения прибыли определяются в общем порядке в соответствии со статьями 254-269 Налогового кодекса Российской Федерации, в особом порядке – в соответствии со статьей 291.

Так, в состав расходов, связанных с осуществлением банковской деятельности, включаются процентные расходы по привлеченным средствам банка (в том числе депозитным счетам клиентов); долговым обязательствам банка (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты и прочее); кредитам, полученным от других банков; приобретенным кредитам рефинансирования; депозитам, вкладам и займам в драгоценных металлах; иным обязательствам.

Особый порядок определения расходов банка в целях налогообложения предусмотрен в отношении расходов на формирование резервов на возможные потери по ссудам. Порядок отчислений в такие резервы определяется Центральным банком России, в целях налогообложения установлен ряд ограничений по принятию указанных отчислений в состав расходов. Так, не признаются расходами отчислений в резервы по стандартной задолженности банков и векселям, кроме опротестованных просроченных векселей третьих лиц.

Расходы на формирование резервов относятся к внереализационным, суммы неиспользованных резервов могут переноситься на следующие налоговые периоды с корректировкой вновь создаваемых резервов на их величину.

Также в расходы банка включаются комиссии за корреспондентские услуги, расходы по операциям с иностранной валютой, драгоценными металлами и камнями (разность продажной и учетной стоимости), расходы, связанные с хранением, транспортировкой, контролем качества драгоценных камней и металлов, с переводом пенсий, пособий, расходы по платежно-расчетным средствам, их изготовлению и внедрению, расходы на инкассацию, ремонт и реставрацию средств инкассации (сумки, мешки, иной инвентарь), арендные платежи за брокерские места, транспортные средства для инкассации, по форфейтинговым и факторинговым операциям, на страхование вкладов физических лиц и иные банковские расходы.

Из состава налогооблагаемых расходов банка исключается отрицательная переоценка иностранной валюты, полученной в качестве вклада в уставный капитал банка.

Особенности исчисления банками налога на добавленную стоимость

Часть банковских операций освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость согласно положениям статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не облагаются налогом на добавленную стоимость:

Также от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены банковские операции, не требующие наличия лицензии Центрального банка России, и операции организаций, осуществляющих различные виды поддержки (информационная, техническая) участников расчетов.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 22 03 2018

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Данная статья посвящена вопросам формирование налоговой политики коммерческих банков и оценке путей ее совершенствования в современных условиях развития Российской Федерации. В?работе определена важность налоговой политики коммерческого банка. Рассмотрены основные черты современной экономической ситуации в российской банковской системе, способы стимулирования налогообложении коммерческих банков за рубежом. Определены задачи и важнейшие факторы формирования налоговой политики. Рассмотрены позиции и тенденции развития российских кредитных организаций в целом по банковской системе. Проанализировано развитие банковской системы, а также динамика банковских активов Российской Федерации на современном этапе. Предложены направления совершенствования в области налогообложения коммерческих банков. Сделаны выводы об эффективности применения предложенных путей совершенствования налоговой политики коммерческих банков Российской Федерации.?


1. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М., Мусаева Х.М., Магомедова Р.М., Казимагомедова З.А., Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: учебник. – М., 2007.

2. Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А., Салманов С.И. Риски банковского сектора: диагностика и предупреждение // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2015. – № 40 (274). – С. 9–20.

3. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Сулейманов М.М. О налоговом регулировании доходов субъектов Федерации // Финансы. – 2011. – № 1.

4. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Сулейманов М.М. О налоговом регулировании доходов субъектов Федерации // Финансы. – 2011. – № 1.

5. Ахмедова Л.А., Султанова Э.А., Алиев Р.Н. Методические основы оценки эффективности воздействия налогового стимулирования на инвестиционную активность в регионах // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 12–4 (65–4). – С. 453–457.

6. Зайков В.П., Гаврилов А.А., Погорелов А.В. Методологические подходы к формированию налоговой политики банка // Финансы и кредит. – М., 2013. – № 36. – С. 2–9.

7. Набиев Р.А., Тактаров Г.А., Арыкбаев Р.К., Вахро-мов Е.Н., Локтева Т.Ф., Набиева А.Р., Чалов В.В. Финансовая политика России. – М.: Изд-во: Финансы и статистика, 2008. – 400 с.

9. Никулкин Р.Н. Пути совершенствования налогообложения коммерческих банков в современных условиях // Инновационная наука. – 2015. – № 6. – С. 124–126.

10. Носова И.В. Новые меры пруденциального регулирования и надзора // Банковское дело. – М., 2015. – № 5. – С. 26–31.

Банковский сектор как неотъемлемая часть финансовой и экономической систем оказывает существенное влияние на процессы, происходящие в рамках как национальной, так и глобальной экономик. Налогообложение кредитных организаций, осуществляемое в рамках общей концепции налогообложения, определено их специфической ролью, поскольку они являются крупными налогоплательщиками и экономическими субъектами, чья платежеспособность имеет большое общественное значение.

Банки, осуществляя кредитование организаций и физических лиц, получают процентные доходы, служащие основой совокупных доходов и оказывающие значительное влияние на финансовый результат деятельности.

Банковская система РФ на современном этапе характеризуется появлением на рынке банковских услуг новых крупных коммерческих банков, трансформацией многих крупных банков в банки-банкроты, вырастающих из числа средних банков, усиливающейся конкуренцией между различными финансовыми посредниками за средства населения и организаций; высокой динамичностью изменений и значительной неопределенностью в нормативно-правовых основах регулирования, что влияет на принятие рациональных управленческих решений, проблемой ликвидности коммерческих банков, деятельность которых во многом зависит от внешних источников и подвержена сильному влиянию факторов внешней среды, прекращением деятельности целого ряда средних и мелких банков, особенно в регионах. Так, по данным ЦБ РФ на 01.01.2016 г., по сравнению с 01.01.2014 г. отозвано на 140 лицензий больше. Прибыль банков сократилась на 276449,1 млн руб. В Республике Дагестан количество банков сократилось с 76 до 15 за этот же период [9]. Настоящий период характеризуется неустойчивостью банковской системы, неэффективностью управления и достижения финансовых результатов деятельности. Для государства банковская система не смогла оказать достойной опоры ни в вопросах обеспечения банками своевременных налоговых перечислений юридических и физических лиц в бюджеты различных уровней, ни в вопросах собираемости налогов непосредственно от банковской деятельности [2, с. 18].

Актуальность вопросов налогообложения коммерческих банков не вызывает сомнения. Данная тема гармонично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики РФ, формирования единой национальной налоговой системы и доработки Налогового кодекса.

Рассматривая различные виды финансовой политики коммерческих банков, можно уточнять, конкретизировать методы и цели проведения рассматриваемой финансовой политики. Налоговая политика выражает последствия от реализации той или иной финансовой политики. С ее помощью, например, можно оптимизировать налог на прибыль при формировании доходов от реализации кредитной или валютной политики и расходов, связанных с реализацией дивидендной или эмиссионной политики [3, с. 32]. Налогооблагаемая база по налогу на имущество формируется как результат инвестиционной политики, а НДС – как результат реализации процентной политики. В этом и прослеживается связь налоговой политики с остальными видами финансовой политики.

Налоговая политика коммерческих банков имеет исключительное значение для внутреннего анализа эффективности их деятельности, а также для оценки влияния налогового законодательства на формирование кредитного рынка, и, в частности, кредитование реального сектора экономики [8, с. 3].

В направлении целевых установок банковского менеджмента можно дать следующее определение налоговой политики. Налоговая политика банка – система среднесрочных целевых установок в области трансформации банковских ресурсов в налоговые платежи, а также система принципов и методов, увязанных с достижением стратегических финансовых целей [4, с. 6]. По сравнению с целями налоговой политики банка целевые установки финансовой стратегии банка представляются более конкретными. определенными и приспособленными к налоговой ситуации, формирующейся в среднесрочном периоде [1, c. 56].

Если рассматривать задачи формирования налоговой политики современных коммерческих банков в контексте финансовой стратегии, то их можно определить следующим образом:

– создание банку условий, позволяющих получение ею приемлемой прибыли при лимитировании общего кредитного риска;

– подбор разнообразных вариантов вложения банками своих средств в виде кредитов с более тщательным расчетом операционных доходов;

– обеспечение баланса по срокам, затратам и объемам между ресурсами кредитных организаций.

С учетом этого, можно выделить следующие важнейшие факторы формирования налоговой политики кредитных организаций на современном этапе развития Российской Федерации:

– частые изменения в налоговом законодательстве и, как результат – принятие ведомственных нормативных актов и разъяснений по вопросам уплаты коммерческими банками налога на прибыль и НДС;

– стремление банков к повышению своего влияния в определенных частях банковского рынка, расширение географии банковской деятельности, что связано с проблемой улучшения налогообложения прибыли дочерних банков;

– формирование банковских инноваций в русле депозитных, кредитных и расчетно-кассовых операций, особенно за счет покупки современных информационных технологий, непосредственно сказывающихся на налоге на имущество;

– международный характер банковского бизнеса, связанный с проблемой избежания двойного налогообложения прибыли, полученной в зарубежном отделении банка;

– изменение норм резервирования и процентная политика ЦБ РФ;

– влияние изменения международных финансовых санкций и валютных курсов (отчетливо наблюдающиеся за послед-
ние месяцы).

Позиции коммерческих банков России по кредитному обслуживанию в большей мере зависят от перспектив развития банковского рынка, во многом определяющихся валютными курсами. В случае, когда иностранная валюта становится ненадежной для банковской деятельности, необходимо свести к минимуму использование данной валюты, в то же время более активно внедряя рублевую валюту, включая валюту и по кредитным сделкам.

Предполагается, что в целом банковская система России будет расти и активно развиваться [10]. И вправду, за последние годы активы банковского сектора РФ неуклонно растут, и по сравнению с 2013 годом в 2015 году они выросли на 25576,6 млрд руб., или на 44,54 % (таблица).

Динамика активов российских кредитных организаций в 2013–2015 гг., млрд руб.

Читайте также: