2012 год регистрация налоговых

Обновлено: 18.05.2024

Истребование документов и информации относится к мероприятиям налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и является одним из способов оперативного получения проверяющими налоговыми органами ключевых сведений о финансово-хозяйственной деятельности вашей компании, чтобы установить возможные факты нарушения налогового законодательства.

В последнее время налоговые органы очень часто злоупотребляют своими полномочиями и требуют те документы и информацию, которые требовать недопустимо.

Общий фон всего того, что касается истребования у компаний документов (информации) таков — с каждым годом оно становится все более изощренным.

Но к этому чуть позже, когда будем рассматривать истребование документов и информации через призму отдельных проверочных мероприятий (выездных и/или камеральных проверок).

Более детально рассмотрим, как и в каких случаях налоговые органы, при возникновении необходимости могут затребовать представить нужные им документы и информацию.

Истребование налоговым органом документов и информации о деятельности компании в двух случаях:

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)

Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.

В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.

Как истребуются документы при камеральных и выездных проверках (на практических примерах)

  • Истребование документов при выездных проверках

Вопросы регламентации проведения выездных проверок раскрывать не будем, а лишь обратим внимание, что в соответствии со статьей 89 НК РФ, выездная проверка может проводиться, как на территории компании, так и по месту нахождения налогового органа.

Налоговый орган вправе затребовать у проверяемой им компании необходимые для проверки документы на основании соответствующего требования. Требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю компании лично под расписку либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 НК РФ. Статья 93 НК РФ нам об этом и говорит.

Срок для представления документов — 10 дней со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

Рассмотрим на конкретном примере, что может попросить налоговый орган при проведении выездной проверки:

Налоговый орган кроме стандартного набора первичных документов по сделке с вашим партнером может попросить у компании и другие документы и информацию.

Так, например, налоговому органу могут быть интересны различные приказы с работниками (приеме, увольнение и перевод), их должностные инструкции и регламенты, действующие в компании.

Кроме того, они могут попросить вас подготовить для них различные справки об имущественном положении, пояснительные записки со информацией об отдельных сотрудниках и аналитические таблицы со сведениями о платежеспособности компании.

Перечень истребуемых документов в нашей практике, как правило, ограничивается только фантазией проверяющего налогового инспектора.

К сожалению, в практике очень много негативных примеров, где налоговые органы и суды намеренно не отличают друг от друга мероприятия налогового контроля, которые проводятся в рамках налоговой проверки от мероприятий, которые уже вне рамок таких проверок.

Необходимо понимать, что в рамках выездной проверки проверяющие должны следовать только положениям статей 89 и 93 НК РФ при их взаимном применении и помнить, что в рамках выездной проверки могут истребоваться только документы, а не информация.

Однако, это идеальная картина, которая в угоду конъюнктурным выгодам крайне неинтересна юрисдикционным органам нашего государства.

Яркий пример тому — три относительно свежих кейса (Арбитражные дела №№ А40-49615/2020, А40-49591/2020, А40-31193/2020), где компания проиграла спор с налоговым органом.

Указанные выше кейсы лишь маленькое напоминание о том, как легко противозаконные действия проверяющих становятся законными. Увы, но на подобную негативную практику необходимо обращать пристальное внимание.

Однако есть и другая практика судов на основании разъяснений, данных самой же ФНС России, все-таки предлагающая идеальный алгоритм, который гипотетически может сработать.

В этом случае все индивидуально, поэтому детально разбирать данный алгоритм не будем, а лишь рассмотрим его ключевые моменты:

  1. Письмом ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что налоговые органы вправе требовать от проверяемого лица только документы, которые служат основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов (ст. 31 НК РФ), а налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы только документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов (ст. 23 НК РФ). Вывод: права на истребование у компании документов, не являющиеся первичными, в том числе отчетов или аналитических справок (обобщений), у налоговых органов нет. Постановление Верховного Суда РФ от 09.07.2014 N 46-АД14-15 вышеуказанную позицию полностью подтверждает.
  2. Согласно нормам статей 93 и 93.1 НК РФ законодатель разделяет права налогового органа по основаниям и объему запрашиваемых у налогоплательщика документов в зависимости от проводимой в отношении самой компании или ее контрагентов формы налогового контроля (Арбитражное дело № А40-211149/2018).

При принятии решения об отказе в представлении налоговому органу истребуемых им документов (информации) адекватно оценивать негативные последствия такого отказа, которые будут уже связаны с возможным привлечением к участию сотрудников полиции в выездной проверке вашей компании.

При выборе такого варианта идти до последней судебной инстанции и все-таки попытаться преодолеть порочную практику злоупотреблений со стороны проверяющих налоговых инспекторов.

  • Истребование документов и информации при камеральных проверках

Исходя из пунктов 1 и 7 статьи 88 НК РФ смысл камеральной проверки состоит в том, что такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией.

При этом обязанность по представлению налогоплательщиком иных документов должна быть прямо предусмотрена НК РФ. Проверяющий налоговый инспектор при камеральной проверке налоговой декларации может попросить у компании только те документы, которые указаны в статье 88 НК РФ.

Однако налоговому органу могут быть интересны и другие документы и информация. Например, налоговые органы часто запрашивают анализы счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, а также оборотно-сальдовые ведомости.

Во всех двух спорах суды были единогласны и соответственно смело выводим общую позицию:

Анализ счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, оборотно-сальдовые ведомости не относятся к первичным документам.

Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:

  • в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
  • вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

В общих чертах получение проверяющим налоговым инспектором документов по пунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ представляет собой перекрестную (или встречную) проверку.

Практика классических перекрестных (встречных) проверок не стоит на месте и подвержена влиянию соответствующие экономической конъюнктуры.

На сегодняшний день в практике налогового контроля происходит отраслевая и функциональная специализации направлений налогового контроля, что позволяет выделить несколько причин возможного интереса налоговых органов к вашей компании, которые важно знать и понимать.

Вот примеры некоторых из них:

В указанных выше случаях важно понимать главное — насколько само требование проверяющего налогового инспектора о представлении документов или информации соответствует требованиям налогового законодательства. Разъяснения судов могут в этом помочь.

Важно знать, что основная цель у налоговых органов — это не получение информации и документов, как таковых, а в перспективе вменение вам претензий по не уплаченным кем-то из ваших контрагентов налогов. Здесь имеют место намеренные нарушения со стороны налоговых органов при истребовании документов в рамках статьи 93.1 НК РФ.

Вот несколько возможных примеров, где налоговые органы, либо нарушают порядок получения нужной информации, либо находятся на грани разумных пределов своих полномочий:

  • 1. Налоговый орган запрашивает у компании документы по деятельности его проверяемого контрагента и указывает в требовании, что документы нужны в связи с иными мероприятиями налогового контроля, а запрашивает, при этом, документы и информацию, которые касаются деятельности компании в целом, не конкретной сделки, как того требует пункт 2 статьи 93.1 НК РФ.

В первом случае требование является незаконным. В случает отказа от представления документов и информации по нему будет шанс признать его незаконным. В практике такие случае имеются (Арбитражное дело № А76-15894/2019);

  • 2. Налоговый орган запрашивает у компании документы и информацию о конкретном вашем контрагенте, но за период до начала отношений с ним.

Второй случай — это случай, который, как сказано выше, находятся на грани разумных пределов полномочий налоговых органов. Грань состоит в том, что если в соответствующий период у компании не было отношений с конкретным контрагентом, то достаточно сообщить об этом налоговому органу, и это будет означать надлежащее исполнение такого требования.

Здесь мы также можем обратиться к соответствующей практике применения налогового законодательства (Арбитражное дело № А12-43960/2019).

Рекомендации директору и бухгалтеру компании при взаимодействии с налоговыми органами

Рекомендации при общении с налоговым органом при истребовании у компании документов и информации будут похоже на рекомендации при непосредственном (коммуницированном) общении с налоговыми органами, например, при вызове директора или бухгалтера компании для дачи пояснений или на допрос в качестве свидетеля.

В случае отказа от представления документов и информации статьями 126 и 129.1 Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность компании. Кроме того, за отказ от представления налоговому органу документов и информации директор компании может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если компания действует добросовестно и уверена в своих контрагентах, не ставила целью получить необоснованную налоговую выгоду и готова это подтвердить, то представлять документы нужно обязательно.

Если требование является необоснованным и противоречит налоговому законодательству, то такое требование необходимо оспаривать.

Давать или не давать документы и информацию налоговому органу — зависит от конкретных обстоятельств. Адекватная оценка, лицами, принимающих решения в компании, последствий неполного представления документов и информации или отказа от представления их в будущем может помочь избежать негативных последствий для компании при общении с налоговыми органами.

вопросы

С 1 января 2021 года Налоговый орган обязан принимать и включать в информационный ресурс документы, поданные только в электронном виде. Предоставленная бухгалтерская отчётность в ФНС на бумажном носителе, будет являться основанием для отказа в приёме. Для данных операций понадобится квалифицированная электронная цифровая подпись (ЭЦП) и сервис для организации электронного документооборота.

Как получить и зарегистрировать ЭЦП для налоговой

Существуют различные виды получения электронной подписи для ФНС. Всё зависит от деятельности налогоплательщика. Физлица могут получить неквалифицированную ЭЦП на сайте ведомства или в ближайшем МФЦ. Такой подписи гражданину будет достаточно для получения налогового вычета, подачи декларации о доходах и использования других возможностей сайта.

Оформление на сайте ФНС

Картинка 2

Картинка 2

Картинка 2

Картинка 2

Перед генерацией портал предлагает пользователю 3 варианта хранения ЭЦП:

  • подпись, которая хранится в налоговой — удобно с точки зрения безопасности, так как пользователь получает только пароль, который необходимо будет вводить при подписи документа. ЭЦП будет находиться на сервере налоговой службы, что гарантирует её сохранность;
  • подпись, которая находится на компьютере пользователя или отчуждённом носителе — хранится на компьютере пользователя, что повышает риск кражи или потери при использовании физического носителя информации;
  • регистрация уже существующей подписи, полученной в УЦ — для пользователей у которых есть ЭЦП, оформленная в одном из удостоверяющих центров.

Картинка 2

  • зайти на страницу с ЭЦП, где указаны сроки действия;
  • отозвать сертификат, нажав на соответствующую кнопку;
  • сгенерировать новую подпись и задать обновлённый пароль.

Оформление в МФЦ

В многофункциональный центр физлица предоставляют:

Могут понадобиться копии документов, заверенные нотариально. Оформление подписи занимает от 1 до 2 недель.

Оформление в Удостоверяющем центре

ИП и организации могут использовать только квалифицированную ЭЦП на портале налоговой службы. Получить такую подпись можно в удостоверяющем центре, аккредитованным Минкомсвязи России, и соответствующем требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ. Следует собрать пакет документов, обратиться в выбранное учреждение и заказать ЭЦП. С квалифицированной подписью можно работать на электронных торговых площадках, осуществлять передачу финансовой отчётности и заверять запросы через налоговую службу. Стоимость зависит от вида подписи и набора дополнительных опций.

После получения документов специалисты удостоверяющего центра оформляют ЭЦП для налоговой и сообщают заявителю о готовности в течение 24 часов. После приобретения понадобится установка сертификата подписи на компьютер.

Установка квалифицированного сертификата подписи для налоговой

Чтобы установить сертификат электронной подписи на компьютер, необходимо выполнить следующие шаги:

Картинка 2

Картинка 2

Картинка 2

Картинка 2

Картинка 2

Как войти в личный кабинет налогоплательщика с ЭЦП

  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица.

При работе в каждом из них существуют свои нюансы.

Физлицам

Выполнить вход можно тремя способами:

    — полученных физлицом в налоговой самостоятельно; — ЕСИА;
  1. с помощью неквалифицированного сертификата электронной подписи, полученным в личном кабинете налогоплательщика.

Так же как и у физлиц, для ИП существуют несколько способов входа:

  1. через учётную запись с помощью логина и пароля, выданных в налоговой;
  2. через учётную запись Госуслуг;
  3. через квалифицированную ЭЦП установленной на ПК;
  4. с помощью подписи находящейся на отчуждённом носителе JaCarta или Рутокен.
Юрлицам

Юрлицам предоставлен доступ через квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи или по сертификату ЕГАИС на аппаратном ключе. При использовании любого из представленных вариантов входа перед началом работы на площадке необходимо выполнить диагностику подключения.

  • подключить носитель ключа электронной подписи к компьютеру;
  • выполнить проверку условий подключения к личному кабинету;
  • или выполнить проверку условий подключения для Рутокен ЭЦП 2.0

Проверка ЭЦП в налоговой через квалифицированный сертификат ключа

Понадобится квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий ГОСТ-2012. Он должен быть оформлен на одного из представленных сотрудников:

  • руководитель организации;
  • лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени организации по сведениям ЕГРЮЛ;
  • лицо, имеющее действующую доверенность с полными полномочиями.

Доступ с сертификатами ключей с ГОСТ-2001 ограничен.

Потребуется проверка совместимости всех используемых компонентов программного обеспечения:

  • Операционная система Windows 7 с пакетом обновления 1 (SP1) и выше, Mac OS OS X 10.13 или выше;
  • Криптопровайдер с поддержкой алгоритмов шифрования — ГОСТ 34.10-2001, ГОСТ 28147-89, ГОСТ Р 34.11-2012;
  • Браузер с поддержкой шифрования защищённых соединений — ГОСТ 34.10-2001, ГОСТ 28147-89, ГОСТ Р 34.11-2012.
  • Программный компонент для работы с электронной подписью с использованием Web-браузера.

Далее необходимо скачать и установить сертификаты ключей проверки электронной подписи и выполнить дополнительные настройки. Подробную инструкцию по установке и настройке программного обеспечения можно изучить по данной ссылке. Здесь же можно проверить готовность налогоплательщика пользоваться сервисом.

Проверка ЭЦП в налоговой через сертификат ЕГАИС

Условия подключения к личному кабинету следующие:

Диагностику готовности подключения необходимо выполнить по ссылке.

Ошибки при работе на портале налоговой

Существует множество вариантов решения данной проблемы:

Картинка 2

Картинка 2

При работе в личном кабинете физлица появляется требование ввести пароль, при его отсутствии на контейнере, или стандартный пин-код от токена не подходит

Необходимо проверить корректность указанных данных и полномочия сотрудника в выданной квалифицированной электронной подписи.

Для управляющей компании сертификат ЭЦП содержит ФИО руководителя и реквизиты организации, управление которой осуществляет. Перед первым входом по сертификату дочерней организации доверенность на руководителя управляющей компании регистрируется в ФНС.

Как разблокировать ЭЦП в налоговой

Для начала необходимо убедиться, кто и по какой причине заблокировал электронную подпись:

Картинка 2

Необходимо устранить все возможные причины, приведшие к блокировке. Уточнить срок действия сертификата ЭЦП, возможно, потребуется оформить его перевыпуск. Проверить, совпадает ли регион прописки руководителя компании и фирмы, достоверность юридического адреса и изменения в ЕГРЮЛ.

Риск аннулирования сертификата ключа цифровой подписи возникает при отсутствии подтверждения владения соответствующим ключом от владельца. Если обстоятельство доказано, то налоговая инспекция имеет право заблокировать инструмент.

Для разблокировки подписи понадобится:

  • Связаться с ФНС и уточнить причину блокировки;
  • Связаться с отделом или должностным лицом, которое приняло такое решение.

Чтобы избежать блокировки, достаточно отслеживать достоверность и актуальность информации об организации, срок годности сертификата ЭЦП и работу с подписью уполномоченным лицом.

По всем вопросам можно обратиться в службу поддержки портала налоговой, заполнив форму обращения в техподдержку

Согласие на раскрытие налоговой тайны — это официальное разрешение налогоплательщика на использование некоторых сведений в общедоступном формате. Узнайте, зачем нужен документ и как правильно его заполнить.

В статье 102 НК РФ говорится, что налоговой тайной признаются сведения о налогоплательщике, полученные государственными органами. Например, суммы исчисленных и уплаченных фискальных обязательств в бюджет, остаточная стоимость основных средств, размер кредиторской и дебиторской задолженности. Все эти данные относятся к налоговой тайне. Эту информацию госорганы не вправе разглашать.

Но со вступлением в силу Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ раскрытие налоговой тайны стало доступным, но только после того, как от налогоплательщика получено официальное согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. С момента получения разрешения информация перестает быть тайной и становится доступной для общественности.

Раскрытие некоторых сведений необходимо для актуализации данных на электронных сервисах. Например, для проверки контрагентов на добросовестность или для повышения прозрачности расчетов с бюджетом по фискальными обязательствам.

Порядок предоставления согласия

Официальное согласие предоставляется в территориальное отделение ФНС по месту регистрации экономического субъекта. Разрешение оформляется исключительно в письменном виде. Чиновники разработали специальную форму, утвержденную Приказом ФНС России № ММВ-7-17/615@.

Бланк КНД 1110058 согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными


Электронный обмен данными с ФНС в данном случае тоже доступен. Согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) может быть подготовлено в электронном формате и направлено в ИФНС по защищенными каналам связи. Документ должен быть подписан усиленной цифровой подписью.

Правила заполнения согласия

Переходим к порядку заполнения формы. Письменное согласие на предоставление налоговыми органами сведений, содержащих налоговую тайну, заполняется исключительно в унифицированном формате (КНД 1110058). В противном случае налоговики откажут в приеме документа. Еще бланк не примут, если будут обнаружены ошибки в заполнении формы. Разберемся, как правильно подготовить документ.

Шаг 1. В шапке документа необходимо указать ИНН и КПП экономического субъекта, от имени которого будет оформляться разрешение о налоговой тайне. Вносите реквизиты в соответствии с регистрационными свидетельствами, выданными ФНС.


Шаг 3. Теперь вписываем наименование экономического субъекта: организации или индивидуального предпринимателя. Наименование вписываем особым образом, каждую букву следует указывать в отдельной ячейке.

Если информационное разрешение подается от имени физического лица или ИП, то необходимо указать паспортные данные гражданина либо реквизиты иного удостоверяющего личность документа.


Шаг 4. Далее нужно обозначить объем информации, который становится общедоступным, и ограничить временной промежуток — указать конкретный период, за который тайные сведения будут считаться открытыми.


Шаг 5. Пропишите количество страниц. Блок данных о налогоплательщике заполняется в обычном порядке. Сведения вносятся только в левую часть страницы. Указывается Ф.И.О. руководителя организации либо доверенного представителя и вписывается номер контактного телефона. Если информация подается через доверенного представителя, то необходимо указать реквизиты доверенности либо иного правоустанавливающего документа.

Шаг 6. Дату заполнения и подпись проставляет составитель.


Шаг 7. Переходим на следующую страницу согласия о налоговой тайне. В шапке листа дублируем ИНН и КПП заявителя. А в соответствующем поле формы указываем коды сведений, по которым дается разрешение на их использование в общедоступном порядке. Перечень кодов закреплен в приложении № 3 к Приказу ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@.

Например, налогоплательщик вправе сделать общедоступными следующие виды данных:

  • 0100 — данные о физическом лице (паспортные данные, гражданство, дата и место рождения, адрес проживания);
  • 0200 — сведения об организации (информация о структурных подразделениях, наличии лицензий, разрешений на пользование недрами, ресурсами);
  • 1200 — информация о доходах физических лиц (данные о начисленной заработной платы в отношении наемных работников организации или ИП).


Шаг 8. Код 1400 в согласии налогоплательщика обозначает иную информацию, которая не была включена в вышеуказанную группировку. Данный тип сведений должен быть расшифрован в отдельности. Для этого в специальном поле необходимо указать наименование и тип сведений, на которые распространяется согласие. Если таковых данных нет, оставьте поле пустым.


Готовый образец заполнения согласия налогоплательщика на признание сведений общедоступными

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

вопросы

С 1 января 2021 года Налоговый орган обязан принимать и включать в информационный ресурс документы, поданные только в электронном виде. Предоставленная бухгалтерская отчётность в ФНС на бумажном носителе, будет являться основанием для отказа в приёме. Для данных операций понадобится квалифицированная электронная цифровая подпись (ЭЦП) и сервис для организации электронного документооборота.

Как получить и зарегистрировать ЭЦП для налоговой

Существуют различные виды получения электронной подписи для ФНС. Всё зависит от деятельности налогоплательщика. Физлица могут получить неквалифицированную ЭЦП на сайте ведомства или в ближайшем МФЦ. Такой подписи гражданину будет достаточно для получения налогового вычета, подачи декларации о доходах и использования других возможностей сайта.

Оформление на сайте ФНС

Картинка 2

Картинка 2

Картинка 2

Картинка 2

Перед генерацией портал предлагает пользователю 3 варианта хранения ЭЦП:

  • подпись, которая хранится в налоговой — удобно с точки зрения безопасности, так как пользователь получает только пароль, который необходимо будет вводить при подписи документа. ЭЦП будет находиться на сервере налоговой службы, что гарантирует её сохранность;
  • подпись, которая находится на компьютере пользователя или отчуждённом носителе — хранится на компьютере пользователя, что повышает риск кражи или потери при использовании физического носителя информации;
  • регистрация уже существующей подписи, полученной в УЦ — для пользователей у которых есть ЭЦП, оформленная в одном из удостоверяющих центров.

Картинка 2

  • зайти на страницу с ЭЦП, где указаны сроки действия;
  • отозвать сертификат, нажав на соответствующую кнопку;
  • сгенерировать новую подпись и задать обновлённый пароль.

Оформление в МФЦ

В многофункциональный центр физлица предоставляют:

Могут понадобиться копии документов, заверенные нотариально. Оформление подписи занимает от 1 до 2 недель.

Оформление в Удостоверяющем центре

ИП и организации могут использовать только квалифицированную ЭЦП на портале налоговой службы. Получить такую подпись можно в удостоверяющем центре, аккредитованным Минкомсвязи России, и соответствующем требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ. Следует собрать пакет документов, обратиться в выбранное учреждение и заказать ЭЦП. С квалифицированной подписью можно работать на электронных торговых площадках, осуществлять передачу финансовой отчётности и заверять запросы через налоговую службу. Стоимость зависит от вида подписи и набора дополнительных опций.

После получения документов специалисты удостоверяющего центра оформляют ЭЦП для налоговой и сообщают заявителю о готовности в течение 24 часов. После приобретения понадобится установка сертификата подписи на компьютер.

Установка квалифицированного сертификата подписи для налоговой

Чтобы установить сертификат электронной подписи на компьютер, необходимо выполнить следующие шаги:

Картинка 2

Картинка 2

Картинка 2

Картинка 2

Картинка 2

Как войти в личный кабинет налогоплательщика с ЭЦП

  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица.

При работе в каждом из них существуют свои нюансы.

Физлицам

Выполнить вход можно тремя способами:

    — полученных физлицом в налоговой самостоятельно; — ЕСИА;
  1. с помощью неквалифицированного сертификата электронной подписи, полученным в личном кабинете налогоплательщика.

Так же как и у физлиц, для ИП существуют несколько способов входа:

  1. через учётную запись с помощью логина и пароля, выданных в налоговой;
  2. через учётную запись Госуслуг;
  3. через квалифицированную ЭЦП установленной на ПК;
  4. с помощью подписи находящейся на отчуждённом носителе JaCarta или Рутокен.
Юрлицам

Юрлицам предоставлен доступ через квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи или по сертификату ЕГАИС на аппаратном ключе. При использовании любого из представленных вариантов входа перед началом работы на площадке необходимо выполнить диагностику подключения.

  • подключить носитель ключа электронной подписи к компьютеру;
  • выполнить проверку условий подключения к личному кабинету;
  • или выполнить проверку условий подключения для Рутокен ЭЦП 2.0

Проверка ЭЦП в налоговой через квалифицированный сертификат ключа

Понадобится квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий ГОСТ-2012. Он должен быть оформлен на одного из представленных сотрудников:

  • руководитель организации;
  • лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени организации по сведениям ЕГРЮЛ;
  • лицо, имеющее действующую доверенность с полными полномочиями.

Доступ с сертификатами ключей с ГОСТ-2001 ограничен.

Потребуется проверка совместимости всех используемых компонентов программного обеспечения:

  • Операционная система Windows 7 с пакетом обновления 1 (SP1) и выше, Mac OS OS X 10.13 или выше;
  • Криптопровайдер с поддержкой алгоритмов шифрования — ГОСТ 34.10-2001, ГОСТ 28147-89, ГОСТ Р 34.11-2012;
  • Браузер с поддержкой шифрования защищённых соединений — ГОСТ 34.10-2001, ГОСТ 28147-89, ГОСТ Р 34.11-2012.
  • Программный компонент для работы с электронной подписью с использованием Web-браузера.

Далее необходимо скачать и установить сертификаты ключей проверки электронной подписи и выполнить дополнительные настройки. Подробную инструкцию по установке и настройке программного обеспечения можно изучить по данной ссылке. Здесь же можно проверить готовность налогоплательщика пользоваться сервисом.

Проверка ЭЦП в налоговой через сертификат ЕГАИС

Условия подключения к личному кабинету следующие:

Диагностику готовности подключения необходимо выполнить по ссылке.

Ошибки при работе на портале налоговой

Существует множество вариантов решения данной проблемы:

Картинка 2

Картинка 2

При работе в личном кабинете физлица появляется требование ввести пароль, при его отсутствии на контейнере, или стандартный пин-код от токена не подходит

Необходимо проверить корректность указанных данных и полномочия сотрудника в выданной квалифицированной электронной подписи.

Для управляющей компании сертификат ЭЦП содержит ФИО руководителя и реквизиты организации, управление которой осуществляет. Перед первым входом по сертификату дочерней организации доверенность на руководителя управляющей компании регистрируется в ФНС.

Как разблокировать ЭЦП в налоговой

Для начала необходимо убедиться, кто и по какой причине заблокировал электронную подпись:

Картинка 2

Необходимо устранить все возможные причины, приведшие к блокировке. Уточнить срок действия сертификата ЭЦП, возможно, потребуется оформить его перевыпуск. Проверить, совпадает ли регион прописки руководителя компании и фирмы, достоверность юридического адреса и изменения в ЕГРЮЛ.

Риск аннулирования сертификата ключа цифровой подписи возникает при отсутствии подтверждения владения соответствующим ключом от владельца. Если обстоятельство доказано, то налоговая инспекция имеет право заблокировать инструмент.

Для разблокировки подписи понадобится:

  • Связаться с ФНС и уточнить причину блокировки;
  • Связаться с отделом или должностным лицом, которое приняло такое решение.

Чтобы избежать блокировки, достаточно отслеживать достоверность и актуальность информации об организации, срок годности сертификата ЭЦП и работу с подписью уполномоченным лицом.

По всем вопросам можно обратиться в службу поддержки портала налоговой, заполнив форму обращения в техподдержку

Читайте также: