70 ст налогового кодекса

Обновлено: 26.05.2024

70.1. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, формирует и ведет Государственный реестр физических лиц - плательщиков налогов (далее - Государственный реестр).

В Государственный реестр вносится информация о лицах, являются:

иностранцами и лицами без гражданства, которые постоянно проживают в Украине;

иностранцами и лицами без гражданства, не имеющих постоянного места жительства в Украине, но в соответствии с законодательством обязаны уплачивать налоги в Украине или являются учредителями юридических лиц, созданных на территории Украины.

Учет физических лиц - плательщиков налогов, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган, ведется в отдельном реестре Государственного реестра по фамилии, имени, отчества и серией и номером паспорта без использования регистрационного номера учетной карточки.

70.2.1. фамилия, имя и отчество;

70.2.2. дата рождения;

70.2.3. место рождения (страна, область, район, населенный пункт);

70.2.4. место жительства, а для иностранных граждан - также гражданство;

70.2.5. серия, номер свидетельства о рождении, паспорта (аналогичные данные иного документа, удостоверяющего личность), кем и когда выдан;

70.2.6. уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре (в случае внесения информации о лице в Единый государственный демографического реестра).

70.3. К информационной базе Государственного реестра включаются следующие данные о физических лицах:

70.3.1. источники получения доходов;

70.3.2. объекты налогообложения;

70.3.3. сумма начисленных и / или полученных доходов;

70.3.4. сумма начисленных и / или выплаченных налогов;

70.3.5. информация о налоговой скидке и налоговые льготы налогоплательщика;

70.3.6. уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре на основании данных распорядителя такого реестра, предоставленных в порядке информационного взаимодействия в соответствии с законодательством.

70.4. В Государственный реестр вносятся сведения о государственной регистрации, регистрации и постановке на учет физических лиц - предпринимателей и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность. Такие сведения включают:

70.4.1. даты, номера записей, свидетельств и других документов, а также основания государственной регистрации, регистрации и постановке на учет, прекращения предпринимательской или независимой профессиональной деятельности, другие регистрационные данные;

70.4.2. информацию о государственной регистрации, регистрации и постановке на учет изменений в данных о лице, замене или продлении действия справок о постановке на учет;

70.4.3. место осуществления деятельности, телефоны и другую дополнительную информацию для связи с физическим лицом - предпринимателем или лицом, которое осуществляет независимую профессиональную деятельность;

70.4.4. виды деятельности;

70.4.5. гражданство и номер, используемый при налогообложении в стране гражданства, - для иностранцев;

70.4.6. системы налогообложения с указанием периодов ее действия.

70.5. Физическое лицо - налогоплательщик независимо от возраста (как резидент, так и нерезидент), для которой раньше не формировалась учетная карточка налогоплательщика и не включенная в Государственный реестр, обязано лично или через законного представителя или уполномоченное лицо подать соответствующему контролирующему органу учетную карточку физического лица - налогоплательщика, является одновременно заявлением для регистрации в Государственном реестре, и предъявить документ, удостоверяющий личность.

Для заполнения учетной карточки физического лица - налогоплательщика используются данные документа, удостоверяющего личность. Для заполнения уведомления (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов) используются данные паспорта.

Физическое лицо несет ответственность по закону за достоверность информации, представляемой для регистрации в Государственном реестре.

70.6. Органы государственной регистрации актов гражданского состояния, органы, осуществляющие регистрацию физических лиц обязаны подавать соответствующим контролирующим органам информацию об изменении данных, которые включаются в учетную карточку физического лица - налогоплательщика, ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца.

Порядок представления такой информации и взаимодействия субъектов информационных отношений определяется Кабинетом Министров Украины.

70.8. О проведении государственной регистрации физического лица - налогоплательщика в Государственном реестре и внесения изменений в данные, которые содержатся в Государственном реестре, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, информирует территориальный орган:

70.8.1. по месту учета физического лица;

70.8.2. по месту жительства физического лица;

70.8.3. по месту получения доходов или местонахождению другого объекта налогообложения физического лица.

70.9. По обращению налогоплательщика, его законного представителя или уполномоченного лица контролирующий орган выдает документ, удостоверяющий регистрацию в Государственном реестре, кроме лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте.

В таком документе указывается регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика.

Порядок формирования регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика определяется и утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Вид документа и порядок его выдачи устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Подтверждением достоверности регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика является документ, удостоверяющий регистрацию лица в Государственном реестре (карта налогоплательщика), или данные о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика из Государственного реестра, внесенные в паспорт гражданина Украины или свидетельства о рождении.

Лицо по своему выбору предъявляет один из указанных документов для предоставления данных о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика.

Лицо может предъявить копию документа, удостоверяющего регистрацию лица в Государственном реестре, в том числе и в электронном виде, при условии наличия у получателя информации технической возможности осуществить проверку соответствия регистрационных данных физического лица данным Государственного реестра в электронной форме информационно-телекоммуникационными средствами с использованием средств технической и криптографической защиты информации в соответствии с требованиями законодательства по вопросам защиты информации.

70.10. Контролирующим органом по месту жительства физического лица - плательщика налогов по просьбе такого лица в паспорт могут быть внесены (седьмая, восьмая или девятая страницы) данные о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика из Государственного реестра.

70.11. В случае выявления недостоверных данных или ошибок в представленной учетной карточке или уведомлении (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика) физическому лицу может быть отказано в регистрации и / или внесении отметки в паспорт или продлен срок регистрации.

70.12. Регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте) используются органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм, включая учреждения Национального банка Украины, банки и другие финансовые учреждения, биржи, лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, физическими лицами - предпринимателями, а также физическими лицами во всех документах, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов, в частности в случае:

70.12.1. выплаты доходов, из которых удерживаются налоги согласно законодательству Украины. Физические лица обязаны подавать информацию о регистрационном номере учетной карточки юридическим и физическим лицам, которые выплачивают им доходы;

70.12.2. заключения гражданско-правовых договоров, предметом которых являются объекты налогообложения и по которым возникают обязанности по уплате налогов и сборов;

70.12.3. открытие счетов в банках или других финансовых учреждениях, а также в расчетных документах при осуществлении физическими лицами безналичных расчетов;

70.12.4. заполнения физическими лицами, определенными в пункте 70.1 этой статьи, таможенных деклараций при пересечении таможенной границы Украины;

70.12.5. уплаты физическими лицами налогов и сборов;

70.12.6. проведения государственной регистрации физических лиц - предпринимателей или выдачи таким лицам специальных разрешений (лицензий) на осуществление некоторых видов хозяйственной деятельности, а также регистрации независимой профессиональной деятельности;

70.12.7. регистрации имущества и других активов физических лиц, являющихся объектом налогообложения, или прав на него;

70.12.8. представление контролирующим органам деклараций о доходах, имуществе и другие активы;

70.12.9. регистрации транспортных средств, переходящих в собственность физических лиц;

70.12.10. оформление физическим лицам льгот, субсидий и других социальных выплат из государственных целевых фондов;

70.12.11. в других случаях, определенных законами Украины и другими нормативно-правовыми актами.

70.13. Документы, связанные с проведением операций, предусмотренных пунктом 70.12 этой статьи, не имеющие регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или серии и номера паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально сообщили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте), считаются оформленными с нарушением требований законодательства Украины.

Каждый налогоплательщик указывает регистрационный номер своей учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте) в всех отчетных или других документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Украины.

70.15. Сведения из Государственного реестра:

70.15.1. используются контролирующими органами исключительно для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства Украины;

70.15.2. является информацией с ограниченным доступом, кроме сведений о постановке на учет физических лиц - предпринимателей и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность.

70.16. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, самозанятые лица, налоговые агенты подают безвозмездно в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, контролирующим органам по месту своего нахождения информацию о физических лицах, связанная с регистрацией таких лиц как плательщиков налогов, начислением, уплатой налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства Украины, с указанием регистрационных номеров учетных карточек налогоплательщика или серии и номера паспорта (для физических лиц, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта), в частности:

70.16.1. органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, юридические лица и физические лица - предприниматели, налоговые агенты - о дате приема на работу или увольнение с работы физических лиц в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, а также информацию , предусмотренную статьей 51 настоящего Кодекса;

70.16.2. органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств - о транспортных средствах, в отношении которых у физических лиц возникает или прекращается право собственности, ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца;

70.16.3. органы государственной регистрации морских, речных и воздушных судов - о судах, по которым у физических лиц возникает или прекращается право собственности, ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца;

70.16.4. органы государственной регистрации актов гражданского состояния - о физических лицах, которые умерли (для закрытия учетных карточек), а также об изменении физическими лицами фамилии, имени, отчества, даты и места рождения ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца;

70.16.5. органы, осуществляющие регистрацию частной нотариальной, адвокатской, другой независимой профессиональной деятельности и выдают свидетельства о праве на осуществление такой деятельности, - о выдаче или аннулировании регистрационного удостоверения - в пятидневный срок со дня проведения соответствующего действия;

70.16.6. органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество - о облагаемое недвижимое имущество, в отношении которого у физических и юридических лиц возникает или прекращается право собственности, в сроки и порядке, установленном подпунктом 266.7.4 пункта 266.7 статьи 266 настоящего Кодекса;

70.16.7. органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие учреждения, в соответствии с законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, опеке, попечительстве и управления имуществом малолетних, других несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, попечительство или управление имуществом физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о дальнейших изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в контролирующие органы по месту своего нахождения не позднее, чем в течение пяти календарных дней со дня принятия соответствующего решения;

70.16.7-1. органы, осуществляющие регистрацию физических лиц, - о физических лицах, которые зарегистрировали свое место жительства в соответствующем населенном пункте или место жительства которых сняты с регистрации в таком населенном пункте, ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца, а также об утраченных, похищенных паспорта гражданина Украины в пятидневный срок со дня поступления соответствующих заявлений физических лиц и о паспортах гражданина Украины умерших граждан ежемесячно, но не позднее 10 числа следующего месяца.

70.16.8. другие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления - информацию о других объектах налогообложения.

Статья 70 НКУ на русском языке с изменениями 2022 год (Налоговый кодекс Украины, НК Украины) №2755-VI от 02.12.2010, редакция от 21.11.2021

Условия, при которых декларация считается непредставленной, и другие изменения НК РФ

Условия, при которых декларация считается непредставленной, и другие изменения НК РФ

Многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ были внесены в конце 2020 года. Часть поправок уже действует, некоторые только вступят в силу с 01.07.2021. Так, с этой даты будет действовать закрытый перечень оснований, при выявлении которых декларация (расчет) будет считаться не представленной в инспекцию. Для декларации по НДС вводится особое условие - несоответствие показателей отчета контрольным соотношениям. Также срок, по истечении которого ИФНС вправе заблокировать счет при непредставлении декларации, будет увеличен. Об этих и других нововведениях рассказывают эксперты 1С.

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ внес многочисленные изменения в НК РФ, в т. ч. в его первую (общую) часть. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения.

Последствия, если налоговая декларация (расчет) будет считаться непредставленной

C 01.07.2021 в статье 80 НК РФ появится закрытый перечень обстоятельств, выявление которых при камеральной проверке налоговой декларации (расчета) будет означать непредставление этой декларации (расчета). В частности, если декларация (расчет) подписана неуполномоченным лицом, в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности организации до даты представления декларации (расчета) и др. Для декларации по НДС предусмотрено отдельное условие: она будет считаться непредставленной, если ее показатели не соответствуют контрольным соотношениям (КС) (направлены для использования в работе письмом ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@).

1С:ИТС
Подробнее о том, в каком случае декларация (расчет), в том числе декларация по НДС, будет считаться непредставленной, см. в разделе "Консультации по законодательству" .

Отметим, что в связи с вступлением в силу Закона № 374-ФЗ ФНС России разрабатывает новые КС .

В решениях "1С:Предприятие" возможность проверки показателей декларации по НДС на соответствие обновленным контрольным соотношениям будет поддержана после утверждения соответствующего приказа ФНС и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. Подробнее о сроках реализации можно узнать в "Мониторинге законодательства" .

Соответствующие критерии будут действовать в отношении деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021 (пп. "б" п. 16 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

При установлении хотя бы одного из указанных обстоятельств (за исключением прекращения деятельности юрлица) налоговая инспекция обязана уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании ранее поданной налоговой декларации (расчета) непредставленной. Для последнего это может повлечь неблагоприятные последствия, если установленный НК РФ срок представления декларации (расчета) окажется пропущенным.

Напомним, ИФНС вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации (налогового агента, плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления в налоговый орган (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п.п. 3, 3.2 ст. 76 НК РФ):

налоговой декларации в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такой декларации;

расчета по форме 6-НДФЛ, расчета по страховым взносам в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

Также за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) на плательщика может быть наложен штраф по статье 119 НК РФ.

Кроме того, если непредставленной признают уточненную налоговую декларацию, то камеральная проверка первоначально представленной декларации возобновится. В этом случае в срок проведения камеральной проверки первоначально представленной декларации (расчета) не включается срок проверки уточненной декларации (расчета), прекращенной в связи с признанием ее непредставленной. Это правило также начнет действовать с 01.07.2021 (пп. "б" п. 20 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Сервис 1С-Отчетность, встроенный в программы 1С, проконтролирует все этапы прохождения регламентированного отчета и поможет своевременно обнаружить, что налоговый орган отказал в приеме налоговой декларации (расчета).

Срок направления требования об уплате пеней

Выявив недоимку по налогам (сборам, взносам), налоговый орган формирует требование о ее уплате. Также в требование включается сумма штрафов и пеней, относящихся к этой недоимке, которые начислены на день формирования указанного требования (п. 1 ст. 70 НК РФ). При этом требование об уплате налога должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 8 рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

shutterstock_668809858.jpg

Таким образом, с момента формирования требования об уплате налога и до момента его исполнения в большинстве случаев есть временной промежуток, в течение которого также подлежат начислению пени (см. п. 3 ст. 75 НК РФ). Однако в статье 70 НК РФ не был установлен срок для направления требования об уплате этих пеней.

С 23.12.2020 такой срок определен. Соответствующее требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня уплаты недоимки, указанной в первоначальном требовании, либо со дня, когда сумма пеней, начисленных после формирования первоначального требования, превысила 3 000 руб. (пп. "б" п. 12 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Отметим, что нарушение налоговым органом сроков выставления требований об уплате недоимки и пеней не делает их недействительными. В то же время нарушение этих сроков не влечет увеличения сроков принятия мер по взысканию налога (пеней, штрафа) в принудительном порядке в соответствии со статьями 46-48 НК РФ (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Электронная доверенность для представителя налогоплательщика-физлица (в т. ч. ИП)

До 23.12.2020 уполномоченный представитель налогоплательщика-гражданина (в т. ч. имеющего статус индивидуального предпринимателя (ИП)) осуществлял свои полномочия на основании нотариально заверенной доверенности либо доверенности, приравненной к нотариально заверенной в соответствии с пунктом 2 статьи 185.1 ГК РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).

С 23.12.2020 доверенность уполномоченного представителя можно не заверять у нотариуса, если она оформлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя (п. 5 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Ограничение на перерасчет транспортного налога физлица (в т. ч. ИП)

Напомним, граждане (в т. ч. ИП) уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления от ИФНС.

Причем направление налогового уведомления (в т. ч. в связи с перерасчетом ранее исчисленной суммы налога) допускается не более чем за три налоговых периода (года), предшествующих календарному году его направления (п. 2.1 ст. 52, п. 3 ст. 363 НК РФ).

С 01.07.2021 налоговая инспекция не вправе пересчитывать гражданину транспортный налог, если это повлечет увеличение ранее уплаченной налогоплательщиком суммы налога (пп. "а" п. 10 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ). Соответственно, если на момент перерасчета налог еще не уплачен, налоговый орган вправе пересчитать налог в большую сторону. Аналогичное правило применяется в настоящее время по земельному налогу и налогу на имущество, которые уплачиваются физлицами.

Физлица (в т. ч. ИП) могут сообщить о наличии облагаемого имущества через МФЦ

Напомним, налогоплательщики-физлица (в т. ч. ИП) обязаны сообщать в ИФНС о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество, земельным или транспортным налогом (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Делать это нужно, если гражданин не получил от инспекции налоговое уведомление об уплате налога.

на бумажных носителях в любой налоговый орган;

через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России , используя усиленную квалифицированную электронную подпись.

С 23.12.2020 в дополнение к указанным способам сделать это можно в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

От редакции. Самую полную информацию об основных изменениях законодательства с 2021 года и их поддержке в программе "1С:Бухгалтерия 8" (ред. 3.0) можно узнать, ознакомившись с видеозаписью онлайн-лекции от 28.01.2021 на странице 1С:Лектория .

Недавние поправки в первую часть НК РФ: новые правила взыскания недоимки, зачет переплаты и другие изменения

Федеральный закон от 29.09.19 № 325-ФЗ внес большой пакет изменений в Налоговый кодекс. Сегодня мы расскажем о поправках, которые внесены в первую часть НК РФ. Речь пойдет о скорректированных правилах взыскания задолженности с банковских счетов, о возможности зачесть переплату в счет недоимки по налогу другого вида, о новой обязанности организаций-плательщиков транспортного и земельного налогов и других изменениях.

Новые правила взыскания задолженности

По действующему правилу на принятие решения о взыскании задолженности инспекторам отводится два месяца после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога (взноса, сбора, пени, штрафа). Причем срок, отведенный на вынесение такого решения, не зависит от суммы задолженности и давности ее возникновения.

После вступления в силу комментируемых поправок для небольших сумм задолженности будет действовать особый порядок взыскания.

Налоговики не станут взыскивать долги до тех пор, пока их общая сумма не превысит 3 000 руб. Когда это случится, ИФНС сможет принять решение о взыскании в течение двух месяцев с даты превышения. Если налоговики пропустят этот срок, решение будет считаться недействительным.

Из данного правила есть исключение. Как только пройдут три года с момента окончания срока, указанного в самом раннем из невыполненных требований об уплате, инспекторы получат право на взыскание, даже если общая сумма долга не превысила 3 000 руб. В этом случае на принятие решения о взыскании у налоговиков есть два месяца с момента истечения указанного трехлетнего срока (новая редакция п. 3 ст. 46 НК РФ).

Соответствующие изменения начнут действовать с 1 апреля 2020 года.

Зачет переплаты в счет налога другого вида

В действующей редакции пункта 1 статьи 78 НК РФ сказано, что зачесть переплату по налогу можно только в счет налога того же вида. Другими словами, федеральные налоги засчитываются в счет недоимки (предстоящих платежей) по федеральным налогам, региональные — по региональным, местные — по местным.

Подать заявление о зачете или возврате налогов (взносов) через интернет Подать бесплатно

Также есть норма, в которой говорится, как можно вернуть излишне уплаченные налоги, если у налогоплательщика есть недоимка по другим налогам. Сначала налоговики зачтут переплату в счет недоимки по налогам того же вида, а также по соответствующим пеням и штрафам. И только после этого вернут оставшуюся часть излишне уплаченного налога (п. 6 ст. 78 НК РФ). Что касается излишне взысканной налоговой суммы, то ее возврат возможен только при отсутствии недоимки по налогам того же вида (п. 1 ст. 79 НК РФ).

Начиная с 1 октября 2020 года, указанные правила перестанут действовать. Переплату разрешат зачесть в счет любой недоимки и предстоящих платежей независимо от вида налога. Например, излишне перечисленный федеральный налог можно будет зачесть в счет недоимки по местному налогу и наоборот. Изменится и порядок возврата. Как и сейчас, налоговики сначала зачтут переплату в счет недоимки, и только оставшуюся часть излишне уплаченных сумм вернут налогоплательщику. Но при зачете инспекторы спишут переплату в счет недоимки не только по налогам того же вида, но и по любым другим налогам, а также по соответствующим пеням и штрафам. Возврат излишне взысканной суммы будет запрещен при наличии любой налоговой задолженности, даже если она возникла по налогу иного вида.

Новая обязанность для организаций — плательщиков транспортного и земельного налогов

Как известно, начиная с отчетности за 2020 год, организации не будут сдавать декларации по транспортному и земельному налогам.

Тем, кто вопреки новым правилам не уведомит налоговиков о наличии транспортного средства или земельного участка, грозит штраф по статье 129.1 НК РФ. Размер санкции составляет 20% от суммы неуплаченного налога.

Постановка на учет иностранцев и лиц без гражданства

Законодатели добавили в первую часть НК РФ положения, посвященные иностранцам и лицам без гражданства, у которых нет ни статуса ИП, ни места жительства или места пребывания в России, ни транспорта или недвижимости в нашей стране. Если такое лицо до сих пор не состоит на российском налоговом учете, но получает доходы в РФ, его необходимо поставить на учет в ИФНС. Это сделает инспекция по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя, от которых иностранец (лицо без гражданства) получает доходы.

Поставить указанное лицо на учет должны сами налоговики. Основанием послужат сведения по форме 2-НДФЛ, представленные на иностранца его работодателем (новый п. 7.4 ст. 83 НК РФ).

Иностранец будет состоять на налоговом учете до тех пор, пока работодатель представляет в ИФНС информацию о доходах этого гражданина. Когда сведения перестанут поступать, налоговики подождут три года с момента последней подачи формы 2-НДФЛ. Если за этот период иностранец не задекларирует свои доходы самостоятельно, его снимут с российского налогового учета. Никаких уведомлений об этом инспекторы рассылать не станут (новый п. 5.7 ст. 84 НК РФ).

Указанный порядок впервые применят к сведениям о доходах, представленным после 1 января 2020 года.

Обмен налоговыми документами через МФЦ

В Налоговом кодексе появились нормы, регулирующие порядок передачи и получения некоторых налоговых документов через многофункциональные центры представления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Так, через МФЦ можно будет сдать:

  • заявление о постановке на налоговый учет или о снятии с учета (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление о выборе обособленного подразделения для постановки организации на налоговый учет (если несколько ОП находятся в одном муниципальном образовании, городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам) (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 января 2020 года);
  • документ, подтверждающий, что налоговый агент направил иностранному гражданину или лицу без гражданства уведомление о постановке этого лица на налоговый учет (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • документ о предоставлении льготы по транспортному налогу (новая редакция п. 3 ст. 361.1 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет (новая редакция п. 6.1 ст. 391 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения налогом на доходы физлиц, в отношении которых предоставляется налоговая льгота (новая редакция п. 7 ст. 407 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Датой представления того или иного документа будет считаться день, когда человек принес документ в МФЦ. Этот день зафиксируют в расписке или другой бумаге, подтверждающей факт представления (новый п. 1.1 ст. 21 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Через МФЦ можно будет получить:

  • налоговые уведомления, если налогоплательщик написал соответствующее заявление (новая редакция п. 4 ст. 52 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • свидетельство о постановке на налоговый учет физического лица (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • документ о рассмотрении налоговиками сведений (кроме деклараций), представленных физическими лицами в ИФНС через многофункциональный центр. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное заявление физлица (новая редакция п. 8 ст. 31 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • документ, содержащий сведения о физическом лице, которые составляют налоговую тайну. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное согласие физлица (новая редакция п. 8 ст. 31 НК РФ; вступает в силу 29 октября 2019 года).

Датой получения любого из перечисленных документов в МФЦ будет считаться день, следующий за днем, когда этот документ поступил из налоговой инспекции в многофункциональный центр (новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Другие новшества, внесенные в первую часть НК РФ комментируемым законом

Новшество

Соответствующая норма НК РФ

Дата вступления в силу

Плательщики взносов будут обязаны сообщать в ИФНС о наделении полномочиями (о снятии полномочий) по начислению выплат физлицам только тех обособленных подразделений, у которых открыт счет в банке.

Новая редакция подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ

1 января 2020 года

Новый п. 7 ст. 31 НК РФ

1 апреля 2020 года

В состав единого налогового платежа физлиц будут включать, в том числе средства, добровольно перечисленные в бюджет на уплату НДФЛ, который не был удержан налоговым агентом.

Зачесть единый налоговый платеж в счет уплаты конкретного налога должны не позднее 10 дней с более поздней из двух дат: даты направления уведомления или даты поступления единого платежа в бюджет (прежде зачет производили в сроки, установленные для уплаты налога). При этом уточняется, что зачет производится не позднее срока уплаты налога.

Новые редакции п. 1 и п. 5 ст. 45.1 НК РФ

1 января 2020 года

Инспекторов обязали учитывать переплату физлица по НДФЛ, по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам при расчете суммы, подлежащей уплате в бюджет на основании налогового уведомления. Указанные суммы не учитываются, если до даты составления уведомления получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) переплаты.

Новая редакция п. 2 ст. 52 НК РФ

1 января 2021 года

Подать заявление о зачете или возврате налогов (взносов) через интернет Подать бесплатно

Новая редакция п. 4 ст. 55 НК РФ

29 сентября 2019 года (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года)

Установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня выявления недоимки, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам составляет: для физлиц — менее 500 руб., для компаний и ИП — менее 3 000 руб. (сейчас 500 руб. для всех).

Новая редакция п. 1 ст. 70 НК РФ

1 апреля 2020 года

Налогоплательщики смогут просить заменить арест имущества банковской гарантией, залогом имущества или поручительством третьего лица (сейчас арест можно заменить только залогом).

Новая редакция п. 12.1 ст. 77 НК РФ

1 апреля 2020 года

Новый п. 8.1 ст. 78 НК РФ

29 октября 2019 года

Пенсионный фонд будет сообщать в ИФНС о лицах, которым назначена пенсия или прекращена выплата пенсии, о лицах, соответствующих условиям для назначения пенсии в соответствии с законодательством, которое действовало до 2019 года, а также о лицах, внесенных в федеральный реестр инвалидов.

Новая редакция п. 9.4 ст. 85 НК РФ

1 января 2020 года

Новый п. 1.2 ст. 88 НК РФ

1 января 2021 года

Налоговикам дали право при взыскании недоимки на сумму свыше 1 млн. руб. один раз провести осмотр территорий, документов, предметов и помещений организации при ее согласии, а также истребовать документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах должника (организации и ИП). Указанные меры применяются, если должник не погасил недоимку в течение 10 дней с даты принятия решения о взыскании.

Новая редакция п. 1 ст. 92 НК РФ, новый п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ

1 апреля 2020 года

Сведения о принятии обеспечительных мер по уплате налогов перестанут быть налоговой тайной.

Решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущество (о снятии запрета) будут публиковаться на сайте ФНС.

Новый п. 4 ст. 72 НК РФ, новый подп. 14 п. 1 ст. 102 НК РФ

1 апреля 2020 года

Дополнено, что определение рыночной цены методом распределения прибыли применяется, в числе прочего, если стороны сделки контролируют НМА, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности.

Новая редакция подп. 2 п. 4 ст. 105.13 НК РФ

1 января 2020 года (применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2020 года независимо от даты заключения договора).

В соответствии с п. 4 ст. 59 НК РФ, безнадёжными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам (далее – недоимка), числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами (далее – налогоплательщик), уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании такой недоимки.

  • как налогоплательщику (налоговому агенту) – организации, индивидуальному предпринимателю, получить данный судебный акт?
  • какие действия предпринять, чтобы налоговым органом впоследствии такая недоимка была списана с лицевого счёта?

Основания выявления и сроки взыскания недоимки

Инспекция может выявить недоимку либо по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, либо вне налоговой проверки.

С момента выявления налоговой задолженности начинает течь срок на взыскание долга.

Если недоимка была установлена налоговыми органами в результате проведения налоговой проверки (камеральной, выездной), моментом выявления и началом отсчёта сроков её взыскания будет день вступления в силу решения по результатам такой проверки.

Общий срок, в течение которого возможно взыскание недоимки, состоит из совокупности сроков:

а) Срок направления требования об уплате налога, пени, штрафа (п. п. 2, 6 ст. 6.1, ст. 70 НК РФ): три месяца со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Если сумма недоимки менее 500 рублей, срок направления требования - не позднее одного года со дня выявления недоимки.

б) Срок добровольного исполнения требования налогоплательщиком (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ) - Восемь дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в требовании.

в) Срок обращения инспекции в суд зависит от вида взыскания (п. п. 2, 3, 5 ст. 6.1, п. 3 ст. 46, абз. 3 п. 1 ст. 47, абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ).

До обращения в суд инспекция выносит решение о взыскании недоимки (внесудебное/бесспорное взыскание)[2].

1. Если налоговый орган выносит решение о взыскании задолженности за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика, то такое решение выносится не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика недоимки в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

2. Если налоговый орган выносит решение о взыскании недоимки за счёт иного имущества[3] налогоплательщика, то такое решение выносится в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счёт иного имущества налогоплательщика, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика недоимки в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

3. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ:

  • если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей,
  • в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведённой налоговой проверки, числящейся более трёх месяцев, за организации, являющиеся зависимыми и т.п.,
  • если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершённой таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика,

налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании налога/пени/штрафа с налогоплательщика в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Считаем поэтапно:

Иногда самостоятельно определить/выявить наличие задолженности по налогам/пеням/штрафам налогоплательщику не так просто.

Поэтому для начала следует запросить у налогового органа акт совместной сверки расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (Приложение к приказу ФНС России от 16.12.2016 г. N ММВ-7-17/685@).

На основании акта сверки определяем, имеется ли задолженность перед налоговым органом в принципе и определяем период (дату) возникновения такой задолженности.

Для более детальной расшифровки даты возникновения задолженности необходимо запросить выписку операций по расчётам с бюджетом.

Далее, к дате возникновения задолженности (периоду) прибавляем:

  • 3 месяца – срок для направления требования;
  • 8 рабочих дней - на добровольное исполнение;
  • 6 месяцев (если принято решение о взыскании за счёт денежных средств, а также в случаях обязательного судебного взыскания) и 2 года (если принято решение о взыскании за счёт иного имущества) - на обращение в суд.

Итого общие сроки для взыскания недоимки:

1. 9 месяцев, 8 рабочих дней – если принято решение о взыскании за счёт денежных средств (иного решения не принималось),

2. 2 года, 3 месяца, 8 рабочих дней – если принято также решение о взыскании за счёт иного имущества.

Таким образом, в случае, если указанные выше сроки прошли, то недоимка, задолженность по пеням и штрафам должна быть признана безнадёжной к взысканию.

Вправе ли сам налогоплательщик обратиться в суд с заявлением о признании задолженности безнадёжной к взысканию?

Данное право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 N Ф03-4261/2016 по делу N А59-684/2016).

Более того, вывод о том, что налоговый орган не вправе взыскивать налоговые платежи, поскольку истекли предельные сроки их взыскания, может содержаться не только в резолютивной, но и в мотивировочной части любого судебного акта по налоговому спору (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, пп. "а" п. 4 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@).

Таким актом может быть:

  • решение суда по существу спора, например, об отказе налоговому органу во взыскании с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока взыскания (ч. 1 ст. 167 АПК РФ);
  • определение суда об отказе налоговому органу в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, пеней, штрафов (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ);
  • иной судебный акт по любому налоговому спору, где будет содержаться вывод об утрате инспекцией права взыскания с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока их взыскания.

Порядок подачи заявления в суд

Заявление подаётся в арбитражный суд по общим правилам подсудности и рассматривается по общим правилам искового производства в соответствии с главой 13 АПК РФ.

К заявлению прикладываются письменные доказательства истечения срока для взыскания недоимки/пени/штрафа: акт сверки с бюджетом, выписка операций по расчётам с бюджетом, налоговые декларации, решение по проверкам, требования об уплате налога, решения об исполнении обязанности об уплате налогов, иные документы.

Такое заявление облагается государственной пошлиной в размере 6 000 рублей.

При этом по рассматриваемой категории дел (дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) налоговый орган не лишён права на предъявление встречного иска о взыскании спорной задолженности с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на её взыскание (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 306-КГ17-13794).

При наличии уважительной причины суд может восстановить пропущенный инспекцией срок судебного взыскания недоимки.

Дальнейшие действия налогоплательщика

После получения одного из указанных выше решений/определений, согласно которому налоговый орган не вправе взыскивать налоговые платежи, налогоплательщику необходимо подать в инспекцию заявление о признании недоимки безнадёжной к взысканию и её списании.

К данному заявлению необходимо приложить копию вступившего в силу судебного решения (определения), заверенного гербовой печатью соответствующего суда.

В течение шести рабочих дней со дня получения этих документов налоговый орган должен вынести решение о признании задолженности безнадёжной к взысканию и её списании (п. п. 4, 5 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадёжными к взысканию, утвержденного Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@).

Информировать налогоплательщика о вынесении данного решения налоговый орган не обязан, поэтому налогоплательщику сразу необходимо запросить в инспекции копию решения о признании задолженности безнадёжной к взысканию и её списании.

Кроме того, налоговый орган обязан отозвать частично или полностью не исполненные поручения на списание и перечисление денежных средств со счётов (на перевод электронных денежных средств) налогоплательщика, выставленные при взыскании задолженности, которая признана безнадёжной.

Согласно абз. 4 п. 9 Постановления от 30.07.2013 N 57: после вступления в силу любого из перечисленных судебных актов налоговый орган должен немедленно исключить запись о задолженности из лицевого счёта налогоплательщика.

[1] Указанные сроки взыскания недоимки применяются и в отношении страховых взносов (п. 10 ст. 46, п. 9 ст. 47 НК РФ). Недоимку по страховым взносам, которая образовалась на 1 января 2017 г., а также страховые взносы, начисленные по результатам проверок за периоды до этой даты, взыскивают налоговые органы в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
[2] Взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика поручения на списание денежных средств. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения.
[3] При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика инспекция вправе произвести взыскание за счет иного имущества налогоплательщика.

Читайте также: