2 материальное обеспечение правовую и социальную защиту должностных лиц органов налоговой службы

Обновлено: 17.06.2024

Министерство неоднократно высказывало свою позицию, заключающуюся в том, что Федеральным законом № 446-ФЗ урегулированы вопросы, связанные с предоставлением в рамках законодательства субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления дополнительных социальных гарантий, установление которых обусловлено фактом прекращения лицом своих полномочий.

Для этих целей предусмотрено, что дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий могут распространяться только на лиц, исполняющих полномочия на постоянной (профессиональной) основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность. При этом такие гарантии не предоставляются в случае прекращения полномочий указанных лиц по компрометирующим основаниям (утрата доверия, отзыв, несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством, и другие).

Таким образом, предметом регулирования Федерального закона № 446-ФЗ являются дополнительные гарантии, установление которых обусловлено фактом прекращения полномочий и которые, как правило, носят разовый характер и не затрагивают пенсионных отношений.

Дополнительное пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации (включая депутатов и сенаторов), государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, является гарантией, устанавливаемой в связи с осуществлением ими особого вида трудовой деятельности и в качестве компенсации за запреты и ограничения, накладываемые на них в период исполнения властных полномочий. Такая гарантия носит длящийся характер.

Право на установление дополнительного пенсионного обеспечения и определение его размера, в первую очередь, обусловлено продолжительностью осуществления лицом полномочий и основаниями их прекращения и не должно ставиться в зависимость от достижения лицом в период исполнения полномочий пенсионного возраста (утраты трудоспособности), что привело бы к неоправданному различию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.

Единство публичной природы исполнения полномочий по государственным должностям и муниципальным должностям, обусловленное схожестью условий и порядка осуществления этих полномочий, предполагает и общность основных принципов и условий государственного пенсионного обеспечения лиц, замещавших эти должности.

Принимая во внимание, что упомянутые Федеральный закон № 3-ФЗ и Указ № 854 не увязывают право на дополнительные пенсионные выплаты (доплату к пенсии) с такими обстоятельствами, как достижение лицом в период исполнения полномочий пенсионного возраста (потерей трудоспособности), аналогичный подход может использоваться и в законодательстве субъектов Российской Федерации (актах местных органов).

Это полностью корреспондировало бы пункту 10 Указа № 854, содержащему рекомендации органам субъектов Российской Федерации и местным органам устанавливать лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации и муниципальные должности, соответствующие социальные гарантии с учетом положений данного Указа.

Исходя из изложенного, положения Федерального закона № 446-ФЗ направлены на упорядочение предоставления дополнительных социальных гарантий, обусловленных не обстоятельствами осуществления лицом возложенных на него полномочий и их продолжительностью, а фактом их прекращения, т.е. не относятся к гарантиям дополнительного пенсионного обеспечения, и именно поэтому данным Федеральным законом не корректировались положения Федерального закона № 3-ФЗ, регулирующие дополнительное пенсионное обеспечение депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, и его принятие не повлекло необходимости внесения изменений в Указ № 854.

Этой же позиции придерживается Правительство Российской Федерации в официальных отзывах на соответствующие законопроекты (например, на законопроект
№ 244675-7).

Установление дополнительного пенсионного обеспечения в зависимости от факта достижения лицом в период исполнения полномочий пенсионного возраста (утраты трудоспособности) влечёт неоправданное различие в правовом положении лиц, наделенных равными полномочиями, поскольку те из них, кто исполнял их более длительный срок, но достиг пенсионного возраста (утратил трудоспособность) до начала исполнения полномочий или после их сложения, окажутся в худшем положении, чем те, срок полномочий которых значительно менее продолжительный, но они достигли пенсионного возраста (утратили трудоспособность) в этот период.

При этом, представляется целесообразным внесение изменений в законодательство субъекта Российской Федерации, муниципальные акты в части ограничений на пенсионное обеспечение тех лиц, чьи полномочия были прекращены по компрометирующим основаниям.

Читайте также: