Запрос в страховую компанию о предоставлении информации о полисе осаго

Обновлено: 18.04.2024

Заполненные водителями — участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель, являющийся потерпевшим, представляет страховщику свой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии или заполненный совместно с другими участниками дорожно-транспортного происшествия бланк извещения одновременно с подачей заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая.

Страховщик проводит осмотр поврежденного имущества и (или) организует независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) путем выдачи направления на независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) (в том числе посредством почтового отправления) в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными настоящими Правилами, если иной срок не согласован между страховщиком и потерпевшим.

Если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страхового возмещения, страховщик обязан организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку), а потерпевший — представить поврежденное имущество или его остатки для проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки).

Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков в установленный срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за технической экспертизой или экспертизой (оценкой). В таком случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) принимаются страховщиком для определения размера страхового возмещения.

Таким образом, страховая компания проводит осмотр транспортного средства, а независимую техническую экспертизу транспортного средства — независимая экспертная организация или независимый эксперт-техник.

абз. 2 п. 3.11 Правил ОСАГО

Дополнительная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной экспертизе или повторной экспертизе.

Таким образом, необходимо обратиться в страховую компанию для получения направления на дополнительную экспертизу, а в случае отказа страховой компании в выдаче такого направления, потерпевший вправе обратиться в экспертное учреждение самостоятельно.

Срок подготовки результатов экспертизы действующим законодательством не установлен.

Согласование сметы на ремонтные работы между СК и автосервисом не производится на этапе проведения независимой экспертизы.

После проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) по письменному заявлению потерпевшего страховщик обязан его ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки).

Копия акта о страховом случае передается страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена выдача потерпевшему направления на ремонт в случае возмещения вреда в натуре.

В случае осуществления страхового возмещения или прямого возмещения убытков законом предусмотрено составление акта о страховом случае, копия которого выдается потерпевшему по его письменному требованию.

Результаты экспертизы на руки потерпевшему не выдаются, однако он вправе ознакомиться с ними по письменному заявлению.

абз. 2 п. 4.22 Правил ОСАГО

При причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежат:

в случае полной гибели имущества потерпевшего — действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков, в случае повреждения имущества — расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая;

иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).

В расходы по восстановлению поврежденного имущества включаются:

расходы на материалы и запасные части, необходимые для ремонта (восстановления);

расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом;

если поврежденное имущество не является транспортным средством — расходы по доставке материалов и запасных частей к месту ремонта, расходы по доставке имущества к месту ремонта и обратно, расходы по доставке ремонтных бригад к месту ремонта и обратно.

К восстановительным расходам не относятся дополнительные расходы, вызванные улучшением и модернизацией имущества, и расходы, вызванные временным или вспомогательным ремонтом либо восстановлением.

Таким образом, страховая компания должна оплатить услуги эвакуатора с места временной парковки до автосервиса.

Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков.

В настоящее время в Российской Федерации действует Соглашение о прямом возмещении убытков (утв. пост. Президиума РСА от 13 января 2015 года, в редакции пост. от 29 мая 2015 года, пр. № 1, 16 ноября 2015 года, пр. № 10, 15 декабря 2015 года, пр. № 13, 21 апреля 2016 года, пр. № 18, 6 сентября 2016 года, пр. № 7, 30 марта 2017 года, пр. № 20, 20 апреля 2017 года, пр. № 21, 21 сентября 2017 года, пр. № 15, 26 октября 2017 года, пр. № 16).

Таким образом, действующее законодательство не содержит норм, в соответствии с которыми страховая компания, осуществляющая прямое возмещение убытков, должна дожидаться перечисления требуемой суммы из страховой компании виновника ДТП.

Порядок и условия расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, и страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред определяется соглашением о прямом возмещении убытков, которое заключается между членами профессионального объединения страховщиков и профессиональным объединением страховщиков.

В настоящее время в Российской Федерации действует Соглашение о прямом возмещении убытков (утв. пост. Президиума РСА от 13 января 2015 года, в редакции пост. от 29 мая 2015 года, пр. № 1, 16 ноября 2015 года, пр. № 10, 15 декабря 2015 года, пр. № 13, 21 апреля 2016 года, пр. № 18, 6 сентября 2016 года, пр. № 7, 30 марта 2017 года, пр. № 20, 20 апреля 2017 года, пр. № 21, 21 сентября 2017 года, пр. № 15, 26 октября 2017 года, пр. № 16), на основании которого производятся расчеты между страховщиками.

Текст указанного соглашения в части порядка расчетов между страховщиками находится в закрытом доступе.

Действующее законодательство не предусматривает обязанность страховой компании информировать потерпевшего о перечислении денежных средств в автосервис.

В то же время страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт, в котором указываются согласованные срок представления потерпевшим поврежденного транспортного средства на ремонт, срок восстановительного ремонта, полная стоимость ремонта без учета износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте, возможный размер доплаты .

Финансовые взаимоотношения между страховщиком и станцией технического обслуживания не влияют на сроки ремонта транспортного средства.

Момент поступления оплаты восстановительного ремонта в автосервис не влияет на взаимоотношения между потерпевшим, страховой организацией и станцией технического обслуживания.

Как было указано ранее, страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт, в соответствии с которым потерпевший обязан в согласованные сроки предоставить автомобиль для ремонта.

Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства.

При этом страховщик, выдавший направление на ремонт, несет ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания согласованного с потерпевшим срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего.

Ответственность страховщика не наступает, если потерпевший согласовал изменение срока передачи отремонтированного транспортного средства или принял отремонтированное транспортное средство от станции технического обслуживания, не указав при его приеме о наличии претензий к оказанной услуге по восстановительному ремонту.

Если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства выше страховой суммы, предусмотренной статьей 7 Закона об ОСАГО, потерпевший выплачивает станции технического обслуживания разницу между страховой выплатой и стоимостью восстановительного ремонта.

абз. 13-15 п. 4.17 Правил ОСАГО

абз. 3 п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. № 58

Договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Страховщик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” информацию о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и поддерживает ее в актуальном состоянии. Страховщик обязан предоставлять эту информацию потерпевшему (выгодоприобретателю) для выбора им станции технического обслуживания при обращении к страховщику с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Таким образом, договор со станцией технического обслуживания заключает страховая компания, потерпевший не фигурирует в указанном договоре.

абз. 2 п. 17 ст. 12 закона об ОСАГО

Не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта

Отношения между станцией технического обслуживания и потерпевшим по поводу осуществления ремонта принадлежащего потерпевшему транспортного средства регулируются законодательством Российской Федерации.

Необходимо руководствоваться общими положениями о подряде и положениями о бытовом подряде.

В случае если при передаче потерпевшему отремонтированного транспортного средства у потерпевшего имеются претензии в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта, потерпевший указывает об этом в акте приема-передачи отремонтированного транспортного средства.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, а также в случае выявления потерпевшим недостатков восстановительного ремонта транспортного средства в течение гарантийного срока, указанного в акте приема-передачи транспортного средства, потерпевший направляет страховщику претензию в соответствии с пунктом 5.1 настоящих Правил.

Страховщик в течение 5 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня получения указанной претензии обязан организовать осмотр транспортного средства потерпевшего, а потерпевший — представить транспортное средство на осмотр в согласованные со страховщиком время и место осмотра. Страховщик вправе привлечь к осмотру транспортного средства потерпевшего представителя станции технического обслуживания, осуществлявшей восстановительный ремонт транспортного средства.

В ходе осмотра делается вывод о наличии или об отсутствии недостатков восстановительного ремонта, о полноте проведенных работ, наличии или об отсутствии связи выявленных недостатков с последствиями страхового случая и (или) проведенного станцией технического обслуживания восстановительного ремонта транспортного средства, о технической возможности устранения выявленных недостатков восстановительного ремонта. Результаты осмотра отражаются в акте осмотра, в котором делается вывод о возможности или невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства путем проведения повторного ремонта либо об отсутствии недостатков.

Акт осмотра составляется в день его проведения в трех экземплярах и вручается под подпись представителю станции технического обслуживания, представителю страховщика и потерпевшему. Если акт осмотра содержит вывод о возможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, вместе с таким актом потерпевшему вручается направление на ремонт для устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства, если соглашением, заключенным в письменной форме между страховщиком и потерпевшим, не выбран иной способ устранения указанных недостатков. Если акт осмотра содержит вывод о невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, устранение недостатков восстановительного ремонта осуществляется путем страховой выплаты.

параграфы 1 и 2 гл. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации

Контроль за соблюдением страховщиками порядка осуществления страхового возмещения осуществляет Банк России. В случае выявления несоблюдения страховщиком срока осуществления страхового возмещения или направления мотивированного отказа Банк России выдает страховщику предписание о необходимости исполнения установленных обязанностей.

Территориальным органом Банка России в Самарской области является Отделение по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации

Адрес: 443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 112

Тел.: (846) 332-03-25

Порядок подачи жалоб в Банк России законодательством об ОСАГО не установлен.

При таких обстоятельствах потерпевшему необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ

“О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”.

В обращении необходимо указать все имеющиеся по поставленному вопросу сведения (реквизиты договора страхования, сведения о страховом событии, номер выплатного дела и др.). Также к обращению необходимо приложить копии документов (при наличии), которые имеют значение для рассмотрения поставленных вопросов.

Разрешение споров в судебном порядке:

До предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.

Затем возможна подача искового заявления в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Всего комментариев: 2

После ДТП и получения страховых выплат, я получил уведомление о досрочном прекращении действий договора ОСАГО, в связи с гибелью транспортного средства(на основании пункта 1.13 Правил ОСАГО, утвержденных Банком России 19.09.2014 г. № 431-П). Автомобиль на ходу, я каждый день на нём езжу на работу и получается я ездил месяц без страховки. Что делать?

Добрый день! Вы можете обратиться в суд с заявление о признании факта прекращения договора ОСАГО — недействительным

Оставить комментарий Отменить ответ

Я застрахован по ОСАГО. У меня произошло ДТП. Я являюсь потерпевшей стороной. Мне необходимо обращаться в компанию виновника или можно в свою страховую компанию?

Если Вы являетесь пострадавшей стороной в результате ДТП, то за возмещением ущерба по ОСАГО требуется обращаться в свою страховую компанию, это прямое возмещение убытков (ПВУ). При этом должны выполняться 3 условия (в зависимости от даты ДТП):

ДТП произошло до 26 сентября 2017 г.:
1. в ДТП был вред причинен только транспортным средствам (не пострадали люди или другое имущество);
2. ДТП произошло в результате столкновения только двух транспортных средств (прицеп считается частью транспортного средства);
3. оба участника имеют действующие полисы ОСАГО.

ДТП произошло после 26 сентября 2017 г.:
1. * в ДТП был вред причинен только транспортным средствам (не пострадали люди или другое имущество);
2. * ДТП произошло в результате столкновения двух и более транспортных средств (прицеп считается частью транспортного средства);
* все участники ДТП имеют действующие полисы ОСАГО Если хотя бы одно из условий не соблюдается, то за возмещением ущерба необходимо обращаться в компанию виновника.

Потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая.

При этом срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года.

Я являюсь потерпевшим в ДТП, произошедшем по вине Вашего клиента. Куда я могу обратиться для подачи заявления о выплате?

Какие документы мне необходимо представить в страховую компанию для получения страховой выплаты по ОСАГО?

Для получения возмещения по ОСАГО Вам понадобятся оригиналы основных документов и документов о ДТП из ГИБДД, если происшествие было оформлено с участием сотрудников ГИБДД. Написать заявление может собственник транспортного средства или представитель по нотариальной доверенности, с правом получения страхового возмещения и предоставления интересов собственника в страховой компании.

Список основных документов:
1. Извещение о ДТП, заполненное и подписанное обоими участниками с лицевой стороны. С оборотной стороны участник заполняет свою копию извещения.
2. Свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства
3. Паспорт РФ заявителя.
4. Если страховой случай заявляет не собственник ТС, то нужна нотариальная доверенность, с правом предоставления интересов собственника и получения возмещения (для физических лиц)
5. Банковские реквизиты для выплаты возмещения (ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ,РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ ,КОР.СЧЕТ,БИК БАНКА,ИНН БАНКА,НАИМЕНОВАНИЕ БАНКА) (для физических лиц)
6. Полис ОСАГО и платежный документ, подтверждающий оплату полиса
7. Документы ГИБДД, если ДТП было оформлено в ГИБДД (более расширенная информация в п.6)

Для юридических лиц, дополнительно требуются:
8. Доверенность заявителя на право предоставления интересов собственника в страховой компании, заверенная печатью.
9. Распорядительное письмо на возмещение ущерба, заверенные печатью и подписью уполномоченного лица.
10. Копия договора или иного документа, подтверждающего аренду, лизинг или прокат транспортного средства.

Документы о ДТП
1. Постановление по делу об административном правонарушении (дополнительно протокол об адм. правонарушении, если составлялся) или Определение об отказе в возбуждении дела об адм. правонарушении
2. Приложение к вышеуказанным документам, если оно составлялось.
3. При причинении вреда жизни/здоровью может быть выдан протокол места совершения адм. правонарушения.
4. Обращаем внимание, что документах ГИБДД должны содержаться сведения о:
* ТС, участвовавших в ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, а при их отсутствии-VIN);
* водителях (фамилия, имя, отчество, место жительства);
* страховых полисах ОСАГО (серия, номер, наименование страховой организации);
* перечень видимых повреждениях транспортных средств.

Внимание! В соответствии с правилами ОСАГО водители транспортных средств, причастные к ДТП, обязаны заполнить бланки извещений о ДТП, независимо от оформления документов сотрудниками полиции.

Согласно венской конвенции о дорожном движении с поправками от 28.09.2004, для документов, содержащих информацию на национальном языке государства, требуется письменный перевод документов, заверенный нотариусом.

В отдельных случаях перечень документов может зависеть от гражданско-правовых отношений потерпевшего и причинителя вреда.

В течение 20 календарных дней с момента предоставления полного пакета документов и транспортного средства к осмотру в страховую компанию.

Выплата денежными средствами может быть произведена при наличии соглашения в письменной форме между страховщиком и выгодоприобретателем.

По всем вопросам обращайтесь, пожалуйста, в Службу контроля качества сервиса.

Я слышал, что небольшие ДТП можно оформлять без участия сотрудников ГИБДД. В каких случаях это возможно и получу ли я при этом страховую выплату?

Вы можете не вызывать сотрудников ГИБДД в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
1. ДТП произошло в результате столкновения только двух ТС;
2. В ДТП вред причинен только ТС, т.е. не причинен вред жизни/здоровью людей и не повреждено другое имущество (забор, гараж, отбойник и т.д.);
3. Ответственность обоих участников застрахована.

Оба участника ДТП обязаны в течение 5 рабочих дней передать свой экземпляр Извещения о ДТП в свою страховую компанию любым способом, подтверждающим доставку.

В ходе судебного разбирательства Верховный суд РФ установил, что потерпевший обратился в суд с иском к страховщику о взыскании суммы страхового возмещения, компенсации морального вреда и штрафа в размере 50% от присужденной суммы за неудовлетворение в добровольном порядке требования потребителя.

В обоснование иска истец сослался на то, произошло дорожно-транспортное происшествие, виновником которого являлся владелец другого автомобиля, в результате которого был поврежден принадлежащий истцу на праве собственности автомобиль. В добровольном порядке страховое возмещение не выплачено.

Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично. Суд удовлетворил все требования истца, однако присужденные суммы были ниже изначально заявленных истцом.

Суд апелляционной инстанции отменил данное решение и вынес новое –об отказе в удовлетворении иска. В кассационной жалобе истец ставит вопрос об отмене этого решения суда как незаконного.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения на кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.

Как установлено судом, произошло дорожно-транспортное происшествие, виновником которого был водитель другого автомобиля. В результате этого автомобилю истца причинены механические повреждения.

Истец направил в страховую компанию, застраховавшую риск наступления гражданской ответственности виновника аварии, заявление о страховой выплате с приложением заключения об оценке размера ущерба и документов об оплате расходов по проведению оценки.

Ответчик (страховая компания) направил истцу ответ о том, что страховая выплата не может быть произведена, поскольку истцом не представлен полный комплект документов, перечень которых утвержден Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (пункт 3.2).

Истец направил ответчику претензию, а затем обратился в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции исходил из того, что по вине водителя, гражданская ответственность которого застрахована у ответчика, произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю истца причинены механические повреждения. В связи с наступлением страхового случая истец своевременно обратился в страховую компанию с соответствующим заявлением. Выплата страхового возмещения ответчиком неправомерно не произведена. Размер причиненного ущерба определен судом на основании заключения судебной автотехнической экспертизы.

Рассматривая дело в апелляционном порядке, соответствующий суд факт наступления страхового случая под сомнение не поставил, равно как и установленный экспертом размер ущерба.

Отменяя решение суда и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции указал, что в ответ на поданную истцом претензию о выплате страхового возмещения ответчик уведомил его о необходимости представить в страховую компанию полный пакет документов, необходимых для признания случая страховым и выплаты страхового возмещения.

Поскольку истец представил страховщику не все необходимые документы, суд апелляционной инстанции, сославшись на разъяснения, содержащиеся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", указал, что со стороны истца имеет место злоупотребление правом и отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании со страховщика страхового возмещения, штрафа и компенсации морального вреда.

С выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Кроме того, в пункте 43 названного постановления разъяснено, что если потерпевшим представлены документы, которые не содержат сведения, необходимые для выплаты страхового возмещения, в том числе по запросу страховщика, то страховая организация освобождается от уплаты неустойки, финансовой санкции, штрафа и компенсации морального вреда (пункт 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из приведенных разъяснений Пленума следует, что непредставление потерпевшим необходимых документов освобождает страховщика от ответственности за невыплату страхового возмещения, однако само по себе не может являться основанием для лишения потерпевшего права на страховое возмещение при установлении факта страхового случая и размера причиненного ущерба.

Вопреки указанным разъяснениям, суд апелляционной инстанции, сославшись только лишь на неполное представление истцом документов страховщику, отказал ему не только во взыскании неустойки, штрафа и компенсации морального вреда, но и в праве на страховое возмещение, несмотря на то, что факт наступления страхового случая установлен судом и не оспорен ответчиком, а стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца определена на основании судебной автотехнической экспертизы.

Учитывая изложенное, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, вследствие чего решение суда апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Проверять стали тщательнее


Страховые компании стали тщательнее проверять данные, вносимые при оформлении электронных полисов ОСАГО. Если раньше проверки велись чаще всего выборочно, то теперь практически каждый договор проходит тотальное изучение после подписания по всем параметрам.

Оказалось, что не все знают о ловушке при оформлении страховки в режиме онлайн — если в данные даже случайно закрадется ошибка, страховая компания оформит полис, а вот когда неточность вскроется, расторгнет договор в одностороннем порядке.

ноутбук


В ЦБ объяснили, что недобросовестные страхователи могут указывать недостоверные сведения в отношении мощности транспортного средства, а также целей его использования.

Что говорят страховщики

Проверку проходят все полисы: указанные клиентом данные сверяют с теми, которые содержатся в государственных базах данных.

водитель


страховка

Практика тотальных проверок


страховая


Страховщик также заверил, что ошибочные расторжения полисов с добросовестными страхователями единичны и рассматриваются в индивидуальном порядке.

Как обманывают посредники

Водители могут остаться без денег и страховки не только из-за собственных ошибок. Иногда оформить ОСАГО по низкой цене предлагают недобросовестные посредники, якобы имеющие связи в страховых компаниях. Нередко оказывается, что такие помощники вовсе не связаны со страховым бизнесом. От имени владельца они просто заполняют заявку, занижая ключевые параметры и внося ложные данные о самом страхователе.

осаго


такси


Что делать добросовестному автовладельцу

Внести последующие изменения в договор е-ОСАГО можно с доплатой части премии страховщику — если правильные данные привели к ее увеличению. Если же окажется, что с правильными данными полис ОСАГО стоит меньше, то часть премии, напротив, вернут. В случае если договор расторгли по причинам, с которыми водитель не согласен, сами страховщики советуют обращаться к ним в офис, чтобы разобраться в ситуации.

страховка

А вот в Центробанке предлагают действовать более жестко и обращаться сразу к ним.

Читайте также: