Административные процедуры осуществляемые налоговыми органами

Обновлено: 18.05.2024

Наименование административной процедуры

Государственный орган (иная организация), в который гражданин должен обратиться

Документы и (или) сведения, представляемые гражданином для осуществления административной процедуры*

Размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры**

Максимальный срок осуществления административной процедуры

Срок действия справки, другого документа (решения), выдаваемых (принимаемого) при осуществлении административной процедуры

18.1. Постановка на учет в налоговом органе

налоговый орган по месту жительства гражданина

при приобретении гражданами, не имеющими места жительства в Республике Беларусь, права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь, – налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества

при выплате гражданином, не имеющим места жительства в Республике Беларусь, иностранной организации дохода в денежной или неденежной форме от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, части белорусского предприятия как имущественного комплекса – налоговый орган по месту нахождения указанного имущества

при выплате гражданином, не имеющим места жительства в Республике Беларусь, иностранной организации дохода в денежной или неденежной форме от отчуждения долей, паев (их части) в уставном фонде белорусской организации – налоговый орган по месту нахождения такой белорусской организации

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

удостоверение нотариуса – для нотариуса

свидетельство о регистрации адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, – для адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально

2 рабочих дня со дня подачи заявления

18.2. Снятие с учета и постановка на учет в другом налоговом органе в случае изменения места жительства

налоговый орган по прежнему месту жительства

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

2 рабочих дня со дня подачи заявления

18.3. Зачет, возврат сумм налогов, сборов (пошлин), пеней

налоговый орган по месту постановки гражданина на учет (месту его жительства)

налоговый орган по месту постановки умершего гражданина, гражданина, объявленного умершим, на учет (месту его жительства) – в случае возврата сумм налогов, сборов, пеней наследнику (наследникам) умершего гражданина, гражданина, объявленного умершим

налоговый орган района, города или области, в бюджет которого (которой) поступила государственная пошлина, – в случае возврата или зачета государственной пошлины из местного бюджета

инспекция Министерства по налогам и сборам по г. Минску – в случае возврата или зачета государственной пошлины, поступившей в республиканский бюджет от граждан, не являющихся налоговыми резидентами Республики Беларусь и проживающих за пределами Республики Беларусь

налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента – в случае возврата излишне удержанных сумм подоходного налога с физических лиц и если у налогового агента отсутствуют выплаты доходов физическим лицам (в том числе вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора) либо налоговым агентом не осуществляется финансово-хозяйственная деятельность

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

копии документов, подтверждающих брачные, родственные отношения, и (или) иных документов, подтверждающих, что гражданин является наследником, с предъявлением оригиналов таких документов – в случае возврата суммы налога, сбора (пошлины), пеней наследнику (наследникам) умершего гражданина, гражданина, объявленного умершим

документ, подтверждающий уплату налога, сбора (пошлины) (копия указанного документа, если налог, сбор (пошлина) подлежат возврату частично), – в случае возврата (зачета) суммы налога, сбора (пошлины), взимаемых специально уполномоченными государственными органами, иными организациями, должностными лицами (за исключением возврата или зачета государственной пошлины, поступившей в республиканский бюджет от граждан, не являющихся налоговыми резидентами Республики Беларусь и проживающих за пределами Республики Беларусь)

документы о полученном доходе и об уплате налога за пределами Республики Беларусь, подтвержденные источником выплаты дохода, – в случае зачета сумм налога с доходов, полученных за пределами Республики Беларусь, фактически уплаченных плательщиком, являющимся налоговым резидентом Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством других государств (при отсутствии документов о полученном доходе и об уплате налога за пределами Республики Беларусь, подтвержденных налоговым или иным компетентным органом иностранного государства)

документы, подтверждающие полное (частичное) погашение (возврат) займов, кредитов, ссуд, – в случае зачета (возврата) сумм подоходного налога с физических лиц при полном (частичном) погашении (возврате) займов, кредитов, ссуд плательщиками, получившими доходы в виде займов, кредитов, ссуд от иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, иностранных индивидуальных предпринимателей (нотариусов) и (или) физических лиц, не относящихся к постоянно проживающим в Республике Беларусь

5 рабочих дней со дня подачи заявления – в случае зачета сумм налогов, сборов (пошлин), пеней

1 месяц со дня подачи заявления – в случае зачета сумм подоходного налога с физических лиц при полном (частичном) погашении (возврате) займов, кредитов, ссуд плательщиками, получившими доходы в виде займов, кредитов, ссуд от иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, иностранных индивидуальных предпринимателей (нотариусов) и (или) физических лиц, не относящихся к постоянно проживающим в Республике Беларусь

1 месяц со дня подачи заявления – в случае зачета сумм государственной пошлины

1 месяц со дня подачи заявления – в случае возврата сумм налогов, сборов (пошлин), пеней

18.4. Предоставление информации о наличии:

18.4.1. задолженности по налоговому обязательству – наследнику (наследникам) умершего гражданина

налоговый орган по месту постановки на учет умершего гражданина

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

копии документов, подтверждающих брачные, родственные отношения, и (или) иных документов, подтверждающих, что гражданин является наследником, с предъявлением оригиналов таких документов

5 дней со дня подачи заявления, а при необходимости проведения специальной (в том числе налоговой) проверки, запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 1 месяц

18.4.2. неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней у гражданина, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, – лицу, уполномоченному органом опеки и попечительства

налоговый орган по месту постановки на учет гражданина, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

5 дней со дня подачи заявления, а при необходимости проведения специальной (в том числе налоговой) проверки, запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 1 месяц

18.5. Выдача справки о сумме, на которую уменьшена сумма земельного налога в результате использования льготы по земельному налогу

налоговый орган по месту нахождения земельного участка

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

5 рабочих дней со дня подачи заявления, а при необходимости запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 1 месяц

18.6. Выдача справки об уплате подоходного налога с физических лиц‚ земельного налога и налога на недвижимость в отношении отчуждаемого объекта недвижимого имущества (в случае отчуждения объекта недвижимого имущества, принадлежащего постоянно не проживающему на территории Республики Беларусь гражданину Республики Беларусь, иностранному гражданину, лицу без гражданства)

налоговый орган по месту нахождения отчуждаемого объекта недвижимого имущества

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

5 рабочих дней со дня подачи заявления, а при необходимости проведения специальной (в том числе налоговой) проверки, запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 1 месяц

до истечения месяца, за который гражданином произведена уплата земельного налога и налога на недвижимость

6 месяцев – в случае, если подоходный налог с физических лиц, земельный налог, налог на недвижимость не подлежат уплате в связи с отсутствием объекта налогообложения или в связи с использованием льгот, установленных законодательными актами

18.7. Выдача справки о наличии или об отсутствии исполнительных листов и (или) иных требований о взыскании с лица задолженности по налогам, другим долгам и обязательствам перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами для решения вопроса о выходе из гражданства Республики Беларусь

организация по месту работы, службы, учебы, налоговый орган по месту постановки гражданина на учет (месту его жительства)

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

5 рабочих дней со дня подачи заявления, а при необходимости проведения специальной (в том числе налоговой) проверки, запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 1 месяц

18.8. Выдача справки об уплате (удержании) подоходного налога с физических лиц в целях избежания двойного налогообложения

налоговый орган по месту постановки гражданина на учет (месту его жительства), а при отсутствии места постановки гражданина на учет (места его жительства) на территории Республики Беларусь – по месту уплаты подоходного налога или месту нахождения (жительства) налогового агента, удержавшего налог

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

5 рабочих дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 1 месяц

18.9. Выдача справки о постоянном местопребывании физического лица в Республике Беларусь в налоговом периоде в целях избежания двойного налогообложения

налоговый орган по месту постановки гражданина на учет (месту его жительства), а при отсутствии места постановки гражданина на учет (места его жительства) на территории Республики Беларусь – по последнему месту его жительства (пребывания, работы, службы, учебы) на территории Республики Беларусь

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

копии договора найма (поднайма) жилого помещения, трудового, гражданско-правового договора, иных документов, подтверждающих место фактического нахождения (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) гражданина в течение налогового периода (периодов), за который (которые) требуется подтверждение постоянного местопребывания (при их наличии), с предъявлением оригиналов таких документов

5 рабочих дней со дня подачи заявления, а при необходимости проведения специальной (в том числе налоговой) проверки, запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 1 месяц

18.10. Выдача справки об уплате единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

налоговый орган по месту постановки гражданина на учет (месту его жительства)

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

5 рабочих дней со дня подачи заявления

18.11. Выдача справки о доходах для решения вопроса:

18.11.1. о выдаче путевок (курсовок)

налоговый орган по месту постановки гражданина на учет (месту его жительства)

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

5 рабочих дней со дня подачи заявления

18.11.2. о передаче ребенка (детей) на усыновление

налоговый орган по месту постановки гражданина на учет (месту его жительства)

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

5 рабочих дней со дня подачи заявления

18.17. Выдача справки о доходах от предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя – плательщика подоходного налога (при наличии в налоговом органе информации о доходах индивидуального предпринимателя)

налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет (месту его жительства)

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

5 рабочих дней со дня подачи заявления, а при необходимости проведения специальной (в том числе налоговой) проверки, запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций – 1 месяц

18.17 1 . Выдача выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней

налоговый орган по месту постановки гражданина на учет (месту его жительства)

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

3 рабочих дня со дня подачи заявления

*Другие документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, по запросу государственного органа (иной организации), в который обратился гражданин, в установленном порядке представляются государственными органами, иными организациями, к компетенции которых относится их выдача, а также могут быть представлены гражданином самостоятельно.

**В случае полного освобождения гражданина в соответствии с законодательством от внесения платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, гражданин вместо документа, подтверждающего внесение платы, представляет документ, подтверждающий право на такое освобождение, а в случае частичного освобождения помимо документа, подтверждающего внесение платы, – документ, подтверждающий право на частичное освобождение.

В случае, если для осуществления административной процедуры, которая в соответствии с настоящим перечнем должна осуществляться бесплатно, требуется запрос документов и (или) сведений от государственных органов и иных организаций, за выдачу которых предусмотрена плата, и гражданами не представлены такие документы и (или) сведения самостоятельно, граждане оплачивают выдачу запрашиваемых документов и (или) сведений.

Плата в виде сбора (пошлины) не уплачивается заявителями при повторном совершении юридически значимых действий, являющихся объектами обложения консульским сбором или государственной пошлиной, в связи с допущенными при их совершении ошибками (в том числе неточностями в выданных (оформленных, переоформленных, удостоверенных, обмененных) документах (их дубликатах) или неполнотой сведений в них) по вине специально уполномоченного на совершение таких действий государственного органа, иной уполномоченной организации, должностного лица.

***Пункты в настоящем перечне обозначаются несколькими арабскими цифрами, разделенными точками. Цифры до точки обозначают номер главы, а после точки – порядковый номер в пределах главы.

Прием граждан осуществляется в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Партизанскому району г.Минска по адресу: г.Минск, ул.Фроликова,9, кабинет126

отдел совершения административных процедур, телефон 230-86-11, 245-81-71

Документы и (или) сведения, представляемые в обязательном порядке гражданином при обращении в налоговый орган


Судебные доктрины и практика давно стали привычной частью регуляторного пейзажа в отечественном налогообложении (и не только в нем, разумеется). Каждому налоговому специалисту известно практически наизусть Постановление Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006, которое применяется не только вместе с нормами Кодекса, но зачастую вместо них, что лишь подтверждает высокую значимость судебных доктрин и концепций. Особенно это актуально в пограничных ситуациях, не поддающихся абстрактному нормативному регулированию без учета конкретных обстоятельств и наглядных примеров.

Пожалуй, самой показательной из таких трудно поддающихся регламентации сфер является злоупотребление правом, выявление которого всегда завязано на оценке обстоятельств и поведения участников правоотношений. Кодификация налоговых антизлоупотребительных правил в статье 54.1 НК РФ, по общему мнению, была произведена крайне неудачно, поэтому и Постановление № 53, и последующая правоприменительная практика высших судов, основанная на нем, не утрачивают актуальности (скорее, наоборот в свете последней практики СКЭС ВС РФ сразу по двум майским спорам: 1 и 2). А главное, что текущей версией Кодекса продолжен заложенный некогда регуляторный перекос, основанный на допущении, будто недобросовестно могут себя вести исключительно налогоплательщики. Разумеется, терминологически недобросовестность государственных органов и частных субъектов не может быть одинакова ввиду приниципиального различия их функций и полномочий, однако суть явления от использования разных терминов не меняется – поэтому опустим здесь спор о словах, обратившись к содержанию.

Безусловный одобрительный интерес представляет собой то, что Верховный Суд Российской Федерации при рассмотрении конкретных дел в последние годы обращается не только к традиционной теме злоупотреблений со стороны плательщиков, но и к оценке поведения налоговых органов при осуществлении налогового контроля. Как показывает практика, злоупотреблять своими правами они могут ничуть не меньше граждан с организациями.

1. Истоки и сроки

Избыточный налоговый контроль фигурировал и в практике Президиума ВАС РФ – например, в Постановлении от 18.03.2008 № 13084/07 такими словами была охарактеризована ситуация проведения камеральной налоговой проверки в течение 11 месяцев без убедительных к тому оснований. Президиум поддержал налогоплательщика и признал в такой ситуации нарушение целей налогового администрирования. Не без сожаления отметим, что спустя 10 лет столь значительные сроки налогового контроля мало кого смущают – практике известны примеры проведения камеральных проверок по 2-3 года, что признавалось и признается судами нормальным, не нарушающим права налогоплательщика.

Неудивительно, что проблематика злоупотреблений со стороны налоговых органов наиболее ярко проявилась в вопросах процедурных сроков, поскольку теми же судами в свое время была однозначно признана исключительно организационная их роль, которая в крайнем случае могла бы затруднить процедуру взыскания налога, но никогда – привести к признанию самого доначисления незаконным. Правда, судебная практика толкования соответствующего пункта 31 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30.07.2013 и в этом узком вопросе с процедурой взыскания в итоге обеспечила налоговым органам режим наибольшего благоприятствования (см., например, показательные судебные акты по делу № А40-111174/2018). По этой причине получило распространение повсеместное несоблюдение этих сроков там, где такое требование специально не транслировалось административной вертикалью, – однако и здесь о судебной защите по таким ситуациям остается только мечтать.

2. Полнота и объективность налогового контроля

3. Требование добросовестности в судебной практике

4. Избирательное зрение через призму добросовестности

5. Действительное налоговое обязательство и добросовестное налоговое администрирование

В то же время, и в данном Определении, и в упомянутом выше деле ИП Воробьева Верховный Суд подчеркивает, что налогоплательщик должен оказывать содействие налоговому органу в установлении таких обстоятельств. Это означает, что налоговый орган не должен ставить во главу угла инициативный поиск именно благоприятных для налогоплательщика обстоятельств в ходе проверки. Действительно, требовать от инспекции искать в ходе проверки возможные переплаты было бы неправильно. Однако последующее игнорирование таких позитивных и значимых для итогового решения фактов, о которых инспекции достоверно известно от самого налогоплательщика, либо от третьих лиц, будет являться нарушением принципа добросовестного налогового администрирования. Разумеется, при таком подходе и сами налогоплательщики должны быть заинтересованы в активном предоставлении в налоговый орган документов и информации, которые тот обязан учесть.

Примеры такого подхода видны не только в практике Верховного Суда. Например, в деле № А63-455/2019 ИП С.В. Зубенко арбитражные суды признали неправомерным игнорирование инспекцией расходных документов предпринимателя, но и отказ в обязательном применении профессионального налогового вычета.

Несмотря на всю спорность концепции действительного налогового обязательства (преимущественно со стороны ФНС России) автор убежден в том, что она является неотъемлемым следствием принципа добросовестного налогового администрирования. Таким образом, подлежащим внимательному изучению в сегодняшней России вопросом должно быть не безусловное право нарушителя на установление истинной суммы подлежащих уплате налогов как таковое (здесь ответ должен быть бесспорно и однозначно утвердительным), а то, в какой процедуре это делать, как распределять бремя доказывания, какие последствия будет иметь совершение или несовершение определенных действий при обосновании суммы недоимки и т.п.

6. Когда добросовестность применима?

Анализ примеров из судебной практики, прежде всего, Верховного Суда, позволяет выделить три ключевых типа ситуаций, когда может иметь место нарушение рассматриваемого принципа (классификация может быть и расширена в дальнейшем):

  • ошибка налогоплательщика вызвана неправильной рекомендацией (разъяснением, активным поведением при осуществлении контроля) самой инспекции, причем ошибка не привела к получению необоснованной налоговой выгоды плательщиком, связана с нарушением формальных, а не сущностных правил исчисления налога;
  • ошибка фактически не привела к недоимке (либо налог при учете всех обстоятельств не должен быть уплачен вовсе, либо ошибка была лишь в периоде учета операции, что не привело к неуплате налога, а как максимум – к некоторой сумме пени);
  • налоговому органу на момент проверки были или очевидно должны были быть известны, но были проигнорированы все обстоятельства исчисления налога, влияющие на его величину в сторону уменьшения (в т.ч. поданные уточненные декларации и т.п.).

Таким образом, во всех перечисленных основаниях речь идет именно о тенденциозном правоприменении в конкретной ситуации без учета достоверно известных налоговому органу обстоятельств, а равно тех фактов, которые он совершенно точно должен бы установить, – например, не только доходы, но и расходы налогоплательщика при применении расчетного метода.

Неочевидно и нарушение принципа в том случае если налогоплательщик не настаивает сам на учете благоприятных для него факторов и обстоятельств, о которых достоверно известно налоговому органу на момент вынесения решения по итогам проверки. Представляется, что ответ на этот вопрос должен зависеть от того, вменяется ли по итогам такого решения недоимка и штраф как мера ответственности. Посредством принятия такого административного акта с применением мер юридической ответственности государство ощутимо посягает на конституционно защищаемое право собственности налогоплательщика, поэтому и требования к основаниям принятия подобного акта должны быть повышены. Это означает, что налоговый орган хоть и не обязан искать налоговые переплаты, однако он не может произвольно игнорировать известную ему информацию, уменьшающую размер такого посягательства, даже если сам налогоплательщик не настаивает на ее учете. Административная процедура налогового контроля не состязательна: налоговый орган самостоятелен при принятии решений, которые основаны исключительно на установленных фактах и нормах закона, но не на волеизъявлении налогоплательщика относительно необходимости учета тех или иных обстоятельств.

По этой причине, например, с точки зрения добросовестного налогового администрирования однозначное решение должна иметь нерешаемая годами дилемма с учетом накопленного налогоплательщиком убытка, если по результатам проверки очередного периода инспекция выявит занижение налогооблагаемой прибыли. Сегодня практика требует от налогоплательщика волеизъявления на зачет против такой прибыли накопленного убытка, однако исходя из принципа добросовестного налогового администрирования, зная о таком убытке из деклараций, а также по итогам проверок предыдущих лет налоговый орган должен самостоятельно зачесть его перед лицом угрозы доначисления недоимки и штрафа, при необходимости испросив у налогоплательщика недостающие подтверждающие убыток документы.

Читайте также: