2 ндфл пенсионные отчисления

Обновлено: 17.05.2024

Организация заключила договор негосударственного пенсионного обеспечения, по которому обязуется делать взносы в негосударственный пенсионный фонд за своих сотрудников ежемесячно. По достижении пенсионного возраста сотрудником негосударственный фонд будет производить выплату из накопленных средств. Каким образом нужно учитывать перечисляемые суммы в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При соблюдении определенных условий (указаны в тексте) взносы в негосударственный пенсионный фонд за своих сотрудников:

могут быть учтены в расходах при налогообложении прибыли;

не облагаются НДФЛ;

не облагаются страховыми взносами.

В бухгалтерском учете взносы работодателя отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Обоснование вывода:

Договором негосударственного пенсионного обеспечения признается соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию (ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ))*(1).

Налог на прибыль

На основании п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения, далее - НПО), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами, далее - НПФ), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ. Указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии:

уплата взносов в НПФ должна быть предусмотрена трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

у НПФ должна быть лицензия, выданная в соответствии с законодательством РФ на ведение соответствующего вида деятельности в РФ;

пенсионная схема по договору с НПФ должна предусматривать учет пенсионных взносов на именных счетах работников (участников НПФ);

договор с НПФ должен предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее 5 лет, или пожизненно;

договор должен быть заключен в пользу работников. Суммы взносов в негосударственные пенсионные фонды, перечисленные за участников, которые не являются работниками налогоплательщика, не могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли (смотрите письмо Минфина России от 15.04.2011 N 03-03-06/1/239).

Кроме того, необходимо учитывать требование о предельном размере взносов в НПФ, которые могут быть учтены для целей налогообложения. Так, совокупная сумма взносов работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования и НПО работников, учитывается в расходах в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда (седьмой абзац п. 16 ст. 255 НК РФ).

Поэтому если организация, кроме взносов по договору НПО, уплачивает взносы по указанным выше договорам, то суммы выплат признаются в составе расходов в размере, не превышающем в совокупности 12% от суммы расходов на оплату труда.

При несоблюдении вышеперечисленных условий взносы на НПО не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 7 ст. 270 НК РФ).

При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные этой нормой.

Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию (НПО) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов.

Если по условиям договора предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде*(2).

Если в отношении отдельных видов расходов предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для определения предельной суммы расходов рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам, связанным с пенсионным обеспечением, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде начиная с даты вступления такого договора в силу (п. 3 ст. 318 НК РФ).

Платежи (взносы) по бессрочным договорам НПО, предусматривающим выплату пенсий пожизненно, по мнению Минфина России, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций равномерно исходя из порядка и условий внесения пенсионных взносов (в частности, за какой период уплачиваются взносы), содержащихся в пенсионном договоре и пенсионных правилах фонда, но в течение не менее пяти лет (смотрите письмо от 08.07.2010 N 03-03-06/1/454)*(2).

Порядок определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения регулируется положениями ст. 213.1 НК РФ.

Абзацем шестым п. 1 ст. 213.1 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.

Иными словами, суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уплаченные обществом (вкладчиком) в пользу работников (участников) в НПФ, в порядке и на условиях, установленных Законом N 75-ФЗ, не подлежат обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 26.06.2019 N 03-04-06/47212).

Страховые взносы

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 422 НК РФ.

При этом в силу пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы пенсионных взносов плательщиков по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Таким образом, суммы пенсионных взносов, уплачиваемых организацией (вкладчиком) в пользу своих работников (участников) в НПФ по договору негосударственного пенсионного обеспечения, не облагаются страховыми взносами на основании пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ (письмо Минфина России от 26.06.2019 N 03-04-06/47212). Аналогичная норма содержится в пп. 5 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Бухгалтерский учет

Расходы по уплате пенсионных взносов работодателем отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5 и 8 ПБУ 10/99).

При этом расходы организации, в частности, признаются:

в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99);

с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов) (п. 19 ПБУ 10/99);

путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем (п. 19 ПБУ 10/99).

Если условиями договора негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрена уплата пенсионного взноса разовым платежом, а относятся эти расходы ко всему сроку действия договора, заключенного на срок более одного отчетного периода, они могут быть учтены в бухгалтерском учете равномерно, в течение срока действия договора.

В этом случае сумма, подлежащая ежемесячному включению в состав текущих расходов, может быть рассчитана пропорционально количеству календарных дней в каждом месяце к сроку действия договора негосударственного пенсионного обеспечения, выраженному в днях.

Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".

На наш взгляд, в бухгалтерском учете организации операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 76 *(3) Кредит 51
- перечислены страховые взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения;

Дебет 97 Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- суммы страховых взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения отражены в составе расходов будущих периодов;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 97
- списана часть расходов по договору негосударственного пенсионного обеспечения за соответствующий период.

Если платежи производятся равномерно (как в рассматриваемой ситуации ежемесячно), можно не использовать счет 97:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- суммы ежемесячных страховых взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения учтены в расходах за соответствующий период.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Платежи работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников;

- Вопрос: Руководство организации приняло решение заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ). По его условиям компания будет перечислять взносы в НПФ в счет формирования будущих пенсий работников. Какие последствия будут в отношении таких платежей по НДФЛ и страховым взносам? Как учитываются платежи для целей налогообложения прибыли, если в будущем компания переведет пенсионные средства из одного НПФ в другой? (журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ", N 10, октябрь 2019 г.);

- Энциклопедия решений. Налоговая база по НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с НПФ.

21 февраля 2020 г.

*(1) Участником является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Вкладчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо. Вкладчик - физическое лицо вправе заключить договор в отношении себя (тогда он выступает и участником) или другого человека.

Пенсионный договор должен содержать, в частности, вид пенсионной схемы; положения о правах и об обязанностях сторон; положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов. При этом порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам определяются пенсионными правилами фонда (п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 12 Закона N 75-ФЗ).

*(2) Если учет пенсионных взносов изначально предусмотрен на солидарном счете вкладчика, то расходы на негосударственное пенсионное страхование признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они зачисляются на именной пенсионный счет работника. Такая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 9061/12. Отметим, что ранее нижестоящие арбитражные суды в своих решениях указывали, что в целях признания расходов на пенсионное страхование дожидаться момента, когда средства будут распределены с солидарного счета на именные счета участников, не нужно (смотрите постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 N А33-17476/2010, ФАС Московского округа от 30.03.2011 N КА-А40/2605-11).

*(3) В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации предназначен счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

То есть организация может использовать не счет 76, а счет 69. Порядок применения счетов бухгалтерского учета, как и порядок отражения операций в учете, следует закрепить в учетной политике организации.

Перед официальным открытием любого бизнеса будущему предпринимателю необходимо продумать, какие сотрудники ему потребуются и во сколько обойдется их содержание. В данной ситуации лучше воспользоваться калькулятором и просчитать все предстоящие расходы.

Любые организации или предприниматели, которые производят выплату заработной платы и иные вознаграждения физическим лицам, являются налоговыми агентами.

При выплате сотрудникам зарплаты налоговый агент обязан рассчитать сумму налога, удержать его и перечислить в бюджет. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налог на доходы, то есть НДФЛ, удерживается из доходов работников при их фактической выплате. А вот в момент выплаты аванса этот налог не уплачивается.

Доходы физического лица для расчета налога на доходы могут выражаться в любом виде: в денежном, материальном и нематериальном.

Что нужно знать об НДФЛ

C 2021 года произошли некоторые изменения в уплате НДФЛ. И они коснутся тех компаний, в которых работают сотрудники с высокими зарплатами.

Если размер годовой зарплаты превышает 5 млн руб., то на нее распространяется НДФЛ 15 %. При этом повышенная ставка применяется не на весь доход, а только на часть, которая выходит за рамки 5 млн руб.

Для нерезидентов РФ продолжает действовать НДФЛ в размере 30 %.

Уменьшение налога

Для уменьшения налога в Налоговом кодексе предусмотрены специальные вычеты:

  • стандартный (применяется при наличии детей определенного возраста);
  • социальный (применяется в случае предоставления документов на лечение или образование);
  • имущественный (применяется при приобретении жилья).

Вышеуказанные вычеты оформляются в ИФНС или у работодателя. Вычет на детей предоставляется по заявлению работодателя с приложением необходимых документов.

В налоговую работодатель сдает отчеты 2-НФДЛ (ежегодно) и 6-НДФЛ (ежеквартально). Несмотря на то, что с 2021 года 2-НФДЛ отменяется, за 2020 год его придется сдать — до 1 марта. Правила заполнения формы описаны в Приказе ФНС РФ от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@.

О порядке заполнения формы 6-НДФЛ читайте в Приказе ФНС РФ от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.

Взносы в фонды

Страховые агенты ежемесячно начисляют на ФОТ своих сотрудников взносы во внебюджетные фонды. Это обеспечивает застрахованным лицам права на получение пенсий, медобслуживания, пособия по временной нетрудоспособности, декретные.

Компании и предприниматели уплачивают взносы из собственных средств, не за счет средств работников.

Налоги с ФОТ сотрудников в 2021 году

НДФЛ по ставке 13 % уплачивают налогоплательщики-резиденты, у которых зарплата не превышает 5 млн руб. в год. НДФЛ по ставке 15 % рассчитывается с зарплат свыше 5 млн руб. Работники-нерезиденты уплачивают 30 % НДФЛ.

Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляются и перечисляются по следующим тарифам, тарифы закреплены ст. 425 НК РФ:

  • в Пенсионный фонд России (ПФР) — 22 %
  • в Фонд социального страхования (ФСС) — 2,9 %
  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 5,1 % — от 0,2 до 8,5 % (ставка зависит от класса профессионального риска)

На работах с тяжелыми условиями труда, на подземных работах, в горячих цехах женщинам трактористкам-машинисткам, водителям локомотивных бригад (категории работников указаны в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) предусмотрены дополнительные тарифы страховых взносов (ст. 428 НК РФ).

Калькулятор страховых взносов

Для самостоятельного расчета взносов, в том числе за неполный год, воспользуйтесь бесплатным калькулятором взносов.

Обратите внимание на КБК по страховым взносам во внебюджетные фонды РФ на 2021 год.

Что изменилось в связи с действием прямых выплат

С 1 января 2021 года на прямые выплаты перешли оставшиеся регионы, и теперь работодатели избавлены от необходимости резервировать средства под выплаты и изымать их из оборота.

Обязательные отчисления ИП в 2021 году

При любом режиме налогообложения ИП обязан производить систематические отчисления за самого себя. У ИП не бывает работодателя, ему не начисляется заработная плата, поэтому фиксированные платежи рассчитываются от доходов. Именно от величины полученного дохода зависит сумма взносов в фонды.

Еще в 2018 году страховую нагрузку ИП отвязали от величины МРОТ, после этого размер взносов стал фиксированным. В Федеральном законе от 15.10.2020 № 322-ФЗ указаны размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) вплоть до 2023 года.

По общему правилу ИП обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды:

  • на собственное пенсионное и медицинское страхование;
  • на социальное страхование работников, если они есть у предпринимателя.

Сумма страховых взносов, которую ИП нужно перечислить в ФСС, если он вступает с ним в добровольные правоотношения по социальному страхованию, в 2021 году составит 4 4516 руб.

Стоимость страхового года вычисляется по формуле: 12 792 (МРОТ) * 2,9 % (страховой тариф) * 12

Бухгалтерский и налоговый учет, расчеты по сотрудникам, отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат, валютный учет — все в одном сервисе.

В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ страховые взносы на ОПС рассчитываются следующим образом:

  • если доход ИП укладывается в пределы 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 32 448 руб.;
  • если доход ИП превышает 300 000 руб., то фиксированный размер составляет 32 448 руб. + 1 % от суммы дохода, превышающей лимит в 300 000 руб., но не более восьмикратного увеличения фиксированного платежа — 8 * 32 448 руб.

Предельный размер взносов на ОПС в 2021 году установлен на уровне 1 465 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935).

Страховые взносы на ОМС для ИП в 2021 году составляют 8 426 руб.

Сколько нужно платить за одного сотрудника в месяц?

Изучив все налоги, давайте подсчитаем, сколько необходимо платить за одного сотрудника в месяц.

Если зарплата по трудовому договору составляет 20 000 руб. в месяц (до вычета налогов), то за год составит 240 000 руб.

Рассчитаем НДФЛ: 20 000 х 13 % = 2 600 руб.

На руки сотрудник получает 17 400 руб. (20 000 — 2 600).

Каждый месяц при неизменных условиях нужно будет платить взносы:

В общей сумме получается 6 040 руб. в месяц и 72 480 руб. в год.

Итого: расходы на одного сотрудника составят 26 040 руб. в месяц или 312 480 руб. в год.

Помимо зарплаты нужно также учитывать затраты работодателя на оборудование рабочего места каждого сотрудника. До недавнего времени считалось, что значительно экономят те, кто переводит сотрудников на удаленку. Однако Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ внес изменения в Трудовой кодекс и стало понятно, что удаленная работа накладывает на работодателей отдельные обязательства.

В частности, работодатель за свой счет обязан обеспечить работника, выполняющего свои трудовые функции из дома, оборудованием, которое ему нужно для полноценной работы, программно-техническими средствами, средствами защиты информации. Возможны варианты, когда работник использует свою технику, оборудование и программы, но тогда работодатель должен ему компенсировать затраты.

Опасная экономия

Многие предприниматели ищут различные возможности минимизации расходов на сотрудников. И на смену зарплатам в конвертах приходят новые варианты сокращения величины выплат с ФОТ. Но каждый из них несет определенные риски.

Заключение договоров ГПХ

Такой вариант минимизации расходов интересен работодателю тем, что отпадает необходимость предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом. Работодатель не обязан выплачивать пособия, он не тратится на создание условий труда. Единственное, что ему нужно от работника, — это результат работы.

Однако в большинстве случаев выплаты по договорам ГПХ все же облагаются страховыми взносами. При этом НДФЛ платится в любом случае, поскольку компания выступает в роли налогового агента при выплате доходов в пользу физлиц.

В п. 4 ст. 420 НК РФ указаны случаи, когда выплаты по договорам ГПХ не облагаются взносами. Речь идет о ситуациях, когда предмет договоров — переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Сюда же относятся договоры, связанные с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.

Суть риска состоит в том, что договоры ГПХ, фактически регулирующие трудовые отношения, могут быть переквалифицированы в трудовые (ст. 19.1 ТК РФ). Существует ряд признаков, на которые обращают внимание суды, признавая отношения трудовыми.

Следствие переквалификации договора — это начисление недоимки, штрафы, пени, ответственность за нарушение законодательства об охране труда и т.д.

Оформление сотрудников как ИП

С целью экономии работодатели даже компенсируют необходимые суммы в рамках 6 %, что для ИП тоже выгодно — по факту предприниматель получает полную сумму. При этом сотрудник-ИП лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.

Об этой схеме стало известно сразу же, как только начал действовать налог на профессиональный доход, который позволил людям, работающим на себя, стать самозанятыми официально.

С 1 января 2021 года все без исключения регионы подключились к эксперименту с налогом на профессиональный доход. Те, кто зарегистрировался в качестве самозанятого, уплачивает налог в размере 4 % с дохода от сделок с физлицами и 6 % с дохода от сделок с ИП и юрлицами. Некоторые работодатели решили перевести часть сотрудников в плательщиков налога на профессиональный доход, то есть уволить их и переоформить с ними отношения, используя договоры ГПХ.

Работодатели поняли, что выгода от этого довольна большая: они перестают быть налоговыми агентами по НДФЛ в отношении работника, который стал самозанятым, и избавляются от обязанности уплачивать страховые взносы. Соответственно, никаких гарантий по Трудовому кодексу они тоже не обязаны соблюдать. Самозанятые сотрудники остаются без выходных пособий, оплачиваемого отпуска и пособий на случай временной нетрудоспособности.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


В регионах с пилотным проектом, где пособия по временной нетрудоспособности напрямую выплачивает ФСС, справки 2-НДФЛ по этим выплатам также выдает ФСС.

В отделении фонда по Ямало-Ненецкому округу подробно рассказали, как можно заказать справку.

1. Каким образом можно подать заявление на получение справки о доходах (произведенных выплатах) в ФСС?

— путем обращения в региональное отделение ФСС РФ (лично, через уполномоченное лицо или путем направления заявления почтой);

— онлайн через личный кабинет застрахованного гражданина.

По обращениям, направленным иными способами без приложения надлежащим образом оформленного заявления с личной подписью (через электронную почту, форму обратной связи на сайте регионального отделения или ФСС РФ и т.д.), выдача указанных справок НЕВОЗМОЖНА!

2. Какие документы необходимы при обращении за справкой в региональное отделение ФСС лично?

Для этого вам необходимо заполнить заявление, а также предъявить специалисту регионального отделения документ, удостоверяющий личность.

При обращении с заявлением через уполномоченного представителя необходимо будет предъявить паспорт уполномоченного представителя и доверенность (заверить ее может нотариус или ваш работодатель).

3. Как заказать справку онлайн?

1

2

3

3.1. Для того, чтобы распечатать Лист нетрудоспособности, необходимо нажать на строчку.

4

5

6

Важно: получение ответа по e-mail в данном случае НЕВОЗМОЖНО (см. вопрос 6)! В случае выбора этого варианта справка будет направлена в Личный кабинет или по почте.

7

В Шаге 2 заполнить реквизиты заявления:

22

В тексте обращения необходимо указать следующую информацию:

— вид справки: справка о произведенных выплатах/о доходах и суммах налога физического лица (2-НДФЛ);

— количество экземпляров справки (например, 2 экземпляра);

— полный почтовый адрес с указанием индекса (при необходимости отправки почтовым отправлением).

9

4. Через сколько дней я получу справку?

При запросе справки одним из указанных способов справка будет подготовлена в течение трех рабочих дней и направлена удобным способом (почтой или в личный кабинет).

5. Сколько справок мне дадут, если в течение года я получал разные пособия от ФСС или несколько раз ходил на больничный?

Сведения о доходах по всем страховым случаям, случившимся в период работы у одного работодателя, будут представлены в одной справке.

6. Почему нельзя прислать готовую справку на электронную почту?

Сведения, содержащиеся в справках, носят конфиденциальный характер, поэтому направление их по незащищенным каналам связи, к которым относится электронная почта, невозможно.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

как вернуть подоходный налог с зарплаты

О возврате

Официально трудоустроенный человек каждый месяц делает налоговые отчисления. Это происходит без его участия – 13% с дохода сотрудника обязан перечислять работодатель. Часть этих средств налогоплательщик может вернуть. Возмещение НДФЛ возможно в нескольких случаях.

  • Работник приобрел жилье либо земельный участок под застройку, соответственно может претендовать на имущественную льготу.
  • Сотрудник оплатил дорогостоящее лечение или обучение и теперь вправе запросить компенсацию.
  • Гражданин проходил курсы повышения квалификации, получал высшее, средне-специальное и любое другое образование.

Все вычеты производятся через налоговую службу.

Физлицо собирает необходимый пакет документов, а затем передает его в отделение ФНС по месту жительства. Налоговики проверят их и вынесут решение о возможности возмещения НДФЛ в заявленном объеме. Если налоговая служба удовлетворит запрос, деньги перечислят на указанные платежные реквизиты – в течение месяца после положительного решения вопроса. Если отклонит – человек получит письменное уведомление, в котором будут прописаны все основания для отказа.

как вернуть налог с зарплаты

Можно ли вернуть налог с зарплаты на работе и как это сделать

Перечень всех ситуаций, когда допустимо возмещение НДФЛ, указан в Налоговом кодексе РФ. Ежемесячно работодатель удерживает с дохода сотрудников 13% и перечисляет в виде налогов. В каких ситуациях физлицу полагается вычет?

  • Работодатель удерживает налогов больше, нежели необходимо. Такое зачастую происходит по ошибке бухгалтера при начислении зарплаты.
  • Сотрудник понес расходы, на которые полагаются налоговые вычеты (покупка недвижимости, оплата лечения и т.д.).
  • Работник направил часть средств в пенсионный либо благотворительный фонды.

Кто возвращает НДФЛ, уплаченный в чрезмерном объеме? Здесь все зависит от обстоятельств. Удержанные средства может возместить как работодатель, так и налоговая инспекция.

Сумма, подлежащая возмещению, определяется категорией отчислений. К примеру, социальные льготы на несовершеннолетних детей составляют 1,4 тыс. рублей за одного, 3 тыс. рублей – за двух.

Для получения возврата требуется:

  • доказать облагаемый доход;
  • уплатить все налоги;
  • удостовериться в праве претендовать на вычет;
  • обратиться в инспекцию с пакетом документации.

Далее останется только дождаться решения уполномоченного органа.

Кто имеет право на возврат отчислений

Список категорий граждан, которые вправе претендовать на выплаты, не прописан на законодательном уровне. Однако, согласно порядку налогообложения, платить НДФЛ обязаны резиденты Российской Федерации. Следовательно, за возвращением могут обращаться все, кто исправно делал отчисления с дохода.

При этом в налоговом кодексе РФ предусмотрено освобождение от уплаты пошлин по определенным статьям доходов. К примеру, студенты, обучающиеся на очной форме и имеющие государственную стипендию, не смогут запросить возмещение НДФЛ. Разумеется, если у них нет иного официального источника заработка.

как можно вернуть 13 процентов с зарплаты

За что получают льготу

Причины, на основании которых физическое лицо может запросить возврат подоходного налога:

  • особые условия трудовых и гражданско-правовых контрактов;
  • приобретение дорогостоящих лекарств или оплата медуслуг;
  • проведение сделок купли-продажи с недвижимостью;
  • манипуляции с ценными бумагами и прочими финансовыми инструментами;
  • оплата обучения, образовательных курсов.

В отдельных случаях на возмещение могут рассчитывать лица, которым присвоен специальный статус.

Разновидности компенсаций: как возвратить НДФЛ

Вычеты отличаются по характеру, сущности и специфике предоставления. В действующем НК РФ прописаны следующие категории:

  • классические/стандартные;
  • социальные;
  • инвестиционные (распространяются на ценные бумаги и прочие финансовые инструменты);
  • профессиональные.

Первые два – самые распространенные.

Стандартные

Прописаны в ст. 218 НК РФ. Сумма возмещения определяется категорией физического лица. Так, например, 3 тыс. рублей в месяц с уплаченных налогов полагаются:

  • участникам ликвидации чернобыльской аварии (те, кто имеют инвалидность или перенесли серьезные заболевания, связанные с радиацией);
  • ликвидаторам последствий ядерных испытаний;
  • инвалидам Великой Отечественной войны;
  • военнослужащим, получившим инвалидность во время службы в СССР.

как вернуть подоходный налог с зарплаты работающему

На выплаты в 500 рублей каждый месяц могут рассчитывать:

  • участники ВОВ, узники блокады Ленинграда, ветераны труда;
  • граждане РФ, имеющие первую или вторую группу инвалидности;
  • доноры, пожертвовавшие костный мозг;
  • близкие родственники тех, кто погиб во время защиты СССР либо РФ;
  • прочие лица, участвовавшие в военных операциях по решению власти.

При одобрении возмещения действует единственное правило – не более одного на человека. Если же у гражданина есть основания претендовать сразу на несколько вычетов, выбирается тот, по которому назначен больший размер.

Социальные

Это еще одна разновидность налоговых льгот, прописанная в статье 219. Претендовать на возврат НДФЛ можно в следующих случаях:

  • недавние пожертвования в благотворительные фонды и организации;
  • оплата договорной формы обучения;
  • погашение счетов по дорогостоящему лечению;
  • приобретение лекарственных препаратов;
  • дополнительные взносы в негосударственные пенсионные фонды;
  • покупка страхования жизни;
  • накопительные отчисления на пенсию;
  • прохождение курсов повышения квалификации.

Порядок и правила возврата подоходного налога с заработной платы за год – как вернуть 13 процентов

Предусмотрено два варианта подачи заявлений: при личном посещении ФНС и обращении к работодателю. В первом случае необходимо учитывать:

как вернуть 13 процентов с заработной платы

Также все бумаги может доставить доверенное лицо или законный представитель.

После рассмотрения обращения возмещена будет не вся сумма трат, а часть, пропорциональная сделанным налоговым отчислениям.

Какие документы готовить

Здесь все зависит от того, на какую категорию вычетов вы претендуете, поскольку каждая из них требует разных подтверждений. Для получения компенсации за дорогостоящие медикаменты, следует подготовить:

  • чеки и квитанции о покупке;
  • заполненную декларацию;
  • рецепты на лекарства, дополненные подписями и печатями лечащего врача.

Для получения стандартного/классического вычета, касающегося ребенка, необходимо предоставить:

  • детское свидетельство о рождении;
  • заполненное заявление (образец можно найти в интернете);
  • документ, удостоверяющий личность родителя;
  • справки о том, что ребенок учится на очном отделении (если форма договорная, прикрепите чеки об оплате);
  • свидетельство о заключении брака (если имеется).

Весь пакет передается работодателю, а он уже направляет необходимые сведения в уполномоченные органы.

Если вычет оформляется в связи с инвалидностью или особым статусом, требуется предоставить справки это подтверждающие.

Как можно вернуть подоходный налог в 13 процентов по 2-НДФЛ на детей: все о возврате зарплаты

Выплата оформляется на всех членов семьи, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Если ребенок учится на очной форме, то вычет продолжает действовать и после наступления совершеннолетия. Итоговая сумма льготы определяется количеством детей.

Чтобы затребовать такую компенсацию, надо подать в бухгалтерию (по месту работы) все необходимые документы и заявление.

как вернуть налог 13 процентов с зарплаты

Для получения субсидии, заявитель должен соответствовать определенным критериям:

  • быть официально трудоустроенным;
  • иметь на попечении несовершеннолетнего (либо учащегося на очной форме обучения);
  • делать все необходимые налоговые отчисления.

Лимит, подлежащий возврату, – не более 350 тыс. рублей в год.

Как получить имущественное возмещение

Если сумма одобрена налоговой службой, то работодатель просто не удерживает с зарплаты 13% НДФЛ. В том случае, когда налог уже уплачен в полном объеме, он возвращается из бюджета.

Расходы на приобретение собственного жилья государство компенсирует. Чтобы получить компенсацию, необходимо:

  • проверить есть ли основания для возврата;
  • собрать пакет документов;
  • рассчитать сумму, которая должна быть возмещена;
  • выбрать вариант для начисления наличности;
  • передать всю документацию в инспекцию.

Как вернуть социальный налоговый вычет с заработной платы

Возврат денежных средств на обучение, страхование или лечение предоставляются ровно с того месяца, когда сотрудник принес заполненное заявление, подкрепленное уведомлением из инспекции. Изначально доход гражданина уменьшается на сумму НДФЛ, а затем остаток переносится на следующий месяц.

Бланки-уведомления требуется брать после каждого расхода. В течение года их может быть несколько. Например, потратились на стоматолога – подготовили соответствующее заявление. Оплатили образовательные курсы – снова подали документацию, чтобы избежать обязательной уплаты отчислений. Единственный нюанс – необходимо следить за лимитом, который составляет 120 тыс. рублей (без учета трат на обучение детей или лечение).

Сроки возврата подоходного налога: как вернуть и получить налоговый вычет 13 процентов с зарплаты

Порядок начисления НДФЛ регламентирован законодательством Российской Федерации. В соответствии с ним налоговик должен провести процедуру камеральной проверки, цель которой – установить факт излишних уплат. По окончании проверки инспектор уведомляет налогоплательщика о принятом решении. В случае положительного исхода физическому лицу обязуются выплатить денежные средства.

Срок возврата прописан в статье 78 Налогового кодекса РФ. Деньги зачисляются на счет, указанный в заявлении, в течение 30 дней с момента подачи. Таким образом, общий срок (с учетом проведения проверки) составляет четыре месяца. Даже если самостоятельно передать заявку в ИФНС, прикрепив к ней декларацию, время рассмотрения не будет уменьшено: все равно придется ждать четыре месяца.

В итоге

Если работник исправно платит НДФЛ, у него появляется право на определенные налоговые вычеты. К примеру, он приобрел недвижимость, оплатил образование ребенка или операцию для родственника. Предусмотрено два способа возвратить уплаченные деньги.

  • Подождать год (все это время исправно платить налоги), а затем подать заявление, подготовить пакет документов, в том числе заполнить декларацию, и ожидать решения.
  • Не ждать год, а обратиться к работодателю, чтобы он не удерживал из зарплаты НДФЛ. Но прежде необходимо получить уведомление о возможности начисления вычета от ФНС.

Как вернуть и забрать 13% от зарплаты? Необходимо соответствовать нескольким критериям. Во-первых, быть официально трудоустроенным, работать по трудовому договору. Во-вторых, исправно выполнять свои обязанности налогоплательщика, уплачивая с дохода 13%. В-третьих, обладать правом на возврат в текущем календарном году. В-четвертых, иметь на руках документ, подтверждающий, что налоговая одобрила ваш запрос на вычет.

Самозанятость впервые появилась в российском законодательстве в 2017 году, а новый экспериментальный налоговый режим запустили в 2019 году. За 2 года к нему присоединились более 1,7 млн человек, которые смогли легально зарабатывать на репетиторстве, мелком ремонте и других видах деятельности.

В статье расскажем, как самозанятому получить справку о доходах, зачем она может понадобиться и какие нюансы стоит учитывать при оформлении документа. Если уже платите НПД или только собираетесь стать самозанятым, статья ответит на все вопросы.

Особенности НПД

Главная особенность НПД заключается в том, что нет нижней планки по доходу. Важно, чтобы самозанятый платил налоги каждый месяц, когда работает с физическими или юридическими лицами. Если он уезжает в отпуск или открывает больничный на несколько месяцев, платить налоги не надо.

У самозанятости много плюсов по сравнению с ИП. Например, нет обязательных взносов в ПФР и другие фонды. Если у предпринимателя на НПД дела идут хорошо, он может купить себе несколько лет стажа или копить на пенсию.


ИП не могут себе позволить такую роскошь, потому что им надо обязательно платить фиксированные взносы за каждый год предпринимательской деятельности и каждый раз цифра увеличивается. Например, в 2020 году было 32 тысячи рублей, а в 2021 уже 40 тысяч рублей.

А если у индивидуального предпринимателя есть наёмные работники, то платить взносы надо и за них. У многих ИП на уплату налогов и сборов уходит большая часть выручки. Если добавить к этой цифре зарплаты бухгалтера и юриста, самозанятость становится ещё более выгодной.

Зачем самозанятому получать справку о доходах

Некоторые самозанятые уже более двух лет используют привилегии плательщика НПД, но за это время ни разу не оформляли справку о доходах. Это логично, если у них не было необходимости подавать заявку на кредит или микрозайм, оформлять визу, пособие или решать другие задачи.

Через несколько месяцев после запуска тестового проекта самозанятости, участники поняли, что не могут подтвердить свои доходы. Например, чтобы оформить рассрочку на покупку дорогого ноутбука, надо обратиться в банк, а там просят справку 2-НДФЛ.

Через полгода после запуска самозанятости ФНС выпустила разъяснение и дала возможность всем самозанятым оформлять справку о доходах по форме КНД 1122036. В теле документа указывается ФИО, данные о месте регистрации и доход за календарный год.

В справке также указывается чистый доход и сумма налога за календарный год. В конце проставляется электронная подпись ФНС, которая подтверждает подлинность документа.

Справку по форме КНД 1122036 можно использовать для разных целей, но проблема в том, что не все организации её принимают. Для оформления субсидии или подачи заявки на займ она используется, так как есть разъяснение ФНС и на него можно ссылаться.


Но на практике получается так, что в банке даже не знают о существовании особого налогового режима. Менеджеры просят либо 2-НДФЛ, либо другие документы, которые могут подтвердить платёжеспособность. Если самозанятый не работает на компанию, а находит клиентов самостоятельно, он не может получить такую справку.

Получается замкнутый круг, который невозможно разорвать. Постепенно разные государственные органы и организации начинают менять подходы к работе с самозанятыми, но пока ещё плательщикам НПД могут отказывать в кредитах, ипотеках или займах.

Хотя принципиальная разница между ИП и самозанятым может заключаться только в уровне дохода. Например, плательщик НПД в месяц не может заработать в среднем более 200 000 рублей, а у индивидуального предпринимателя другие лимиты.

Справка для подтверждения доходов физического лица может понадобиться в любой момент и желательно, чтобы в ней были заполнены хотя бы 6 месяцев, но могут быть и пробелы. Например, если в июне-июле плательщик НПД был на больничном, в таблице будут пустые ячейки.

Постарайтесь объяснить менеджеру банка или представителю другой организации, что только недавно начали работать как самозанятый и чем занимались в период, когда таблица была пустая. Сотрудники банка обычно смотрят только на цифры и с подозрением относятся к справке о доходах самозанятого, но попытаться стоит.

ФНС ещё в 2020 году объяснила банкам и самозанятым как подтверждать доходы для оформления кредита, но до сих пор многие крупные финансовые учреждения не хотят сотрудничать с самозанятыми.


Получение кредита

До июня 2019 года у самозанятых фактически не было возможности подтвердить доход. Даже если они платили НПД с января, разъяснения ФНС ещё не было. Да и как показывает практика, даже в 2021 году банки не обращают на него внимание.

Если кредитная организация отказывается принять справку по форме КНД 1122036, покажите им письмо Федеральной налоговой службы за сентябрь 2019 года. В нём указано, что новая информация донесена до Банка России. А значит, все остальные банки, которые подчиняются ему, должны быть в курсе ситуации.

Если у занятого есть открытое ИП или он работает как наёмный сотрудник, можно дополнительно предоставить выписку с расчётного счёта, книгу учёта доходов или справку с места работы.

На получение займа сильно влияет кредитная история. Если у гражданина плохая репутация в финансовой среде, то даже справка о доходах, согласной которой он заработал 2 млн рублей в год, не повлияет на принятие положительного решения.

Подтверждение легальности полученных средств

К примеру, если у самозанятого несколько счётов в разных банках и на них приходит суммарно по 100 000 рублей в месяц, рано или поздно банк может попросить предоставить документы для подтверждения легальности средств.

При возникновении такой проблемы самозанятый получит справку о доходах и статусе регистрации в качестве плательщика НПД, передаст документы в банк и счёт быстро разблокируют.


Оформление пособия

Если человек официально не работает, а мало зарабатывает как самозанятый, ему могут одобрить пособие. Для оформления государственной помощи справка о доходах нужна в обязательном порядке.

Получение визы

Консульства других стран часто запрашивают справку о доходах, чтобы подтвердить платёжеспособность путешественников. Например, если турист поедет в отпуск и сломает руку, у него должны быть средства на оплату медицинских услуг.

Выписка с банковского счёта или справка о доходах может стать катализатором для получения визы. Платёжеспособным гражданам гораздо охотнее дают разрешение на въезд в другие страны, чем людям, которые не могут официально подтвердить свой доход.

Продление ВНЖ

Тем, кто не предоставит справку, могут отказать в продлении статуса и аннулировать его. Тогда придётся начинать процесс оформления заново и будет потеряно драгоценное время.

Самозанятый не может получать такую справку, если он официально не работает в компании. Если он совмещает работу на НПД с другими видами занятости, то сможет подтвердить доход формой, которую принимают в Миграционной службе.


Доказательство платёжеспособности

Справка о доходах для самозанятого — доказательство платёжеспособности. Оно может понадобиться при заключении договора аренды на квартиру или коммерческое помещение, подключение к франшизе и для других задач.

Граждане, которые могут документально подтвердить свои доходы, чувствуют себя более уверенно, потому что в случае возникновения проблем они могут показать справку и доказать свою платежеспособность.

Как самозанятому получить справку о доходах

Справка о доходах по форме КНД 1122036 — официальный документ, который утвердила Федеральная налоговая служба утвердила в 2019 году. С этого времени все плательщики НПД могут оформить её буквально в несколько кликов.

Можно использовать любой метод, потому что результат будет одинаковым. Самозанятый получит документ, который подтверждает его платёжеспособность. В некоторых случаях кроме справки о доходах понадобится ещё справка, которая подтверждает действующий статус плательщика НПД.

Для получения справки через кабинет налогоплательщика зайдите в сервис и выполните следующие действия:


Если хотите взять заём или собираете документы для получения ипотеки, лучше сформировать справку за 1-2 года. Тогда шансы на успешное решение вопроса повысятся. В банке или другой финансовой организации увидят, что потенциальный заёмщик платежеспособен и, к примеру, за 2 года через его счёта прошло 4 млн рублей.


Также он платит налоги и регулярно покупаете себе пенсионный стаж, хотя по закону это необязательно. Если самозанятый совмещает НПД с ИП или работает в компании, понадобятся дополнительные справки, которые докажут, что платёжеспособность у него ещё больше.

Если у банка или другой организации справка о доходах самозанятого вызовет сомнения, можно сделать выписку с банковского счёта и отчёт о движении средств. Обычно этого достаточно, чтобы начать процесс оформления документов.

Читайте также: