Анохин к вопросу о налоговой системе в державе селевкидов

Обновлено: 13.05.2024

Государство Селевкидов унаследовало значительную часть территорий государства Александра Великого. Это было централизованное государство, включавшее территории с разной культурой и уровнем развития. Положение дел в царстве зависело от личных способностей царей из дома Селевка I. Сильным правителям удавалось удерживать территории и присоединять новые. Слабость последних Селевкидов и борьба за власть внутри династии были одной из причин краха царства. Основные этапы развития государства можно связать с деятельностью потомков Селевка Никатора.

Селевк I Никатор (312-281). Основатель династии происходил из знатной македонской семьи и был примерно ровесником Александра. Во время индийского похода завоевателя Селевк командовал элитной пехотой аргираспидов. Он был женат на Апаме, дочери знатного перса Спитамена. Их потомки правили государством до его упразднения римлянами

К концу жизни Селевк подчинил Вавилонию, среднеазиатские земли, Малую Азию и Сирию. В 281 году до н.э. он уничтожил государство Лисимаха во Фракии и Малой Азии, но был убит заговорщиком.

Антиох III Великий (223-187). Принял власть в юном возрасте после короткого правления старшего брата Селевка III. В начале правления подавил мятежи сатрапов в Персии и Мидии. Совершил великий поход на восток. Его результатом стали признание сюзеренитета Антиоха от царей Софены, Бактрии и Парфии.

В ходе V Сирийской войны разбил египтян при Панионе и подчинил Келесирию, которая была причиной многолетней борьбы двух государств. В 192-188 годах до н.э. вел войну против Рима, но проиграл и вынужден был отказаться от владений в Малой Азии.

Антиох IV Эпифан (175-164). Младший сын Антиоха III. Покровительствовал греческим полисам в составе своего царства. Проводил политику эллинизации азиатского населения.

Воевал с Египтом и смог на время подчинить Кипр. В 168 году до н.э. под давлением римлян Антиох оставил Египет, часть которого он захватил, и Кипр.

В Иудее царь поддерживал прогреческую часть населения. Это привело к восстанию Маккавеев. Многолетняя война иудеев против Селевкидского царства привела к появлению нового независимого государства Хасмонеев.

В конце правления в 165 году до н.э. Антиох совершил новый поход в восточные земли и восстановил контроль над Арменией, сатрап которой попытался стать независимым правителем.

Антиох VII Сидет (139-129). В начале правления одержал победу над узурпатором Диодотом Трифоном. Укрепив власть, он продолжил войну против Иудеи и взял Иерусалим. Правитель Иудеи Иоанн Гиркан заплатил контрибуцию и предоставил войско для похода Антиоха против Парфии.

В 130 году до н.э. Антиох возглавил масштабный поход с целью отвоевать у Парфии потерянные провинции государства Селевкидов. Царь разбил парфян в нескольких битвах и занял Мидию. Но население отвоеванных земель восстало, а парфяне контратаковали. Антиох и его армия погибли. После гибели Антиоха государство Селевкидов ограничивалось территорией Сирии.

Антиох Гиеракс – незаконный правитель Малой Азии. Антиох был сыном Антиоха II и братом Селевка II. В 240-е годы его направили управлять Малой Азией от имени старшего брата. Антиох попытался захватить власть над всем царством, пока его брат был занят войной с Египтом. Но Селевк успел завершить войну с Птолемеем III.

В 229 году до н.э. Антиоху пришлось начать борьбу с государством Пергам в западной Анатолии. Селевкид проиграл войну и потерял все свои владения. Территории царства Селевкидов в Малой Азии к западу от Тавра отошли царству Пергам.

Особенности царской власти государства Селевкидов

Царство Селевкидов в период своего расцвета включало обширные территории, с разными культурными и политическими традициями. Это приводило к частым восстаниям местного населения и честолюбивых сатрапов. На западе Селевкидам приходилось противостоять амбициям других царских династий – Атталодов из Пергама и Птолемеев из Египта. Все это требовало от наследников Селевка Никатор военных и дипломатических талантов.

Обширные территории царства наследников Селевка приводили к тому, что отдельные правители получали широкие полномочия. Для некоторых соблазн оказывался слишком велик, и они провозглашали себя царями. Несмотря на деятельность некоторых решительных царей, государство Селевкидов очень короткое время сохраняло статус крупной державы. Уже к 120-м годам до н.э. оно превратилось в небольшое государство в Сирии.

Не все так однозначно было в государстве Селевкидов как описано в предыдущем посте. В первых на тот момент времени это была сильнейшая держава с передовыми технологиями. А насчет системы управления, то в античное время это была довольно передовая держава по управлению. Ведь народов было много, и все они имели разные культурные и экономические особенности. Разные религии и традиции. Все это накладывало отпечаток на систему управления в царстве. А то, что была бюрократия, то разве в наше время ее нет?

Добавить комментарий Отменить ответ

Histerl © 2014-2022 :: Контакты :: Карта сайта :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны :: Правители :: ВОВ :: Все даты по истории ::

Характерно, что при доработке книги Э. Бикерман основные свои выводы оставил неизменными: новые источники не опровергли их, напротив, ряд положений, высказанных Бикерманом, оказались подкрепленными, а некоторые его идеи, впервые высказанные там, получили в дальнейшем признание и распространение в научной литературе.

Правда, не все исследования последних лет (прежде всего это относится к работам советских историков) оказались учтенными автором при подготовке русского издания. Я постараюсь показать ниже в связи с характеристикой основных проблем книги, в чем конкретно эти исследования расширяют сведения о державе Селевкидов, содержащиеся в книге Бикермана.

Вопрос о правовой и исторической основе эллинистических монархий и восприятии этих монархий их населением (для автора книги речь идет прежде всего о грекоязычном населении, поскольку он использует греческие источники) входит в одну из наиболее обсуждаемых в современной историографии античности проблем — проблему государственности и политической идеологии. 2)

Сложность и нечеткость отношений царя и полиса рождала в свое время целый ряд правовых и политических проблем, а в настоящее время служит основанием для многих научных дискуссий. Один из таких вопросов касается отношений собственности на городских и царских землях. Следует отметить, что взгляд Бикермана, который полагал, что вне полисных территорий не существовало права частной собственности на землю и что именно этим объясняется разрешение царя на приписку к городу земель, переданных (или проданных) им частным лицам, до сих пор разделяется большинством ученых. 5)

Важнейшей составной частью державы Селевкидов были собственно царские земли, т. е. земли, находившиеся под контролем царской администрации. Естественно, что Бикерман много внимания уделяет организации царских владений и способам их эксплуатации. Автор приходит к выводу о том, что собственность царя на землю могла осуществляться самыми различными способами, так же как и источники доходов и средства их получения варьировались от области к области. Этот вывод отражает динамику исторического развития, нечеткость правовых отношений, столь свойственные периоду эллинизма с его переплетением восточных и греческих традиций, осложненным к тому же произволом правителей, которые могли принимать решения, исходя не из установившихся норм, а из сиюминутной необходимости (таким, вероятно, и было решение Антиоха II продать землю Лаодике в качестве своего рода компенсации за развод). Переписка Антиоха III с сирийским стратегом Птолемеем (Э. Бикерман упоминает ее в новых примечаниях, дополнительно введенных в русское издание), опубликованная в 1966 г., 13) показывает, что компетенция царской [247] администрации в отношении земель, переданных царем крупному вельможе, нуждалась в специальном определении для данного конкретного случая (в переписке указывается, например, что торговля между жителями деревень внутри владений Птолемея находится в ведении его агентов, а торговля этих жителей вне пределов его земель — в ведении царской администрации).

Э. Бикерман рассматривает вопрос о положении земледельцев, обрабатывавших царские земли. Этот вопрос продолжает оставаться одним из самых обсуждаемых в работах по экономической истории эллинизма. 14) Анализ источников, проделанный Бикерманом, и их интерпретация не устарели до сих пор; многие исследователи продолжают разделять его точку зрения.

Положение земледельцев на землях, переданных царем городам и военным колонистам, по мнению Бикермана, вероятно, было неодинаково в различных областях. Я полагаю, что с этим можно согласиться. 21) Существующие немногочисленные данные о деревнях на городских территориях в эллинистический период позволяют говорить о том, что деревни, зависимые от города, сохраняли свою общинную организацию, их зависимость носила коллективный характер и они не были интегрированы в полисную территорию. 22)

Таким образом, точка зрения Бикермана о сущности культа царей, высказанная им еще в конце 30-х годов, получила в современной исторической литературе подтверждение и развитие.

2) См. V. Eherenberg . Der Staat der Griechen. Bd 2. Lpz.. 1953; F. Gschnitzer . Gemeinde und Herrschaft. Graz, 1960; K.-W. Welwei . Könige und Königtum im Urteil des Polybios. Köln, 1963; Ideologie und Herrschaft in der Antike, herausgeg. H. Kloft. Darmstadt, 1979; Г. С. Самохина . Развитие представления о χώρα δορίκτητος в эллинистическую эпоху. — Античный полис. Л., 1978, с. 92-100.

3) Э. Д. Фролов. Тема полиса в новейшей историографии античности. — Античный полис, с. 5.

4) Литература, касающаяся эллинистического полиса, подробно разобрана в монографии: Г. А. Кошеленко . Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979, с. 23 и сл. См. также: О. М. Зельдина. Города в царстве Селевкидов в свете новой теосской надписи. — ВДИ. 1978, № 2.

5) Правда, существуют точки зрения о наличии в пределах царских земель особой категории — собственности частных лиц, не связанной условиями службы, — см.: И. Ш. Шифман . Сирийское общество эпохи принципата. М., 1977, с. 37, — а также независимой частной собственности — H. Kreissig . Wirtschaft und Geselschaft im Seleukindenreich. B., 1978, c. 69-70.

6) Г. A. Кошеленко . Греческий полис, с. 232.

8) Эти объединения исследованы в книге: А. Г. Периханян . Храмовые объединения Малой Азии и Армении. М., 1959.

10) J. Crampa . Labraunda. Swedish Excavations and Researches III, 1: The Greek Inscriptions. Lund, 1969. Об этих надписях см.: О. М. Зельдина . Новые надписи из Карии. — ВДИ. 1973, № 3.

12) Г. А. Кошеленко . Греческий полис, с. 247. О селевкидской Вавилонии см. также: G. J. P. McEwan . Priest and Temple in Hellenistic Babilonia. Wiesbaden, 1981; B. Funсk . Uruk zur Seleukidenzeit. B., 1984.

16) Е. С. Голубцова . Сельская община в Малой Азии, с. 53.

17) И. Ш. Шифман . Сирийское общество, с. 40.

18) H. Kreissig . Wirtschaft und Geselschaft, с. 96.

25) Chr. Habicht . Die Bedeutung des städtischen Kulten. — Römische Kaiserkult. Darmstadt, 1978, c. 301-302; он же. Gottmenschtum und griechische Städte. B., 1970.

Серебряный Динарий

Содержание:

Ранняя жизнь Селевка

Как и другие преемники Александра, Селевк был сыном Македонского аристократа, одного из генералов царя Филиппа II. Хотя мало что известно о его семье, историки говорят о сне его матери, в котором он был зачат не Антиохом, а греческим богом Аполлоном. Во сне она получила уникальное кольцо, на котором был изображен символ якоря. Согласно легенде, Селевк родился с таким же символом якоря в виде татуировки на бедре. Эта странность рождения побудила его впоследствии претендовать на божественное царствование; однако некоторые считают, что вся эта история -выдумка, и он просто хотел подражать подобному утверждению.

Государство Селевкидов 312 - 63 гг. до н.э. которое могло бросить вызов Риму

Александра о божественности. Несмотря на то, что его отношения с Александром до конца не известны (возможно, он был или не был близким другом), Селевк последовал за стремлением молодого македонского царя завоевать Персидскую империю и победить Дария III (около 336-330 гг. до н. э.) в ряде сражений, окончательно завоевав Персидскую империю Ахеменидов к 330 г. до н. э.

Серебряный Динарий

Единственная достоверность относительно роли Селевка I в Персидской кампании состоит в том, что он был одним из командиров гипаспистов — серебряных щитов. Эта избранная гвардия служила буфером между кавалерией и пехотой-своего рода элитной полицейской силой. Каждый член гипаспистов тщательно отбирался на индивидуальной основе не только по своему социальному положению (были регулярные и царские), но и по физической силе и храбрости. Гипасписты были известны своей искусной подвижностью и часто использовались в специальных миссиях на пересеченной местности, а также в ситуациях, требующих рукопашного боя.

Золотой Сотер Селевкидов

Золотой Сотер Селевкидов

До битвы при Гидаспе (326 год до н. э.) с индийским царем Пором в древних источниках почти ничего не упоминается о присутствии Селевка. Перед битвой, когда Александр со своими войсками переправился через реку Гидасп и приготовился встретить индийского царя и его слонов, Александр изменил свою обычную линию обороны. Он разместил своих лучников (более 1000 человек) впереди своей кавалерии – это служило прикрытием против слонов; за ними последовала пехота, оставшаяся кавалерия и, наконец, Селевк и его гипасписты. Дислокация Александра была вполне обоснованной; он хотел избежать прямого столкновения своей кавалерии со слонами. К счастью для Александра и его людей, слоны оказались неэффективными, фактически причинив больше вреда индейцам, чем македонцам.

Империя Селевкидов распалась

Империя Селевкидов распалась

Когда Александр двинулся через Азию, сражаясь с персами через Иссу (333 г. до н. э.) и Гаугамелу (331 г. до н. э.), Он надеялся объединить два мира, распространяя эллинистическую культуру. Гидасп, однако, оказался последним крупным конфликтом Александра; он не хотел и не мог идти дальше. После победы над Королем Порусом в Индии его люди отказались идти дальше. Несмотря на свои планы, Александр был вынужден вернуться в Вавилон. Там ему пришлось смириться с мятежами не только персидских провинций, но и многих своих людей. Они возмущались присутствием персов в армии и тем, что их заставляли брать персидских жен. (Селевк сохранил свою персидскую жену Апаму). Александр умер в 323 году до нашей эры, прежде чем многие из этих проблем удалось решить.

После смерти Александра из-за ревности и амбиций других преемников Селевк не смог удержать границы своей провинции, и когда Антигон одноглазый вторгся в Вавилон, Селевк бежал в Египет в 316 году до н. э., ища помощи и убежища у Птолемея. В 312 году до н. э., при содействии Птолемея, Кассандра и Лизимандра, Селевк смог победить Антигона в битве за Газу и вернуть себе утраченную территорию.

Памятники о Селевкидах остались и поныне

Памятники о Селевкидах остались и поныне

Государство Селевка

В течение следующих нескольких лет он помогал Антигону победить и умереть в битве при Ипсе в 301 году до нашей эры, расширяя свою империю в Сирии. Позже он захватил сына Антигона, Деметрия, и держал его в плену до самой смерти Деметрия в 285 году до нашей эры. Точно так же Селевк показал себя способным полководцем и стратегом в своем собственном праве; он расширил свою собственную территорию до Малой Азии и Индии, заключив мир и обеспечив свою южную границу с индийским правителем Чандрагутой.

Он построил города Антиохию (свою новую столицу) и Селевкию, расположенные на реке Тигр. В битве при Корупедии он победил и убил Лисимаха, положив глаз на Македонию; однако он так и не преуспел в своем завоевании, погибнув в своей попытке, убитый сыном своего бывшего союзника Птолемея, который хотел Македонию для себя. Память о Селевке сохранится еще долго после него, ибо его семья основала империю, которая будет жить в грядущих поколениях.

Характерно, что при доработке книги Э. Бикерман основные свои выводы оставил неизменными: новые источники не опровергли их, напротив, ряд положений, высказанных Бикерманом, оказались подкрепленными, а некоторые его идеи, впервые высказанные там, получили в дальнейшем признание и распространение в научной литературе.

Правда, не все исследования последних лет (прежде всего это относится к работам советских историков) оказались учтенными автором при подготовке русского издания. Я постараюсь показать ниже в связи с характеристикой основных проблем книги, в чем конкретно эти исследования расширяют сведения о державе Селевкидов, содержащиеся в книге Бикермана.

Вопрос о правовой и исторической основе эллинистических монархий и восприятии этих монархий их населением (для автора книги речь идет прежде всего о грекоязычном населении, поскольку он использует греческие источники) входит в одну из наиболее обсуждаемых в современной историографии античности проблем — проблему государственности и политической идеологии. 2)

Сложность и нечеткость отношений царя и полиса рождала в свое время целый ряд правовых и политических проблем, а в настоящее время служит основанием для многих научных дискуссий. Один из таких вопросов касается отношений собственности на городских и царских землях. Следует отметить, что взгляд Бикермана, который полагал, что вне полисных территорий не существовало права частной собственности на землю и что именно этим объясняется разрешение царя на приписку к городу земель, переданных (или проданных) им частным лицам, до сих пор разделяется большинством ученых. 5)

Важнейшей составной частью державы Селевкидов были собственно царские земли, т. е. земли, находившиеся под контролем царской администрации. Естественно, что Бикерман много внимания уделяет организации царских владений и способам их эксплуатации. Автор приходит к выводу о том, что собственность царя на землю могла осуществляться самыми различными способами, так же как и источники доходов и средства их получения варьировались от области к области. Этот вывод отражает динамику исторического развития, нечеткость правовых отношений, столь свойственные периоду эллинизма с его переплетением восточных и греческих традиций, осложненным к тому же произволом правителей, которые могли принимать решения, исходя не из установившихся норм, а из сиюминутной необходимости (таким, вероятно, и было решение Антиоха II продать землю Лаодике в качестве своего рода компенсации за развод). Переписка Антиоха III с сирийским стратегом Птолемеем (Э. Бикерман упоминает ее в новых примечаниях, дополнительно введенных в русское издание), опубликованная в 1966 г., 13) показывает, что компетенция царской [247] администрации в отношении земель, переданных царем крупному вельможе, нуждалась в специальном определении для данного конкретного случая (в переписке указывается, например, что торговля между жителями деревень внутри владений Птолемея находится в ведении его агентов, а торговля этих жителей вне пределов его земель — в ведении царской администрации).

Э. Бикерман рассматривает вопрос о положении земледельцев, обрабатывавших царские земли. Этот вопрос продолжает оставаться одним из самых обсуждаемых в работах по экономической истории эллинизма. 14) Анализ источников, проделанный Бикерманом, и их интерпретация не устарели до сих пор; многие исследователи продолжают разделять его точку зрения.

Положение земледельцев на землях, переданных царем городам и военным колонистам, по мнению Бикермана, вероятно, было неодинаково в различных областях. Я полагаю, что с этим можно согласиться. 21) Существующие немногочисленные данные о деревнях на городских территориях в эллинистический период позволяют говорить о том, что деревни, зависимые от города, сохраняли свою общинную организацию, их зависимость носила коллективный характер и они не были интегрированы в полисную территорию. 22)

Таким образом, точка зрения Бикермана о сущности культа царей, высказанная им еще в конце 30-х годов, получила в современной исторической литературе подтверждение и развитие.

2) См. V. Eherenberg . Der Staat der Griechen. Bd 2. Lpz.. 1953; F. Gschnitzer . Gemeinde und Herrschaft. Graz, 1960; K.-W. Welwei . Könige und Königtum im Urteil des Polybios. Köln, 1963; Ideologie und Herrschaft in der Antike, herausgeg. H. Kloft. Darmstadt, 1979; Г. С. Самохина . Развитие представления о χώρα δορίκτητος в эллинистическую эпоху. — Античный полис. Л., 1978, с. 92-100.

3) Э. Д. Фролов. Тема полиса в новейшей историографии античности. — Античный полис, с. 5.

4) Литература, касающаяся эллинистического полиса, подробно разобрана в монографии: Г. А. Кошеленко . Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979, с. 23 и сл. См. также: О. М. Зельдина. Города в царстве Селевкидов в свете новой теосской надписи. — ВДИ. 1978, № 2.

5) Правда, существуют точки зрения о наличии в пределах царских земель особой категории — собственности частных лиц, не связанной условиями службы, — см.: И. Ш. Шифман . Сирийское общество эпохи принципата. М., 1977, с. 37, — а также независимой частной собственности — H. Kreissig . Wirtschaft und Geselschaft im Seleukindenreich. B., 1978, c. 69-70.

6) Г. A. Кошеленко . Греческий полис, с. 232.

8) Эти объединения исследованы в книге: А. Г. Периханян . Храмовые объединения Малой Азии и Армении. М., 1959.

10) J. Crampa . Labraunda. Swedish Excavations and Researches III, 1: The Greek Inscriptions. Lund, 1969. Об этих надписях см.: О. М. Зельдина . Новые надписи из Карии. — ВДИ. 1973, № 3.

12) Г. А. Кошеленко . Греческий полис, с. 247. О селевкидской Вавилонии см. также: G. J. P. McEwan . Priest and Temple in Hellenistic Babilonia. Wiesbaden, 1981; B. Funсk . Uruk zur Seleukidenzeit. B., 1984.

16) Е. С. Голубцова . Сельская община в Малой Азии, с. 53.

17) И. Ш. Шифман . Сирийское общество, с. 40.

18) H. Kreissig . Wirtschaft und Geselschaft, с. 96.

25) Chr. Habicht . Die Bedeutung des städtischen Kulten. — Römische Kaiserkult. Darmstadt, 1978, c. 301-302; он же. Gottmenschtum und griechische Städte. B., 1970.

Читайте также: