Во сколько раз ухудшаются последствия дтп если увеличить скорость в 2 раза

Обновлено: 13.05.2024

Когда в России стали массово появляться камеры, контролирующие скорость в определенных местах дорог, водители быстро нашли противоядие. Расположение устройств стали наносить на карты навигационных программ и включать в специальные приложения для смартфонов, чтобы те предупреждали. В итоге возле камер машины притормаживали, а затем снова неслись вовсю.

В ответ власти стали устанавливать комплексы измерения средней скорости на определенном участке дороги. Вот первая камера зафиксировала автомобиль и передала в систему время и госномер. В конце отрезка ту же машину запечатлело второе устройство. Далее нехитрый подсчет по школьному курсу физики — и готова средняя скорость. Если она выше разрешенной на этом участке, водителю приходит штраф. Но Верховный суд сказал, что это неправильно.

От редакции

Превышать скорость нехорошо — хоть в конкретный момент времени, хоть в среднем. Лучшая защита от штрафа — ехать по правилам или, на худой конец, с превышением не более чем на 20 км/ч , за которое пока не наказывают.

С другой стороны, все должно быть по закону. И штрафы за среднюю скорость — тоже.

Как устроена процедура штрафов с камер

Эти устройства сейчас умеют контролировать не только скорость автомобиля, но и много чего еще. Например, проезд на запрещающий сигнал светофора, остановку или стоянку в неположенном месте, нарушение направления движения по полосам, езду по встречке или по полосе для общественного транспорта.

Если камера не автоматическая и была в руках, например, инспектора ГИБДД либо какой-то неравнодушный гражданин снял нарушение на свой смартфон, а потом отослал куда следует, этот специальный порядок не применяют. То есть заочно оштрафовать собственника не получится: протокол или постановление нужно оформлять на месте проступка.

Почему ВС против штрафа за превышение средней скорости? Он не знает физику?

Я не проверял знания судей ВС по этому предмету. Но вот закон они знают четко — и привели следующие аргументы.

Во-первых , в КоАП нет наказания за превышение средней скорости. Там упоминается просто скорость, и она, по мнению суда, должна быть конкретной.

Во-вторых , КоАП ранжирует наказания в зависимости от величины превышения. Если водитель после фиксации его первой камерой какое-то время стоял и потом понесся с превышением на 60 км/ч , штрафовать его надо именно за это. А не за то, что в среднем он превысил скорость, скажем, на 30 км/ч .

В-третьих , на некоторых участках дорог водитель после фиксации первой камерой может срезать путь до второй, не превышая скорость. И получится, что его оштрафуют без вины.

В-четвертых , при вычислении средней скорости невозможно установить конкретное место проступка. А значит, нельзя и четко определить подразделение ГИБДД или районный суд, где можно обжаловать штраф. Что нарушает право собственника на защиту.

Меня оштрафовали за среднюю скорость. Теперь могу не платить или вернуть уплаченные деньги?

К сожалению, ВС вынес вердикт по конкретному делу. И хотя аргументы в нем универсальные для всех подобных случаев, ГИБДД и нижестоящие суды вряд ли быстро возьмут под козырек и начнут руководствоваться новой позицией ВС.

Кроме того, решения ВС по конкретным эпизодам не могут быть причиной пересмотра уже закрытых дел, все сроки обжалования по которым прошли.

Вот варианты, как быть со штрафом за превышение средней скорости в зависимости от ситуации:

Как обжаловать штраф, в Т⁠—⁠Ж подробно разбирали в отдельной статье.

Для справки: можно ли обжаловать штраф с камеры за превышение конкретной скорости

Если вы собственник, были за рулем автомобиля и действительно превысили скорость, отменить штраф можно только через обман. То есть сказать, будто машиной управлял, скажем, родственник или знакомый, который готов свидетельствовать в ГИБДД или в суде. Но, во-первых , к этому могут отнестись со скепсисом: слова есть слова. А во-вторых , родственник либо знакомый фактически лжесвидетельствует, за что предусмотрен отдельный штраф — 1000—1500 Р .

Однозначно можно отбиться от штрафа, если выяснится, что автоматическая камера работала некорректно и завышала измеряемую скорость. Так случилось, например, в 2017 году в Вологодской области, где от действий неисправной камеры пострадали более 10 тысяч водителей.

А вот еще один пример технической ошибки из судебной практики в Нижегородской области. Собственнику пришло два штрафа за превышение конкретной скорости с камер, расположенных друг от друга почти в 7 км. Устройство № 1 зафиксировало проступок в 9:37:16 , а устройство № 2 — в 9:37:50 , то есть через 34 секунды. Получилось, что между камерами автомобиль ехал со скоростью свыше 700 км/ч , иначе он бы просто не успел достичь устройства № 2 к означенному времени. Поскольку это технически невозможно, суд все-таки отменил второй штраф.

Однако, повторюсь, если устройство, которое зафиксировало ваше нарушение, работало корректно, шансы законно оспорить штраф нулевые. Не стоит и пытаться.




Andy, сначала дороги надо поравить. Прежде чем задирать штрафы, вспомнить о средней зарплате по стране. Прежде чем назначать пенсии вспомнить о совести и реальном прожиточном минимуме. И такая психология должна быть повсеместно и во всем. А поправителям КоАП, в обход выше сказанного, засунуть органы поправления в одно подходящее место.


Мгновенная скорость - это теоретическая идеализация, её невозможно измерить. Всегда - всегда - измеряется средняя скорость, вопрос только во временно́м промежутке: за секунду, за минуту, за 20 минут, за три дня и т. п.

Игорь, камеры с радарным комплексом, работающим в СВЧ диапазоне измеряют как раз таки мгновенную скорость доплеровским методом. Строго говоря, они делают серию из нескольких измерений (в течение долей секунды) и берут среднее значение, но это совсем не то же самое что "средняя скорость за минуту".

Anton, нет. Средняя скорость теоретически совпадает с мгновенной, если скорость постоянна. Но опять же, это невозможно "точно" измерить. Как ни крути "измерялку". В случай с эффектом Доплера при переменной скорости в прибор придёт суперпозиция частот, волновой пакет, полученный размыванием основной частоты. В тяжёлом случае - белый шум :)

Игорь, вот только не надо углубляться в научную теорию. Вероятность того, что средняя скорость за 0,1 секунды, может быть равна средней за 20 минут, НИЧТОЖНА. И потом, в законе сказано "мгновенная скорость", а вы утверждаете, что её нет. А белый шум, ;))) в голове.


Anton, все равно скорость Средняя.да за доли секунды с учетом законов физики ее кардинально поменять сложно, но факта это не меняет слово средняя остается


Anton, так это уже и не мгновенная скорость , а средняя за те доли секунды , пока радар ее измерял.

Игорь, давайте ещё скажем, что есть вероятность протуннелировать сквозь преграды и срезать путь не нарушая скоростного режима.


Игорь, все бы хорошо, только вот измерение с помощью лазера производятся с со скоростью в два раза меньшей скорости света. Для измерения с расстояния в 1 км это мгновенно.


Павел, господи, что за бред вы несёте, цель камер и полос контроля - не оштрафовать вас, а замедлить весь поток, люди ведь не слепые, тормозят. Уменьшение скорости потока напрямую коррелирует с уменьшением смертей на дороге. Абсолютно неважно насколько круче сейчас машины, люди такие же медленные и если в вас влетит на автобане машина, разница в скорости может стоит вам жизни. Про улицы в городе я вообще не говорю. Я живу в стране, где одна из самых лучших ситуаций на дороге, потому что лимиты во всех населенных пунктах уменьшаются до 30 (редко 50) и ставятся зоны контроля



GreLI, Эти 20 км/ч - психологический компромисс. Хочешь дерзнуть, шалун - валяй, но не более чем на 20кмч )))
Практически везде скоростной режим установлен с запасом, ниже, чем реально можно было бы ездить.
А жизнь и смерть зависит только от наличия мозга у водителей и пешеходов. Убивает не скорость, а беспечность.


Ivan, Везде - это где? В странах СНГ))? Но уж точно не в Европе, которая является одним из лидеров по автомобилизации и наименьшему количество ДТП благодаря программам по снижению аварийности , например Zero Vision и основной пункт подобных программ - снижение скорости. Пешеходы и водители всегда будут ошибаться, поэтому надо предотвращать их ошибки и не провоцировать это делать.


rediska, Предлагаю "предотвращать их ошибки" - прекратить выдавать, а тем более продавать водительские удостоверения. Все потихоньку и наладится.

rediska, Дело совсем не в скорости, а в культуре вождения и культуре пешеходов.


rediska, сложно сбить кого-то, если скорость потока 40 км в час. А именно с ней большинство европейцев и ездит, и не из-за спецпрограмм, а просто они тормоза. Разве что немцы с их автобанами выделяются. В Европе люди расслаблены и не спешат. А у нас все всегда торопятся и дергаются, вождение агрессивней. Тут хоть какие штрафы установи - все равно будут ДТП.


rediska, "везде" - это я про москву и ближайшее подмосковье. Кругом шоссе до 6 полос с отбойниками, разгонками, без светофоров и переходов, но ограничение почему-то 60 :)
Трассу М11 построили, но ограничение 110 (потому что нет у нас категории "ахренеть какая скоростная магистраль жми тапку в пол").
При проезде лежачих полицейских ограничение 20. Реально все переезжают на 30 в комфортном режиме.

Про другое "везде" могу сказать только то, что все гоняют так как могут себе позволить и до тех пор, пока нет риска быть оштрафованными. Это я и про заграницу :)


GreLI,
20 км/ч - единственное, что может немного скрасить ужасную работу ответственных за дороги ведомств.

Камеры ставят не для безопасности, а для наживы. Ограничения скорости зачастую необоснованны и т.д.

Когда едешь ночью по шоссе разрешённые 90 км/ч и замечаешь знак населенного пункта, то варианта два:
1. Рисковать жизнью и резко тормозить до 60 км/ч.
2. Получить штраф от камеры, которая стоит сразу за знаком.

+20 км/ч отлично спасают в этой ситуации. Плавно тормозишь и не получаешь штраф за то, что пересёк линию на скорости 75-80 км/ч.


Павел, Я разрабатываю электронику и пишу программы)) Шапочки из фольги отвергаю, как и вред от электромагнитного излучения в определенных частотах и энергии волн. Я за здоровую городскую среду и не повторение ошибок, которые совершили другие страны, испытывая автомобилизацию и не более))

Это очень плохо. И так смертность на дорогах высока и за превышение на 40 км/ч штраф всего 250 рублей. А теперь ещё и штрафовать не будут


Марат, доказано "умными" людьми, что штрафы за нарушение ПДД никак на безопасность дорожного движения не влияют. Очнитесь. Солнечный Вы наш. Это всего лишь - одна из "кормушек" власть придержащих.

Cat, а вот состояние дорог очень даже влияет


Cat, назовите фамилии этих "умных"людей,которые это доказали.И сам принцип доказательства.Оооочень хотелось бы узнать,как это доказывалось?

Александр, список "умных людей" очень большой! А доказать очень просто - во многих странах в качестве наказания применяется смертная казнь, но преступность там так и не искоренили! Виной всему человеческая психология!


Cat, в том же татарстане разница в смертности на дорогах с контролем и без контроля скорости в три раза. Это сотни жизней ежегодно. Возможно - и Вашей жизни тоже.

Марат, смертность на дорогах не из за скорости , а из за невключенного поворотника. Поворотник это мелочь по сравнению с превышением. Невидимая вещь грубо но увы воздух тоже невидим но без него мы дышать не можем. Включайте поворотники заблоговременро до маневра и следите за всеми лампочками в задних фонарях тогда те кто едет быстрее вас не вьедут в вас и да круиз контроли свои повырубайте , вы водитель и вы должны следить за дорогой , а не спать и сидеть в телефоне за рулем. Тогда будут умирать поменьше народу на дорогах

Марат, смертность на дорогах не из за скорости , а из за невключенного поворотника. Поворотник это мелочь по сравнению с превышением. Невидимая вещь грубо но увы воздух тоже невидим но без него мы дышать не можем. Включайте поворотники заблоговременро до маневра и следите за всеми лампочками в задних фонарях тогда те кто едет быстрее вас не вьедут в вас и да круиз контроли свои повырубайте , вы водитель и вы должны следить за дорогой , а не спать и сидеть в телефоне за рулем. Тогда будут умирать поменьше народу на дорогах


Марат, штрафовать будут, статья про один вид камеры, который в России на дороге я еще и не видел.

Andy, приезжайте в Казань. Тут на дорогу некогда смотреть, только и смотришь, где камеры


Andy, Псковская обл.welcome)


Andy, Белгородская область, welcome)


В каментах резвятся запретители. :/

Marcus, или те, кто насмотрелся, как у нас ездят по трассам…


Я вообще против штрафов. Все мы нарушаем ПДД вольно или невольно и каждый случай надо рассматривать отдельною.Езжу с 1974 г. и многого насмотрелся. Ранее были талоны предупреждения и они действительно ставили всех в равное положение на дороге. Сейчас это равенство убито.С толстым кошельком можно творить что угодно. У некоторых ездоков вообще неизвестно откуда права , судя по поведению на дороге. Штрафы создают коррупцию в органа и потакают беспределу на дороге. И ещё;бесчисленные аварии с пешеходами, машинами говорят о том что не каждому дано ездить по дорогам. В дополнение к справке о здоровье нужно психологическое тестирование водителей,которое выявило бы нахальство,агрессию и другие негативные черты водителей. Не которым водителям повозку с волами доверять нельзя, а они садятся за руль мощных машин и отсюда убитые и раненые.


rediska, из всех мер докопались до скорости. Хотя тут навалом другого полезного. Из вашей статистики видно, что большая часть аварий связана не со скоростью вообще, а с тем что люди кидаются под машины и что выезжают на встречку. И основные меры это как раз борьба не скоростью, а не возможностью человека попасть на проезжую часть и невозможноть обгонять по встречке. И опять же проблема не в скорости, а в нарушении других пунктов ПДД, просто если машины будут двигаться очень медленно, то и ПДД ненужны вообще ну ударились на скорости 2км/ч и ничего страшного. Можно сделать нулевую смертность на дорогах такими мерами. Но зачем? Ценность жизни это конечно круто, но если человек хочет умереть под колесами - пусть умирает, мне какое дело? Почему другие должны страдать из-за таких? Что за бред навязывать людям чувство вины за чужие ошибки.


Мне приходится часто ездить, я думаю и не только мне, к родителям за тысячу километров и хочется проехать это расстояние по светлому времени суток, это же и безопасней. У нас по автомагистрали разрешенная скорость движения 110 км для легковых, + 20 значит примерно 130 км/ч. Определение термина в ПДД Автомагистраль - это дорога, имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой, без пересечений в одном уровне с другими дорогами и т.п. и обозначенная знаком "Автомагистраль". Но сейчас, слава богу, стало много дорог, подходящих под определение "Автомагистраль", но если только на небольшие расстояния. Опять же, 5 км тоже расстояние, но нет знака "Автомагистраль", а камер понатыкано как специально. Ни кого не волнуют пробки на дорогах, лиш бы штрафануть на халяву! Отсюда следует, что ни какого государственного контроля за дорогами нет. Все отдано в частные руки, а они не утруждаются подумать об экономике государства и граждан. Они получают процент от штрафа в ГИБДД. Знаки расставляют не ГИБДД, а администрация определенных округов где пролегает дорога, но все дороги у нас государственного подчинения. Мы все платим налог, а этим налогом кормятся "мертвые души". А среднюю скорость придумал антигерой.

За превышение скорости минимальное наказание, которое будет "светить" водителю, - штраф 3 тысячи рублей. Тем, кто три раза совершил грубые нарушения в течение года, будет грозить лишение прав.

Для нетрезвых водителей, перевозящих детей, срок лишения прав вырастает на полгода. А штраф - до 50 тысяч рублей. Такие наказания предусмотрены в новом проекте Кодекса об административных правонарушениях, который размещен на портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения.

Для начала стоит отметить, что водительская глава переехала подальше. Теперь она не 12-я, а 21-я по счету. Но основные позиции в ней практически не поменялись. Ответственность за управление автомобилем с заведомо неисправной тормозной системой осталась прежней - штраф 500 рублей. А за излишнюю тонировку ее увеличили до 1000 рублей. Причем повторное управление с тонированными стеклами обернется уже штрафом в 3 тысячи рублей.

Если за рулем оказался водитель, который не имеет права управления, то ему, как и сейчас, придется заплатить штраф 15 тысяч рублей. Но если он попался вторично, то уже будет грозить штраф от 20 до 30 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок от 40 до 60 часов, либо арест до 5 суток. Сейчас КоАП не предусматривает ответственности за такое повторное нарушение.

К управлению автомобилем в нетрезвом виде, а также к отказу от прохождения медосвидетельствования добавился новый состав. Если водитель попался в нетрезвом виде за рулем, ему грозит то же наказание, что и сейчас: лишение прав на полтора-два года и штраф 30 тысяч рублей. Но если при этом в машине находился ребенок до 16 лет, то водителю будет грозить лишение прав на 2-3 года и штраф 50 тысяч рублей.

В шесть раз возрастает штраф за превышение скорости. В проекте КоАП за превышение скорости от 20 до 40 км/ч предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 3 тысяч рублей против сегодняшних 500 рублей.

Впрочем, эту идею руководители Госавтоинспекции озвучивали еще в прошлом году. По их мнению, штраф в размере 500 рублей не воспринимается водителями как наказание. Они считают это "платой за проезд".

За превышение скорости на 40-60 км/ч предлагается наказывать штрафом в 4 тысячи рублей. Сейчас он - 1000-1500 рублей. А за превышение скорости более чем на 60 км/ч - штрафом 5000 рублей или лишением прав на 4-6 месяцев. При этом сейчас за повторное превышение скорости более чем на 40 км/ч грозит лишь увеличение штрафа, а, если новый КоАП примут в таком виде, то за это будет грозить лишение прав на год.

Появилась в Кодексе и статья, предусматривающая ответственность за систематическое нарушение правил. Если водитель совершил в течение года три грубых нарушения, ему будет грозить лишение прав на срок от одного года до полутора лет.

Под грубыми нарушениями понимаются непредоставление преимущества пешеходам, поворот налево или разворот там, где это запрещено, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, нарушение правил проезда железнодорожного переезда, разворот или движение задним ходом, где это запрещено, и превышение скорости более чем 60 км/ч.

Эта статья вызывала массу споров, пока она была поправкой к действующему КоАП. В частности, экспертам и депутатам не нравилось то, что водителя можно лишить прав за то, что он три раза не уступил дорогу пешеходам. Дело в том, что в применении этой статьи много субъективизма, и инспекторы порой вовсе не учитывают, требовалось ли в той или иной ситуации останавливаться перед переходом, или автомобиль не создавал помех для пешехода. В то же время в грубые нарушения не включено движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Еще одна новая статья - ответственность за опасное вождение. Термин в правилах уже давно существует, а ответственности за него до сих пор не было. Теперь появится штраф в 5 тысяч рублей.

Стоит отметить, что участники рабочей группы говорят, что пока документ довольно сырой и требует внимательной доработки. В частности, он предусматривает ответственность за учебную езду по автомагистрали. Но правила дорожного движения уже разрешили обучать водителей на автомагистралях. Поправка вступила в силу с 1 января этого года. Так что, над проектом еще предстоит работать. Главное, чтобы это делалось без спешки.

Скоростная авария и вмешательство: кто виноват и как это доказать?

На самом деле, в дорожных ситуациях, когда один из водителей не выполнил обязательство дорожного кодекса уступить дорогу, а другой тем временем превысил ограничение скорости, это не всегда так просто. Но в судебной практике 2021 года в большинстве случаев виноват человек, который не сдался и правда не защищается ради экономии времени и нервов… В конце концов, есть страховка ОСАГО, и она покроет ущерб! Но правду можно и часто нетрудно отстоять, вам просто нужно правильно и последовательно доказывать, кто виноват в скоростном катастрофе. Давайте обо всем по порядку!

  1. Что это за ситуации?
  2. Кто виноват: превышающий или создавший помеху?
  3. Как доказать, что превышающий скорость тоже виноват?
  4. Экспертиза
  5. Как доказать само наличие превышения?
  6. Вывод
  7. Про ненаказуемое превышение

Что это за ситуации?

Итак, все эти инциденты, о которых мы говорим в этой статье, связаны тремя основными обстоятельствами:

Вы думаете, что это сложная ситуация, которую сложно понять ?! Спешим вас успокоить. Судебная практика, включая 2021 год, изобилует подобными и похожими инцидентами.

Скоростная авария и вмешательство: кто виноват и как это доказать?

Кто виноват: превышающий или создавший помеху?

Итак, давайте сначала перейдем к правилам дорожного движения и .. мы явно не найдем здесь прямого ответа на наш вопрос. Есть много моментов, по которым вы должны уступить:

Но есть еще один пункт Правил, который многие автомобилисты считают универсальным — 10.1. Он предписывает вести машину не только со скоростью, не превышающей допустимую, но и со скоростью, позволяющей избежать столкновения в случае внезапной опасности на дороге, а также с учетом погодных и других условий.

И, казалось бы, это слишком очевидно. А потому что тут что-то не так, а что?!

Как доказать, что превышающий скорость тоже виноват?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо понять, как именно вино определяется на практике в 2021 году. Здесь мы обращаем ваше внимание на то, что ни один сотрудник ГИБДД на месте аварии не уполномочен определять виновника. Инспектор может только отдать приказ, обнаружив ваше нарушение. Вину определяет только суд.

Поэтому, если решение было принято против вас из-за несчастного случая, необходимо будет подать апелляцию в суд.

В суде у вас будет 2 возможных положительных исхода событий:

Возможен и третий — плохой вариант: постановление против вас останется в силе, то есть вы останетесь виновным в происшествии. Но даже в этом случае решение суда можно обжаловать в вышестоящей судебной инстанции.

Но как правильно убедить судью, что излишки стали причиной несчастного случая? Ответ здесь кроется в ключевой тонкости: причина аварии. То есть необходимо точно продемонстрировать причинно-следственную связь между эксцессом и аварией. Как это сделать?

Скоростная авария и вмешательство: кто виноват и как это доказать?

Еще в 2008 году Верховный суд издал Постановление пленума, в котором именно с точки зрения скорости передвижения разъяснил, что превышение должно быть причиной аварии.

В судебной практике 2021 года такая связь устанавливается достаточно просто и без осложнений. Возьмем некий фактор, который привел к определенным последствиям. А теперь давайте просто исключим этот фактор. Изменились ли последствия этого? Возьмем 2 нарушения разными участниками ДТП: ограничение скорости и требование ПДД уступить дорогу. И мы задаемся вопросом: если мы уберем нарушение от первого участника, насколько вероятно избежать аварии? А если убрать лишнюю секунду, можно ли этого избежать?

Это вопросы, которые задают себе судьи. Да, нам самим, но почти всегда для правильного ответа и досконального рассмотрения дела требуется обследование с такой же скоростью, но об этом позже.

Например, вы не уступили дорогу водителю, который ехал днем ​​с нарушением правил дорожного движения без дневных ходовых огней. Стоит ли нарушение другого водителя причинно-следственной связи с ДТП? Нет, и вам не удастся убедить судью, что вы не видели всю машину в течение дня.

Другой пример: вы едете по обочине дороги и врезаетесь в человека, который перешел на другую полосу движения, чтобы остановиться. Нарушены правила восстановления? Кажется очевидным, но нет. При смене полосы движения водитель должен уступить дорогу. Но он обязан не препятствовать тому, кто имеет преимущественное право передвижения (определение из пункта 1.2 Правил). Но если у вас нет права на перемещение, как это может быть приоритетом при отсутствии этого права? Следовательно, второй участник не был обязан предоставлять вам преимущественное право проезда… Конечно, если вы скажете, что ехали по обочине дороги с нарушением, и вы даже не собирались останавливаться. Но если они это сделали, то при наличии фактора высокой скорости передвижения они вам больше не поверят.

Все вышесказанное мы написали для того, чтобы вы сами могли определить для себя, насколько вероятен для вас выигрышный исход дела. Потому что все судебные издержки несет проигравшая сторона.

Давайте посмотрим на другой пример, чтобы было немного понятнее.

Когда вы поворачиваете налево, вы не должны мешать встречному движению. Вы пропускаете машины, видите окно, в которое решаете прокрасться, прикинув, что ближайшая встречная машина еще далеко. Но вы неправильно оценили ситуацию, когда он ехал на большой скорости. Например, 120 км / ч вместо требуемых 60.

Скоростная авария и вмешательство: кто виноват и как это доказать?

В этом случае вам придется убеждать суд в том, что вы только что правильно оценили ситуацию, но из-за очень высокой скорости встречного вы просто можете не успеть пройти. Ведь п. 1.3 ПДД обязывает всех участников соблюдать правила, и вы имеете полное право рассчитывать на соблюдение этих правил другими участниками дорожного движения при совершении маневра. Это то, на чем вам нужно основывать свои аргументы в суде: ваше нарушение привело не только к аварии, но и к нарушению со стороны водителя с превышением. Кроме того, необходимо полагаться на то, что при соблюдении ограничения скорости вредные последствия в случае аварии могут быть уменьшены (будет меньше ущерба).

В большинстве случаев суды назначают заключение экспертов для определения причинной связи ДТП с нарушениями обоих участников. Выше мы уже говорили, что он оплачивается, и проигравшая сторона оплачивает его после суда. Он может стоить от 15 до 40 тысяч рублей в зависимости от вопросов, которые судья задает эксперту, региона и города задержания.

Итак, если вы подали иск, чтобы привлечь к ответственности и второго участника превышения скорости, эксперту обычно задают следующие вопросы.

Как доказать само наличие превышения?

А это самый сложный случай. Ведь у каждого водителя автомобиля должен быть видеорегистратор — он даст ключевые возможности для правильного определения скорости нарушившего водителя. Нравиться? Все очень просто!

Если видео нет, то и здесь не все потеряно. Но в любом случае экспертиза понадобится. Дело в том, что автомобиль представляет собой сложную конструктивную систему с различными элементами. Эти детали были повреждены в результате аварии. Знающий эксперт по этим деталям сможет установить приблизительную скорость движения — а часто и обоих участников. Следовательно, есть элементы, которые могут деформироваться только с определенной минимальной скоростью в момент столкновения.

Скоростная авария и вмешательство: кто виноват и как это доказать?

Следовательно, у вас есть несколько возможных целей при определении степени вины:

Если вы не докажете факт превышения, вина останутся на вас. Также возможно, что суд не видит даже при наличии доказательств причинно-следственной связи между нарушением скоростного режима и аварией. Но в этом случае есть смысл обжаловать такое решение суда.

Про ненаказуемое превышение

Все водители знают, что если, например, на участке дороги установлено ограничение в 90 км / ч, то, в принципе, ничего не произойдет, если вы проедете 110. И вот оно!

Действительно, в действующем КоАП санкции за это нет. Но все, что мы описали выше, как раз и связано с превышением правил дорожного движения. В этих правилах четко указано, что вы не можете двигаться быстрее установленного предела. Причем нарушение здесь не в наличии штрафа, а .. прямо в нарушении этого правила. Отсутствие санкции никоим образом не отменяет факт отступления от правил и, как следствие, вину.

И поэтому в нашем примере даже движение со скоростью 109 км / ч может быть причинно связано с ДТП, поскольку это нарушение.

Одни из самых тяжких по последствиям аварии происходят на загородных трассах, на которых сейчас автомобильный поток заметно увеличился. Лобовые столкновения, съезды в кювет, ДТП с участием пешеходов. В ГАИ говорят, что это напрямую связано с высокими скоростями. Каждый год весной происходит всплеск аварий: выезжают из гаражей автомобили дачников, открывается мотосезон, да и скорости на дорогах возрастают. Как результат — увеличение количества ДТП, в том числе в столице. Заместитель прокурора Минска Владимир Мацель, старший прокурор отдела по надзору за следствием в органах внутренних дел прокуратуры города Дмитрий Лукьянов и начальник отдела дознания столичной Госавтоинспекции Владимир Гайшун рассказали, какие аварии происходят из-за превышения скорости и сообщили особенности расследования таких ДТП. Мы продолжаем серию публикаций.

— Говорят, скорость — главный фактор аварийности. Как часто причиной ДТП, в которых погибли или пострадали люди, называют неправильный выбор скорости?

— В большинстве случаев одна из основных причин ДТП — неправильно выбранная водителем скорость: при возникновении аварийной ситуации человек, управляющий машиной, просто не успевает предпринять меры для избежания столкновения или наезда. Согласитесь, пока автомобиль стоит, он никому опасности не создает. Но как только трогается, с каждой секундой, по мере нарастания скорости, опасность, исходящая от него, увеличивается.

В то же время нужно понимать, что во время расследований ДТП решение выносится только после скрупулезного изучения всех обстоятельств произошедшего, показаний очевидцев и участников аварии, состояния проезжей части, погодных условий и т. д. В каждом случае принимается взвешенное и основанное на доказательствах решение: состоит ли превышение скорости в причинно-следственной связи с ДТП или нет.

Приведем такой пример. В начале августа 2010 года ночью в центре Минска (на пересечении улиц Интернациональной и Ленина, перекресток в тот момент был нерегулируемым) произошло столкновение автомобилей Range Rover и Audi A4. В процессе разбирательства было установлено, что водитель внедорожника превысил скорость. Сам он утверждает, что ехал 70 км/ч. Мы не исключаем, что он двигался с большей скоростью. Но не это стало основной причиной ДТП.


После детального изучения обстоятельств произошедшего мы пришли к выводу, что мужчина, управлявший Audi и выезжавший на перекресток со второстепенной дороги — ул. Интернациональной, не выполнил требования дорожного знака 2.4. Он не уступил дорогу Range Rover в условиях ограниченной обзорности (слева от водителя Audi был сквер): уличные камеры видеонаблюдения хорошо зафиксировали момент — Audi немного замедлилась перед пересечением улиц, но не остановилась. Мужчина, управлявший Range Rover, попытался избежать столкновения (столкновение все-таки произошло), вывернул руль, выехал на встречную, где внедорожник перевернулся.




— Кто вообще склонен, на ваш взгляд, превышать скорость?

— Молодые люди, причем марка автомобиля никакого значения не имеет. Часто это приводит к тяжелым последствиям. Так, в октябре 2009 года на ул. Володько в Минске разбился Mercedes S-класса: автомобиль выехал за пределы проезжей части и врезался в столб.


Погибли двое студентов одного из вузов, еще один был госпитализирован. Водитель, их сверстник, во время аварии пострадал незначительно, с места происшествия он скрылся, но через некоторое время вернулся. Во время расследования было установлено, что Mercedes двигался со скоростью около 100 км/ч. Водитель отвлекся, не справился с управлением и совершил аварию. Впоследствии он был осужден на три года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего режима.

— Вы имеете в виду мотоциклы? Да, это тоже проблема. И хотя ГАИ постоянно проводит профилактику в среде байкеров, такие аварии в прошлом году случались довольно часто. Однако пока сезон не начался и все спокойно.

— Кстати, про мотоциклистов. Пользователи Auto Onliner спрашивают про типичную ситуацию: водители автомобилей при повороте налево или развороте не уступают дорогу встречному мотоциклу, движущемуся с большой скоростью. Кто-то считает виновным водителя машины, кто-то — мотоциклиста, который ехал с превышением. Как такие ситуации расследуются? Насколько водитель мотоцикла должен превысить скорость, чтобы суд оправдал водителя авто? А насколько, чтобы вина была обоюдной?

— Опять-таки в каждом конкретном случае надо разбираться детально. Во время расследования недопустимо применять какие-то штампы, ссылаться на решения, принятые во время расследования других ДТП. Потому что каждое такое происшествие — не похожее на остальные. Оно расследуется отдельно, выясняются причины и обстоятельства.

Стали выяснять, с какой скоростью двигался мотоцикл. Были проведены все соответствующие экспертизы. Оказалось, 150 км/ч на участке, где разрешено 60 км/ч! С одной стороны, водитель автобуса должен был уступить дорогу, с другой — мотоциклист более чем в два раза превысил скорость. Кто виноват?

Были опрошены многочисленные свидетели и проведен следственный эксперимент, в результате которого мы пришли к выводу, что водитель автобуса перед выполнением маневра убедился в его безопасности и только потом стал совершать поворот. Однако он объективно не мог знать скорость приближающегося мотоцикла, водитель которого грубо нарушил ПДД. Столкновения не произошло бы, если бы водитель мотоцикла соблюдал скоростной режим. Водитель автобуса вправе был рассчитывать, что другие участники дорожного движения также соблюдают ПДД. В его действиях не было состава преступления.

А вот прошлогодний случай на ул. Орловской. Ситуация очень похожая. Перекресток с ул. Азизова. Там произошло столкновение автомобиля Ford Explorer, который поворачивал налево, и мотоцикла Suzuki GSX-R1000, двигавшегося навстречу. Водитель последнего транспортного средства получил тяжкие травмы и скончался в больнице.



По результатам комплексной судебно-автотехнической экспертизы установлено, что скорость Ford до момента столкновения составляла около 25 км/ч, скорость мотоцикла — не менее 158 км/ч (т. е. превышена на 98 км/ч). Была проведена дополнительная судебно-автотехническая экспертиза. Ее выводы таковы: если бы водитель Suzuki соблюдал скоростной режим, то водитель Ford успел бы проехать перекресток и контакта между транспортными средствами не произошло бы.

По этому делу проходил свидетелем еще один мотоциклист, который спустя несколько месяцев при схожих обстоятельствах погиб на пр. Независимости.

— Где в Минске в основном происходят такие аварии?

— Места концентрации ДТП — это пересечения улиц, где есть потенциальный конфликт. Но в последнее время наметилась еще одна настораживающая тенденция — на регулируемых пешеходных переходах все чаще стали происходить наезды на пешеходов при следующих обстоятельствах.

Представьте пожилого человека, который заканчивает пересекать дорогу — уже на красный сигнал светофора. По ПДД он должен завершить переход дороги. В это время водитель, приближаясь к переходу, перестраивается в свободную крайнюю правую полосу — чтобы проскочить перекресток не останавливаясь. Слева трогаются машины, ограничивая обзорность, и водитель в крайнем правом ряду сбивает пешехода.

— В данном случае необходимо обратиться к п. 87 ПДД… Единую безопасную скорость для всех определить невозможно. Каждый водитель по-разному реагирует на опасность.

Еще одно замечание по этому поводу. Почему-то считается, что нужно двигаться с максимально разрешенной скоростью и это будет правильно. Большое заблуждение! Необходимо учитывать обстановку, погодные условия и другие факторы. Во время сильного гололеда и снегопада немногие рисковали ехать 60 км/ч.

— Превышение скорости иногда становится последствием других нарушений ПДД.

— Да, действительно. Превышать скорость склонны, например, водители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Случается, они даже игнорируют требования об остановке инспекторов ГАИ. Такой случай произошел рано утром 15 июля прошлого года на пр. Пушкина в Минске, где в ДТП попал автомобиль Alfa Romeo 156.

Было установлено, что за рулем находился молодой человек. На ул. Орловской он не выполнил законные требования работников ГАИ об остановке транспортного средства и продолжил движение со скоростью не менее 110 км/ч (на участке, где разрешено 60 км/ч). Продолжая движение по пр. Пушкина, напротив дома номер 89, проявил невнимательность и неосмотрительность к окружающей дорожной обстановке и ее изменениям, не учел погодные и метеорологические условия, состояние дорожного покрытия (мокрое). В результате неправильно выбранной скорости допустил занос автомобиля вправо, совершил наезд на бордюрный камень и выехал за пределы проезжей части. Пострадал сам водитель — у него тяжкие травмы. Он находился в состоянии алкогольного опьянения (2,22 промилле).

— Такой вопрос поступил от участников нашего форума: почему в Германии практически не существует проблемы скоростного режима, а у нас — главный фактор аварийности? Может, рассматривать вопрос аварийности стоит несколько с другой стороны?

— Говоря о Германии, следует разграничивать движение в населенных пунктах и на автобанах. Причем на скоростных магистралях довольно часто происходят серьезные аварии именно из-за неправильного выбора скорости.

У нас аварийность рассматривается не только с позиции скорости. При расследовании ДТП выясняются все причины и обстоятельства, повлекшие тяжкие последствия. Ведь не стоит забывать, что на аварийность влияют и техническое состояние автомобиля, и состояние водителя, и соблюдение ПДД всеми участниками дорожного движения и др. Нарушают ведь не только водители. Виновными в ДТП нередко признаются и пешеходы.


— Пользователи Auto Onliner интересуются: есть ли какая-то статистика тяжести последствий в ДТП с учетом градации скорости? То есть насколько отличаются последствия наезда на неподвижное препятствие при скорости, допустим, 90, 100, 110 км/ч? Наезд на пешехода при скорости авто 70, 60, 50 км/ч?

— Говорить о градации довольно сложно, потому что все случаи разные. Но есть одна общая примета: аварии, совершенные на больших скоростях, почти всегда влекут тяжкие последствия. Причем чем выше скорость, тем более тяжкие последствия. В первом квартале этого года в Минске из-за превышения скорости было совершено 33 ДТП, в которых 6 человек погибли и 51 ранен.

Бывали случаи, когда автомобиль двигался со скоростью 20—30 км/ч и сбивал пешехода. В результате падения последний получал черепно-мозговую травму тяжелой степени и умирал через некоторое время. А иногда происходит и по-другому: в результате сильного удара пешеход получал только ушибы и синяки. Но это скорее исключения, чем правило.

— Еще один вопрос наших читателей. Насколько точно можно установить скорость участников ДТП перед столкновением?

— Один из самых проверенных способов — по тормозному следу, который, как правило, остается на месте происшествия. Скорость движения автомобиля при этом можно определить довольно точно. Конечно, многое зависит от состояния проезжей части — в гололед или дождь след может и не остаться.

— Какие методы для определения скорости автомобиля тогда применяются?

— Мы, конечно, опрашиваем водителя, понимая при этом, что большинство будут занижать реальную скорость. Поэтому во время расследования больше полагаемся на объективные данные. Например, на результаты судебно-автотехнической экспертизы. По деформации металла специалисты могут определить, с какой скоростью двигалась машина.


Кроме того, сейчас на минских улицах установлено довольно много камер видеонаблюдения. Достаточно записи протяженностью в несколько секунд, чтобы эксперты достоверно установили скорость автомобиля.

— Учитывается ли, с какой скоростью двигался автомобиль до ДТП, если за рулем находился водитель со стажем до двух лет (по ПДД им можно ездить не более 70 км/ч)?

— Безусловно. Есть ограничение — значит, водитель должен двигаться со скоростью не более 70 км/ч. Если же она была существенно превышена и в результате ДТП кто-то получил тяжкие травмы, может наступить и уголовная ответственность.

— А вот наш читатель рассказывает такую историю. Его знакомый летом прошлого года ехал со скоростью около 120 км/ч (его стаж вождения на тот момент составлял менее двух месяцев). Автомобиль занесло. В ДТП были повреждены несколько машин и автобус. Виновника лишили водительских прав только на полгода. Будут ли применяться к таким нарушителям меры построже, чем к водителям с большим стажем?

— Меры административного воздействия определяются в зависимости от тяжести последствий: в первую очередь есть ли пострадавшие, во вторую — какой нанесен материальный ущерб. В этом случае, судя по всему, никто травм не получил. А значит, дело рассматривалось на уровне районного подразделения ГАИ. Исходя из каких мотивов было принято решение сотрудником Госавтоинспекции, сейчас сказать сложно. Обычно учитывается комплекс факторов: какой нанесен ущерб, связано ли управление автомобилем с работой. Но если кто-то пострадал, то можно и свободы лишиться.

— Достаточные ли меры принимаются сотрудниками ГАИ для профилактики таких аварий?

— Сейчас на это отводится очень много времени и сил. В частности, следователи отдела расследования ДТП ГУВД и сотрудники отдела дознания ГАИ по итогам расследования предлагают применять в отношении нарушителей меры профилактического характера. Об итогах расследований резонансных аварий информация оперативно передается в СМИ, в том числе на Auto Onliner.

— В чьей компетенции находятся вопросы установки знаков, ограничивающих скорость?

— Службы организации дорожного движения ГАИ.

— Часто ли во время расследования ДТП поднимается вопрос обоснованности установки дорожных знаков?

— Если есть необходимость. Был случай на перекрестке ул. Седых и Логойского тракта. Там дорожные службы после ремонта забыли установить знаки приоритета. Водители не понимали, какая дорога главная, а какая — второстепенная. В результате столкнулись два автомобиля. По итогам расследования было принято решение, что виноваты рабочие, и им предъявили иск по поводу возмещения ущерба.

— Обычно фигурантами уголовных дел выступают непосредственные участники ДТП. Когда-нибудь предъявлялись претензии к организациям, обслуживающим дороги, или проектировщикам, которые не предусмотрели инженерных мер на аварийных участках дороги (как это принято за границей)?

— В нашей практике таких случаев не было. Хотя, конечно, на проблему аварийности нужно смотреть шире. Если по законодательству есть состав преступления, то можно будет и привлечь. Все упирается в букву закона.

— Один из наших пользователей интересуется, будет ли у нас введена система предупреждений (наказаний), если о правонарушении сообщили другие участники дорожного движения? Например, чтобы при регистрации в течение определенного периода какого-то количества жалоб (в том числе через интернет и по телефону) к водителю (владельцу автомобиля) применялись бы меры административного взыскания.

— Фактически такие механизмы работают. Нужно написать заявление в ГАИ по существу. Оно не останется без внимания. Это действенная мера. Если кто-то грубо нарушил ПДД, то необходимо оформить претензии в письменном виде. Заявление зарегистрируют, внесут в книгу учета, нарушителя вызовут в ГАИ, будет решаться, какие меры административного воздействия принять в отношении него. Заявителю пришлют письменный ответ.

— Еще один похожий вопрос. Посетитель Auto Onliner спрашивает: какие меры будут приняты, если кто-то увидел нарушение, связанное с созданием аварийной обстановки, и позвонил на спецлинию 102?


— Видеоматериалы предоставить можно и нужно — вам только спасибо скажут. Это считается убедительным доказательством совершенного правонарушения. Правда, при этом просят предоставлять именно оригинал записи и как можно быстрее.

Читайте также: