Амортизация на 91 счете в налоговом учете

Обновлено: 19.05.2024

08 счет бухгалтерского учета — это активный счет, на котором аккумулируются вложения во внеоборотные активы.

Особенности учета

Стоимость актива, отраженная в бухучете компании, может быть больше цены, перечисленной продавцу. При формировании первоначальной стоимости объекта допустимо включить траты на услуги и работы, связанные с приобретением имущества. На 08 счете бухгалтерского учета следует аккумулировать все затраты компании, которые были произведены в процессе приобретения, установки и запуска основных средств, нематериальных активов и прочих доходных вложений. Эти затраты называют вложениями во внеоборотные активы. Такие нормы регламентированы в приказе № 94н.

Открытие всех вышеперечисленных бухсчетов не обязательно. Организация самостоятельно определяет, какие субсчета к счету 08 необходимы для ведения бухучета. Сделанный компанией выбор следует отразить в учетной политике фирмы.

Отметим, что бухучет обязательно вести в разрезе каждого объекта ОС или НМА.

Разберемся вначале, что учитывается на счете 08 в бухгалтерском учете по дебету:

  • цена объекта, которую уплатили продавцу;
  • иные траты, связанные с приобретением, созданием имущества, например, консультационные услуги, транспортная доставка, услуги по монтажу и пуско-наладочным работам.

Иными словами, по дебету бухсчета формируется первоначальная стоимость основных средств или нематериальных активов.

Теперь определим, что отражается на счете 08 в бухгалтерском учете по кредиту.

Бухсчет 08 кредитуется при принятии к учету приобретенного или созданного имущества. То есть когда объект полностью готов к эксплуатации, его сформированная первоначальная стоимость списывается в дебет соответствующего бухсчета. Например, при принятии к бухучету ОС дебетуем сч. 01, при оприходовании НМА — сч. 04.

Типовые бухгалтерские записи

Материалы списаны на строительство или создание объекта

Отражена стоимость имущества, оплаченная продавцу (цена)

Начислена зарплата и страховые взносы по работникам, участвующим в создании объекта

Объект ОС получен безвозмездно

НМА получено от учредителя в качестве взноса в уставный капитал

Отражена амортизация по ОС, используемых в создании имущества

ОС принято к бухучету

Нематериальный актив принят к учету

Имущество, не принятое к учету, было реализовано сторонней компанией

Отражена недостача по вложениям во внеоборотные активы, выявленные при инвентаризационной проверке

Что с амортизацией по вложениям во внеоборотные активы

Приказ Минфина № 94н однозначно определил, начисляется ли амортизация с 08 счета: нет. Амортизация может начисляться только с месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было принято к учету. Следовательно, пока актив числится на сч. 08 в составе капитальных вложений, начислять амортизацию нельзя.

Когда имущество принято к учету по основному бухсчету (01, 05), начисляйте амортизацию в соответствии с выбранным методом исчисления амортизационных отчислений. Например, линейным методом или методом пропорционально объему произведенной продукции.

Однако отнести амортизацию, начисленную по ОС и НМА, участвующих в создании или приобретении имущества, можно.

Сальдо

Рассмотрим ситуацию на примере. Фирма организовала строительство офисного здания для собственных нужд. Где в балансе отражается 08 счет? По завершению финансового года строительные работы не были завершены, и здание не было введено в эксплуатацию. Затраты на строительство здания числятся в дебете 08 счета, в балансе по какой строке отразить это сальдо? Такой остаток отразите в строке 1150.

Иными словами, при наличии дебетового сальдо по сч. 08 отражайте суммы в строках бухгалтерского баланса, которые будут соответствовать бухсчетам, по которым объект принят к бухучету.

Например, на конец года в компании выявлены дебетовые остатки по вложениям во внеоборотные активы:

Любое основное средство (ОС) со временем теряет свои первоначальные качества. Происходит его износ — как физический, так и моральный. Амортизация — это некий способ покрытия износа, процесс переноса стоимости ОС на счета затрат. По сути начисление амортизации влияет на конечную стоимость производимой продукции. Это лишь одна из составляющих учета основных средств, подробнее о правилах бухучета — в статье.

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Срок полезного использования

ОС имеют разные сроки полезного использования (СПИ). Зачастую СПИ прописывает изготовитель в техническом паспорте основного средства. Если срок в документации не указан, владелец ОС вправе самостоятельно определить срок.

СПИ — один из основных параметров, который требуется для вычисления суммы амортизации.

Способы начисления амортизации

Бухгалтерский учет насчитывает четыре варианта начисления амортизации. Ознакомиться подробно с методами расчета амортизации можно в ПБУ 6/01.

Амортизацию следует начислять с месяца, идущего за месяцем постановки на учет ОС. Допустим, компьютер оприходован в октябре 2018 года, амортизацию бухгалтер начнет начислять с 01.11.2018.

Методы начисления амортизации:

  1. Линейный.
  2. Способ уменьшаемого остатка.
  3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
  4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Обратите внимание, что перечисленные способы относятся к амортизации ОС в бухучете. В налоговом учете есть только два способа расчета амортизационных отчислений — линейный и нелинейный.

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Линейный способ

Чаще всего практикующие бухгалтеры применяют именно этот способ. Он очень прост и понятен.

Чтобы узнать сумму ежемесячной амортизации, следует найти произведение первоначальной стоимости ОС и нормы амортизации.

Норма амортизации = 1/СПИ (месяцы) х 100 %.

Ежемесячная амортизация = 49 320 х 1,67 % = 823,64 рубля.

За счет округления сумма амортизации в первые месяцы будет отличаться от суммы амортизации в последний месяц (общая сумма амортизации за весь срок должна быть не более первоначальной стоимости).

На практике принято рассчитывать амортизацию более простым и точным способом.

Ежемесячная амортизация = 49 320: 60 = 822 рубля.

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Способ уменьшаемого остатка

Чтобы узнать искомую сумму, понадобится остаточная стоимость ОС на начало года, СПИ. Также компании вправе использовать коэффициент ускорения от 1 до 3.

2018 год

49 320: 60 х 1,3 = 1068,60 рубля в месяц

Сумма амортизации за 2018 год составит 12 823,20 рубля (1068,60 х 12).

2019 год

Остаточная стоимость на 01.01.2019 = 49 320 — 12 823,20 = 36 496,80 рубля.

36 496,80: 60 х 1,3 = 790,76 рубля в месяц.

Таким способом рассчитывают и амортизацию в последующие годы. Всегда за основу берут остаточную стоимость ОС. Таким образом, каждый год амортизационные отчисления уменьшаются.

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

За основу расчета берут первоначальную стоимость и сумму чисел лет, остающихся до конца СПИ.

Для начала определим нормы амортизации.

2017 год = 4 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 40 %.

2018 год = 3 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 30 %.

2019 год = 2 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 20 %.

2020 год = 1 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 10 %.

Этот способ позволяет списать на затраты большую часть стоимости ОС в первые годы.

Сумма амортизации определяется путем умножения первоначальной суммы на исчисленную норму.

Сумма амортизации за 2017 год = 49 320 х 40 % = 19 728 рублей.

Ежемесячная амортизация в 2017 году = 19 728: 12 = 1 644 рубля.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

При данном методе за основу берутся количественные показатели производства (штуки, килограммы и т.п.), первоначальная стоимость и планируемая производительность ОС.

Амортизация в мае = 589 000: 350 000 х 4 200 = 7 068 рублей.

Амортизация в июне = 589 000: 350 000 х 3 100 = 5 216,86 рубля.

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Какой способ начисления амортизации выбрать

Выбирая способ начисления амортизации, следует помнить о том, что начислять амортизацию придется и в налоговом учете. Идеально, когда способ амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете одинаков. Это упрощает учет.

Если амортизацию выгоднее списывать равными долями, подходит линейный способ. Если выгоднее списать большую часть стоимости в начале эксплуатации, подойдут второй и третий способы, описанные выше.

Выбранный способ должен быть зафиксирован в учетной политике.

Учет начисленной амортизации

Все операции по начислению амортизации нужно отражать в учете проводками.

Дебет 20 (26, 44 и другие затратные счета) Кредит 02 — начислена амортизация по ОС.

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Вопрос-ответ

Где в балансе отражается амортизация основных средств?

Начисление амортизации отражают в учете проводками. Дебетуемый счет зависит от вида деятельности организации, от ее структуры и особенностей учетной политики, а также от того, где используется амортизируемое имущество. Дебет 20 (26, 44 и другие затратные счета), Кредит 02 — начислена амортизация по ОС.

Как учитывать амортизацию при выбытии основного средства?

Что такое ускоренная амортизация?

Компании вправе использовать коэффициент ускорения амортизации от 1 до 3. Его применяют при соблюдении определенных условий (ст. 259.3 НК РФ). Это работа в агрессивной среде, в промышленно-производственной или туристско-рекреационной зоне, ведение сельскохозяйственной промышленной деятельности, нахождение основного средства на балансе лизингодателя или использование его для морской добычи углеводородов. Ускоренная амортизация предусмотрена также для объектов с высокой энергоэффективностью и предприятий, которые используют основные средства для научно-технической деятельности.

Когда начинает начисляться амортизация основного средства?

Амортизацию основного средства начисляют с месяца, который следует за месяцем постановки его на учет. Допустим, компьютер оприходован в мае 2021 года, амортизацию бухгалтер начнет начислять с 01.06.2021.

Как амортизация влияет на налог на прибыль?

Амортизация — инструмент снижения налога на прибыль.При расчете налога на прибыль из доходов компании вычитают суммы начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

Как начисляется амортизация по нематериальным активам?

Начисление амортизации по нематериальным активам с определенным сроком полезного использования бухгалтер начинает с 1 числа месяца, который следует за месяцем постановки актива на учет. Амортизацию производят до полного погашения стоимости либо списания актива с учета. По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизацию не начисляют.

Если использование объекта ОС прекращено в связи с принятием решения о его продаже, то этот объект ОС необходимо переклассифицировать в долгосрочный актив к продаже и учитывать в составе оборотных активов.

Создан новый субсчет для учета ДАП

Регистр бухгалтерии. Раздел: Главное – План счетов.

  1. Кнопка Создать. Укажите код и наименование нового счета и задайте его свойства. Задайте код быстрого выбора, выберите вид счета и установите признаки количественного учета и налогового учета.
  2. Установите у субконто "Номенклатура" признак "Суммовой". Кнопка Записать и закрыть.

Переклассификация основного средства в ДАП

Для получения информации по накопленной амортизации и остаточной стоимости ОС, запланированного к продаже, воспользуйтесь отчетом Ведомость амортизации ОС.

Отчет "Ведомость амортизации ОС". Раздел: ОС и НМА – Ведомость амортизации ОС.

  1. Установите период. По кнопке Показать настройки на закладке Показатели отметьте флажками показатели БУ и НУ для вывода в отчет данных по бухгалтерскому и налоговому учету. На закладке Отбор в поле Основное средство установите флажок, выберите Вид сравнения – "Равно", в колонке Значение выберите основное средство, которое планируется к переклассификации в ДАП.
  2. Кнопка Сформировать.

Начислена амортизация в БУ за последний месяц использования. Списана в БУ амортизация, накопленная за период использования ОС, переведенного в ДАП. Списана в БУ первоначальная стоимость ОС, переведенного в ДАП. ОС переклассифицировано в ДАП по остаточной стоимости

Документ "Списание ОС".Раздел: ОС и НМА – Списание ОС.

  1. Кнопка Создать. В поле Событие ОС создайте и выберите событие "Перевод ОС в долгосрочный актив к продаже" с видом события "Прочее".
  2. Укажите причину списания и местонахождение объекта ОС.По ссылке в поле Расходы откройте форму "Расходы" и укажите счет, на который будет отнесена остаточная стоимость ОС, и субконто к нему.
  3. По кнопке Добавить в колонке Основное средство табличной части документа выберите объект, предназначенный для переклассификации в ДАП. Заполните остальные поля документа. Кнопка Провести. Посмотрите результат проведения документа.
  4. Сформированные проводки и движения по регистрам необходимо скорректировать. Установите флажок Ручная корректировка. На закладке Бухгалтерский и налоговый учет во всех проводках удалите суммы в колонках "Сумма НУ Дт" и "Сумма НУ Кт", т. к. в НУ актив продолжает учитываться в качестве основного средства. В проводке №4: Дт 41ДА – Кт 01.09 укажите количество номенклатуры. На вкладке Начисление амортизации ОС удалите запись. На вкладке Состояние ОС организаций удалите запись.
  5. Кнопка Записать и закрыть.

Изменен способ отражения амортизации в НУ

Документ "Изменение отражения амортизации ОС". Раздел: ОС и НМА – Параметры амортизации ОС.

  1. Кнопка Создать, выберите вид документа – "Изменение отражения амортизации ОС".
  2. В поле от укажите любую дату месяца, предшествующего месяцу, в котором расходы по амортизации будут отражаться по новым правилам. В поле Способ выберите новый способ отражения расходов по амортизации для ОС, переклассифицированного в ДАП, с учетом особенностей. В бухгалтерском учете объект является ДАП, амортизация по нему не начисляется. В налоговом учете объект остается основным средством, по нему продолжает начисляться амортизация, но не принимается в расходы в целях налога на прибыль.
  3. При создании нового элемента справочника "Способы отражения расходов" выберите счет затрат и статью затрат с видом расхода "Не учитываемые в целях налогообложения". По кнопке Добавить добавьте в табличную часть документа ОС, переклассифицированное в ДАП, по которому меняется способ отражения расходов по амортизации.
  4. Кнопка Провести и закрыть. Документ проводок не формирует. Новый способ отражения расходов по амортизации будет действовать с месяца, следующего за месяцем его изменения.

Начисление амортизации, формирование финансового результата, расчет отложенных налогов и налога на прибыль

Обработка "Закрытие месяца". Раздел: Операции – Закрытие месяца.

Установите месяц закрытия. Кнопка Выполнить закрытие месяца.

Начислена амортизации по ДАП в НУ

Регламентная операция "Амортизация и износ основных средств" в составе обработки "Закрытие месяца".

  1. По ссылке с названием регламентной операции Амортизация и износ основных средств выберите Показать проводки и посмотрите результат ее выполнения. По ОС, переклассифицированному в ДАП в бухгалтерском учете амортизация начислена документом "Списание ОС". В налоговом учете амортизация начислена при закрытии текущего месяца и будет продолжать начисляться в дальнейшем до выбытия ОС, но в расходах для целей налога на прибыль учитываться не будет.

Расходы по амортизации включены в себестоимость продаж в БУ и НУ

Регламентная операция "Закрытие счета 44 "Издержки обращения" в составе обработки "Закрытие месяца".

По ссылке с названием регламентной операции Закрытие счета 44 "Издержки обращения выберите Показать проводки и посмотрите результат ее выполнения.

Определен финансовый результат по основной деятельности

Регламентная операция "Закрытие счетов 90, 91" в составе обработки "Закрытие месяца".

По ссылке с названием регламентной операции Закрытие счетов 90, 91 выберите Показать проводки и посмотрите результат ее выполнения.

Признан отложенный налоговый актив в части разницы в стоимости ОС в БУ и НУ. Признано отложенное налоговое обязательство в части разницы в стоимости ДАП в БУ и НУ

Регламентная операция "Расчет отложенного налога по ПБУ 18" в составе обработки "Закрытие месяца".

По ссылке с названием регламентной операции Расчет отложенного налога по ПБУ 18 выберите Показать проводки и посмотрите результат ее выполнения.

Проводка 1. Признан отложенный налоговый актив в части разницы в балансовой стоимости ОС в БУ и НУ. Проводка 2. Признано отложенное налоговое обязательство в части разницы в балансовой стоимости ДАП в БУ и НУ. Для расшифровки расчета суммы признанных ОНА и ОНО воспользуйтесь справкой-расчетом "Отложенный налог на прибыль".

Реализация ДАП. Учтена выручка от реализации ДАП. Начислена амортизация в НУ. Списана амортизация, начисленная за весь период эксплуатации ОС в НУ. Списана первоначальная стоимость ОС в НУ. Учтена в расходах остаточная стоимость ОС в НУ. Исчислен НДС с реализации ДАП. Списана себестоимость ДАП в БУ

Документ "Передача ОС". Раздел: ОС и НМА – Передача ОС.

  1. Кнопка Создать. В поле Событие ОС выберите или создайте новое событие с видом события "Передача".
  2. Заполните документ. На закладке Основные средства табличную часть заполните по кнопке Добавить. В колонке Основное средство выберите из справочника "Основные средства" объект, предназначенный для продажи. Укажите цену продажи по договору и ставку НДС. Проверьте Счет доходов, Субконто, Счет НДС, Счет расходов.
  3. На закладке Дополнительно, если грузоотправитель или грузополучатель отличаются от продавца и покупателя, укажите их в соответствующих полях. Флажок "Восстановить амортизационную премию" устанавливается, если объект реализуется взаимозависимому лицу до окончания 5 лет с момента ввода этого ОС в эксплуатацию.
  4. Кнопка Провести. Посмотрите результат проведения документа. Сформированные проводки и движения по регистрам необходимо скорректировать. Установите флажок Ручная корректировка.
  5. На закладке Бухгалтерский и налоговый учет добавьте проводку 7. В колонке Дебет выберите в первой подстроке счет 91.02 и во второй подстроке статью прочих доходов и расходов с видом статьи "Реализация основных средств", в третьей подстроке откройте форму Выбор типа данных и выберите тип данных "Номенклатура", затем в открывшемся списке справочника Номенклатура выберите элемент, соответствующий реализуемым ДАП. В колонке Кредит выберите в первой подстроке счет 41.ДА и укажите количество, во второй подстроке из справочника Номенклатура выберите элемент, соответствующий реализуемым ДАП. Укажите сумму в бухгалтерском учете.
  6. Кнопка Записать и закрыть.

Выставлен счет-фактура на реализацию

Документ "Счет-фактура выданный".

Определен финансовый результат по основной деятельности. Определен финансовый результат по прочим доходам

Регламентная операция "Закрытие счетов 90, 91" в составе обработки "Закрытие месяца".

По ссылке с названием регламентной операции Закрытие счетов 90, 91 выберите Показать проводки и посмотрите результат ее выполнения. Финансовый результат от основной деятельности и финансовый результат от прочей деятельности.

Погашены ОНА и ОНО

Регламентная операция "Расчет отложенного налога по ПБУ 18" в составе обработки "Закрытие месяца".

По ссылке с названием регламентной операции Расчет отложенного налога по ПБУ 18 выберите Показать проводки и посмотрите результат ее выполнения. Для расшифровки расчета суммы погашенных ОНА и ОНО воспользуемся справкой-расчетом "Отложенный налог на прибыль".

Проводки по амортизации в бухучете — это способ отражения в учете методом двойной записи постепенного износа основных средств. Приобретенное организацией дорогостоящее оборудование, транспорт и даже недвижимость нельзя относить на затраты сразу, чтобы не получить убытки. Так как оно используется долгое время, его стоимость списывают в расходы частями.

Учет основных средств

Основное средство (ОС), которое попало в организацию любой формы собственности, в том числе недвижимость, принимают:

  • к бухгалтерскому учету — на дату, когда сформирована первоначальная стоимость объекта (п. 4, 7 ПБУ 6/01);
  • к налоговому учету — на дату ввода в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Для оформления этих процедур необходимо сформировать:

  • акт приема-передачи имущества (ОС-1);
  • инвентарную карточку (ОС-6).

После этого начинается бухгалтерский учет и налоговый учет, когда бухгалтер регулярно делает проводки по начислению амортизации основных средств. Хотя по сути это одно и то же, но на практике они отличаются. Рассмотрим, что такое отражение износа основных средств в бухучете.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как начислять амортизацию по основным средствам. Используйте эти инструкции бесплатно.

План счетов

Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов ОС, применяется счет 02. По нему осуществляется проводка; если начислена амортизация основных средств, начисленный износ отражается по кредиту этого счета, а по дебету отражают выбытие основных средств (реализация, списание, передача и т. д.). Это значит, что счет 02 является пассивным, хотя в формировании пассива баланса прямо не участвует. Он только уменьшает остаточную стоимость объектов основных средств, которые в нем отражены, и все проводки по амортизации ОС осуществляются с его помощью. Это связано с тем, что в балансе применяется так называемая нетто-оценка основных средств, и для корректного отображения их фактической стоимости из первоначальной суммы вычитают износ, отображенный по счету 02. Корреспондируется он с большинством счетов, служащих для учета расходов.

Имуществом, подлежащим амортизации, являются дорогостоящие нематериальные активы компании. Для учета их износа используется отдельный счет 05. Принцип его применения не отличается от счета 02, он также является пассивным и корреспондируется со счетами, по которым учитываются расходы.

Аналитику следует вести в разрезе всех основных средств, которые стоят на балансе организации. Так определено в приказе Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, которым утвержден действующий план счетов бухучета. Бухгалтерские проводки по учету затрат на восстановление износа основных средств, пользуясь типовым планом счетов, бухгалтер осуществляет, опираясь на этот приказ, другие НПА, ПБУ и учетную политику организации.

Записи в бухучете

Бухгалтеры обычно оформляют записи операций, связанных с износом основных средств, такими проводками:

Амортизируемое и неамортизируемое имущество

Не все ОС подлежат износу и его списанию. В ПБУ 6/01 сказано, что не изнашивается следующее имущество:

  • ценности, которые не используются и законсервированы для целей мобилизации;
  • ОС, у которых не изменяются потребительские свойства с течением времени, — земельные участки, музейные ценности и природные объекты (водоемы, лесные насаждения и т. п.).

Кроме того, не производится расчет износа своих ОС некоммерческими организациями, потому что у них нет предпринимательской деятельности, а значит, и необходимости относить стоимость ОС на затраты. Износ земельного участка в бухгалтерском учете тоже не фигурирует, равно как и других подобных природных объектов. Никакие проводки и начисления в этом случае не нужны.

Учетная политика и способы начисления износа

Согласно ПБУ 6/01, начисление амортизации делают одним из четырех способов:

  • линейным способом;
  • способом уменьшаемого остатка;
  • списанием стоимости ОС по сумме чисел лет полезного использования;
  • списанием стоимости ОС пропорционально объему продукции (работ).

Пример проводок

Амортизационная норма в год составляет:

Нормы амортизации

Или ее считают на год так:

Значит, каждый месяц необходимо списывать 2291,67 рублей. Это сумма начисленной амортизации. В итоге начисление износа станка оформляется в учете проводкой:

Проводки за первый год эксплуатации ОС

В п. 21 ПБУ 6/01 указано, что начисление амортизационных отчислений по объекту ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия таких ОС к бухгалтерскому учету. Стандартные бухгалтерские проводки по приобретению объекта и начислению амортизации за первый год эксплуатации на примере недвижимости выглядят так:

  1. Здание принято к учету в феврале 2021 — Дт 01 Кт 08 — 10 000 000 руб. (02.02.2021).
  2. Начислена амортизация за первый месяц — Дт 20 Кт 02 — 54 3245 руб. (01.03.2021).

Проводки по начислению износа производятся до полного погашения стоимости объекта недвижимости либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Бобков Олег

Субъекты, ведущие хозяйственную деятельность, обязаны вести контроль в отношении активов, числящихся на балансе. Существуют различные формы имущества организаций и предприятий — в частности, классификация предусматривает вынесение в отдельную категорию предметов труда, задействованных производственных процессах без потери натуральной формы. Подобные объекты имеют определенную продолжительность эксплуатации, срок которой обусловливается постепенным изнашиванием, снижающим их фактическую материальную ценность. При наступлении состояния, исключающего дальнейшее использование, производится списание или выбытие основных средств — проводки в бухгалтерском учете оформляются в соответствии с требованиями налогового кодекса и являются основанием для исключения из текущего баланса.

Общие правила

Ограниченность эксплуатационного ресурса, характерная для активов рассматриваемой категории, обуславливает наступление момента, при котором изначальный функционал фактически не может быть реализован — как частично, так и полностью. Сохранение ОС на балансе в подобной ситуации является нецелесообразным и нерентабельным, а также противоречит законодательным требованиям, поэтому в случае проведения инвентаризации возможно применение штрафных санкций в отношении ответственных субъектов.

Если формулировать кратко, то учет выбытия основных средств — это документальное оформление списания с указанием причины, в качестве которой могут быть заявлены:

  • Изнашивание имущественного фонда (как физическое, так и моральное).
  • Уничтожение, ставшее результатом чрезвычайных обстоятельств.
  • Нанесение вреда имуществу — как целенаправленное, так и случайное.
  • Хищение, либо недостача, выявленная в ходе проведения ревизии.
  • Продажа с целью получения дохода, а также передача в рамках обмена или дарения.
  • Оформление акта перевода во вклад, формирующий уставной капитал иной организации.
  • Истечение срока, отведенного на выкуп лизингового объекта.

Указанный перечень не является исчерпывающим, поэтому примеры причин выбытия ОС для учета могут отличаться. Ключевое основание — отсутствие возможности дальнейшей эксплуатации, подтвержденное результатом очередной инвентаризации или отдельным документом. Стоит отметить, что локальное перемещение между подразделениями одного предприятия не квалифицируется в рассматриваемом статусе и не требует оформления документов подобного рода.

Исходя из положений, закрепленных в рамках Плана счетов бухучета, а также в сопутствующей Инструкции по применению, открытие субсчета к счету 01 допускается вне зависимости от фактора, выступающего первопричиной. Данная рекомендация основывается на приказе Министерства финансов РФ № 94н от 2000 года.

Расходы, связанные с выбытием основных средств из организации, учитываются и отражаются следующими бухгалтерскими записями. В рамках обзора рассмотрим в качестве примера субсчет 01/B, на который списывается первичная стоимость ОС, ранее числившаяся применительно к объекту на счете 01. Таким образом, формируется проводка Д 01/B — К 01.

Следующий этап — списание накопившейся за период эксплуатации амортизации, значение которой определяется на момент исключения актива. Здесь используется стандартная формулировка: Дебет 02 — Кредит 01/B, тогда как следствием отражения становится образующаяся остаточная стоимость. Значение, определяемое на главном, либо на субсчете, подлежит дальнейшей ликвидации с баланса через процедуру, в ходе которой списывается вся сумма.

Какими документами оформляется выбытие основных средств при продаже

Одним из вариантов избавления от ненужных активов, актуальным в ситуациях, когда их состояние еще допускает использование по целевому назначению, является реализация. В результате формируется прочий доход, основанием для которого выступает заключение сделки купли-продажи, а также расходы, с включением в состав как остаточной стоимости, так и издержек, связанных с совершенной операцией. Подобный подход подкрепляется рядом положений Плана бухучета (п.п. 31-6/01, 7-9/99, 11-10/99), и ранее упомянутым министерским приказом.

Исходя из этого, документальное оформление проводки бухгалтерского учета при выбытии объектов основных средств на предприятии предусматривают:

Читайте также: