Административная и налоговая политика сасанидов на восточном кавказе

Обновлено: 18.05.2024

Зороастризм очень древняя иранская религия, в основе которой лежит проповедь пророка Заратустры, (греческий вариант "Зороастр"), суть в том, что необходимо поклоняться богу добра, света и огня Ахура-мазде.

Загадочный пророк

Сам отец-основатель религии персов жил приблизительно в промежутке между XII и VI веками до нашей эры и был родом то ли из Средней Азии, то ли из Азербайджана, а возможно даже с Южного Урала.

Зороастрийцы считают своего учителя Заратустру единственным пророком Ахура-мазды, который принес человечеству божественную мудрость и путь к спасению. Он поведал миру о посмертной судьбе и конце света. В зороастризме, как в христианстве и исламе, есть понятия Ад и Рай. Есть и аналог христианского Чистилища - Мост Чинвад , ведущий в Рай над адской пропастью, аналог в исламе это преграда- араф .

Согласно пророчество, что в Последние времена в мир придут три спасителя, двое из которых восстановят забытое учение пророка, а третий спасет мир под руководством Бога. Ад будет разрушен и начнется Суд. Во время Страшного Суда Всевышний призовет души грешников и праведников для оглашения последнего вердикта. Первые - сгорят в праведном огне, ну а вторые - пройдут сквозь приятный душ очищения. После этого мир вернется к былому совершенству.

Главной книгой зороастризма являются Авеста . В ней содержатся главные вероучительные и морально-этические положения данной религии.

Хотя, по сути, религия Зороастра является монотеистической - вера в Единого Бога, по форме - дуалистическая, ибо признается вечная борьба двух богов: добра - Ахура-мазды и зла Агри-маинью .

Самоназвание религии "благоверие" и соответственно последователя - "благоверный". Последователи Зороастра до сих пор проживают в Исламской Республике Иран и называются гебры , а также в Индии - парсы .

Ну а диаспора разброшена по всему миру, часть ее проживает в странах Запада: США, Британии, Австралии, Новой Зеландии.

Персидская государственная "церковь"

На протяжении многих веков зороастрийская традиция оставалась бесписьменной: сказания о жизни и учении Заратустры передавались из уст в уста.

Только во времена эпохи Сасанидов (III - VII) начинается составление и принятие Авесты, а также создание государственной "церкви". Активное участие в этом принимал шах Ирана Шапур II верховный жрец Адурбад Махраспандан.

Последний известен также составлением молитвенников и диспутами с представителями иных религий и течений в зороастризме. Ортодоксальный вариант принято называть маздеизмом, или маздаясна - почитание Мазды. В данный период начинаются гонения на христианство, которое по представлениям персов представляло собой "римскую религию".

А отношения с римлянами у иранцев были весьма жесткими еще со времен языческого Рима.

  1. Манихейтсво Учение персидского пророка Мани (216 - 273/276) , которое соединяло в себя элементы христианского гностицизма, зороастризма, астрологии и т.д. Подвергалось гонениям в Риме и Персии, распространилось в Средней Азии и Монголии. Последние сведения относятся к XVII в.
  2. Зурванизм Движение прекратило свое существование после арабского завоевания Персии в VIII веке. Направление в зороастризме в эпоху Сасанидов. Адепты этого учения предпочитали поклоняться богу Зурвану - отцу Ахура-Мазды и Агри-Маинью.
  3. Маздакизм Учение зороастрийского священника Маздака (V век), продвигавшего активное сопротивление злу в мире. Зло также выражалось в социальном и имущественном неравенстве. Маздакизм на короткое время даже стал государственным вариантом зороастризма, но затем движение подверглось гонениям. Общины маздакитов существовали до XIV столетия.
  4. Митраизм - эзотерический культ персидского бога солнца Митры. Был распространен в Римской империи среди солдат и военачальников. Собрания были закрытыми и тайными в храмах-митрениумах. Религия угасла с распространением христианства в империи.

Несмотря на то, что зороастризм не стал мировой религией, священники не оставляли попытки распространить "благоверие" на подконтрольных Ирану территориях, в том числе и на Кавказе.

Зороастризм по-кавказски

В VIII - III веках до нашей эры скифы правили на громадной территории от Крыма до Китая, от Персии и до Урала. Занимали кочевники и территорию Кавказа, где найдено множество захоронений, идолов и курганов.

Интересный храмовый комплекс скифов нашли вблизи хутора Красное Знамя , это Александровский район Ставропольского края.

Он построен по канонам персидской архитектуры периода Ахеменидов VII- III: алтарь имеет прямоугольную форму, что характерно для мужских божеств, кроме того, был обнаружен засыпанный очаг - зороастрийский ритуал после смерти царя.

Вразрез с зороастрийской традицией скифы соорудили храм у захоронений, а своего вождя похоронили в земле.

Скелеты в шкафу

Похоронный обряд персов мог многих поразить своей брутальностью и натурализмом: труп выкладывали на улицу и оставляли на съедение собакам и птицам.

По взглядам адептов Заратустры, труп нельзя было кремировать , хоронить в землю или бросать в воду , ведь это могло осквернить эти священные стихии.

Кавказская Персия

Потомки грозных скифов - аланы начинают принимать зороастрийскую религию уже на излете существования Персидской державы в VI-VII вв.

В Аланию иранская вера проникла с торговцами Великого Шелкового Пути. Местные правители принимают новую религию, в том числе и чтобы сплотить разрозненные племена под эгидой Единого Бога.

В Нижне-Архызском и Хумаринском городищах также располагались зороастрийские храмы. Кроме того археологами найдены святилища на горных вершинах Пятигорья: Бештау и Машуке.

Также многочисленные ученые нашли многочисленные скальные склепы с обязательной изоляцией тела от трех священных элементов: огня, земли и воды. Вера Зороастра была официальной в Алании вплоть до X-XI веков, когда влияние Византийской империи усиливает свое влияние на Кавказе, что приводит к вытеснению "благоверия" православием.

Как Азербайджан стал "страной огней"

Территории современного Азербайджана и Южного Дагестана некогда входили в состав Сасанидской державы, а это значило, что там также проповедовали маги , как греки называли персидских священников.

На протяжении пяти веков, вплоть до падения Персии от оружия арабов-мусульман, Сасаниды активно и жестко насаждали свою веру в Кавказской Албании, Армении, Южном Дагестане.

Благоверие пришло на эту землю еще в III в. нашей эры в результате походов шаха Ардашира I.

Его венценосные потомки продолжили "зороастризировать" регион, часто насильственно, особенно в отношении христиан.

Читайте также: