Анализ деятельности предприятия для налоговой

Обновлено: 02.05.2024

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Налоговая нагрузка имеет значение, если вы хотите оценить риск включения организации в список проверок ФНС. На сайте службы можно найти нормативные показатели. Сверьте их с полученным вами показателем и определите, грозит ли вам проверка в ближайшем будущем. Расскажем, как правильно рассчитать различные виды налоговой нагрузки.

Сущность налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка (НН) показывает, какую сумму направила организация на уплату налогов. Ее уровень рассчитывается как отношение величины денежных средств, направленных на уплату налогов, к выручке организации (в процентах).

Для расчета этого показателя нужно учитывать:

  1. всю сумму налогов, которые организация обязана выплачивать как налогоплательщик;
  2. НДФЛ, где организация выступает как налоговый агент.

Виды налоговой нагрузки выделяют по следующим критериям:

  • по режиму налогообложения;
  • по конкретному налогу;
  • по видам экономической деятельности.

Страховые взносы не относятся к сумме уплаченных налогов. Поэтому также рассчитывают фискальную нагрузку, которая определяется как отношение уплаченных организацией страховых взносов к выручке (также в процентах).

Для чего нужно знать уровень нагрузки


НН рассчитывается на различных уровнях:

  • государственном или региональном;
  • по отраслям народного хозяйства;
  • по нескольким сходным организациям;
  • по конкретным субъектам хозяйствования;
  • по отдельному человеку.

В зависимости от этой классификации знание НН нужно чиновникам при анализе и планировании экономической ситуации в стране, при планировании выездных проверок ФНС в целях контроля, при анализе результатов деятельности организации, оценке рисков проверки. А организация, зная НН, может увидеть возможность снижения налогового бремени или выбрать другой режим налогообложения.

Расчет нагрузки в зависимости от режима налогообложения

В зависимости от режима налогообложения выделяют следующие виды налоговой нагрузки (НН):

Для ИП на ОСНО она определяется по следующей формуле:
ННИП = величина подоходного налога / доход ИП, указанный в декларации 3-НДФЛ*100%

Для УСН:
ННУСН = налог, начисленный к уплате по декларации / доход организации, указанный в декларации*100%

Для ЕСХН:
ННЕСХН = ЕСХН, начисленный к уплате по декларации/доход организации, указанный в ЕСХН декларации*100%

Для организаций на ОСНО:
ННОСНО = (начисленный к уплате НДС + налог на прибыль) / выручка, указанная в отчете о финансовых результатах (т.е. без НДС)*100%

Сумму иных налогов (например, земельного, транспортного, имущественного, НДПИ, акцизы, на воду и природные ресурсы) также нужно учитывать при расчете (Письмо ФНС № ЕД-4-15/14490@).

По конкретным налогам

Письмо № АС-4-2/12722 представляет формулы расчета для видов налоговой нагрузки по налогам на прибыль и НДС.

НН по налогу на прибыль находится по формуле:
ННПр = Налог на прибыль / (выручка от реализации + внереализационный доход)*100%
Показатель считается низким, если не превышает 3% для производственных и 1% и торговых организаций.

НН по НДС рассчитывается следующим образом:
НННДС = НДС к уплате/НБ*100%
Понятие налоговой базы (НБ) определяется как сумма НБ, определенных в 3 и 4 разделах декларации.
Важно, что НДС налогового агента не участвует в расчете, так как не входит в итоговую сумму к уплате согласно правилам заполнения декларации по НДС.

Есть и другой способ расчета НН по НДС:
НННДС = сумма вычетов по НДС/сумма начисленного НДС*100%
Величину вычетов и начисленного НДС нужно брать за 4 предыдущих квартала.
НН по НДС не должна быть ниже 89% (Письмо № АС-4-2/12722).

По видам экономической деятельности

Коэффициент НН по видам экономической деятельности показывает усредненное значение по каждой отрасли. Его рассчитывают сами налоговики по данным официальной статистической отчетности ФНС России. ФНС публикует простую налоговую нагрузку и фискальную (справочно), так как величина страховых взносов не включается в сумму налогов, следовательно, не участвует в расчете. Значения коэффициентов НН по отраслям общедоступны и публикуются по итогу каждого года до 5 мая следующего года. Данные представлены в табличном виде и раскрывают среднее значение НН по основным укрупненным направлениям деятельности предприятий по классификатору ОКВЭД-2, их можно найти в Приложении № 3 к Приказу ФНС № ММ-3-06/333@. Для каждой отрасли характерна различная НН, разбег составляет от 1,3% до 45,4% за 2017 год.

Если нагрузка ниже среднеотраслевой

Может случиться так, что значение вашей НН не соответствует средней по отрасли, и не всегда хорошо, если оно ниже. Это значит, что вы платите меньше налогов, чем другие представители вашей отрасли, что вызывает подозрения у контролирующих органов. В таком случае вас могут включить в план выездных проверок ФНС.

Низкая НН является не единственным критерием (всего их около 80), по которому вы можете попасть в план, но достаточно важным. Сравните показатель вашей организации с безопасным уровнем (смотрите на сайте ФНС по данным за 2017 год). ФНС проверяет не все компании с низкой НН. Перед назначением проверки могут запросить причины возникших отклонений.

В 2018 году контролирующие органы могут проверять показатели за 2015-2017 годы (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Автор статьи: Любовь Евграфова

Ведите учет и уточняйте налоговую нагрузку в облачном сервисе для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия. Учет, налоги, зарплата, отчетность через интернет — в одном сервисе. Первые 14 дней работы — бесплатно.

Налоговая нагрузка имеет значение, если вы хотите оценить риск включения организации в список проверок ФНС. На сайте службы можно найти нормативные показатели. Сверьте их с полученным вами показателем и определите, грозит ли вам проверка в ближайшем будущем. Расскажем, как правильно рассчитать различные виды налоговой нагрузки.

Тщательный анализ финансового состояния предприятия - одна из составляющих коммерческого успеха. Анализ деятельности позволяет оценить текущую позицию компании, учесть риски и благоприятные факторы, составить адекватный прогноз на будущее.

Понятие финансового анализа предприятия


Финансовым анализом называют комплекс методик по накоплению, переработке и анализу качественной и количественной информации, касающейся финансов предприятия. В успешных компаниях финансовый анализ идет рука об руку с управленческим, позволяя вовремя обнаружить и искоренить негативные тенденции и усилить позитивные.

Цели и задачи финансового анализа предприятия

Финансовый анализ выполняется для того, чтобы принять обоснованные управленческие решения.

На предприятиях проводится как внешний, так и внутренний анализ:

  • внутренним анализом занимаются сотрудники компании, используя более широкую базу (не только данные открытой отчетности, но и специфическую внутреннюю отчетность, вплоть до того, каков процент брака и рекламаций по тому или иному виду продукции) и большую степень детализации (то есть изучается не только общий результат предприятия, но и локальные показатели отдельных подразделений); чаще всего данные внутреннего финансового анализа не предоставляются общественности и могут быть достаточно специфическими, в них отражаются не только результаты, но и механизмы, которые к ним привели;
  • внешний анализ выполняется сторонними специалистами, представляющими интересы как бизнеса (партнеров, кредиторов, инвесторов), так и контролирующих органов (например, Федеральная налоговая служба), СМИ, научных организаций; целью проведения внешнего анализа являются: определение степени рисковости вложений капитала в предприятие, прогнозирование возможной доходности инвестиций, конкурентоспособности фирмы; отчеты максимально формализованы.

Иными словами, внешний анализ - констатация фактов. Внутренний - углубленная оценка причинно-следственных связей.

Также финансовый анализ предприятия может быть:

  • полным, тематическим (зависит от объема);
  • предварительный, текущий (или оперативный), ретроспективный (зависит от периода, за который проведен анализ).

Задачи подчиняются цели и виду исследования, среди них:

  • полная, объективная и своевременная оценка состояния финансов компании на отчетную дату;
  • выявление причин, которые привели к такому состоянию дел;
  • обнаружение резервов и ресурсов (возможно, не использованных), которые можно использовать для оптимизации деятельности предприятия в финансовой сфере;
  • проработка конкретных шагов, направленных на улучшение финансового состояния компании;
  • прогнозирование финансовых результатов будущих периодов.

Источники данных для анализа

В зависимости от заказчика, выбираются и источники информации. Могут использоваться как все перечисленные документы, так и часть.

  • Бухгалтерский баланс (форма №1). В нем отражены активы и пассивы предприятия на начало и конец отчетного периода.
  • Отчет о доходах или отчет о финансовых результатах (форма №2). В этом документе отражают как общие финансовые поступления (объем продаж), так и издержки, чистую прибыль и убыток.
  • Отчет о движении капитала (форма №3). В структуру этого отчета включаются данные о величине и составляющих собственного капитала, а также динамика изменений (за счет вкладов, изъятий и прочих операций).
  • Отчет о движении денежных средств или отчет о денежных потоках (форма №4). Документ отражает поступление и выплаты денежных средств и их эквивалентов за отчетный период. Не выплаченные или не полученные на момент составления отчета суммы в форме №4 не отражаются.
  • Дополнительные финансовые документы. Они выбираются, исходя из конкретной ситуации.

Важно понимать, что используемые данные имеют ограничения, на которые надо делать поправку при анализе:

  • коэффициенты, рассчитанные на основе бухгалтерской отчетности, являются общими, их целесообразно применять для принятия узких управленческих решений;
  • инфляция - фактор, способный исказить результаты анализа;
  • прибыль - недостаточно информативный показатель, чтобы только на его основе оценивать эффективность управленческих решений.

Есть программные продукты, которые позволяют получить нужные данные быстро и при минимальном влиянии человеческого фактора. Например, БИТ.ФИНАНС.Управленческий учет - Комплексное решение на базе 1С:Предприятие 8 для организации управленческого учета предприятия любого масштаба!

Методики финансового анализа предприятия

Чаще всего последовательно или параллельно применяют несколько методик. Это позволяет получить полную картину финансового состояния в разных разрезах.

Вертикальный анализ

В основе этого вида анализа - то, что итоговые показатели (на отчетную дату) принимаются равными 100%. Далее отдельные части (статьи) выражаются в виде процентов от целого. Иначе говоря, в процессе такого анализа выясняется удельный вес каждой составляющей в общем результате.

Второе название этого вида анализа - структурный. В рамках этой процедуры проводятся такие виды анализа:

  • анализ активов (оборотные, внеоборотные, их элементарный состав и уровень ликвидности) - это помогает в последующей оптимизации состава активов;
  • анализ капитала (удельный вес собственного и заемного капитала, их элементарный состав, срочность обязательств) - это позволяет выявить средневзвешенную стоимость капитала;
  • анализ денежного потока по видам деятельности (операционной, финансовой, инвестиционной).

Горизонтальный анализ

Второе название этого подхода - временной (динамичный). В его процессе данные, имеющиеся на отчетную дату, сравниваются с аналогичными данными за прошедший период (например, сравнивается собственный капитал на начало и конец 2-3 предшествующих лет).

В процессе отслеживается не только скорость роста отдельных статей, но и выявляются тенденции изменений.

Горизонтальный анализ особенно важен для компаний, деятельность которых существенно зависит от сезонности.

Важно! Вертикальный и горизонтальный анализы дополняют друг друга, рекомендовано их параллельное выполнение.

Сравнительный (пространственный) анализ

Главное в этом подходе - сопоставление между собой отдельных групп показателей. При этом по группам разбивается финансовая отчетность филиалов, подразделений компании. В качестве базы для сравнения могут выступать данные по таким же группам показателей у конкурентов или в целом по отрасли:

  • сравнение с конкурентами помогает понять, какие меры помогут занять выгодную позицию по отношению к конкретным компаниям;;
  • сравнение со средними показателями по отрасли показывает резервы, задействовав которые можно улучшить свои показатели;
  • сравнение сопоставимых данных между подразделениями компании дает пространство для маневра внутри компании и перераспределения ответственности и ресурсов между отделами;
  • сравнение текущих показателей с плановыми позволяет вовремя отследить отставание или опережение компанией и принять меры для исправления ситуации и извлечения из нее пользы.

Трендовый анализ

Разновидность горизонтального анализа, выделяемая в отдельный метод. Суть его в том, что показатели какого-то периода принимаются базовыми. С этой базой сравниваются показатели других периодов. На основе выявленных отклонений формируется тренд. Этот тренд служит основой для построение прогнозов на перспективу.

Факторный (интегральный) анализ

Данный метод подразумевает использование многомерного статистического анализа. Исследуется влияние отдельных факторов на общий результат. В рамках этого метода берутся во внимание внутренние и внешние факторы, оказывающие воздействие на предприятие:

  • законодательные изменения;
  • колебание уровня цен (как на продукцию, так и на ресурсы для ее производства);
  • социально-экономические изменения в регионах, где работает компания, ее подрядчики и клиенты.

При факторном анализе каждый фактор может быть разложен на ряд составляющих.

Анализ коэффициентов (относительных показателей)

Один из наиболее важных по мнению экспертов методов. Чаще всего рассчитываются показатели платежеспособности и ликвидности.

Иными словами, выясняется, есть ли у компании финансы для оплаты всех своих обязательств и насколько легко и быстро имущество может быть трансформировано в деньги.

БИТ.ФИНАНС/ПРОФ

С помощью БИТ.ФИНАНС/ПРОФ вы можете создать финансовый анализ своего предприятия в кратчайшие сроки

  • Бюджетирование;
  • Казначейство;
  • Формирование БДДС и план-фактный анализ;
  • Платёжный календарь.

Этапы проведения финансового анализа предприятия

1. Описание цели анализа, его формата

На этом этапе обычно привлекаются аналитики, которые на основе круга вопросов, на которые надо получить ответы, подбирают методы, которыми можно получить нужную информацию.

Уже на этом этапе необходимо понимать:

  • кто будет использовать данные финансового анализа, в какой форме должны быть поданы результаты, какова часть конфиденциальной информации;
  • промежуток времени, за который понадобятся данные;
  • перечень документов, из которых черпают нужную информацию.

2. Предварительный обзор состояния предприятия

Собираются данные о том, каковы ключевые показатели деятельности компании на момент проведения анализа. Обязательно надо зафиксировать такие данные:

  • условия работы компании;
  • результаты, которых добилось предприятие;
  • имущественное положение на начало и конец отчетного периода;
  • перспективы.

3. Проверка имущественного и финансового состояния организации

На этом этапе проверяется рациональность вложения денежных средств в активы. Также оцениваются платежеспособность и ликвидность организации.

Обычно рассчитываются такие показатели.

Обеспечивают понимание способности компании отвечать по краткосрочным обязательствам. В идеале - досрочно. В пессимистичном варианте - с нарушением сроков.


На основании приведенных ниже коэффициентов можно понять, насколько компания стабильна в долгосрочной перспективе. Практика показывает, что рассматривать эти показатели необходимо в динамике.

При этом постоянный рост заемного капитала - неблагоприятный фактор. Если в динамике и в сравнении с коэффициентом маневренности собственного капитала заемные средства периодически уменьшаются, это может быть свидетельством особенностей компании (например, сезонности). Также при оценке структуры капитала важно учитывать репутацию компании, источники привлечения средств.


4. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности

На этом этапе оцениваются и интерпретируются данные таких параметров.

  • Эффективность использования ресурсов предприятия

Анализируется на основе коэффициентов, приведенных ниже. Практика показывает, что от скорости оборота средств зависит годовой финансовый оборот.

Прослеживается закономерность: ускорение оборота на одном участке ведет к тому же на других. То есть: средства, вложенные в активы, быстрее становятся реальными денежными средствами.


Они задаются внутри компании (реже - вышестоящими организациями). Есть случаи, когда отклонение от плана не говорит о неполадках в работе. Если есть данные о том, что ресурсы перераспределены для достижения высоких результатов в других направлениях, то отставание от плана в определенном сегменте может быть оправданным и нормальным.

Этот показатель - комплексная оценка степени эффективности применения разных видов ресурсов предприятия.


5. Анализ структуры баланса

На этом этапе проверяется риск несостоятельности предприятия и возможности ее преодолеть. Обычно рассчитывается коэффициент утраты (или восстановления) платежеспособности. Покажет реальные перспективы компании:


Результат, который меньше 1 - опасный признак. Говорит о том, что в ближайшее время структура баланса может стать неудовлетворительной.


Результат, который больше 1 - свидетельство того, что на протяжении полугода компания может стать платежеспособной.

Оба показателя - вероятностные. Чтобы сделать картину достовернее, можно взять для расчетов не 2, а 4 временных отрезка (и даже более).

Вывод

Финансовый анализ деятельности предприятия - эффективный инструмент для анализа ограничений. Понимание ограничений, поможет составить план действий по увеличению эффективности вашего бизнеса.Также анализ деятельности организации поможет выявить наиболее уязвимые сегменты деятельности, планомерная работа с которыми приведет к положительной динамике деятельности.

БИТ.ФИНАНС.Проф – решение на базе 1С:Предприятие 8 для создания полноценной системы казначейства и бюджетирования в компании, холдинге. Система обеспечит вас финансовыми показателями (KPI) компании в виде наглядных отчетов, графиков, диаграмм и дашбордов для руководства компании.

Закажите бесплатную консультацию наших специалистов и они расскажут вам с помощью каких программ и отчетов 1С можно контролировать и анализировать деятельность предприятия.


Анализ налоговой нагрузки – непременное условие проверки отчетности, проводимой ИФНС. Данные этого анализа становятся не только источником выводов о нарушениях, допускаемых налогоплательщиком, но и материалом для статистических обобщений. Рассмотрим, каким порядком руководствуется ИФНС при данном анализе.

Что показывает налоговая нагрузка?

Налоговая нагрузка – расчетная величина, позволяющая количественно оценить объем средств, затрачиваемых налогоплательщиком на уплату налогов. Чаще всего ее определяют в процентах, что позволяет оперировать этим показателем в различных целях: анализ, планирование, прогноз.

Расчет ее довольно прост: это отношение суммы налогов к любой из выбранных для сравнения баз (например, к выручке, доходам, прибыли). Но вместе с тем допускается большое количество вариантов формулы, что связано с отсутствием требования об использовании строго определенных исходных данных. Возможен, например, выбор между:

  • набором налогов или одним из них;
  • бухгалтерскими или налоговыми данными, включенными в базу;
  • одним или несколькими периодами, попадающими в расчет;
  • фактическими или прогнозными цифрами.

Кому и для чего нужен расчет нагрузки?

Этот показатель задействован в работе ФНС РФ (приказ ведомства от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12722) как один из инструментов, позволяющих на основе анализа представляемой налогоплательщиками отчетности осуществлять:

  • Статистическую обработку данных, получая в результате усредненные экономические показатели по годам, регионам, типам хоздеятельности, режимам налогообложения, видам налогов, с которыми возможно проведение сравнения цифр конкретного налогоплательщика.
  • Выявление тех отклонений от средних значений показателей, которые, наряду с другой информацией, могут быть свидетельством нарушений налогоплательщиком налогового законодательства.
  • Планирование проверок.

Обратите внимание! Письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 отменено письмом ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@. Регламентировать порядок работы комиссий скоро будет новый документ.

Содержащиеся в указанных документах ФНС формулы расчета и методика анализа с успехом могут быть использованы и налогоплательщиками для целей:

  • анализа итогов собственной деятельности;
  • сопоставления возможных вариантов налогообложения;
  • перспективного прогноза дальнейшей работы;
  • оценки рисков отнесения к неблагонадежным с точки зрения ИФНС;
  • аргументированных объяснений принимаемых управленческих решений.

Как ИФНС проводит анализ налоговой нагрузки?

Основные принципы анализа налоговой нагрузки, приводимого ИФНС, изложены в ее письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Он состоит из нескольких этапов, заключающихся в:

  • отборе налогоплательщиков для более пристального рассмотрения;
  • анализе динамики показателей их отчетности во времени;
  • сборе иных сведений о налогоплательщиках и сопоставлении их с данными отчетности.

На первом этапе анализа налоговой нагрузки внимание налоговиков привлекают лица:

  • работающие с убытком;
  • показывающие высокую долю вычетов по НДС или НДФЛ;
  • имеющие низкий уровень налоговой нагрузки по основным налогам, начисляемым при выбранной системе налогообложения;
  • накапливающие долги по налогам;
  • снижающие объемы налоговых платежей в сопоставлении с предшествующими годами;
  • с противоречивыми данными в отчетности;
  • не отразившие доходы, информация о наличии которых получена ИФНС из других источников;
  • безосновательно применяющие льготы по налогам;
  • выплачивающие неоправданно низкую зарплату.

При этом налоговики рассматривают отчетность каждого налогоплательщика за конкретный период, рассчитывая по нему величину как общей налоговой нагрузки, так и нагрузки по отдельным налогам, сопоставляя их с аналогичными данными предшествующих лет.

Второй этап, содержащий собственно сам анализ налоговой нагрузки, включает сравнение данных по выделенному налогоплательщику с:

  • его же данными по разным налоговым периодам;
  • аналогичными данными похожих налогоплательщиков;
  • максимальными и средними значениями по отрасли.

Рассматриваемые сведения выстраивают в динамике за несколько лет, и в случае выявления неблагоприятной тенденции изменения показателей переходят к третьему этапу: детально изучают всю информацию о налогоплательщике, которую могут предоставить иные источники:

  • ИФНС;
  • банки;
  • другие налогоплательщики;
  • госреестры;
  • СМИ, в т.ч. Интернет;
  • госорганы, ПФР, ФСС.

На основании этой информации в отношении налогоплательщика выясняют:

  • структуру деятельности;
  • принципы денежных потоков;
  • характер осуществления сделок;
  • взаимосвязи;
  • наличие необходимого имущества.

Вся полученная информация сводится в таблицы, позволяющие судить о наличии признаков недобросовестности в деятельности налогоплательщика. К таким признакам относят:

  • наличие массовых адресов руководителя, учредителя;
  • отсутствие имущества, работников;
  • частую смену контрагентов, мест постановки на учет;
  • взаимодействие с недобросовестными контрагентами;
  • несоответствие денежных сумм в сопоставимых операциях;
  • неувязки в отчетности и в сведениях о доходах.

Эти признаки, наряду с низкими значениями показателей, выявленными при анализе налоговой нагрузки, при отсутствии убедительных объяснений со стороны налогоплательщика, в отношении которых ему направляют соответствующий запрос, с большой вероятностью повлекут за собой решение о проведении выездной налоговой проверки.

Всю полученную в результате анализа налоговой нагрузки налогоплательщика информацию ИФНС сохранит и использует ее в дальнейшем для оценки состояния не только конкретного налогоплательщика, но и других лиц.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


31 января 2020

Анализ финансовых результатов деятельности компании: пошаговый алгоритм

Ольга Воробьева

Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия дает понимание, насколько эффективно оно работает. Главная задача – раскрыть причины падения прибыли и уменьшения рентабельности. В статье рассмотрим, как он проводится и разберем пример.

С чего начать оценку финансовых результатов деятельности организации

Весомый блок в анализе финансового состояния предприятия – это оценка прибыльности его деятельности. Ее проводят, чтобы увидеть:

  • насколько адекватны расходы организации при сложившемся уровне доходов;
  • значимо ли влияние чистой прибыли в формировании собственного капитала;
  • насколько эффективно используются активы и пассивы в привязке к прибыли;
  • какие факторы препятствуют росту финансового результата.

По сути, в названных задачах мы обобщили этапы проведения анализа. К ним мы еще вернемся. А теперь расскажем, какими вопросами стоит задаться в начале исследования. Это будут такие:

  • где взять информацию?
  • за какой период делать расчеты?
  • как сформулировать корректные выводы?

Где взять информацию? Чтобы проанализировать финансовые результаты компании, вам понадобятся отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс. Отчет будет основным, так как именно он содержит четыре вида прибыли (убытка). В балансе под это отводится лишь одна строка.

За какой период делать расчеты? Если вы возьмете годовую финансовую отчетность, которая составлена по российскому формату, то анализом получится охватить максимум два года. Для, например, пятилетнего исследования, потребуются отчеты за четыре последовательных годовых периода.

Иногда проблема с пониманием и выводами кроется в нехватке общих познаний о том, как считается финансовый результат и каким он бывает. Давайте вспомним ключевые моменты этих вопросов.

Бытует заблуждение: финансовый анализ сводится к расчету массы коэффициентов. А выводы – второстепенны. В действительности, лучше рассчитать ограниченный набор показателей, но проникнуться их сутью и основательно разобраться, о чем говорят значения. Куча неосмысленных цифр – пустая трата времени аналитика.

Как посчитать финансовый результат деятельности предприятия

Вот несколько простых правил:

На схеме мы показали, как называются виды финансового результата в российской отчетности и как они рассчитываются.

770x1400_UPR_Shema_AnFi.jpg

ОФР – отчет о финансовых результатах;
ББ – бухгалтерский баланс;
цифры в скобках – номера строк бухгалтерской отчетности

Рисунок. Виды финансовых результатов в российской отчетности

Важно понимать: в финансовом анализе нет жестко заданных правил. Это значит, что методику расчета и набор как исходных, так и итоговых показателей аналитик всегда выбирает сам.

Оценка финансовых результатов: этапы и показатели

Важно понимать: в финансовом анализе нет жестко заданных правил. Это значит, что методику расчета и набор как исходных, так и итоговых показателей аналитик всегда выбирает сам. Поэтому наш подход – примерный. В нем мы ориентировались, прежде всего, на российскую отчетность. В ней нет готовых показателей маржинальной прибыли, EBITDA, NOPAT и т.п. Не будет их и в наших этапах и примерах.

Предлагаем пошаговую инструкцию, как сделать финансовый анализ предприятия в части финансовых результатов.

Этап 1. Провести горизонтальный анализ прибыли (убытка)

Суть горизонтального анализа в том, чтобы понять: как изменился финансовый результат по сравнению с предыдущим периодом. Вот некоторые его особенности:

  • потребуется минимум два значения прибыли (убытка). Одно из них принимается как база для сравнения. Обычно это величина из самого раннего временного промежутка;
  • рассчитываются либо абсолютные, либо относительные отклонения фактического уровня от базового. Для вычисления последних пригодятся формулы темпов роста и прироста. Смотрите их в таблице 1;
  • абсолютные отклонения измеряются в той же единице, что и анализируемый показатель. В нашем случае это будут рубли. Относительные – либо в процентах, либо в долях;
  • если показатель в базовом периоде равнялся нулю или имел другой знак, нежели в текущем, то темпы роста/прироста рассчитать либо не выйдет, либо они не будут иметь смысла. Для примера: в 2018 г. организация получила 1 млн руб. убытка, а в 2019 г. – 2 млн руб. прибыли. Темп прироста равен: 2 ÷ (-1) × 100% – 100% = -300%. Если трактовать буквально, то выйдет так: финансовый результат за год уменьшился на 300%. Согласитесь, это глупость;
  • характер изменения (позитивный, негативный) зависит не от знака полученного отклонения. Он определяется смыслом самого показателя. Например, для доходов или прибыли важен рост и, значит, положительные величины отклонений. Для расходов и убытков, наоборот, – отрицательные.

Таблица 1. Формулы отклонений для горизонтального анализа

Название показателя

N0, N1 – значения анализируемого показателя в базовом и текущем периодах

Этап 2. Выполнить вертикальный анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Вертикальный анализ заключается в расчете удельного веса какого-либо показателя в общей сумме однородных величин. Иначе – это оценка структуры, при которой отдельный элемент соотносится с неким целым, частью которого он является.

Данный подход отличается особенностью для всех показателей из отчета о финансовых результатах, так как не сразу ясно, что считать тем целым, на которое будут делиться частные значения. Причина: отчет строится по принципу вычитания, а не суммирования в отличие от баланса.

Поэтому предлагаем реализовать вертикальный анализ по двум направлениям:

  • для нераспределенной прибыли из баланса рассчитать ее долю в собственном капитале и/или в пассиве. Это позволит понять, насколько значим вклад накопленного результата в совокупную величину источников финансирования деятельности предприятия;
  • для прочих видов прибыли из отчета о финансовых результатах соотнести их значение с доходами. Причем для валовой прибыли и от продаж рассчитать соотношение с выручкой. Для прибыли до налогообложения и чистой – с суммой выручки и прочих доходов. Обоснование: так сделаем сопоставление с теми доходами, которые принимали участие в расчете конкретного вида финансового результата. Что покажут эти вычисления? Какая сумма от заработанного дохода остается у предприятия на каждом этапе формирования прибыли. Косвенно это характеристика значительности расходной части, ведь чем меньше получится удельный вес, тем больше расходов приходится на каждый рубль дохода.

Важно помнить: вертикальный анализ лишен смысла для показателей убытка.

Вот формула для расчета удельного веса:

где Ni – значение конкретного показателя (часть);

∑Ni – величина общего показателя, в который Ni входит как составной элемент (целое).

Абсолютные значения финансового результата имеют большой недостаток: низкая степень сравнимости с другими организациями. Это так, даже если исследуется финансовая отчетность предприятий одного вида деятельности.

Этап 3. Рассчитать показатели рентабельности

Абсолютные значения финансового результата имеют большой недостаток: низкая степень сравнимости с другими организациями. Это так, даже если исследуется финансовая отчетность предприятий одного вида деятельности. Например, у федеральной торговой сети рублевая прибыль запросто окажется в разы выше, чем у локального магазина. Однако ее соотношение с величиной активов, собственного капитала или выручки может показать иную картину – совсем не в пользу торгового гиганта.

Такие соотношения значений финансового результата с прочими показателями деятельности организации называются рентабельностью. Их несомненное преимущество – открывающаяся возможность сравнивать изначально несопоставимые абсолютные величины.

Вот несколько особенностей, которые характерны для таких относительных величин:

Смотрите в таблице 2 формулы основных показателей рентабельности. Дальше в примере мы воспользуемся именно таким набором.

Таблица 2. Относительные показатели для оценки финансовых результатов

Читайте также: