Административная ответственность за налоговые правонарушения курсовая

Обновлено: 16.05.2024

Шекшин В. В. Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : специальность 12.00.14 / Шекшин Владимир Викторович; [Моск. ун-т МВД России]. - Москва, 2006. - 27 с. ; 21 см. - Библиогр.: с. 27 (3 назв.) и в подстроч. примеч.

Купить

Реферат по теме Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : специальность 12.00.14

Курсовая по теме Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : специальность 12.00.14

ВКР/Диплом по теме Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : специальность 12.00.14

Диссертация по теме Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : специальность 12.00.14

Заработать на знаниях по теме Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : специальность 12.00.14

Какая ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена для организаций и ИП?

За нарушение налогового законодательства установлена налоговая, административная и уголовная ответственность. В частности, за неуплату .

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук : специальность 12.00.14

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях
Мастер-класс "Налоговая ответственность".

Спикер: Раиса Алексахина– Партнёр PwC. Вы узнаете: - понятие налоговой ответственности; - элементы состава налогового правонарушения; .

35 Административные правонарушения и наказания
Административные правонарушения в области финансов, налогов, страхования, ценных бумаг

--> --> Киев город со специальным статусом, Київ, Голосіївський район, Теремки-2
Композитора Лятошинського, 26г
Расположение на карте

санитарный день: последний четверг месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-17:00

--> --> Московская область, Электросталь городской округ, Электросталь, Восточный м-н
Карла Маркса, 23
Расположение на карте

зимний период: пн-пт 12:00-19:00; сб 11:00-18:00
Пн: 12:00-19:00
Вт: 12:00-19:00
Ср: 12:00-19:00
Чт: 12:00-19:00
Пт: 12:00-19:00

--> --> Московская область, Королёв городской округ, Королёв, Юбилейный м-н
М.К. Тихонравова, 32а
Расположение на карте

сентябрь-май: пн-вт 11:00-19:00; пт-вс 11:00-19:00; ср выходной
Пн: 11:00-19:00
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00
Сб: 11:00-19:00
Вс: 11:00-19:00

--> --> Томская область, Томск городской округ, Томск, Октябрьский район, Спичфабрика
Грузинская, 19
Расположение на карте

санитарный день: последняя сб месяца; летний период: пн-пт 10:00-18:00; сб-вс выходной
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Сб: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

--> --> Иркутская область, Ангарский городской округ, Ангарск
10-й микрорайон, 45
Расположение на карте

зимний период: вс 10:00-18:00; санитарный день: последний чт месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00

--> --> Курганская область, Курган городской округ, Курган, Северный
Гвардейская, 85
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 10:00-19:00
Вт: 10:00-19:00
Ср: 10:00-19:00
Чт: 10:00-19:00
Пт: 11:00-18:00
Вс: 11:00-18:00

--> --> Ростовская область, Ростов-на-Дону городской округ, Ростов-на-Дону, Кировский район
Университетский переулок, 111
Расположение на карте

санитарный день: последний чт месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

--> --> Ульяновская область, Ульяновск городской округ, Ульяновск, Ленинский район, Север м-н
Ватутина, 26
Расположение на карте

санитарный день: последняя ср месяца
Вт: 10:30-19:00
Ср: 10:30-19:00
Чт: 10:30-19:00
Пт: 10:30-19:00
Сб: 10:30-19:00
Вс: 10:30-19:00

санитарный день: последний день месяца
Пн: 08:45-18:00
Вт: 08:45-18:00
Ср: 08:45-18:00
Чт: 08:45-18:00
Пт: 08:45-16:45
Сб: 08:45-16:00

Спикеры: профессиональный бухглатер, консультант по налогам и сборам, кандидат экономических наук, член палаты налоговых консультантов РФ .

Знаете ли вы, что по закону Российской Федерации неуведомление о наличии второго гражданства, как и вида на жительство, – уголовно-наказуемое .

Zabeyda & Partners Channel Уголовная ответственность за неуплату налогов в 2021 году
Евгений Сивков Сетевой педагог. Понятие и виды административных правонарушений и административной ответственности.

Ответственность за налоговые правонарушения многоаспектна. Основная, налоговая, предусмотрена НК РФ. Но возможны и другие, например административная ответственность за налоговые правонарушения. Материалы данной рубрики нашего сайта посвящены именно ей.

Ответственность за разглашение банковской тайны — это достаточно широкий спектр санкций. Кого и в каких размерах могут наказать по Уголовному кодексу и другим законодательным актам, узнайте из нашего материала.

Как обжаловать штраф Роспотребнадзора, полезно знать как обычным людям, так и руководителям компаний — в условиях распространения коронавирусной инфекции количество наказаний за несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм существенно возросло. В статье расскажем об основных основаниях для обжалования штрафов, а также о том, в каком порядке происходит обжалование.

Штрафы для бухгалтера в 2021 году регламентированы Кодексом об административных правонарушениях. Подробнее об ответственности и санкциях на главбуха читайте в материале далее.

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.

Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

1. Административная ответственность — дополнительная.

О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.

3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

Ответ вы узнаете из данной публикации.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф 300–500 руб.;
  • возможно предупреждение
  • штраф за каждый, в т. ч. неполный, месяц просрочки —по 5% от размера налога, не уплаченного на основании задержанной декларации (максимум 30% от этой суммы, минимум 1 000 руб.)

Подробную информацию ищите здесь.

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

Об этом читайте здесь.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями
  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).

О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

Ст. 15.11 КоАП РФ:

Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных.

Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:

  • подача уточненки с уплатой налога и пеней;
  • исправление ошибки до утверждения бухотчетности
  • штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом

О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте здесь.

А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф от 10 000 руб.;
  • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения. Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

Об одном из них читайте здесь.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;

Размер штрафа ищите здесь.

  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. здесь.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

Налоговое правонарушение — это несоблюдение норм налогового права лицом, у которого имеются определенные обязательства по уплате налогов. Действующий НК РФ определяет исчерпывающий перечень таких нарушений (гл. 16 НК РФ).

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

Основаниями для признания деяния правонарушением и наложения на виновника определенной санкции являются:

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут не только организации, но и физлица, причем последние не привлекаются к ответственности в том случае, если в момент нарушения закона они не достигли 16-летия.

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

Согласно положениям п. 3 ст. 114 НК РФ, размер санкции, применяемой к нарушителю, может быть уменьшен в 2 раза или более относительно значения, установленного законодателем, если правонарушение было совершено при обстоятельствах, признаваемых смягчающими.

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Ответственность за налоговые правонарушения зависит от ряда факторов, оценить которые необходимо при вынесении решения о наказании, применяемом к налогоплательщику. Причем действующий НК РФ не является единственным нормативным документом, устанавливающим санкции и порядок их применения к нарушителю. КоАП и УК РФ также определяют меры ответственности за налоговые правонарушения.

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ, мера ответственности выражается в наложении на виновное лицо налоговой санкции. При этом п. 2 этой же статьи указывает на то, что в качестве санкции применяется наложение на виновника денежного взыскания в размере, установленном НК РФ.

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Описание налоговых правонарушений и ответственности за их совершение содержится в статьях, содержащихся в гл. 15 КоАП РФ. При этом к административной ответственности, в соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ, могут быть привлечены только должностные лица, которые нарушили закон в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Физлица (в том числе имеющие статус ИП) к административной ответственности за налоговые правонарушения по ст. 15.4–15.9 и 15.11 КоАП РФ не привлекаются.

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

К уголовной ответственности за совершение налогового преступления может быть привлечено только физическое лицо. В том случае, если нарушение законодательства было допущено организацией, санкция будет наложена на ее директора или главного бухгалтера, хотя в некоторых случаях возможно и привлечение к ответственности учредителей или иных лиц, которые оказывали непосредственное влияние на осуществляемую ей деятельность.

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

При этом законодатель освобождает от уголовной ответственности лиц, совершивших налоговое преступление впервые и погасивших сформировавшуюся у них задолженность, а также уплативших все сопутствующие пени и штрафы (п. 3 ст. 198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). Для нарушителей, совершивших деяние, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, подобное послабление не предусмотрено.

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Положения ст. 198 УК РФ определяют ответственность физлица (в том числе и ИП) за уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган. Точно так же является нарушением умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности.

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

За налоговые правонарушения возникает ответственность не только у налогоплательщиков, но и у налоговых агентов. Налоговый агент — это лицо, обязанное своевременно производить расчет размера налоговых платежей, удерживать средства с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет государства (ст. 24 НК РФ). Ярким примером налогового агента является работодатель, который удерживает с зарплаты своих работников НДФЛ и самостоятельно передает его в ФНС.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В ст. 199.2 УК РФ устанавливается ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков (налоговых агентов).

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Налоговая система является основой экономики любого государства, выступает одним из основных источников пополнения бюджета. Поэтому каждое физическое и юридическое лицо обязано оплачивать налоги.

Актуальность исследования обусловлена тем, что неуплата налогов подрывает основы экономической безопасности государства, соответственно государство должно принимать действенные меры для пресечения налоговых правонарушений 1 .

Для нарушителей налогового законодательства предусмотрена налоговая ответственность, место которой в системе юридической ответственности очень спорное. К примеру, В.М. Малиновская считает налоговую ответственность видом финансово-правовой ответственности 2 , В.А. Кинсбурская относит налоговую ответственность к административной ответственности 3 . Действующее законодательство не содержит определения налоговой ответственности. За те деяния в налоговой сфере, которые предусмотрены Уголовным кодексом РФ, устанавливается уголовная ответственность 4 .

Итак, как же отличить налоговое правонарушение, совершенное по налоговому законодательству и по административному законодательству?

В соответствии со ст. 106 Налогового кодекса РФ "налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность". Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлена разделом VI НК РФ.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях определение налогового правонарушения не содержится, соответственно следует опираться на общее понятие: административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Виды административных правонарушений в области налогов и ответственность за их совершение установлена главой 15 КоАП РФ.

Ответственность за налоговые правонарушения имеет несколько функций:

— правовосстановительную — восстановление нарушенного права государства совершенным правонарушением;

— карательную, также называемую штрафной — наказание за причиненный ущерб;

— предупредительную, или превентивную — предупреждение совершения налоговых правонарушений тем же субъектом и другими лицами.

С точки зрения налоговой ответственности к нарушителю применяются меры имущественного характера (штрафы, пени), тогда как в административной ответственности значительное место занимают личные лишения.

Применение налоговой ответственности имеет некоторые особенности. К примеру, имеется ли связь между налоговой и административной ответственностью. Основной принцип — чтобы нормы разных отраслей права не противоречили друг другу. Однако имеются некоторые противоречия, в частности, ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для привлечения к ответственности устанавливает два месяца со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение налогового законодательства — один год со дня совершения административного правонарушения. Статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает срок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в три года.

Стоит также отметить, что Налоговый кодекс РФ, в отличие от Кодекса РФ об административных правонарушениях, не содержит термины и понятия, характерные для рассмотрения правонарушений (например, участник производства, доказательства и пр.).

Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена Налоговым кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Основным критерием разграничения налоговой и административной ответственности выступает субъект правонарушения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ субъектом правонарушения является налогоплательщик (физическое лицо или юридическое лицо), согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях субъектом правонарушения является специальный субъект — должностное лицо организации-налогоплательщика. На практике возможна ситуация, когда должностное лицо привлекается к административной ответственности, в то время как организация (налогоплательщик) не привлекается к налоговой ответственности либо было освобождено от налоговой ответственности 5 . Таким образом, двойного привлечения за налоговые правонарушения не происходит.

Основанием привлечения должностного лица к административной ответственности за налоговое правонарушение может быть только невыполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей. Административная ответственность может быть применена к правонарушителю в досудебном и судебном порядке. В суде сторона защиты занимает позицию, что на должностное лицо не были возложены функции, за выполнение (или невыполнение) которых его привлекают к ответственности 6 .

Привлечение должностного лица к административной ответственности влечет за собой привлечение организации к налоговой ответственности. При освобождении должностного лица от административной ответственности основания для привлечения к ответственности организации отпадают 7 .

Отличается и процедура привлечения к ответственности. В соответствии с КоАП РФ привлечение к ответственности за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке на основании возбужденного производства об административном правонарушении по итогам проверки. Привлечение к ответственности в соответствии с НК РФ осуществляется соответствующими налоговыми органами самостоятельно в рамках полномочий 8 .

Если лицо совершило два или более налоговых правонарушения, налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Налоговые правонарушения характеризуются тщательной подготовкой к их совершению, для чего необходимы специальные познания бюджетного, налогового, финансового законодательства. В связи с этим имеет место их низкая выявляемость.

Анализ практики показывает, что принцип совершения налоговых правонарушений один — непредставление или сокрытие от налогового органа необходимых сведений и документов. Выявление таких случаев возможно при проведении налоговых проверок.

Налоговая система является основой экономики любого государства, выступает одним из основных источников пополнения бюджета. Поэтому каждое физическое и юридическое лицо обязано оплачивать налоги.

Актуальность исследования обусловлена тем, что неуплата налогов подрывает основы экономической безопасности государства, соответственно государство должно принимать действенные меры для пресечения налоговых правонарушений 1 .

Для нарушителей налогового законодательства предусмотрена налоговая ответственность, место которой в системе юридической ответственности очень спорное. К примеру, В.М. Малиновская считает налоговую ответственность видом финансово-правовой ответственности 2 , В.А. Кинсбурская относит налоговую ответственность к административной ответственности 3 . Действующее законодательство не содержит определения налоговой ответственности. За те деяния в налоговой сфере, которые предусмотрены Уголовным кодексом РФ, устанавливается уголовная ответственность 4 .

Итак, как же отличить налоговое правонарушение, совершенное по налоговому законодательству и по административному законодательству?

В соответствии со ст. 106 Налогового кодекса РФ "налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность". Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлена разделом VI НК РФ.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях определение налогового правонарушения не содержится, соответственно следует опираться на общее понятие: административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Виды административных правонарушений в области налогов и ответственность за их совершение установлена главой 15 КоАП РФ.

Ответственность за налоговые правонарушения имеет несколько функций:

— правовосстановительную — восстановление нарушенного права государства совершенным правонарушением;

— карательную, также называемую штрафной — наказание за причиненный ущерб;

— предупредительную, или превентивную — предупреждение совершения налоговых правонарушений тем же субъектом и другими лицами.

С точки зрения налоговой ответственности к нарушителю применяются меры имущественного характера (штрафы, пени), тогда как в административной ответственности значительное место занимают личные лишения.

Применение налоговой ответственности имеет некоторые особенности. К примеру, имеется ли связь между налоговой и административной ответственностью. Основной принцип — чтобы нормы разных отраслей права не противоречили друг другу. Однако имеются некоторые противоречия, в частности, ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для привлечения к ответственности устанавливает два месяца со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение налогового законодательства — один год со дня совершения административного правонарушения. Статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает срок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в три года.

Стоит также отметить, что Налоговый кодекс РФ, в отличие от Кодекса РФ об административных правонарушениях, не содержит термины и понятия, характерные для рассмотрения правонарушений (например, участник производства, доказательства и пр.).

Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена Налоговым кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Основным критерием разграничения налоговой и административной ответственности выступает субъект правонарушения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ субъектом правонарушения является налогоплательщик (физическое лицо или юридическое лицо), согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях субъектом правонарушения является специальный субъект — должностное лицо организации-налогоплательщика. На практике возможна ситуация, когда должностное лицо привлекается к административной ответственности, в то время как организация (налогоплательщик) не привлекается к налоговой ответственности либо было освобождено от налоговой ответственности 5 . Таким образом, двойного привлечения за налоговые правонарушения не происходит.

Основанием привлечения должностного лица к административной ответственности за налоговое правонарушение может быть только невыполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей. Административная ответственность может быть применена к правонарушителю в досудебном и судебном порядке. В суде сторона защиты занимает позицию, что на должностное лицо не были возложены функции, за выполнение (или невыполнение) которых его привлекают к ответственности 6 .

Привлечение должностного лица к административной ответственности влечет за собой привлечение организации к налоговой ответственности. При освобождении должностного лица от административной ответственности основания для привлечения к ответственности организации отпадают 7 .

Отличается и процедура привлечения к ответственности. В соответствии с КоАП РФ привлечение к ответственности за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке на основании возбужденного производства об административном правонарушении по итогам проверки. Привлечение к ответственности в соответствии с НК РФ осуществляется соответствующими налоговыми органами самостоятельно в рамках полномочий 8 .

Если лицо совершило два или более налоговых правонарушения, налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Налоговые правонарушения характеризуются тщательной подготовкой к их совершению, для чего необходимы специальные познания бюджетного, налогового, финансового законодательства. В связи с этим имеет место их низкая выявляемость.

Анализ практики показывает, что принцип совершения налоговых правонарушений один — непредставление или сокрытие от налогового органа необходимых сведений и документов. Выявление таких случаев возможно при проведении налоговых проверок.

Читайте также: