Водитель был остановлен полицией за управление автомобилем с превышением скорости

Обновлено: 27.03.2024

Штрафы за превышение скоростного режима наиболее часто применяемое в России наказание к водителям.

Каковы меры ответственности за превышение скорости, каким образом избежать наказания при остановке сотрудниками ГАИ и обжаловать постановление о наложении штрафа? Об этом в статье нашего автоюриста.

Пределы разрешенных скоростных режимов

Где бы ни двигалось транспортное средство, водитель, который им управляет, должен соблюдать официально установленный скоростной режим. Он зависит от того, где расположена дорога. Если вы ездите по городу, это 60 км/ч, на трассах, независимо от того, регионального они значения или федерального, 90-110 км/ч.

Обоснование выбора скоростного режима

Предел скорости рассчитывается путем технических показателей (усредненных данных тормозного пути различных авто, видимости и т.п.), а также на основе сложившейся аварийной практики на конкретном участке дороги с учетом:

  • многолюдности территории;
  • качества дорожного покрытия;
  • оборудования трассы (освещение, отбойники, пр.);
  • природных условий (гроты, дикие животные).

Игнорирование соблюдения скоростного режима опасно по следующим причинам:

  • существенно снижает уровень безопасности находящихся в автомобиле водителя и пассажиров;
  • представляет реальную опасность для жителей населенных пунктов;
  • может навредить лицам, осуществляющим работы на трассе, а также обособленным объектам, таким как временные ограждения, стационарные пункты и т.д.

Допустимая скорость в населенных пунктах, жилых зонах (дворах)

ПДД устанавливает следующие пределы скоростного режима:

  • в населенных пунктах автомобиль может двигаться со скоростью не более 60 км/м;
  • во дворах и в жилых зонах не более 20 км/ч.

Местные власти субъектов РФ отдельным видам транспорта могут разрешить более высокие скорости передвижения, чем те, что установлены ПДД для населенных пунктов, жилых зон и дворов. Наличие соответствующих дорожных знаков на выделенных полосах движения или участках дорог с увеличенным скоростным режимом обязательно.

Допустимая скорость за пределами населенных пунктов, при буксировке, перевозке людей

За пределами городов и сел предельная разрешенная скорость движения зависит от вида транспортного средства:

  • мотоциклы, любые автомобили с разрешенной максимальной массой в 3,5 тонны 90 км/ч, на автомагистралях 110 км/ч;
  • автобусы (междугородние и маломестные) 90 км/ч.
  • автобусы, легковушки при буксировке прицепа, грузовики с разрешенной максимальной массой сверх 3,5 тонн 70 км/ч, на автомагистралях 90 км/ч;
  • грузовики с людьми в кузове 60 км/ч;
  • транспорт, посредством которого перевозится группа детей, 60 км/ч.

Владельцы автодорог вправе установить более высокие скоростные пределы: 130 км/ч на автомагистрали и 110 км/ч на остальных дорогах.

Максимальная разрешенная скорость при буксировке механического транспортного средства 50 км/ч.

При перевозке крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов скорость передвижения транспортного средства устанавливают непосредственно условия перевозки (разумеется, не сверх допустимого ПДД).

Дополнительные обязанности ограничения скорости

Это не все требования к водителю, касаемые предельной скорости передвижения транспортного средства. Автомобилист также не вправе:

Как фиксируется превышение скорости?

Превышение движущимся транспортным средством установленного скоростного режима можно зафиксировать только специальными техническими приборами. Различные их разновидности позволяют считывать информацию как в ручном режиме (ручные радары, видеофиксаторы), так и в автоматическом (фото- и видеокамеры).

Программное обеспечение, используемая операционная система в радарах, сочетающих в себе фото- и видеофиксацию, должны иметь соответствующие лицензии.

Что делать, когда остановили за превышение скорости?

Ответственность за превышение скорости

Ответственность за превышение разрешенных пределов скоростного режима установлена ст. 12.9 КоАП РФ:

  • превышение более 20 км/ч, но не более 40 км/ч 500 руб.;
  • более 40 км/ч, но не более 60 км/ч от 1000 руб. до 1500 руб.;
  • более 60 км/ч, но не более 80 км/ч от 2000 руб. до 2500 руб. штрафа или лишение водительских прав на 4-6 месяцев;
  • более 80 км/ч 5000 руб. штрафа или лишение водительских прав на полгода.

Если факт превышения скоростного режима зафиксирован автоматически работающими техническими средствами, наказание к водителю применяется по минимальному пределу.

Ответственность за повторное правонарушение

При повторном лихачестве правонарушитель наказывается более сурово:

  • превышение более 40 км/ч, но не более 60 км/ч штраф в размере 2000 руб. до 2500 руб.;
  • более 60 км/ч лишение водительских прав на 1 год. Если факт превышения скорости был зафиксирован специальными автоматическими техническими средствами штраф в 5000 руб.

Повторным нарушение скоростного режима считается ситуация, если с момента окончания предыдущего административного наказания не прошел год.

Некоторые водители ошибочно трактуют требования ПДД по соблюдению скоростного режима. Вовсе необязательно гонять по трассам на запредельной скорости, чтобы лишиться водительских прав. Достаточно, например, проехать по жилой зоне, по дворам со скоростью выше 81 км/ч (т.е. превысить разрешенный предел более чем на 60 км/ч), чтобы на полгода стать пешеходом.

Оспаривание факта превышения скорости

Наличие факта нарушения скоростного режима, а также показатель превышения скорости во многих случаях можно оспорить. Более вероятно это в ситуациях, когда сотрудник ДПС измерял скорость движущегося автомобиля ручным радаром. Во-первых, следует потребовать от инспектора привести доказательства, что превышение скорости было нарушено именно данным автомобилистом, а не водителем рядом движущегося ТС.

Если не было сопутствующей фото- или видеофиксации правонарушения, доказать, что именно остановленный автомобиль ехал с зафиксированным превышением, невозможно.

Во-вторых, при составлении протокола об административном правонарушении сотрудник ДПС должен в нем указать:

  • наименование технического средства, при помощи которого была осуществлена фиксация скорости машины;
  • серийный номер радара;
  • дату последней технической проверки устройства.

Отсутствие данной информации является основанием для обжалования протокола.

Нередко водителей останавливают в местах фиксации превышения скорости. В таком случае при несогласии с цифрами на табло радара следует сразу требовать сертификат на него и свидетельство о прохождении ежегодной технической проверки. Если инспекторы ДПС не смогут представить требуемые документы, это исключит составление протокола (так как он заведомо будет оспорим), а значит, позволит избежать административной ответственности за превышение скорости.

В ситуациях, когда нарушение было зафиксировано с использованием радара, производящего видео- или фотофиксацию, необходимо требовать лицензию на программное обеспечение устройства и операционную систему.

Радар, будучи измерительным прибором, имеет погрешность, в среднем, +/- 1 (2) км/ч, которая указывается в сертификате. Спорные моменты, касающиеся реальной скорости движения транспортного средства, в суде будут разрешаться в пользу водителя. Особенно это важно, когда выбор наказания стоит между административным штрафом и лишением водительских прав.

Оспаривание факта нарушения при фиксации автоматическим радаром

Есть лишь один способ избежать административной ответственности доказать, что за его рулем в момент совершенного правонарушения были не вы.

Для этого необходимо предоставить документальное подтверждение того, что автомобиль находился в пользовании иного лица. Это могут быть:

  • договор купли-продажи, аренды, лизинга транспортного средства с прилагаемым к нему актом приема-передачи либо с указанием в договоре, что машина фактически передана второй стороне;
  • полис ОСАГО на несколько лиц, допущенных к управлению транспортным средством. При этом у собственника авто должны быть дополнительные доказательства, что сам он не мог совершить правонарушение, например, в связи с отсутствием в стране, нахождением в СИЗО и т.д.;
  • справка из полиции, подтверждающая возбуждение уголовного дела по факту хищения транспортного средства. Наличие одного заявления владельца о пропаже авто и подтверждение его записью в КУП полиции не поможет избежать административной ответственности;
  • чистосердечное признание лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации превышения скоростного предела. Данные ситуации не абстрактны и имеют место быть. Профессиональный юрист поможет определиться, стоит ли идти на написание признательного заявления, какие плюсы и минусы в связи с этим ждут обе стороны.

Доверенность любой формы, выданная на право на управления транспортным средством стороннему лицу, сама по себе не является доказательством того, что данный гражданин мог им управлять.

Бывают ситуации, когда владелец автомобиля получает письмо из ГИБДД с требованием уплаты штрафа за превышение, но на фото не его машина. Это технические ошибки, но тем не менее и их надо оспаривать. В противном случае взысканием вскоре займутся судебные приставы (деньги могут списать с банковской карты).

Изучив ошибочную информацию, необходимо сразу же обратиться в ГИБДД либо, если время упущено, оспаривать штрафные санкции в судебном порядке.

Узнать о наличии штрафа, проверить, была ли изменена информация в связи с обжалованием, и оплатить сумму взыскания можно на сайте ФССП.

Дополнительные основания исключения административной ответственности

Есть и иные причины, наличие которых исключает возможность привлечения водителя или владельца транспортного средства к административной ответственности:

  • несоблюдение правил расположения знаков, ступенчато ограничивающих максимально возможную скорость;
  • отсутствие дублирования знака ограничения скорости на несколько полосных дорогах.

При судебной защите своих прав стоимость услуг нанятого юриста необоснованно обвиненный человек может взыскать с ответчика.

Резюме

Постановление о взыскании штрафа за превышение скорости можно оспорить в течение десяти дней с даты его получения. Исключение из этого правила предусмотрено лишь для тех лиц, которые в силах доказать, что пропуск периода произошел по уважительной причине. Для оспаривания требуется составить аргументированную жалобу, в которой следует обстоятельно прописать причины, исключающие виновность конкретного лица.

Привлечение к административной ответственности не лучшим образом сказывается на репутации, особенно когда происходит неоднократно. При возможности штрафы следует оспаривать. Правильно это сделать в конкретной ситуации помогут наши автоюристы. Получить профессиональную консультацию вы можете через форму на сайте либо позвонив нам по указанным номерам телефонов.

Редактор: Людмила Разумова
Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

Вызвали в суд за неоплаченный штраф за превышение скорости. Штраф оплачен, можно ли не приходить в суд

Вадим! Желательно явиться в суд и предъявить квитанцию об уплате штрафа. Суду не известно, что штраф оплачен. В связи с этим его Вам могут в суде удвоить. Потом придется или платить или обжаловать решение суда. Удачи!

Можно в суд не являться, но об уплате штрафа сообщить письмом (лучше заказным с уведомлением), к заявлению нужно приложить квитанцию.

Попался в один день на четырнадцати камерах за превышение скорости.прислали 14 постановлений о том что я должен оплатить 14 штрафов.законно ли это?я слышал что за один день могут выписать только 1 штраф

Добрый день. Нет таких ограничений нет, придётся оплачивать 14 штрафов. если не обжалуете их..

законно. Но вы вправе их обжаловать

Я работаю водителем школьного автобуса у меня более 20 штрафов за минимальное превышение скорости(камера) на личном авто за 3 года. Имеют ли право сотрудники ГИБДД не выпускать меня за пределы района на школьном автобусе с детьми.

более 20 оплаченных вовремя штрафов за 3 года

Не должны если за эти нарушения не предусмотрено лишение прав. Т.е. возможно лишение, но Вас оштрафовали.

8. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:

Спасибо! Ваш ответ мне помог. Есть еще вопрос. Могу ли я работать водителем школьного автобуса,если я был судим условно на 1год с отсрочкой на 1год по 144ст.ч2 в 1994г.

Ваша судимость не является препятствованию работы водителем школьного автобуса, т.к. не относится к преступлениям указанным в ст.331 ТК РФ.

Статья 351.1. ТК РФ Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанныев абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.
Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

Статья 15.УК РФ Категории преступлений

1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы.

Статья 144. УК РФ Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

WhatsApp

Инспектор ДПС как исполнительная власть российского законодательства в 2021 году наделён правом остановки автомобилей, проверки документов и вынесения наказаний, за исключением исключений. За неостановку по требованию сотрудника ГИБДД предусмотрено отдельное наказание. Что может грозить, если полицейский увидел ваше нарушение ПДД, но по тем или иным причинам не остановил вашу машину? В том числе, если у него есть видеозапись всего этого. Возможно, вы просто проигнорировали его требование, а вероятно, успели свернуть от греха подальше, не доехав до него. Итак, давайте обо всём по порядку!

Всегда ли сотрудник должен останавливать нарушающего?

А водитель обязан исполнять законные требования сотрудника ГИБДД, согласно ПДД.

Права полиции и остановка автомобиля

Может ли инспектор вести видеосъёмку?

Да. Причём, полицейскому не запрещено снимать и на любительскую аппаратуру, в том числе на свою собственную камеру или смартфон. Зафиксированное таким образом нарушение является полноценным доказательством.

Теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций, когда выявленное нарушение водителя оказалось не пресечено – по крайней мере, сразу же – инспектором ДПС.

Водитель нарушил, но не остановился по требованию

В таком случае вполне может последовать погоня, но её вероятность зависит от ряда обстоятельств:

  • если дежурящий на дороге сотрудник ГИБДД обнаружил нарушение, взмахнул жезлом, но вы не остановились, то вероятность того, что тот за вами поедет, примерно 50 на 50,
  • к тому же, нередко инспекторы стоят и без служебного авто, в этом случае непосредственно сам полицейский за вами не поедет, но может подключить патрулирующих на машине других инспекторов по средствам связи (пункт 95 Административного регламента, введённого Приказом №664 МВД),
  • если же вас едущего преследовал патрульный автомобиль и подал требование об остановке через громкоговорящее устройство, то в таком случае шансы на то, что вас будут преследовать до конца, высоки.

В любом случае за неостановку по законному требованию предусмотрено относительно небольшое наказание – штраф от 500 до 800 рублей по части 2 статьи 12.25 КоАП. При этом, никаких дополнительных процедур в виде задержания вас или эвакуации авто на штрафстоянку не предусмотрено. А применение физической силы, если вы не оказываете сопротивления или не создаёте угрозу безопасности, запрещено.

Но указанные процедуры могут быть применены при сопутствующих нарушениях. Например, вас могут доставить в отделение при отсутствии у вас документов, удостоверяющих личность (а водительские права таковыми не являются). Физическую силу могут применить, если вы продолжаете не исполнять законные (именно законные) требования инспектора.

Могут ли ДПС стрелять при погоне?

Да. Согласно статьи 23 закона О Полиции, актуальной на 2021 год, сотрудник ГИБДД имеет право применять табельное оружие конкретно для остановки преследуемой машины. Но при этом должны быть соблюдены следующие условия:

  • требование об остановке должно быть подано до выстрела неоднократно,
  • путём применения оружия разрешается только повреждать автомобиль, стрелять в водителя и пассажиров запрещается,
  • водитель своими действиями объективно создаёт угрозу жизни или здоровья окружающих (к примеру, превышение скорости уже является такой угрозой),
  • действие происходит не в горной местности, не на участке дороги с ограниченной видимостью, не в туннеле, эстакаде, на мосту, путепроводе или ж/д переезде (ст. 22 ФЗ О полиции),
  • если только преследуемый едет не на мотоцикле, скутере, мопеде, автобусе.

Погоня ГИБДД, если не остановился по требованию

Кроме того, по закону возможно использование "ершей" и других спецсредств для остановки удирающего автолюбителя.

Я не заметил(а) требование об остановке

Здесь нужно понимать, что вас в любом случае могут привлечь по указанной выше статье Административного кодекса за невыполнение требования полиции. Вопрос лишь в том, удастся ли вам доказать, что вы, действительно, не заметили по объективным причинам, инспектора ДПС. Здесь может помочь видеорегистратор, на худой конец свидетели, но их показания рассматривающее дело лицо или судья могут и не принять во внимание, посчитав тех заинтересованными лицами.

А вот объективным причинами, почему вы могли не заметить требование об остановке, могли быть нарушения предписаний регламентом сотруднику ГИБДД. В частности:

  • инспектор должен останавливать автомобиль понятными требованиями (п. 49 регламента),
  • при этом, инспектор может подавать сигнал рукой или через громкоговорящее устройство, но не обязательно жезлом,
  • а в тёмное время должны использоваться световые сигналы (например, светящийся жезл), но регламент уточняет, что это при наличии возможности (пункт 85) – тем не менее, так как это может существенно снизить вероятность того, что сигнал не будет увиден водителем, то в качестве аргумента использоваться вполне может,
  • при этом, сотрудник обязан нести службу в форме и с нагрудным знаком (пункт 34).

Водитель нарушил, но инспектор не остановил

Это менее рискованная ситуация. И причин здесь может быть множество:

  • инспектор увидел нарушение, но не остановил, потому что ему было попросту лень, и это нарушение со стороны сотрудника,
  • он был занят более грубым нарушением ПДД другим водителем, и потому предпочёл из двух зол предотвратить меньшее,
  • он, на самом деле, не заметил проступка – к примеру, если вы задели сплошную при повороте налево, а ДПС издалека этого просто не увидел.

Я не доехал до ГИБДД и свернул с дороги

В данном случае это, конечно же, не отменят возможности понести наказание, так как само событие нарушения ПДД, если оно было, никуда не девается. Вот только вероятности того, что вас привлекут к ответственности, здесь ещё меньше.

  • во-первых, возможность того, что сотрудник ГИБДД поедете за вами, здесь ещё меньше – только если нарушение было грубое или вы совершили ДТП,
  • во-вторых, привлечь за невыполнение требования об остановке вас не смогут, потому как это требование не могло быть подано в отношении вас, ведь вы не доехали до инспектора ДПС.

Если инспектор ДПС снял на видео нарушение, но не остановил

Сотрудник записывал видео – могут ли прислать штраф по почте?

На практике, могут, хотя таких случаев очень мало. Но по закону нет. Но и водители в таких ситуациях часто путают уже вынесенный штраф по почте с простым приглашением в отделение ГИБДД.

Дело в том, что ДПС, несущий на дороге службу с камерой в руках – это всё тот же сотрудник. Камера не является в данном случае средством автофиксации, а полученное видео таким способом автоматически не делает виновным собственника автомобиля.

Штрафы с камер на дорогах высылают собственникам транспортных средств вне зависимости от их вины. Так предписывает Примечание к статье 1.5 КоАП. То есть, если даже за рулём находились не вы, то, будучи хозяином машины, всё равно подлежите наказанию именно вы.

Поэтому вполне закономерной может показать ситуация, когда и инспектор, сняв нарушение, но даже не остановив водителя, просто пришлёт штраф по почте.

Но камера в руках ГИБДД не является специальным техническим средством для функций автофиксации нарушений. И потому здесь действует общее правило презумпции невиновности: инспектор ДПС не просто должен снять видео нарушения, но и установить личность водителя.

Если же такой штраф вам вдруг придёт по почте – даже с приложением кадра из видео, то вы его с лёгкостью сможете обжаловать, просто указав, что не вы были за рулём, и ссылаясь на статью 51 Конституции не свидетельствовать против себя.

Но вернёмся к тому, что вам всё же может прийти письмо по данному нарушению. Но только не штраф, а вызов в полицию для дачи показаний (пункт 6.3 регламента МВД). Такое приглашение возможно только после возбуждения административного расследования, по факту вашего нарушения, за которое вас не остановили, хотя и увидели. Копия определения о таком расследовании обязательно должна быть вручена вам – без этого допрос незаконен. И здесь стратегия сотрудников ГИБДД при вызове водителя в отделение проста – они надеются, что вы просто сознаетесь сами в нарушении, не зная о том, что простое заявление сделает невозможным привлечение.

Тем не менее, на практике бывают случаи, когда штраф всё же таким образом выписывают, указав на то, что личность идентифицирована, так как на видеозаписи присутствует чёткое лицо водителя. Хотя это также не совсем законно, так как и против своих ближайших родственников, согласно той же Конституции РФ, вы свидетельствовать не обязаны, а вероятность того, что у вас есть брат- или сестра-близнец, не исключена.

Штраф за не остановку инспектора ДПС

Обязанность любого законопослушного водителя – остановиться по сигналу автоинспектора. Однако, на дорогах бывает всякое. Порой водители просто не видят, что сотрудник ГИБДД сигнализирует им об остановке. Или опасаются за свою жизнь, если ситуация возникает в безлюдном месте на неосвещенном участке трассы. За не остановку по требованию госавтоинспектора грозит штраф, а при попытке скрыться от погони ДПС – арест или обязательные работы. Однако, санкций можно избежать. И в статье мы расскажем, в каких случаях это возможно, а в каких нет, а также как общаться с догнавшими вас полицейскими. Статья будет полезна как начинающим, так и опытным водителям.

Что грозит в 2021 году, если не остановиться по требованию инспектора ГИБДД?

Невыполнение законного требования госавтоинспектора влечёт за собой одно из наказаний в рамках КоАП РФ. Каким оно будет? Это зависит от характерных особенностей нарушения, а также поведения самого водителя.

Если вы не остановились после взмаха жезлом инспектора ДПС, то в 2021 году вам грозит:

  • Штраф от 500 до 800 рублей по ч. 2 ст. 12.25 КоАП, но здесь есть вероятность отделаться устным предупреждением от полицейского.
  • Штраф в сумме от 2 000 до 4 000 рублей, либо арест до 15 суток, либо обязательные работы сроком до 120 часов – в данном случае уже по ч. 2 ст. 19.3 КоАП РФ.

Вместе с тем водитель сильно рискует получить и дополнительное наказание. Например, за езду в пьяном виде, за отсутствие полиса ОСАГО или за управление автомобилем будучи лишенным прав. Но это скорее частности.

О том, от чего зависит то или иное наказание, если вы проигнорировали требование ДПС остановиться – мы подробно расскажем ниже.

Если не заметил случайно?

Первая ситуация, в которой может оказаться даже самый опытный водитель – банально не заметил жеста инспектора ГИБДД. Причин этому может быть несколько. Например, вы отвлеклись на помеху справа или не заметили инспектора ДПС в потоке грузовых машин.

При этом, пункт 6.11 ПДД предписывает полицейским останавливать автомобили с помощью жезла, диска с красным световозвращателем, через громкоговоритель, наконец – рукой. То есть, если вам махали жезлом в кромешной тьме, то вы вряд ли заметили бы инспектора ДПС, а значит сделали это ненамеренно, не по злому умыслу.

В пользу водителя есть замечательная статья 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности – суть её в том, что любые неустранимые сомнения трактуются в пользу водителя. А сомнения – это то, что вы якобы намеренно проигнорировали требование сотрудника ДПС остановиться. Доказать данный факт попросту нереально. Поэтому на практике возможно следующее:

  1. Вы случайно не заметили, что автоинспектор указал вам остановиться.
  2. Экипаж ДПС начал преследование.
  3. Вы заметили погоню и сразу остановились (по крайней мере обязаны).
  4. На вопрос инспектора о причине неповиновения законному требованию вы честно указываете причину, что не заметили сигналов в вашу сторону об остановке или не увидели самого сотрудника ГИБДД на дороге.

Скорее всего, вас накажут по ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ, где предусмотрен штраф 500-800 рублей. Но есть шанс избежать ответственности и отделаться предупреждением. Что для этого нужно?

На практике сильно помогает запись видеорегистратора. Предложите сотруднику ГИБДД вместе с вами её посмотреть. Конечно, в том случае, если вы действительно не заметили экипаж ДПС, а не просто проехали мимо в надежде, что за вами никто не погонится. Например, если не увидели автоинспектора из-за припаркованных на дороге автомобилей (что будет видно в записи). Или указать, что на улице ночь, на полицейском не было одежды со светоотражающими элементами, а в его руках отсутствовал светящийся жезл. Наконец, предложите инспектору посмотреть весь ваш путь от дома/работы до места, где вас пытались остановить, а вы проехали.

Всё это смягчающие обстоятельства в пользу водителя. И если у инспекторов будет хорошее настроение, а вы всем видом покажете, что действительно не заметили требований об остановке случайно – то есть шанс вообще избежать штрафа по 12.25.2 Кодекса, а отделаться предупреждением. Но нет гарантий, что снисхождение будет на практике, в отдельно взятом случае.

Ответственность, если уехал от ДПС

Если я проехал, а полицейские не начали погоню

Вторая ситуация, когда вас пытались остановить, но вы не подчинились. При этом сзади вы не слышите воя сирены и не видите сигналов проблесковых маячков – погони за вами нет.

Означает ли это, что вам повезло и сотрудникам ГИБДД попросту не до вас? Вовсе нет! Пытавшийся остановить вас инспектор мог вполне передать ориентировку вашего автомобиля в дежурную часть. Или связаться по рации с другим экипажем ДПС. В таком случае вас могут начать разыскивать, а при удобном случае задержать. И тогда выпишут штраф от 500 до 800 рублей по ч. 2 ст. 12.25 КоАП.

Еще одна ситуация, когда погони может и не быть – когда вас пытались остановить где-нибудь на трассе отнюдь не полицейские. А, например, грабители или мошенники. Их целью является вымогание денег у доверчивых водителей, или, что еще хуже – но здесь даже не будем развивать тему.

Если идёт погоня, а водитель не останавливается

На практике экипаж ДПС обычно пускается в погоню. Поскольку за рулём автомобиля может оказаться угонщик, злостный должник или водитель, которого ранее лишили водительских прав. И законная обязанность инспекторов ГИБДД – вычислять таких нарушителей и ловить их на дороге.

За мотоциклами обычно в погоню не едут, поскольку шансов догнать скоростной байк на полицейской машине не так уж много. Зато рисков спровоцировать ДТП с участием мотоцикла – хоть отбавляй.

Если за вами началась погоня, а вы и не думаете остановиться – это уже квалифицируется как неповиновение законному требованию сотрудников полиции (в нашем случае – ДПС).

За уход от погони, если вас поймают, грозит ответственность по ч. 2 ст. 19.3 КоАП:

  • штраф от 2 000 до 4 000 рублей;
  • арест до 15 суток;
  • обязательные работы от 40 до 120 часов.

Обращаем ваше внимание, что в феврале 2021 года в статью 19.3 Кодекса были внесены изменения. Раньше штраф составлял от 500 до 1 000 рублей, а в 2021 году он гораздо выше.

Более того, сотрудники ДПС имеют право стрелять по колёсам, блокировать проезд грузовым автотранспортом и применять к нарушителям физическую силу. То есть возникает риск нанесения ущерба автомобилю. При этом, компенсировать его водителю никто не будет. Ведь нарушителем по сути является он сам, а задержание ТС – это вынужденная мера со стороны полицейских.

Погоня ДПС

Если удалось скрыться от инспекторов ДПС

Обольщаться не стоит.

Таким образом, гарантии, что вас всё же не привлекут к ответственности за неподчинение требованиям сотрудников ДПС выполнить остановку – отсутствуют.

Что будет с машиной, если я ее брошу, а сам убегу?

Некоторые водители, уходя от погони, решают бросить автомобиль и сбежать. Возникает логичный вопрос, что будет с их автомобилем? Чтобы понять это, рассмотрим два варианта развития событий:

Отправленную на штрафстоянку машину вам придётся забирать самостоятельно. При этом нужно будет оплатить услуги эвакуатора и спецстоянки.

Убежал от сотрудников ДПС

Какие действия полицейских незаконны?

В обсуждениях действий сотрудников ГИБДД уже сломано немало копий. Зачастую, автоинспекторы действительно применяют к водителям то, что по закону им запрещено.

Рассмотрим, что законно, а что незаконно после остановки автомобиля:

  1. Задержание и доставка в изолятор – данное действие абсолютно незаконно. Даже если вам и грозит ответственность по ст. 19.3 КоАП, то решение об аресте праве вынести только судья. Даже начальники ГИБДД такими полномочиями не обладают.
  2. Осмотр автомобиля – законное действие, при условии, что у сотрудников ГИБДД есть основания предполагать, что вы, к примеру – перевозите не тот груз, поступила ориентировка о незаконном использовании автомобиля или нужно проверить тонировку. И всё это на фоне того, что вы пытались скрыться.
  3. Досмотр – тоже законное действие, но при условии, что у госавтоинспектора имеются веские основания обследовать вашу машину. Например, что в ходе досмотра в автомобиле будут обнаружены орудия совершения либо предметы административного правонарушения (та же тонировка или шторки на окнах). Если инспектор хочет досмотреть автомобиль, но отсутствуют двое понятых и не ведётся видеозапись – это тоже незаконно.
  4. Освидетельствование на опьянение – в принципе законно, если сотрудник ГИБДД обнаружит хотя бы один клинический признак опьянения (тот же запах алкоголя). Если настаивают сдать экспресс-тест на дороге – это незаконно и можно смело отказываться. При этом вас всё равно могут отвезти в клинику для сдачи анализов на алкогольное или наркотическое опьянение.
  5. Избиениеводителя – абсолютно незаконные действия полицейских, содержащие признаки уголовной ответственности. Но, к примеру, вас могут силой вытащить из машины, если вы долго уезжали от ДПС и не подчиняетесь их требованиям выйти. На особо буйных водителей надевают наручники.

Желательно, по возможности, фиксировать на камеру все действия сотрудников ДПС, чтобы в случае нарушений ваших прав суметь обжаловать эти действия в суде.

Что грозит от ГИБДД

В какие сроки могут привлечь к ответственности?

Срок возбуждения дел об административных правонарушениях различаются. Но это тот период, в течение которого ГИБДД или суд должны вынести постановление с одним из видов наказания.

Итак, если вы скрылись от ДПС, конкретные сроки привлечения к ответственности по ст. 4.5 КоАП РФ будут следующими:

  • 2 месяца – если вы уехали, но после погони вам выписали протокол со штрафом 500-800 рублей по ч. 2 ст. 12.25 Кодекса. Собственно, с момента вручения вам копии постановления начинается срок оплаты штрафа. Единственная возможность избежать наказания – обжаловать постановление высшему начальству ГИБДД или в суд.
  • 3 месяца – если вам вменяют неподчинение требованиям сотрудников ГИБДД по ст. 19.3.2 КоАП, где предусмотрены штраф, арест или обязательные работы. Решение выносит мировой или районный суд. И если в указанные 3 месяца вы не получили постановление суда об административном правонарушении – дело в отношении вас попросту прекратят. После этого никакие наказания за неподчинение полиции вам грозить не будут.

WhatsApp

На самом деле в дорожных ситуациях, когда один из водителей автомобилей не выполнил требование ПДД уступить дорогу, а другой тем временем превышал скорость, далеко не всегда всё так просто. Но судебной практике 2021 года в большинстве случаев виноватым оказывается не уступивший дорогу, а правда не отстаивается ввиду экономии времени и нервов. В конце концов, есть ведь страховка ОСАГО, и она покроет ущерб! Но правду отстоять можно и нередко несложно, нужно лишь правильно и последовательно доказать, кто виноват в ДТП с превышением скорости. Давайте обо всём по порядку!

Что это за ситуации?

Итак, все такие аварии, о которых мы ведём речь в данной статье, связывают 3 главных обстоятельства:

  1. один из водителей превышал разрешённую на данном участке дороги скорость – незначительно либо существенно,
  2. другой участник обязан был уступить дорогу (например, на перекрёстке при повороте налево или под знак на равнозначном, при выезде с прилегающей территории, при развороте, перестроении и так далее – таких обстоятельств множество), но у него этого не получилось из-за превышения первым водителем,
  3. в результате таких "пирогов" произошло ДТП.

Вы думаете, что это сложная ситуация, в которой сложно разобраться?! Спешим вас успокоить. Судебная практика, в том числе 2021 года, пестрит такими и подобными происшествиями.

А вот сложным случаем можно назвать, к примеру, такой, когда вследствие обнаруженной помехи превышающий скорость начал резко тормозить, но контакта 2 автомобилей не произошло. Тем не менее, превышающего в результате торможения занесло, и это стало причиной ДТП, только повреждена одна машина. Такие случаи называют "бесконтактными ДТП".

ДТП с превышением скорости, встречный поток и поворот налево

Кто виноват: превышающий или создавший помеху?

Итак, обратимся сначала к ПДД и. не найдём здесь, конечно же, прямого ответа на наш вопрос. Есть множество пунктов, предписывающих уступать дорогу:

  • при повороте налево на перекрёстке встречному транспорту,
  • при проезде под знак "морковь" или "стоп",
  • при развороте встречным и попутным,
  • при движении на стрелку светофора, горящую одновременно с красным,
  • при перестроении,
  • и так далее.

Юридической грамотности ради, давайте взглянем в пункт 1.2 ПДД и поймём, что из комбинации определений терминов "уступить дорогу" и "преимущество" нам нельзя вынудить изменить траекторию или скорость движения того, кто имеет по отношению к нам преимущество.

Но есть всё же в Правилах ещё один пункт, который многие автолюбители считают универсальным – 10.1. Он предписывает вести автомобиль не только со скоростью, не превышающей разрешённую, но и с такой, который бы позволила избежать столкновения в случае внезапного возникновения опасности на дороге, а также с учётом погодных и иных условий.

Таким образом, получаем, что при прочих равных условиях виноваты оба водителя: и тот, кто создал помеху, и тот, кто ехал слишком быстро. Но не всё так просто! Потому что инспектор ГИБДД, приехавший на такое ДТП, с большой долей вероятности "завиноватит" именно того, кто создал помеху. Обоснование здесь простое: какая разница, с какой скоростью двигался другой участник – ведь ваше нарушение привело к происшествию.

И, казалось бы, это слишком очевидно. И потому что-то здесь не так, но что?!

Как доказать, что превышающий скорость тоже виноват?

Для ответа на этот вопрос нам нужно понимать, как именно определяется вина на практике 2021 года. Здесь обратим ваше внимание на то, что никакой сотрудник ГИБДД на месте ДТП не уполномочен определять виновника. Инспектор может только вынести постановление, определив ваше нарушение. Виновность определяет только суд.

Поэтому, если в отношении вас вынесли постановление по результату ДТП, его нужно будет обжаловать в суд.

В суде же у вас будет 2 возможных успешных исхода событий:

  1. либо вину переложат на другого участника – в отношении него вынесут постановление за превышение скорости (или прекратят за сроком давности или по иным причинам),
  2. вину признают обоюдной с разной степенью вины (например, 80% вашей вины и 20% того, кто превысил).

Возможен и третий – плохой вариант – постановление в отношении вас оставят в силе, то есть вы так и останетесь виновным в аварии. Но и в этом случае решение суда можно обжаловать в вышестоящий суд.

Но как правильно убедить судью в том, что превышение тоже стало причиной ДТП? Ответ здесь в ключевой тонкости – причине происшествия. То есть вам нужно доказать именно причинно-следственную связь превышения с аварией. Как это сделать?

Причинно-следственная связь с помехой и скоростью движения

Ещё в далёком 2008 году Верховный суд вынес Постановление Пленума, в рамках которого разъяснил именно по части скорости движения, что превышение должно быть причиной аварии.

В судебной практике 2021 года такая связь устанавливается достаточно простым нехитрым способом. Берём определённый фактор, который привёл к определённым последствиям. И теперь просто исключаем этот фактор. Изменились ли от этого последствия? Берём 2 нарушения разных участников ДТП: скоростного режима и требования ПДД уступить дорогу. И задаём себе вопрос: если убрать нарушение первого участника, насколько вероятно удалось бы избежать происшествия? А если убрать превышение второго – удалось бы избежать?

Именно такие вопросы ставят и судьи. Да, сами себе, но почти всегда для правильного ответа и всестороннего рассмотрения дела необходима экспертиза этой самой скорости, но об этом немного ниже.

Как пример, вы не уступили дорогу водителю, который ехал в нарушение ПДД днём без дневных ходовых огней. Стоит ли это нарушение другого водителя в причинно-следственной связи с ДТП? Нет, и вам не удастся убедить судью в том, что вы не видели днём целый автомобиль.

Другой пример: вы едете по обочине и врезаетесь в того, кто на неё перестроился для остановки. Правила перестроения нарушены? Кажется очевидным, но нет. При перестроении водитель обязан уступить дорогу. Но обязан не создавать помех он тому, кто имеет первоочередное право движения (определение из пункта 1.2 Правил). Но если у вас нет права на движение, то как при полном отсутствии такого права, оно может быть первоочередным? Как итог, у второго участника отсутствовала обязанность уступать вам дорогу. Конечно, если вы так и заявите, что ехали по обочине в нарушение, а не также собирались остановиться. Но если и собирались, то при наличии фактора высокой скорости движения вам снова не поверят.

Всё, что выше, мы написали для того, чтобы вы сами смогли определить для себя, насколько вероятен выигрышный для вас исход дела. Потому как все судебные издержки оплачивает проигравшая сторона.

Давайте рассмотрим ещё один пример, чтобы вам было немного понятнее.

При повороте налево вы обязаны не создавать помеху встречному потоку транспорта. Вы пропускаете автомобили, видите окно, в которое решаете прошмыгнуть, оценив, что до ближайшей встречной машины ещё далеко. Но вы неправильно оценили ситуацию, так как тот ехал с большой скоростью. Например, 120 км/ч вместо положенных 60.

Как результат, вот:

Судебная практика и доказательства причин аварии

В этом случае вам нужно будет убедить суд в том, что это вы как раз верно оценили ситуацию, но из-за очень высокой скорости встречного просто не смогли успеть проехать. Ведь пункт 1.3 ПДД обязывает всех участников соблюдать правила, и вы в полном праве рассчитывать при манёвре на соблюдение другими участниками дорожного движения таких правил. На этом и необходимо строить свои доводы в суде – не только ваше нарушение привело к ДТП, но и нарушение едущего с превышением. Кроме того, опираться нужно и на то, что при соблюдении скоростного режима можно было бы уменьшить вредные последствия в аварии (был бы меньший ущерб).

Экспертиза

В большинстве случаев для определения причинной связи ДТП с нарушениями обоих участников суды назначают экспертизу. Мы уже говорили выше, что она платная, и оплачивает её после суда проигравшая сторона. Стоить она может от 15 до 40 тысяч рублей в зависимости от поставленных судьёй эксперту вопросов, региона и города проведения.

Итак, если вы подали в суд для того, чтобы второго участника с превышением скорости привлекли тоже к ответственности, то эксперту задаются, как правило, следующие вопросы.

  1. Какая изначальная скорость была у автомобиля, какая в момент столкновения и какова разница этих скоростей?
  2. При какой начальной скорости движения водитель смог бы полностью остановиться и избежать столкновения?
  3. Имелась ли возможность избежать ДТП, если бы водитель двигался с разрешённой на данном участке скоростью?
  4. Имелась ли возможность избежать происшествия при той скорости, с которой ехал этот участник (может быть, он и недостаточно эффективно тормозил)?

Ключевой вопрос здесь под пунктом 3 – если ответ на него положительный, то шансы переиграть дело по меньшей мере в обоюдную вину достаточно велики. Но, конечно, при грамотном и последовательном составлении доказательств. Но и за другие ответы можно "зацепится" по меньшей мере в целях убеждения суда в том, что при меньшей скорости удалось бы смягчить результаты столкновения.

Как доказать само наличие превышения?

И это самый сложный случай. На самом деле, у каждого водителя в автомобиле должен быть видеорегистратор – он даст ключевые возможности для правильного определения скорости движения нарушающего водителя. Как? А очень просто!

Если на видео попал фрагмент движения машины "будущего виновника" хоть в пределах метра, то эксперт может установить его скорость, просто замерив временной интервал по простой формуле расчёте скорости (пройденное расстояние делим на время).

Если видео нет, то и здесь не всё потеряно. Но в любом случае потребуется экспертиза. Дело в том, что автомобиль – это сложная конструктивная система с различными элементами. Детали эти повредились в результате ДТП. Грамотный эксперт по этим деталям сможет установить приблизительную скорость движения – причём, нередко обоих участников. Так, есть элементы, которые могут деформироваться только при определённой минимальной скорости в момент столкновения.

Доказать ДТП с превышением скорости

Вывод

Таким образом, у вас несколько возможных целей при установлении степени виновности:

  • если скорость второго участника ДТП была намного выше разрешённой, то есть шанс доказать свою невиновность полностью ввиду невозможности правильно оценить возможность уступления дороги,
  • если превышение небольшое, то можно убедить суд в обоюдной вине – особенно, если превышающий успел бы оттормозиться до остановки и избежать столкновения,
  • также такая вероятность есть, если доказать, что ущерба было бы меньше при соблюдении скоростного режима.

Если же доказать сам факт превышения не удастся, то вина останется за вами. Также не исключено, что и суд не усмотрит даже при наличии доказательств причинно-следственную связь между нарушением скоростного режима и ДТП. Но в этом случае есть смысл такое решение суда обжаловать.

Читайте также: