Актуальные вопросы по земельному налогу

Обновлено: 19.05.2024

Налог на землю является местным налогом. Порядок его начисления и уплаты регулируется гл. 31 НК РФ. Являются ли земельные участки, предоставленные казенным учреждениям силовых структур, объектом обложения данным налогом? В каких случаях такие учреждения обязаны уплачивать земельный налог? Какие проблемы связаны с исчислением земельного налога? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Кто является плательщиком земельного налога?

По общему правилу плательщиками земельного налога признаются организации, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Дополнительно отметим, что исходя из п. 4 ст. 8 Федерального закона от 20.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании:

  • государственных актов;
  • свидетельств;
  • других документов, удостоверяющих права на землю и выданных юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Информация о существующих правах также выявляется на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания данных актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Если земельные участки находятся у учреждения на праве безвозмездного срочного пользования или на праве аренды, то оно согласно п. 2 ст. 388 НК РФ не является плательщиком земельного налога.

Всегда ли возникает объект обложения земельным налогом?

Исходя из п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. При этом следует учитывать, что не являются объектом налогообложения земли, перечень которых установлен п. 2 ст. 389 НК РФ. К таким земельным участкам, в частности, отнесены земли, изъятые в соответствии с законодательством РФ.

Напомним, что в силу п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности:

  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций ФСБ;
  • объектами организаций органов государственной охраны;
  • объектами учреждений и органов ФСИН;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Таким образом, если учреждение силовых структур имеет земельные участки, изъятые из оборота согласно законодательству РФ, то объекта обложения земельным налогом не возникает.

Отметим, что на основании п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога местные органы власти могут вводить налоговые льготы, определять основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы, для отдельных категорий налогоплательщиков. Например, в силу пп. 3 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" от обложения земельным налогом освобождены казенные учреждения Москвы и внутригородских муниципальных образований в Москве в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций. Таким образом, казенные учреждения по данному субъекту РФ земельный налог не начисляют и не платят.

Как определить налоговую базу по земельному налогу?

В соответствии с п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу - это кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Казенные учреждения силовых структур самостоятельно определяют кадастровую стоимость на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Исходя из Порядка доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости. Для получения таких сведений необходимо обратиться в данные органы с письменным заявлением.

Чиновники Минфина в Письме от 15.08.2013 N 03-05-05-02/33366 разъясняют, что информацию о кадастровой стоимости земельного участка можно узнать на официальном сайте Роснедвижимости в Интернете.

Хотим обратить ваше внимание на другое Письмо финансового ведомства. В нем отмечается, что если согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (Письмо от 14.10.2013 N 03-05-04-02/42680).

В случае если в отношении земельного участка нормативная цена земли тоже не определена, в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база по земельному налогу (Письма Минфина России от 14.10.2013 N 03-05-04-02/42680, от 19.06.2013 N 03-05-06-02/22924, от 28.08.2013 N 03-05-05-02/35289, от 25.09.2013 N 03-05-06-02/39682).

Какая налоговая ставка применяется при исчислении земельного налога?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ в отношении земельных участков, ограниченных в обороте и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3%.

Обратите внимание! Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и учреждений, осуществляющих функции:

  • вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, защиты и охраны Государственной границы РФ;
  • информационной безопасности, других видов безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.

Как отмечается в Письме ФНС России от 25.04.2014 N БС-3-1/11572@, решение вопроса об отнесении земельного участка к землям, ограниченным в обороте, зависит от конкретных задач, выполняемых организацией на соответствующих земельных участках в соответствии со своим положением или уставом учреждения (организации).

Чиновники налогового ведомства рекомендовали обращаться по вопросам, связанным с отнесением земельных участков к ограниченным в обороте, в Минэкономразвития. Для решения вопроса о признании (непризнании) ограниченным в обороте земельного участка предоставленного учреждению силовых министерств и ведомств, необходимо представить соответствующие документы:

  • копию свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок;
  • копию устава (положения) организации;
  • запрос налогоплательщика и другие имеющиеся документы.

Чиновники Минэкономразвития в Письме от 19.09.2013 N А23и-2818 обратили внимание на тот факт, что если земельные участки используются в иных целях, то это уже не имеет отношения к целям, которые указаны в пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Следовательно, в данном случае не имеет значения, что названные земельные участки предоставлены МЧС, МВД или Минобороны.

Кроме того, размещение на обозначенных земельных участках объектов, не связанных с осуществлением профессиональной деятельности поименованных ведомств и их подведомственных органов, противоречит целям, прописанным в ст. 93 ЗК РФ.

В другом Письме от 26.02.2013 N 03-05-04-02/5453 чиновники Минфина на вопрос о применении налоговой ставки в отношении земельных участков, выделенных учреждению МВД, привели такое разъяснение.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (далее - Положение), основными задачами МВД являются в том числе:

  • обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности (пп. 3 п. 3 Положения);
  • управление ОВД и внутренними войсками МВД (пп. 4 п. 3 Положения).

Принимая во внимание, что МВД осуществляет полномочия в том числе по общественной безопасности, земельные участки, предоставленные в пользование МВД и его подведомственным органам и непосредственно используемые в прописанных выше целях, могут быть признаны ограниченными в обороте.

Учитывая изложенное, а также сложившуюся судебную практику, по мнению Минфина, в отношении земельных участков, ограниченных в обороте и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование МВД и его подведомственным органам, должна применяться налоговая ставка, установленная в размере, не превышающем 0,3% кадастровой стоимости земельного участка.

Как исчислить земельный налог, подлежащий уплате?

В силу п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по земельному налогу) самостоятельно. Сумма земельного налога начисляется по окончании налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (кадастровой стоимости).

Пример 1. Казенное учреждение владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. На территории, принадлежащей представительному органу муниципального образования, где расположен земельный участок организации, введен земельный налог. Налоговая ставка по земельному налогу определена в размере 0,3%, кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2014 составляет 25 000 000 руб.

Сумма земельного налога за 2014 г. составит 75 000 руб. (25 000 000 руб. x 0,3%).

В том случае, когда права на земельный участок возникли в течение налогового периода, начисление суммы налога (авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок был закреплен за учреждением, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если право возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц считается полным. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Пример 2. Казенное учреждение получило земельный участок в бессрочное пользование с 20.06.2014. Ставка земельного налога определена в размере 0,3%. Кадастровая стоимость участка на 20.06.2014 составила 30 000 000 руб. Необходимо рассчитать сумму земельного налога за 2014 г.

Коэффициент владения земельным участком равен 0,5 ((6 / 12) мес.).

Сумма земельного налога за 2014 г. составит 45 000 руб. (30 000 000 руб. x 0,3% x (6 / 12) мес.).

Если нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для налогоплательщиков установлены отчетные периоды (как квартал), то они исчисляют суммы авансовых платежей по земельному налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками как разница между годовой суммой земельного налога, исчисленной по правилам п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года.

Как отразить в учете расчеты по земельному налогу?

В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Как отмечается в Письме Минфина России от 08.11.2013 N 02-06-010/47818, операции по начислению суммы земельного налога отражаются на основании справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств, в том числе по авансовым платежам.

Форма справки утверждена Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

Учет расчетов по земельному налогу учреждение ведет на счете 303 13 "Расчеты по земельному налогу" (п. 263 Инструкции N 157н). Начисление суммы земельного налога оформляется бухгалтерской записью (п. 104 Инструкции N 162н ):

Дебет счета 1 401 20 290 "Прочие расходы"

Кредит счета 1 303 13 730 "Увеличение кредиторской задолженности по земельному налогу".

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

При уплате земельного налога на основании выписки с лицевого счета делается запись (п. 104 Инструкции N 162н):

Дебет счета 1 303 13 730 "Уменьшение кредиторской задолженности по земельному налогу"

Кредит счета 1 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства".

Таким образом, сальдо расчетов по счету 303 13 "Расчеты по земельному налогу" на конец отчетного периода отражает разницу между начисленной суммой земельного налога по итогам налогового периода с учетом начисленных авансовых платежей и выполненной обязанностью налогоплательщика по уплате (перечислению) указанного налога.

Пример 3. по итогам 2014 г. казенным учреждением начислен земельный налог в сумме 45 200 руб. Сумма авансовых платежей составила 33 750 руб.

Окончательная сумма к уплате за 2014 г. составит 11 450 руб. (45 200 - 33 750).

Настоящая работа является комментарием к главе 31 НК РФ "Земельный налог". В данном комментарии рассмотрены самые актуальные вопросы и проблемы, касающиеся налогоплательщиков земельного налога, последние изменения законодательства о налогах и сборах.

В рамках данной работы даётся детальный и совокупный анализ нормам главы 31 НК РФ.

Комментарий к статье 387. Общие положения

На основании статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм такой платы является земельный налог.

Статья 387 НК РФ устанавливает общие положения относительно установления земельного налога.

Земельный налог является местным налогом, поэтому он устанавливается НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Изменение и отмена земельного налога также производится на основании НК РФ и нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге также действуют законы данных субъектов РФ, на основании которых помимо НК РФ производится установление, взимание, изменение и прекращение земельного налога на территориях городов федерального назначения.

Поскольку земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального назначения самостоятельно в нормативно-правовых актах устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, но только в тех пределах, которые закреплены в НК РФ.

Данные изменения обусловлены включением в состав Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения - города Севастополя.

Может возникнуть вопрос - Имеет ли право муниципальное образование или город федерального значения отменить льготы по земельному налогу, которые не предусмотрены НК РФ, но были введены на территории такого муниципального образования или города федерального значения актом законодательного (представительного) органа?

Обратимся на этот счёт к официальным разъяснениям Минфина России.

В Письме Минфина России от 08.08.2012 N 03-05-06-02/55 разъяснено, что Представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные в гл.31 "Земельный налог" Кодекса.

При этом обращаем внимание, что на основании пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В этой связи Минфин России отмечает: если представительным органом муниципального образования было принято решение о предоставлении льготного налогообложения по земельному налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, то данное решение может быть отменено новым решением представительного органа муниципального образования.

В Письме Минфина России от 16.01.2015 N 03-05-05-02/527, в свою очередь, рассмотрен вопрос об установлении льготных ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных на территории г.Севастополя. По данному вопросу Департамент финансового ведомства указал, что решение вопросов, связанных с установлением льготных налоговых ставок в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, относится к компетенции Законодательного Собрания города Севастополя.

Также данными нормативно-правовыми актами муниципальные образования и города федерального назначения могут устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В данную статью не вносились изменения с 2004 года.

В пункте 2 комментируемой статьи не определено к одному или нескольким земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, может применяться налоговая льгота в форме установления размера необлагаемой земельным налогом суммы. Поскольку ограничения не установлено, то можно сделать вывод о том, что данная налоговая льгот не подлежит применению ко всем земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, но находящихся в границах одного муниципального образования или города федерального назначения, на территории которых данная льгота введена.

В Письме ФНС РФ от 26.11.2007 N СК-6-11/908@ "О земельном налоге" разъяснено, что законодательно не определено, что налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленная представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), может применяться при исчислении земельного налога только в отношении одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику и расположенного на территории соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Учитывая изложенное, при установлении представительным органом муниципального образования для категорий налогоплательщиков, определенных пунктом 5 статьи 391 Кодекса, дополнительной налоговой льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, распространяемой на все земельные участки, принадлежащие налогоплательщику и находящиеся на территории муниципального образования.

Данная позиция, изложенная в Письме, является актуальной, так как правовое регулирование данного вопроса не изменилось.

В судебной практике не сложилось какой-либо проблемы относительно применения статьи 387 НК РФ.

Комментарий к статье 388. Налогоплательщики

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Такие земельные участки, чтобы быть объектом налогообложения данным налогом, должны быть расположены в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (статья 389 НК РФ).

По правилам пункта 1 статьи 131 ГК РФ право организации или физического лица подлежит государственной регистрации, которая регулируется Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Запись в ЕГРП является единственным доказательством существования права на земельный участок.

Таким образом, плательщиком земельного налога является то лицо (юридическое или физическое), чьё право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения закреплено в ЕГРП.

Напоминаем, что с 1 января 2010 года физические лица и организации не признаются налогоплательщиками земельного налога, если они являются правообладателями только тех земельных участков, которые в силу НК РФ не отнесены к объектам налогообложения данным налогом.

На основании пункта 1 статьи 266 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

В силу пункта 1 статьи 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Из приведённого выше правила есть исключение.

Зачастую лица считают, что обязанность по уплате земельного налога возникает с того момента, как органом власти принят распорядительный акт и направлен проект договора купли-продажи и заключением такого договора.

Необходимо обратить внимание, что заключение договора купли-продажи земельного участка не влияет на приобретение обязанности покупателя по уплате земельного налога. Такая обязанность у него появится только после того, как его право собственности на передаваемый по договору земельный участок пройдёт государственную регистрацию.

Так в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2012 N А31-1508/2011 указывается, что само по себе принятие органом власти распорядительного акта и направление проекта договора купли-продажи не наделило бы организацию статусом, необходимым для уплаты земельного налога, поскольку возникновение права на земельный участок связано с моментом его государственной регистрации, а не с заключением договора купли-продажи недвижимого имущества.

Также иногда возникают ситуации, когда лицо не получило правоустанавливающих документов на земельный участок и не произвело государственную регистрацию прав на такой земельный участок. Возникает вопрос - является ли лицо, не получившее правоустанавливающие документы или которое не произвело государственную регистрацию прав на земельный участок, в данном случае налогоплательщиком земельного налога в отношении такого земельного участка?

Рассмотрим данный вопрос на конкретном примере из судебной практики.

Десятым арбитражным апелляционным судом было рассмотрено дело по иску о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности лица за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, а именно - за неуплату сумм земельного налога. Заявитель посчитал, что если у него отсутствуют правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, и что если он не произвёл государственную регистрацию своего права собственности на него, то на нем не лежит обязанность по уплате земельного налога.

Заявитель указал, что выдача таких документов производится на заявительной основе, и что он не обязан их получать. Права собственности на земельный участок у него возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, соответственно, он не обязан производить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных лицом требований, указал, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого имеет заявительный характер, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога; факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога.

Нормами главы 31 НК РФ прямо не урегулирован вопрос, с какого момента начинает исчисляться земельный налог в отношении объекта, перешедшего по наследству? Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к разъяснениям официальных органов.

Так в Письме ФНС России от 21.02.2014 N БС-4-11/3179 по поставленному вопросу даётся нижеследующее разъяснение.

Учитывая, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, при поступлении от органа, уполномоченного совершать нотариальные действия, сведений о выдаче наследнику свидетельства о праве на наследство налоговый орган (при наличии сведений, достаточных для исчисления имущественных налогов) направляет лицу, вступившему в наследство, налоговое уведомление об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц. При этом наследник должен уплатить указанные налоги с месяца открытия наследства.

На основании абзаца второго пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога также признаются управляющие компании в отношении тех земельных участков, которые входят в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.

Деятельность данных управляющих компаний регулируется Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ).

Также в комментируемом абзаце уточнено, что земельный налог на такие земельные участки выплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Под паевым инвестиционным фондом понимается обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Пользуемся юридическими услугами при составлении и для проверке договоров с различными организациями на поставку нашей продукции. Хорошие юристы, никогда не спешат, расскажут все нюансы и сделают все профессионально - за почти два года работы никаких проблемных ситуаций после оказания их услуг.

В феврале 2019 года обратилась в компанию Эклекс за услугой регистрации договора аренды, стоимость мне назвали сразу (20000 р), за эти деньги я получила весь пакет документов, который нужен, консультацию по всем вопросам, проверку всех документов, которые уже были, юристы организовали процесс подачи документов в органы и получения документов. Самое главное, что мне подготовили договор аренды с учетом всех пожеланий и доработок, а не типовой, скачанный из интернета. Результатом полностью довольна.

Искали компанию,где бы качественно оказали услугу регистрации, чтобы в дальнейшем избежать проблем. По рекомендации остановились на указанной. Уже на консультации было понятно, что ребята профессионалы. Все сделали оперативно, помогли собрать учредительные документы, все этапы удалось пройти максимально быстро благодаря опыту и навыкам специалистов. Профессионализм сотрудников фирмы — вне сомнений.


В связи с изменениями в налогообложении России, стал актуальным вопрос оплаты земельного налога, на какие объекты распространяется и кто из россиян имеет льготы.

Содержание статьи:

Новшества в системе налогообложения подразумевают, в первую очередь, введения правил, по которым будет произведен расчет земельного налога в ближайшие годы.

  1. Налог на землю будет рассчитываться с учетом кадастровой стоимости земли. Как правило, она выше, поэтому размер налога будет пропорционально изменен.
  2. Увеличение налогового коэффициента произойдет постепенно, вплоть до 2020 года. В 2019 году налог повысится на 20%. Окончательная ставка утвердится к концу 2020 года.
  3. Ставка будет регулироваться органами местного самоуправления. В зависимости от экономической обстановки субъекта РФ представители власти могут устанавливать налоговую ставку самостоятельно в пределах 0,1-1,5%. Корректировка ставки станет отличным фактором для развития коммерческой деятельности.
  4. Налоговые отчисления в государственный бюджет могут вырасти в 8 раз. Эксперты утверждают, что повышение налоговой ставки предусматривает увеличение самих выплат.
  5. Методика расчета не продумана до мелочей и основана не на фактической стоимости земельных участков, а рыночной. Это может повлечь недовольство народа.
  6. Судебных споров, касающихся расчета налога на землю, в следующие годы будет гораздо больше, нежели сейчас. Граждане, которых не устраивает установленная налоговая ставка и кадастровая стоимость земли, смогут изменить ее путем обращения и доказательств своей правоты в судебной инстанции.
  7. Упростился порядок предоставления льгот. Россияне могут не подавать документы, необходимые для подтверждения льготной категории. Запрос в необходимые инстанции формируется специалистом налоговой службы. Новшество начало действовать с началом 2018 года. Об этом свидетельствует закон федерального уровня №286, утвержденный 30 сентября 2017 года.
  8. Начиная с 2019 года согласно корректировкам, внесенный федеральным законом № 334-ФЗ от 3 августа 2018 года, изменение кадастровой стоимости земельного участка, вызванное корректировкой его качественных либо количественных показателей, будет учитываться при формировании налоговой базы со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
  9. Также данным законом установлено, что для лиц, имеющих право на пенсию по состоянию на 31 декабря 2018 года, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади участка.
  10. Кроме того, от налогообложения с 2019 года освобождаются организации, признаваемые фондами в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах, – в отношении земельных участков, относящихся к территориям таких центров.

Специалисты утверждают, что изменение порядка налоговых выплат просто необходимо. Некоторые негативно отзываются о методике расчета, заявляя, что она не продумана и разработана безграмотно.

При правильном подходе и верной методике расчета налогов россияне не заметят существенных изменений, но пока предложений по утвержденному проекту не поступало в Госдуму.

Плюсы и минусы системы земельного налогообложения

Укажем, какие преимущества будут от данных изменений в системе земельного налогообложения:

Приведем пример: в 2019 году размер налогов поднимется на 20%. Если бы не использовали при расчете поправочный коэффициент, то размер мог увеличиться на 50-100%, что негативно бы сказалось на гражданах России и их расходах.

Отметим и недостатки новшеств:

  1. Может быть завышен размер налога, так как в основе расчета будет недействительная стоимость земли.
  2. Стоимость земли будет установлена на разные участки одинакова. Это нецелесообразно, ведь не учитывается инфраструктура, местоположение земельного участка и другие факторы.
  3. Гражданин, решив сделать перерасчет стоимости земли, может сделать это только через судебную инстанцию. Из-за этого может увеличиться количество судебных дел и споров.
  4. Для юридических лиц налоги могут возрасти в 7-8 раз.

Предстоящие перемены в 2019 году пока что вызывают разные мнения экспертов и владельцев земельных участков. Как будет на практике проходить реформа системы налогообложения, узнаем в скором будущем.

Есть ли освобождение или льготы по уплате налога на землю в 2019 году – платят ли пенсионеры земельный налог?

Льготные категории, установленные на законодательном уровне, также смогут получить уведомление на оплату налога по минимальной ставке, как это было раньше до 2018 года.

Согласно федеральным законам, не оплачивать налог на землю могут:

  1. Жители районов Севера, Сибири, Дальнего Востока.
  2. Общины народов, указанных выше и использующих землю для хозяйствования, проживания, развития традиционных промыслов.

Льготные категории также устанавливаются на региональном уровне и подтверждаются правовыми актами органов муниципальных образований.

Например, к ним относят:

  1. Ветеранов труда.
  2. Детей-войны.
  3. Инвалидов.
  4. Участников ликвидации ЧАЭС.
  5. Военнослужащих.

Этот список может быть расширен. Вышеперечисленные граждане могут быть освобождены от уплаты налога - частично или полностью.

Заметьте, для пенсионеров льготы в 2019 году не предусмотрены.

Чтобы оформить льготу, необходимо обратиться в отделение налоговой службы вашего района или города, подать документацию, подтверждающую права на ее получение - и написать заявление.

Заявление может быть написано по такому образцу:

Готовый бланк заявления на предоставление льготы по земельному налогу можно бесплатно скачать здесь в формате PDF

zayavlenie-na-predostavlenie-lgoty-po-zemelnomu-nalogu

Порядок уплаты земельного налога в 2019 году – как и где оплатить налог на землю?

Порядок оплату налога на землю проходит поэтапно.

Этап 1. Получение налогового уведомления

Квитанция на оплату приходит по почте, на имя собственника земельного участка.

Письмо с уведомлением может быть заказным, тогда владельцу земли обязательно необходимо получить его, поставив свою подпись и подтвердить получение.

В случае игнорирования писем гражданина могут привлечь к ответственности и выписать штраф.

Есть еще и другие варианты оповещения гражданина об оплате налога – через интернет в личном кабинете налогоплательщика, или через ТКС.

Направляют уведомление не позже 30 дней до момента наступления оплаты платежа.

Этап 2. Оплата налога

Оплатить квитанцию можно в:

  1. Любой банковской организации.
  2. На Почте.
  3. Через интернет-сервисы, введя сведения из квитанции.
  4. Через банковские терминалы.

Квитанцию об оплате лучше оставить себе.

Вы можете позвонить в налоговый орган по горячей линии - и получить консультацию, ответы на другие возникшие вопросы. Как быстро узнать, есть ли задолженность по налогам?

Сроки оплаты земельного налога – что будет, если налог на землю не оплатить вовремя?

Обычно налог оплачивается гражданами до 1 декабря текущего года.

За несвоевременную уплату - или неоплату вовсе - начисляются пени и штрафы, в соответствии со статьей 122 НК РФ, причем учитывается умышленность данного деяния.

Для юридических лиц предусмотрена свои сроки оплаты и ответственность.

Теперь вы знаете про все моменты оплаты налога на землю в России. Поделитесь, как вы получали уведомление в 2018 году, приходило ли оно вам в срок - или вы обращались в службу.

По сути, проблем не должно возникать, ведь работа налоговых органов жестко контролируется.

С какими проблемами может столкнуться организация, самостоятельно исчисляя и уплачивая земельный налог? На что при этом нужно обратить внимание? Ответы на эти и некоторые другие вопросы, возникающие при уплате земельного налога, — в настоящей статье.

Согласно п. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.

Исходя из положений различных норм гл. 31 НК РФ налогоплательщик-организация или ИП (в отношении земельного участка, используемого им для предпринимательской деятельности) сами должны:

  • определить налоговую базу;
  • узнать налоговую ставку;
  • определить сумму налога;
  • уплатить налог в установленные законом сроки.

Все вышеуказанные действия по самостоятельному исчислению и уплате земельного налога могут привести к возникновению у организации некоторых рисков. Рассмотрим такие ситуации подробнее.

Риск 1: неправильно определенная налоговая база

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ). Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом является календарный год.

Согласно ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев определения рыночной стоимости участков). Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Исходя из положений п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (в ред. от 30.06.2010), государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.

Как правило, нормативный акт органа исполнительной власти субъекта РФ к началу налогового периода уже действует. В этом случае рисков неправильного исчисления налоговой базы не возникает. Однако бывают и такие ситуации, когда нормативный акт принят после начала налогового периода, но с установкой кадастровой стоимости земли …на прошлое время. Как в этом случае правильно определить кадастровую стоимость: как вновь установленную и действующую на новый налоговый период или как еще не действующую, так как нормативный акт был принят (или опубликован) после 1 января нового года (нового налогового периода)? Имеются ли у налогоплательщика основания для перерасчета в сторону уменьшения за предыдущий налоговый период, если кадастровая оценка утверждена с распространением на предыдущий налоговый период (или его часть)?

Согласно позиции Минфина России при утверждении органом исполнительной власти субъекта РФ новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика (письма Минфина России от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110, от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105, от 19.12.2012 № 03-05-05-02/123). В данном случае подразумевает и то, что указанная кадастровая оценка земли действует и на начало нового налогового периода, даже если нормативный акт вступил в силу после начала налогового периода.

Однако имеется и другой подход к порядку применения результатов кадастровой оценки земель и, соответственно, к порядку определения налоговой базы. Так, исходя из выводов, сделанных судом в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 № 17АП-15377/2013-АК по делу № А60-29555/2013, перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.

При составлении данного запроса следует требовать предоставления сведений по состоянию на 1 января налогового периода, а не по состоянию на дату получения запроса — в противном случае риск ненадлежащего определения налоговой базы не минимизируется.

Неправильно примененная налоговая ставка

Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

  • 0,3 % в отношении земельных участков:
  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1,5 % — в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

В случае если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ.

Чаще всего риск неправильного применения налоговой ставки возникает при изменениях разрешенного использования земель, при исчислении налога по земельному участку, на котором находятся различные объекты различного назначения. Неправильное применение налоговой ставки зачастую приводит к занижению суммы налога, что впоследствии является основанием для начисления налога при проверке ИФНС и применения налоговым органом санкций к налогоплательщику. Рассмотрим несколько практических примеров.

Ситуация 1

Налогоплательщик-организация первоначально исчислила земельный налог по ставке 1,5 %, а затем пересчитала по ставке 0,3 %. При этом налогоплательщик исходил из того, что на земельных участках, являющихся объектами налогообложения, расположены принадлежащие организации на праве собственности объекты инженерной инфраструктуры, в том числе внутриплощадочные сети теплоснабжения, трубопроводы совмещенной эстакады, тоннели эстакад, трубопроводы теплоснабжения, канализация, теплосеть, трубопровод технологический, водопровод, трубопровод умягченной воды и иные сооружения, относящиеся, как оно полагает, к объектам жилищно-коммунального комплекса. Однако в ходе рассмотрения судебного спора доказательств, подтверждающих, что эти земельные участки заняты жилищным фондом и расположенные на них сооружения являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предназначенными для обслуживания жилищного фонда и используемыми для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования, представлено не было. Следовательно, суд не нашел и оснований для применения пониженной ставки налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 № 10062/10 по делу № А57-6986/2009).

Вывод

Налогоплательщик-организация неправильно применила налоговую ставку из-за неправильного толкования нормы ст. 394 НК РФ. Однако в связи с тем, что земельный налог был уплачен по повышенной ставке, налогового правонарушения организацией допущено не было.

Ситуация 2

Налогоплательщик-организация запуталась в редакциях одного и того же нормативного акта решения Думы города по ставкам земельного налога и неправильно исчислила налог. ИНФС при проверке доначислила сумму налога, применив более высокую ставку. В ходе судебного спора об оспаривании решения ИФНС было установлено, что в течение спорного налогового периода налоговые ставки пересматривались только в отношении земельных участков, занятых гаражными кооперативами, объектами сельхозназначения, жилищным фондом, личным подсобным хозяйством. Для налогоплательщиков, использующих прочие земельные участки (как и налогоплательщик-организация), налоговая ставка не пересматривалась, не отменялась, льготы для прочих земельных участков не вводились. При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что у организации имелась информация о размере налоговой ставки по земельному налогу в рассматриваемом налоговом периоде, в связи с чем на ней лежала обязанность по уплате налога в повышенном размере, как было указано в решении ИФНС (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2013 по делу № А19-11927/2012).

Вывод

Многочисленные изменения в нормативном акте, регулирующим ставки налога, не могут служить основанием для применения ставки налога в пониженном размере, якобы из-за непонимания актуальной редакции нормативного акта.

Неправильно определенная обязанность по уплате налога

Ситуация 3

Камеральной налоговой проверкой был установлен факт неполной уплаты учреждением земельного налога за период первого квартала года в результате неправомерного, по мнению инспекции, применения налоговой льготы, установленной п. 2 ст. 395 НК РФ, в соответствии с которым освобождаются от налогообложения организации в отношении земельных участков, занятых государственным автомобильными дорогами общего пользования. Судом было установлено, что учреждению на праве оперативного управления предоставлены автомобильные дороги общего пользования, а не частные дороги. На основании изложенного суд сделал вывод о правомерности использования налогоплательщиком предоставленной льготой и признал решение ИФНС о доначислении налога незаконным (Определение ВАС РФ от 02.10.2008 № 12201/08 по делу № А60-27610/2007-С6).

Вывод

Далеко не всегда положения нормативных актов о льготных категориях неплательщиков земельного налога правильно трактуются и самим налоговым органом.

Ситуация 4

Образовательное учреждение при решении вопроса о применении льгот по земельному налогу использовало нормы законодательства, утратившие силу. В соответствии с вновь введенными нормами, распространенными на новый очередной налоговый период, учреждения образования были исключены из перечня льготников. На основании данных выводов суд удовлетворил требования налогового органа в части взыскания задолженности по земельному налогу и пеней с образовательного учреждения (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.10.2007 № А19-1637/07-11-Ф02-7134/07 по делу № А19-1637/07-11).

Вывод

При исчислении земельного налога за каждый налоговый период следует проверять актуальность норм законодательства.

Ситуация 5

Вывод

При применении налоговой ставки для исчисления земельного налога необходимо исходить из категории земельного участка и его разрешенного использования.

Однако на практике бывают ситуации, когда права на земельный участок никак не оформлены, да и документа о предоставлении земельного участка в пользование нет. В данном случае нельзя утверждать, что организация, расположенная на данном земельном участке, является плательщиком земельного налога.

Ситуация 6

Вывод

Нормы закона не следует трактовать расширительно даже налоговому органу; если право предприятия на земельный участок не подтверждено документально, оно не может быть признано плательщиком земельного налога.

Противоположные приведенным в рассмотренной ситуации решения были приняты в отношении налогоплательщиков, право которых на земельные участки в ходе рассмотрения дела в суде было подтверждено соответствующими документами (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.01.2008 по делу № А11-334/2007-К2-20/51, от 18.12.2007 по делу № А11-332/2007-К2-23/76).

Просрочка уплаты налога (или его части)

Пункт 1 ст. 397 НК Ф устанавливает, что земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ.

Указанной нормой в настоящее время предусмотрен только срок для представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу — не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, конкретные сроки уплаты земельного налога НК РФ не определены, а устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Таким образом, риск просрочки имеет двоякое значение:

  • риск просрочки уплаты налога;
  • риск просрочки представления налоговой декларации по налогу.

Ситуация 7

Предприятие, владеющее несколькими земельными участками, неправильно исчислило и уплатило налог за налоговый период из-за неправильного определения периода начисления налога, так как некоторые земельные участки приобретались им только в середине года, а некоторые, наоборот, продавались в последних двух кварталах года. В связи с неполной уплатой налога налоговый орган доначислил налог и привлек предприятие к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Также в связи с тем, что налоговая декларация по земельному налогу за прошедший год по одному из земельных участков была предоставлена только в августе текущего года, налоговый орган привлек предприятие к ответственности и по п. 1 ст. 119 НК РФ. Суд согласился с правомерностью требований налогового органа, поправив его только в расчетах суммы доначисленного налога и суммы штрафных санкций (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.12.2013 по делу № А82-12289/2012).

Вывод

При исчислении земельного налога следует четко руководствоваться периодом владения земельным участком и периодом начисления земельного налога, которые в соответствии с положениями НК РФ могут не совпадать.

Выводы

В связи с тем что по сравнению с налогоплательщиками — физическими лицами организации и индивидуальные предприниматели законодателем наделены большими обязанностями по самостоятельному исчислению и уплате налога, у последних часто возникают риски в совершении тех или иных ошибок на каждой из рассмотренных стадий данного процесса. Знание данных рисков, а также изучение представленной в статье судебной практики в отношении последствий совершения ошибок при исчислении и уплате земельного налога помогут вышеуказанным субъектам экономических отношений избежать ошибок при исчислении и уплате земельного налога.

Для аккумулирования полученной информации составим небольшую памятку:

1. Кадастровая оценка земли может меняться. Результаты оценки являются официальной, подлежащей опубликованию информацией.

В случае сомнений в периоде действия нормативного акта или в толковании его положений для минимизации риска неполной уплаты налога рекомендуется каждый раз запрашивать информацию о кадастровой стоимости конкретного земельного участка у органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

3. При применении налоговой ставки для исчисления земельного налога следует исходить из разрешенного использования земельного участка, категории земель.

4. Неполная уплата налога или ее просрочка, а также несвоевременность подачи декларации по земельному налогу влекут привлечение предприятия к налоговой ответственности, установленной НК РФ. Санкции за указанные налоговые правонарушения являются довольно значительными.

Учитывая сложность самостоятельного исчисления и уплаты земельного налога в совокупности с отрицательными последствиями нарушений при уплате земельного налога, предприятиям следует быть очень внимательными и осторожными в данном вопросе, а в случае сомнений не пренебрегать возможностью получения разъяснений у органов государственной налоговой службы.

Читайте также: