418 статья налогового кодекса

Обновлено: 25.06.2024

Как сообщал Legal.Report, 18 ноября Госдума приняла в итоговом чтении большой блок правительственных поправок в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, которым, в частности, внесены изменения в положения ст. 45 НК, регламентирующие порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

«На наш взгляд, – отмечает Волобоев, – такие изменения позволят налогоплательщикам сэкономить на пене, при условии, что иное лицо уплатит за налогоплательщика налог в срок, установленный в законодательстве о налогах и сборах. Ведь такое иное лицо может уплатить налог за налогоплательщика по любым, не запрещенным законодательством основаниям".

Согласно изменениям в п. п. 1 п. 3 ст. 45 НК обязанность по уплате налога будет считаться исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика, со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика, в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

– (п. п. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ в редакции комментируемого закона) в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

– (п. п. 5 п. 4 ст. 45 НК в редакции комментируемого закона) в случае если на день предъявления налогоплательщиком, иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик, иное лицо имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

В судебной практике нередки случаи указания неверных реквизитов уплаты налога, повлекших неперечисление налога в бюджетную систему РФ. Между тем, положения п. 7 ст. 45 НК позволяют налогоплательщикам, а в новой редакции и иным лицам, в случае если ошибки в оформлении поручения на перечисление налога не повлекли неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Согласно измененному абзацу 5 п. 7 ст. 45 НК в случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

В целом порядок уплаты налога, основания, по которым обязанность по уплате налога признается (не признается) исполненной, не изменились, законодатель лишь позволил в существующих публичных отношениях между налогоплательщиком и государством осуществлять обязанности по уплате налога иными лицами.

Условия, при которых декларация считается непредставленной, и другие изменения НК РФ

Условия, при которых декларация считается непредставленной, и другие изменения НК РФ

Многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ были внесены в конце 2020 года. Часть поправок уже действует, некоторые только вступят в силу с 01.07.2021. Так, с этой даты будет действовать закрытый перечень оснований, при выявлении которых декларация (расчет) будет считаться не представленной в инспекцию. Для декларации по НДС вводится особое условие - несоответствие показателей отчета контрольным соотношениям. Также срок, по истечении которого ИФНС вправе заблокировать счет при непредставлении декларации, будет увеличен. Об этих и других нововведениях рассказывают эксперты 1С.

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ внес многочисленные изменения в НК РФ, в т. ч. в его первую (общую) часть. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения.

Последствия, если налоговая декларация (расчет) будет считаться непредставленной

C 01.07.2021 в статье 80 НК РФ появится закрытый перечень обстоятельств, выявление которых при камеральной проверке налоговой декларации (расчета) будет означать непредставление этой декларации (расчета). В частности, если декларация (расчет) подписана неуполномоченным лицом, в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности организации до даты представления декларации (расчета) и др. Для декларации по НДС предусмотрено отдельное условие: она будет считаться непредставленной, если ее показатели не соответствуют контрольным соотношениям (КС) (направлены для использования в работе письмом ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@).

1С:ИТС
Подробнее о том, в каком случае декларация (расчет), в том числе декларация по НДС, будет считаться непредставленной, см. в разделе "Консультации по законодательству" .

Отметим, что в связи с вступлением в силу Закона № 374-ФЗ ФНС России разрабатывает новые КС .

В решениях "1С:Предприятие" возможность проверки показателей декларации по НДС на соответствие обновленным контрольным соотношениям будет поддержана после утверждения соответствующего приказа ФНС и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. Подробнее о сроках реализации можно узнать в "Мониторинге законодательства" .

Соответствующие критерии будут действовать в отношении деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021 (пп. "б" п. 16 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

При установлении хотя бы одного из указанных обстоятельств (за исключением прекращения деятельности юрлица) налоговая инспекция обязана уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании ранее поданной налоговой декларации (расчета) непредставленной. Для последнего это может повлечь неблагоприятные последствия, если установленный НК РФ срок представления декларации (расчета) окажется пропущенным.

Напомним, ИФНС вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации (налогового агента, плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления в налоговый орган (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п.п. 3, 3.2 ст. 76 НК РФ):

налоговой декларации в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такой декларации;

расчета по форме 6-НДФЛ, расчета по страховым взносам в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

Также за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) на плательщика может быть наложен штраф по статье 119 НК РФ.

Кроме того, если непредставленной признают уточненную налоговую декларацию, то камеральная проверка первоначально представленной декларации возобновится. В этом случае в срок проведения камеральной проверки первоначально представленной декларации (расчета) не включается срок проверки уточненной декларации (расчета), прекращенной в связи с признанием ее непредставленной. Это правило также начнет действовать с 01.07.2021 (пп. "б" п. 20 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Сервис 1С-Отчетность, встроенный в программы 1С, проконтролирует все этапы прохождения регламентированного отчета и поможет своевременно обнаружить, что налоговый орган отказал в приеме налоговой декларации (расчета).

Срок направления требования об уплате пеней

Выявив недоимку по налогам (сборам, взносам), налоговый орган формирует требование о ее уплате. Также в требование включается сумма штрафов и пеней, относящихся к этой недоимке, которые начислены на день формирования указанного требования (п. 1 ст. 70 НК РФ). При этом требование об уплате налога должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 8 рабочих дней с даты его получения, если более продолжительный период для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

shutterstock_668809858.jpg

Таким образом, с момента формирования требования об уплате налога и до момента его исполнения в большинстве случаев есть временной промежуток, в течение которого также подлежат начислению пени (см. п. 3 ст. 75 НК РФ). Однако в статье 70 НК РФ не был установлен срок для направления требования об уплате этих пеней.

С 23.12.2020 такой срок определен. Соответствующее требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня уплаты недоимки, указанной в первоначальном требовании, либо со дня, когда сумма пеней, начисленных после формирования первоначального требования, превысила 3 000 руб. (пп. "б" п. 12 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Отметим, что нарушение налоговым органом сроков выставления требований об уплате недоимки и пеней не делает их недействительными. В то же время нарушение этих сроков не влечет увеличения сроков принятия мер по взысканию налога (пеней, штрафа) в принудительном порядке в соответствии со статьями 46-48 НК РФ (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Электронная доверенность для представителя налогоплательщика-физлица (в т. ч. ИП)

До 23.12.2020 уполномоченный представитель налогоплательщика-гражданина (в т. ч. имеющего статус индивидуального предпринимателя (ИП)) осуществлял свои полномочия на основании нотариально заверенной доверенности либо доверенности, приравненной к нотариально заверенной в соответствии с пунктом 2 статьи 185.1 ГК РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).

С 23.12.2020 доверенность уполномоченного представителя можно не заверять у нотариуса, если она оформлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя (п. 5 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

Ограничение на перерасчет транспортного налога физлица (в т. ч. ИП)

Напомним, граждане (в т. ч. ИП) уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления от ИФНС.

Причем направление налогового уведомления (в т. ч. в связи с перерасчетом ранее исчисленной суммы налога) допускается не более чем за три налоговых периода (года), предшествующих календарному году его направления (п. 2.1 ст. 52, п. 3 ст. 363 НК РФ).

С 01.07.2021 налоговая инспекция не вправе пересчитывать гражданину транспортный налог, если это повлечет увеличение ранее уплаченной налогоплательщиком суммы налога (пп. "а" п. 10 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ). Соответственно, если на момент перерасчета налог еще не уплачен, налоговый орган вправе пересчитать налог в большую сторону. Аналогичное правило применяется в настоящее время по земельному налогу и налогу на имущество, которые уплачиваются физлицами.

Физлица (в т. ч. ИП) могут сообщить о наличии облагаемого имущества через МФЦ

Напомним, налогоплательщики-физлица (в т. ч. ИП) обязаны сообщать в ИФНС о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество, земельным или транспортным налогом (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Делать это нужно, если гражданин не получил от инспекции налоговое уведомление об уплате налога.

на бумажных носителях в любой налоговый орган;

через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России , используя усиленную квалифицированную электронную подпись.

С 23.12.2020 в дополнение к указанным способам сделать это можно в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 9 Закона № 374-ФЗ).

От редакции. Самую полную информацию об основных изменениях законодательства с 2021 года и их поддержке в программе "1С:Бухгалтерия 8" (ред. 3.0) можно узнать, ознакомившись с видеозаписью онлайн-лекции от 28.01.2021 на странице 1С:Лектория .

Читаем свежие поправки в НК РФ: освобождение от НДФЛ и взносов, учет при лизинге и другие новшества

Изменения по амортизации объектов лизинга

По действующим правилам амортизировать переданное в лизинг имущество должен тот, кто учитывает его согласно условиям договора. Это может быть либо лизингодатель, либо лизингополучатель (п. 10 ст. 258 НК РФ).

С января 2022 года это правило перестанет действовать. С указанной даты амортизацию объекта вправе начислять только лизингодатель. За ним сохраняется право применить повышающий коэффициент (не более 3) к объектам, не относящимся к первой — третьей амортизационным группам (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).

Вести налоговый и бухгалтерский учет основных средств по актуальным правилам Попробовать бесплатно

Новый порядок учета лизинговых платежей

Суть финансовой аренды в следующем. Лизингополучатель пользуется арендованным имуществом и ежемесячно перечисляет платежи лизингодателю.

Иногда по условиям договора арендатор постепенно выкупает объект, чтобы впоследствии получить на него право собственности. Тогда к ежемесячной арендной плате добавляется так называемая выкупная стоимость (ВС).

Рассмотрим отдельно данные виды платежей.

Арендная плата

С ней все просто. Лизингодатель включает ее в доходы, а лизингополучатель — в расходы. Такой порядок существует сейчас, и сохранится после 1 января 2022 года.

Выкупная стоимость: действующие правила

Здесь дело обстоит сложнее. В действующей редакции Налогового кодекса четко не прописано, как отразить ее в налоговом учете. То есть не сказано, включается ли выкупная стоимость в доходы у лизингодателя, и в расходы у лизингополучателя.

Чиновники считают, что ежемесячные платежи в виде ВС — это аванс. Показывать его в учете нельзя до тех пор, пока право собственности на объект не перейдет от лизингодателя к лизингополучателю.

Выкупная стоимость: новые правила

С января 2022 года в Налоговом кодексе появится алгоритм учета выкупной стоимости. В новой редакции подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ четко сказано: если лизинговый платеж включает в себя выкупную стоимость, то расходы лизингополучателя формируются за минусом ВС.

Таким образом, подход, изложенный в разъяснениях Минфина, закреплен на законодательном уровне.

Получить образец учетной политики для небольшого ООО Получить бесплатно

Налог на имущество по арендованному объекту

В 2022 году и далее будет действовать новое положение. Налог на имущество по арендованному (в том числе переданному в лизинг) объекту платит арендодатель (лизингодатель). Это закреплено в новом пункте 3 статьи 378 НК РФ.

Заметим, что данный порядок может повлечь сложности, если налог на имущество исчисляется по среднегодовой (а не кадастровой) стоимости объекта. Дело в том, что среднегодовая стоимость определяется на основании данных бухучета. Но по нормам ФСБУ 25/2018 (утв. приказом Минфина от 16.10.18 № 208; обязателен к применению с 2022 года) арендованное имущество учитывается на балансе арендатора (лизингополучателя). Следовательно, для лизингодателя посчитать среднегодовую стоимость будет затруднительно.

Переходный период для договоров лизинга

Перечисленные выше новшества применяются, если договор лизинга заключен в 2022 году или позднее.

Если же договор был заключен в 2021 году или ранее, налоговый и бухгалтерский учет лизингового имущества нужно вести по прежним правилам вплоть до истечения срока действия договора. Так сказано в статье 2 комментируемого закона № 382-ФЗ.

Доходы, освобожденные от НДФЛ, налога на прибыль и взносов

Законодатели расширили перечни видов доходов физлиц и организаций, не подпадающих под налогообложение. Соответствующие поправки внесены в статьи 217, 251 и 422 НК РФ.

Изменения будут распространяться на следующие виды доходов, полученных с начала 2021 года:

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом ежегодного повышения МРОТ Рассчитать бесплатно

3. Доходы, возникающие в связи с бесплатной газификацией до границ земельного участка (освобождены от НДФЛ).

4. Гранты, премии, призы и (или) подарки в денежной, либо натуральной форме, если они вручены некоммерческими организациями, включенными в утвержденный правительством РФ перечень. Получатели-физлица освобождены от уплаты НДФЛ, а получатели-компании — от уплаты налога на прибыль.

Какие еще поправки внесены в Налоговый кодекс Законом № 382-ФЗ

Суть поправки

Соответствующая норма Кодекса

Дата вступления в силу

новая редакция подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ

29 ноября 2021 года

новые редакции подп. 2 п. 6 ст. 346.2 НК РФ и подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ

1 января 2022 года

новый подп. 4 п. 4 ст. 363 НК РФ

1 января 2022 года

новая редакция п. 6 ст. 363 НК РФ

1 января 2022 года

Региональным властям будет запрещено дифференцировать ставки налога на имущество организаций исходя из категорий налогоплательщиков. Но разрешено — исходя из вида недвижимости и кадастровой стоимости объектов

новая редакция п. 2 ст. 380 НК РФ

1 января 2023 года


— Опишите, пожалуйста, эти аспекты.

— Прежде всего налогоплательщик обязан выполнить все условия, описанные в соответствующей главе НК РФ, и тем самым получить право на уменьшение соответствующего налога. Отсюда следует первый вывод. Этой статьей законодатель ввел в налоговый обиход абсолютно новое понятие — пределы осуществления прав. Т.е. наличие права на налоговый вычет само по себе еще не означает его безграничное применение, поскольку отныне есть еще и пределы осуществления этих прав.

Но в таком случае и само право, и предел его применения, выстраиваются в последовательную и логичную цепь событий. Сначала возникает право (оно первично) и лишь затем мы смотрим, как быть с пределом применения этого права. Следовательно, если контролирующим органом к налогоплательщику по какому-либо налогу применяются положения статьи 54.1 НК РФ, следовательно, его обвиняют в нарушении именно пределов использования прав, т.е. де-юре уже признано, что право на уменьшение этого налога у налогоплательщика уже имеется. И наоборот, если права на вычет налога еще нет, то и нет смысла говорить о пределах применения налогоплательщиком этих прав.

Теперь второй аспект. Статья 54.1 НК РФ содержит два уровня контроля за пределами использования прав на уменьшение налогов. Они расположены последовательно в пунктах 1 и 2 этой статьи и поэтому приступать ко второму уровню контроля (см. п.2 ст.54.1 НК РФ) можно лишь после того, как успешно пройден первый уровень контроля (см. п.1 ст.54.1 НК РФ).

Подчеркну, факт хозяйственной жизни один, а сделок внутри него может быть множество, но иногда может быть и всего одна сделка. И это вполне логично, поставщиков может быть много, но факт хозяйственной жизни один — закупка леса, песка и т.п.. Так вот, сведения именно о них — о фактах хозяйственной жизни — статья 54.1 НК РФ искажать запрещает. Но в этом запрете есть парочка нюансов.

— Что это за нюансы?

— Они прямо указаны в п.1 этой статьи. Не допускается искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, но не любых, а лишь тех, которые (первое условие) подлежат отражению в бухгалтерском и/или налоговом учете (отчетности) налогоплательщика, (второе условие) и приводят к уменьшению налога.

Зарещено лишь то, что прямо запрещено законом, а все что законом не запрещено — разрешено. Следовательно, ошибочным следует считать утверждение, что любое искажение сведений о фактах хозяйственной жизни налогоплательщика категорически не допускается.

Согласитесь, было бы наивным ожидать, а тем более законодательно требовать от любого налогоплательщика полного отсутствия ошибок в отражении сведений обо всех без исключения аспектах его бизнеса. Именно поэтому законодатель и ограничил недопустимость искажения налогоплательщиками сведений о фактах их хозяйственной жизни этими двумя существенными условиями.

Чтобы лучше понять это, приведу вымышленные, но очень близкие к реальности примеры.

Второй пример, тоже по строительной отрасли. У налогоплательщика одновременно два объекта строительства. И затраты, подлежащие отражению по одному объекту, он отразил в учете как затраты по другому объекту. В результате на первом объекте затраты оказались занижены, а на втором соответственно завышены, но на одну и ту же сумму, что в целом (подчеркну это) не привело к уменьшению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Следовательно, такое искажение сведений о фактах хозяйственной жизни опять же не может использоваться налоговым органом в рамках статьи 54.1 НК РФ.

Другое дело, если сведения о факте хозяйственной жизни, отраженные в налоговом и (или) бухгалтерском учете, содержат искажение его сущности (например, такого факта на самом деле не было, и о нем созданы фиктивные документы, отраженные в его учете и приведшие к уменьшению налога), то в этом случае очевидно — налогоплательщиком нарушены именно пределы применения прав на налоговый вычет, даже не смотря на то, что у него имеются документы, подтверждающие его право на применение такого налогового вычета. Но напомню, это мы говорили о первом уровне контроля и поэтому в этом случае первый уровень контроля налогоплательщиком не пройден.

Но, если в сведениях о факте хозяйственной жизни налогоплательщика обнаружены какие-то изьяны, ошибки в оформлении и т.п. огрехи (а они встречаются довольно часто), но при этом они 1) или не подлежат отражению в бухгалтерском (налоговом) учете налогоплательщика и поэтому никак не могли привести к уменьшению суммы налога, или 2) даже были отражены в его бухгалтерском (налоговом) учете, но при этом, не привели к уменьшению суммы налога, то в этом случае налогоплательщик вправе считать, им не допущено искажения сведений, о которых говорит п.1 ст.54.1 НК РФ, следовательно, он прошел первый уровень контроля, установленный статьей 54.1 НК РФ.

— Ну а сейчас самое время спросить про второй уровень контроля: что он в себе содержит?

— На втором уровне контроля в п. 2 статьи 54.1 НК РФ указано еще два условия, которые должен выполнить налогоплательщик, чтобы подтвердить, что не превысил пределов использования прав на налоговый вычет:

  • основной целью совершения сделки (операции) не является неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Иных условий нет. Если ни одно из двух обстоятельств, касающихся конкретных сделок и операций (заметьте, не фактов хозяйственной жизни) налоговым органом не доказано, налогоплательщик считается прошедшим и второй уровень контроля, и следовательно имеет полное право на уменьшение налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога.

— Никаких других уровней контроля более нет, это все?

Я долго не мог понять, почему законодатель в этой статье ничего не сказал о должной осмотрительности в выборе контрагентов, хотя вся 15-ти летняя налоговая судебная практика говорила только об этом. Лишь опосредованно законодатель высказал свое мнение о должной осмотрительности в п. 3 статьи 54.1 НК РФ и при этом явно в сторону защиты налогоплательщиков. Лишь много позже я понял, почему в этой статье, да и во всем Налоговом кодексе РФ, о должной осмотрительности в выборе контрагента не сказано ни слова.

Просто невозможно описать (создать) единые правила, единый шаблон для понятия должной осмотрительности для всех ситуаций, какие только могут быть. Об этом же говорит и вся судебная практика. Должная осмотрительность как понятие, исследуемое судами, безусловно существует, но она в каждом случае настолько индивидуальна, что общих единых рамок для этого понятия российский законодатель даже не вводит. Это решается в каждом случае отдельно, но с учетом п. 3 статьи 54.1 НК РФ. Спасибо законодателю за этот шикарный подарок всем нам.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: