Банки и налоговые органы

Обновлено: 17.05.2024

Законопроект нацелен на получение налоговыми органами таких сведений от Банка России на регулярной основе в целях повышения эффективности работы налоговых органов по выявлению схем незаконной минимизации налоговых обязательств.

Отчасти законопроектом закрепляется уже существующая практика обмена информацией между ФНС России и Банком России по ряду вопросов в рамках осуществления налогового контроля и банковского надзора.

Положения законопроекта носят рамочный характер. Конкретный порядок представления налоговым органам указанных документов и сведений, а также их перечень будет определен в соглашении между Банком России и ФНС России. До появления текста такого соглашения сложно сказать, насколько этот перечень будет ограничен. В действительности такой перечень может оказаться максимально широким. На это косвенно указывает текст пояснительной записки.

Хотя это не следует из текста опубликованного законопроекта, в пояснительной записке декларируется, что в результате таких изменений ФНС России сможет получать и использовать все сведения о деятельности проверяемого налогоплательщика, включая сведения об операциях по счетам как самих кредитных организаций, открытых в территориальных учреждениях Банка России, так и об операциях по счетам клиентов кредитных организаций, а также получать любую отчетность кредитных и некредитных финансовых организаций, предусмотренную нормативными актами Банка России, что позволит более эффективно применять риск-ориентированный подход при отборе объектов для налогового контроля[1]. Судя по всему, такие сведения налоговые органы смогут получать без запроса в Банк России и/или кредитные организации, как это происходит в большинстве случаев сейчас.

Заметим, что на основании опубликованного законопроекта нельзя сделать вывод, что новые возможности ФНС России не коснутся сведений и документов в отношении физических лиц.

Текущее регулирование доступа налоговых органов к сведениям, составляющим банковскую тайну

В настоящее время налоговые органы имеют следующие возможности для получения информации (документов), в том числе от Банка России, в рамках осуществления ими мероприятий налогового контроля.

  • об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита);
  • об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
  • о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
  • о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
  • о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов таких электронных средств платежа.


Та же информация относительно физических лиц может быть запрошена у банков налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, а также относительно юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

О чем подумать, что сделать

В результате принятия законопроекта объем информации, передаваемой Банком России в налоговые органы и затрагивающей всех субъектов экономических и финансовых отношений, несомненно возрастет. Законопроектом предусмотрено вступление в силу закона по истечении 180 дней после его официального опубликования. Мы рекомендуем уже сейчас проанализировать текущие банковские операции и документооборот в кредитных организациях на предмет критериев, которые могут вызвать повышенный интерес налоговых органов при отборе объектов для налогового контроля, с учетом специфики различных видов деятельности и вероятной возможности получения информации налоговыми органами в режиме реального времени.

Помощь консультанта

[1] Банку России в режиме реального времени доступна информация по всем операциям клиентов кредитной организации, которые связаны с движением денежных средств по корреспондентскому счету, открытому в Банке России. Информация об операциях, проведенных по счетам клиента/клиентов в пределах одной кредитной организации, Банку России в таком режиме не доступна. Для ее получения необходим запрос в саму кредитную организацию.

Читайте также: