Создал аварийную ситуацию и уехал с места дтп

Обновлено: 07.05.2024


Попав в аварийную ситуацию, многие автовладельцы начинают паниковать и совершать неосознанные действия. Некоторые даже скрываются с места ДТП. Полис обязательного страхования ОСАГО предусматривает выплату компенсаций, когда держатель полиса невиновен в произошедшем, а все участники известны. Но что делать по обязательному автострахованию, если инициатор аварии скрылся с места происшествия? Можно ли в таком случае рассчитывать на возмещение ущерба?

Порядок действий

Не лишним будет зафиксировать и примерный характер повреждений, например, разбита левая передняя фара или повреждён бампер слева. Эти данные помогут сократить время на поиски скрывшегося. После этого необходимо в срочном порядке вызвать сотрудников ГИБДД.

  1. Пытаться догнать нарушителя самостоятельно.
  2. Покидать место происшествия.
  3. Передвигать повреждённое транспортно средство.

Первый и второй пункт может стать причиной уголовной ответственности. Поэтому ни при каких обстоятельствах не покидайте место аварии. Если самостоятельно передвигать повреждённый транспорт, страховая компания может отказать в выплате, так как не удастся установить точные причины аварии и определить виновника.

Обратите внимание. Если пострадавшему стало плохо, и его увезли на карете скорой помощи — это не считается оставлением места ДТП. Такие меры предусмотрены на законодательном уровне и расцениваются как нештатные ситуации, требующие срочной госпитализации пострадавшего. В данной ситуации инспектор ГИБДД составляет протокол совместно с независимыми свидетелями со стороны.

Поиск свидетелей

Что делать по ОСАГО, если второй участник скрылся с места ДТП до приезда инспектора ГИБДД? В таком случае очень важны свидетели, поэтому нужно приложить максимум усилий, чтобы их найти. В их качестве могут быть случайные прохожие, зафиксировавшие факт аварии, продавцы из соседних магазинов или жильцы близлежащих домов. При этом достаточно 1—2 человек, которые смогут подтвердить слова пострадавшего.

  1. Ф.И.О и контакты.
  2. Текст свидетельских показаний (когда, где и как произошло столкновение).
  3. Дата и подпись с расшифровкой.

Важно! Если у вас есть видеорегистратор, обязательно остановите запись после ДТП. Многие модели способны фиксировать лишь несколько фрагментов, а после заполнения карты памяти начинается перезапись. Помните, что видеотехника — не только хороший свидетель, но и прямое доказательство невиновности водителя.

Что делать, если виновник не установлен

  1. Написать претензию в страховую компанию.
  2. Зафиксировать факт её подачи.
  3. Дождаться ответа от руководства.
  4. В случае неудовлетворительного ответа обратиться в суд.

В судебный участок необходимо предоставить всю имеющуюся документацию, записи регистратора (если они есть) и протоколы с места ДТП. Бывает, что судья выносит решение, при котором оба участника аварии виноваты в равной степени. В таком случае высчитывается процент виновности, сумма ущерба, а компенсация выплачивается сразу после повторного обращения в страховую компанию. Если пострадавший докажет вину водителя, скрывшегося с места происшествия, компенсация выплачивается в полном объёме.

Правила оформления протокола

  1. Данные пострадавшего и инспектора, составлявшего протокол.
  2. Подробное описание случившегося.
  3. Данные о свидетелях, их контакты и показания.
  4. Уровень дорожного покрытия, видимость разметок и знаков, исправность светофоров.
  5. Описание погодных условий на момент аварии.
  6. Размер тормозного пути. Если его измеряет инспектор, обязательно произведите повторный замер.

Кроме материалов в письменном виде, к сведению принимаются видео и фото. Всё это прикладывается к протоколу и обязательно фиксируется в нём. После оформления документа необходимо его внимательно перечитать, чтобы не упустить ни одной мельчайшей детали.

Также немаловажна и составленная инспектором схема. На ней должны отражаться светофоры, близлежащие здания, знаки дорожного движения, разметка, направление движения вашего транспортного средства и названия улиц. Если есть какие-либо расхождения или неясности, обязательно сообщите об этом сотруднику ГИБДД, чтобы он внёс поправки.

Обратите внимание. При несоответствии дорожного покрытия ГОСТу (большие ямы, трещины, выбоины, открытые колонки и прочее) виновниками аварии могут признать дорожные службы. Если на дороге есть существенные дефекты, обязательно попросите инспектора зафиксировать их в протоколе.

Уведомление страховой компании

После того как инспектор ГИБДД оформит протокол и зафиксирует страховой случай, необходимо сообщить об этом страхователю. Это следует сделать как можно быстрее, даже если виновник ДТП скрылся с места происшествия и находится в розыске. При обращении в страховую компанию клиенту потребуется подготовить пакет обязательной документации.

Действия и пакет документов — как получить выплату

  1. Копия паспорта человека, который будет получать компенсацию.
  2. Заявление о наступлении страхового случая.
  3. Водительские права пострадавшего.
  4. Талон техосмотра, подтверждающий, что ТС было исправно на момент аварии.
  5. Документы на транспортное средство.
  6. Полис ОСАГО.
  7. Банковские реквизиты для получения компенсации.
  8. Справка о ДТП от инспектора ГИБДД.
  9. Постановление о том, что виновник привлечён к административной ответственности (если инспектор выдал такой документ).
  10. Квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора (если он применялся).
  • цену запасных частей, требующихся для осуществления ремонта;
  • расходы на лакокрасочные изделия, шпаклёвку и прочее;
  • амортизационный износ ТС на момент страхового случая;
  • стоимость ремонтных работ по прайсу автомастера;
  • цену транспортного средства до аварии.

По правилам ОСАГО компенсация выплачивается каждому автовладельцу, чьё здоровье или имущество пострадало по вине третьих лиц. Если суммы, определённой экспертом, не хватает на покрытие расходов, держатель полиса вправе обратиться в судебные инстанции.

Компания вправе отказать в выплате компенсации, если у повреждённого транспортного средства нет талона техосмотра или диагностической карты. В таком случае возмещение ущерба невозможно даже через суд.

Что делать, если у виновника нет полиса ОСАГО

  1. Подать исковое заявление в суд с требованием обязать виновника выплачивать ущерб.
  2. Обратиться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков). Актуально только в том случае, если здоровью автовладельца причинён вред.

Если у пострадавшего есть полис КАСКО, то компенсация возможна именно по этой программе, а не по ОСАГО. Тогда клиенту следует обратиться к страхователю и заявить, что виновник аварийной ситуации не имеет полиса обязательного страхования.

В случае, когда инициатор ДТП скрылся с места происшествия, ОСАГО возмещает ущерб, но для этого требуется соблюдать ряд правил. Важная составляющая в процессе получения компенсации — сбор документов, поэтому к вопросу нужно подходить ответственно, не поддаваясь панике.

Опасное вождение

Создание аварийной ситуации на дороге

Фактически аварийная обстановка создаётся, когда автомобилист не придерживается ПДД, которые призваны обеспечить максимально безопасное передвижение по проезжей части как авто- и мотолюбителей, так и пешеходов.

Далее будут описаны ситуации, которые приравниваются к опасной езде.

  1. Несоблюдение дистанции. В правилах дорожного движения установлена минимально разрешённая дистанция, на которой могут двигаться транспортные средства (ТС). При этом нельзя забывать и о таких факторах, как погодные условия, условия видимости и время суток. Например, в гололёд – даже в светлое время суток – лучше увеличить дистанцию, чтобы успеть правильно среагировать при экстренном торможении впереди движущегося ТС или при переезде через перекрёсток, когда не все участники движения успевают затормозить, чтобы уступить дорогу.
  2. Неуместное использование экстренного торможения. В ПДД чётко сказано, что экстренное торможение можно применять только для предотвращения ДТП. В остальных случаях сотрудник ГИБДД может приравнять подобное действие к опасному вождению.
  3. Необоснованное частое перестроение из ряда в ряд. Шансы приравнять это действие к опасному вождению заметно увеличиваются, если оно происходит в плотном потоке движущихся ТС, когда все полосы для движения заняты.
  4. Необоснованное движение со слишком малой скоростью. Иногда встречаются водители, которые двигаются спереди, но со скоростью меньшей скорости общего потока. Другие водители в таком случае (если это не запрещено правилами) начинают их обгонять. Последние замечают это и нарочно ускоряются, чтобы не пропускать ТС на обгон. Это также считается опасной ездой.
  5. Непредставление приоритета движения тем транспортным средствам, которые имеют преимущество, согласно ПДД.

Создание аварийной ситуации на дороге

Если действия водителя, совершающего один из выше перечисленных пунктов, каким-либо образом фиксируются, то его можно смело привлекать к ответственности за опасную езду с одним лишь ограничением: он должен совершать эти действия повторно, а не один раз.

Причём фиксацию нарушения ПДД могут производить не только сотрудники Госавтоинспекции (ГАИ), но и водители других транспортных средств.

Хотя, кто виноват, решает именно работник ГАИ.

Штраф за опасное вождение

Штраф за создание аварийной ситуации (именно за опасное вождение) в данный момент составляет 5000 р.

Интересно, что наказание за опасную езду долго не могли утвердить на законодательном уровне. Сначала учреждался достаточно высокий штраф, затем – низкий. И даже сейчас, когда закон об опасном вождении вступил в силу, наказание или условия для его предъявления могут меняться. Вследствие этого рекомендуется регулярно ознакомляться с обновлениями той или иной статьи КоАП России. Это поможет избежать нарушения ПДД.

Кстати, до сих пор рассматривается иное наказание за опасное вождение:

  • лишение водительского удостоверения;
  • привлечение к уголовной ответственности.

Кто знает, возможно, вскоре подобное наказание будет узаконено.

Штраф

Как только действие штрафа вступает в силу, в течение одного месяца его можно погасить в размере только половины от общей суммы. При этом штрафы за отдельные правонарушения (опасная езда – скорее, комплексное) значительно меньше (за перестроение с нарушением ПДД штрафуют лишь на 500 р.).

Но даже несмотря на это нельзя никогда нарушать ПДД: хорошо, если неправильные действия водителя не приведут к ДТП; не так плохо, если в ДТП пострадают только транспортные средства или другие материальные объекты; ужасно, если в результате ДТП пострадают или даже погибнут люди.

Штраф за опасную езду можно оспорить. Сделать это нужно не позднее, чем через 10 дней после вступления обвинения в силу. Сложно ли это сделать? Да, если ситуация объективно бесспорная: вина очевидна и зафиксирована. Нет, если умышленное нарушение ПДД создание аварийной ситуации не так очевидно (важно обзавестись хорошим адвокатом).

На руку может сыграть и тот факт, что толкование закона об опасной езде ещё не до конца устоялось. Поэтому, если у сотрудников ГИБДД недостаточно фактов для вынесения обвинения, можно смело оспаривать их вердикт.

Права граждан в подобных вопросах защищаются в судебном учреждении.

Наказание за провоцирование ДТП

Если всё же авария переросла в ДТП, то виноватой стороне случившегося грозит три вида ответственности:

  1. Гражданская.
  2. Административная.
  3. Уголовная.

Первая наступает всегда, так как она имеет материальный характер: виновник аварии всегда обязан возместить материальный урон, которого нельзя не причинять при любой аварии с участием даже одного транспортного средства. Причём суд может возложить на виновника ДТП и допкомпенсации пострадавшим. Например, если утрачен определённый вид заработка пострадавшей стороны (пострадавший зарабатывал на жизнь вождением, а в результате ДТП больше не может управлять ТС).

Если виновник ДТП уехал или ушёл с места аварии, то его лишают прав на год – полтора. Также его могут арестовать на 15 суток. Если он пытается дать взятку работнику ГАИ, то обязан будет выплатить штраф пятнадцати – семидесяти размеров взятки, а также лишится свободы на семь-двенадцать лет. Если виновник аварии не оказал первую медпомощь пострадавшим, то либо получит штраф не менее 40 000 р., либо лишится свободы на срок до года. Если ДТП было совершено в результате опьянения – любого – то к его виновнику применят следующую санкцию: оштрафуют на сумму до 30 000 р. и лишат водительских прав сроком на несколько лет.

Создание аварийной ситуации, повлёкшей ДТП, строго наказывается.

Второй и третий виды ответственности применяются только к виновнику ДТП. Первый вид может применяться ко всем сторонам-участницам ДТП.

Оставление места ДТП

Водитель при аварии обязан остановить машину и вызвать ГИБДД. Но не во всех случаях. Знать такие случаи важно, потому что оставление места ДТП в 2021 году – это одно из самых грубых нарушений ПДД. Оно карается наказанием от лишения права управления по КоАП и вплоть до уголовной статьи с лишением свободы на срок до 15 лет. Между тем, в России много случаев, когда водитель просто не заметил столкновения и уехал. К сожалению, такие случаи в судебной практике тоже подпадают под ответственность. В этой статье мы выясним, какие штрафы, сроки лишения и другие наказания за покидание места ДТП, что делать пострадавшему, если виновник уехал и, главное, как избежать статьи, если вы невиновны (и даже если "немного" виноваты).

Можно ли покидать место ДТП в 2021 году?

Да. Но далеко не во всех случаях и смотря что имеется в виду. К сожалению, большинство изданий и веб-ресурсов на сегодняшний день пишут, что, если покинуто место ДТП, то это однозначно запрещено всегда. Это неправда и "фейк". Просто нужно знать то, что мы как водители обязаны знать и соблюдать – ПДД в редакции 2021 года.

А предписывают эти Правила буквально следующее при случившемся инциденте на дороге:

Такие требования содержат пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД.

Новые правила покидания места происшествия

Обратите внимание, уже в этом списке есть несколько законных возможностей уехать с участка с аварией без последствий в виде наказания.

Но это ещё не всё.

Когда можно не вызывать ГИБДД и уехать обоим участникам?

Начнём с классического понимания оставления места ДТП – когда оба участника решили, что им не нужно никакое ГИБДД, равно как и возмещение ущерба, либо виновник сразу заплатил потерпевшему, и оба решили просто уехать.

ПДД, действительно, разрешают такой сценарий развития событий, когда водители могут оставить место происшествия. Но здесь есть абсурдная недоработка в законодательстве 2021 года. Заключается она в том, что все участники имеют право скрыться с места ДТП, только если выполняются условия для составления европротокола. При этом, оформлять (именно заполнять) само извещение от участников не требуется. Вот такой парадокс!

Смотрите сами, пункт 2.6.1 в своём втором абзаце даёт возможность покинуть участок инцидента, если соблюдаются условия для оформления аварии без участия сотрудников полиции. А, в свою очередь, такие условия содержатся в пункте 1 статьи 11.1 Федерального закона Об ОСАГО:

  • в ДТП столкнулись 2 машины (не больше и не меньше),
  • пострадали только сами эти автомобили (а не люди и не иное имущество – например, багаж или личные вещи водителей или пассажиров),
  • у обоих участников есть действующая страховка ОСАГО,
  • у участников отсутствуют разногласия по обстоятельствам происшествия.

Европротокол и сокрытие с ДТП при незначительных повреждениях

Только при выполнении каждого из этих пунктов вы имеете право покинуть место аварии. Обратите внимание, что если, к примеру, у одного участника нет полиса ОСАГО, то вы уже обязаны вызывать инспекторов ДПС для оформления. И не важно, что виновник готов возместить ущерб на месте.

Тем не менее, на практике вряд ли в этом случае кто-то лишится прав. Однако, были случаи, когда виновник аварии, заплатив из своего кармана потерпевшему, затем, когда оба скрылись, возвращался на место происшествия и вызывал полицию, указав, что второй участник скрылся и перевернув обстоятельства в такое русло, что он оказывался невиновным. В этом случае уже виновник получал по ОСАГО выплату, а невиновного на самом деле водителя лишали прав.

Поэтому важно писать расписку в получении возмещения в таких случаях, а ещё лучше – вести видеосъёмку передачи денег с указанием, за что они и в какую дату.

Все случаи, когда можно покинуть

Но давайте сразу рассмотрим все исключения из запрета скрываться с пункта происшествия, когда покидание является законным. Итак, вас по закону не накажут:

  • если вы просто убрали машину с проезжей части в сторону, чтобы освободить её, как того требует пункт 2.6.1 ПДД, и далее сделали всё по правилам,
  • если вы оформили европротокол без вызова ГИБДД и раъехались,
  • если вам не понадобилось оформлять ДТП, и оба участник уехали, но выполнены все требования для оформления извещения,
  • если вы не заметили столкновение при ДТП с незначительными повреждениями.

Стоп! А вот последний пункт – что-то новенькое. И ниже мы поговорим об этом подробнее в разделе статьи об избегании наказания за покидание аварии.

Нет. С некоторых пор по сети блуждает информация о том, что по новым правилам якобы пьяное ДТП приравняли к тому же, как если бы виновник скрылся с места происшествия.

Это неправда и вымысел. А вот "ноги растут" у этого "фейка" из несколько другой – уже официальной информации. Дело в том, что есть в Уголовном кодексе РФ статья за виновность в аварии с пострадавшими или погибшими. До недавних пор здесь существовали более строгие наказания, если есть вред здоровью или жизни людей, а виновник был пьян. Это логично, не правда ли?!

Так вот, недавно вступил в силу новый закон, согласно которому более строгие наказания ждут не только пьяного водителя, но и если тот скрылся с места ДТП. И эти меры ответственности одинаковы как для опьянения, так и для покидания. Что тоже ведь логично, чтобы водители в состоянии опьянения не оставляли место аварии в целях более мягкого наказания.

Пьяный уехал

Если виновник на машине уехал – что делать?

Теперь опишем ситуацию для потерпевшей стороны. Что делать в ситуации, когда на дороге произошло столкновение, но второй участник скрылся? Здесь всё не так очевидно – второй участник на данном этапе ещё не виновник – он им станет только тогда, когда в отношении него вынесут постановление.

Тем не менее, за данное деяние в стандартных случаях водителю грозит лишение прав. Ваша же задача заключается лишь в том, чтобы запомнить госномер скрывшегося авто. Это нужно для идентификации.

Далее вызываете ДПС и ожидаете указаний. Чаще всего вас отправят в ближайшее отделение ГИБДД для регистрации ДТП, реже – сотрудники сами приедут оформлять.

По результату сокрытия второго водителя его автомобиль объявят в розыск.

Обратите внимание, вам для получения возмещения достаточно только того, чтобы машина скрывшегося участника была идентифицирована по номерам и чтобы на этот автомобиль была действующая страховка ОСАГО. В этом случае, если вы не будете признаны виновником, вы получите возмещение без обязательного установления покинувшего место ДТП самого водителя. А вот нашли скрывшегося участника или нет – уже не важно в данном случае.

То есть для получения выплаты по страховке важно, чтобы были соблюдены 3 условия:

  • зафиксированы госномера машины, на которой участник оставил место ДТП – причём, желательно с помощью видеорегистратора, камер наружного наблюдения или свидетелями; либо авто найдено с характерными повреждениями, которые зафиксировали ГИБДД,
  • на данный автомобиль есть полис ОСАГО (причём, его может и не быть у вас),
  • в отношении вас не вынесено никаких постановлений или определений.

Если не увидели номера – можно ли ехать в погоню?

Да, но с определёнными рисками. Есть в Административном кодексе статья 2.7, которая снимает с вас ответственность за уезд с места ДТП, если он был совершён в состоянии крайней необходимости.

Здесь же приведено определение такой необходимости. В данном случае нарушены интересы государства в отношении безопасности дорожного движения, а также ваше право на возмещение причинённого вреда от аварии. Поэтому, погнавшись за скрывшимся водителем, вы действуете в состоянии таковой и не подлежите наказанию в виде лишения прав за оставление ДТП.

Но имейте в виду, что вам нужны только номера машины виновника. Желательно не пытаться его остановить, так как можно только усугубить ситуацию либо новой аварией, либо получением побоев. А ещё желательно, чтобы у вас весь процесс от самого происшествия до погони писал видеорегистратор.

Кроме того, важно вернуться на место аварии после этого и вызвать сотрудников ДПС. Именно это и определит отсутствие вашей вины в покидании ДТП.

Погоня за сбежавшим водителем, розыск и если нашли скрывшегося

Какое наказание грозит за оставление места ДТП?

Итак, рассмотрим теперь все меры ответственности и соответствующие статьи нормативных актов за того, что водитель скрылся с происшествия.

Самое распространённое наказание в 2021 году, которое грозит участнику в стандартных случаях (без пострадавших или погибших людей) – это часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ: лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет или административный арест до 15 суток как более строгое наказание при наличии отягчающих обстоятельств.

Эту санкцию назначает исключительно суд – инспектор ДПС на дороге имеет право только составить протокол и передать дело в подведомственный мировой суд на дальнейшее рассмотрение.

Однако, в зависимости от тяжести последствий от самой аварии могут быть и более строгие наказания. Давайте рассмотрим их все, а затем приведём сводную таблицу штрафов и сроков лишения прав за данное деяние.

Есть ли штраф, если оставил место происшествия?

Нет. Ни одна из санкций действующего в 2021 году законодательства не предусматривает штрафа ГИБДД, если водитель скрылся с места ДТП. В настоящее время это нарушение считается достаточно грубым, чтобы за него грозило одно из 3 других мер ответственности, помимо штрафа. Ниже мы и рассмотрим эти 3 других меры.

Есть ли лишение прав?

Да. Выше мы рассмотрели наказание по Административному кодексу с лишением на срок от 1 года до 1,5 лет за скрытие с места ДТП без пострадавших или погибших людей.

Но также лишение прав на 3 года за оставление аварии применяется при назначении любой из уголовных статей при наличии пострадавших людей.

Есть ли уголовное наказание?

И снова да! Целых 3 меры ответственности грозят водителю, который покинул место происшествия, и различаются они в зависимости от следующих дополнительных условий:

  • если оставление места ДТП произошло, где были пострадавшие с тяжким вредом здоровью,
  • если есть погибший человек (например, водитель сбил пешехода и скрылся),
  • если погибших 2 человека или более, будет грозить самое строгое наказание по уголовной статье.

Для вашего удобства ниже мы приведём меры ответственности в удобном табличном виде.

Лишение прав, штраф и арест за оставление места аварии

Если скрылся лишённый прав?

Вообще, в 2021 году в Уголовном кодексе есть отдельное наказание за скрытие с места аварии лицом, подвергнутым наказанию в виде лишения прав. Статья 264.1 наказывает штрафом 200-300 тысяч рублей или более строгими мерами за езду на автомобиле такого водителя.

Однако, если при таких обстоятельствах произошла авария, то возможны варианты: либо будет применяться уже статья 264 либо комбинация из двух этих статей с суммированием наказаний, либо статья 264.1 УК РФ плюс статья 12.27 КоАП РФ. Это зависит уже от конкретного случая и тяжести вреда пострадавших и вообще их наличия.

Таблица ответственности за уезд с аварии

Давайте подведём итоги всего того, что будет грозить водителю, если он скрылся с места ДТП.

Тонкости лишения за скрытие при незначительных повреждениях в ДТП

Как видно из таблицы, наказания за оставление аварии очень строгие. Но как быть, если водитель, не заметив случившегося столкновения, просто уехал, при этом не имея умысла сбегать с места происшествия?!

На самом деле, до определённых пор судьи безоговорочно лишали прав в таких случаях. Но в судебной практике всё изменилось с изданием однажды Постановления Верховного суда. Поговорим о том, как не подвергнуться наказанию в таком случае.

Можно ли избежать наказания в 2021 году?

Да. И есть 2 рабочих способа избежать ответственности. Давайте рассмотрим их!

Рабочий способ №1: при незначительном ДТП

Дело в том, что есть в КоАП РФ статья 1.5, которая содержит общий принцип презумпции невиновности: никому не может грозить наказание, если в нарушении ПДД отсутствует его вина. В то же время часть 1 статьи 2.2 Кодекса определяет умысел как непременный элемент формы вины. Таким образом, если вы неумышленно скрылись с места ДТП, и вины в этом нет, так как вы просто не заметили столкновения, то лишить прав вас нельзя.

С того самого 16 года большинство судов при правильном выстраивании защиты водителя отменяют лишение. Но обратите внимание, что относится это только к административному наказанию – при отсутствии пострадавших или погибших в ДТП людей.

Способы избежать лишения, если покинули место ДТП

Рабочий способ №2: скрываться 3 месяца

Ещё один действенный метод избежать лишения заключается в сроках ведения административного дела. Согласно статьи 4.5 КоАП РФ лицо не может быть привлечено к наказанию по истечении 3 месяцев после совершения нарушения, которое подведомственно рассмотрению судом.

Лазейка в этом законе заключается в том, что за оставление места ДТП наказывается исключительно водитель, что разумно (в отличие от случаев наказания на камеры автофиксации, когда привлекается собственник автомобиля). На практике же скрывшийся водитель редко когда бывает установлен – ведь он скрылся! Только отчётливое изображение его лица на камерах может позволить привлечь его к ответственности. И то, при правильно выстроенной линии защиты и в этом случае вас никто не накажет.

Связав эти 2 факта делаем вывод, что вам ничего не может грозить в истечении 3 месяцев розыска. Но и скрываться для этого не обязательно. Если даже вас приведут принудительно в отделение ГИБДД на допрос, вы имеете полное конституционное право ничего не говорить против себя или своих близких.

К счастью или сожалению, но данный способ, действительно, рабочий – лазейки в законах позволяют избежать ответственности за покидание места ДТП в 2021 году реально и почти всегда стопроцентно, только если вас не поймали сразу же после того, как вы уехали.

Если с места ДТП скрылся пешеход?

А вот здесь уже тот случай, когда скрывшемуся человеку будет грозить всего лишь небольшой штраф. Но их может быть 2 в зависимости от обстоятельств нарушения ПДД. Рассмотрим их все!

Таблица наказаний за скрытие пешехода с места ДТП
Нарушение с оставлением аварии Наказание Какая статья закона?
Если пешеход скрылся с места происшествия без пострадавших Предупреждение или штраф 500 рублей Статья 12.29 КоАП РФ, часть 1
Если ДТП, с места которого сбежал или ушёл пешеход, оказалось с пострадавшими со лёкой или средней степенями вреда здоровью Штраф от 1 тысячи до 1,5 тысяч рублей Часть 2 статьи 12.30 КоАП

Обратите внимание, что пешеходы при этом несут полноценную гражданскую ответственность за причинённый ущерб, если причиной столкновения стали именно они. Однако, здесь есть и определённая тонкость в том, что автомобиль – источник повышенной опасности. Подробно эту тему мы рассмотрели в специальной статье об авариях с пешеходами.

Если пешеход ушёл и судебная практика

Судебная практика 2021 года

Вышеупомянутый акт Верховного суда – не единственная нормативная база, используемая нижестоящими судами в своей практике. Есть и более свежие документы, которые применяются гораздо активнее в 2021 году.

Речь идёт об обширном и популярном на сегодняшний день Постановлении Пленума Верховного суда РФ №20 от 25.06.2019 года. Давайте рассмотрим самые главные нюансы, на которые указал ВС.

  • Если водитель скрылся с места ДТП, которое произошло на парковке или во дворе, то ему всё равно грозит лишение. Домысел о том, что во дворах, к примеру, нет дорог, и, следовательно, ПДД здесь не действуют, Верховный суд признаёт несостоятельным (абзац 1 пункта 20 указанного ППВС).
  • При этом, суд напоминает об определении дорожно-транспортного происшествия в Правилах. Его непременные атрибуты: погибшие или раненые люди либо повреждённое имущество. Если ничего этого нет, то нет и ДТП. Значит, нет и его покидания (абзац 2 пункта 20).
  • Здесь также подчёркивают обязательное наличие умысла для лишения прав (абзац 7 пункта 20). Однако, суд указывает, что такие дела, когда водитель не заметил ДТП и уехал, должны рассматриваться индивидуально. Судьи не должны верить всегда водителям, утверждающим об отсутствии умысла. Всё зависит от характера и размера повреждений, погодных и дорожных условий, габаритов автомобиля (легковой или грузовой, например) и других факторов (абзаца 8).
  • Кроме того, состав правонарушения за оставление места аварии образуется и в случае, если водитель отвёз пострадавших в больницу, но не вернулся обратно при первой возможности (абзац 6 пункта 20).
  • Скрытием с места происшествия также считается и бесконтактное ДТП – когда одна машина стала причиной столкновения других, но прямого контакта автомобиля виновника с ними не было (абзац 9 пункта 20).

Попытавшись уйти от аварии, можно столкнуться с более серьёзными последствиями, чем разбитый автомобиль.


Фото: © East News

Очень часто лихачи провоцируют аварийную ситуацию: резкий манёвр, подрезание, обгон — и удар по тормозам. Добросовестные водители пытаются в этой ситуации избежать столкновения с автохамом и врезаются в отбойники, улетают в кювет, переворачиваются и попадают в другие ДТП. Лайф расскажет, что делать в таких ситуациях и как доказать вину провокатора.

Ровно такой спорный случай произошёл в практике автомобильного адвоката Сергея Радько.

— В Астрахани суд приговорил двух водителей к тюремному заключению из-за ДТП, в котором погиб пешеход. Водитель автомобиля Volkswagen Passat двигался по главной дороге, когда путь ему преградил кроссовер Nissan Qashqai, за рулём которого находилась женщина. Контакта между автомобилями не было, но шофёр седана, уходя от столкновения, не справился с управлением, и машина вылетела на тротуар, где сбила человека, — рассказал Лайфу Радько.

Суд приговорил водителя Passat к 2,5 года лишения свободы, а женщину, не уступившую ему дорогу — к 3 годам заключения согласно статье 264 УК РФ ("Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств"). Подобные случаи довольно распространены.

Правила гласят, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен сделать всё возможное для замедления (хоть притирайся к отбойнику) вплоть до остановки транспортного средства. Случится авария — виновником признают шофёра, создавшего помеху.

Если по чужой вине всё же произошло ДТП, а реального столкновения с провокатором не было, то первое, что нужно заявить гаишникам — был водитель, спровоцировавший аварийную ситуацию. Очень часто гаишники отказываются начинать его розыск, хотя по горячим следам можно оперативно задержать нарушителя. Бывает, начинают угрожать административным штрафом, дескать, как докажешь, ты, мол, сам врезался.

По словам Радько, здесь нужно проявить твёрдость и дать понять инспекторам, что вы знакомы с законами. Гаишники как минимум должны внести эти показания в протокол осмотра места ДТП. Безусловно, запись видеорегистратора или показания очевидцев станут ключевой уликой, но не у всех есть регистраторы и не всегда люди готовы выступить в роли свидетелей. И тут важно соблюсти один момент: в протоколе ГИБДД нужно отметить, что необходимы данные записи камер видеонаблюдения (включая камеры частных магазинов или других объектов).

Не лишним будет и продублировать заявку в местный мониторинговый центр, в разных местах они называются по-разному. К примеру, в Москве данные камер предоставляет департамент информационных технологий.

Делать это нужно оперативно, записи хранятся на протяжении 5 дней, после чего удаляются, а по просьбе гражданина, гаишников или суда данные будут хранить 30 дней. Если же место аварии попадает в зону видимости частных камер наблюдения (например, магазина или предприятия), то записи с них можно получить, обратившись к владельцам камер в частном порядке или через сотрудников полиции.

 Фото: © L!FE

В случае, если водителю удастся доказать, что виновником аварии стал другой шофёр, будет назначена трасологическая экспертиза, главная цель которой — выяснить, правильными ли были действия водителя.

— Ещё 1,5 года назад в таких происшествиях виновником априори считался тот, кто не справился с управлением, уходя от удара, никто не выяснял, почему он так поступил. В последние годы практика стала меняться, — рассказывает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По словам Травина, если в результате экспертизы выяснится, что действия водителя действительно были единственно верными и помогли избежать ущерба и человеческих жертв, то виновником аварии признают того, кто создал помеху движению. В таком случае автомобиль виновника будет объявлен в розыск и он будет обязан возместить ущерб.

 Фото: © L!FE

Но ждать выплаты от страховой компании, в которой виновник застрахован по ОСАГО, не стоит. Страховщик в возмещении, как правило, отказывает, мотивируя это отсутствием контакта машин. Деньги придётся взыскивать через суд, причём если в результате аварии пострадало несколько автомобилей, то лихач заплатит за ремонт всех машин. При этом заключение эксперта-трасолога станет главным аргументом истца в суде, и вероятность наказать нарушителя высока.

— В моей практике был случай, когда один автомобилист уворачивался от другого и врезался в столб, контакта между машинами при этом не было. В результате того, кто создал помеху на дороге, признали виновником ДТП и лишили прав за оставление места аварии. Найти его удалось благодаря показаниям свидетелей и записям с камер видеонаблюдения, — рассказывает адвокат Радько.

В случае, если экспертиза докажет то, что аварии можно было избежать другими способами (не маневрируя, например) или что ущерб в результате неверных действий водителя оказался более серьёзным, чем если бы он допустил столкновение с автомобилем-помехой, то виновником аварии признают именно того, кто пытался избежать ДТП. А провокатор отделается штрафом.

— Если человек понимает, что манёвр может привести к аварии или непредсказуемым последствиям — нужно бить машину, которая создала это препятствие. ДТП в этом случае практически неизбежно, но виноват в нём будет тот, кто нарушил ПДД и создал опасную ситуацию. Если бы участники подобных аварий поступали именно так — многих трагедий, возможно, удалось бы избежать, — говорит Сергей Радько.

Читайте также: