Учебный автомобиль требования гибдд

Обновлено: 02.05.2024

Для учебного автомобиля обязательно страховка для неограниченного числа людей или достаточно инструктора? Кто несёт ответственность в случае ДТП по вине курсанта? Спасибо.

Ответы на вопрос:

Сергей! Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) "dодитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Так что неограниченная страховка тут не нужна, водителем является лицо, которое обучает вождению. И в случае чего ответственность за ДТП несет инструктор, который обязательно должен быть справа на дублирующих педалях.

Достаточно вписать человека, который будет обучать вождению, то есть сделать полис с ограниченным количеством лиц, допущенных к управлению.

водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

В случае ДТП ответственность несет обучающий.

Довольно древний вопрос, не раз обсуждавшийся в Сети.

Для учебного автомобиля обязательна страховка для неограниченного числа людей или достаточно инструктора? - да, иначе страховая окажет в выплате. Правила ОСАГО.

Кто несёт ответственность в случае ДТП по вине курсанта? - инструктор. Он является обучающим водителем (водитель обучающий вождению, приравнивается к водителю, п.1.2 ПДД, понятие "водитель").

Для учебного тс страховой полис должен быть не только на инструктора (это же учебный тс) , а для неограниченного числа лиц

Виновник ДТП, с точки зрения ПДД и ответственности предусмотренной КоАП РФ будет курсант, т.к. он был за рулем.

Материальную ответственность будет нести учебный центр или автошкола (в части не покрытой страховкой) перед пострадавшим и порядке регресса потом выставит требование курсанту, в той сумме которая оплачена пострадавшему

В соответствии с Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями и дополнениями) при наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители - участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090

Водитель - участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам дорожно-транспортного происшествия сведения о договоре обязательного страхования, в том числе уникальный номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.

2.В пункте 1.2 ПДД указано, что водитель — это человек, который управляет каким-либо транспортным средством. Здесь же указывается, что к водителю приравнивается лицо, которое обучает кого-либо вождению. Исходя из данного определения, следует, что во время обучения вождению в машине сидят сразу 2 водителя. И-при ДТП, виновника в таком случае определяют в судебном порядке

3.Исходя из вышеизложенного-полис ОСАГО необходимо оформлять для неограниченного числа людей, так как при отсутствии ОСАГО на обучающегося, он будет нести административную ответственность.

Даже более того, за любое ДТП на учебной машине при сдаче экзамена на автодроме или в городе стопроцентно ответственность несет автошкола и, соответственно, инструктор. В конце концов, за предотвращение нештатных ситуаций отвечает данный специалист и получает за это зарплату, а не только за обучение азам вождения.

Даже более того, за любое ДТП на учебной машине при сдаче экзамена на автодроме или в городе стопроцентно ответственность несет автошкола и, соответственно, инструктор. В конце концов, за предотвращение нештатных ситуаций отвечает данный специалист и получает за это зарплату, а не только за обучение азам вождения.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.03.2021)

Так как по новым правилам при сдаче экзамена на вождение в салоне авто находится инспектор ГИБДД, то согласно ПДД и норм Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" необходимо оформлять полис ОСАГО с неограниченным числом лиц. Закон требует именно такого!

Нужна страховка на водителя-владельца ТС.

Неограниченная страховка не требуется!

Так как в правилах дорожного движения по данному поводу делается исключение.

При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

То же самое прописано в Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ст. 1.

Надеюсь мой ответ вам полезен!

При сдачи гос. экзаменов в ГИБДД по новым правилам на месте инструктора находится инспектор. От автошкол требуют неограниченную страховку. Законо ли это?

Ответы на уточнение:

В этом случае на месте водителя в понимании пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) будет лицо, у которого в управлении дублирующие педали. А это инспектор. И если его в страховку Вы не вписали, то должна быть неограниченная страховка. Однако если по договору авто для сдачи экзамена Вы не обязаны представлять, то и неограниченную страховку делать также не обязаны. В этом случае требование неограниченной страховки незаконно.

А пока - так как по новым правилам при сдаче экзамена на вождение в салоне авто находится инспектор ГИБДД, то согласно ПДД и норм Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" необходимо оформлять полис ОСАГО с неограниченным числом лиц. Закон требует именно такого!

еще раз Сергей Митрофанов

Приказ МВД России от 20 февраля 2021 г. № 80 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"1, пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции"2, пунктом 5 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами"3, пунктом 1, подпунктом 4 пункта 2, подпунктом 11 пункта 11 и подпунктом 3 пункта 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 6994, Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373

2. Признать утратившими силу:

2.1. Пункт 1 приказа МВД России от 20 октября 2015 г. № 995 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"1 и приложение № 1 к приказу

Для учебного тс страховой полис должен быть не только на инструктора (это же учебный тс) , а для неограниченного числа лиц

Виновник ДТП, с точки зрения ПДД и ответственности предусмотренной КоАП РФ будет водитель

Материальную ответственность будет нести учебный центр или автошкола (в части не покрытой страховкой) перед пострадавшим и порядке регресса потом выставит требование курсанту, в той сумме которая оплачена пострадавшему

В соответствии с Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями и дополнениями) при наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители - участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090

Водитель - участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам дорожно-транспортного происшествия сведения о договоре обязательного страхования, в том числе уникальный номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.

Страховка ОСАГО без ограничений – это договорные отношения, оформленные в письменном виде, между страховой компанией (в договоре – страховщик) и частным лицом (в договоре – страхователь), в которых не оговаривается количество человек, имеющих право управлять транспортным средством.

Являясь обладателем такого страхового полиса, автовладелец имеет право вписывать в документ неограниченное число граждан, которые могут садиться за руль его автомобиля.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.03.2021)

Статья 1. Основные понятия

водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

Так, как Законом Об ОСАГО установлено, что при обучении управлению ТС водителем считается обучающее лицо, ,то необходимо делать неограниченную страховку

В статье 4 Закона Об ОСАГО сказано: Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Законом не установлена обязанность делать неограниченную страховку для автошкол. Но учебные автомобили связаны с повышенной опасностью на дорогах, поэтому на случай возможного ДТП в ваших интересах сделать неограниченную страховку.

При сдаче экзаменов в ГИБДД на месте инструктора всегда находился инспектор.. и по новым правилам.. и по старым.

Я вам ответил выше-.В пункте 1.2 ПДД указано, что водитель — это человек, который управляет каким-либо транспортным средством. Здесь же указывается, что к водителю приравнивается лицо, которое обучает кого-либо вождению. Исходя из данного определения, следует, что во время обучения вождению в машине сидят сразу 2 водителя

На обоих должна быть страховка.

Можете конечно-оформлять индивидуально страховку на каждого, кто за руль машины садится.. в том числе и на инспектора-ежедневно ездить в страховую компанию.. вносить изменения в полис ОСАГО. всех курсантов поименно вписывать.

Поэтому-надо оформлять страховку на неограниченное число лиц

Главное чтобы водитель за рулем был застрахован.

Здравствуйте, Сергей!

Нужна страховка на водителя-владельца ТС.

Неограниченная страховка не требуется!

Требования не законны.

Так как в правилах дорожного движения по данному поводу делается исключение.

При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

То же самое прописано в Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ст. 1.

Надеюсь мой ответ вам полезен!

Похожие вопросы

Какой должен быть полис ОСАГО на учебный автомобиль?

Выплата по ОСАГО при учебной езде в городе. Есть ОСАГО на неограниченное число лиц допущенных к ТС, но галочка "учебная езда" в полисе не стоит. При дтп с учеником в городе не будет ли проблем с выплатами по осаго невиновному в дтп с учетом вышесказанного?

Кто должен отвечать в дтп? Если я нанял инструктора по вождению!

Какая должна быть страховка осаго для учебного автомобиля.

Я врезалась в учебную машину, за рулем находился курсант. Гаи мы не дождались, сделали европротокол, только водителем учебной машины пишет инструктор себя, а не курсанта. Машина у них личная не принадлежит автошколе. Вину я свою не отрицаю, но по закону то должны же указывать водителя того человека который находился за рулем, т.е.курсанта, а не инструктора?

Имею ли я право проводить занятия по обучению вождения на учебном автомобиле с неограниченной страховкой или обязательна страховка учебная?

Моё обучение в автошколе при учебном заведении началось ещё в начале учебного года (с 3 сент. 2020 г.). Хочу отметить, что я учился именно в платной группе (существуют ещё так называемые бесплатники, которые занимаются в автошколе в рамках учебной программы и получают права, вроде как, на бесплатной основе), был составлен договор. За обучение было заплачено 19.000 р, из которых 5.500 р, по условиям договора, были оплачены за теоретические занятия. Всего на группу было назначено 3 инструктора, 2 из которых так же являлись преподавателями учебного заведения и их машины были на его базе, а так же 3 инструктор, с которым мне пришлось заниматься. Данный инструктор никакого отношения к техникуму не имеет и лишь оказывает услуги по проведению практических занятий для учеников платных групп, машина в его собственности. Уже со второго месяца обучения начались занятия (конец октября 2020 г. ), они длились по 14 января 2021 г. Всего за это время данный инструктор провел со мной около 12 (+-1 ч) астрономических часов практической езды по городу и автодрому. Занятия проводились раз в неделю, и то не всегда, чаще по вечерам, 2 раза занятия были отменены по вине инструктора, когда я уже был в назначенном месте в нужное время. Примерно так же история наблюдалась у других учеников, которые занимались именно у этого инструктора - ни у кого в итоге больше 18 часов накатки не оказалось. Перед экзаменом нам выдали водительские карточки, где должны были отмечаться подписями каждый час, проведенный на вождении. Всего 56 часов, за каждое "проведенное" занятие стоит подпись инструктора, всем было велено проставить подписи рядом, что все занятия проведены, иначе к экзаменам бы не допустили. В силу своей неподкованности в этом вопросе все дружно поставили подписи и были допущены к экзаменам. На вопрос, что будет с часами, которые я и никто другой в полном объеме не накатали, инструктор с наездом объяснял. С его слов:

- должно быть накатано 22 часа (в договоре 56),

- одно занятие длилось 2 академических часа (по факту это был один час, нередко даже и меньше, а в договоре вообще речь идет только об астрономических часах).

- стоимость одного академического часа 500 рублей (в договоре указано 1 астрономический час = 250 рублей).

И поэтому все условия, по его мнению, он выполнил.

Что получилось в итоге? Я и другие ученики, кто занимался именно у этого инструктора, отъездили нужные часы лишь на 20-30%, вследствие чего сдали экзамены лишь единицы. Нужные навыки не были получены, а чтобы подготовится к пересдаче нужно платить по таксе самого инструктора 500 р/астрономический час сверху. Человек, отвечающий за распределение инструкторов и документальное оформление разводит руками, говоря о том, что я сам виноват, потому что расписался в карточке, где указаны все часы (по факту так и есть). На второй пересдаче инструктор вообще отказался принимать у меня экзамен в городе, поскольку я хотел с этим вопросом идти к директору, пришлось сдавать на совершенно незнакомой машине. Сейчас стоит вопрос с обращением к директору учебного заведения, он же директор автошколы, перед встречей с ним, хотелось бы узнать, насколько вообще этот вопрос решаем, какими законами и документами можно себя защитить, есть ли вообще шансы, что получится вернуть средства или хотя бы в полном объеме завершить учебную программу с другим инструктором.

Правовая база, понятие и основные правила учебной езды


Правила прохождения обучения на управление транспортными средствами регулируются несколькими нормативными актами:

В конце 2019 года было принято Постановление Правительства РФ № 1734, которым были внесены изменения в положения, касающиеся правил проведения учебной езды. В частности, были ужесточены положения, касающиеся допуска учеников к обучению и вождению автомобиля на дорогах общего пользования.

Точного понятия учебной езды в ПДД или в иных нормативных актах не дается, однако требования к ней, излагаемые в Правилах и иных нормативных документов, позволяют его дать. С точки зрения законодательства, учебная езда – это комплекс мероприятий, направленных на получение и закрепление общих навыков управления автомобилем при вождении в городе.

Выполнение упражнений на автодроме, направленное на получение первоначальных навыков управления автомобилем, не является учебной ездой.

Чтобы научиться водить машину, все же лучше обратиться на курсы и ниже вы узнаете почему.

Организация учебной езды требуют соблюдения определенных требований:

  • к обучающемуся лицу (ученику);
  • к обучающему (инструктору);
  • к автомобилю или иному ТС, используемому для учебной езды;
  • к местам, где проводится обучение.

Требования к обучающемуся лицу

Согласно ПДД обучающимся лицом признается ученик, заключивший официальный договор с обучающей организацией (автошколой) и имеющий первоначальные навыки вождения. Отдельными положениями правил установлены дополнительные требования к ученикам, в частности к их возрасту. Минимально допустимый возраст начала обучения зависит от категории прав, на которую обучается ученик:

  • с 16 лет – на ТС категорий B, C и C1 (легковые и грузовые автомобили массой не более 7,5 тонны), а также A, A1 и M (мотоциклы и мопеды);
  • с 20 лет – на ТС категорий D, D1, Tm и Tb (автобусы, трамваи и троллейбусы);
  • с 18 лет – военнослужащие при обучении на категории D и D1.

Также с 2020 года вступили в силу изменения, касающиеся последовательности проведения обучения. Пункт 21.1 ПДД РФ гласит, что обучение первоначальным навыкам управления ТС проводится на автодромах или на закрытых площадках. До того момента, пока ученик не усвоит все первоначальные навыки, он не сможет выехать на дороги общего пользования для учебной езды.

До 2020 года текст этого пункта звучал несколько иначе – его можно было понять так, что лишь первое занятие обязательно проводится на автодроме, а затем инструктор может выпустить ученика на обычную дорогу. Теперь же до того момента, пока ученик не усвоит все первоначальные навык вождения, он не будет признан обучающимся лицом, а инструктор не имеет права выпускать его на дорогу. Усвоение навыков должно быть подтверждено документально. Если ученик выполнил все упражнения на площадке и доказал получение навыков первоначального вождения, он признается обучающимся и может выезжать на дороги общего пользования, но только вместе с инструктором.

Требования к обучающему вождению (инструктору)


Минимальный набор требований к обучающему вождению (инструктору) раскрыт в ст. 1 ПДД РФ. Согласно ПДД, обучающий вождению – это педагогический работник обучающей организации (автошколы):

  • имеющий подтвержденную квалификацию;
  • соответствующий профессиональным стандартам.

Дополнительные требования к инструкторам перечисляются в нормативных актах, относящихся к области трудового законодательства и охраны труда. Автоинструктором может быть лицо:

  • с общим образованием не ниже среднего профессионального;
  • имеющее дополнительное педагогическое образование продолжительностью не менее 250 часов в случае отсутствия профильного;
  • имеющее водительские права тех категорий, на которые он обучает учеников;
  • не имеющее ограничений для занятия педагогической работой (судимости);
  • прошедшее предварительный медосмотр при устройстве на работу и проходящее периодические медосмотры;
  • прошедшее профессиональную аттестацию и проходящее программы повышения квалификации с периодичностью не менее 1 раза в 3 года;
  • прошедшее инструктаж по охране труда.

Также к числу рекомендуемых требований относится наличие стажа вождения не менее 3 лет и отсутствие фактов лишения прав управления ТС в течение 5 лет.

Требования к учебному автомобилю


ПДД и Основные положения по допуску ТС к эксплуатации устанавливают и требования к автомобилю, на котором проводится обучение. Учебный автомобиль должен иметь:

  • дополнительную (дублирующую) педаль сцепления (для ТС с механической коробкой передач);
  • дополнительную педаль тормоза;
  • зеркало заднего вида для ученика.

Требования к местам, где проводится обучение

ПДД прямо запрещают учебную езду в жилых зонах и дворовых территориях. Ранее запрещалось проводить обучения и на автомагистралях, однако с 2020 года это положение было отменено.

Также пунктом 21.1 ПДД утверждено, что обучение первоначальным навыкам вождения допускается исключительно на закрытых площадках и автодромах. Лишь после того, как ученик научится управлять автомобилем, он перестанет представлять значительную опасность для окружающих и сможет выезжать на дороги общего пользования.

Таблица требований для проведения обучения управлению ТС

Требования к обучающемуся лицу:

  • Наличие договора с автошколой
  • Минимальный возраст от 16 до 20 лет в зависимости от категории
  • Наличие первоначальных навыков вождения, доказанное на автодроме

Требования к обучающему (инструктору)

  • Официальная должность автоинструктора в автошколе
  • Наличие квалификации и прохождение аттестации
  • Наличие действующих прав соответствующей категории

Требования к учебному автомобилю

Требования к местам обучения

  • Запрещается обучение в жилых зонах и дворовых проездах
  • До момента получения первоначальных навыков вождения запрещается выезд на дороги общего пользования

Как можно и как нельзя учиться вождению


В соответствии с ПДД и основными правилами допуска ТС обучением вождению признается исключительно управление учеником автошколы специально оборудованного и отмеченного специальными знаками автомобиля вместе с инструктором, который является сотрудником обучающей организации. Автоинструктор должен располагаться на переднем пассажирском сидении с доступом к дублирующим педалям.

Все остальные варианты обучения не признаются учебной ездой и могут быть расцениваются как нарушение правил дорожного движения. Нельзя обучать человека вождению без наличия специального образования и трудоустройства в автошколе. Частные инструкторы, которые раньше были легальны, ушли в прошлое.

Родственник, друг, знакомый и т. д., посадивший за руль своего автомобиля новичка без прав, нарушает ПДД, так же как и само лицо, в данной ситуации севшее за руль. Это положение касается не только дорог общего пользования, но и открытых (общественных) автодромов. Нельзя приехать на автодром и начать учить водить девушку, сына, дочь и т. д., не имеющих водительского удостоверения. Сотрудники ГИБДД вполне могут приехать на такой автодром (площадку) и проверить правильность проведения обучения. Если будет выявлен факт совершения правонарушения, то и автовладелец, и водитель будут наказан штрафами.

Однако такие положения могут не касаться автодромов и площадок на частной территории, в закрытых автоклубах и т. д., к которым сотрудники ГИБДД не имеют свободного доступа.

Теоретически, на таких территориях можно посадить за руль не имеющего прав человека и не понести никакой ответственности. Формально такие действия являются нарушением ПДД, однако доказать правонарушение фактически нет возможности. Вся ответственность за нештатные ситуации на таких закрытых площадках ложится на их собственника.

Аналогично является нарушением управление учебным автомобилем лицом, не проходящим обучение в автошколе. Даже если машина оборудована по всем правилам, а рядом сидит инструктор со всеми разрешающими документами. Если ученик не числится в автошколе, то он и автоинструктор понесут наказание

Ну и последний случай проведения незаконного обучения – вождение учеником ТС, не предназначенного для учебной езды. Если у автомобиля нет дополнительных педалей или отличающих знаков, то собственник в лице автошколы или автоинструктор как должностное лицо понесут наказание за административное правонарушение.

Наказания за нарушение ПДД

Нарушения Правил дорожного движения при проведении обучения наказываются в соответствии с положениями Кодекса об административных нарушениях. Если инструктор не имеет подтвержденного права на проведение обучения, но передаст управление ТС лицу, заведомо не имеющему водительских прав, он будет наказан штрафом в размере 30 тыс. руб. (п.3 ст. 12.7 КоАП РФ). Управление автомобилем без наличия водительского удостоверения облегчит кошелек нарушителя на сумму от 5 до 15 тыс. руб. (п. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Иные нарушения при организации и проведении учебной езды приведут к тому, что инструктор будет предупрежден или наказан штрафом в размере 500 руб. (ст. 12.22 КоАП РФ). Однако такой штраф взимается лишь в тех случаях, когда нарушение незначительное, например, если инструктор не имеет при себе разрешающих документов или автомобиль не оборудован предупреждающими знаками учебной езды.




Новый 2020 год же начался сразу с изменений.
Поправки вступили в силу 1-го и 2-го января. Что нового в правила появилось 2-го января я рассказал в предыдущем обзоре, а на этой странице об изменениях в ПДД с 1 января 2020 года. Сразу скажу ничего серьезного. Начнём.
Как вы поняли из заголовка речь пойдет об учебной езде.

  1. Новые термины;
  2. Учебная езда на автомагистралях;
  3. Новые правила учебной езды;

Учебная езда на автодроме

фото 1


Прежде чем садиться за руль транспортного средства, необходимо знать правила дорожного движения. На автодроме инструктор обучает приемам старта, выполнению различных маневров, поворотов.
Также уделяется внимание устройству автомобиля: расположение ручника, правильная регулировка зеркал, водительского сидения, умение пользоваться дворниками и указателями поворота.

Согласно пункту 21.1 ПДД, в то время, когда обучающийся будет чувствовать себя уверенно, то он сможет продолжить обучение на дорогах общего пользования с учетом всех требований правил дорожного движения.

Первое практическое занятие обязательно будет проходить именно на автодроме, на дороги общего пользования ученика не допустят без первоначальных навыков вождения.

Учебная езда на мотоцикле осуществляется только на закрытых площадках. Обучаемый не допускается к езде на дорогах — экзамен в ГАИ также проводится только на автодроме, исключая вождение по городу.



Что такое учебная езда?

Из перечисленных пунктов можно выявить следующие признаки учебной езды:

Учебная езда по городу

фото 2


Чтобы комфортно чувствовать себя за рулем, необходимо знать все правила дорожного движения — это исключит возможность возникновения трудностей на дороге: поворот запрещен или разрешен? можно ли на этом участке дороги останавливаться? как проезжать железнодорожные пути?

Хорошее знание ПДД лишь добавит уверенности езде.

Не стоит бояться своей первой поездки в город — другие участники дорожного движения видят учебный автомобиль и стараются не создавать помех, что положительно скажется на вождении обучающегося. Если ученик попадает в ДТП, то вся вина возлагается на инструктора, поэтому в интересах обучающего пристально следить за выполнением маневров на дороге. Чем больше ученик привыкнет к машине и особенностям работы ее сцепления, трогания, тем лучше — уверенность на дороге возрастет.

Важно! При подписании договора в автошколе следует обращать внимание на пункт ответственности сторон в случае дорожно-транспортного происшествия. В договоре могут быть свои хитрости: мелким шрифтом написано, что весь нанесенный ущерб возмещает обучающийся. Поэтому обязательно читайте договор!

Как правило, для первого занятия в городе инструктор выбирает дорогу с минимальным трафиком и хорошим покрытием.

Какой штраф накладывается за езду по тротуару?

Если нарушение допущено в городе федерального значения (например, Москве или Санкт-Петербурге), то штраф составляет три тысячи рублей.

С какой скоростью допускается ездить?

ПДД не устанавливает предельную норму скорости, с которой разрешено движение на учебном автомобиле. Поэтому ученик должен следовать пункту 10 ПДД, а именно:

  • Максимально допустимая скорость в населенном пункте — 60 км/ч;
  • Максимальная скорость вне населенного пункта — 90 км/ч;
  • Максимальная скорость на автомагистралях — 110 км/ч;
  • Максимальная скорость в жилых зонах — 20 км/ч.

Инструктор может рекомендовать ученику скорость 40 км/ч, но так поступают далеко не все.

Какая должна быть скорость движения

Раздел 10 ПДД регламентирует режимы скорости, которых должны придерживаться все водители транспортных средств.

В отношении учебной езды каких-либо исключений из общего правила не предусмотрено, а это значит, что инструктор обязан проследить, чтобы ученик:

  • двигался со скоростью не свыше 60 км/ч в населенном пункте и не более 90 км/ч вне населенных пунктов (если отсутствуют знаки, предписывающие иной скоростной режим);
  • не превышал максимальную скорость, предусмотренную технической характеристикой транспортного средства;
  • не тормозил резко (кроме случаев, когда резкое торможение необходимо для предотвращения ДТП);
  • не двигался со слишком малой скоростью, тем самым создавая необоснованные помехи для других ТС;
  • вел транспортное средство с такой скоростью, которая позволила бы вовремя реагировать на изменение дорожной обстановки;
  • при выборе скорости учитывал дорожные и метеорологические условия, видимость и другие факторы.

В любом случае, на первоначальном этапе обучения вождению рекомендуется ехать не свыше 40 км/ч, и лишь после получения навыков вождения в достаточной степени скорость можно повысить до максимально разрешенной.

Где запрещена?

фото 3


Согласно пункту 21.6 ПДД, учебная езда запрещается в следующих местах:

Органы власти имеют право вносить коррективы в этот пункт — добавлять дополнительные места, в которых ввиду различных причин может быть запрещена учебная езда.

Можно ли въезжать во двор на экзамене?

В данном разделе речь идет не только про дворы, но и про автомагистрали, дороги для автомобилей и жилые зоны. Однако самым распространенным объектом являются именно дворовые территории, которые встречаются в каждом населенном пункте.

На экзамене возможны 2 варианта:

  • Вы хотите въехать во двор по собственной инициативе. Например, для выполнения разворота с использованием прилегающей территории. В этом случае от маневра лучше отказаться и найти другое место, которое не будет спорным.
  • Экзаменатор предлагает Вам въехать во двор или в жилую зону. В этом случае нужно сказать экзаменатору о том, что пункт 17.4 запрещает учебную езду во дворах. Ну а дальше следует действовать в зависимости от его реакции.

В заключение хочу отметить, что с описанной сегодня проблемой приходится сталкиваться лишь небольшому числу кандидатов в водители. Однако если Вам на экзамене достанется такой спорный момент, то теперь Вы знаете, что предпринять.

Последнее обновление: 10.08.2019

21.1. Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.

Если обучаемый не имеет первоначальных навыков управления автомобилем, либо не знает ПДД либо еще не готов выполнять их, то его обучение возможно только на закрытой от общего движения площадке или на автодроме.

На закрытых площадках и автодромах нет движения автомобилей и пешеходов, там удобно отрабатывать отдельные приемы управления автомобилем и приобретать начальные базовые навыки управления: трогание с места, движение и остановки в заданном месте, повороты, развороты, движение задним ходом и др.

Когда обучаемый будет чувствовать себя за рулем достаточно уверенно, можно продолжить обучение на дорогах общего пользования с учетом окружающей обстановки и требований ПДД.

21.2. Учебная езда на дорогах допускается только с обучающим и при наличии первоначальных навыков управления у обучаемого. Обучаемый обязан знать и выполнять требования Правил.

Какие существуют требования к учебному автомобилю?

фото 4

Является ли экзамен учебной ездой?

Выше приведены признаки учебной езды. Давайте разберемся, соответствует ли им экзамен.

Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений:

Автомобиль на экзамене соответствует требованию номер 3. Осталось проверить требования 1 и 2, касающиеся обучающего (инструктора).

Административный регламент министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений:

122. При проведении экзамена в экзаменационном транспортном средстве находятся кандидат в водители и экзаменатор.

В случае проведения экзамена на транспортном средстве, предоставленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления транспортным средством, может находиться лицо, обучающее управлению транспортным средством. В этом случае экзаменатор располагается таким образом, чтобы иметь возможность контролировать действия кандидата в водители и лица, обучающего управлению транспортным средством.

Данный пункт предусматривает 2 возможных состава участников на экзамене:

  • Кандидат в водители и экзаменатор (в автомобиле, принадлежащем ГИБДД).
  • Кандидат в водители, экзаменатор и обучающий вождению (в автомобиле автошколы).

При этом в первом случае экзамен не соответствует признакам учебной езды (т.к. нет обучающего), а во втором — соответствует.

Рассмотрим ситуацию с другой стороны. Можно сказать, что на экзамене никакого обучения не происходит, т.к. кандидат в водители пришел для того, чтобы показать полученные ранее навыки, а не получить новые. При таком подходе экзамен можно не считать учебной ездой.

Тем не менее, действующие нормативные документы не дают однозначного ответа на вопрос, поставленный в заголовке. Если у Вас есть собственные мысли по этому поводу, напишите их в комментариях ниже.

Каковы требования к обучающему и обучаемому?

Инструктор:

  • Наличие водительского удостоверения категории обучающегося;
  • Стаж вождения более трех лет;
  • Отсутствие факта изъятия водительского удостоверения за последние три года;
  • Как минимум — законченное среднее образование.

Важно! Во время учебной езды инструктор обязательно должен иметь при себе водительское удостоверение и документ на право обучения вождению (согласно пункту 21.3 ПДД).

Обучаемый:

  • Ученик должен иметь справку о допуске к управлению ТС;
  • Достижение 16-летнего возраста;
  • Обучаемый обязан соблюдать ПДД.

❗ Наказание за нарушение ПДД во время учебной езды

Отдельного законодательного акта, который регламентирует наказание при нарушении правил езды учениками автошколы, не предусмотрено. При нарушении правил учебной езды, которая регулируется Главой 21 ПДД, наступает административная ответственность на основании норм ст. 12.11, 12.22, 12.28 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Каковы штрафы, кто должен их платить

Согласно ст. 12.22 КоАП, ответственность за нарушения во время учебной езды возлагается на обучающего водителя, а именно на инструктора. В этой статье об ученике автошколы нет ни слова. За нарушение правил учебной езды инструктору грозит штраф в размере 500 р. или предупреждение.

За движение по автомагистрали с нарушением скорости (менее 40 км/час) или при остановке установлен штраф в размере 1000 р. на основании п. 1 ст. 12.11 КоАП.

Учебная езда, согласно п. 17.2 ПДД, запрещена в жилых зонах. Пренебрежение указанным правилом карается штрафом в размере 1500 р., согласно п. 1 ст. 12.28 КоАП. При езде в жилых зонах Москвы или Санкт-Петербурга, согласно п. 2 ст. 12.28 КоАП, штрафы возрастут до 3000 р.

Муниципалитеты вправе вводить на своей территории ряд дополнительных ограничений для езды на учебных авто.

Нарушение более, чем одного ПДД, грозит наложением одновременно нескольких санкций.

Что касается вопроса об ответственности за повреждения автомобиля в процессе учебной езды, заданного нашей читательницей, то при проведении практических занятий на специально оборудованной машине автошколы вся ответственность должна ложиться на автошколу или инструктора. Но отстаивать свою позицию ученику, вероятно, придется в судебном порядке, так как школа будет отсылать к условиям подписанного договора. Правила дорожного движения и Гражданский кодекс не предусматривают возможности подписания договора с материальной ответственностью ученика. Поэтому такой документ могут признать недействительным.

Правовая база, понятие и основные правила учебной езды


Правила прохождения обучения на управление транспортными средствами регулируются несколькими нормативными актами:

В конце 2019 года было принято Постановление Правительства РФ № 1734, которым были внесены изменения в положения, касающиеся правил проведения учебной езды. В частности, были ужесточены положения, касающиеся допуска учеников к обучению и вождению автомобиля на дорогах общего пользования.

Точного понятия учебной езды в ПДД или в иных нормативных актах не дается, однако требования к ней, излагаемые в Правилах и иных нормативных документов, позволяют его дать. С точки зрения законодательства, учебная езда – это комплекс мероприятий, направленных на получение и закрепление общих навыков управления автомобилем при вождении в городе.

Выполнение упражнений на автодроме, направленное на получение первоначальных навыков управления автомобилем, не является учебной ездой.

Чтобы научиться водить машину, все же лучше обратиться на курсы и ниже вы узнаете почему.

Организация учебной езды требуют соблюдения определенных требований:

  • к обучающемуся лицу (ученику);
  • к обучающему (инструктору);
  • к автомобилю или иному ТС, используемому для учебной езды;
  • к местам, где проводится обучение.

Требования к обучающемуся лицу

Согласно ПДД обучающимся лицом признается ученик, заключивший официальный договор с обучающей организацией (автошколой) и имеющий первоначальные навыки вождения. Отдельными положениями правил установлены дополнительные требования к ученикам, в частности к их возрасту. Минимально допустимый возраст начала обучения зависит от категории прав, на которую обучается ученик:

  • с 16 лет – на ТС категорий B, C и C1 (легковые и грузовые автомобили массой не более 7,5 тонны), а также A, A1 и M (мотоциклы и мопеды);
  • с 20 лет – на ТС категорий D, D1, Tm и Tb (автобусы, трамваи и троллейбусы);
  • с 18 лет – военнослужащие при обучении на категории D и D1.

Также с 2020 года вступили в силу изменения, касающиеся последовательности проведения обучения. Пункт 21.1 ПДД РФ гласит, что обучение первоначальным навыкам управления ТС проводится на автодромах или на закрытых площадках. До того момента, пока ученик не усвоит все первоначальные навыки, он не сможет выехать на дороги общего пользования для учебной езды.

До 2020 года текст этого пункта звучал несколько иначе – его можно было понять так, что лишь первое занятие обязательно проводится на автодроме, а затем инструктор может выпустить ученика на обычную дорогу. Теперь же до того момента, пока ученик не усвоит все первоначальные навык вождения, он не будет признан обучающимся лицом, а инструктор не имеет права выпускать его на дорогу. Усвоение навыков должно быть подтверждено документально. Если ученик выполнил все упражнения на площадке и доказал получение навыков первоначального вождения, он признается обучающимся и может выезжать на дороги общего пользования, но только вместе с инструктором.

Требования к обучающему вождению (инструктору)


Минимальный набор требований к обучающему вождению (инструктору) раскрыт в ст. 1 ПДД РФ. Согласно ПДД, обучающий вождению – это педагогический работник обучающей организации (автошколы):

  • имеющий подтвержденную квалификацию;
  • соответствующий профессиональным стандартам.

Дополнительные требования к инструкторам перечисляются в нормативных актах, относящихся к области трудового законодательства и охраны труда. Автоинструктором может быть лицо:

  • с общим образованием не ниже среднего профессионального;
  • имеющее дополнительное педагогическое образование продолжительностью не менее 250 часов в случае отсутствия профильного;
  • имеющее водительские права тех категорий, на которые он обучает учеников;
  • не имеющее ограничений для занятия педагогической работой (судимости);
  • прошедшее предварительный медосмотр при устройстве на работу и проходящее периодические медосмотры;
  • прошедшее профессиональную аттестацию и проходящее программы повышения квалификации с периодичностью не менее 1 раза в 3 года;
  • прошедшее инструктаж по охране труда.

Также к числу рекомендуемых требований относится наличие стажа вождения не менее 3 лет и отсутствие фактов лишения прав управления ТС в течение 5 лет.

Требования к учебному автомобилю


ПДД и Основные положения по допуску ТС к эксплуатации устанавливают и требования к автомобилю, на котором проводится обучение. Учебный автомобиль должен иметь:

  • дополнительную (дублирующую) педаль сцепления (для ТС с механической коробкой передач);
  • дополнительную педаль тормоза;
  • зеркало заднего вида для ученика.

Требования к местам, где проводится обучение

ПДД прямо запрещают учебную езду в жилых зонах и дворовых территориях. Ранее запрещалось проводить обучения и на автомагистралях, однако с 2020 года это положение было отменено.

Также пунктом 21.1 ПДД утверждено, что обучение первоначальным навыкам вождения допускается исключительно на закрытых площадках и автодромах. Лишь после того, как ученик научится управлять автомобилем, он перестанет представлять значительную опасность для окружающих и сможет выезжать на дороги общего пользования.

Таблица требований для проведения обучения управлению ТС

Требования к обучающемуся лицу:

  • Наличие договора с автошколой
  • Минимальный возраст от 16 до 20 лет в зависимости от категории
  • Наличие первоначальных навыков вождения, доказанное на автодроме

Требования к обучающему (инструктору)

  • Официальная должность автоинструктора в автошколе
  • Наличие квалификации и прохождение аттестации
  • Наличие действующих прав соответствующей категории

Требования к учебному автомобилю

Требования к местам обучения

  • Запрещается обучение в жилых зонах и дворовых проездах
  • До момента получения первоначальных навыков вождения запрещается выезд на дороги общего пользования

Как можно и как нельзя учиться вождению


В соответствии с ПДД и основными правилами допуска ТС обучением вождению признается исключительно управление учеником автошколы специально оборудованного и отмеченного специальными знаками автомобиля вместе с инструктором, который является сотрудником обучающей организации. Автоинструктор должен располагаться на переднем пассажирском сидении с доступом к дублирующим педалям.

Все остальные варианты обучения не признаются учебной ездой и могут быть расцениваются как нарушение правил дорожного движения. Нельзя обучать человека вождению без наличия специального образования и трудоустройства в автошколе. Частные инструкторы, которые раньше были легальны, ушли в прошлое.

Родственник, друг, знакомый и т. д., посадивший за руль своего автомобиля новичка без прав, нарушает ПДД, так же как и само лицо, в данной ситуации севшее за руль. Это положение касается не только дорог общего пользования, но и открытых (общественных) автодромов. Нельзя приехать на автодром и начать учить водить девушку, сына, дочь и т. д., не имеющих водительского удостоверения. Сотрудники ГИБДД вполне могут приехать на такой автодром (площадку) и проверить правильность проведения обучения. Если будет выявлен факт совершения правонарушения, то и автовладелец, и водитель будут наказан штрафами.

Однако такие положения могут не касаться автодромов и площадок на частной территории, в закрытых автоклубах и т. д., к которым сотрудники ГИБДД не имеют свободного доступа.

Теоретически, на таких территориях можно посадить за руль не имеющего прав человека и не понести никакой ответственности. Формально такие действия являются нарушением ПДД, однако доказать правонарушение фактически нет возможности. Вся ответственность за нештатные ситуации на таких закрытых площадках ложится на их собственника.

Аналогично является нарушением управление учебным автомобилем лицом, не проходящим обучение в автошколе. Даже если машина оборудована по всем правилам, а рядом сидит инструктор со всеми разрешающими документами. Если ученик не числится в автошколе, то он и автоинструктор понесут наказание

Ну и последний случай проведения незаконного обучения – вождение учеником ТС, не предназначенного для учебной езды. Если у автомобиля нет дополнительных педалей или отличающих знаков, то собственник в лице автошколы или автоинструктор как должностное лицо понесут наказание за административное правонарушение.

Наказания за нарушение ПДД

Нарушения Правил дорожного движения при проведении обучения наказываются в соответствии с положениями Кодекса об административных нарушениях. Если инструктор не имеет подтвержденного права на проведение обучения, но передаст управление ТС лицу, заведомо не имеющему водительских прав, он будет наказан штрафом в размере 30 тыс. руб. (п.3 ст. 12.7 КоАП РФ). Управление автомобилем без наличия водительского удостоверения облегчит кошелек нарушителя на сумму от 5 до 15 тыс. руб. (п. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Иные нарушения при организации и проведении учебной езды приведут к тому, что инструктор будет предупрежден или наказан штрафом в размере 500 руб. (ст. 12.22 КоАП РФ). Однако такой штраф взимается лишь в тех случаях, когда нарушение незначительное, например, если инструктор не имеет при себе разрешающих документов или автомобиль не оборудован предупреждающими знаками учебной езды.

Читайте также: