Трасологическая экспертиза при дтп что это такое устанавливает

Обновлено: 05.05.2024

Трасологические исследования – один из наиболее распространенных видов криминалистической экспертизы, составной части судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессе. Это – исследовательская деятельность компетентных лиц, направленная на установление фактических данных с помощью специальных познаний. Она основана на достижениях криминалистики и естественно-технических наук, процессуальных нормах, определяющих принципы и условия достоверного решения вопросов, которые интересуют органы предварительного расследования и суд. Для трасологической экспертизы характерно исследование следов-отражений, т.е. материально-фиксированные отражения единичных объектов, для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов. Предметом трасологической экспертизы как вида практической деятельности являются фактические данные, которые необходимо установить из поставленных перед экспертом вопросов и имеющихся объектов. К этому виду экспертизы обращаются при определении механизма ДТП, установления факта контактного взаимодействия ТС, а также, когда требуется идентифицировать те или иные следы транспортного средства (например шин).

Если вам нужна помощь в проведении трассологической экспертизы, наши специалисты после ознакомления с материалами дела помогут Вам заявить ходатайство должностному лицу, в чем производстве находится дело с постановкой соответствующих вопросов для проведения экспертизы по существу. В офисе нашей организации вы можете ознакомиться с примерным перечнем вопросов, которые могут быть поставлены для разрешения перед специалистами.Транспортная трасологическая экспертиза – представляет безусловно востребованную, однако довольно узкую область общей трасологии (букв. - учение о следах).

Транспортная трасологическая экспертиза решает задачи исследования всего многообразия следов, образованных самыми различными видами транспорта: легковым, грузовым, железнодорожным, а также водным транспортом. По механизму образования следов предметом трасологической экспертизы могут быть следы от колес автотранспорта, гусениц тракторов, лыж и саней (для безрельсового транспорта), а также от выступающих частей транспортного средства (для любого вида транспорта), от частиц, отделяющихся от транспортного средства (частицы горюче-смазочных материалов, груза, стекла, загрязнений).

Объектами транспортно-трасологической экспертизы в границах автомобильного транспорта могут быть: дорожное покрытие, сами транспортные средства, одежда и тело человека, дорожные ограждения, дорожные знаки а также придорожные постройки.

Основная задача транспортно-трасологической экспертизы – отождествление автомобиля по следам контактного взаимодействия.

Примерные вопросы на транспортно-трасологическую экспертизу:

  1. Определить, какими частями автомобиля марки ______________ были нанесены повреждения на тех или иных частях автомобиля марки ________________?
  2. Определить, не образованы ли повреждения на автомобиле марки __________ частями или деталями автомобиля марки _____________?
  3. Определить, каков механизм образования данных повреждений?
  4. Определить, автомобилем какой марки могли быть оставлены следы, обнаруженные на автомобиле _______ при осмотре места ДТП?

Выяснение механизма столкновения транспортных средств.

Примерные вопросы на транспортно-трасологическую экспертизу:

  1. Определить механизм столкновения транспортных средств, представленных на транспортно-трасологическую экспертизу (удар, скольжение, волочение и пр.) ?
  2. Определить, имело ли место столкновение представленных на исследование ТС, исходя из характера и локализации повреждений на данных ТС ?
  3. Определить последовательность возникновения повреждений (следов) при столкновении транспортного средства о преграду ?
  4. Определить угол взаимного расположения ТС в момент их первоначального контакта ?
  5. Определить, в каком направлении двигалось транспортное средство в момент наезда ?
  6. Определить траекторию и характер движения транспортных средств ?
  7. Определить, где, относительно границ проезжей части, находится место столкновения (место наезда) ?
  8. Определить расположение транспортных средств и препятствий в момент удара (или в другие заданные моменты времени) ?
  9. Определить, взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения ?
  10. Определить, находилось в движении или было неподвижно ТС в момент столкновения с ним другого ТС ?
  11. Определить, какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы ?
  12. Определить, каким видам транспорта, судя по следам, присущи такие детали (такого размера, формы, локализации) ? Определить, транспортом какого типа (легковым, грузовым, гусеничным и т.д.) оставлены следы ?
  13. Определить, какой частью транспортного средства нанесены повреждения ?

Исследование следов шин транспортных средств

Примерные вопросы на транспортно-трасологическую экспертизу:

  1. Определить, модель шины, которой был оставлен след, слепок которого представлен на транспортно-трасологическую экспертизу ?
  2. Определить, к какому типу (модели или марки) относится транспортное средство, оставившее следы на месте ДТП ?
  3. Определить, в каком направлении от места ДТП двигалось данное ТС, оставившее следы колес на том или ином участке дороги ?
  4. Определить, не могли ли данные следы быть оставлены такими-то колесами (передними, задними, правыми, левыми) определенного транспортного средства ?
  5. Определить, являются ли данные следы результатом воздействия шин транспортного средства ?
  6. Определить, какие дефекты имеют шины, оставившие следы на месте ДТП ?
  7. Определить, отличительные признаки шин, отобразившиеся в следах (например дефекты, степень износа протектора, неравномерный износ протектора вследствие неправильной регулировки углов установки или дисбаланса колес, пробои и порезы, вздутие протектора и др.) ?
  8. Определить, грузовым или легковым автомобилем были оставлены следы ?

Исследование следов транспортных средств на живых лицах или трупах.

Транспортно-трасологическая экспертиза плотнейшим образом взаимодействует с судебно-медицинской трасологией, в случае, когда предметом экспертизы является живое лицо, или в худшем случае труп лица, погибшего в результате ДТП ?

Примерные вопросы на транспортно-трасологическую экспертизу:

Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия включает в себя экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения транспортных средств, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.


Предмет автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, загруженности, техническом состоянии транспортного средства и скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения транспортного средства и т.д.

Как бы не пытались правоведы исключать из деятельности эксперта-автотехника задачи по установлению вины (или невиновности) водителя или иного участника дорожного движения в ДТП, фактом является лишь то, что именно автоэксперт, специализирующийся в области автотехнической экспертизе обстоятельств ДТП, но никак не следователь (дознаватель) и суд устанавливает и доказывает наличие в действиях водителя, пешехода, пассажира или дорожной службы (дорожников) вину в случившемся ДТП.


Только эксперт в силах методологически обоснованно установить:

  • Виновность в случившемся ДТП того или иного водителя (в т.ч. пьяного / нетрезвого).
  • Вину в ДТП пешехода.
  • Обоюдную вину в совершении ДТП.
  • Степень вины каждого из участников дорожного движения в ДТП.
  • Вину в ДТП кроме водителя таких участников дорожного движения как пассажиров и работников дорожных служб (дорожников).

Независимая экспертиза обстоятельств ДТП наряду прочих автотехнических экспертиз обоснованно считается наиболее сложным, трудоемким и наукоемким видом исследования обстоятельств ДТП. Она требует от эксперта особой глубины экспертных познаний, т.е. для проведения данного вида экспертизы требуется первоклассное экспертной образование, доступное не многим.

Узловым элементом экспертизы обстоятельств ДТП является установление скорости автомобиля по тормозному пути, либо определение скорости в момент ДТП, т.к. именно определение скорости автомобиля является одним из важнейших элементов, служащих основанием для установления наличия или отсутствия в действиях водителя вины в результате возникшего ДТП.


Целями и задачами экспертизы обстоятельств ДТП являются:


  • Определение и установление скорости движения и других параметров транспортного средства.
  • Определение и установление тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени транспортного средства.
  • Определение и установление удаления транспортного средства, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты.
  • Определение и установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты.
  • Определение и установление взаимного расположения транспортного средства в различные моменты ДТП.
  • Определение и установление времени преодоления транспортного средства определенных участков пути.
  • Определение и установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения транспортного средства, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента.
  • Определение и установление взаимного положения транспортного средства и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие.
  • Определение и установление того, как должен был действовать водитель в сложившейся дорожной ситуации с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, установление действия водителя по управлению транспортного средства, начиная с момента возникновения опасности для движения, и мог ли водитель предотвратить ДТП.
  • Определение и установление соответствия действий водителя транспортного средства требованиям ПДД РФ и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения.
  • Определение и установление технической возможности у водителя транспортного средства предотвратить ДТП путем снижения скорости транспортного средства или объездом, в момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия).
  • Определение и установление причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортного средства и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей.
  • Определение и установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела.
  • Определение и установление причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Читайте также: