89 статья налогового кодекса

Обновлено: 14.05.2024

Суд указал, что само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам

5 июля Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 307-ЭС21-2135 по делу № А21-10479/2019 о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафа при нарушении налоговой инспекцией сроков проведения камеральной проверки.

Суды разошлись в оценках нарушения сроков проведения налоговой проверки

Апелляция отменила это решение и отказала в удовлетворении требований налогового орган, указав, что нарушение инспекцией при проведении камеральной налоговой проверки сроков, предусмотренных НК РФ, и незаявление ею ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления лишило ее возможности обращения в суд с заявлением после 16 мая 2019 г.

Впоследствии окружной суд отменил постановление апелляции и оставил в силе решение первой инстанции. Кассация посчитала, что с учетом положений п. 3 ст. 46 НК РФ 6-месячный срок обращения инспекции в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу, пеням, штрафам начал исчисляться с 20 марта 2019 г. (следующий день после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки) и истек 19 сентября 2019 г. Соответственно, инспекция не нарушила предусмотренный п. 3 ст. 46 НК РФ 6-месячный срок.

ВС разъяснил влияние нарушения сроков камеральной проверки на взыскание задолженности

Со ссылкой на практику Президиума ВАС РФ Верховный Суд напомнил, что при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценивается своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога. Соответственно, само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам.

В то же время, заметил ВС, судебная практика признает, что регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения налоговых проверок, направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и обеспечение правовой определенности. Поэтому длительный срок проведения налоговой проверки может быть недопустимым в той мере, в какой приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля.

Верховный Суд добавил, что в ст. 46 и 47 НК РФ в первоначальной редакции отсутствовали положения, которые объективно ограничивали бы срок взыскания задолженности по налогам. Однако начиная со 2 сентября 2010 г. в абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ установлен 2-летний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания. Он выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности и исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, поглощая иные предусмотренные ст. 46–47 НК РФ сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом. По истечении такого предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд.

В рассматриваемом деле, заметил ВС, нарушение длительности проведения налоговой проверки составило четыре месяца и, следовательно, не привело к нарушению предельного 2-летнего срока. Поскольку налоговым органом, несмотря на нарушение длительности налоговой проверки, не утрачена возможность судебного взыскания задолженности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Следовательно, постановление суда округа об отмене постановления апелляции является по существу правильным. Таким образом, ВС РФ оставил в силе постановление окружного суда, а кассационную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Эксперты неоднозначно отнеслись к выводам Суда

Адвокат, старший юрист налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Дмитрий Кириллов отметил, что рассматриваемый спор примечателен прежде всего процедурой его разрешения в Верховном Суде – нечасто Судебная коллегия принимает к рассмотрению кассационную жалобу, чтобы отказать в ее удовлетворении.

Верховный Суд РФ опубликовал Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве


Ст. 93 НК РФ определяет порядок запроса и представления документов во время налоговой проверки. Из нашей статьи вы узнаете ответы на распространенные вопросы налогоплательщиков, связанные с этой процедурой.

Ст. 93 НК РФ: официальный текст

Статья 93 НК РФ

Ст. 93 НК РФ: вопросы и ответы

Статья 93 НК РФ: для кого она?

Все плательщики налогов (а с 2017 года к их числу относятся и плательщики страховых взносов) сталкиваются с налоговыми проверками, которые не обходятся без запроса документов со стороны проверяющих. Если проводится камеральная проверка и в декларации не выявлены расхождения и противоречия, то вопросов у налоговой не будет и представлять ей в качестве пояснений и документов ничего не нужно. Но если контролеры обнаружат в декларации ошибки и противоречия, запрос документов последует обязательно. Не обойтись без запросов и при выездных налоговых проверках.

Исходя из этого, статья 93 НК РФ предназначена в первую очередь для всех налогоплательщиков, так как ее положения содержат информацию о том, в какие сроки нужно представить документы (п. 3 ст. 93 НК РФ), а также в какой форме и каким способом (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Но и налоговики должны руководствоваться положениями этой статьи: она регулирует их действия по продлению сроков представления документов (абз. 5, 6 п. 3 ст. 93 НК РФ) и регламентирует способы вручения требования (абз. 2, 3 п. 1 ст. 93 НК РФ).

Эта же статья предоставляет контролерам определенные права и устанавливает запреты:

  • право на выемку документов при отказе налогоплательщика их представить (абз. 1, 2 п. 4 ст. 93 НК РФ);
  • право на ознакомление с подлинниками представленных копий (абз. 7 п. 2 ст. 93 НК РФ);
  • запрет на повторный запрос истребованных документов (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Могут ли инспекторы запросить документы по ст. 93 НК РФ, если налоговая проверка не проводится?

Если в отношении налогоплательщика не проводится камеральная или выездная налоговая проверка, то выставлять требование о представлении первички и пояснений по ст. 93 НК РФ налоговики не вправе (постановление ФАС Московского округа от 13.03.2014 № А40-71892/13). Если требование все же поступило, его можно оспорить.

В п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 судьи пришли к выводу, что контролеры имеют право требовать документы только в период проведения налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля.

Как накажут компанию за непредставление документов и можно ли этого избежать?

Обязанность проверяемого лица представлять контролерам документы в 10-дневный срок после получения требования (20-дневный — для консолидированной группы, 30-дневный — для иностранной организации) закреплена в п. 3 ст. 93 НК РФ. Если этот срок нарушен, налоговики вправе наказать налогоплательщика по ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Важно! Если документы не были представлены, при определении меры ответственности налоговики обязаны учесть наличие смягчающих обстоятельств (п. 4 ст. 112 НК РФ) и обстоятельств, исключающих вину (п. 1 ст. 111 НК РФ). Если такие обстоятельства имели место, штраф может быть снижен в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ) или отменен совсем (п. 2 ст. 111 НК РФ). Это подтверждено судами (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2009 № А12-19285/2008 и др.).

Если компания не успевает подготовить документы в полном объеме в установленные НК РФ сроки, ей следует своевременно обратиться к налоговикам с просьбой о продлении этого срока (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если инспекция неправомерно отказала компании в продлении срока, штраф возможно оспорить в судебном порядке. Примерами положительных решений служат постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2011 № А45-12306/2010, Волго-Вятского округа от 30.07.2007 № А29-8736/2006.

При незначительном опоздании с документами штраф тоже можно оспорить (постановление ФАС Московского округа от 13.10.2009 № КА-А41/10782-09 и др.).

Когда налоговики производят выемку документов?

Выемка документов возможна только при выездной налоговой проверке и производится на основании п. 3 ст. 31 НК РФ с соблюдением процедуры, описанной в ст. 94 НК РФ.

Право на выемку документов закреплено в абз. 1, 2 п. 4 ст. 93 НК РФ: в случае, когда налогоплательщик отказался их представить.

При этом если контролеры нарушили установленные НК РФ процедуры по истребованию документов или их выемке, решение по итогам проверки можно оспорить в суде (постановление АС Уральского округа от 29.07.2015 № Ф09-4467/15).

Когда могут истребовать документы по ст. 93.1 НК РФ?

В отличие от ст. 93 НК РФ ст. 93.1 применяется при истребовании документов вне налоговых проверок в отношении самого налогоплательщика. Сведения могут запрашиваться контролерами в связи с проведением проверки его контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), а также если при рассмотрении материалов налоговой проверки руководителем налогового органа принято решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий.

Кроме того, если вне процедуры налоговых проверок у контролеров возникает необходимость в получении информации (документов) по конкретной сделке, они вправе запросить их у участников этой сделки и иных лиц (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Важно! При истребовании документов налоговики обязаны соблюдать положения пп. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ.

Как показывает практика, налоговики нередко злоупотребляют своим правом истребования документов в рамках ст. 93.1 НК РФ: не указывают конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, не приводят в требованиях информацию о том, в рамках какого мероприятия налогового контроля требуются документы, и др.

Такие действия контролеров признаются судами необоснованными и незаконными (постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 № Ф01-2249/12 и др.).

Каковы способы представления документов?

В ст. 93 НК РФ определены также способы подачи документов в налоговый орган (п. 2):

  • на бумаге лично, через представителя или заказным письмом;
  • в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

В бумажном виде подаются заверенные самим налогоплательщиком копии документов, пронумерованные и прошитые.

Для подачи в электронном виде применяются утвержденные форматы таких документов. Вариантами представления могут быть:

  • электронный документ, изначально созданный в такой форме;
  • скан бумажного документа.

Подаваемые электронным способом документы заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью либо самого проверяемого лица, либо его представителя.

Подробнее процедура электронной передачи документов по запросу описана в приказе ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

  • Налоговый кодекс РФ
  • приказ ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

image_pdf
image_print

Налоговый кодекс ограничивает срок проведения проверок двумя месяцами для основной организации, и одним — для филиалов и представительств. Это закреплено в пунктах 6 и 7 статьи 89 НК РФ. О том, какие дни считаются датой начала и конца проверки, сказано в пункте 8 статьи 89 и пункте 8 статьи 89.1. Согласно этим нормам, первым днем проверки считается дата принятия решения о ее начале, а последним — дата составления справки о ее проведении.

При необходимости налоговая проверка может быть продлена, причем неоднократно. Об этом говорится в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Основания для продления содержится в приказе ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Вот некоторые из них:

  • налогоплательщик относится к категории крупнейших;
  • ФНС получила информацию о нарушениях, которую нужно дополнительно изучить;
  • произошли стихийные бедствия или прочие форс-мажорные обстоятельства, которые затронули территорию проверяемого налогоплательщика;
  • субъект не предоставил вовремя документы, которые специалисты ФНС запросили в рамках проверки;
  • в организации имеются обособленные подразделения.

Кроме того, можно продлить ВНП и при возникновении прочих обстоятельств, которые связаны, например, с большим объемом подлежащих проверке документов, большим количеством налогов и иных платежей, которые под нее попадают, с большим количеством разных видов деятельности, осуществляемой налогоплательщиком, со сложностью технологических процессов и так далее.

Таким образом, оснований для продления выездной налоговой проверки очень и очень много. Но есть и ограничения. Например, когда проводится самостоятельная проверка филиала, ее срок не может превышать месяц. Если осуществляется ВНП консолидированной группы налогоплательщиков, ее можно продлить на срок, не превышающий количества месяцев, в течение которого налогоплательщики входят в группу (кроме ответственного участника). При этом срок ВНП в любом случае не должен превышать один год.

Процедуры, возможные при выездной проверке

Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ)

Эта процедура нужна, чтобы проверить достоверность информации, которую указал налогоплательщик в своих документах. Здесь же ещё можно выяснить другие обстоятельства, которые могут оказаться важными при налоговой проверке.

Осмотр (ст. 91, 92 НК РФ)

Налоговый орган может изучать помещения и территории, которые:

  1. Налогоплательщик использует, чтобы получать доход.
  2. Нужны, чтобы содержать объект налогообложения.

Независимо от их местонахождения.

Истребование документов (информации) (ст. 93, 93.1 НК РФ)

Налоговый орган назначает компетентного сотрудника для проверки налогоплательщика. Проверяющий может потребовать нужные для ревизии документы.

Выемка (ст. 94 НК РФ)

Выемка нужна, чтобы доказать, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство. Тогда производится изъятие документов, а также предметов.

Экспертиза (ст. 95 НК РФ)

Если во время выездной налоговой проверки возникла необходимость в экспертизе, заключается договор с экспертом.

Допрос (ст. 90 НК РФ)

Свидетеля могут допросить во время выездной налоговой проверки, если возникла такая потребность в рамках налогового контроля.

Вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ)

Налоговые органы могут брать показания каждого физлица, которое знает важное для проведения налогового контроля обстоятельство.

Получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ)

Если эксперт в ходе работы узнал информацию, которая важна для дела, но относительно которой не были заданы вопросы, он может указать это в своём заключении.

Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ)

При необходимости можно заключить договор с переводчиком.

Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.

Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).

Приостановка

Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений. Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней. Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода. Вот и получается: 6 месяцев проверки + 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.

Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.

Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.

Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.

Почему проверки затягиваются

Хотя закон устанавливает для ВНП вполне конкретный срок — 2 месяца, на практике этот мероприятие порой затягивается более чем на полгода, и это не предел. Причем это происходит на вполне законных основаниях. Ведь приостановку и продление проверки можно применять совместно.

Например, спустя полтора месяца после начала проверки, инспекция принимает решение о приостановке процесса сроком на два месяца. В это время будет производиться истребование информации у контрагентов проверяемого субъекта. После окончания этого срока проверку решено возобновить на оставшиеся 2 недели плюс продлить еще до 3 месяцев. В итоге с одной приостановкой и с одним продлением по факту вместо двух месяцев проверка занимает 7-месячный период.

Читайте также: