Установить тахограф на автобус паз

Обновлено: 06.05.2024

Согласно действующим в РФ нормативам, тахограф на автобус нужно ставить практически обязательно. За небольшими исключениями все транспортные средства, перевозящие пассажиров на городских и пригородных маршрутах, оборудуются цифровыми автоматическими самописцами.

Чтобы выполнить требования законодательства и установить тахограф на автобус, можно поручить решение задачи нашей компании. Мы выполним монтаж и активацию прибора по всем правилам, а наличие необходимых разрешений (в том числе лицензии от ФСБ РФ) гарантирует безупречное оформление всех документов.

Обязательное оснащение автобусов тахографами: постановление №382

Уже несколько лет вопрос о том, нужен ли тахограф на автобус, перестал быть дискуссионным. Активное внедрение бортовых самописцев государством сделало очевидным тот факт, что рано или поздно все пассажирские ТС надо будет оснащать контрольными приборами для учета пробега, а главное — для борьбы с переработками водителей.

Основными документами, которые регламентировали этот вопрос, были:

Согласно последнему документу, к 1 июля 2018 года тахографы должны были стоять на всех автобусах, выполняющих пригородные рейсы. А ровно через год, к 1.07.19, и на городских ТС должны были быть установлены цифровые контрольные устройства.

тахограф на автобус

Ситуация изменилась с принятием Постановления правительства РФ №382 от 30.03.19 года. Правительство, принимая во внимание многочисленные жалобы на слишком недостаток времени для реализации требований предыдущих документов, пошло навстречу владельцам транспортных компаний. Согласно этому документу:

  • Крайний срок, к которому должна быть выполнена установка тахографа на автобус на городском рейсе, увеличен до 1.07.20 года.
  • Действие распространяется на технику, принадлежащую юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
  • Физические лица, в собственности которых находятся автобусы, могут эксплуатировать их только при условии оснащения тахографом с 1.11.19 года. Таким образом, на эту категорию техники действие Постановления №382 не распространяется.

Какие автобусы оборудуются тахографами?

Если сроки переоборудования техники Постановление №382 изменило, то перечень ТС, попадающих под его действие, остался прежним. Тахографы нужно ставить, если масса транспортного средства составляет более 3,5 т, и оно рассчитано минимум на восемь посадочных мест для перевозки пассажиров (место водителя не учитывается). Такие требования приводят к тому, что действия нормативов распространяются также на микроавтобусы, переоборудованные для перевозки большого числа пассажиров.

  • ТС, выполняющие регулярные коммерческие рейсы на городских/пригородных маршрутах.
  • ТС, которые выполняют нерегулярные пассажирские перевозки.
  • Транспортные средства, задействованные для подвоза сотрудников к месту работы, перемещения их между участками, а также для развозки по домам.

В последнем случае есть важное исключение. Если перевозка выполняется вне дорог общего пользования, например, на территории завода или большой строительной площадки, то оснащать технику бортовым самописцем не нужно.

Требования распространяются на ТС в любой форме собственности. Если автобусом владеет физическое лицо и не выполняет коммерческих рейсов (даже разовых), то пока закон не требует оснащать технику тахографом. Но в этом случае при перевозке пассажиров к водителю могут возникнуть вопросы у сотрудников ДПС — потому некоммерческий характер перевозки придется подтверждать. В качестве подтверждения вполне достаточно устного свидетельства пассажиров (при отсутствии водителя в перечне юридических лиц или ИП).

Требования к тахографам

Использование аналоговых (шайбовых) тахографов в РФ не допускается — уже достаточно давно их нужно было демонтировать, заменив цифровыми контрольными приборами. Кроме того, важно, чтобы информация, которая хранится в памяти тахографа, была зашифрована. Это обеспечивается использованием различных систем защиты данных, которые предотвращают их изменение/удаление.

Тип прибора, который необходимо монтировать на ТС, зависит от того, где будут выполняться рейсы:

  • На международных маршрутах допускается использование самописцев ЕСТР. Их конструкция отвечает требованиям европейских соглашений, потому при наличии разрешения на выполнение международных рейсов автобус оснащается именно таким тахографом.
  • Если компания работает только внутри РФ, то автобусы нужно комплектовать тахографом СКЗИ, оснащенные модулем криптографической защиты данных. Этот модуль подлежит регуляторной (раз в 3 года) замене и обеспечивает шифрование поступающей информации по засекреченным алгоритмам. Именно такие тахографы ставят на технику, выполняющую рейсы на внутригородских, пригородных или междугородных маршрутах, а также на служебные автобусы, перевозящие сотрудников предприятий.

Обратите внимание! Действующее законодательство прямо запрещает вывоз криптографического оборудования, в том числе самописцев с модулями СКЗИ. Попытка вывоза такой техники преследуется в уголовном порядке, потому технику с тахографами СКЗИ не задействуют в международных рейсах.

Тахограф соответствующего образца должен быть правильно установлен в автобусе, подключён к датчику скорости и бортовым сетям, откалиброван, настроен и активирован. Самостоятельно выполнить монтаж и подключение оборудования на автобус не получится. Все работы должна выполнять организация, у которой есть соответствующие разрешения (в первую очередь лицензия ФСБ РФ).


Если вам для соблюдения требований законодательства нужно оснастить автобус тахографом, все работы выполнят специалисты нашей компании. Мы:

  • Предлагаем большой выбор контрольных приборов из перечня устройств, разрушенных для эксплуатации в РФ.
  • Выполняем все операции с тахографами — от первичного монтажа до замены модуля СКЗ или калибровки прибора.

При этом расценки как на само оборудование, так и на услуги по его установке или настройке остаются вполне доступными.

Эксплуатация автобуса без тахографа: возможные последствия

Действующее законодательство РФ предусматривает административное наказание за отсутствие тахографа на автобусе, который должен быть оборудован контрольным прибором. Кроме того, сотрудники Ространснадзора или ГИБДД штрафуют за:

  • Эксплуатацию техники с неисправным/неоткалиброванным устройством.
  • Управление автобусом без индивидуальной карточки водителя.
  • Нарушение установленных законом норм по продолжительности вождения/отдыха.

Максимальная сумма штрафа для водителя составляет 3 тыс. рублей, для должностного лица — до 10 тыс. рублей. Кроме того, выпуск в рейс техники без тахографа установленного образца может расцениваться как нарушение лицензионных условий, потому наказания будут строже:

  • До 20 тысяч для ИП или должностных лиц.
  • До 100 тысяч — для юридических лиц.

В ряде случаев (например, при неоднократных нарушениях или других отягчающих обстоятельствах) эксплуатация ТС без установленного тахографа может стать причиной приостановки деятельности транспортного предприятия на срок до 3 месяцев.

Для большинства автобусов, которые перевозят пассажиров на коммерческой основе или используются для подвоза сотрудников к месту работы и обратно, оснащение тахографов будет обязательным. Чтобы в срок выполнить все требования законодательства и не попасть под волну ажиотажа, стоит заранее позаботиться о покупке прибора и его правильном подключении в сертифицированной организации.

Тахограф на автобус

Требование устанавливать тахограф на автобус в первую очередь обусловлено борьбой с переработками водителей. Бортовые самописцы фиксируют время, проведенное за рулем — это дает возможность установить факт его превышения при проверке. Результатом становится снижение аварийности при пассажирских перевозках.

Решать, нужен ли тахограф на автобус, следует на основании действующих в РФ нормативных актов. Основные регуляторные документы — приказы Министерства транспорта РФ №440 (пришел на смену приказу №36 в 2021 году), №27 и №227. Согласно этим документам, техника, которая задействуется в пассажирских перевозках (в том числе пригородных и внутригородских) обязательно оснащается цифровыми тахографами установленного образца.

Зачем нужны тахографы в автобусах?

Для снижения аварийности из-за неконтролируемого увеличения продолжительности рабочего дня в РФ в последние годы все активнее внедряют цифровые тахографы. Такие приборы устанавливают на автобусы, микроавтобусы, грузовики, а также некоторые легковые автомобили для фиксации времени, которое было проведено в движении.

Тахограф на автобусе

Тахограф — небольшой прибор, который монтируется в кабине транспортного средства. Устройство подключают к бортовой сети, а также к датчику скорости и другим системам автомобиля. При движении программный комплекс тахографа фиксирует факт запуска двигателя, время в пути, скорость и другие параметры.

Вся информация хранится в памяти прибора и записывается на индивидуальную карту тахографа, которую водитель вставляет в слот перед началом рейса. Данные, поступающие от периферических устройств, хранятся в зашифрованном и защищенном от удаления/изменения виде. Это обеспечивается системой шифрования, которая отличается у разных тахографов:

  • Транспортные средства, которые выполняют рейсы только в РФ, должны оснащаться устройствами с блоком СКЗИ (НКМ).
  • Для международных пассажирских перевозок обязательным будет оснащение ТС устройством стандарта ЕСТР.

Закон и нормативная база

Необходимость оснащения транспорта бортовым самописцем регулируется законодательно. Основу нормативной базы составляют такие документы:

Кроме того, требование применять для пассажирских перевозок только технику, оборудованную исправными тахографами, содержится в КоАП (статья 11.23). В этой же статье зафиксированы типичные нарушения (отсутствие прибора, эксплуатация ТС с неисправным прибором) и суммы штрафов, которые присуждаются за такие нарушения.

Приказ 440 — ключевой нормативный документы

Ранее одним из наиболее важных документов считался приказ Министерства транспорта РФ №36. В нем содержались требования к бортовым тахографам, которые можно эксплуатировать в РФ, а также требования к их установке.

Закон о тахографах на автобусах

Однако с 1 января 2021 года этот документ утратил силу. Вместо него начал действовать приказ Министерства транспорта РФ № 440 (принят 28.10. 2020). Структура документа аналогична приказу №36, но при этом в нем есть ряд изменений, касающихся:

  • Перечня ТС, на которые не нужно ставить тахографы.
  • Правил внесения информации в распечатку.
  • Обязанностей мастерских по установке цифровых самописцев.

На какие автобусы нужно ставить тахографы?

Если для соблюдения требований закона нужен тахограф — на какие автобусы его ставить обязательно, а на какие — по желанию владельца?

По нормативам, действующим в РФ, оснащению тахографами подлежит транспорт, относящийся к категориям М2 и М3 — масса до 5 тонн и свыше 5 тонн соответственно, количество пассажирских мест — от 8 и более. При этом контрольные приборы нужно ставить на ТС вне зависимости от того, с какой целью они перевозят пассажиров.

Автобусы

Ранее обязательным требование об оснащении тахографом было для основных категорий:

  • ТС на международных маршрутах.
  • ТС, которые выполняли межгородские рейсы.

Со временем перечень категорий постепенно расширялся за счет включения в него и других автобусов. Сегодня обязательно устанавливать на транспортное средство цифровой контрольный прибор нужно практически всегда.

Городские и пригородные автобусы

Ранее рейсовые автобусы, которые работали на городских и пригородных маршрутах, можно было не оснащать приборами для фиксации времени работы и других параметров движения. Но внесение изменений в законодательство (Приказ Министерства транспорта РФ № 227) привело к тому, что ситуация изменилась.

Теперь тахографы устанавливают:

Отсрочка вступления приказа в действие уже истекла, потому в рейс можно выпускать только полностью укомплектованную технику.

Служебные автобусы

Еще одним исключением были служебные автобусы, которые подвозили сотрудников предприятия к месту работы, развозили их по объектам или доставляли домой. Все эти транспортные средства теперь обязательно комплектуются цифровыми устройствами — иначе представитель компании, ответственный за соблюдение норм по переоборудованию автопарка, будет оштрафован.

Тахограф на служебные автобусы

Обратите внимание! Наличие тахографов на таком транспорте — обязательное условие для прохождения лицензирования.

Из этого правила есть одно важное исключение. Если автобус выполняет пассажирские перевозки вне дорог общего пользования — например, между промплощадками в пределах полигона или территории предприятия — то переоснащать его не нужно.

Автобусы для перевозки детей

Организованные перевозки несовершеннолетних по закону могут выполняться только на автобусах, которые оснащены цифровыми тахографами соответствующего образца. Это касается:

  • Школьных автобусов, которые подвозят учеников к месту учебы и разводят их по домам.
  • Автобусов, которые задействуются для нерегулярных рейсов — например, для экскурсий или других культурно-массовых мероприятий.

Соблюдение этих правил строго контролируется, а любые попытки перевозки несовершеннолетних на необорудованной технике наказываются согласно КоАП (даже в том случае, если поездка прошла без происшествий).

Требуется ли установка тахографов на личные автобусы?

Небольшое количество автобусов, а также ряд микроавтобусов, относящихся к категории М2, находятся в частной собственности. Согласно действующим правовым нормам, их пока не нужно оснащать самописцами.

Автобусы

Но при этом сотрудники ДПС могут проверять характер перевозок. Если будут обнаружены любые признаки коммерческой деятельности (т.е. использования техники не для личных нужд) — вероятность получения штрафа будет очень высокой.

Другие исключения транспортных средств

Также не нужно ставить устройства для контроля на технику, принадлежащую:

  • Армии и Росгвардии.
  • МВД со всеми структурными подразделениями.
  • МЧС и его дочерним структурам.
  • Скорой помощи.
  • ФСБ РФ и другим специальным службам.

Кроме того, в список исключений попадают также транспорт, который не выезжает на дороги общего пользования.

Замена аналогового тахографа цифровым устройством

Ранее автобусы могли оснащаться шайбовыми (аналоговыми) тахографами. У них было два существенных недостатка:

  • Низкая точность фиксации данных.
  • Почти полное отсутствие защиты от изменения данных.

Начиная с 2018 года в РФ могут использоваться только цифровые тахографы, при этом оборудование должно входить в список допущенных к эксплуатации моделей. Если на ТС стоит аналоговый прибор — его нужно обязательно заменить.

Сроки оснащения пассажирской транспорта тахографами с СКЗИ

В законодательстве четко прописаны крайние сроки для переоснащения техники:

  • Для автобусов (кроме городских и пригородных) — до 1 июня 2014 года.
  • Для пригородных рейсов — до 1 июня 2018 года.
  • Для городских автобусов — до начала июля текущего года.

Следовательно, сегодня цифровые контрольные приборы должны стоять на всем пассажирском транспорте, задействованном для коммерческих рейсов.

Карта водителя для тахографа в автобусе

Слот для карты водителя

Для пассажирских перевозок или других рейсов, водитель, управляющий автобусом с установленным тахографом, должен использовать личную карточку:

  • Карточка находится в слоте прибора в течение всего рабочего времени.
  • Она используется для идентификации водителя, для доступа к функционалу прибора, а также для хранения данных о режиме работы и других параметрах движения.

Обратите внимание! Для приборов ЕСТР и СКЗИ нужны разные карточки, потому водителю иногда приходится оформлять два электронных ключа.

Эксплуатация транспорта с тахографом без личной карточки водителя или с картой, принадлежащей третьему лицу расценивается как нарушение. При любой проверке сотрудниками ДПС или Ространснадзора штрафные санкции (до 5 тысяч для самого водителя, до 10 тысяч — для должностного лица в случае доказанной вины) будут неизбежны.

Возможна ли отмена тахографов в 2021 году?

Периодически возникают слухи о том, что с 1.01.2021 года установка тахографов не считается обязательной. С высокой вероятностью они связаны с тем, что именно 1 января вступило в действия постановление Правительства РФ №1742. Согласно этому постановлению утратил силу ряд нормативных актов — в том числе связанных с обязательным оснащением ТС бортовыми самописцами.

Но это — стандартная законодательная процедура, при которой старый норматив заменяется новым. Так, с 1 января 2021 года вступает в силу приказ Министерства транспорта № 438, который будет регламентировать порядок оснащения техники самописцами до 2027т года. Таким образом, ни о какой отмене тахографов речь не идет.

Обязательное оснащение пассажирского транспорта тахографом

Соблюдение нормативов, регламентирующих монтаж тахографов, контролируется достаточно строго. Кроме штрафов от 50 тысяч для должностного лица или до 400 тысяч для компании возможны:

  • Конфискация ТС.
  • Приостановка деятельности предприятия ан срок до 3 месяцев за нарушение условий лицензирования.

Это — одна из основных причин, по которым не стоит игнорировать требования по переоборудованию транспорта.

Читайте также: