Сколько дней нельзя ремонтировать машину после дтп виновнику по европротоколу

Обновлено: 09.05.2024

Самая главная обязанность, связанная с большим риском, у виновника ДТП при оформлении европротокола – уведомить надлежащим образом свою страховую в течение 5 рабочих дней о страховом случае. Это мы обсудили в отдельной теме.

Предписывает эту обязанность Федеральный закон Об ОСАГО – самый главный на 2021 год по приоритетности законодательный акт, регулирующий автогражданскую в России.

А ещё, в частности, статья 11.1 запрещает без согласия страховой компании как потерпевшему, так и виновнику ДТП нельзя ремонтировать свои машины до осмотра страховой компанией. Вот так звучит официальная трактовка пункта 3 этой статьи:

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

То есть при оформлении происшествия с помощью европротокола без вызова сотрудников ГИБДД запрещается:

  • ремонтировать автомобиль в течение 15 дней,
  • утилизировать его (в том числе в случае тотальной гибели).

Отсчёт идёт именно с даты ДТП – не с времени предоставления потерпевшим или виновником своего экземпляра в страховую и не обращения по ОСАГО, а именно со дня аварии.

Сделал ремонт раньше 15 дней, после дтп.

Перед заключением договора обратитесь в доверенную СТО и узнайте, с какими страховыми компаниями она работает. После выбирайте подходящий вариант из перечня. В случае самостоятельной замены деталей соберите чеки на запчасти, ведь они могут потребоваться для экспертизы или судебного разбирательства.

Если произойдет ДТП, проследите за правильностью оформления бумаг. Это позволит сохранить возможность прямого покрытия убытков в страховой компании. Как быть, если вы собираетесь купить авто?

Если вы только планируете купить машину и хотите сохранить гарантию, сделайте запрос у дилера авторизованных СТО. Выберите ту компанию, которая работает с интересующим сервисным центром.

В случае если страховщик виновной стороны не имеет договора с этой СТО, требуйте направления именно сюда или денежной компенсации.

А если ДТП оформили ГИБДД?

В этом случае такой обязанности нет. Посмотрите ещё раз на официальную цитату закона. Там речь идёт об оформлении происшествия без сотрудников полиции – это и есть заполнение европротокола.

Если на аварию приезжали сотрудники Госавтоинспекции, то у вас после этого нет никаких обязанностей, в том числе по оповещению страховщика о страховом событии, предоставлении автомобиля для осмотра, а также запрета ремонтировать машину.

Но не следует путать сотрудников ГИБДД и аварийных комиссаров – к сожалению, очень часто оказывается, что водители принимают последних за первых. Аваркомы не уполномочены оформлять ДТП – они приезжают для того, чтобы выдать бланк извещения европротокола и в ряде ситуаций помочь заполнить его. Вы вообще можете отказаться от их услуг и вызвать полицию для оформления аварии.

Можно ли ремонтировать авто, если ДТП оформили ГИБДД?

Когда можно ремонтировать автомобиль после дтп пострадавшему

Когда можно ремонтировать автомобиль после ДТП пострадавшему?

Разберемся, какие правила действуют при снятии ТС с учета, в какие сроки можно получить компенсацию от страховой компании, как быть с автомобилем – продавать или ремонтировать.

Авария – непредсказуемое явление, при наступлении которого появляется растерянность – куда идти, звонить, что делать с машиной. Поэтому основные правила должен знать каждый автомобилист.

Что делать с авто после аварии В независимости от того, по какой причине произошло ДТП, водители задаются вопросом: что делать с автомобилем после аварии.

Если машина не сильно повреждена, то собственник может ее восстановить без серьезных капиталовложений.

Но в тех случаях, когда автомобиль серьезно пострадал в происшествии, и при подсчетах стоимости необходимых ремонтных работ вышла приличная сумма, вряд ли восстановление будет оправданным решением. Износ шин рассчитывается так: Износ = ((высота рисунков протекторов – высота такого показателя по факту)

Авто после ДТП: восстановление или продажа

Тяжелые телесные повреждения при ДТП — это те, что опасны для жизни или повлекли потерю трудоспособности на более длительный период. Ранения и травмы средней тяжести при ДТП характеризуются продолжительным сроком потери трудоспособности, но не несут угрозы для жизни.Вполне понятно желание владельца осуществить ремонт авто после ДТП как можно скорее.

Однако каждый должен знать, что нельзя самостоятельно перевозить поврежденный в ДТП автомобиль до того, как будет проведено оценивание повреждений. требует, чтобы первоначальную оценку дефектов авто делал представитель страховой компании. С этими бумагами собственник автомобиля должен обратиться на СТО.

После ДТП важна правильная оценка стоимости ремонта автомобиля.

Это делают эксперты страховой компании, в их полномочия входит определение степени повреждений, полученных в ДТП, проведение требуемых расчетов.

Что делать с авто после ДТП

Цель такой процедуры – определить величину расходов на восстановительный ремонт.

Под износом транспортного средства понимают количественную меру физического старения при воздействии внешнего или внутреннего фактора. Получается при использовании автомобиля. Характеризует состояние самого транспорта и его конструктивных элементов.

При оценивании износа выделяют такие виды:

Любая деталь машины изнашивается в несколько этапов: Прорабатываются трущиеся детали. Время, когда деталь работает нормально (80 – 90% периода эксплуатации).

Ремонт автомобиля после ДТП

Этот документ содержит описание единой методики расчета расходов, связанных с восстановлением автотранспортного средства после аварии. Указанным Положением обязаны руководствоваться эксперты и страховых компаний, и независимых исследовательских центров.

Чтобы правильно рассчитать стоимость восстановительного ремонта надо: определиться с полученными повреждениями.

Основная формула, которой следует руководствоваться:

Ремонт после ДТП: когда можно проводить?

В противном случае водителю машины-участника ДТП могут на вполне законных основаниях отказать в страховых выплатах.Вместе с заявлением страхователь обязан приложить следующие документы:

  1. справка о ДТП;
  2. извещении о ДТП;
  3. действующий полис ОСАГО;
  4. технический паспорт ТС;
  5. номер банковского счета, на который страховщик будет переводить компенсационную выплату.
  6. паспорт;
  7. свидетельство о регистрации машины;
  8. водительское удостоверение;

В том случае, если авария оформлялась по упрощенной схеме, (оформление Европротокола по согласованию сторон ДТП), то этот документ доставляется в страховую компанию в течение пяти дней, без учета праздников и выходных.Вместе с Европротоколом автолюбитель должен предоставить все описанные выше документы за исключением справки о ДТП, которая выписывается сотрудником Госавтоинспекции.При этом

Что будет за нарушение этого закона?

Если вы в течение 15 дней отремонтируете машину или иным образом скроете повреждения от ДТП и покажете автомобиль не в том виде, как он был сразу после аварии, то страховая вправе выставить регресс на сумму возмещения потерпевшему.

Это происходит следующим образом:

  1. вы ремонтируете машину до истечения 15 дней вопреки требованию закона,
  2. страховщик требует предоставить машину для осмотра,
  3. вы её не предоставляете либо показывает уже починенную,
  4. представитель страховой сразу же вам ничего не предъявит, но, спустя некоторое время (как правило, от 2 недель до полугода) вам по адресу регистрации приходит письмо с регрессным требованием и предложением выплатить указанную сумму в разумный срок (срок часто тоже указывается – 10-20 дней),
  5. если вы не исполняете требование страховой, то следующим письмом придёт уже повестка в суд с делом по регрессу.

Можно ли избежать регресса?

Практически нет. Именно согласно практике судов общей юрисдикции, так как право регрессного требования прямо прописано в законодательстве, то суды удовлетворяют иски страховых компаний в подавляющем большинстве случаев.

Но есть исключения. К примеру, в одном из судов Татарстана виновнику удалось избежать регресса, мотивировав нарушенное право страховщика тем, что если бы право было не нарушено, то это никак не повлияло бы как на размер, так и на сам факт выплаты потерпевшему.

Но и в том деле речь идёт о другом нарушении – неуведомлении страховой в течение 5 дней, а не запрете ремонта в 15 дней. В нашем же случае всё аналогично: если вы отремонтировали машину ранее истечения положенного срока 15 дней, то это не повлияет ни на что:

  • ни на сам факт обязанности возмещения потерпевшему,
  • ни на размер, сроки и другие факторы такого возмещения.

Более детально вопрос избегания регрессного требования мы рассмотрели в статье по судебное требование регресса со ссылкой на материалы судебной практики.

Сроки и правила ремонта по ОСАГО после ДТП

Если ваш автомобиль не на ходу, такое бывает ведь в результате ДТП он может получить сильные повреждения и быть не на ходу или с такими повреждениями при которых передвигаться нельзя, или просто ваш авто может быть сломан не обязательно в результате ДТП. В таком случае вы указываете в заявлении на возмещение ущерба, что транспортное средство не на ходу и страховщик на основании части 2, пункта 10 статьи 12 «Закона об ОСАГО будет обязан провести осмотр транспортного средства по месту его нахождения, которое вы так же должны будете указать. В осмотре будет принимать участие эксперт, как правило такие эксперты всегда сотрудничают со страховыми компаниями и работают весьма посредственно, сам сталкивался не раз, считают так, что вообще ни на что не хватает, в последний раз разбили бампер, мне вообще отказали по надуманной причине, якобы я отказался приехать в страховую, хотя документы я все подал и пригласил страховую на осмотр.

В итоге отсудили деньги все вместе получилось около 70000 рублей, считаю неплохо. Поэтому я всегда говорю, что основная задача пострадавшего, это подать все необходимые документы и показать автомобиль страховой, больше ничего не требуется и внимательно читайте документы которые вам дают на подпись, не подписывайте никакие соглашения о суммах выплат и никакие договоры которые вам могут давать в сервисе.

  1. если автомобиль не подлежит восстановлению;
  2. если сумма ремонта более 400 тысяч рублей;
  3. владелец транспортного средства получил тяжкие телесные повреждения, либо наступила его смерть;
  4. автовладелец является инвалидом;
  5. страховая компания не способна обеспечить ремонт автомобиля в срок, либо нет запчастей, опыта ремонта, технической документации на редкую марку машины;
  6. страховщик и владелец машины пришли к согласию о компенсации ущерба деньгами;
  7. по решению Российского союза страховщиков, который учел тяжелое положение владельца машины.

На все перечисленные действия уходит несколько недель, а иногда – и месяцев. Но ради получения компенсации в полном объеме придется потратить указанный временной промежуток. Восстановление автомобиля начинается после согласования обозначенной суммой компенсации и стоимости ремонтных работ. Если страхователь согласен с условиями страховщика, ему выдается направление на СТО или выплачивается компенсация.

В случаях, когда автовладельца не устраивает озвученная сумма, он может обратиться в суд для обжалования решения. Если страхователем сделан выбор в пользу получения денежной компенсации, то также потребуется дождаться проведения экспертизы. В этом случае основанием для получения компенсации или направления на ремонт от страховой компании является Европротокол. Второй способ оценки ущерба – обращение к экспертам, сотрудничающим со страховой компанией.

Как правило, услуга бесплатная, но имеет повышенный риск получения неверных расчетов. Страховщикам невыгодно оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому часто размер ущерба сильно занижен. Доказать обратное можно только в судебном порядке.

Но писать исковое заявление стоит только в том случае, если страхователь уверен в неправильно сделанных расчетах, чтобы не понести расходы на ведение судебного дела. Водителям бывает сложно доказать, что у автомобиля имеются скрытые повреждения. Оценщики упускают данный момент, указывая в акте только видимые царапины и вмятины. По новому закону денежные выплаты не исключены окончательно, они возможны в следующих случаях: Как видно, за пострадавшей стороной оставалось право отказаться от ремонта на СТО и взять деньги. Этой лазейкой пользовались разные юристы, помогающие участникам ДТП отсудить положенные средства у страховой компании и таким способом получить дополнительный доход. Наличие денежных выплат приводило к появлению мошенников, которые подставляли свои авто на дорогах с целью получения денег по ОСАГО. В Какой Срок я Могу Ремонтировать Авто после ДТП если я Виновник

  • Как Красиво Отремонтировать Ржавое Хромированное Покрытие Светильника
  • Сколько Нужно Заплатить за Дарственную на Квартиру
  • Можно ли Водителям Работать Сутки через Трое
  • Заявление на Увольнение из за Невыплаты Заработной Платы Образец
  • Обязательно ли Вскрытие Ненасильственного Трупа

В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже.

Как считается срок?

Как можно видеть из цитаты обязанности, речь идёт о 15 календарных днях, кроме праздничных нерабочих. Как правильно считать эти дни? Всё достаточно просто – нужно учитывать все дни, кроме тех выходных, которые устроены в честь праздника. А обычные субботу и воскресенье также считаем включёнными в этот срок.

Расчёт срока 15 дней запрета ремонта машины по ОСАГО

Рассмотрим на примере. ДТП произошло 1 апреля и оформлено европротоколом. В этом случае до 16 апреля включительно нельзя приступать к ремонту ТС, потому праздничных нерабочих в этот период нет.

Другой пример: ДТП случилось 30 апреля 2021 года, и участники заполнили извещение европротокола. В этом случае, к примеру, праздничными выходным в этом году официально признаны даты с 1 по 5 включительно и с 9 по 12 включительно. Тогда 15 дней запрета ремонта авто истекают 25 мая, так как мы не учитываем 9 праздничных нерабочих дней.

Подведем итоги

И в завершении хотелось бы отметить несколько важных моментов. Чинить свое транспортное средство до момента, пока не проведена автомобильная экспертиза и, если возникли сложности, не было вынесено судовое постановление, категорически нельзя.

Причина этому проста – после ремонта транспортный экипаж крайне сложно обследовать на предмет наличия каких-либо повреждений, которые были причинены машине во время дорожного происшествия.

Автовладелец должен знать:

  • запрещен ремонт до тех пор, пока страховая компания не проведен осмотр и оценку транспортного средства;
  • нельзя приступать к ремонту машины до проведения независимой экспертной оценки, с помощью которой можно получить реальную картину касаемо повреждений автотранспорта после ДТП;
  • когда виновнику ДТП можно ремонтировать машину – только после проведения независимой экспертизы, но при этом необходимо собрать все платежные документы, подтверждающие факт проведения ремонтных работ;
  • отремонтировать машину после тяжелых повреждений можно только после того, как закончится судопроизводство по установлению виновной в аварии стороны.

Поспешив с ремонтными работами, автовладелец, чья машина попала в дорожно-транспортное происшествие, может лишиться страховых выплат и, соответственно, все расходы полностью ложатся на плечи водителя.

Поэтому эксперты настоятельно рекомендуют пройти все инстанции на пути к страховым компенсациям и только после этого приступать к ремонтно-восстановительным работам своего четырехколесного коня.

Многие водители, если попали в аварию, думают, что должны вызвать ГИБДД для оформления происшествия. Это не так. В некоторых ситуациях граждане могут сами составить европротокол при ДТП. Этот документ позволяет получить компенсацию от страховщика в упрощенном формате и экономит личное время участников инцидента.

Изменения в 2022 году

Что такое Европротокол

Европротокол – это упрощенная процедура оформления аварии, в которой не требуется участие ГИБДД. При этом водители должны сами заполнить бланк об инциденте. Самостоятельное составление протокола позволяет не только сократить время оформления происшествия, но и быстро убрать автомобили с дороги.

В каком случае можно оформить ДТП без ГИБДД

Каждый водитель должен знать в каких случаях оформляется европротокол при ДТП.

Для упрощенной регистрации происшествия нужно соблюдать ряд условий:

  • в аварии нет человеческих жертв;
  • в ДТП принимают участие 2 автомобиля;
  • ущерб нанесен только участвовавшим ТС;
  • у обоих водителей оформлены полисы ОСАГО;
  • ущерб, который причинен ТС, не превышает максимального размера выплаты по страховке;
  • оба водителя хотят зафиксировать ДТП без ГИБДД, составив европротокол.

Если трудно выяснить обстоятельства происшествия и оценить нанесенный ущерб, то лучше оформить аварию по стандартной процедуре.

Где взять бланк Европротокола?

При возникновении аварии водители могут заполнить специальную форму – европротокол бланк, который необходимо передать в страховую фирму.

Документ выдает страховой агент при оформлении страхового полиса. Плата за выдачу бланка не взимается.

Если имеющаяся форма была уже использована, то нужно посетить ближайший филиал страховой фирмы. Также бланк можно скачать ниже:

Инструкция по заполнению Европротокола при ДТП

Водители интересуются вопросом: как оформить европротокол? В бланке 2 листа: основной и дополнительный. На лицевой части первого листа находятся 2 колонки. После заполнения основу бланка необходимо отделить от дополнительной части.

На лицевой стороне

Как заполнить европротокол на лицевой стороне

На лицевой стороне указываются следующие данные:

  • место, дата и точное время аварии;
  • количество поврежденных ТС и пострадавших лиц;
  • показания свидетелей (если они есть);
  • ФИО владельцев автомобилей, водителей, которые попали в ДТП, и точную информацию о ТС;
  • сведения о страховой фирме и актуальном полисе;
  • список повреждений авто;
  • схема ДТП.

После полного заполнения лицевой стороны и составления схемы водители подписывают пункт 15 и 18. После этого можно разорвать страницы для дальнейшего самостоятельного заполнения оборота.

На оборотной стороне

Как заполнить европротокол на оборотной стороне

На оборотной стороне документа оба участника инцидента описывают свое мнение об аварии и указывают, кто управлял автомобилем на момент ДТП (владелец ТС или другое лицо).

В примечания можно внести дополнительную информацию об инциденте, которую удалось получить при фото- и видеосъемке.

Если после того, как бланки разъединили и подписали обе стороны, нужно внести исправление, то корректировку должны заверить оба участника ДТП.

Количество экземпляров

Водителям необходимо заполнить 1 бланк, состоящий из 2 листов. Верхний слой является самокопирующимся. Нужно проследить, чтобы данные с лицевой части четко отпечатались.

Если бланк европротокола был самостоятельно распечатан на принтере, то необходимо заполнить 2 экземпляра.

Образец заполнения Европротокола при ДТП

образец заполнения европротокола

Чтобы правильно оформить ДТП, нужно знать, как заполнять европротокол. Следует придерживаться правил:

  1. В документе должна отражаться только правдивая информация.
  2. Полное и точное заполнение европротокола снижает риск возникновения проблемных ситуаций со страховым возмещением.
  3. Необходимо серьезно отнестись к фиксации тех деталей происшествия, которые появились благодаря фото- или видеокамерам.
  4. При составлении европротокола у водителей не должно быть разногласий. Если есть какие-то спорные моменты, их нужно подробно указать в документе.

При возникновении ДТП важно правильно зафиксировать обстоятельства аварии в схеме. Она находится на бланке в пункте 17.

При оформлении документа не нужно стараться изображать детально внешний вид предметов. Ключевое: схема должна четко пояснять событие. Необходимо указать автомобили, которые участвовали в ДТП, их положение на дороге и направление движения.

Как оформить Европротокол через приложение

В приложение каждое заявление должна заверять электронная подпись. После прохождения всех этапов считается, что страховщик получил уведомление об аварии. В компанию нужно будет только занести заявление об ущербе.

Что делать виновнику ДТП после составления европротокола

Виновник происшествия не должен без письменного согласия страховой совершать ремонт ТС в течение 15 дней с момента аварии. И обязан в течение 5 дней после запроса страховщиков явиться на независимую экспертизу.

При нарушении требований страховая компания может подать регрессный иск. Если его удовлетворят, то виновник будет вынужден самостоятельно компенсировать причиненный ущерб пострадавшему лицу.

Размер выплат по европротоколу

Максимальный размер компенсации зависит от того, получится ли у водителей прийти к общему мнению по поводу виновника ДТП, обстоятельств аварии и перечня повреждений.

Если у водителей отсутствуют разногласия, то страховая может выплатить:

  • до 100 тыс. руб. – если участниками была заполнена только бумажная версия бланка об аварии;
  • до 400 тыс. руб. – если дополнительно к извещению участники ДТП провели фиксацию повреждений ТС (фото/видео) в специализированном приложении.

Мобильная программа позволяет не только сделать фото места происшествия и повреждений авто, но и задокументировать точное время и место инцидента.

В данном случае страховая фирма сама определит, какой водитель спровоцировал возникновение аварийной ситуации. Если есть разногласия, участники ДТП должны зафиксировать инцидент не только на бумажных бланках, но и в мобильном приложении. Предельная сумма выплаты составит 100 тыс. руб. Страховые компании часто не могут определить виновника аварии, поэтому просто распределяют компенсацию между водителями поровну.

Срок действия Европротокола

Какие могут быть проблемы с Европротоколом

С европротоколом могут возникнуть проблемы, если на бланках не совпадает информация. По закону виновник аварии обязан предоставить страховщику свою часть документа. Лицевые стороны оригинала и копии должны быть идентичны.

Важно учитывать еще один момент: на оборотной части водители пишут свое видение ситуации. Виновник должен отобразить собственное мнение не на оригинале, а на копии. Если он поступит иначе, это будет считаться ошибкой. Оригинал документа всегда остается у потерпевшей стороны.

Заключение

Составление европротокола – оптимальная процедура для тех водителей, которые не хотят дожидаться сотрудников ГИБДД при аварии. При себе у участников ДТП должен быть бланк для заполнения, который в дальнейшем подается в страховую.

Формируя документ, желательно придерживаться всех правил заполнения: достоверно отобразить информацию и правильно составить схему происшествия. Необходимо учитывать, что размер выплаты по европротоколу может меняться в зависимости от обстоятельств.

Водители вправе воспользоваться одним из специализированных приложений, которые специально разработаны для удобства граждан.

Ушаков Иван

Верховный Суд РФ в Определении от 20 июля 2021 г. № 11-КГ21-21-К6 разъяснил, вправе ли страховая компания предъявлять регрессный иск к виновнику ДТП, в ходе которого был составлен европротокол, если она безоговорочно приняла условия выплаты, предоставленные стороной.

Кроме того, Верховный Суд заметил, что, принимая решение о компенсации страхового возмещения, страховщик не воспользовался правом ознакомиться с материалами дела, оценить обоснованность факта и размера выплаты, осуществленной потерпевшему

Верховный Суд указал, что правило о регрессном иске не применяется, если после составления европротокола второй участник ДТП приехал на осмотр по прошествии срока, установленного Законом об ОСАГО

Как разъяснил КС, требование о направлении каждым из участников происшествия заполненного европротокола нацелено на то, чтобы страховщики имели возможность проверить достоверность сведений о ДТП, в том числе потребовать предоставить транспортные средства для осмотра или экспертизы. КС указал также на необходимость обеспечивать как баланс интересов всех участвующих в страховом правоотношении лиц, так и предотвращение противоправных механизмов разрешения соответствующих споров.

Верховный Суд, опираясь на это разъяснение, сформулировал позицию, суть которой сводится к тому, что одного лишь факта невыполнения требования о направлении виновником ДТП европротокола своему страховщику для удовлетворения регрессных требований недостаточно. Страховая компания должна обосновать, что ненаправление европротокола виновником ДТП нарушило ее права и законные интересы.

В рассмотренном Верховным Судом деле страховая компания виновника ДТП выплатила возмещение страховой компании потерпевшего на основании имеющихся у нее документов, в том числе европротокола потерпевшего, не озаботившись проверкой обоснованности выплаты потерпевшему страхового возмещения. Требования о предоставлении для осмотра автомобиля виновника ДТП его страховщик не направлял. Исходя из обстоятельств дела, отсутствие у страховой компании экземпляра протокола от виновника ДТП никак не повлияло на обязанность этого страховщика выплатить возмещение страховой компании потерпевшего. В этом, собственно, и состоит суть ОСАГО: добросовестный водитель страхует свою ответственность за причинение ущерба при ДТП и выплачивает страховые взносы, чтобы в случае ДТП, в котором он окажется виновником, за него по общему правилу заплатил страховщик. Предъявление регрессных требований к виновнику ДТП со стороны страховой компании предусмотрено в виде исключения – в качестве санкции. В данном деле применение такой санкции представляется несправедливым, поскольку невыполнение требования о направлении европротокола страховщику не нарушило его права и законные интересы, как и права и законные интересы других лиц.

Таким образом, позиция ВС соответствует смыслу и духу закона, защищает водителей от несправедливых требований страховых компаний.

Следует отметить, что определение не создает прецедент по данному вопросу, а закрепляет в судебной практике уже сформулированную ВС ранее позицию (Определение от 15 декабря 2020 г. № 44-КГ20-15-К7 по делу с аналогичными обстоятельствами). Незадолго до этого подобные выводы, основанные на Определении КС № 1059-О, уже встречались в правоприменительной практике (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2017 г. № 13АП-18430/17; апелляционное определение Рославльского городского суда Смоленской области от 3 октября 2018 г. по делу № 11-17/2018), хотя и не сразу получили общее признание в судебной системе.

Поэтому Определение от 15 декабря 2020 г. № 44-КГ20-15-К7 по данному вопросу и закрепление изложенной в нем позиции в Определении от 20 июля 2021 г. № 11-КГ21-21-К6 имеют важное значение и, надеюсь, положительно повлияют на судебную практику.


Согласно закону об ОСАГО потерпевший и виновный обязаны передать заполненный с обеих сторон бланк европротокола в свою страховую компанию в течение 5 рабочих дней после ДТП. Началом исчисления является дата, написанная в извещении. Если этого не сделать в отведенный срок, страховщик может предъявить регрессивное требование виновному.

Если виновный не предоставит европротокол в страховую его ждет регресс по ОСАГО

Регресс по ОСАГО — это ситуация, когда страховая компания оплатила ремонт ТС пострадавшей стороне из своих средств и требует возмещения убытков с виновника. Это положение регулирует пункт 1 статьи 11 Федерального Закона "об ОСАГО".

Если виновник проигнорирует претензию страхователя о возмещении понесенных убытков, на него будет составлено исковое заявление в суд. В этом ситуации отмахнуться от уплаты неустойки не получится. Судебная практика по этим делам неутешительна. Следует помнить, что для виновной стороны первоочередным действием является передать свой экземпляр европротокола за 5 дней после ДТП.

Желательно сделать это лично, посетив офис где был застрахован автомобиль, или направив заказное письмо с отметкой о получении. Но личное присутствие куда надежнее. Предпочтительно отснять копию европротокола и попросить сотрудника, принявшего документы сделать отметку о получении извещения о ДТП, указать дату, подпись и поставить печать. Это несложное действие обезопасит виновника от регрессных требований страховой компании.

Согласно закону нельзя ремонтировать машину в течение 15 дней

Виновник ДТП ни при каких обстоятельствах не должен ремонтировать автомобиль раньше 15 дней со дня аварии. В противном случае ему также грозит регресс. Через какое-то время после ДТП виновного должны оповестить о том, что он должен предоставить автомобиль для осмотра в страховую организацию. Это необходимо для корреляции характера повреждений с машиной потерпевшего и расчета суммы выплат.

Осмотр поврежденного транспортного средства можно произвести и раньше 15 дней, если самостоятельно приехать к страховщику потерпевшего раньше срока. После осмотра с него нужно затребовать письменное разрешение, и только потом ремонтировать свой автомобиль. Такая схема взаимодействий сделана для исключения фактов мошенничества со стороны застрахованных лиц.

Чем еще опасен европротокол для виновника

Если оба водителя договорились об оформлении ДТП по европротоколу, можно воспользоваться образцом, не вызывая работников ГИБДД, виноватому стоит тысячу раз подумать, стоит ли прибегать к такому способу. Даже если потерпевший уверяет, что ему хватит максимальной суммы выплат на ремонт, следует соотнести все "за и против".

Ведь если окажется, что пострадавшему не хватит максимальной выплаты на ремонт, установленной правительством РФ, он, на вполне законных основаниях, может потребовать возместить недостающую сумму у виновника. Закон об ОСАГО также предусматривает такой вариант развития событий, поэтому прогнозировать, что на уме у вашего оппонента весьма неблагородное дело.

Должен ли виновник ДТП предоставлять для осмотра свой автомобиль страховой компании? Я признан виновным в аварии, мой автомобиль поврежден, страховку не выплатят скорей всего. Но требуют, чтобы я представил машину на осмотр. Надо ли это делать или можно проигнорировать требование?

Ответ: К сожалению, вы не указали одну существенную деталь, от которой зависит надо ли ваше авто представлять страховщикам для осмотра: вы не сообщили, участвовал ли в оформлении ДТП сотрудник полиции. Если участвовал, то показывать машину не надо, если же вы с пострадавшим использовали так называемый Европротокол (сами составляли схему происшествия), то показать ее в ваших интересах.

Поясним в чем тут дело. Страховщики полностью доверяют полицейским, оформившим ДТП, и без дополнительных проверок принимают их протоколы.

Тем не менее, в 2014 году закон об ОСАГО внесены новые положения, согласно которым водители при соблюдении некоторых условия вправе оформлять ДТП самостоятельно, то есть без полицейских. Сделано это с одной целью – облегчить работу сотрудникам ГИБДД, вынужденным оформлять даже мелкие аварии с незначительным ущербом.

Однако страховщики воспользовались предоставленной возможностью и сразу начали тормозить выплаты по ДТП, оформленным без полицейских. Тем более, как оказалось, им легко придраться к протоколам, подготовленным по согласию.

Они, действительно, вправе потребовать у виновника автомобиль на осмотр. Но при соблюдении одного условия:

Схема происшествия составлялась участниками ДТП самостоятельно и, главное – без участия сотрудников полиции.

Если же это условие не будет выполнено, страховщик вправе предъявить регрессное требование к виновнику ДТП. Иначе говоря, после выплаты всей страховой суммы пострадавшему страховщики подадут в суд на виновника и взыщут с него все выплаченные средства.

Итоги

Страховщик вправе требовать ваше авто только если:

  • ДТП оформлялось без участия полиции.
  • Участники составили согласованную схему и направили извещение своим страховщикам.

Если виновник проигнорировал требование о представлении на осмотр автомобиля, ему в судебном порядке будет предъявлено регрессное требование.

67 юристов в нашем
постоянном штате

295 консультаций оказано
за последний месяц

Наличие собственного автомобиля – это очень хорошее подспорье в некоторых жизненных ситуациях. Более того, многие водители не представляют своей жизни без машины.

Непредвиденная авария вносит в привычный жизненный уклад массу неудобств. Поэтому большинство автовладельцев интересует вопрос, когда можно ремонтировать автомобиль после ДТП. Вот в этом мы и попробуем разобраться в нашей публикации.

Что должен делать автовладелец после аварии?

Цены на кузовные детали.

Вместе с заявлением страхователь обязан приложить следующие документы:

  • справка о ДТП;
  • паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • действующий полис ОСАГО;
  • извещении о ДТП;
  • свидетельство о регистрации машины;
  • технический паспорт ТС;
  • номер банковского счета, на который страховщик будет переводить компенсационную выплату.

В том случае, если авария оформлялась по упрощенной схеме, (оформление Европротокола по согласованию сторон ДТП), то этот документ доставляется в страховую компанию в течение пяти дней, без учета праздников и выходных.

Вместе с Европротоколом автолюбитель должен предоставить все описанные выше документы за исключением справки о ДТП, которая выписывается сотрудником Госавтоинспекции.

Если же между страховщиком и страхователем возникают спорные вопросы касаемо размера компенсации, то по желанию одной из сторон (как правило, это относится к пострадавшему автовладельцу) организовывается независимая экспертиза.

Когда можно ремонтировать машину после аварии?

В первую очередь оценка полученного ущерба и его стоимость доносится собственнику транспортного средства от компании страховщика, где осуществлялась покупка полиса ОСАГО. С таким документом автовладелец должен обратиться в ремонтные мастерские.

В свою же очередь, специалист на станции технического обслуживания оценивает сложность и объем работ, необходимых для возвращения автомобилю первичного вида, в котором он был до ДТП.

Если результаты оценки ущерба и стоимости ремонтно-восстановительных работ совпадают, то можно приступать к реставрации машины. Но прежде чем ремонтировать авто, необходимо заручиться согласием виновного в аварийной ситуации стороны.

В том случае, когда виновник дорожного происшествия не согласен с оценкой страховой компании, то он должен обратиться в суд и подать иск на рассмотрение этого дела. Только так один из участников прецедента на дорожном полотне может отстоять свою точку зрения.

Подсчет износа

Как оценить ремонт транспортного средства после аварии? После того, как автолюбитель обратится в страховую компанию или к независимому эксперту, специалисты проведут расчеты и определят, насколько автомобиль пострадал в результате дорожно-транспортного происшествия. Цель проведения подобных манипуляций – определение величины расходов на ремонтно-восстановительные работы.

В этом регламентном документе прописаны правила и порядок определения износа запасных частей автомобиля. В том случае, если автовладелец внимательно изучит документ, то сможет собственными силами провести расчет, сколько потребуется потратить денежных средств на восстановление машины после прецедента на дорожном полотне.

Под износом автотранспорта подразумевается количественная мера физического старения при воздействии внешних или внутренних факторов. Износ получается при прямом использовании транспортного средства и характеризуется состоянием самого автотранспорта и его конструктивных элементов.

При оценивании износа эксперты выделяют следующие виды:

  • морального типа;
  • физического (естественного).

Любая запасная часть автомобиля подвергается износу в несколько этапов:

  • проработка трущихся деталей;
  • временной промежуток, когда детали полноценно функционируют (как правило, это 80-90% периода всей эксплуатации транспортного средства);
  • усиленное изнашивание (аварийный износ).

Для расчета износа эксперты используют следующую формулу: Износ кузова машины в процентном соотношении = 100 * (1 – основание натурального логарифма – ((4 * возраст кузова) / (20 + 4 * гарантийный срок от коррозийных процессов)).

Чтобы рассчитать износ шин, можно использовать такую формулу: Износ = ((высота рисунка протектора – высота этого показателя по факту) / (высота рисунка протектора – минимальная высота этого показателя по законодательному регламенту)) * 100%.

Кроме этого износ будет увеличиваться и в зависимости от срока эксплуатации машины:

Если учитывать коэффициенты, которые были утверждены законодательными документами, то можно сделать вывод, что за год эксплуатации автомобиля его стоимость будет снижаться на 5,5%. То есть за 10 лет амортизация транспортного средства отечественного автопрома будет составлять целых 55%.

Поэтому эксперты рекомендуют отдавать предпочтение более надежным машинам, коими и являются японские автомобили.

Во время расчета износа транспортного средства и его составляющих частей (при оценивании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия) необходимо руководствоваться нормативами Постановления ВР №361 от 24.05.2010.

Но при этом применять прописанные положения в реальности можно только после возникновения документации, перечня узлов, по отношению которых не применены поправочные коэффициенты.

Независимая экспертиза

Любой автовладелец может на вполне законных основаниях прибегнуть к помощи независимых экспертов в таких случаях:

  • при несогласии с проведенной экспертизой сотрудниками страховой компании;
  • при необходимости определения реальной стоимость машины после ДТП;
  • для оценки ущерба, причиненного в результате ДТП с целью определения суммы, которую нужно отдать за восстановление машины.

Шаги к выплате по ОСАГО.

Специалисты экспертных компаний проводят всю процедуру независимого исследования – от подписания договора с заказчиком до передачи готового результата в течение трех-пяти рабочих дней. Когда транспортное средство получило очень серьезные повреждения, которые предполагают наличие скрытых дефектов, то экспертиза может быть проведена за семь рабочих дней.

Дела судебные

В суд автовладелец может обращаться в том случае, если его не устраивают какие-либо результаты проведения оценки автомобиля, будь то со стороны страховщика, или же виновной в ДТП стороны. Именно судебная инстанция может поставить завершающую точку в определении суммы страховых выплат.

Как правило, при составлении иска, автовладелец требует компенсацию, с помощью которой можно будет покрыть:

  • ремонтно-восстановительные работы автомобиля после аварии, оцененные в результате независимой экспертизы;
  • расходы на оплату услуг экспертной фирмы;
  • затраты на рассылку почтовых уведомлений заинтересованным лицам.

Подведем итоги

И в завершении хотелось бы отметить несколько важных моментов. Чинить свое транспортное средство до момента, пока не проведена автомобильная экспертиза и, если возникли сложности, не было вынесено судовое постановление, категорически нельзя.

Причина этому проста – после ремонта транспортный экипаж крайне сложно обследовать на предмет наличия каких-либо повреждений, которые были причинены машине во время дорожного происшествия.

Автовладелец должен знать:

  • запрещен ремонт до тех пор, пока страховая компания не проведен осмотр и оценку транспортного средства;
  • нельзя приступать к ремонту машины до проведения независимой экспертной оценки, с помощью которой можно получить реальную картину касаемо повреждений автотранспорта после ДТП;
  • когда виновнику ДТП можно ремонтировать машину – только после проведения независимой экспертизы, но при этом необходимо собрать все платежные документы, подтверждающие факт проведения ремонтных работ;
  • отремонтировать машину после тяжелых повреждений можно только после того, как закончится судопроизводство по установлению виновной в аварии стороны.

Поспешив с ремонтными работами, автовладелец, чья машина попала в дорожно-транспортное происшествие, может лишиться страховых выплат и, соответственно, все расходы полностью ложатся на плечи водителя.

Поэтому эксперты настоятельно рекомендуют пройти все инстанции на пути к страховым компенсациям и только после этого приступать к ремонтно-восстановительным работам своего четырехколесного коня.

Удачи вам на дороге!

Вам может быть интересно:

Как и в каких случаях можно требовать возмещение убытков с виновника ДТП?

К какому страховщику обращаться за выплатой?

Как долго ждать выплату от страховщика после аварии?

Как получить компенсацию, если виновник аварии не застрахован?

Комментарии

Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Я вообще угараю от законов в своей стране! Когда я страхую свой авто то никто не спрашивает у меня -Как сильно изношен ваш авто, какой пробег, нехотите ли мы вам применим понижающий коэфицент процентов так на 30-50 от стоимости страховки? Страхуют как всех исходя от л.с. а как ремонтировать так трындец полный , сразу это всё становится существенным. С..ки!

Они при это еще и убыточными умудряются быть, постоянно плачутся. Эффективные менеджеры че. В итоге как всегда крайние и расплачиваются за все обычные люди.

Читайте также: