Время реакции водителя при управлении автомобилем это

Обновлено: 18.04.2024

Случаются чрезвычайные ситуации, когда автомобилисту необходимо быстро и безопасно затормозить машину. Большинство водителей знают, какое тормозное расстояние указано производителем средства передвижения, т. е., например, оно должно останавливаться со скоростью 100 км/ч на расстоянии 36 м. Однако при этом вряд ли кто-то учитывает время реакции водителя.

  • Что такое время реакции
  • Ситуации, требующие реакции водителя
  • Среднее время реакции в секундах
  • Этапы реакции
  • Факторы, влияющие на время реакции
    • Влияние утомления на реакцию

    Что такое время реакции

    Иногда возникает необходимость остановить автомобиль как можно скорее: например, неожиданно вышел на дорогу пешеход, и водитель должен принять правильное решение в доли секунды. Стоит задуматься над тем, на что человек тратит время в такой стрессовый момент и как минимизировать эти потери.

    Важно! Водитель транспортного средства обязан снизить скорость, приближаясь к детской площадке, школе или передвигаясь по жилому микрорайону.

    Время физического отклика у большинства людей за рулём одинаковое. Тем не менее, значительные индивидуальные различия касаются длительности психологического ответа. Этот период может варьироваться от 0,3 до 1,7 сек., причём последнее относится к опытным автомобилистам.


    Ситуации, требующие реакции водителя

    Правила дорожного движения требуют от человека, управляющего авто, осторожности или особой внимательности, в зависимости от ситуации. Полицейская статистика утверждает, что в населённых пунктах водители замечают пешеходов на расстоянии около 35 м.

    Чистая математика в сочетании с законами физики показывает, что если машина движется со скоростью более 50 км/ч, у неё нет шансов замедлиться и она столкнётся с идущим, поэтому в границах городов и посёлков стоит ограничение скорости для транспортных средств: им можно передвигаться не быстрее 50 км/ч.

    Знаете ли вы? История автомобиля началась в XV веке, когда гениальный Леонардо да Винчи создавал проекты и модели первых транспортных средств.

    Особое внимание от автомобилиста требуется во время:


    Среднее время реакции в секундах

    В среднем предполагается, что время реакции отдохнувшего водителя составляет 1 сек. Кажется, немного, но за этот короткий промежуток на скорости 100 км/ч машина преодолеет расстояние в 28–36 м. Таким образом, время реакции человека, сидящего за рулем, означает, что он ничего не делает, проезжая эти метры.

    Во время занятий в автошколе учащиеся узнают, как машина ведёт себя с одинаковым временем реакции водителя в зависимости от скорости. Например, на мокрой поверхности со скоростью 50 км/ч время отклика составляет 14 м пройденного расстояния и 11 м тормозного пути. Таким образом, общее торможение автомобиля составляет 25 м. Однако при скорости 70 км/ч время реакции составляет около 20 м, а торможение — 22 м. В результате это показатель увеличивается почти вдвое!

    Наблюдения полицейских инспекторов показывают, что большинство автомобилистов пренебрегают скоростью, которую они достигают в движении по трассе. И даже если они вовремя и правильно тормозят, то часто забывают о способе остановки машины, который также состоит из дороги, преодолённой во время реакции водителя.

    Важно! Участник дорожного движения обязан проявлять осторожность и избегать любых действий, которые могут поставить под угрозу безопасность или порядок на дороге, а также затруднить движение другого транспорта.

    Этапы реакции

    Действие водителя, который сидит за рулём автомобиля, состоит из двух составляющих — психической реакции и реакции. Сначала он видит, что дорожная ситуация требует действий. После анализа всех факторов становится ясно, какими должны быть оптимальные действия. Результатом такого мыслительного процесса является принятие правильного решения. Если это торможение, то включается второй этап мышления, а именно: человек передвигает ногу на педаль тормоза и нажимает на неё.

    Факторы, влияющие на время реакции

    Время реакции зависит от нескольких факторов. В первую очередь, определяющими являются личные качества: хорошее зрение, способность воспринимать и ассоциировать, физическая подготовка, настроение, врождённый темперамент, текущее самочувствие (в том числе усталость). Человек действует быстрее, если у него есть естественные и хорошо развитые рефлексы.

    Несомненно, водитель будет реагировать быстрее, если ситуация, требующая экстренного торможения, проста и прозрачна, а также хорошо известна из практики.


    Типичный пример — пешеход, внезапно появляющийся на пути машины. Задержка реакции водителя обычно происходит из-за отвлечения его внимания. Например, он беседует с пассажирами, зажигает сигарету, разговаривает по мобильному телефону или проявляет интерес к человеку, сидящему рядом. Время реакции также увеличивается, когда обстоятельства нетипичны или автомобилист не может хорошо видеть препятствие.

    Влияние утомления на реакцию

    Вероятность участия в аварии уставшего водителя почти в 8 раз выше, чем у отдохнувшего человека. Статистика показывает, что усталость является причиной примерно 10–15% серьёзных дорожно-транспортных происшествий. Это состояние приводит к снижению настороженности и увеличению времени реакции, а также может привести к ошибочному считыванию сигналов, подаваемых другими участниками движения, и, как следствие, к неправильному реагированию на них.

    Утомление не всегда вызвано слишком большим количеством времени, проведённого за рулем. Причиной может быть также недосыпание, стресс и даже время суток, когда происходит движение, потому что в определённые моменты времени человек более сонлив, чем обычно, что связано с биологическим ритмом тела. Наибольший риск засыпания за рулем — с полуночи до 6.00 (особенно в 4.00) и примерно через половину суток — с 13.00 до 16.00.


    Исследования показывают, что уставшие люди едут менее плавно и часто совершают резкие движения рулём. Они также могут неосознанно сдвигать автомобиль на соседнюю полосу движения, что создаёт риск столкновения с транспортным средством, находящимся рядом. Этот фактор также влияет на настроение автомобилиста, он быстрее раздражается и реагирует излишне агрессивно. Чаще всего утомляются водители в возрасте до 25 лет, люди, которые нерегулярно спят или работают в различные смены, те, кто ездит ночью, водит автомобиль на дальние расстояния и профессионалы.

    Советы водителям

    Безопасное движение является сложной задачей, на которую имеет влияние множество дополнительных факторов. Причиной могут быть человеческие ошибки, поломки машины или ямы на дорогах, и каждая характеризуется своими особенностями и требует индивидуального подхода. Непрерывная оценка эффективности водителем своих действий позволяет выбрать решение, способствующее повышению безопасности дорожного движения.

    Узнайте также: какие нарушения ПДД фиксируют камеры.

    Советы, следование которым поможет сделать дорожное движение безопасным, приведены ниже:


    Скорость и время отклика являются двумя ключевыми факторами, которые определяют, успеет ли автомобилист остановить транспорт или столкнётся с препятствием. Даже небольшое увеличение скорости значительно увеличивает тормозной путь, и к этому необходимо добавить время реакции водителя. Вот почему так важно, чтобы перед поездкой человек был максимально отдохнувшим или же делал частые остановки в дороге, что позволит ему дольше сохранять концентрацию внимания.

    фото к вопросу 676 билета номер 1

    Такая ситуация опасна вследствие возникновения момента сил, стремящегося развернуть автомобиль. Старайтесь выполнить действия, указанные в третьем ответе.

    фото к вопросу 677 билета номер 1

    1. Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства
    2. Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию
    3. Время, необходимое для переноса ноги с педали управления подачи топлива на педаль тормоза

    фото к вопросу 678 билета номер 2

    Исключает ли антиблокировочная тормозная система возможность возникновения заноса или сноса при прохождении поворота?

    1. Полностью исключает возможность возникновения только заноса
    2. Полностью исключает возможность возникновения только сноса
    3. Не исключает возможность возникновения сноса или заноса

    фото к вопросу 679 билета номер 3

    1. Уменьшите подачу топлива, рулевым колесом стабилизируете движение
    2. Притормозите и повернёте рулевое колесо в сторону заноса
    3. Слегка увеличите подачу топлива, корректируя направление движения рулевым колесом
    4. Значительно увеличите подачу топлива, не меняя положения рулевого колеса

    фото к вопросу 680 билета номер 4

    Что следует предпринять водителю для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге?

    1. Быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения
    2. Выключить сцепление и повернуть рулевое колесо в сторону заноса
    3. Нажать на педаль тормоза и воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения

    фото к вопросу 681 билета номер 5

    1. Обойти автомобиль спереди
    2. Обойти автомобиль сзади
    3. Допустимы оба варианта действий

    Правила не регламентируют действия водителя при его высадке из автомобиля. Но учитывая условия обеспечения безопасности дорожного движения в подобных ситуациях в большинстве случаев следует обойти автомобиль сзади, чтобы иметь возможность видеть ТС, движущиеся в попутном направлении. Главное условие безопасности при выходе из автомобиля в подобных ситуациях – действия водителя и других лиц не должны быть неожиданностью для других водителей.

    фото к вопросу 682 билета номер 5

    1. Большим, чем в действительности
    2. Соответствующим действительности
    3. Меньшим, чем в действительности

    При движении в условиях тумана расстояние до предметов представляется большим, чем в действительности. Объясняется это психологическим фактором. Человек всё сравнивает с привычными, обычными условиями, в которых он проводит большую часть времени, т.е. с дневными условиями.

    фото к вопросу 683 билета номер 6

    В случае остановки на подъеме(спуске) при наличии обочины можно предотвратить самопроизвольное скатывание автомобиля на проезжую часть, повернув его передние колеса в положение:

    Правила дорожного движения придумали не вчера, но неужели за такое время их творцы так и не смогли определить безопасное расстояние между двумя автомобилями, которые движутся в одном направлении в метрах? Огромное количество редакций ПДД не приводит и намека на конкретные метры, а говорит о том, что правильная дистанция — это такое расстояние, при котором водитель может предотвратить ДТП. А это значит, что на определение дистанции должны влиять как минимум:

    • состояние дорожного покрытия;
    • скорость движения автомобиля, и одного, и второго;
    • опыт и возможности, время реакции водителя;
    • техническое состояние автомобиля;
    • условия освещенности дорожного полотна;
    • дождь, туман, пыль, голуби, кошки и прочие факторы, которые предусмотреть сложно.

    Видеоурок по дистанции между автомобилями

    Единственным светлым пятном с красной окантовкой служит знак номер 3.16, указывающий точную дистанцию в метрах, которая должна соблюдаться между двумя автомобилями в потоке. Только знак этот устанавливают не везде, а исключительно в тех местах, где на небольшом участке трассы сконцентрированы резкие повороты, подъемы и спуски, опасные препятствия, и возможны непредвиденные или неконтролируемые природные явления, такие, как селевые потоки, лавины и камнепады, например. Также такой знак может быть установлен в противоположных случаях, когда на определенном участке разрешена высокая скорость. Здесь тоже все объяснимо. Соблюдение указанной дистанции сможет предотвратить столкновение на высоких скоростях. Знак ограничения дистанции может носить временный характер, тогда он имеет желтый фон и у него по умолчанию приоритет над иными знаками и табличками.

    Факторы формирования реакции водителя


    Реакция водителя – это не только своевременное торможение при возникновении затора, резком торможении впереди идущего автомобиля, но и сложные механизмы по оцениванию дорожной обстановки. На дороге порой дело заключается в доле секунд, которых как раз может и не хватить.

    Реакция водителя в отношении автомобиля рассматривается с научной точки зрения как то время, через которое водитель предпринял меры по избеганию ДТП от того момента, когда заметил опасность

    На возможность своевременно обратить внимание на подобные обстоятельства влияет ряд факторов. В таком случае время реагирования разделяют на 2 фазы: первая – это комплекс реакций организма, направленных на выявление опасности и передачу сигнала головному мозгу для того, чтобы начать действовать

    Вторая фаза моторная – это непосредственно действия водителя для остановки автомобиля. Первая фаза может занимать разное время у человека, вторая практически у всех одинакова.

    Даже короткое время реагирования не всегда является гарантией того, что удастся избежать аварии, поскольку опасность может возникнуть неожиданно, и тормозной путь может оказаться больше, чем расстояние до предмета на дороге. Непосредственно на тормозной путь в свою очередь влияет скорость движения, время года, дорожное покрытие, уровень влажности дорожного покрытия.


    Некоторые люди от природы обладают медлительностью, и это может обозначать повышенную угрозу на дороге. Это может иметь отношение к типу характера человека: сангвиники и холерики быстрее реагируют на происходящее, флегматики и меланхолики медленнее. Компенсировать медлительность может увеличение внимания при управлении транспортным средством.

    Время реакции зависит от обладания человеком необходимых:

    Реакция человека замедляется в случае усталости, недосыпания, в ходе стресса, нахождения в депрессии, в случае приема определенных лекарственных препаратов.

    Что такое время реакции

    Иногда возникает необходимость остановить автомобиль как можно скорее: например, неожиданно вышел на дорогу пешеход, и водитель должен принять правильное решение в доли секунды. Стоит задуматься над тем, на что человек тратит время в такой стрессовый момент и как минимизировать эти потери.

    Важно! Водитель транспортного средства обязан снизить скорость, приближаясь к детской площадке, школе или передвигаясь по жилому микрорайону.

    Время физического отклика у большинства людей за рулём одинаковое. Тем не менее, значительные индивидуальные различия касаются длительности психологического ответа. Этот период может варьироваться от 0,3 до 1,7 сек., причём последнее относится к опытным автомобилистам.

    Советы водителям

    Безопасное движение является сложной задачей, на которую имеет влияние множество дополнительных факторов. Причиной могут быть человеческие ошибки, поломки машины или ямы на дорогах, и каждая характеризуется своими особенностями и требует индивидуального подхода. Непрерывная оценка эффективности водителем своих действий позволяет выбрать решение, способствующее повышению безопасности дорожного движения.

    Узнайте также: какие нарушения ПДД фиксируют камеры.

    Советы, следование которым поможет сделать дорожное движение безопасным, приведены ниже:

    Будьте бдительны — нужно рассматривать ПДД как руководящие принципы, а не строгие приказы, и знать, в каких ситуациях они применяются
    Всегда важно оставлять себе возможность выбрать правильный вариант для каждого случая.

    Быть хозяином ситуации — помнить, что безопасность на дороге зависит не только от автомобиля, но и от водителя
    Всегда стоит принимать во внимание всё, что происходит вокруг, а также собственные навыки вождения и тип ведомого автомобиля. Находясь за рулём, стоит позаботиться о своей концентрации и внимании.

    Контролировать свой страх — люди нередко теряются и пугаются при возникновении трудной ситуации на дороге
    Однако уверенные навыки вождения, логическое мышление и хорошие привычки помогут взять под контроль проблему.

    Не отвлекаться — во время движения следует принимать во внимание всё окружающее водителя. Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним. Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону.

    Ожидание неожиданного — опыт дорожного движения и понимание событий, происходящих на трассе, позволяет увидеть первые сигналы о ситуации, которая может привести к аварии. Стоит помнить, что не каждая катастрофа неизбежна.

    Медленное движение — путешествие в спокойном, разумном темпе даст достаточно времени и пространства для реакции, если что-то случится на дороге.

    Управление рулевым колесом — большинство водителей не уделяют достаточного внимания тому, что происходит с рулём во время вождения

    Определение своих возможностей и ограничений — важно правильно оценивать свой уровень, как водителя, и не бравировать, пытаясь выйти за безопасные пределы своих умений.

    Скорость и время отклика являются двумя ключевыми факторами, которые определяют, успеет ли автомобилист остановить транспорт или столкнётся с препятствием. Даже небольшое увеличение скорости значительно увеличивает тормозной путь, и к этому необходимо добавить время реакции водителя

    Вот почему так важно, чтобы перед поездкой человек был максимально отдохнувшим или же делал частые остановки в дороге, что позволит ему дольше сохранять концентрацию внимания

    Время реакции водителя

    В ходе многочисленных исследований было установлено, что среднее время реакции водителей колеблется в интервале 0,3 – 1,5 с. Разброс временных значений, равный 1,2 с, выраженный в разности дистанций тормозного пути составляет 20 м (при скорости 60 км/ч и нормальном сухом дорожном покрытии). Именно эти 20 м (а в некоторых случаях достаточно и более короткого расстояния) могут стать причиной совершения ДТП. Однако следует учесть, что значение реакции не является постоянной величиной для человека. На ее конечное значение влияет множество факторов, некоторые из которых человек способен скорректировать в сторону улучшения, а другие являются индивидуальными характеристиками организма.

    Среди основных факторов, влияющих на продолжительность реакции, можно выделить трудность в принятии решения (зависит от степени нетипичности аварийной обстановки), пол, возраст, стаж вождения (опыт), состояние организма (здоров, болен, эмоционально напряжен, утомлен и др.), концентрацию внимания на опасных факторах и индивидуальные психологические особенности личности водителя, а также климатические факторы и время суток.

    Пол и возраст водителя оказывают влияние на зрительно-моторную реакцию. До 25 лет она составляет в среднем 0,17 с для простой и 1,54 с для сложной реакции, а к 60 годам достигает 0,26 с для простой и 2,04 с для сложной реакции. Такое различие вызвано тем, что для сложной реакции характерен выбор правильного решения из множества вариантов. Именно на этот показатель сильно влияет опыт вождения.

    Время простой реакции у женщин и мужчин не сильно отличаются, для сложной же реакции женщинам требуется в среднем 2,82 с, в то время как у мужчин этот показатель составляет 1,82 с. Также выявлена зависимость между временем реакции и типом высшей нервной деятельности водителя. Так у холериков этот показатель на 25 – 30 % ниже, чем у флегматиков, однако количество ошибочных действий у них было больше.

    Суточная зависимость времени реакции является результатом преобладания тормозящих процессов в коре головного мозга в ночной период. Поэтому ночью время реакции увеличивается на 20 – 25 % по сравнению с оптимальным, наблюдаемым с 7 часов до 13 часов.

    Зависимость реакции от дозы спиртного


    Головной мозг первым принимает на себя удар при употреблении спиртного, и процессы торможения начинаются в нем уже при минимальном количестве выпитого. Однако многие полагаются на свой профессионализм и удачу и не видят ничего плохого в том, чтобы слегка употребить.

    По статистике, среди всех случаев аварий почти половина виновников находились в нетрезвом виде. Среди всех нетрезвых водителей большинство имеют в крови именно небольшие показатели спиртного. При таком небольшом количестве алкоголя человек не замечает действия спиртного, в то время как повышается желание показать профессионализм, просыпается страсть к лихачеству. Водитель начинает водить в агрессивной манере, что значительно осложняет другим движение. Возникает неадекватная реакция на происходящее на дороге, порой сложность ситуации не воспринимается должны образом, что и приводит к печальным последствиям.

    Чем больше дозировка алкоголя, тем медленнее способность реагировать на раздражители. Реакция замедляется в разы, достигая порога в 2-4 раза. У трезвого здорового человека время реагирования при обычных дорожных условиях и заблаговременном обнаружении препятствия должно составлять в среднем 0,8 с. Если реакция 1,2 с, то речь идет об утомлении, либо других факторах, замедляющих реакцию. При получении информации заранее время сокращается до 0,6 с. Можно представить, что будет при таком увеличении времени.


    При значительном опьянении водители часто стараются вести себя аккуратно, чтобы не обращать на себя внимания других участников дорожного движения. Однако в отличие от небольшого количества алкоголя, когда причина ДТП психологическая, при большой дозе приема организм перестает себя контролировать, внезапно накатывается сонливость, слабость.

    Нарушение времени реакции при алкогольном опьянении связано еще и с тем, что после приема спиртного нарушается деятельность зрительного анализатора:

    • Глаза могут не воспринимать определенные цвета;
    • Нарушается острота зрения;
    • Ухудшается способность оценки расстояния до предмета.

    Оценивание роли дозы алкоголя в данном случае субъективно, поскольку даже трезвый водитель может поздно заметить препятствие из-за дорожных, погодных условий, если оно возникло внезапно непосредственно перед автомобилем. Поэтому рассчитать это время точно бывает проблематично.

    Время реакции в ответ на препятствие на дороге замедляется независимо от дозы алкоголя, только происходит это разными механизмами, что не уменьшает количество ДТП на дорогах.

    Факторы, влияющие на время реакции

    Время реакции зависит от нескольких факторов. В первую очередь, определяющими являются личные качества: хорошее зрение, способность воспринимать и ассоциировать, физическая подготовка, настроение, врождённый темперамент, текущее самочувствие (в том числе усталость). Человек действует быстрее, если у него есть естественные и хорошо развитые рефлексы.

    Несомненно, водитель будет реагировать быстрее, если ситуация, требующая экстренного торможения, проста и прозрачна, а также хорошо известна из практики.

    Типичный пример — пешеход, внезапно появляющийся на пути машины. Задержка реакции водителя обычно происходит из-за отвлечения его внимания. Например, он беседует с пассажирами, зажигает сигарету, разговаривает по мобильному телефону или проявляет интерес к человеку, сидящему рядом. Время реакции также увеличивается, когда обстоятельства нетипичны или автомобилист не может хорошо видеть препятствие.

    Влияние утомления на реакцию

    Вероятность участия в аварии уставшего водителя почти в 8 раз выше, чем у отдохнувшего человека. Статистика показывает, что усталость является причиной примерно 10–15% серьёзных дорожно-транспортных происшествий. Это состояние приводит к снижению настороженности и увеличению времени реакции, а также может привести к ошибочному считыванию сигналов, подаваемых другими участниками движения, и, как следствие, к неправильному реагированию на них.

    Утомление не всегда вызвано слишком большим количеством времени, проведённого за рулем. Причиной может быть также недосыпание, стресс и даже время суток, когда происходит движение, потому что в определённые моменты времени человек более сонлив, чем обычно, что связано с биологическим ритмом тела. Наибольший риск засыпания за рулем — с полуночи до 6.00 (особенно в 4.00) и примерно через половину суток — с 13.00 до 16.00.

    Исследования показывают, что уставшие люди едут менее плавно и часто совершают резкие движения рулём. Они также могут неосознанно сдвигать автомобиль на соседнюю полосу движения, что создаёт риск столкновения с транспортным средством, находящимся рядом. Этот фактор также влияет на настроение автомобилиста, он быстрее раздражается и реагирует излишне агрессивно. Чаще всего утомляются водители в возрасте до 25 лет, люди, которые нерегулярно спят или работают в различные смены, те, кто ездит ночью, водит автомобиль на дальние расстояния и профессионалы.

    Алкоголь – враг водителя 1

    Не будем в очередной раз агитировать вас за трезвость. Думаем, что вам
    небезынтересно ознакомиться с научными данными по некоторым наиболее часто
    возникающим вопросам пития.

    Зависят ли степень и скорость опьянения от вида
    спиртного напитка?

    Степень опьянения зависит, во-первых, от количества выпитого, а во-вторых, от
    содержания в нем алкоголя

    Когда речь идет о количестве выпитого, нельзя не
    принимать во внимание и его качество. Так, например, углекислота способствует
    всасыванию алкоголя

    Предохраняет ли от опьянения смешивание крепкого
    спиртного напитка с водой или соком?

    Нет. Независимо от того, что смешивается со спиртным напитком, количество
    алкоголя в нем остается прежним.

    Можно ли избежать опьянения, если, перед тем как пить,
    хорошо поесть?

    Алкоголь растворяется в крови без участия органов пищеварения. И хотя сытый
    желудок несколько замедляет скорость растворения алкоголя в крови, опьянение
    наступит все равно, только несколько позже.

    От чего зависит степень опьянения?

    С одной стороны, от количества выпитых спиртных напитков и их крепости, а с
    другой – от массы тела пьющего и времени, прошедшего с момента выпивки. В теле
    более массивного человека содержится и большее количество воды. Поэтому при
    одинаковой дозе спиртного процент содержания алкоголя будет больше у того, кто
    весит меньше.

    Можно ли ускорить процесс выведения алкоголя из
    организма?

    На отрезвление человека реально влияет только время. Организм освобождается
    от алкоголя путем его окисления и последующего выведения. Печень выводит около
    90% алкоголя. Небольшое количество алкоголя выводится через легкие, потовые
    железы, почки. На окисление алкоголя необходимо время. Поэтому ни один из таких
    способов, как холодный душ, прогулка на свежем воздухе, чашка черного кофе, не
    ускоряет процесс выведения алкоголя из организма.

    Когда можно садиться за руль?

    Если вы выпили, придется повременить с вождением. Учтите, что плохое
    настроение (или состояние) может увеличить указанные значения почти в 2 раза.

    водитель имел объективную возможность заранее обнаружить признаки вероятного возникновения препятствия, с достаточной точностью определить место, где могло появиться препятствие, момент возникновения и характер препятствия, а также необходимые меры по предотвращению ДТП;

    от водителя требовалось особое внимание к ДТС. Он должен был постоянно наблюдать за местом вероятного возникновения препятствия и подготовиться к принятию необходимых мер по предотвращению ДТП.

    Начало движения в направлении полосы сле-дования ТС ребенка, находившегося на дороге в поле зрения водителя;

    выход пешехода на нерегулируемый пешеходный переход или на проезжую часть данного направления на перекрестке в месте, где переход разрешен;

    выход пешехода на регулируемый пешеходный переход или проезжую часть данного направления на регулируемом перекрестке на разрешающий сигнал светофора (регулировщика);

    - водитель имел объективную возможность заранее обнаружить явные признаки вероятного возникновения препятствия, но мог не иметь возможности заранее определить с достаточной точностью место, где могло появиться препятствие, момент возникновения и характер препятствия, а также необходимые меры по предотвращению ДТП;

    - от водителя требовалось повышенное внимание к ДТС. Он не должен был отвлекаться от наблюдения за ней.

    Выход пешехода из-за объекта, ограничивавшего обзорность, непосредственно вслед за другим пешехо-дом;

    - начало или изменение движения в направления полосы следования ТС пешехода, находившегося на проезжей части в поле зрения водителя;

    - выход на проезжую часть пешехода, до этого двигавшегося в том же направлении в поле зрения водителя (с тротуара, обочины, от разделительной полосы, трамвайного полотна или резервной зоны);

    - выход пешехода на проезжую часть на участке, где переход разрешен (если пешеход до выхода на проезжую часть двигался ином направлении, стоял или вышел из группы людей);

    - появление пешехода на проезжей части на участке, где переход разрешен, из-за неподвижного объекта, ограничивавшего обзорность, или из (из-за) находившихся на проезжай части группы людей;

    - появление пешехода на проезжей части на участке, где переход разрешен, из-за ТС двигавшегося по крайней полосе движения ;

    - возникновение препятствия (опасности), о котором водитель был предупрежден соответствующим дорожным знаком;

    ДТС, предшествовавшая ДТП, не содержала явных признаков вероятности его возникновения. Однако в поле зрения водителя находились (или могли появиться с большой вероятностью) объекты, которые могли создать опасную обстановку:

    - водитель мог не иметь объективной возможности заранее определить место, где могло появиться препятствие, момент его возникновения и характер, а также необходимые меры по предотвращению ДТП;

    - Внезапный выход пешехода на проезжую часть на участке, где переход не разрешен (если пешеход до выхода на проезжую часть двигался в ином направлении, стоял шли вышел из групп людей);

    - внезапное появление пешехода на проезжей части на участке где переход не разрешен, из-за неподвижного объекта, ограничивавшего обзорность, или из (из-за) находившейся на проезжай части группы людей;

    - внезапное появление пешехода на проезжей части на участке, где переход не разрешен, из-за ТС, следовавшего по крайней полосе движения;

    - появление перехода на проезжей части на участке, где переход разрешен, из-за ТС, следовавшего не по крайней полосе движения;

    ДТС, предшествовавшая ДТП, не содержала признаков возникновения препятствия. Однако в поле зрения водителя находились объекты, которые могли создать опасную обстановку;

    - водитель не имел объективной возможности заранее определить место, где могло появиться препятствие, а также необходимые меры по предотвращению ДТП;

    Внезапное появление перехода на проезжей части на участке, где переход не разрешен, из-за ТС, следовавшего не по крайней полосе движения;

    - внезапный выход пешехода на проезжую часть обочины, вне населенного пункта при отсутствии пешеходного движения (если пешеход до выхода на проезжую часть двигался в ином направлении или стоял);

    - движение по проезжей части в направлении полосы ТС пешехода, начавшего переход при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);

    - внезапное появление ТС та проезжей части населенного пункта (из-за объекта, ограничивавшего обзорность);

    - внезапное изменение направления движения встречного или попутного ТС вне перекрестка (когда признаки возможного совершения маневра отсутствовали);

    - водитель не имел объективной возможности заранее определить место, где могло появиться препят-ствие, момент его появления и характер, а также необходимые меры по предотвращению ДТП;

    - водитель мог отвлечься для того, чтобы посмотреть на контрольные приборы, пассажиров или окружающую местность в целях ориентировки.

    Внезапное появление пешехода или ТС на проезжей части дороги вне населенного пункта (из-за объекта, ограничивавшего обзорность);

    неровности и разрушения проезжей части, находившиеся на проезжей части объекты, не предусмотренные в вышеприведенных типичных вариантах (люди, животные, неподвижные объекты, предметы).

    ДТС, в которых не возникает препятствий для движения ТС и сам водитель не создает помех (его автомобиль не является препятствием) для других участников движения.

    Внезапный отказ или неэффективность органа управления ТС, проявление других неисправностей, угрожающих безопасности движения;

    Со времени принятия научно-методическим советом ВНИИСЭ по судебной автотехнической экспертизе (НМС по САТЭ) решения о введении последней переработанной и дополненной редакции методических рекомендаций "Применение дифференцированного значения времени реакции водителя в экспертной практике" в действие, прошло около 20 лет . Данная работа была выполнена на основании одноименной работы подготовленной коллективом авторов и введенной в действие НМС по САТЭ ВНИИСЭ с 01.01.83 г. За время использования данных рекомендаций в экспертной практике они неоднократно уточнялись, дополнялись и изменялись. С момента выхода первой редакции методических рекомендаций и до настоящего времени, как со стороны судебно-следственных органов, так и со стороны экспертов, использующих эти рекомендации в своей практике, регулярно высказывались сомнения в обоснованности распространения стендовых данных времени реакции водителей при выборе скорости движения транспортных средств (ТС) по условиям видимости элементов дороги и при выборе дистанции при следовании за ТС - лидером в конкретных дорожно-транспортных ситуациях (ДТС). Данные сомнения основывались на чрезмерно малом значении времени реакции водителей (0,3 с), предлагаемых для исследования этих ситуаций. Кроме этого на возможность появления подобных сомнений наталкивали и сами методические рекомендации.

    Учитывая презумпцию невиновности, являющуюся основой законодательства России, следует включить ДТС по установлению скорости движения ТС по условиям видимости элементов дороги и установлению безопасной дистанции для тех случаев, когда орган, назначивший судебную экспертизу не представляет данные о действительном времени реакции конкретного водителя, в часть таблицы дифференцированных значений времени реакции, в раздел для условий, когда ДТС, предшествовавшая ДТП , свидетельствовала о большой вероятности его возникновения, соответственно, со временем реакции водителя ТС - 0,8 с.

    Ниже приводится таблица дифференцированных значений времени реакции с учетом проанализированных поправок.

    Читайте также: