Аудиторское заключение в налоговую

Обновлено: 17.05.2024

Основные новеллы законодательства связаны со следующими вопросами:

терминология законодательства об аудиторской деятельности[2];

правовые основы регулирования аудиторской деятельности²;

деятельность аудиторских организаций[3];

обязательный аудит и конкурсы³;

оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям[4];

квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;

деятельность саморегулируемой организации аудиторов;

контроль деятельности аудиторских организаций.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ вступает в силу 1 января 2022 г., за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С АУДИТОРСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ

Уточнено регулирование содержания аудиторского заключения

Согласно этому Федеральному закону требования к форме и содержанию аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. Такими стандартами, в частности, являются МСА 700 (пересмотренный), МСА 701, МСА 705 (пересмотренный), МСА 706 (пересмотренный).

Введены дополнительные требования к аудиторским заключениям об отчетности общественно значимых организаций

Все общественно значимые организации

Общественно значимые организации на финансовом рынке

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ уточнен порядок раскрытия результатов исполнения указанных обязанностей аудиторской организацией на финансовом рынке:

результаты исполнения дополнительной работы раскрываются в отдельном разделе аудиторского заключения либо в отдельном отчете;

Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к раскрытию таких результатов.

Определены правила подписания аудиторского заключения

Определен порядок подписания аудиторского заключения (ранее - Федеральный закон устанавливал, что требования к подписанию аудиторского заключения устанавливаются стандартами).

Аудиторское заключение, выдаваемое аудиторской организацией, подписывают руководитель этой организации и руководитель аудита. Руководитель аудиторской организации[5] вправе уполномочить иное лицо на подписание аудиторского заключения вместо себя при условии, что такое лицо имеет соответствующий квалификационный аттестат аудитора. Подписи указанных лиц должны сопровождаться указанием их фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров записей в реестре аудиторов и аудиторских организаций, а также номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций в отношении самой аудиторской организации.

Аудиторское заключение, выдаваемое индивидуальным аудитором подписывает сам индивидуальный аудитор с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций.

Федеральный закон запрещает передавать полномочие по подписанию аудиторского заключения лицам, не указанным в законе. Предусмотренное Федеральным законом уполномочение лица на подписание аудиторского заключения от имени аудиторской организации должно быть документально оформлено с соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации.

Уточнены нормы о заведомо ложном аудиторском заключении

Банк России является надлежащим истцом в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций на финансовом рынке[6] (ранее – в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в отношении которых он осуществляет контроль и надзор);

Кроме того, определено, что:

исключение аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов в связи с аннулированием его квалификационного аттестата из-за подписания им заведомо ложного аудиторского заключения является основанием для отказа в повторном приеме этого лица в саморегулируемую организацию аудиторов (ранее – такое основание отсутствовало);

одним из требований к аудиторской организации для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке является отсутствие в числе аудиторов по основному месту работы лиц, которые подписали заведомо ложное аудиторское заключение.

Введена процедура признания аудиторского заключения ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности

Введен институт признания аудиторского заключения ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности. Этот институт будет применяться в отношении аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации на финансовом рынке, за исключением организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект эмиссии ценных бумаг.

Решение Банка России о признании аудиторского заключения ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности может быть обжаловано в судебном порядке.

Аудитор, подписавший аудиторское заключение, признанное ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности, не может быть назначен руководителем аудита общественно значимой организации на финансовом рынке (за исключением эмитента ценных бумаг). Срок данного ограничения - три года, непосредственно предшествовавших году начала оказания аудиторской услуги общественно значимой организации на финансовом рынке.

ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ЭКЗАМЕНОМ И АТТЕСТАТАМИ АУДИТОРА

Изменено регулирование квалификационного экзамена

Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией (ранее – устанавливался единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных Советом по аудиторской деятельности).

Уточнен порядок формирования единой аттестационной комиссии

единая аттестационная комиссия создается саморегулируемой организацией аудиторов, которая участвует в ее деятельности, включая финансирование (ранее – создавалась всеми саморегулируемыми организациями вместе);

в состав коллегиального высшего органа управления единой аттестационной комиссии должны быть включены представители Минфина России, а также члены, независимые от единой аттестационной комиссии и саморегулируемой организации аудиторов (ранее – такое требование не формулировалось);

назначение на должность и освобождение от должности единоличного исполнительного органа единой аттестационной комиссии осуществляются в общеустановленном порядке (ранее - с предварительного согласия Совета по аудиторской деятельности).

Уточнены процедуры аннулирования квалификационных аттестатов аудитора

уточнен в части лиц, являющихся членами специализированных органов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов саморегулируемой организации аудиторов, а также работников саморегулируемой организации аудиторов, выполняющих трудовую функцию по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций 6 (ранее – лиц, выполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированных органов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов);

дополнен служащими Банка России, в должностные обязанности которых входит надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке 6 .

Кроме того, изменен порядок признания уважительной причины несоблюдения аудитором требований об обязательном ежегодном повышении квалификации. Саморегулируемая организация аудиторов признает причину несоблюдения требований уважительной (ранее – с одобрения Совета по аудиторской деятельности).

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России

Необходимость аудиторского заключения в бухгалтерской отчетности

При формировании бухгалтерской отчетности на вкладке Бухгалтерский баланс укажите, подлежит ли обязательному аудиту отчетность организации. При этом сразу отправлять аудиторское заключение необязательно.


Иначе при выгрузке отчетности возникнут ошибки.


Поля желтого цвета заполняются вручную.

Данные аудиторской компании можно не указывать, если аудиторское заключение представляется позже.

Отправка аудиторского заключения в ИФНС вместе с отчетностью

При совместной отправке аудиторского заключения и бухгалтерской отчетности прикрепите его на вкладке Дополнительные файлы . Аудиторское заключение предоставляется только в формате pdf (утв. Приказом ФНС РФ от 13.11.2019 N ММВ-7-1/570@).


Наименование аудиторского заключения при выгрузке установится по регламентированному формату.


Отправка аудиторского заключения в ИФНС позже отчетности

Аудиторское заключение не всегда бывает готово на момент отправки бухгалтерской отчетности в ИФНС.

Разберем действия бухгалтера в 1С, если аудиторское заключение сдается позже.

Перейдите в регламентированных отчетах по ссылке Письма . По кнопке Создать выберите Пакет с доп.документами для ФНС .


Если аудиторское заключение отправляется после сдачи бухгалтерской отчетности, формат документа должен соответствовать формату по Приказу ФНС РФ от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ (п. 2 Приказа ФНС РФ от 13.11.2019 N ММВ-7-1/570@).


В поле Основание выберите бухгалтерскую отчетность, к которой отправляется аудиторское заключение. Обратите внимание, выбрать можно только отчет, отправленный в ИФНС ранее.

По кнопке Загрузить с диска прикрепите файл с аудиторским заключением.

При отсутствии обязательного аудиторского заключения Организация может быть оштрафована по п. 1 ст. 126 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ.

См. также:

Если Вы еще не подписаны:

Активировать демо-доступ бесплатно →

или

Оформить подписку на Рубрикатор →

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    Росстат в Письме от 04.12.2017 N 04-4-04-4/136-СМИ объяснил, как действовать.У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.

Карточка публикации

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Все комментарии (1)

Спасибо за важную и полезную информацию

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

Изменения в 2021-2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

Практический переход на ФСБУ 25 в 1С - Часть 1

Первоочередные дела по годовой отчетности 2021 в 1С:Бухгалтерия

Здравствуйте. Спасибо за Вашу поддержку и огромную помощь в работе бухгалтеров. У нас нет программы ЗУП, но пользуясь рубрикатором, очень много советов переношу в свою 1С обычную. Эксперты все очень подробно и доходчиво рассказывают. Отслеживается все изменения и нововведения. Поэтому она полезна и начинающим бухгалтерам, и опытным, проработавшим не один десяток лет. Спасибо за вашу работу.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 13 ноября 2019 года N ММВ-7-1/570@

В соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст.7344; 2018, N 49 (ч.1), ст.7516; 2019, N 30, ст.4149) и подпунктом 5.9.68 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст.3961; 2019, N 22, ст.2811, N 35, ст.4965), в целях обеспечения формирования и пользования государственным информационным ресурсом бухгалтерской (финансовой) отчетности в связи с принятием Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49 (ч.1), ст.7516; 2019, N 30, ст.4149)

формат представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

формат представления экземпляра составленной упрощенной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Установить, что:

аудиторское заключение представляется в виде электронного документа в формате PDF;

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы создания и сопровождения государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин

в Министерстве юстиции

17 декабря 2019 года,

регистрационный N 56836

Приложение N 1
к приказу ФНС России
от 13 ноября 2019 года N ММВ-7-1/570@

Формат представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности

I. Общие положения

1. Настоящий формат описывает требования к XML файлам (далее - файл обмена) передачи в электронной форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - бухгалтерская отчетность) организации и аудиторского заключения о ней в налоговые органы в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Номер версии настоящего формата 5.08, часть CV.

II. Описание файла обмена

3. Имя файла обмена должно иметь следующий вид:

R_T_A_K_O_GGGGMMDD_N, где:

R_T - префикс, принимающий значение NO_BUHOTCH;

A_K - идентификатор получателя информации, где: A - идентификатор получателя, которому направляется файл обмена, K - идентификатор конечного получателя, для которого предназначена информация из данного файла обмена. Каждый из идентификаторов (A и K) имеет вид для налоговых органов - четырехразрядный код налогового органа;

Передача файла от отправителя к конечному получателю (К) может осуществляться в несколько этапов через другие налоговые органы, осуществляющие передачу файла на промежуточных этапах, которые обозначаются идентификатором А. В случае передачи файла от отправителя к конечному получателю при отсутствии налоговых органов, осуществляющих передачу на промежуточных этапах, значения идентификаторов А и К совпадают.

O - идентификатор отправителя информации, имеет вид:

для организаций - девятнадцатиразрядный код - идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и код причины постановки на учет (далее - КПП) организации (обособленного подразделения);

для физических лиц - двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, при наличии. При отсутствии ИНН - последовательность из двенадцати нулей);

GGGG - год формирования передаваемого файла, MM - месяц, DD - день;

N - идентификационный номер файла (длина - от 1 до 36 знаков. Идентификационный номер файла должен обеспечивать уникальность файла).

Расширение имени файла - xml. Расширение имени файла может указываться как строчными, так и прописными буквами.

Параметры первой строки файла обмена

Первая строка XML файла должна иметь следующий вид:

Имя файла, содержащего XML схему файла обмена, должно иметь следующий вид:

NO_BUHOTCH_1_105_00_05_08_xx, где хх - номер версии схемы.

Расширение имени файла - xsd.

XML схема файла обмена приводится отдельным файлом и размещается на сайте Федеральной налоговой службы.

4. Логическая модель файла обмена представлена в виде диаграммы структуры файла обмена на рисунке 1 настоящего формата. Элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена и сведения о них приведены в таблицах 4.1-4.71 настоящего формата.

Для каждого структурного элемента логической модели файла обмена приводятся следующие сведения:

наименование элемента. Приводится полное наименование элемента;

В строке таблицы могут быть описаны несколько элементов, наименования которых разделены символом "|". Такая форма записи применяется при наличии в файле обмена только одного элемента из описанных в этой строке.

сокращенное наименование (код) элемента. Приводится сокращенное наименование элемента. Синтаксис сокращенного наименования должен удовлетворять спецификации XML;

признак типа элемента. Может принимать следующие значения: "С" - сложный элемент логической модели (содержит вложенные элементы), "П" - простой элемент логической модели, реализованный в виде элемента XML файла, "А" - простой элемент логической модели, реализованный в виде атрибута элемента XML файла. Простой элемент логической модели не содержит вложенные элементы;

формат элемента. Формат элемента представляется следующими условными обозначениями: Т - символьная строка; N - числовое значение (целое или дробное).

Формат символьной строки указывается в виде T(n-k) или Т(=k), где: n - минимальное количество знаков, k - максимальное количество знаков, символ "-" - разделитель, символ " P0042_9" align="justify">Формат числового значения указывается в виде N(m.k), где: m - максимальное количество знаков в числе, включая целую и дробную часть числа без разделяющей десятичной точки и знака (для отрицательного числа), k - максимальное число знаков дробной части числа. Если число знаков дробной части числа равно 0 (то есть число целое), то формат числового значения имеет вид N(m).

Для простых элементов, являющихся базовыми в XML, например, элемент с типом "date", поле "Формат элемента" не заполняется. Для таких элементов в поле "Дополнительная информация" указывается тип базового элемента;

признак обязательности элемента определяет обязательность наличия элемента (совокупности наименования элемента и его значения) в файле обмена. Признак обязательности элемента может принимать следующие значения: "О" - наличие элемента в файле обмена обязательно; "Н" - наличие элемента в файле обмена необязательно, то есть элемент может отсутствовать. Если элемент принимает ограниченный перечень значений (по классификатору, кодовому словарю и тому подобному), то признак обязательности элемента дополняется символом "К". Например, "ОК". В случае, если количество реализаций элемента может быть более одной, то признак обязательности элемента дополняется символом "М". Например, "НМ" или "ОКМ".

К вышеперечисленным признакам обязательности элемента может добавляться значение "У" в случае описания в XML схеме условий, предъявляемых к элементу в файле обмена, описанных в графе "Дополнительная информация". Например, "НУ" или "ОКУ";

дополнительная информация содержит, при необходимости, требования к элементу файла обмена, не указанные ранее. Для сложных элементов указывается ссылка на таблицу, в которой описывается состав данного элемента. Для элементов, принимающих ограниченный перечень значений из классификатора (кодового словаря и тому подобного), указывается соответствующее наименование классификатора (кодового словаря и тому подобного) или приводится перечень возможных значений. Для классификатора (кодового словаря и тому подобного) может указываться ссылка на его местонахождение. Для элементов, использующих пользовательский тип данных, указывается наименование типового элемента.

Читайте также: