Аск ндс 2 результаты

Обновлено: 17.05.2024

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

Ведущий налоговый юрист, эксперт по сопровождению налоговых проверок и судебному представительству в спорах

Далее в статье для удобства рассматриваемые вызовы в налоговый орган для побуждения налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств названы нами обобщено — комиссиями по НДС.

Хотя на практике они сейчас называются налоговыми органами по-разному:

Как построена работа комиссий по НДС

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган, как правило, составляет протокол комиссии (рабочей группы), где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это срок в пределах двух недель с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Вместе с тем нормы статьи 31 НК РФ дают налоговому органу право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

При этом зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой (в том числе с тематической, когда налоговым органом проверяется лишь один какой-либо налог, как правило НДС, за определенный налоговый период) с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию по НДС

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель по доверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с налоговым юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки и ее исполнения именно спорным контрагентом (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

АСК НДС-2. Мифы, стереотипы о работе программы, способах обхода

С 1 января 2015 в России был изменен порядок подачи деклараций по НДС и заработала новая система автоматизированного контроля исчисления НДС (АСК НДС-2). Эффективность ее трудно переоценить — сборы по НДС выросли, несмотря на общее падение ВВП и добавленной стоимости в экономике. Тем не менее до сих пор многие до конца не представляют логики работы этой системы.

Прежде чем развенчать мифы относительно АСК НДС-2 кратко напомню особенности обложения НДС, которые положены в основу работы АСК НДС-2. НДС является косвенным налогом. Это значит, что его исчисление зависит от того, как он отражен у ваших контрагентов. Чтобы применить вычет по НДС, необходимо чтобы эту же сумму поставил к оплате ваш поставщик. АСК НДС-2 позволяет проводить это соответствие автоматически в момент сдачи отчетности.

Раньше налогоплательщики для оптимизации НДС брали вычет по НДС от неких “сервисных” компаний. “Сервисные” компании, в свою очередь, просто сдавали “нулевые” декларации. Они фактически говорили: “мы взяли вычет от кого-то, а от кого не скажем, у нас нет такой обязанности”. И даже если бы такая обязанность была, провести сверку в ручном режиме по всей стране между налогоплательщиками из разных инспекций не представлялось возможным.

Именно для такого автоматического контроля и была разработана система АСК НДС-2. После ее разработки введен новый порядок сдачи деклараций по НДС в электронном виде, включая данные книги покупок и продаж.

Миф №1. С фирмами-однодневками будет разом покончено 25 апреля 2015 года и весь вычет по НДС, заявленный от них придется уплатить.

Миф появился в результате того, что собственникам бизнеса накануне изменений новость принесли бухгалтеры, узнавшие ее на семинарах по применению нового порядка сдачи отчетности, или налоговые консультанты, занимающиеся в большей степени инфобизнесом. Сами собственники и руководители в тему вникать даже не планировали, хотя она напрямую касалась безопасности их бизнеса. Изменения были внесены за полтора года до их вступления в силу 134-ФЗ от 28.06.13. Все мои коллеги и знакомые кому я задавал вопрос, что они собираются делать отвечали примерно следующее: “обнальщики что-нибудь придумают”; “не бывает, чтобы в России невозможно было обналичивать деньги”; “это бухгалтерский вопрос, не парься”.

На самом деле цель АСК НДС-2 выявить, а не пресечь. Был изменен порядок сдачи деклараций, порядок принятия НДС к вычету остался прежним. То есть, налоговики не получили право доначислять НДС только на основании разорванной цепочки в АСК НДС-2. Более того, данные этого программного комплекса не могут быть основаниями в суде и могут использоваться только для внутреннего применения. Порядок взыскания налоговой недоимки в бюджет остался прежним: выездная налоговая проверка, выявление фактических обстоятельств сделок, доказательство фиктивного документооборота.

Миф №2. “Обнальщики” все-таки придумали как обойти систему АСК НДС-2.

Это миф автоматически вытекал из предпанических ожиданий реакции налоговиков на сданные декларации 1 квартала 2015 года, вызванных первым мифом. Небо на землю не упало, массовых отказов в НДС не случилось, откуда все сразу сделали вывод, что “обнальщики” придумали как бороться с АСК НДС-2.

На самом деле недодумали налоговики. Система АСК НДС-2 содержала лишь данные отчетности, а данные об уплате налога в бюджет в нее не попадали. Поэтому происходило следующее. “Обнальщики” удлиняли цепочки, чтобы отвести вопросы от клиентов, а потом все цепочки сходились на одну фирму-жертву. “Занулить” декларацию эта фирма не могла, потому что не было поставщика, который взял бы на себя такой большой налог. Поэтому фирма-жертва сдавала декларацию на всю сумму налога, который на нее “сгрузили”! При этом разрыва цепочек не происходило. А фирма-жертва просто бросалась. И в следующем периоде на ее место заступала другая фирма-жертва. Безусловно, налоговики сразу же выявили этот метод (из статистики резко выросшего декларированного, но неоплаченного налога) и по факту он дает “обнальщикам” лишь некоторую отсрочку.

Миф №3. Разработка АСК НДС-3 и иные усовершенствования АСК НДС-2 это просто распил денег.

В действительности затыкают некоторые дыры, в том числе озвученную. Синхронизация АСК НДС с расчетным центром Банка России позволит сразу же выявлять фирмы-жертвы и этот разрыв тоже станет явным. И также произойдет синхронизация с таможенными данными по НДС. Таким образом, вся цепочка добавленной стоимости будет прослеживаться информационной системой. Вплоть до уплаты в бюджет налога на каждом шаге.

Миф №4. Эффективность налоговиков возросла не из-за применения АСК НДС-2, а вследствие того, что им стали “подсуживать” суды.

Возможно, суды и получили некоторую разнарядку сверху. Однако, не все так безнадежно. Анализ арбитражной практики показывает что по-прежнему существуют устойчивые в судах схемы налоговой оптимизации. Этот же анализ показывает, что улучшение статистики в пользу налоговой произошло во многом за счет качества подготовки налоговиков. А вот качественная подготовка стала возможна благодаря системам предпроверочного анализа, в том числе АСК НДС-2.

Фискалы теперь заранее знают кто, сколько и через кого “обналичивал” деньги. И на проверку они выходят не искать нарушения, а искать доказательства по конкретным эпизодам. Причем большую часть доказательств, касающихся “номинальности” Ваших контрагентов, они собирают еще до проверки. Им ведь уже известно где и кого надо искать. Времени и полномочий на более качественный поиск у них тоже стало больше.

Выводы по АСК НДС-2.

Как сказал А. Г. Кнышев: “Врага надо знать в лицо, а бить в морду!”. Цель системы контроля выявлять, а не пресекать. Значит, надо работать так, чтобы Вас не выявили. Фирмы-однодневки не могут дать такой гарантии, нужен иной выход. Один мой знакомый предприниматель возразил мне: “а какой же дурак добровольно согласится взвалить мой налог на себя?”. То, что это может сделать только “дурак” тоже миф. В системе АСК НДС-2 висит куча счетов-фактур, которые никто не берет к вычету. Например, когда упрощенец получает услуги связи от сотового оператора. Сотовый оператор выставляет счет-фактуру, декларирует и уплачивает НДС с такой услуги. И эта счет-фактура так и остается “висеть” в системе АСК НДС-2 не “спаренная”.

Универсальных рецептов здесь не дашь, подбирать варианты надо под конкретный бизнес. Выбор на самом деле широк и одними упрощенцами не ограничивается. Пункты 2 и 3 статьи 149 НК РФ содержат в общей сложности свыше 67 подпунктов различных видов деятельности, не облагаемых НДС. Причем есть и довольно “оборотистые” варианты, например, пп. 22, пп. 23 и пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ (реализация жилых домов, жилых помещений, услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве). В следующих материалах я постараюсь поделиться рабочим кейсом на эту тему.

Главное, здесь, на мой взгляд, творческий подход, адекватный взгляд и твердая цель обезопасить бизнес от налоговых рисков.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Кирилл Соппа, партнер. Занимаюсь налогами, люблю выстраивать бизнес-процессы. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook .

Интересные материалы по налоговому праву (спорам, вопросам):


Для чего создана система управления рисками СУР АСК НДС-2? Для борьбы с налоговыми правонарушениями, для контроля за полнотой поступления НДС в бюджет. Ещё — чтобы компании не могли незаконно возмещать НДС. Но не всё так однозначно.

Интересный факт: сумма незаконного возмещения НДС снизилась почти в 2 раза, и это — результат действия АСК НДС-2. Об этом заявил начальник Управления камерального контроля ФНС Дмитрий Сатин.

СУР АСК НДС-2 – это последняя версия программы на настоящий момент. Именно эта версия распределяет налогоплательщиков по 3 группам риска, о чём будет сказано ниже. Более ранние версии распределять налогоплательщиков по группам не умеют. Разберёмся, как эта система работает.

3 группы риска налогоплательщиков

СУР АСК НДС-2 распределяет компании-налогоплательщиков НДС на три группы риска:

1.Высокий
2.Средний
3.Низкий

В высокую группу риска попадают налогоплательщики, которые:

– не имеют ресурсов, чтобы заниматься той деятельностью, которой они якобы занимаются;

– не платят налоги или платят их по-минимуму.

– действительно занимаются той деятельностью, которая прописана в их документах, и у таких компаний есть для этого все ресурсы;

– их можно проверить плановой выездной проверкой;

– они не расстраивают ФНС, потому что вовремя платят все налоги.

Фирмы со средним уровнем риска — это те, которые не попали ни в первую, ни во вторую группу.

Как работает СУР АСК НДС-2?

СУР АСК НДС-2 за минуты делает то, на что раньше инспектора тратили многие месяцы. Вся информация теперь как на ладони.

Интересный факт: за 11 месяцев 2016 года ФНС собрала 2,4 триллиона рублей НДС. Это на 10% больше, чем за тот же период 2015 года. Отчасти это связывают с системой СУР АСК НДС-2.

Для чего используются полученные результаты?

Какой бы умной ни была компьютерная программа, ей далеко до человеческого разума. Бывает так, что сотрудники ФНС не согласны с уровнем риска, который присвоила компании СУР АСК НДС-2. Когда такое происходит, сотрудник ФНС должен заполнить специальную карточку с указанием, почему он, сотрудник, не согласен с тем уровнем риска, который присвоила система СУР АСК НДС-2.

Выводы

Дальше — больше. ФНС не собирается останавливаться на достигнутом. В планах синхронизировать программу с информационными базами таможни, Центробанка и Росфинмониторинга. Это значит, что система будет ещё более зоркой, въедливой и придирчивой.

9 из 10 обвинений в уплате налогов обосновываются тем, что компания сотрудничает с недобросовестными контрагентами. Хотя руководство компании может не знать, что с фирмами-партнёрами что-то не так.

Всем известно, что профилактика – проще и дешевле, чем лечение. В бизнесе то же самое – лучше обратиться к опытному юристу по налогам, чтобы он проверил контрагентов и правильность работы вашей собственной компании, чем искать защитника, когда у ФНС уже появятся вопросы.

Времена изменились. ФНС вооружилась умными технологиями. И вам нужно вооружаться. Опыт и знания хорошего юриста по налогам – ваше лучшее оружие.

Роман Черненко

- Адвокат адвокатской палаты г. Москвы, Реестровый номер 77/9869; Руководитель адвокатской коллегии "Налоговые адвокаты";

Детально рассказываем, как мы готовим компании к выездным проверкам

Как документы, флешки и свидетели приводят к миллионным доначислениям?

ФНС: мы не проконтролировали вашего контрагента, а виноваты вы

Пример работы адвоката: как добиться, чтобы инспекция приняла декларацию по НДС и разблокировала счёт компании?

ФНС и Следственный Комитет объяснили, как правильно сажать бизнесменов за неуплату налогов






Напишите нам письмо


Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание



Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Также вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.



Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.



Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).



Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.



Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.



Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.



Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.





Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.



Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Читайте также: