Ученик за рулем психологические основы уверенного и безопасного управления автомобилем

Обновлено: 27.03.2024

3 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА В соответствии с учебной программой предусматриваются лекционные и практические занятия по теоретическому курсу, консультации. Практические занятия проводятся также в виде контрольных заданий. В настоящей программе предлагается конкретный перечень тем и практических занятий. Распределение учебных часов по разделам и темам Таблица 2 Количество Наименование разделов и тем часов Всего Теоретически е занятия Практичес кие занятия Тема 1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки Тема 2. Этические основы деятельности водителя Тема 3. Основы эффективного общения Тема 4. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов Тема 5. Саморегуляция и профилактика конфликтов 4-4 (психологический практикум) Итого: СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ Тема 1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки: понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в

4 деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции. Тема 2. Этические основы деятельности водителя: цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки. Тема 3. Основы эффективного общения: понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные "эффекты" в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения. Тема 4. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов: эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов;

6 7. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 7.1 Формы текущего контроля Текущий контроль включает проверку наличия конспекта лекций, тематические контрольные задания. 7.2 Форма аттестации Формой итоговой аттестации в соответствии с учебным планом является экзамен.

Как преодолеть страх вождения автомобиля

В чем истоки страха вождения?

Многие девушки (и не только) боятся садиться за руль в силу непонимания того, как устроен автомобиль, что с ним делать в случае неполадки и как с ним обращаться в принципе. Но погодите, ведь вы не думаете, что каждый водитель имеет совершенно четкую картину того, как работает этот механизм, в чем его сущность и где нужно подкрутить или завинтить, чтобы наладить работу. Многие водители с опытом зачастую не имеют ясного понимания механики того, как автомобиль трогается с места, поэтому откиньте эту мысль сразу же.

Зачастую страх появляется уже после того как человек отправился в автошколу, и это становится причиной того, что ее бросают, так и не окончив. Как правило, это связано с плохим инструктором, нервным и любящим кричать, держащим в напряжении ученика и наводящим панику. Бывает и так, что коллектив автошколы подходит к процессу обучения формально, без особого энтузиазма. Конечно, ученик от этого страдает, у него возникает нежелание учиться вождению и даже отчуждение.

Некоторые люди страдают плохой пространственной ориентацией или топографической дезориентацией, что также становится еще одной причиной страха. Ведь знание поворотов, основных перекрестков, окольных путей, обходных дорог – залог быстрой и рациональной езды.

Автошкола, инструктор, автомобиль

Одной из причин появления страха или даже отторжения от вождения является неправильно подобранная автошкола с непрофессиональными работниками. Зачастую парень или девушка не могут вынести психологического давления со стороны инструктора, кричащего и нетерпеливого, либо просто не понимают преподавателей. Поэтому перед выбором автошколы обязательно проконсультируйтесь у знакомых, поспрашивайте друзей, родственников, приятелей, в какой школе им понравилось более всего, посмотрите отзывы в Интернете о том, что людей устраивало, а что – нет.

Даже если вы уже приняли решение о посещении той или иной автошколы на основании отзывов и комментариев, но, посетив ее, разочаровались, не откажитесь от идеи ее поменять и найти то, что по вам. Главное – не бросайте, ведь это такой нужный навык, освоив который ваша жизнь заметно упростится.

Что же еще важно при освоении вождения?

Требуйте по максимуму

Коль вы уж нашли учебное заведение по нраву, будьте активным студентом – спрашивайте все, что непонятно, у преподавателей, интересуйтесь дополнительными материалами. Изучите подробно все правила дорожного движения, ведь знания – это сила, придающая уверенность и уничтожающая страх. На YouTube, между прочим, очень много обучающих видеороликов, показывающих устройство автомобиля. Потратив немного времени, вы обязательно подыщете что-то толковое.

Эти каналы позволят вам сориентироваться в мире авто, их строения и работы. Также не забывайте о ряде мобильных приложений о правилах дорожного движения. Даже перед автошколой вы уже можете натренироваться по этом пункту и прийти подготовленным.

И еще не забывайте, что инструктор – это наставник, человек сопровождающий вас на пути освоения весьма опасного и ответственного занятия, поэтому позаботьтесь о том, чтобы это был терпеливый, грамотно работающий профессионал, готовый помочь в нужный момент и, что не менее важно, эмоционально вам соответствующий.

Психологические приемы

Медитации, релаксации, расслабления, и все это в машине! Да-да, не бойтесь показаться странным. Сядьте за руль машины, посидите, изучите в спокойном состоянии все кнопочки, привыкните к рулю, потрогайте поверхность машины. Повесьте ароматизатор, подберите чехлы для сидений, создайте атмосферу уюта и комфорта, придвиньте кресло, как вам удобно, настройте зеркала, руль и т.д.

Когда вы полностью убедились в своей гармонии с автомобилем, представьте закрытыми глазами, как вы едете, и будьте уверенны – вам сразу захочется это ощутить в реальности. Но, конечно, психология – это хорошо, однако главное – практика. Поэтому незамедлительно приступаем к следующему пункту.

Выбирайте время и место

Прежде чем поехать, тщательно изучите желательные для новичков маршруты. Спросите у своих знакомых, по каким дорогам следует ездить на первых порах, какие маршруты самые простые. Можно взять карту городских и пригородных дорог, самостоятельно посмотреть, что удобнее для вас. Многие новички выезжают на поля, в деревни.

Выбирайте утренние часы, выходные дни, когда дороги более разгруженные. Садитесь в машину с другом или подругой, не бойтесь прокатиться по городу, ведь автомобилей будет минимальное количество.

Не обращайте внимания на посторонних

Закономерно, что пока вы будете учиться, вы будете медлительны, вероятность совершить погрешности будет высока, что неминуемо будет раздражать других водителей. Наверняка вы услышите звук гудка и даже нелицеприятные высказывания в свой адрес. Однако здесь нужно проявить стойкость и уверенность в себе.

Во-первых, адекватные водители прекрасно будут понимать, что вы учитесь и только в начале своего водительского пути, поэтому смысла вас раздражать или задевать ваши нервы нет. Во-вторых, да, будут и неадекватные, но что поделать, если люди не имеют терпения и воспитания? Отвечать им тем же? Вряд ли оно того стоит. Будьте спокойны и рассудительны, медленно попытайтесь выйти из затруднительного положения (заглохли на светофоре, забыли включить поворотник, встали в не свой ряд и т.д.) Со временем такие случаи будут сводиться к минимуму – все это дело практики.

Замечательно будет, если вы возьмете с собой друга или подругу, имеющих опыт вождения. Принципиально важно, чтобы они были позитивными и мягкими людьми, не склонными к агрессии и паническим атакам. Они будут вас подбадривать и вселять уверенность на дороге.

Однако прежде всего важна работа личности с собой.

Разберитесь в своем страхе

Поймите, что страх – это всего лишь неугасаемый инстинкт самосохранения. Конечно, он присутствует у всех (кстати, чем взрослее человек, тем больше у него страхов), но именно в ваших силах предпринять меры, побороться с ним и осознать, что не так страшен черт, как его малюют. В конце концов, на дорогах можно встретить самые разные категории водителей – по возрасту, полу, темпераменту, физической комплекции и т.д. Поэтому смело беритесь за дело, забывая о надуманных барьерах.

Если же страх все же остается, советуем нанять инструктора, учившего вас ездить в автошколе (либо другого) и попросить его поездить с вами первое время. Так вы обретете больше уверенности. Тем не менее в какой-то момент придется с ним расстаться и остаться один на один с дорогами.

А в этом видеоролике собраны отличные советы по преодолению страха вождения на случай, если он у вас остался даже после прочтения статьи:

В завершение

На самом деле существует очень большое количество разнообразных форм страха при вождении автомобиля:

  • кто-то боится больших машин, габариты которых, казалось бы, ужасно неудобны и слишком громоздки;
  • кто-то не переносит пробок из-за иллюзии закрытого пространства;
  • кто-то не понимает, как можно контролировать все происходящее вокруг: следить и за детьми, перебегающими дорогу, и за знаками, и за окружающими машинами, и при этом еще слушать, что говорит пассажир на соседнем сидении.

Все эти формы страха продиктованы выходом из зоны комфорта. Но поймите: вождение станет комфортным только с повышенным объемом его практики, с превращением его в привычку. Единственное средство, способное уничтожить боязнь в данном случае, – это непосредственное вождение. Только подходите к этому с умом, облегчайте себе процесс вождения автомобиля, создавайте уют и настраивайтесь позитивно – тогда все страхи исчезнут сами собой.


Адаптационный период: первые шаги начинающего водителя

Опыт приходит с практикой. Водитель может считать себя профи только после того, как он овладел навыками вождения автомобиля и на бездорожье, и в многочисленном городском трафике, и в непогоду, и на скользкой заснеженной дороге. Только экстремальные и непривычные условия могут продемонстрировать, насколько человек хороший водитель. Практика показывает, что при малейших отклонениях от привычной ситуации вождения новички теряются и начинают паниковать.

Впервые садясь за руль автомобиля, практически каждый человек переживает колоссальный стресс. Самыми сложными и напряженными являются первые дни либо даже недели вождения. В этот период люди неуклонно стараются следовать правилам вождения, учитывать дорожные знаки и разметку. Водитель-новичок практически стабильно чувствует напряжение и страх, поэтому поездки утомляют его.

Через несколько недель постоянного вождения, если за этот отрезок времени на дороге не случалось неприятных ситуаций, наступает следующий этап: водитель обретает определенную уверенность в собственных действиях, привыкает к габаритам автомобиля. Он немного расслабляется. Примерно через месяц либо через два человек обретает необходимый опыт для уверенного вождения. Он свыкается с ролью водителя, и путешествия за рулем начинают приносить ему удовольствие.

Для новичка главная сложность состоит в том, что ему необходимо одновременно выполнять несколько действий. У некоторых людей на начальных этапах адаптации даже пропадает желание управлять машиной. По мере того как нарабатывается навык синхронно крутить руль, нажимать педали и переключать скорость, приходит уверенность и любовь к вождению. Главное, не перегружать себя слишком длительными поездками. Дистанция, которую без проблем преодолеет водитель-профи, для новичка может оказаться слишком трудной и утомительной. Объясняется это тем, что у него наступает состояние пресыщения: слишком много новых раздражителей быстро утомляют нервную систему. При появлении первых признаков пресыщения следует отдохнуть.

Начинающий водитель за рулем: психологические особенности

Нервное напряжение практически всегда становится причиной нарушения восприятия, внимания, мышления, памяти, что провоцирует временную потерю координации. Это то, с чем на начальном этапе борются водители-новички. Для опытных автолюбителей это нехарактерно.

Автоматизм вождения – прерогатива опытных автомобилистов

Специалисты утверждают, что главное, чем водители-профи отличаются от начинающих, – это автоматизм движений (или стереотипизация поведения – в психологии и социологии действие, реализуемое без непосредственного участия сознания). Впервые садясь за руль самостоятельно, человек контролирует каждое движение, взвешивает каждое решение. Он выполняет тяжелую сознательную работу, что приводит к существенному замедлению реакций. Новичок на дороге может думать исключительно о том, как же правильно переключить передачу, какую педаль нажать, с какой скоростью двигаться, чтобы не столкнуться с едущим впереди авто.

У опытного водителя движения доведены до автоматизма. Он не концентрируется на мелочах, вся работа выполняется на подсознательном уровне. Это дарит чувство уверенности и расслабленности. Он умеет правильно интерпретировать поведение других водителей, что позволяет совершать маневры на дороге. Новичку сложно взаимодействовать с другими водителями, поэтому он может стать причиной затрудненного движения.

Избежать столь негативных последствий поможет постоянное совершенствование техники вождения. Для этого следует, например, учитывать мнение пассажиров, которые могут оценить ситуацию объективно. Также можно пройти курсы экстремального вождения или контраварийную подготовку.

Личностные характеристики водителя

Умение управлять транспортным средством зависит не только от опыта вождения, но и от индивидуальных характеристик личности. Основную роль здесь играет самооценка. Слишком уверенный в себе водитель, даже имея огромный опыт, может спровоцировать более серьезную ситуацию на дороге, чем новичок с адекватным восприятием собственных возможностей. Для водителя нежелательной является и завышенная, и заниженная самооценка. В первом случае он будет вести себя слишком неаккуратно, а во втором – слишком неуверенно.

Еще на начальных этапах овладения мастерством вождения необходимо научиться объективно оценивать собственные возможности на дороге. Это поможет стать более умелым водителем.

Высшим мастерством вождения является автоматизм движений и свежее восприятие актуальной ситуации на дороге. Как опытным водителям, так и новичкам следует учиться осознанному автовождению с пониманием того, какие действия и в какой момент предпринять, а также осознанием уровня риска в каждый момент времени. Как это делать – читайте в следующем номере.

Читайте также: