Агентский договор уход от налогов

Обновлено: 04.05.2024

Видеоверсия

Прежде всего, агентский договор, как его определяет ст. 1005 Гражданского кодекса, не в полной мере самостоятельный. Проще говоря, он может опосредовать собой конструкцию договора комиссии (когда агент действует от своего имени), либо договор поручения (когда агент действует от имени своего доверителя). Что это означает практически?

По модели договора поручения все работает прямо противоположным образом. Агент прозрачен и не является экономическим игроком в отношении совершаемых им сделок, поэтому никаких обязательств на себя не берет. Наш клиент знает нас, но не видит нашего агента, который физически подписывает договор. Именно поэтому закон требует, чтобы на руках у такого агента была доверенность. Модель договора выбирается в зависимости от конкретной ситуации.

Клиенты хотят иметь дело с местными поставщиками, поэтому применение агентского договора по модели договора комиссии в данном случае имеет под собой деловую цель. Если же агентам в качестве вознаграждения будет достаточно выручки в 150 млн руб., то плюсом мы сохраним за собой возможность использовать специальные режимы налогообложения. Однако в эту сумму также должны уложиться и другие расходы (например, содержание офиса, зарплаты сотрудников агента и т.д.).

Подход мы позаимствовали из фэшн-индустрии, где в договорах с бренд-холдерами содержится огромный пул условий по внешнему виду магазина, проводимым акциям и т.д. Это аналог чек-листа для продавца в розничной торговле, выполнение которого влияет на показатели, а в конечном итоге — на вознаграждение, только на уровне группы компаний.

В некоторых случаях модель договора комиссии вообще не применима. Связано это, в первую очередь, со статусом лица (компании), с которой поставщик или покупатель (заказчик) готов заключать договор. Не всякий агент в этом смысле пройдет репутационный тест.

Во многих случаях эту роль носителя волшебного чемоданчика берет на себя кто-то из топов продаж, но не всегда. И вот здесь нам пригодится модель договора поручения.

Рассмотрим кейс с использованием в качестве агента индивидуального предпринимателя.

Напомню, агент подписывает документы, но не от своего имени, а от имени доверителя. И вот в торговой компании есть реальный персонаж, назовем его Родственник собственника. Он в обойме — ездит по заводам, жмет руки и отвечает за все телодвижения (в том числе неформальные), связанные с заключением договоров. Следовательно, быть ему сотрудником предприятия.

Если мы оформим их как субъект предпринимательской деятельности, это позволит им получать вознаграждение и делать с ним все, что они захотят: потратить, закопать в землю или превратить в волшебный чемоданчик. Это их личное дело. Компанию это не касается. Так компания отодвигает от себя эти сопутствующие риски. И это железобетонная деловая цель. Как они добывают контракты, я не знаю и контролировать не собираюсь. В предмет наших договоренностей укладывается только объем и условия заключаемых сделок, с одной стороны, и вознаграждение — с другой. Понятно, что если финансовые потоки в виде агентского вознаграждения укладываются в специальные режимы налогообложения, то в качестве побочного эффекта вы получите налоговую оптимизацию.

Что в данном случае происходит с точки зрения клиента? Формально к нему приходит такой же человек, как и прежде. Но раньше он был, допустим, продажником с визитками и доверенностью предприятия. Так если по договору поручения выдается такая же доверенность, визитки-то вы, я надеюсь, сможете ему какие угодно нарисовать?

Тем более что этот человек действительно является вашим представителем. Для клиента не меняется ничего. Это важно.

Выбрали регион. Линейкой расчертили на клеточки. В каждой — горстка населенных пунктов, где мы ищем человека, который бы занимался распространением нашей продукции. Брать такого сотрудника в штат, честно говоря, не очень разумно, потому что Трудовой кодекс описывает процесс, а не результат труда. Но, к сожалению, в налоговой и трудовой инспекциях не понимают (или, скорее, не хотят понимать), в чем ключевая разница, и происходит подмена понятий.

Другое дело, если у вас был пул из 40 продажников, которые одномоментно стали индивидуальными предпринимателями. Но они по-прежнему к 9 утра приходят в офис, в 18 сваливают и согласуют с вами график отпусков. В таком случае речь, скорее всего, идет о надуманности конструкции.

Здесь же человек территориально удален и может продавать нашу продукцию сам или взять себе помощника, волен сидеть в квартире или сделать своим офисом автомобиль, в котором колесит по региону.

Конечно, такие отношения не укладываются в Трудовой кодекс, это отношения с предпринимателем. Мы формулируем ему условия вознаграждения, например, от величины сбыта. Все сопутствующие его деятельности риски — на нем. Поскольку он находится на месте, регулировать взаимоотношения с остальными персонажами он сам может эффективнее, чем мы за сотни километров. И таких предпринимателей у вас может быть несколько.

В некоторых случаях агентская модель позволяет внести управленческие коррективы в систему мотивации сотрудников, которые занимаются продажами. К примеру, компания предлагает продажу не только по прайсу, но и некие комплексные решения, да еще и имеет элементы собственного производства.

Мотивация продажников на объем продаж за вычетом дебиторки — в том или ином виде прекрасно работает в ситуации с прайсовыми продажами: позиции согласованы, сроки поставки определены, о скидках договорились. Продажник срубил бонус и побежал дальше. В ситуации с комплексными решениями примерно тот же подход приведет к следующему.

— Хочу то и се. Можете?
— Можем!
— А если вот такие характеристики?
— Без проблем.
— А в такую цену и сроки изготовления уложимся?
— Без вопросов!

В конструкции группы компаний, кроме волевого управленческого решения, этот недостаток может быть скомпенсирован использованием агентского договора.

В таком случае продажники обособляются от производственно-сборочного участка и становятся лицевым звеном с точки зрения группы компаний перед клиентом, работают по агентскому договору по модели комиссии. Компания, где они трудятся, заключая сделку, подписывается перед клиентом за исполнение этих условий. На каких условиях договор заключили — так с ними и разбирайтесь.

Конечно, этому должны сопутствовать внутренние отношения. К примеру, производственно-сборочный участок — единственное звено продаж, и за неисполнение госконтракта лицевую компанию-агента внесли в черный список. Получается, мы остаемся без звена продаж и не факт, что быстро переобуемся. Эти риски необходимо просчитать и внутри обустроить. Но факт остается фактом: агентская модель в данном случае может помогать и при принятии управленческих решений.

Бывает, что агентская модель ломает всю экономическую логику построения бизнес-процессов. К примеру, на входе в группу компаний стоит ИП на общей системе налогообложения (НДФЛ) и применяет НДС .

Читайте также: