Автомобиль как объект налогообложения

Обновлено: 23.05.2024

Объект налогообложения

Платежи осуществляют владельцы следующих видов транспорта:

  • автомобили (грузовики и легковые);
  • автобусы;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • квадрокоптеры весом свыше 30 кг;
  • воздушный и водный транспорт;
  • самоходные и гусеничные машины.

Основные изменения в транспортном налоге на 2022 год

В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.

Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:

  1. Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
  2. Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.

Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:

  • с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
  • расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.

Региональные власти наделили следующими правами:

  1. предоставлять льготы по уплате налога;
  2. изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
  3. изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).

Ставки транспортного налога по регионам в 2022 году

Регион | Ставка руб. за 1 л.с.0-100100-150150-200200-250251+
Адыгея, республика10204070130
Алтайский край10202560120
Алтай, республика10142045120
Амурская область15213075150
Архангельская область14245075150
Астраханская область14274871102
Башкирия, республика25355075150
Белгородская область15255075150
Брянская область10184075130
Бурятия, республика9.517.925.538.376.5
Владимирская область20304075150
Волгоградская область9204075150
Вологодская область25355075150
Воронежская область25355075150
Дагестан, республика8103550105
Еврейская АО816406095
Забайкальский край710203365
Ивановская область10203560120
Ингушетия, республика57103040
Иркутская область10.514.53552.5105
Кабардино-Балкария, республика7153565130
Калининградская область2.5153566147
Калмыкия, республика11224775150
Калужская область10255075150
Камчатский край9244068130
Карачаево-Черкесия, республика714253595
Карелия, республика6305075150
Кемеровская область8144568135
Кировская область20304460120
Коми, республика15205075150
Костромская область1426.83860120
Краснодарский край12255075150
Красноярский край514.52951102
Крым, республика57152050
Курганская область10275075150
Курская область15224070150
Ленинградская область18355075150
Липецкая область15285075150
Магаданская область68121836
Марий Эл, республика253550 90
Москва, город12355075150
Мордовия, республика17.325.937.975150
Московская область10344975150
Мурманская область1015254080
Ненецкий АО0 25 50
Нижегородская область22.531.54575150
Новосибирская область6103060150
Омская область715304590
Оренбургская область0155075150
Орловская область15355075150
Пензенская область15 / 21304575150
Пермский край25305058
Приморский край18264375150
Псковская область13 / 15255075150
Ростовская область12154575150
Рязанская область10204575150
Самарская область16204575150
Санкт-Петербург, город24355075150
Саратовская область14305075150
Сахалинская область10213575150
Свердловская область2.59.432.749.699.2
Северная Осетия, республика715204590
Севастополь, город572575100
Смоленская область10204060100
Ставропольский край7153675120
Тамбовская область20305075150
Татарстан, республика25355075150
Тверская область1021304590
Томская область58203075
Тульская область1025.45075150
Тыва, республика711203070
Тюменская область1030344066
Удмуртия, республика8205075100
Ульяновская область12304565115
Хабаровский край12163060150
Ханты-Мансийский АО574060120
Хакасия, республика615254075
Челябинская область7.7205075150
Чечня, республика711244891
Чувашия, республика13235075150
Чукотский АО57101530
Якутия, республика813173060
Ямало-Ненецкий АО1524.52537.575
Ярославская область15.828.14568145

В Москве 1 л. с. обойдется в 12 руб. для автомобилей мощностью до 100 л. с. А владельцы машин мощностью свыше 250 л. с. заплатят уже 150 руб. за 1 л. с.

Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей

В 2014 введены повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей (актуальный перечень представлен на сайте Минпромторга РФ). Размер коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля (определяется на основании приказа Минпромторга РФ) и года выпуска:

Средняя стоимость автомобиляВозраст автомобиляКоэффициент
От 3 000 000 до 5 000 000 руб.до 3 лет1,1
От 5 000 000 до 10 000 000 руб.до 5 лет2
От 10 000 000 до 15 000 000 руб.до 10 лет3
Более 15 000 000 руб.до 15 лет3

Льготы по транспортному налогу

Физические и юридические лица вправе подать заявление на предоставление льгот по уплате налога при наличии оснований.

Список автомобилей, не облагаемых налогом:

Собственники угнанных автомобилей временно освобождаются от уплаты налога. При возвращении машины начисления возобновляются. Доплачивать налог за пропущенный срок не требуется. Старые автомобили (выпущенные до 1994) не попадают под льготное налогообложение. Из-за несоответствия экологическим нормам допустимо применение повышающего коэффициента.

Некоторые регионы ввели льготы для владельцев газовых и электрических автомобилей. В Москве, Московской области и ряде субъектов РФ до 2024 отменен транспортный налог на электромобили (гибридные под льготы не попадают). В Белгородской и Иркутской областях налог для владельцев транспорта на газу ниже в 2 раза. В Новосибирске и Приморье применяется понижающий коэффициент для машин старше 10 лет.

Для физических лиц

Список льготников на федеральном уровне, освобождаемых от уплаты налога:

  1. Инвалиды I и II группы, их родители, попечители и опекуны.
  2. Собственники автомобилей мощностью менее 70 л. с.
  3. Многодетные семьи, матери или отцы-одиночки.
  4. Жертвы радиации (ликвидаторы техногенных катастроф, участники испытаний ядерного оружия или космической техники и пр.).
  5. Герои СССР и РФ.
  6. Награжденные Орденом Славы (независимо от степени).
  7. Бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и пр.
  8. Ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий.

Льгота распространяется на одно транспортное средство мощностью менее 200 л. с. (за исключением снегоходов и мотосаней). Оформить льготу могут только владельцы автомобиля, а не члены его семьи. Если в многодетной семье автомобиль есть у матери и отца, то льготу разрешено оформить только одному. Если у льготника в собственности несколько автомобилей, то гражданин вправе самостоятельно выбрать объект налогообложения. Если у льготника 2 машины и 2 основания для получения льготы, то льгота распространяется на одно транспортное средство по выбору. Льготник получает льготы в соответствии с регионом прописки, а не по месту проживания.

Региональные власти пользуются списком льготников на федеральном уровне. Правительства субъектов РФ вправе расширить перечень. Чаще всего в список региональных льготников попадают:

  • пенсионеры (полное освобождение от налога или уменьшение ставки);
  • ветераны труда.

Точный список льгот легко узнать на региональном сайте ФНС.

Для юридических лиц

Помимо перечисленных выше оснований для получения льготы региональные власти вправе уменьшать транспортный налог для юрлиц, которые:

  1. используют труд инвалидов;
  2. поддерживают коренные промыслы малых народов;
  3. осуществляют пассажироперевозки;
  4. поддерживают традиционные для региона сферы деятельности (кожевенное производство, сельское хозяйство и пр.).

Также льготы могут предоставить общественным или религиозным объединениям. На сегодня 73 региона из 85 готовы предоставить льготы по письменному заявлению организации.

Спецтранспорт (машины скорой помощи, санитарная авиация, автомобили органов исполнительной власти) не подлежат налогообложению.

Расчет транспортного налога в 2022 году

  • мощность в л. с.;
  • субъект РФ (по прописке собственника);
  • тип транспорта;
  • число месяцев владения.

Для дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент, необходимо указать год выпуска (из ПТС), модель и марку.

Для проверки можно сделать ручной расчет по формуле: базовая ставка для региона * мощность (л. с.) * месяцы владения /12 * повышающий коэффициент.

Правила и сроки оплаты налога для физических лиц

Физлица платят налог раз в год (в кассе банка, в терминале, в онлайн-банке, на Госуслугах или на сайте ФНС). Срок зафиксирован в НК РФ — до 1-го декабря. Разрешена уплата частями. В случае опоздания с уплатой полной суммы пени начисляют только на сумму недоимки.

Сроки оплаты налога для юридических лиц

По новым правилам юрлица оплачивают налог до 5-го февраля. Но региональные власти вправе установить более поздний срок. Или затребовать внесение авансовых платежей каждый квартал (не противоречит НК РФ). Расчет при этом делают сотрудники бухгалтерии. В связи с вступлением в силу ряда изменений декларация за 2020 не нужна. Но подсчитать сумму к уплате бухгалтеру придется самостоятельно. В следующем году придет извещение из налоговой.

Заключение

Уплата транспортного налога является обязанностью всех собственников автомобилей, квадрокоптеров весом свыше 30 кг, речных и воздушных судов и пр. Рассчитать налог удобнее всего с использованием онлайн-калькулятора. Принцип подсчета для организаций и физлиц не отличается. Важно проверять на сайте ФНС возможности получения федеральных и региональных льгот (автоматически не применяются, необходимо подать заявление в отделение ФНС РФ по прописке).

Целью данной темы является изучение транспортного налога, который был введен в налоговую систему РФ с 1 января 2003 г. (гл. 28 НК РФ). Он заменил действовавший ранее налог с владельцев автотранспортных средств и часть налога на имущество физических лиц (в отношении водных и воздушных транспортных средств).

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • назвать состав плательщиков транспортного налога;
  • перечислить объекты обложения транспортного налога;
  • изложить права законодательных органов субъектов РФ при установлении транспортного налога;
  • применять налоговые льготы по транспортному налогу;
  • объяснить порядок расчета и уплаты транспортного налога.

Оглавление

4.3.1. Плательщики, объект и налоговая база транспортного налога

Транспортный налог вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты. Кроме того, законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда, и другие водные и воздушные транспортные средства.

Не являются объектом налогообложения:

Налоговая база в зависимости от объекта может выражаться в стоимостной или физической форме.

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Для некоторых водных и воздушных транспортных средств налоговая база принимается равной единице транспортного средства.

4.3.2. Ставки, порядок исчисления и уплаты транспортного налога

Налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Концепция транспортного налога предусматривает, что более высокие налоговые ставки применяются в отношении более мощных и дорогих автотранспортных средств. Вместе с тем для большинства автолюбителей, имеющих недорогие отечественные автомобили, увеличение суммы налога незначительно.

В ст. 361 НК РФ приведены базовые ставки транспортного налога, которые могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока использования транспортного средства. В табл. 4.4 приведены базовые ставки транспортного налога и ставки налога, действующие на территории Санкт-Петербурга в 2006 г.

Налоговым периодом для уплаты транспортного налога признается календарный год. Для налогоплательщиков-организаций установлены отчетные периоды по налогу – I квартал, II квартал, III квартал. Однако при установлении транспортного налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.

Порядок исчисления и уплаты. Уплата налога производится по месту нахождения транспортного средства. При этом местом нахождения транспортного средства согласно п. 5 ст. 83 НК РФ признается:

  • для морских, речных и воздушных транспортных средств – место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника транспортного средства;
  • для иных транспортных средств – место государственной регистрации, а при отсутствии такового – место нахождения (жительства) собственника транспортного средства.

Ставки транспортного налога (в рублях)

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка
по НК РФ

Налоговая ставка
по закону Санкт-Петербурга (2007 г.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л. с.):

– до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

– свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно

– свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,10 кВт) включительно

– свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,10 до 183,90 кВт) включительно

– свыше 250 л. с. (свыше 183,90 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой л. с.):

– до 20 л. с. (до 14,70 кВт) включительно

– свыше 20 до 35 л. с. (свыше 14,70 до 25,74 кВт) включительно

– свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой л. с.):

– до 200 л. с. (до 147,10 кВт) включительно

– свыше 200 л. с. (свыше 147,10 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой л. с.):

– до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

– свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно

– свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,10 кВт) включительно

– свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,10 до 183,90 кВт) включительно

– свыше 250 л. с. (свыше 183,90 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на самоходном и гусеничном ходу (с каждой л. с.)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой л. с.):

– до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно

– свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощность двигателя (с каждой л. с.):

– до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

– свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой л. с.):

– до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

– свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой л. с.):

– до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

– свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых
определяется валовая вместимость (с каждой рег. т валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой л. с.)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого кг силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Сумма налога исчисляется для каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Расчет суммы налога, подлежащей уплате физическими лицами, производят налоговые органы на основании сведений, полученных от государственных органов регистрации транспортных средств.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, получившие от налогового органа налоговое уведомление на уплату налога не позднее 1 июня года текущего налогового периода, уплачивают авансовый платеж по месту нахождения транспортных средств в срок не позднее 1 сентября года текущего налогового периода. По истечении налогового периода в срок до 1 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговым органом производится перерасчет суммы налога. Сумма налога, подлежащая доплате, уплачивается в срок не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При уплате транспортного налога учитываются льготы, которые устанавливаются законами субъекта РФ. Так, по Закону Санкт-Петербурга от уплаты транспортного налога освобождаются:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда;
  • полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
  • ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств;
  • инвалиды I и II групп по общему заболеванию;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • родители (опекуны, попечители) детей-инвалидов.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда;

Комментарий к ст. 358 НК РФ

Во-первых, Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Своими письмами Минфин России разъяснил некоторые вопросы о том, какие транспортные средства не признаются объектом налогообложения. Так, для того чтобы установить, что легковой автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения, не является объектом обложения транспортным налогом, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения указанного легкового автомобиля через соответствующие организации. Данные положения действуют и в том случае, если автомобили были куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет (письмо Минфина России от 8 июля 2004 г. N 03-06-11/100).

В письме Минфина России от 2 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/44 указано, что не признаются объектом налогообложения не только пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации-перевозчика, но и зафрахтованные суда.

До недавнего времени было много вопросов, связанных с так называемыми передвижными предприятиями - автомобилями, выполняющими производственные и хозяйственно-бытовые функции. Такие автомобили в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов учитываются как здания и сооружения, и к ним относятся передвижные электростанции, трансформаторы, лаборатории, мастерские, кухни, магазины, душевые и клубы. По мнению инспекторов ФНС, уплачивать налог с таких автомобилей не нужно. Однако Минфин настаивал на обратном, ссылаясь на Международное соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств (заключено в Женеве 20 марта 1958 года), согласно которому любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/14 рекомендовано платить налог исходя из мощности автомобиля, но в соответствии с его же письмом от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 специализированные автомобили на базе грузовых относятся к грузовикам и облагаются налогом по более высоким ставкам.

Судебная практика по статье 358 НК РФ

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 357, 358, 359, 361 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса), статей 3, 14, 15, 16, 19, 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", Закона Ярославской области от 05.11.2002 N 71-З "О транспортном налоге в Ярославской области", Правилами государственной регистрации судов, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.09.2001 N 144, пришли к выводу о законности оспариваемого решения инспекции.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 38, 45, 46, 69, 70, 101, 104, 357, 358 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 24, 75, 156, 169, 171, 172, 223, 224, 226, 247, 252, 256, 260, 270, 310, 312, 357, 358, 359, 361, 362 Налогового кодекса, разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды пришли к выводу о законности решения налогового органа в обжалуемой части.

Признавая отказ налогового органа в освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц законным, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации, статей 18, 23, 45, 52, 346.11, 346.12, 356 - 358, 363, 387 - 390, 396, 397, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации, исходили из того, что транспортные средства и земельные участки, налогообложение которых регламентировано главами 28 ("Транспортный налог") и 31 ("Земельный налог") названного кодекса, не относятся к объектам обложения налогом на имущество физических лиц.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 105.1, 123, 149, 153, 154, 169, 171, 172, 226, 248, 252, 363.1, 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники не территории Российской Федерации", статьей 5 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" и Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.I и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, пришли к выводу о законности оспоренного решения инспекции в обжалуемой части.

СТАТЬИ 358 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

Транспортный налог: понятие, объект налогообложения

Транспортный налог – это вид денежного перечисления в бюджет, которое обязаны производить владельцы транспортных средств. Данный платеж относится к категории имущественных налогов.

Транспортный налог: понятие, размер, срок и порядок уплаты

  • автомобили;
  • мотороллеры;
  • автобусы;
  • вертолеты;
  • теплоходы;
  • яхты и т. д.

Порядок уплаты транспортного налога регулируется положениями НК РФ (глава 28), а также нормативными актами, действующими в конкретных субъектах РФ.

СПРАВКА! Стоит отметить, что данный вид налога относится к категории региональных. Это означает, что суммы, вносимые налогоплательщиками, остаются в бюджете конкретного региона. В дальнейшем они направляются на строительство дорог, больниц, школ и т. д.

Кто является плательщиком транспортного налога?

Как уже было отмечено выше, плательщиками транспортного налога являются собственники различных наземных, воздушных и водных средств передвижения.

ВНИМАНИЕ! При продаже автомобиля, данные о новом владельце поступают в налоговый орган в течение 10 дней. С этого момента платить налог должен будет покупатель машины.

В качестве лиц, обязанных вносить транспортный налог, могут выступать как обычные граждане, так и организации. Однако для последней категории налогоплательщиков предусмотрен отдельный порядок, условия и сроки внесения такого платежа.

Срок уплаты транспортного налога

В действующем законодательстве четко прописан период времени, до истечения которого должен быть уплачен транспортный налог.

Так, в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, обязаны произвести платеж до 1 декабря года, идущего за отчетным периодом. В случае несоблюдения данного условия в отношении нарушителя будет начислена пеня.

В целях уплаты транспортного налога гражданами, налоговым периодом признается один календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).

В каких случаях платить налог не нужно?

Стоит отметить, что не все транспортные средства являются объектом налогообложения по транспортному налогу. В соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ не нужно платить данный вид обязательных платежей в отношении следующих средств передвижения:

  • легковые авто, оборудованные для эксплуатации инвалидами;
  • машины мощностью меньше 100 л. с., полученные через органы социальной защиты населения;
  • водный и воздушный транспорт, принадлежащий организациям или ИП, который используются для перевозки пассажиров и грузов;
  • средства передвижения, принадлежащие органам государственной власти;
  • самолеты и вертолеты, предназначенные для обслуживания медицины;
  • транспортные средства, числящиеся в розыске, или же те авто, которые уже найдены. В последнем случае уплачивать налог не нужно за период с начала розыска и до дня передачи машины ее владельцу;
  • иные случаи.

Отдельно стоит подчеркнуть, что определенные послабления по транспортному налогу могут быть предусмотрены для граждан, относящихся к категории льготников (более подробно об этом написано ниже).

Порядок расчета транспортного налога

При исчислении суммы транспортного налога учитываются следующие основные показатели:

  1. Налоговая база – ее величина выражается в лошадиных силах конкретного автомобиля. Данное значение берется из документов на транспортное средство.
  2. Налоговая ставка (измеряется в рублях) – данный показатель устанавливается на законодательном уровне. Причем его величина меняется в зависимости от мощности транспорта, его вида и субъекта РФ, на территории которого он находится.
  3. Период владения – промежуток времени, в течение которого машиной владело то или иное лицо.
  4. Повышающие коэффициенты – они применяются в отдельных случаях, вследствие чего сумма налога возрастает.

В целом, размер транспортного налога определяется по следующей общей формуле:

Транспортный налог = Налоговая база * Ставка * (Период владения авто / 12)

Ставки по налогу

Сразу необходимо отметить, что по закону субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать ставки по транспортному налогу.

В ст. 361 НК РФ установлены базовые значения ставок для транспортных средств с различной мощностью. При этом органы местного самоуправления вправе увеличивать или уменьшать заданные величины не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

ВАЖНО! Указанное выше условие (в части уменьшения ставки не более чем в 10 раз) не применяется в отношении легковых машин, мощность которых не превышает 150 л. с.

Таким образом, невозможно обозначить точные размеры ставок по транспортному налогу, так как в каждом регионе РФ они будут отличаться. Вместе с этим, на их величину влияют следующие основные факторы:

  • категория транспортного средства;
  • мощность автомобиля;
  • территория, на которой находится авто.

Кроме того, при установлении ставки по транспортному налогу также может учитываться год выпуска машины и ее экологический класс (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Когда применяются повышающие коэффициенты?

В отдельных случаях при расчете суммы транспортного налога могут дополнительно использоваться повышающие коэффициенты.

В соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 362 НК РФ подобные коэффициенты применяются по отношению к следующим видам транспортных средств:

  1. Машины в возрасте до 3 лет, средняя цена которых составляет от 3 до 5 млн рублей (размер коэффициента – 1,1).
  2. Автомобили стоимостью 5–10 млн рублей, которые были выпущены не более 5 лет назад (повышающий коэффициент – 2).
  3. Легковой транспорт с ценой от 10 до 15 млн рублей в возрасте не более 10 лет (повышающий коэффициент – 3).
  4. Авто, цена которых составляет от 15 млн рублей, возраст – не более 20 лет (коэффициент – 3).

СПРАВКА! Расчет средней стоимости машин с целью применения повышающих коэффициентов производится в соответствии с порядком, обозначенным в Приказе Минпромторга РФ от 28.02.2014 года № 316.

Можно ли сэкономить?

Единственным законным способом, позволяющим снизить размер транспортного налога, является использование льгот, действующих в соответствующем субъекте РФ. Однако такой возможностью можно воспользоваться только при наличии права на подобные послабления.

В целом можно перечислить несколько общих рекомендаций, которые позволят максимально избежать уплаты повышенного размера транспортного налога:

  1. Еще на стадии выбора автомобиля необходимо обращать внимание на его характеристики с точки зрения налогообложения. Так, разница всего лишь в одну лошадиную силу может существенно увеличить сумму налога.
  2. При покупке машины следует предварительно проверить, не входит ли она в перечень транспортных средств, для которых предусмотрен повышающий коэффициент по транспортному налогу.
  3. В случае продажи авто необходимо удостовериться в том, что новый владелец снял ее с учета. Также это можно сделать самостоятельно в течение 10 дней.
  4. Получив уведомление от налоговой инспекции, рекомендуется перепроверить, отраженную в нем сумму. Все данные (налоговая база, период владения и т. д.) должны совпадать с фактическими сведениями.

Льготы по транспортному налогу

Стоит отметить, что на федеральном уровне какие-либо льготы по транспортному налогу законом не предусмотрены.

Однако определенные послабления вправе устанавливать государственные органы субъектов РФ. Причем в каждом регионе они могут отличаться.

Для примера можно рассмотреть льготы по транспортному налогу, действующие в некоторых регионах России:

  1. В Москве от уплаты данного вида налога освобождены такие категории налогоплательщиков, как (закон г. Москвы от 09.07.2008 года № 33):
  • Герои СССР и РФ, имеющие орден Славы;
  • ветераны ВОВ;
  • инвалиды (1 и 2 группа);
  • семьи, где есть ребенок-инвалид (льготу получает один из родителей);
  • другие категории лиц.
  1. Свердловская область – в соответствии с законом Свердловской области от 29.11.2002 года № 43-ОЗ от уплаты транспортного налога освобождены:
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • многодетные семьи (льготу получает один из родителей) и др.

Порядок уплаты транспортного налога

Оплатить транспортный налог достаточно просто. При этом вовсе не обязательно куда-то идти. Провести платеж можно, не выходя из дома, одним из следующих способов:

ВАЖНО! Указанными выше способами можно платить налоги, включая транспортный, не только за себя, но и за другого человека. Главное, знать индекс уведомления, поступившего из налоговой инспекции.

Нужно ли самостоятельно уведомлять налоговую инспекцию о наличии транспортного средства?

По общему правилу гражданам не нужно уведомлять налоговый орган о приобретении транспортного средства, так как это делают сотрудники ГИБДД. После переоформления машины в течение 10 дней в налоговую инспекцию поступает соответствующий сигнал.

В дальнейшем сотрудники налоговой отправляют владельцам транспортных средств соответствующие уведомления, в которых отражена сумма налога, подлежащая уплате.

На практике иногда происходят ситуации, когда машина давно куплена, но квитанция из налоговой инспекции все не приходит. В данном случае налогоплательщик обязан самостоятельно уведомить о факте приобретения транспортного средства. В противном случае ему может грозить штраф за просрочку платежа.

Как отчитываться по транспортному налогу?

Стоит отметить, что физическим лицам не нужно отчитываться по данному виду налоговых перечислений в бюджет. Как уже было сказано выше, сотрудники инспекции самостоятельно рассчитывают сумму, подлежащую уплате, и рассылают соответствующие уведомления каждому владельцу транспортного средства.

Иной порядок предусмотрен для юридических лиц. Они обязаны самостоятельно рассчитывать сумму налога и ежегодно по нему отчитываться, о чем более подробно можно прочесть ниже по тексту.

Куда сдавать декларацию?

В соответствии с п. 1 ст. 363.1 НК РФ организации, являющиеся плательщиками транспортного налога, обязаны сдать декларацию в налоговый орган, расположенный по месту нахождения транспортного средства. Причем сделать это нужно до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.

Для крупнейших налогоплательщиков местом сдачи декларации по транспортному налогу является налоговая инспекция, где организация учтена в качестве крупного плательщика перечислений в бюджет.

Ответственность за неуплату

За несвоевременную уплату транспортного налога начисляется штраф в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в конкретный период (для физических лиц). Причем такая пеня взимается за каждый день просрочки. Об этом написано в п. 4 ст. 75 НК РФ.

Кроме того, нарушителя закона ожидают следующие неприятные последствия:

  1. При допущении просрочки в первую очередь в адрес налогоплательщика придет письменное требование о внесении платежа.
  2. Если проигнорировать все извещения, поступающие из налоговой, то следующей мерой воздействия на неплательщика будет являться судебное разбирательство. Проводится оно в закрытом формате, по итогу чего выносится судебный приказ.
  3. На основании исполнительного документа банк самостоятельно спишет деньги со счета должника.

Кроме того, дело может быть направлено судебным приставам. Как известно, они обладают достаточно широким кругом полномочий по отношению к должникам (запрет на выезд заграницу, временное лишение водительских прав и т. д.).

Как определить наличие задолженности по транспортному налогу?

Для того чтобы не допустить просрочки уплаты транспортного налога, рекомендуется периодически проверять наличие задолженности по такому виду платежа. Сделать это можно разными способами, например:

Читайте также: