Зачем гибдд фотографирует машину

Обновлено: 20.05.2024

Из тестового режима они планомерно перешли к полноценной работе. По сути, это люди-парконы, которые, в отличие от автомобилей, более мобильны и могут запросто обходить все хитрые приемы водителей. Так, у водителя автомобиля-паркона, которые курсируют по городу и делают фотографии нарушителей, нет возможности выйти из машины и снять бумажку, которой заклеен номер.

Пеший инспектор запросто может очистить автомобильные номера от бумажек, CD-дисков, визитных карточек близлежащих заведений и прочего хлама, которым автомобилисты защищают себя от возможного штрафа. А после — сфотографировать машину при помощи специального устройства фото- и видеофиксации.

Важно, что таких инспекторов интересуют только те водители, которые не оплачивают стоянку. Штраф составляет 2,5 тыс. руб. Нарушителями правил парковки занимается уже другое ведомство — Московская административная дорожная инспекция (МАДИ). Только ее представители имеют право вызывать эвакуаторы для составления протокола. Однако между этими смежными структурами постоянно идет сотрудничество и обмен данными.

Сейчас в отряде АМПП около 30 инспекторов. В ближайшее время планируется расширить штат до ста человек.

Блюстители парковочного порядка делятся на отряды по двое и выходят патрулировать московские улицы. Работают они в две смены: с восьми утра до двух часов дня и с двух часов дня до восьми вечера. Сейчас в зоне платной парковки разработано 20 маршрутов, которые постоянно контролируют инспекторы.

Они фиксируют абсолютно все автомобили, которые припаркованы на улице, вне зависимости от того, заклеен у машины номер или нет.

Все данные автоматически отправляются в информационный центр, где происходит их обработка. Вычисление должников происходит просто. Инспектор фотографирует номер автомобиля и его местоположение с тем, чтобы доказать, что машина находится в зоне платной парковки. Через 20 минут он снова возвращается на это же место и еще раз фиксирует все автомобили, находящиеся в зоне. Если человек уехал через 20 минут — штраф ему не выписывается, ведь это его законное время парковаться бесплатно. Если автомобиль на месте, а владелец оплатил парковку, то эта информация отобразится в центре обработки данных. Ну а если автомобиль попал в прицел инспекторов на этом же участке во второй раз и парковка не оплачена, начинается формирование штрафа — выписывается он в срок до 5 часов утра следующего дня. Пока инспекторы на всякий случай фотографируют машины по три раза.

Получается, что инспекторы не знают заведомо, кто попадет им в объектив — законопослушный гражданин или злостный неплательщик.

Инспекторы за работой

Итак, вооружившись одним из таких планшетов-парконов, выдвигаемся вместе с двумя инспекторами в центр Москвы. Наш путь проходит по Пятницкой улице, которая с недавнего времени стала пешеходной — здесь идет ремонт дороги и демонтаж знаков платной парковки. Проходим дальше в сторону улицы Балчуг.

«На фиксацию одной машины нам выделяется около 30 секунд, на переход от одного объекта к другому — 1,5 минуты,

Перед заведением заняты все парковочные места — на большинстве автомобилей номера действительно закрыты при помощи листов бумаги и других материалов, попавшихся бережливым водителям под руку. Инспекторы начинают очищать госзнаки и фотографировать машины, в основном это престижные иномарки. Навстречу нам двинулись было охранники, но, завидев журналиста и фотографа, не рискнули выйти из заведения, терпеливо дожидаясь, когда наш отряд уйдет.

Подходим к ним сами, и начальник отдела контроля городских парковок Данила Данилов вежливо начинает объяснять внушительному парню в черном костюме с короткой стрижкой, что теперь кроме мобильных парконов на улицах будут работать инспекторы и скрыться от штрафа не получится, поэтому лучше оплатить парковку.

Парень только хмурит брови и вздыхает: «Да я уже оплатил два штрафа за парковку, а на вашем сайте за мной до сих пор числится долг 5 тыс. рублей!

Мне лететь в Турцию через два дня, а меня из-за вас теперь не выпустят за границу. Прежде чем штрафовать, лучше бы настроили свою систему.

Мы отходим во дворы и, как требует того регламент, возвращаемся примерно через 20 минут. На парковке тем временем собралось несколько автовладельцев и охранников. Кто-то из них старательно возвращает спасительные бумажки на место. Другие, завидев нас, поспешно уезжают,

а один предприимчивый парень, не смущаясь, скручивает номера со своего Lacetti при помощи отвертки.

Предложение добираться домой на ночных автобусах и троллейбусах обладателю скромной иномарки явно не понравилось.

Двигаемся дальше в сторону Садовнической набережной — автовладельцы с недоверием смотрят на людей в серой форме, кепках и со значками на груди.

Фотографируем автомобили, выстроившиеся напротив административного здания. Кто-то быстро уезжает, кто-то подбегает и открывает багажник или закуривает, облокотившись на капот и закрыв номера собственным телом. Еще один способ скрыться от паркона, который уже не сработает в случае с инспекторами, — на улицы с односторонним движением поставить автомобиль так, чтобы в поле зрения не попал номер. Кто-то вовсе поставил по краям своего огромного Toyota Land Cruiser строительные конусы, полностью скрывающие номера.

Мужчина, сидящий в огромно белом джипе, опускает окно и убеждает, что фотографировать его не надо — он только остановился поговорить по телефону.

Тем временем инспекторы рассказывают, что четких требований к тому, сколько автомобилей в день необходимо зафиксировать, пока нет. Однако такую норму, скорее всего, введут. Но работа интересная, и многие спрашивают, есть ли возможность устроиться в штат.

Требования к претендентам довольно жесткие. Обязательно должно быть высшее образование, желателен опыт работы в государственных органах и силовых структурах — должен быть опыт общения с людьми и навыки по урегулированию конфликтов. А их случается немало.

📸 Фотографирование и выкладывание в интернет фото чужого неправильно припаркованного автомобиля

Размещение фотографий чужих автомобилей является достаточно спорной ситуацией – нередко фотографии размещаются их автором без учета того, что на самом деле они могут и не фиксировать конкретное нарушение правил дорожного движения (ПДД) со стороны того или иного водителя. Например, в общий доступ в сети интернет (не в специальные сервисы, которые действуют в крупных городах для облегчения процедуры контроля за соблюдением ПДД) выложена фотография автомобиля, припаркованного с нарушением требований Раздела 12 Правил дорожного движения. Но на фотографии видно только то, что автомобиль стоит с нарушениями.

Любительское фото – еще не доказательство вины

22 июня 2020 года Российская газета опубликовала на своем сайте позицию Верховного суда по аналогичному делу. Оспаривала решение нижестоящих инстанций владелица автомобиля, которую привлекли к ответственности за парковку на тротуаре на основании фотографии, где видно, что ее машина стоит на плиточном покрытии в окружении зеленых насаждений. Все суды, которые рассматривали это дело, решили, что раз автомобиль стоит на плиточном покрытии, то речь идет именно о тротуаре. Однако Верховный суд высказал позицию о том, что подобные любительские фотографии в качестве доказательства использоваться не могут.

Таким образом, если была сделана фотография автомобиля, который припаркован неправильно, то этот снимок не может служить однозначным доказательством нарушения правил дорожного движения и выступать в качестве основания для привлечения собственника транспортного средства к ответственности. Связано это с тем, что по фотографии (даже если речь идет о серии снимков) однозначно нельзя сделать вывод о том, что имеет место нарушение правил парковки. Более того, может быть ситуация, когда человек оставил автомобиль в неположенном месте по независящим от него причинам, например, в результате технической неисправности автомобиля.

🚗 Что можно сделать, если фото собственного автомобиля оказалось в свободном доступе в сети

Если собственник или водитель автомобиля увидел фото своего транспортного средства в свободном доступе в сети интернет, он может попытаться защитить свои персональные данные. В первую очередь это связано с тем, что такое размещение фотографии транспортного средства, в том числе с указанием того, что оно неправильно припарковано, может стать основанием для исключительно автоматизированной обработки таких персональных данных.

Если транспортное средство сфотографировано, а фото выложено в общий доступ в сети интернет с закрытыми номерными знаками, то нарушения законодательства в данном случае не будет. Если же фотография сделана так, что номерные знаки видны и по ним можно определить собственника транспортного средства, то здесь уже может начать действовать Кодекс об административных правонарушениях в части статьи 13.11 (часть 2).

Пример. Фотограф Баранкин, идя по улице, увидел автомобиль, принадлежащий Игнатьевой, который, по его мнению, был припаркован на тротуаре. Он сделал фотографию на свою фотокамеру и, придя домой, выложил сделанное фото в общий доступ в сети на одном из тематических форумов. Номерные знаки при этом закрыты не были. На основании данного фото было установлено, кому именно принадлежит данное транспортное средство. Фотография была в автоматическом режиме передана алгоритмом форума в специализированный сервис ГИБДД. В автоматизированном режиме данное фото было обработано, и Игнатьевой был выписан штраф.

Баранкин ответственность понести вряд ли сможет, так как он только сделал фотографию автомобиля и выложил ее в сеть. Он не указывал лично на какие-то персональные данные Игнатьевой, а обвинение в нарушении правил парковки было сформулировано им на основании его умозаключений, но без уточнения конкретных фактов.

Алгоритм действий

В случае если возникла подобная ситуация, как в приведенном примере с Баранкиным, можно попытаться добиться удаления этого фото, но для этого придется:

Как правило, подать заявление на удаление фотографии своего автомобиля можно в различные сервисы поддержки или администраторам тех социальных сетей, где это фото было размещено.


Сначала предыстория. Я уже писал, что моя книга появилась на свет во многом благодаря одному хорошему человеку, живущему в Германии. Именно его обширный архив фотографий мы взяли за основу. Среди сделанных им лично кадров с автосалонов и разных ретротусовок есть и машины, отснятые прямо на улицах. Взамен, в качестве очень скромной благодарности, я стал делать для него ответные фото – с российскими машинами, в основном Ладами. В Германии они нынче встречаются редко (особенно нестандартные комплектации вроде Бронто и так далее), а к тому же он ведет свой фанатский сайт – Lada в Германии.


Это фото, если не ошибаюсь, сделано на открытой парковке для посетителей мотор-шоу в Эссене, 2012 год. Автор — Олегыч с бенцклуб.ру


Симпатичная машина, кстати – и главное, на удачу оказалась чистой! Хотя не такая уж редкая для наших краев, где Нивы ездят в огромном количестве

Но! Неужели владельцы не понимают одной просто вещи. Человек, который снимает ваш автомобиль средь бела дня, подбирая ракурсы и свет, на парковке ТЦ или в другом людном месте (где множество видеокамер и живых свидетелей) – явно делает этого не для злого умысла. Если с Вашей машиной захотят что-то сделать, это сделают ночью во дворе. Это первое. И второе. Речь сейчас идет о Петрозаводске, где автомобили НЕ УГОНЯЮТ. Тем более Нивы. Также у нас крайне редки случаи, чтобы с авто украли, например, колеса…

Так чего они боятся? От кого прячутся? Почему видят в каждом встречном потенциального грабителя и вора? С удовольствием почитаю Ваши комментарии, особенно из других городов России и стран бывшего СССР.


Комментарии 507


Нет, а почему кто-то может щёлкать моё имущество без моего ведома и согласия ? Да мало ли кто вы есть и для какой цели . Я лично всегда разрешение спрашиваю у владельца авто . Развелось любопытствующих, журналюшки всякие шмыгают туда сюда .


Согласен с возмущением хозяина! Правильней перед съемкой спросить у владельца. Я бы не разрешил.

А что, обязаны разрешение спрашивать? Аргументируйте со ссылками на Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ.
Или просто понты?



Где тут понты? :)))
Я не ссылаюсь на закон.
Говорю о совсем других материях- о взаимном уважении, нормах морали.


В Петрозаводске какая то аномалия?


Вполне возможно. Поэтому мне интересно, как дело обстоит в других городах…


и правильно что штрафуют, представь себе ты заехал на парковку, тебе надо запарковаться есть одно место, но какой то мужак запарковал свою машину по диагонали на два прковочных места . И что в этот момент ты думаешь об хозяине данного авто .

Расскажу одну историю из личного, про два парковочных места.
Приехал домой, встал в карман между двумя джипами. Утром джипы уехали, на их место встали малолитражки и вот я уже "мудак занявший два места". Неплохо, да?
И получить за это штраф, по вашей логике, правильно, да?
Поверьте: каждый второй из героев-робингудов никогда не ставил себя на место нарушителя. И однажды, случайно попав в эту роль, удивляется и бесится, забыв свои похождения по ту сторону баррикад.


Ответ прост, два козла на джипах заняли каждый по полтора места, оставив между собой 2 по половине, а если б они припарковались как положено то тебе не пришлось бы нарушать . Но для таких случаев существует фотоаппарат фотографируешь парковку джипов, а потом свою машину на фоне джипов . Это рассматривается как необходимая парковка и не является нарушением.


У меня был неприятный случай, возможно, в том числе и по этой причине, люди не хотят афишировать свои номера. Тесть продавал машину, выложив фото на известных ресурсах не закрыв номера, через некоторое время позвонил потенциальный покупатель, перечислил задаток и попросил не продавать машину, пока он не приедет из командировки и пропал. Через месяц пришли опера с обыском, и увезли машину на штраф стоянку как вещ. док. Оказалось, что на такой же машине с такими же номерами ограбили ювелирный магазин. И вся семья имела потом большие проблемы!



Лично мое отношение к вопросу.



Потому что у нас -в Украине, России, Беларуси шторы на окнах, занавески, заборы по 3м.



Но ведь так было не всегда. И надеюсь, будет не всегда.


Потому что у нас -в Украине, России, Беларуси шторы на окнах, занавески, заборы по 3м.

Да давайте жить на распашку . Зачем шторы, зачем двери ? Чего там снимай фотографируй . Только потом неизвестно у кого в руках это окажется .


Расскажу свою историю.
В далеком 2007-8 гг. я гулял по Москве и щелкнул на телефон (тогда была Нокия) пару мерсов стоящих рядом с ГРЗ *777**77 и *777**77 (буквы не помню).
Успел дойти до метро и тут меня по плечу хлопают. Оказалась пару оперов. Пасли меня с момента запечатления фото, до метро. Одна из машин оказалась оперативной.
После Этого желание фоткать чужие авто пропала. Хотя фоткаю редко, но аккуратно.



Идиотизм какой. Пока он на работе что мешает его машину для наводки сфоткать?

Не ну типа просто шел мимо, знает, что нужна новая белая нива и тут бац! Она.

Снял, место и время запомнил.


Номерограм всему виной и подобные системы =)))
Хотя если ты ищешь машину это наоборот плюс =)))




Бин, как же точно подмечено, человек с фотоаппаратом — шпион. Я в школе был фотографом стенгазеты. Чуть не попал в застенки НКВД. Как сейчас помню: субботник (такой рудимент совка, мрачный отголосок ГУЛАГа) все учащиеся и многие преподаватели что то грабляют, копают, тачками возят, а я ходю и всё это фотографирую. Подходит директор школы, и спрашивает что это такое я делаю. Я гордо отвечаю — фотографирую, и тут вся жизнь проносится перед глазами, кусок красного знамени, повязанного на колене рваных брюк, этот же пионерский галстук, применённый как маска от пыли пионеров дикого запада, буржуазные часы Монтана с музыкой — точно от 15 лет и выше…а может и не проносится, мужик в пиджаке, он же по совместительству директор школы, меняет тон с приказного и говорит: а, да, ну старайся, потом посмотрим как получилось. Жуткое время было, как вспомню так вздрогну. То то спустя 30 лет. Буквально 50-60 км западней Белгорода забудешь полосатую чёрно-оранжевую ленточку, повязанную на зеркало заднего вида и всё, свободен, ходишь пешком, радуешься, вот вот накроет Европейское будущее.



Потому что у папуасов так заведено. Пришел незнакомец и щелкает коробкой, значит хочет украсть твою душу. Или твоего коня сглазить. Катастрофическое падение уровня образования, приводит к массовым психозам и отсутствию умения пользоваться межушным ганглием. Поэтому и появляется мания преследования. А отсутствие своего места в жизни компенсируется призрачным ощущением личного пространства вокруг своего автомобиля. И нельзя никому позволять лишнего, а то мало ли что! Грустно это все, очень!



Нет, вот у папуасов как раз всё наоборот. У них как у обезьян в клетке всё нараспашку .


Да всё равно фотают мою машиеу или нет. Даже может немного льстит. Значит не совсем обычная.
Так что я не против. А когда ездил на буханке на 35х в городе так вообще все оборачивались.

Верховный суд дал разъяснения, полезные каждому водителю. Речь идет о спорных случаях штрафа на основе фотовидеофиксации нарушения правил. Верховный суд решил: в таких случаях одной фотографии мало. И ГИБДД, и судьи должны доказывать факт нарушения.

Если камера не может зафиксировать факт нарушения правил, то и штрафа быть не должно. Фото: Александр Корольков/ РГ

Если камера не может зафиксировать факт нарушения правил, то и штрафа быть не должно. Фото: Александр Корольков/ РГ

Суть же проблемы заключается в том, что именно для собственников машин сделано исключение из нерушимого правила презумпции невиновности. То есть в случае вынесения ему штрафа он сам должен доказать, что ничего не нарушал. Практика наказания водителей развивается довольно странным образом, и некоторые инспекторы ГАИ, а также судьи считают, что бремя доказания невиновности при нарушении правил лежит на самом водителе. Однако Верховный суд по-другому посмотрел на эту ситуацию.

Предположим, на фотографии видно, что водитель движется с неправильной стороны от двойной сплошной. Он точно нарушает правила. Или на фотографии видно, как водитель разворачивается через сплошную. Это случаи бесспорные. А вот как быть в ситуациях, когда на фотографиях не видно ничего, кроме самого автомобиля?

Где доказательства нарушения правил? А главное, каких конкретно? Если речь идет о превышении скорости - это показания радаров. А если речь идет о нарушении разметки или знаков? Верховный суд посчитал, что в спорных ситуациях судьи должны изучать все обстоятельства дела.

Такое произошло и с Денисом Асташиным, который получил "письмо счастья" от Центра автоматизированной фотовидеофиксации ГИБДД Самарской области. На снимке машина едет по прямой. А в постановлении указано, что он совершил нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.16 КоАП, то есть поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. За что на него наложен штраф в тысячу рублей.

Так как пояснений в письме, что же именно нарушил Асташин, не было, он решил обжаловать это постановление.

Но суд первой инстанции посчитал, что водитель допустил поворот налево в нарушение требований, предписанных дорожным знаком 5.15.1 "Направления движения по полосам". При этом сослался на письменный отзыв инспектора центра.

Инспектор указал, что "на фотоматериале, хранящемся в официальной базе данных, отображено, что водитель допустил проезд из правого ряда налево, проигнорировав требования, предписанные дорожными знаками и разметкой проезжей части дороги".

Также суд указал на обязанность по доказыванию невиновности собственника машины. А он таких доказательств не представил. С судом первой инстанции согласилась и апелляционная. Однако не согласился Верховный суд.

Он отметил, что из представленных в деле фотографий усматривается лишь то, что автомобиль якобы нарушителя движется прямо, пересекая стоп-линию.

Вмененный водителю поворот налево или разворот в неположенном месте или с нарушением правил на снимках не запечатлен.

Фото: depositphotos.com

Кроме того, в постановлении не указано, какое именно нарушение совершил Асташин: требования чего конкретно он нарушил? Какие знаки или какая разметка запрещала ему совершить данный маневр в этом месте дороги? Есть только ссылка на отзыв инспектора ЦАФАП. Также на снимках нет знаков, на которые ссылается автоинспектор.

При этом суд первой инстанции, а также апелляционный не запрашивали дислокацию дорожных знаков и разметки на данном участке дороги.

Кроме того, он не допросил инспектора. А отзыв этого инспектора был приобщен к делу в виде незаверенной должным образом копии. То есть такой документ не может служить доказательством и вообще не мог быть приобщен к делу.

Что же касается исключения из презумпции невиновности, то разбирательство по делу не отменяет необходимость суда выяснить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Одной статьей об исключении необходимости доказывания, кто был за рулем, Кодекс об административных правонарушениях не исчерпывается. Например, есть требования статей 24.1, 26.1 КоАП о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также требования статей 26.2, 26.11 Кодекса о непосредственности исследования доказательств. Так вот они при рассмотрении дела в нижних инстанциях соблюдены не были. А есть еще другие статьи КоАП, направленные на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях. И на это не раз указывал в своих определениях Конституционный суд.

Из фотографий в деле усматривается лишь то, что автомобиль нарушителя движется прямо, пересекая стоп-линию

Такое распределение обязанностей по доказыванию факта нарушения правил, как указал Верховный суд, не освобождает ни уполномоченные органы, то есть ГИБДД, ни суды от сбора и предоставления необходимых доказательств нарушения правил.

Верховный суд также напомнил, что любые сомнения в виновности того или иного лица толкуются в пользу обвиняемого.

Но всех этих установленных законом требований не исполнил ни суд первой инстанции, ни апелляционный.

А поэтому Верховный суд отменил все решения нижестоящих судов по этому делу, а также само постановление о штрафе. А производство по делу прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств.

Верховный суд еще раз пояснил, что для решения о нарушении только фотографии еще недостаточно. Необходимо исследовать и другие доказательства. А раз их нет, то трактовать все сомнения следует в пользу обвиняемых. При обжаловании "писем счастья" суды обязаны исследовать все обстоятельства дела.

Понятно, что из-за штрафа в 500 рублей не каждый водитель пойдет жаловаться. Но даже малое количество жалоб должно быть серьезным сигналом местным властям и ГИБДД о том, что у них что-то неправильно работает.

Читайте также: