Водитель туристского автобуса совсем не знает дороги что делать

Обновлено: 28.03.2024

Возможно ли пассажиру автобуса проехать границу с просроченной визой? Что делать, если опаздываешь на свой рейс? Какие вещи забывают в автобусах? Что необычного пытаются провезти по дороге из России или обратно? Как хитрят пассажиры из Таллина, и какие дороги лучше – российские или эстонские? Дмитрий Михайлов, водитель международного автобусного перевозчика Lux Express Group, делится полезными советами о поездках и забавными историями, которые случались с ним и его пассажирами за многие годы работы.

Справка:

Дмитрий потомственный водитель, за рулем со времен армии. В 2000 году пришел в компанию Lux Express и стал работать на линии Петербург-Штутгарт. Последние 10 лет возит пассажиров между Петербургом и Таллином.

- Если у пассажира закончилась виза, а он уже в автобусе. Что делать?

Кроме того, пассажиры по незнанию или невнимательности могут нарушить количество указанных в визе посещений иностранного государства. В такой ситуации туриста на границе снимают с рейса, и он вынужден оплатить штраф. Но братство водителей его не бросает. Мы просим коллег, которые едут за нами (не обязательно даже из нашей фирмы) подхватить незадачливого пассажира, после чего он продолжает свою поездку.

А вообще рекомендации от нас простые. Проверяйте визу. Внимательно относитесь к тому, что там написано. И не думайте, что данные визы полностью совпадают, например, с вашим супругом или родственником.

- Как часто водителю международного автобуса приходится менять паспорт?

Загранпаспорта хватает меньше, чем на год. Зато новый делают в среднем за 10 дней. И в консульстве уже нас знают в лицо и по именам. Правда, внутренний гражданский паспорт тоже приходится обновлять часто. Как правило, это происходит один раз в три года - заканчиваются страницы, где можно ставить отметки о новом заграничном паспорте.

- Пассажир опаздывает на автобус. Вы его ждете?

Конечно, мы стараемся идти навстречу, хотя по регламенту компании водитель может ждать пассажиров не более 1-2 минут. Бывает, что опоздавшие решают самостоятельно нагнать автобус - берут такси и едут за нами. Самая дальняя точка, где пассажиры перехватывали автобус, идущий из Петербурга, это Ивангород. Не понимаю, зачем тратить на это условно 4000 рублей, если можно купить билет в разы дешевле на следующий рейс.

- Что забывают пассажиры в автобусах?

Из самого частого - книги, зонтики, наушники, телефоны, и даже паспорта. Однажды девушка зимой забыла сапоги. Это звучит очень странно, но факт на лицо. Ее встречал молодой человек. Она так ему обрадовалась, что побежала к нему на встречу, прыгнула в машину и уехала. Про сапоги совершенно забыла. Как-то раз в автобусе я обнаружил забытый смокинг. Но всё закончилось хорошо. Молодой человек перехватил его на заправочной станции, куда мы заехали после окончания рейса, и успел на свой концерт, который должен был начаться через пару часов.

Кстати, бывает, что сами водители забывают свои паспорта. Один раз такой случай был и со мной. Я его оставил в офисе. Ребята со следующего рейса позвонили мне и сказали, что дальше Ивангорода я точно не проеду. Хорошо, что нагнали наш автобус, и пассажирам не пришлось терять свое время из-за меня.

- Самый необычный багаж?

Скрипка за 500 000 евро. Еще пассажиры хотели провезти на одном рейсе 15 велосипедов, хотя на каждого туриста у нас есть определенный лимит по размеру багажного места. Вот куда мне в таком случае девать багаж других пассажиров? Многие под прикрытием пытаются провезти кошек или собак – не жалеют своих питомцев.

- А что-то пытаются передать родственникам или друзьям?

Постоянно что-то просят. Но нашим регламентом это запрещено, к тому же не стоит забывать о мерах безопасности – соответствующие службы периодически проводят учения на этот счет. Из того, что просят, - от ключей и документов до больших посылок.

- Нештатная ситуация во время рейса. Что это может быть и как действовать?

Водитель обязан уметь оказать первую помощь пострадавшему. Мне приходилось, например, сталкиваться с эпилептическими приступами. Один раз во время такого приступа мне чуть пальцы не откусили.

Если пассажир дебоширит, то мы вызываем полицию. Водители предупреждают и курильщиков. Прежде всего, надо помнить, что курить на границе нельзя, так же, как нельзя курить и в салоне автобуса. Некоторые особенно хитрые пассажиры пытаются покурить на ночных рейсах или запершись в туалете автобуса (вот только они не знают, что в последнем случае у нас сразу мигает специальный датчик). Таких заядлых курильщиков надо сразу предупредить: поездка для них очень быстро закончится.

У меня был один такой постоянный пассажир, с которым я боролся на предмет курения. И в итоге страсть к путешествиям перевесила его вредную привычку. Сейчас он совсем бросил курить.

- А как же дороги?

Сейчас стали лучше. Раньше из Санкт-Петербурга в Кингисепп время в пути занимало почти три часа. Дорога была убитая, а на кольцевой вообще можно было без колес остаться. Сейчас на этом направлении дороги уже не просто на уровне эстонских, а даже лучше. Едешь, только кепочку держи. Когда направляешься в Ригу через Псков, то до Пскова отличная дорогая, а на эстонском участке — гребёнка.

- Длина автобуса 15 метров. Как вы вообще можете чувствовать его габариты?

Это только кажется, что автобус большой и страшный. Но ты привыкаешь к этим габаритам. К тому же нет ничего зазорного в том, чтобы на сложном участке дороги, особенно в городе, попросить напарника выйти и посмотреть, нормально проходит автобус поворот или нет.

- Можете вообще сравнить автобусы тогда и сейчас?

Когда мы начинали ездить, то ни о каком климат-контроле и речи не шло, даже кондиционеров не было. Раньше ломались часто, грубо говоря, под автобусом мы могли проводить больше времени, чем за рулем. Сейчас ездить одно удовольствие: ушел в чистом - пришел в чистом. Раньше на рейс в Германию мы брали с собой по 5-6 рубашек. Еще одно удобство - специальный рейсовый телефон, по которому получаем информацию об опаздывающих пассажирах или сообщаем о внештатных ситуациях.

Блиц

Самые комфортные места в автобусе?

Могу посоветовать места 23 и 24. Сзади никого нет, можно спокойно откинуть сиденье и спать. А вообще в наших автобусах все места комфортные.

Самый удобный рейс для поездки в Таллин?

Я бы посоветовал тот, который отходит в 23-15. В Таллин приезжаешь рано утром и весь день твой.

Самое длительное время ожидания на границе?

Это было еще в 2000-е. Брест, 27 часов.

Какие у вас есть приметы?

Перед рейсом из Петербурга всегда еду на базу на своей машине одной и той же дорогой.

О том, какими качествами должен обладать современный и по-настоящему безопасный автобус, рассказываем на примере Scania Touring.

В чем опасность поездки на междугороднем автобусе?

В связи с временным закрытием границ пассажирские перевозки по России и внутренний туризм получили мощный импульс развития, что повлекло за собой рост пассажиропотока. Чтобы удовлетворить спрос и сохранить свой бизнес, многие автотранспортные предприятия, которые ранее работали преимущественно на европейских маршрутах, переориентировались на российские направления, предлагая заказчикам перевозок современные комфортабельные автобусы. Конкуренцию им составили небольшие компании, на балансе которых часто стоят устаревшие машины с внушительными пробегами, находящиеся в неудовлетворительном техническом состоянии. Именно они портят статистику аварийности на пассажирском транспорте, показатели которой, благодаря ряду госпрограмм, постепенно улучшаются.

Какой автобус считается безопасным?

Инструкция на случай возгорания

Что бы ни случилось, тормоза не откажут

Большое внимание конструкторы уделили оптимизации алгоритма работы электропневматической тормозной системы EBS (Electronic brake system), которая в зависимости от дорожной ситуации (требуемая интенсивность замедления, сцепление шин с дорогой и др.) задействует основные (колесные) тормозные механизмы и/или замедлители — ретардер и моторный тормоз. При этом в каждой конкретной ситуации одна из систем будет основной, а другие вспомогательными. Например, при необходимости достичь максимально возможного замедления, первыми в работу вступают колесные тормозные механизмы, которые имеют практически мгновенный отклик. Следом за ними тормозной момент создает гидравлический ретардер, которому необходимо время для выхода на максимальную мощность. Моторный тормоз-замедлитель вступает в дело при определенных значениях оборотов коленчатого вала двигателя (около 2000 об/мин), при которых он может развить требуемый тормозной момент. Иными словами, в каждый момент времени при торможении происходит перераспределение нагрузки на один из трех исполнительных механизмов, а руководит их слаженной работой блок EBS.

Важно отметить, что заложенный в него алгоритм полностью исключает такие типовые ошибки начинающих водителей, как активация ретардера или моторного тормоза-замедлителя на скользких покрытиях, что могло бы привести к потере курсовой устойчивости. Система EBS автоматически отключит ретардер с моторным тормозом и необходимое замедление (максимально возможное при данном коэффициенте сцепления) будет достигнуто за счет основной тормозной системы. Еще один важный момент. Блок управления EBS имеет функцию самообучения, то есть учитывает при формировании управляющих сигналов, подаваемых на исполнительные механизмы, данные прежних торможений. Это позволяет дополнительно оптимизировать работу исполнительных механизмов тормозной системы с привязкой к конкретным дорожным условиям, например, наледи, образовавшиеся с одной стороны дорожного полотна.

А если водитель утомился?

Мнение перевозчиков

— Наша компания более десяти лет ведет свою деятельность в сфере пассажирских перевозок, а также предлагает автобусы туристического класса в аренду. Костяк парка составляют автобусы Scania Touring, которые работают на различных туристических маршрутах. Основные узлы и агрегаты машин изготавливают в Швеции, на оснащенных по последнему слову техники предприятиях с высокой культурой производства. К ним в процессе эксплуатации техники вопросов меньше всего. Главное — своевременно и в полном объеме проводить техническое обслуживание с применением качественных расходных материалов. Шведы на 100% уверены в своих машинах, не случайно компания предлагает расширить срок гарантии. Все что для этого нужно — заключить с дилером сервисный контракт, доверив обслуживание и ремонт машин квалифицированным механикам. Это, к слову, позволяет нам планировать эксплуатационные расходы и является страховкой от непредвиденных затрат.

Так как подвижной состав компании выполняет рейсы по всей Европе, а сейчас, в связи с временным закрытием границ, мы обеспечиваем потребности внутреннего туризма, весьма важным для нас является наличие развитой сервисной сети. Это позволяет проводить оперативное обслуживание и ремонт гарантийных и постгарантийных машин с минимальными затратами времени. По сути, провести полноценное ТО автобуса или выполнить мелкий ремонт можно прямо в рейсе (у любого дилера Scania в России и за ее пределами), когда туристы находятся на продолжительной экскурсии или отдыхают в отеле. Это очень важно с точки зрения обеспечения надежности — ведь мы возим людей! Машина должна всегда вовремя прибыть из пункта А в пункт Б.

С точки зрения водителя Scania Touring ведет себя прогнозируемо даже в сложной дорожной обстановке. В этом есть и заслуга различных вспомогательных систем, позволяющих контролировать транспортное средство даже при возникновении экстремальной ситуации. Также отмечу, что шведские автобусы хорошо адаптированы к сложным условиям эксплуатации. В моей практике не было случая, чтобы мотор не запустился на морозе, зимой в салоне было холодно, а летом жарко. Машины демонстрируют высокий уровень комфорта для пассажиров. Скажу больше. Туристические компании, которые с нами сотрудничают, говорят своим клиентам, что путешествовать они будут на автобусах Scania, и это является одним из неоспоримых преимуществ предлагаемых ими туров.

— Когда перед нами встал вопрос о приобретении автобуса для перевозки организованных групп туристов, мы провели мониторинг актуального предложения рынка, ознакомились с опытом наших коллег-перевозчиков и сделали ставку на продукцию одного из известных китайских брендов. Официальным дилером было обещано, что мы получим современный, безопасный автобус, который будет соответствовать всем нашим требованиям, и наилучшим образом подойдет для комфортного передвижения туристов. У нас это преимущественно люди возрастом 45+. К великому нашему сожалению покупка себя не оправдала. На относительно небольшом пробеге произошло возгорание в моторном отсеке и утрата автобуса. После данного инцидента мы не стали более экспериментировать и решили приобрести автобус европейского производства. Выбор пал на Scania Touring.

Туристам в возрасте особенно нравится плавный ход автобуса, который также заслуга электронно-управляемой трансмиссии. Никаких толчков и рывков при движении машины нет. Похвалю и отличную работу климатической системы. Независимо от погоды, в салоне стабильно поддерживается заданная комфортная температура. Автобус оснащен всеми необходимыми системами безопасности — от автономной системы пожаротушения в моторном отсеке до управляемых электроникой тормозов.

Что вы думаете о безопасности пассажирских перевозок в России?

Читайте также: