Кто отдал приказ в ночь с 21 на 22 июня 1941

Обновлено: 04.05.2024

Одна из главных загадок начала великой отечественной войны -- дата ее начала. Вернее знало ли руководство СССР, в частности Иосиф Сталин о том, что боевые действия начнутся именно утром 22 июня?

Долгие годы было принято считать, что военно-политическое руководство попросту "проспало" начала войны. Но это опять же не так.

Самый большой факт -- директива о боевой готовности и создание военных фронтов 21 июня 1941 года ясно говорит о том, что Сталин знал что 22 июня начнется война.

Напомню несколько важных деталей:

  • дата 22 июня была определена лишь 10 июня распоряжением Ф. Гальдера
  • разведка не смогла за 11 дней добыть точные сведения о дате 22 июня
  • 21 июня вышла директива о БГ, формируются фронты

Однако только 10 июня командующий генштабом сухопутными силами Германии направил в войска директиву, в которой 22 июня определялось как день нападения. Последней поворотной точкой становилось время 13:00 21 июня. В этот час предполагалась передача одного из двух кодовых сигналов:

О том что даже в высшем руководстве Германии не до конца знали дату говорит дневник Геббельса, вот запись от 16 июня 1941 г.:

"Понедельник. Вчера (…) во второй половине дня фюрер вызывает меня в Имперскую канцелярию. (…) Фюрер подробно разъясняет мне положение: нападение на Россию начнётся, как только закончится сосредоточение и развертывание войск. Это будет сделано примерно в течение недели. (…)

" Вторник. Все подготовительные меры уже приняты. Это должно начаться в ночь с субботы на воскресенье в 3.00."

Йозеф Геббельс узнал о дате 22 июня лишь 17 июня, за 5 дней до начала

Таким образом, даже имевший доступ к сверхсекретной информации советский разведчик вряд ли мог до середины июня сообщить точную дату вторжения.

Но Сталин отдал директиву о БГ и создал фронты именно 21 июня. Не 18,19 или 20, а именно 21 июня. Значит он знал, что война случится именно 22 июня

После всего этого встает один важный вопрос -- откуда Иосиф Сталин знал о дате 22 июня?


Большая загадка -- откуда Иосиф Сталин знал о дате 22 июня?

Были ли у Сталина другие источники? Или может разведка все таки успела узнать точную дату? Вот хронология событий.

"Посольство получило телеграмму из министерства иностранных дел из Берлина. С 4 часов утра идет совещание у Типпельскирха. Источник убежден, что война начнется в ближайшие 48 часов."


В окружении генерала Курта Ти́ппельскирха произошла утечка, ставшая известной советским шпионам

В СССР доложили примерное время нападения -- ближайшие 48 часов

Кегель так в своих мемуарах описывал те последние дни:

" 20 июня 1941 года — это была пятница — советник Хильгер, заметив, что следует быть готовым ко всему, порекомендовал мне ввиду напряженной обстановки собрать один-два чемодана — не больше, чем я могу унести сам.

В тот же вечер у меня состоялась еще одна встреча с Павлом Ивановичем, которому я сообщил о приближавшемся начале войны и выразил свое твердое убеждение, что нападение произойдет в субботу, 21, или в воскресенье, 22 июня.

И никакие контраргументы не смогли заставить меня отказаться от этого убеждения, которое я, к сожалению, и на сей раз не мог подтвердить какими-либо документами.

13:00–17:00

Генерал-губернаторство, Польша. Немецкие танковые соединения получают приказ выдвигаться на исходные позиции к границе для наступления на СССР

С целью обеспечения секретности, таблицы плановых сигналов в немецких войсках о начале операции включали в себя даты от 22 до 30 июня. Даже если бы эти документы попали в руки советских агентов, ответа о точной дате вторжения они бы не дали. Окончательные дата и время нападения сообщались в армии и корпуса в последний момент.

Передача условного пароля состоялась на два часа раньше намеченного срока.


Немецкий палаточный лагерь на границе с СССР, до войны считанные сутки



Немецкие связисты ждут сигнала к атаке, 21 июня


Генерал-майор Э. Бранденбергер и генерал Э. Манштейн у карты, 21 июня.

Уже в 11 утра 21 июня командующий 2-й танковой группой Гудериан был извещен о том, что завтра его войска перейдут границу с СССР.

До полудня условный сигнал передавался в подчиненные Гудериану корпуса. Заревели двигатели танков, тягачей и тяжелых автомобилей. Начались последние передвижения к советской границе. Этот процесс охватывал всю массу собранных у границы германских войск.

Маневры германских войск не остались незамеченными. Командующий 3-й Армией генерал-лейтенант В.И. Кузнецов докладывал в штаб Западного особого военного округа, что

Также в Москву сообщалось о шуме моторов по другую сторону границы. Позднее их определили как работу танковых двигателей. Однако в действительности это был звук немецких тяжелых тягачей, выводивших на позиции мощные артиллерийские орудия в Сувалкском выступе.


Генерал-лейтенант В. Кузнецов доложил, что немцы снимают заграждения на границе

Между тем Рихард Кегель писал об дне 21 июня. Именно тогда германское посольство начало сворачивать свою деятельность в СССР:

" Когда я в субботний полдень 21 июня 1941 года подъехал к посольству, мне пришлось оставить машину на улице, ибо во дворе посольства шла какая-то суета. Вверх поднимался столб дыма — там, видимо, что-то жгли.

И поскольку уничтожить документы в печах посольства оказалось не под силу, ему пришлось по договоренности с послом развести во дворе костер. Через два часа все будет кончено, и я смогу снова поставить машину во двор."!


Здание германского посольства в Москве

Прекращение работы посольства 21 июня означало лишь одно -- война

"Посольство утром получило указание уничтожить все секретные бумаги. Приказано всем сотрудникам посольства до утра 22 июня запаковать свои вещи и сдать их в посольство.

Живущим вне посольства — переехать в посольство. Считают, что наступающей ночью будет решение. Это решение — война"


Теперь, если мы сведём вместе все имеющиеся на этот счёт документы (в том числе приведенные в прошлом номере), то они следующим образы ответят на поставленные вопросы: когда и откуда Сталин узнал о предстоящем нападении, какова была дальнейшая логика его действий?


Посол Германии В. Шулленбург допустил утечку сообщив послу Италии приблизительную дату нападения

Посол Италии сообщил в Рим, но текст шифровки попал к Сталину


Шифровка Россо, судя по всему, сразу оказалась у Сталина. И он дал указание Молотову срочно обратиться в МИД Германии. Однако, как записал в своём дневнике Геббельс в субботу 21 июня 1941 г.:

И тут же отправился в Кремль. Когда он вошёл в кабинет Сталина, часы показывали 18.27.

Вячеслав Молотов получив отказ от встречи с Гитлером, сразу же приехал к Сталину и сообщил ему об этом

Выслушав своего ротного командира, сапер Альфред Лисков бросился к границе, переплыл Буг и сдался советским пограничникам. Запинаясь от волнения, он сказал, что 22 июня на рассвете немецкие войска должны перейти границу.

Через три часа ефрейтор Альфред Лисков был доставлен в отряд. На первом допросе он показал, что служил в 221-м саперном полку 75-й дивизии. В армию призван из запаса в 1939 году.


Ефрейтор Альфред Лисков сообщил дату нападения -- утро 22 июня

Считает себя коммунистом, является членом Союза красных фронтовиков. Во второй половине дня его командир роты лейтенант Шульц отдал приказ и заявил, что сегодня ночью после артиллерийской подготовки их часть начнет переход Буга на плотах, лодках и понтонах.

Как сторонник советской власти, узнав об этом, он решил бежать и сообщить о том, что утром начнется война.
Георгий Жуков вспоминал:

«Вечером 21 июня мне позвонил начальник штаба Киевского военного округа генерал-лейтенант М. А. Пуркаев и доложил, что к пограничникам явился перебежчик — немецкий фельдфебель, утверждающий, что немецкие войска выходят в исходные районы для наступления, которое начнется утром 22 июня.
Я тотчас же доложил наркому и И. В. Сталину то, что передал М. А. Пуркаев."

По свидетельству Жукова Сталин ответил на это так:
"Приезжайте с наркомом минут через 45 в Кремль"

Советское военно-политическое руководство еще до 19:00 приняло решение собраться и обсудить план действий.

Чтобы понять важность совещания, надо понять точно состав участников. Вот он.

21-го июня 1941 г.

4. т. Вознесенский

Последние вышли 23.00

21.06, 19:05

Москва. Совещание в Кремле

Начинается заседание в кремлевском кабинете Сталина с участием Молотова, Берии и Тимошенко. Среди участников также присутствовал только что прибывший из Берлина военно-морской атташе посольства СССР в Берлине М.А. Воронцов.

Среди документов, привезенных им из Берлина, самым важным была копия, полученная от военно-морского атташе Швеции. Документ назывался так:

Появление такого документа могло иметь лишь одну причину — начало войны Германии с СССР.


Советский разведчик и адмирал Михаил Воронцов, привез Сталину документ, который точно свидетельствовал о скорой начале войны на Балтике

Семен Буденный:
«…21 июня в 19 часов были вызваны Тимошенко, Жуков (начштаба РККА) и я (замнаркома обороны).

Семен Буденный свидетельствовал, что Сталин сообщил 21 июня в 19 ч., о том что война скорее всего будет 22 июня

На заседании принимается решение о создании Южного фронта и об объединении четырех армий, выдвигающихся из внутренних округов, под единым командованием. Эти армии выдвигались с середины июня, но безнадежно запаздывали для того, чтобы их можно было использовать в сражении у границы.

Позднее они образуют группу армий резерва главного командования и станут главными участниками Смоленского сражения в июне 1941 года.


Уйдя с совещания в Кремле (в 22:20) Георгий Маленков займется работой по формированию военных фронтов

Следующим шагом -- отправляется директива №1

Вот она в изложении Г. Жукова:

«Военным советам ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдОВО.

Народному комиссару Военно-Морского Флота

1. В течение 22–23 июня 1941 года возможно внезапное нападение немцев на фронтах ЛВО, Приб. ОВО, Зап. ОВО, КОВО, Од. ОВО. Нападение может начаться с провокационных действий.

2. Задача наших войск — не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения.

Одновременно войскам Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского округов быть в полной боевой готовности, встретить возможный внезапный удар немцев или их союзников.

а) в течение ночи на 22 июня 1941 года скрытно занять огневые точки укрепленных районов на государственной границе;

б) перед рассветом 22 июня 1941 года рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировать;

в) все части привести в боевую готовность.

Войска держать рассредоточенно и замаскированно;

г) противовоздушную оборону привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава. Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов;

д) никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить.

Вот она в изложении командования ЗАпоВО

Передаю приказ Наркомата обороны для немедленного исполнения:

1. В течение 22 — 23 июня 1941 г. возможно внезапное нападение немцев на фронтах ЛВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдВО. Нападение может начаться с провокационных действий.

2. Задача наших войск — не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения.

Одновременно войскам Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского военных округов быть в полной боевой готовности, встретить возможный внезапный удар немцев или их союзников.

а) в течение ночи на 22 июня 1941 г. скрытно занять огневые точки укрепленных районов на государственной границе;

б) перед рассветом 22 июня 1941 г. рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировать;

в) все части привести в боевую готовность. Войска держать рассредоточенно и замаскированно;

г) противовоздушную оборону привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава. Подготовить все мероприятия по затемнению городов и объектов;

д) никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить.

Директива ушла и в ВМФ. 23.50, командующий флотом Н.Г.Кузнецов отдает директиву:

Итак, можно сделать ряд итогов и пояснить откуда Сталин все таки узнал дату нападения из следующих источников:

Сложив все эти донесения Сталин вывел приблизительную дату -- 22 июня. Он отдал приказ сформировать фронты и отдал директивы о приведении воинских частей в боевую готовность.

Внезапности не было, дату нападения определили. Но точного направления ударов армий вермахта определить так и не удалось, немцы смогли преподнести тактический сюрприз.

Примерно в 3 часа ночи Германия начала войну против СССР. Сталин в этот момент находился на даче в Кунцево, куда он уехал после совещания в Кремле закончившегося в 23:00.


Дача в Кунцево, здесь Сталин находился в ночь с 21 на 22 июня и узнал о начале войны

Информация о начале войны дошла до Сталина быстро. Тогдашний шофер вождя П.Митрохин вспоминал ту ночь:

«В 3.30 22 июня я подал машину Сталину к подъезду дачи в Кунцево. Сталин вышел в сопровождении В. Румянцева какой-то тяжелой походкой, тяжело дыша через нос.

Сталин приехал в Кремль ночью 22 июня и с 5:45 начал принимать посетителей.

Первыми посетителями перешагнувшими его кабинет в 5:45 были -- Молотов, Берия, Мехлис, Тимошенко и Жуков

Читайте также: